Реферат по предмету "Мировая экономика"


Краткая характеристика свободных зон России Украины

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О свободных экономических зонах». В соответствии с названным законом свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности.  Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом «О свободных экономических зонах», таможенным и иным законодательством Российской Федерации.   Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны),  налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.
Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.
К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.
Однако названный Закон так и не был подписан Президентом Российской Федерации. 8 июля 2005 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который был одобрен  Советом Федерации
13 июля 2005 года и подписан Президентом Российской Федерации 22 июля 2005 года.
В соответствии с названным Законом      особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Закон выделяет следующие типы особых экономических зон:
— промышленно-производственные особые экономические зон. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.
— технико-внедренческие особые экономические зоны. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.
На территории особой экономической зоны не допускается:
— добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
— переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
— производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы.
Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами взимаются налог на добавленную стоимость и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны. При этом акцизы подлежат уплате в отношении продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.
В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не только с Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обращение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима.
Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон»[1].
Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На всех субъектов экономической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.
На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные администрации в пределах своих полномочий; орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. Список литературы
Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. –1998. — № 6.
Верба Е. Нужны свои и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. –1998. — № 6.
Жушма П., Павлович Г. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 11 ноября 1998 года // Промышленно-торговое право. — № 11-12. -1998.
Маненок Т. Все зоны уравняли // Белорусский рынок. — 13.06.2005. — № 22.
Мотина Е. Скрытые ограничения в регулировании деятельности резидентов свободных экономических зон // Юрист. – 2005. — № 120
Об исчислении и уплате налога на добавленную стоимость резидентами свободных экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.01.2004 № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 02.02.2004. — № 18. -8/10456.
Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон: Закон Украины от 13.10.1992 // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.
Об одобрении Программы развития свободных экономических зон Республики Беларусь на 2004 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 № 518 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 13.05.2004. — № 73. — 5/14200.
Об освобождении администраций свободных экономических зон от уплаты государственной пошлины за подачу в хозяйственный суд исковых заявлений: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.11.2000 № 1784 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 08.12.2000. — № 113. — 5/4614.
Об особенностях исчисления таможенных пошлин и налогов при таможенном оформлении товаров, вывозимых с территории свободных таможенных зон, расположенных в границах свободной экономической зоны «Могилев» и свободной экономической зоны «Гродноинвест» (вместе с Инструкцией «О порядке применения и заполнения бланков уплаты»): Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 07.05.2004 № 39 // Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.
Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ// Российская газета. -  2005. — № 162.
Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных экономических зон: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.09.2005 № 96 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 14.11.2005. — № 175. -  8/13318.
Об утверждении Правил создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь: Постановление Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 174 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 20.08.2001. — № 76. — 8/6409.
О конкурсе на право регистрации юридических лиц в качестве резидентов свободных экономических зон «Гродноинвест» и «Могилев»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2002 № 1230// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19.09.2002. — № 105. -  5/11109.
О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 21.07.2003. — № 79. — 1/4779.
О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 15.06.2005. — № 92. — 1/6516.
О некоторых вопросах регистрации в качестве резидентов свободных экономических зон: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.1999 № 2062 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19.01.2000. — № 5. — 5/2333.
О порядке уплаты отчислений и сборов, установленных законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год», резидентами свободных экономических зон: Постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 22.02.2001 № 18 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 19.03.2001. — № 26. -  8/5192.
О применении норм законодательства, касающихся деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.01.2000 № 03-24/11 // Нормативно-правовая база КонсультантПлюс по состоянию на 10.02.2006.
О свободных экономических зонах: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З // Народная газета. — № 72. — 24.04.1999.
О таможенном режиме свободной таможенной зоны и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам таможенного оформления товаров (вместе с Инструкцией «О порядке заполнения декларации свободной таможенной зоны»): Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.09.2005 № 67 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 09.11.2005. — № 173. — 8/13261.
Чижевская И. Новое в таможенном регулировании деятельности СЭЗ // Право Беларуси. – 2005. — № 10.
Якубовская О. Правовой режим СЭЗ: особенности налогообложения // Бюллетень нормативно-правовой информации. Юридический мир. – 2006. — № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.