Задание 1
Дайте определение и назовите основные признаки федерации в США и Бельгии.
Ответ
Теория вопроса
Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». Федерация является одной из форм государственного устройства – то есть территориальной организацией государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями1; внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов2.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и так далее) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на начал децентрализации3.
Признаки федерации:
Субъектами федерации являются государства с ограниченным суверенитетом (договорная федерация) или государственные образования (Конституциональная федерация). Статус субъектов одинаков по конституции, но различен на практике. Если федерация состоит из однопорядковых субъектов, то она считается, симметричной (ФРГ, ОАЭ). Если в состав федерации помимо субъектов входят территории, обладающие особым статусом, то она назыв ассиметричной (США – 50 штатов + федеральный округ Колумбия + 7 особых государств. ИНДИЯ – 26 штат + 7 союзных территорий).
Помимо федеральной конституции, которая действует на всей территории страны, в большинстве федераций субъекты имеют свои конституции.
Помимо общефедерального гражданства в большинстве федераций есть гражданство у субъектов. Институт двойного гражданства особых правовых последствий не порождает.
Помимо федеральной системы высших государственных органов в каждом субъекте есть своя система, которая строится в соответствии с признаком формы правления, которая принята на федеральном уровне (исключения – МАЛАЙЗИЯ, ОАЭ). Федеральный парламент имеет двух палатную структуру (исключения – КАМОР-СКИЕ о-ва). Верхняя палата формируется из представителей субъектов либо на паритетных началах (по 2 от каждого штата в США, МЕКСИКА), либо представительство зависит от численности жителей в субъекте (ФРГ – от 3 до 6, ИНДИЯ от 1 до 34).
Каждый субъект обычно имеет свою налоговую, таможенную, судебную систему, которая в качестве самостоятельного элемента входит в соответствующую федеральную систему.
Единая финансовая система.
Единые вооруженные силы.
США.
Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико и Гуага. Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии и др.) являются «ассоциированными государств вами» с США. Большинство из них — члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившимся государством», этот остров — не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в штат, но его избиратели голосовали против.
В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа (30 тыс. жителей) и Виргинские острова (70 тыс. жителей), имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон — столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.
Штаты — это государственные образования4. Федеративное территориальное устройство, наравне с существующей в США двухпартийной системой, является одним из доминирующих элементов в политической жизни. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре. Федеральный Основной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку «Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах какого-либо штата встречаются противоречащие положения» (абз. 2 ст. VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, ныне действующая Конституция Калифорнии 1879 г. с многочисленными последующими поправками в разд. 3 ст. 1 указывает: «Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны». Штаты могут принять только республиканскую форму правления (разд. 4 ст. IV Конституции США). Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861-1865 гг.). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.
Структура органов государственной власти штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.
Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов — выборщиками) на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица — казначей, атторней и др. — могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.
По численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты во многом превосходят некоторые европейские государства. Штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией. Наиболее крупные из них представляют собой почти независимые государства, чьи руководители (т.е. губернаторы) по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами значительного числа государств современного мира. Штаты копируют федеральную систему власти: они имеют парламент, называемый законодательным собранием или легислатурой, включающий две палаты. Исключение составляет штат Небраска, в 1937 г. учредивший у себя однопалатный представительный орган. Весьма похожа на федеральную и исполнительная власть в штатах, возглавляемая губернатором. Судебная система в наибольшей мере отличается от федеральной. Судьи во многих штатах избираются, а не назначаются; в ряде штатов предусмотрен институт отзыва судей путем народного голосования. Другими словами, в штатах, где существует институт отзыва, не признается гарантия несменяемости судей как важнейшего средства обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти. Институты непосредственной демократии, и не только в отношении судейского корпуса, нашли широкое применение в субъектах федерации США. Ее виды — народная инициатива, референдум, отзыв должностных лиц5.
Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов6.
Представительство штатов в Сенате: сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть — на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.
В Конституции США регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами. Полномочия Конгресса указаны в разд. 8 ст. I. Законы Соединенных Штатов и договоры, заключенные их органами, являются «высшими законами страны» (ст. VI). Раздел 9 той же статьи перечисляет конституционные ограничения полномочий Конгресса, а разд. 10 — области, в отношении которых вводятся ограничения для штатов. Поправка X, вступившая в силу в 1791 г., отразила требования антифедералистов и определила, что «полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом», т.е. эта поправка предоставила остаточную компетенцию штатам. В каждом штате, следовательно, сосуществуют две системы права: федеральное право и право штата. Внешне, таким образом, кажется, что распределение компетенции является весьма четким и простым. В 1935 г. Верховный суд США в решении по поводу одного из законов «Нового курса» Ф.Д.Рузвельта (1882-1945) подтвердил существующее распределение компетенции. Но уже в те годы отчетливо обозначилась растущая тенденция к централизации, порождавшаяся экономическим развитием страны. Колебания экономики, время от времени возникающие кризисы (например, в финансовой сфере), растущая интернационализация проблем объективно способствуют росту влияния и полномочий центральной власти. Кстати, Конституция 1787 г. иностранные дела относит к ведению федерации. Юридическим основанием усиления центральной власти служит заключительный абзац разд. 8 ст. I, предоставляющий Конгрессу издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления указанных ранее в статье прав, как и всех других прав, которыми Конституция наделяет Правительство США или его департаменты либо должностных лиц7.
(Проблема сецессии субъектов. В настоящее время конституционное право не признает права выхода субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопределения внутри федерации. Единственным, хотя и своеобразным исключением, как отмечалось, является конституция Эфиопии 1994 г. Остальные конституции о таком праве умалчивают.
Факты сецессии, удачные и неудачные, все же бывали. В XIX в. группа кантонов попыталась выйти из состава Швейцарии, образовав свое объединение — Зондербунд (особый союз). Они были возвращены в федерацию с помощью вооруженных сил. В США в связи с попыткой выхода из федерации 11 южных штатов была Гражданская война 1861- 1865 гг. Уже тогда Верховный суд США сформулировал конституционный принцип: наш союз нерасторжим. В XX в. попытки сецессии отдельных штатов были предприняты в Австралии, Мексике, Нигерии, но были пресечены силой оружия (в Австралии — судебным приказом). В 1985 г. и в 1995 г. для сецессии франкоязычного Квебека из Канады был использован референдум, но оба раза сепаратистам не удалось собрать большинства голосов (правда, в последний раз сторонники единства одержали победу с незначительным большинством голосов — приблизительно 40 тыс.))8.
Федерация США — относительно централизованная федерация. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет, передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов.
Бельгия.
Из истории: С точки зрения государственно-территориального устройства Бельгия являлась унитарным децентрализованным государством с тремя уровнями управления — государственным, провинциальным и коммунальным — и в таком виде существовала вплоть до начала 70-х гг. нынешнего столетия. Наиболее значимые конституционные реформы 1893 г. и 1921 г., связанные с расширением избирательного права и введением системы пропорционального представительства, юридически закрепляли усиление роли фламандского населения в политической жизни страны, что отнюдь не сопровождалось ликвидацией его приниженного положения в области языка и культуры. Слова бельгийского социалиста Жюля Дестре, обращенные к королю Альберту I в 1912 г., о том, что в Бельгии есть валлонцы и фламандцы, но нет бельгийцев, не утратили своей актуальности и во второй половине XX в. Более того, интенсивное экономическое развитие Фландрии после Второй мировой войны усилило противоречия между двумя крупнейшими языковыми общинами Бельгии (франкоговорящей и голландскоговорящей), что потребовало принятия необходимых мер для сохранения государственного единства страны.
Юридической основой решения межнациональных проблем стали конституционные реформы 1970, 1980, 1988 и 1993 гг., ознаменовавшие переход Бельгии от унитарного государственного устройства к федеративному. Поправкой 1993 г. Конституция зафиксировала новое государственно-правовое состояние страны: «Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов» (ст. 1).
Федерализация Бельгии проведена путем перераспределения полномочий между центральной властью и федеральными единицами, наделения последних широкой автономией, определенными правами в решении вопросов общегосударственного характера, особенно в принятии решений на национальном уровне, непосредственно затрагивающих их интересы.
После почти 25-летнего периода конституционных реформ Конституция Бельгии значительно увеличилась в объеме. В современном виде она состоит из девяти частей, некоторые из которых включают главы, разделы и подразделы, объединяющие 198 статей.
Отдельная, глава IV Конституции посвящена организации власти в сообществах и регионах. В каждом сообществе существуют представительные органы, соответственно: cовет Французского сообщества, Фламандский совет и cовет Германоязычного сообщества. Советы Французского и Фламандского сообществ, так же, как и их правительства, являются одновременно cоветами и правительствами Валлонского и Фламандского регионов. Члены cоветов избираются на пятилетний срок. Выборы советов проводятся, как правило, одновременно и приурочиваются к выборам в Европейский парламент. Члены правительств сообществ и регионов избираются их cоветами. Советы своими декретами регулируют вопросы: культуры; образования (за исключением определения сроков обязательного школьного обучения, требований к выдаче дипломов, определения пенсионных режимов персонала учебных заведений); сотрудничества между сообществами и международного сотрудничества, включая заключение договоров по вышеуказанным вопросам; и так называемые «персонализированные вопросы». Декреты, принимаемые cоветами, имеют силу закона соответственно для регионов французского, нидерландского и немецкого языков, а также для учреждений двуязычного столичного региона, характер деятельности которых определяет их принадлежность к тому или другому сообществу (ст. 127).
Конституция относит к компетенции cоветов Французского и Фламандского сообществ регулирование использования языков в сфере управления, обучения в образовательных учреждениях, созданных или финансируемых публичными властями, социальных отношений между работодателем и персоналом и ведения документации государственных (или контролируемых государством) предприятий. Декреты советов по этим вопросам имеют силу закона для регионов французского и нидерландского языков. Исключения делаются для коммун, граничащих с другим лингвистическим регионом, служб, деятельность которых распространяется за пределы лингвистического региона, федеральных и международных учреждений со сферой деятельности, выходящей за пределы одного сообщества. Ряд статей Конституции посвящены формам сотрудничества и координации деятельности между лингвистическими общинами столицы Бельгии — Брюсселя.
Следует отметить, что Конституция относит регулирование значительного числа вопросов, касающихся организации, компетенции и порядка деятельности представительных и исполнительных органов сообществ и регионов, к текущему законодательству.
Разрешение споров в сфере компетенции между различными органами бельгийской федерации возложено на Арбитражный суд, состав, компетенция и порядок деятельности которого определяется законом. В Суд может обратиться любой установленный законом орган, заинтересованные граждане, а также судебные органы в преюдициальном порядке. Конституция предусматривает, кроме того, установление на уровне федерации и ее субъектов различных процедур, направленных на предупреждение и урегулирование этих конфликтов.
Задание 2
Составьте сравнительную таблицу, где укажите порядок принятия и изменения Конституции во Франции и Болгарии.
Ответ
Теория вопроса
Конституция происходит от латинского constitutio — установление, устройство. В науке конституционного права понятие «конституция» применяется в двух смыслах.
1. В материальном смысле — писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
2. В формальном смысле — закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам9.
Способы принятия конституций
1. Представительным учреждением (Американская 1787 г. — конвентом (учредительным собранием — конституантой), Французская 1791 г. — Генеральными штатами (парламентом). Это самый распространенный способ принятия конституций.
2. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов — разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом).
3. Исполнительной властью — октроирование. (Впервые — во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).
По способу изменения, внесения поправок и дополнений.
1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти. Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии:
инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства);
одобрение предложенного проекта конституции (делается парламентом квалифицированным большинством голосов);
окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
2. Гибкие конституции — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (Великобритания и Новая Зеландия).
Франция.
Изменение конституции. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.
Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях10.
Франция
Болгария
Принятие Конституции
Кем пишется?
Часть 5 «Консультати-вный комитет, в котором участвуют члены Парла-мента, назначенные соот-ветствующими комис-сиями Национального собрания и Совета Респу-блики».
Ничего не сказано
Кем принимается
Часть 5 «Проект конституционного зако-на, одобренный в Совете министров по получении заключения Государственного совета, передается на рефере-ндум»11.
Ст.158. «Великое Народное собрание:
1. принимает новую Конституцию».
Утверждение
Конституционный закон о пересмотре Консти-туции промульгируется Президентом Республики в течение восьми дней по его одобрении.
Ст.163. Акты Великого Народного собрания подписываются и обна-родуются его предсе-дателем в семидневный срок после их принятия.
Изменение Конституции
Инициатива
Статья 89 «Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действую-щему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента».
Ст. 154 «Право инициативы изменения и дополнения Конституции принадлежит одной четвертой народных представителей и президенту».
Кто?
Статья 89. «Проект или предложение о пересмо-тре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции».
Ст. 153 ч.1 «Народное собрание может изменять и дополнять все поло-жения Конституции за исклюючением тех полно-мочий, изменение кото-рых отнесено к право-мочиям Великого Народн-ого собрания».
Ст.157. «Великое Наро-дное собрание состоит из 400 народных предста-вителей, избранных в общем порядке».
Ст. 158 « Великое На-родное собрание: 1. при-нимает новую Консти-туцию;
2. решает вопрос об изменении территории Ре-спублики Болгарии и Ра-тифицирует междунаро-дные договоры, преду-сматривающие такие изменения;
3. решает вопросы об изменении формы госу-дарственного устройства и государственного упра-вления;
4. решает вопросы об изменении ст.5, парагра-фов 2 и 4 и ст.57, пара-графов 1 и 3 Консти-туции;
5. решает вопросы об изменении и дополнении главы девятой Консти-туции».
Сроки
отсутствует
Ст. 153 ч.2 «Предложение рассматривается Наро-дным собранием не ранее чем через месяц и не по-зднее чем через три меся-ца после его внесения».
Ст. 155 ч.2 «Если пре-дложение получить менее трех четвертей, но не менее двух третей голосов от общего числа наро-дных представителей, оно выносится на новое рас-смотрение не ранее чем через два и не позднее чем через пять месяцев».
Ст.156. «Закон об изменении или дополне-нии Конституции подпи-сывается и обнародуется председателем Народного собрания в «Държавен вестник» в семидневный срок после его принятия».
Форма
отсутствует
Ст. 155 ч.1 «Народное собрание принимает закон об изменении или дополнении Конституции большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа народных представителей тремя голосованиями в различные дни».
Утверждение
Часть 5 «Пересмотр являяется окончательным после одобрения его референдумом».
Ст.163. Акты Великого Народного собрания подписываются и обнаро-дуются его председа-телем в семидневный срок после их принятия.
Статья 89 «Однако проект пересмотра не передается на референдум, если Президент Республики решит передать его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получает большинство в три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания».
Исключения
Ст. 89 «Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».
Можно вносить любые изменения и дополнения в Конституцию
Дополнение: Полномочия по изменению статей Конституции в Болгарии –
Великое Народное собрание –
Статья 158.
Великое народное собрание:
1) принимает новую Конституцию;
2) решает вопрос об изменении территории Республики Болгария и ратифицирует международные договоры, предусматривающие такие изменения;
3) решает вопросы об изменении формы государственного устройства и государственного управления;
4) решает вопросы об изменении пунктов 2 и 4 статьи 5, пунктов 1 и 3 статьи 57 Конституции;
5) решает вопросы об изменении и дополнении главы девятой Конституции.
Народное Собрание –
Статья 153.
Народное собрание может изменить и дополнить все предписания Конституции, за исключением тех, которые отнесены к полномочиям Великого народного собрания.
То есть тут присутствует остаточная компетенция для Народного Собрания.
Задание 3
Каким образом закрепляются личные права граждан в Конституциях ФРГ и Японии?
Ответ
Теория вопроса
Права Человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. — один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление П.ч. на личные (по международной терминологии — гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., — международное гуманитарное право.
Личные права граждан относится к числу важнейших прав человека и оказывают огромное значение на правовой статус личности. Они связаны с концепцией естественных прав человека.
К числу личных прав Конституция ФРГ 1949 г. Закрепляет право на развитие своей личности, право на жизнь и на личную неприкосновенность, свободу нерушимости личности (ст. 2); свободу вероисповедания, совести, религиозных и мировоззренческих взглядов; свободу распространения и выражения своих мнений, свободу искусства, науки и преподавания (ст. 5); тайну переписки (ст. 10); свободу передвижения по федеральной территории (ст. 11); неприкосновенность жилища (ст. 123); Если сопоставить основные права и свободы в германских Конституциях 1919 и 1949 гг., то можно заметить, что наибольшее совпадение круга основных прав и свобод наблюдается в личных правах.
Права и свободы и их прямое действие, по мысли создателей акта, также должны служить подтверждением существования правового государства. Эта концепция, однако, в значительной мере колеблется, если рассматривать ее строго юридически, поскольку ст. 18 говорит о возможности лишения ряда прав и свобод. Их могут быть лишены лица, которые злоупотребляют свободой мнений, свободой печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, правом собственности или убежища «для борьбы против основ свободного демократического строя». Лишение указанных прав и свобод, объем лишения определяются Федеральным конституционным судом по запросу либо Бундестага, либо Федерального правительства. Продолжительность санкции также устанавливается названным судом; она не может быть менее года. Однако практическое применение указанной нормы более чем скромно. До конца 80-х гг. было только два обращения в названный Суд, и оба были отклонены.
Закрепление широкого круга прав и свобод — отличительная черта Конституции 1947 г. Она прямо не связывает обладание правами и свободами с институтом японского подданства. Совокупность японских подданных обозначается термином «народ». Статья 10 устанавливает, что необходимые условия японского гражданства определяются законом.
В Конституции Японии права и свободы закреплены таким образом, что ими вполне могут воспользоваться и неяпонские подданные и граждане. Права и свободы предоставляются как права человека живущему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав. Другими словами, Конституция в качестве основы взяла концепцию естественных прав человека (ст. 11). В специальной главе «Верховный закон», определяющей место Конституции в юридической системе страны, специально подчеркивается: «Основные права человека, гарантированные народу Японии настоящей Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу. Эти права претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что они на вечные времена останутся нерушимыми» (ст. 97). Очевидна некоторая декларативность приведенной нормы; в то же время она подчеркивает значение прав и свобод в послевоенной Японии.
Многие права и свободы весьма похожи на соответствующие в западноевропейских конституциях, хотя есть и чисто японский подход к некоторым из них. Все основные виды прав и свобод — личные, социально-экономические и политические — нашли отражение в конституционном акте. Целых 10 статей посвящены личным правам и свободам, и прежде всего личной неприкосновенности и защите личности. Среди них мы видим право на рассмотрение дела в суде (ст. 32); защиту от ареста, который может осуществляться только на основании приказа, выданного компетентным работником органов юстиции (ст. 33); гарантии при задержании (ст. 34); неприкосновенность жилища, документов и имущества (ст. 35); запрещение должностными лицами пыток и жестоких наказаний (ст. 36); несколько статей говорит о правах в судебной области (право обвиняемого на быстрое и открытое разбирательство своего дела беспристрастным судом, возможность опроса всех свидетелей; обвиняемый имеет право на вызов свидетелей в принудительном порядке за государственный счет, обращение к помощи квалифицированного адвоката, а если обвиняемый не в состоянии сделать это сам, то адвокат назначается государством — ст. 37). Статья 38 говорит о праве не свидетельствовать против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство, и никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание. Запрещена обратная сила закона (ст. 38). Вызывает некоторую зависть норма ст. 40 Конституции, установившей, что в случае оправдания судом после ареста или задержания каждый может, в соответствии с законом, предъявить государству иск о возмещении ущерба.
Как видно из выше перечисленного личные права граждан имеют широкое закрепление в Конституциях ФРГ и Японии. Причем в «пацифисткой» Конституции Японии они настолько широко были закреплены, что является следствием принятия Конституции в послевоенное время.
Список использованной литературы
Общая теория государства и права. Учебник. /Под ред. Лазарева В.В. — М.: Юристъ, 1994;
Основы конституционного права Болгарии, Польши и КНР. Учебное пособие. / Александрова З.К. — Екатеринбург: УрГЮА, 2004;
Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / сост. Маклаков В.В. — М.: Волтерс Клувер, 2003;
Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М.: НОРМА, 1999;
Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997;
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. — М.: Белые альвы, 1996
Теория государства и права. Учебник. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: НОРМА, 2002;
Конституции:
Конституция Бельгии от 7 февраля 1831 года (в ред. 14 июля 1993г.);
Конституционные акты Франции :
Конституционный закон от 3 июня 1958 г.
Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г.
Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.
Преамбула Конституции от 27 октября 1946 г.
Циркуляр от 13 декабря 1999 г. о применении статьи 88-4 Конституции;
Конституция Японии 1947 года;
Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 года;
Конституция США;
Конституция Болгарии 1991 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Составные части федерации — штаты — обладают многими признаками государства, поскольку имеют:
свою конституцию;
свои законы;
собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата;
гражданство штата;
свои органы государственной власти;
символику.
Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права:
выходить из состава федерации;
вводить внутреннюю таможню;
вводить на своей территории собственную валюту;
самостоятельно вести международную политику;
иметь свои вооруженные силы.
В остальном штатам предоставлена полная свобода.
Каждый штат имеет свое законодательное собрание (легислатуру). Она во всех штатах, кроме Небраски, имеет двухпалатную структуру и, как Конгресс США, состоит из:
Палаты представителей штата;
Сената штата.
Исполнительную власть осуществляет избираемый населением губернатор.
Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно составляет 2 или 4 года.
В каждом штате имеется система местного самоуправления. Наиболее распространенными муниципальными единицами, на которые делится штат, являются графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем:
управляющим, которого нанимает муниципальный совет;
мэром (муниципальной главой) совместно с муниципальным советом;
специальной комиссией, избираемой гражданами.
На сегодняшний день территорию США составляют 50 штатов, федеральный округ Колумбия (столица — г. Вашингтон) и 2 свободно присоединившихся государства (обладают ограниченным суверенитетом, не избирают своих депутатов в Конгресс, но имеют с США общую экономку и валюту) — Пуэрто-Рико и Гуам.