--PAGE_BREAK--Три основных подхода к оценке предприятий
Для оценки стоимости предприятий используется несколько десятков методик, объединенных в три основных подхода: имущественный, доходный и сравнительный — рыночный [1, с. 97].
Имущественный подход. Этот подход основан на анализе активов предприятия и включает следующие методики: накоплении активов предприятия; скорректированной балансовой стоимости, или методика чистых активов; расчета стоимости замещения; расчета ликвидационной стоимости. Все методики имущественного подхода используются, как правило, для оценки контрольного пакета акций предприятия.
- Методика накопления активов состоит в оценке имеющихся активов и применяется для расчета стоимости:
- 1) действующих предприятий, обладающих значительными активами, когда имеются возможность и необходимость в оценке нематериальных активов предприятия (напомним, для предприятий современных наукоемких отраслей ценность нематериальных активов может многократно превосходить стоимость материальных активов);
- 2) холдинговых или инвестиционных компаний, которые сами не создают массу чистого дохода;
- 3) в случае, когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности", например предприятие недавно создано;
- 4) в случае, когда доходы предприятия в значительной степени зависят от контрактов (например, строительные организации) у предприятия отсутствуют постоянные заказчики или, наконец, значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы — денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги.
- Методика скорректированной балансовой стоимости — методика чистых активов в настоящее время чаще используется в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эта методика менее трудоемкая, чем методика накопления активов, но дает и менее достоверный результат уровня стоимости предприятия.
- Методика расчета стоимости замещения.
Ее суть заключается в определении текущей удельной или полной стоимости предприятия-аналога, базирующейся на определении текущих удельных или полных затрат на строительство современного предприятия, аналогичного оцениваемому. При реализации этой методики трудно определить степень износа внеоборотных активов оцениваемого предприятия.
- Методика расчета ликвидационной стоимости используется для ликвидируемых предприятий, а также когда текущие и прогнозируемые денежные потоки от производственной деятельности предприятия невелики по сравнению со стоимостью его чистых активов или когда стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем при продолжении его деятельности.
Следует отметить, все методики имущественного подхода основываются на реально существующих активах, но не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.
Доходный подход. Этот подход основан на оценке текущей стоимости будущих доходов и включает методику капитализации дохода и методику дисконтирования денежных потоков.
- Методика капитализации дохода используется в тех случаях, когда доход предприятия стабилен. Тогда стоимость оценивается дисконтированием стабильного денежного потока. В этом случае прогнозируют уровень дохода за первый прогнозный год, при этом предполагается, что доход будет такой же и в последующие годы. Если предполагается, что будущие доходы предприятия будут отличаться от доходов в период предыстории и нестабильны по годам прогнозного периода, то оценку проводят с использованием методики дисконтирования денежных потоков, меняющихся по периодам.
- Методика дисконтирования денежных потоков предполагает прогнозирование уровня доходов за каждый будущий год существования предприятия.
Наибольшую сложность при реализации методик доходного подхода представляет прогнозирование будущих доходов. Кроме того, довольно сложно определить ставки капитализации и ставки дисконтирования будущих доходов предприятия из-за ограниченности рыночных данных. Эти методики используются, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия и ставки доходности соответствующих инвестиций. Преимущество данных методик состоит в учете будущих условий деятельности предприятия: условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, прочих рыночных условий.
Сравнительный подход. Этот подход основывается на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью сопоставимых предприятий. Он включает следующие методики: рынка капитала; сделок (методика сравнительного анализа продаж); отраслевых коэффициентов.
- Методика рынка капитала основана на рыночных ценах акций предприятий, сходных с рыночными ценами акций оцениваемых предприятий. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в аналогичное предприятие, либо в оцениваемое предприятие. Поэтому данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут послужить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия. Преимущество этой методики заключается в использовании фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность, как в случае применения методик доходного подхода.
- Методика сделок, или методика сравнительного анализа продаж, представляет собой частный случай методики рынка капитала и основана на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или предприятия целиком. В данном случае анализируется информация не с фондового рынка, а с рынка слияний и поглощений. Преимущество методики заключается в том, что она отражает текущую реальную практику хозяйствования; основной недостаток в том, что она опирается на прошлые события и не принимает в расчет будущие условия хозяйствования предприятия. Главное отличие методики сделок от методики рынка капитала состоит в том, что первая определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, тогда как вторая определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета.
- Методика отраслевых коэффициентов, или отраслевых соотношений, применяется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт оценщиков в развитых странах с рыночной экономикой показывает, что эти отношения могут быть довольно стабильны, например:
— бухгалтерские фирмы и рекламные агентства обычно продаются соответственно за 50 и 70% годовой выручки;
— рестораны и туристические агентства — соответственно за 25-50% и 4-10% годовой выручки;
— автозаправочные станции — за 1,2-2,0 месячной выручки;
— предприятия розничной торговли — за 75—150% суммы чистого дохода + оборудование + запасы;
— предприятия машиностроительной промышленности — за 1,5—2,5 суммы — чистый доход + запасы. В развитых странах с рыночной экономикой стоимость крупного бизнеса ориентировочно оценивается как объем реализации за 10—12 месяцев, т.е. отношение годового объема реализации к стоимости составляет 100—120%. Следует отметить, что в середине 1990-х гг. на американском фондовом рынке эта величина была не слишком стабильна, ее среднее значение плавно снижалось со 120 до 90%. В России в первой половине 1990-х гг. предприятия недооценивались фондовым рынком — отношение годового объема реализации к стоимости составляло порядка 400%. Но вскоре положение изменилось, уже в 1996 г. эта оценка составила 90%.
Следует отметить известное «золотое правило» оценки для ряда отраслей экономики — покупатель не заплатит за предприятие более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.
Описанные методики оценки предприятий не применяются изолированно, они взаимно дополняют друг друга. Для оценки предприятия используется, как правило, несколько методик из разных подходов. Результаты, полученные с помощью различных методик, сопоставляют между собой для окончательной оценки предприятия [1, с. 98].
2.2 Методики имущественного подхода к оценке предприятий
Имущественный подход к оценке предприятия в российских условиях переходного периода получил наибольшее распространение, поскольку возможности доходного и сравнительного подходов к оценке ограничены недостатком информации о текущих и будущих чистых доходах предприятий, а также данных о продажах предприятий, отсутствием рынка слияний и поглощений предприятий, слабостью фондового рынка.
Методика скорректированной балансовой стоимости. Методика чистых активов предприятия предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженностей. Эта методика расчета. Стоимости предприятий соответствует Международным принципам бухгалтерского учета и широко используется в настоящее время при нормативной оценке стоимости чистых активов акционерных обществ и в процессе приватизации государственных или муниципальных предприятий. Методика включает следующие процедуры:
- Корректировка статей баланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в нормализации бухгалтерской от четности, о которой будет сказано ниже, так и в пересчете статей актива и пассива баланса в текущие цены. Пересчет статей актива баланса предприятия в текущие цены состоит: 1) в определении остаточной восстановительной стоимости основных средств и нематериальных активов; 2) в определении фактической чеку щей стоимости незавершенного производства; 3) в анализе и оценке долгосрочных финансовых вложений; 4) в анализе и оценке по текущим ценам запасов, затрат и денежных средств; 5) в анализе и определении текущей стоимости имеющихся у предприятия задолженностей. После корректировки статей баланса предприятия рассчитывают чистую стоимость его активов.
- Расчет чистых активов предприятия ведется следующим образом [12, с.104]:
1. Суммируются следующие статьи баланса предприятия: остаточная стоимость нематериальных активов; остаточная стоимость основных средств; оборудование к установке; незавершенные капитальные вложения; долгосрочные финансовые вложения; прочие внеоборотные активы; производственные запасы; животные; остаточная стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов; внезавершенное производство; расходы будущих периодов; готовая продукция; товары; прочие запасы и затраты; товары отгруженные; расчеты с дебиторами; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства; прочие оборотные активы.
2. Суммируются обязательства предприятия по пассиву баланса: целевое финансирование и поступления; арендные обязательства; долгосрочные кредиты банков; долгосрочные займы; краткосрочные кредиты банков; кредиты банков для работников; краткосрочные займы; расчеты с кредиторами; авансы, полученные от покупателей и заказчиков; расчеты с учредителями; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие краткосрочные пассивы.
3. Из суммы активов вычитается сумма пассивов.
4. К полученной разности прибавляется рыночная стоимость земли, и получается сумма чистых активов предприятия.
Уровень стоимости предприятия, полученный с использованием данной методики расчета, характеризует низший уровень стоимости оцениваемого предприятия.
Методика замещения. Эта методика заключается в определении расходов в текущих ценах на строительство предприятия, имеющего с оцениваемым аналогичную полезность, но построенного в новом, современном архитектурном стиле, с использованием прогрессивных проектных и технологических нормативов, с применением прогрессивных материалов, конструкций и оборудования.
При реализации методики замещения вносятся поправки на физический, функциональный и экономический износ оцениваемого предприятия. При этом физический износ связан с уменьшением стоимости активов оцениваемого предприятия под влиянием эксплуатационных и климатических факторов. Функциональный износ представляет собой снижение стоимости предприятия, обусловленное снижением его функциональной эффективности. Экономический износ — следствие влияния на стоимость предприятия экономических, других внешних факторов, например неблагоприятное изменение соотношения спроса и предложения предприятий на рынке или негативное влияние на стоимость предприятия окружающей природной среды.
Методика расчета ликвидационной стоимости. На практике часто возникает необходимость оценить стоимость предприятия, подлежащего ликвидации. Различают три вида ликвидационной стоимости предприятий:
- упорядоченная, когда распродажа активов ликвидируемого предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, с тем чтобы можно было получить максимально возможные цены продажи активов;
- принудительная, когда активы предприятия распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе;
- ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия, когда активы предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются. Стоимость предприятия в этом случае представляет собой отрицательную величину, так как в этом случае от владельца предприятия требуются определенные затраты на ликвидацию активов.
Последовательность оценки упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия — стоимости, которую можно получить при упорядоченной ликвидации предприятия, включает:
1) разработку календарного графика ликвидации активов предприятия;
2) расчет восстановительной стоимости активов с учетом затрат на их ликвидацию;
3) корректировку восстановительной стоимости;
4) определение величины обязательств предприятия;
5) вычитание из восстановительной (скорректированной) стоимости активов величины обязательств предприятия;
6) к полученной и п. 5 разнице прибавляется рыночная стоимость земельного участка, на котором располагается предприятие.
При расчете ликвидационной стоимости предприятия необходимо учесть и вычесть из восстановительной стоимости активов затраты на ликвидацию предприятия. Это административные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации, выходные пособия и выплаты, расходы ни перевозку проданных активов. Вырученная от продажи активов денежная сумма, очищенная от сопутствующих затрат, дисконтируется на дату оценки по повышенной ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
Описанные методы, как было упомянуто выше, пригодны для оценки различных видов стоимостей предприятий.
Методика скорректированной балансовой стоимости устанавливает либо балансовую, либо восстановительную стоимость предприятия, что зависит от разницы в датах оценки предприятия и переоценки основных фондов данного предприятия; методика замещения позволяет рассчитать стоимость замещения предприятия; методика ликвидационной стоимости — ликвидационную стоимость предприятия; методика накопления активов — рыночную стоимость предприятия.
Трансформация и нормализация бухгалтерской отчетности. Трансформация бухгалтерской отчетности представляет собой процесс внесения поправок в основные активы предприятия на величину износа капитальных и нематериальных активов, размеров доходов, товарно-материальных ценностей и запасов, дебиторской задолженности. Финансовая отчетность в трансформированном виде представляет собой более достоверную и надежную базу для сравнения оцениваемого предприятия с предприятиями-аналогами и среднеотраслевыми параметрами.
Нормализация бухгалтерской отчетности — это внесение нормализующих поправок в статьи баланса и в отчет о финансовых результатах, характерных для нормально действующего предприятия. Поправки касаются:
1) единовременных чистых доходов и расходов — они исключаются из расчетов;
2) чистых доходов и расходов по избыточным или не операционным (непроизводственным или излишним) активам — они исключаются из расчетов;
3) непредвиденных расходов самих владельцев предприятия — они также исключаются из расчетов.
Нормализация бухгалтерской отчетности, в отличие от трансформации, осуществляется при любых оценках. Только после нормализации рассчитываются и анализируются финансовые показатели предприятия и делается вывод о финансово-экономическом состоянии предприятия, на основании которого рекомендуется методика расчета стоимости оцениваемого предприятия. Если финансово-экономическое состояние предприятия близко к банкротству, используют методику ликвидационной стоимости. И наоборот, если финансово-экономическое состояние предприятия благополучно, для оценки его стоимости применяются методики накопления активов либо скорректированной балансовой стоимости [12, с. 105].
2.3Методика рейтинговой оценки
Отбор исходных показателей
В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по большому количеству показателей, характеризующих финансовое состояние, рентабельность и деловую активность с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по сравниваемым показателям. В общем случае показателей может насчитываться более сотни. При таком большом числе показателей многие из них оказываются тесно связаны между собой — между ними есть значимые корреляционные связи, которые свидетельствуют об избыточности системы показателей. Кроме того, все показатели имеют некоторые погрешности, которые носят случайный характер.
Отбор ограниченного числа показателей, квалифицирующих сравниваемые предприятия, можно производить путем факторного анализа. Факторный анализ как метод прикладной математической статистики, напомним, служит для выделения ограниченного числа важнейших скрытых факторов путем обработки большого числа показателей, характеризующих большое число сравниваемых объектов.
При реализации процедур факторного анализа существует возможность выявить те первичные показатели, которые наиболее тесно связаны с независимыми факторами, и отсеять остальные первичные показатели, которые практически не несут дополнительной информации о разнообразии сравниваемых предприятий. Применение факторного анализа, как показывает практика, позволяет сократить количество показателей, необходимых для рейтинговой оценки предприятий поданным публичной отчетности, с 20 и более до 5 — 7. Следует иметь в виду, что в разных группах предприятий отобранные на основе факторного анализа для построения рейтинговой оценки показатели будут разными [4, с. 77].
Алгоритмы сравнительной рейтинговой оценки. Для построения сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности могут быть использованы различные алгоритмы.
Наиболее простые алгоритмы могут быть использованы в случае, если отобранные исходные показатели растут при улучшении финансового положения. Отметим, что система показателей А.Д. Шеремета и Р.С. Сейфулина обладает этим свойством, за исключением одного показателя — индекса постоянного актива. Укажем два типа алгоритмов получения рейтинговой оценки:
1. Рейтинговое число может быть определено, например, по формулам следующего типа[18, c. 125]:
, (1)
Где —рейтинговое число j-го предприятия; — i-й показатель j-го предприятия; i— порядковый номер показателя; m — количество показателей, используемых для оценки каждого предприятия;— весовой коэффициент i-го показателя, который назначается путем экспертной оценки; n— показатель степени усреднения, который назначается также путем экспертной оценки, обычно n= 1,00 или 2,00.
При таком алгоритме оценки наивысший ранг в рейтинге получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число.
2. Рейтинговое число определяется по формуле [18, c. 126]:
, (2)
где— рейтинговое число j-го предприятия; — i-й показатель j-го предприятия; i— порядковый номер показателя; m—количество показателей, используемых для оценки каждого предприятия; — минимальное нормативное значение i-го показателя.
При таком алгоритме оценки наивысший ранг в рейтинге также получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число. Кроме того, предприятия с рейтинговым числом менее 1,00 относятся к имеющим неудовлетворительное финансовое состояние.
Можно указать следующий известный пример рейтингового числа, определяемого по формуле [18, 126]:
(3)
где— коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; — коэффициент текущей ликвидности; х3 — коэффициент оборачиваемости выручки от реализации к активам; — коэффициент рентабельности выручки от реализации по операционной прибыли; продолжение
--PAGE_BREAK--