Реферат по предмету "Мировая экономика"


Конкуренция в условиях глобализации

--PAGE_BREAK--1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Концептуальные основы
Глобализация (от англ. global– мировой, всеобщий) представляет собой сложное, противоречивое, многофакторное, можно даже сказать – многослойное явление, касающееся самых разнообразных сторон экономической и общественной жизни человечества, поэтому зачастую сторонники разных научных направлений, школ и политических взглядов вкладывают в него совершенно различный смысл.

Под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, перемещении людей.

Важно сказать, что самому термину «глобализация» более 20 лет; по мнению российского экономиста, исследователя проблем глобализации В. Кузнецова, первым автором, использовавшим указанный термин, был американец Т. Левит, опубликовавший в 1983 году статью в «Гарвард  бизнес ревью». В ней «глобализацией» было названо очень конкретное явление в современной экономике – феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными транснациональными корпорациями (ТНК). Позже другие авторы, взяв этот термин на вооружение, использовали его для описания значительно более широких и разносторонних, неоднозначных и спорных процессов, проходящих в мировом хозяйстве. последняя треть 20 века внесла принципиально новые черты в развитие мировой экономики и человечества в целом, что проявилось в процессах глобализации, которые даже стали определять судьбу человечества. Они отчетливо заявили о себе в разных сферах и в различных формах.   В течение последних десятилетий выявился ряд источников глобализации :

·        Демографо — экологический. Это два главных и взаимосвязанных фактора. Если в 19 в. население Земли увеличивалось в 1,3 раза каждые полвека, то в первой половине 20 в. оно выросло в 1.5 раза, во второй в 2,4 раза; а на первую половину 21 в. ООН прогнозирует увеличение в 1,6 раза. Еще быстрее росли потребности населения, потребление в развитых странах. Становится все более очевидным, что земли, пригодной для обработки, запасов доступной пресной воды, минеральных и лесных ресурсов недостаточно чтобы на необходимом уровне удовлетворить потребности возросшей массы людей; что их деятельность наносит вред биосфере, который начинает приобретать необратимый характер, а в случае ядерного столкновения или глобальной экокатастрофы может исключить возможность сохранения человечества.


·        Технологический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек, значительному снижению затрат на обработку, хранение и использование информации. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике – созданием электронной почты, Интернета, мировой «паутинки». Современный компьютер стоимостью в 2 тыс. долл. во много раз мощнее, чем компьютер стоимостью в 10 млн долл. двадцать лет назад. Глобализация техносферы порождает и такое все более заметное явление, как технологический и информационный неоколониализм, реализуемый с помощью ТНК, которые используют свое монопольное положение в определенной сфере для сдерживания технологического развития отстающих стран и перекачивания из них огромных доходов на основе неэквивалентного обмена.

·         Либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.

·        Четвертым источником глобализации можно считать значительное расширение сферы деятельности организаций, ставшее возможным как в результате технологического прогресса, так и более широких горизонтов управления на основе новых средств коммуникации. Так, многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, расширили свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на национальный, многонациональный, международный и даже глобальный уровень. Подобные структурные изменения укрепляют позиции таких компаний, увеличивают их прибыль, повышают производительность, что позволяет им выбирать источники сырья, открывать производство и осваивать рынки в других странах, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям. Практически все крупные предприятия располагают сетью филиалов или стратегическими союзами, которые обеспечивают им необходимое влияние и гибкость на рынке. В рамках подобных многонациональных корпораций в настоящее время осуществляется почти треть мировой торговли. С появлением глобальных предприятий международные конфликты в значительной мере переместились со странового на фирменный уровень, и борьба завязывается не между странами за территориальные владения, а между фирмами за долю на мировом рынке. Некоторые усматривают в таких компаниях угрозу власти и автономии государства, однако пока они сохраняют силу, государство может спокойно выполнять свои традиционные функции в мировой экономике и политике. Более широкие перспективы открылись и перед неправительственными организациями, вышедшими, как и в случае с глобальными фирмами, на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть даже такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО. Таким образом, многонациональные предприятия и другие организации, как частные, так и государственные, превратились в основных действующих лиц глобальной экономики.

·         В качестве пятой причины глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. Начало этому было положено объявленной в 1978 г. реформой в Китае, за которой последовали политические и экономические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы и распад СССР. Этот процесс привел к идеологической конвергенции – на смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства. Основным результатом такой конвергенции стало решение бывших социалистических стран о переходе к рыночной экономике. Однако попытки такого перехода, особенно в бывшем СССР и странах Центральной и Восточной Европы, удались лишь частично. Правительства этих стран и поддерживающие их силы в международных организациях и странах Запада с развитой рыночной экономикой сконцентрировали свое внимание на трех условиях перехода к рынку: стабилизации макроэкономики, либерализации цен и приватизации государственных предприятий. При этом, к сожалению, недооценивалась важность формирования рыночных институтов, необходимость создания условий для развития конкуренции, игнорировалась особая роль правительства в современной смешанной экономике.

·         Шестая причина кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных «однородных» средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. Частично из-за этого некоторые страны, особенно Франция и ряд других европейских государств, рассматривают глобализацию как попытку США добиться культурной, экономической и политической гегемонии. В сущности они считают глобализацию новой формой империализма или новой стадией капитализма в век электроники. Другие видят в глобализации новую форму колониализма, при которой роль новой метрополии играют США, а ее колоний – большинство остальных стран, поставляющих туда не только сырье, как это было раньше, но и оборудование, рабочую силу, капитал и другие необходимые для производственного процесса компоненты, будучи одновременно частью глобального рынка сбыта.

Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая новые проблемы, но и открывая новые возможности. Очевидно, что отмеченные выше тенденции технологического, политического, институционального, идеологического и культурного развития активизируют глобализационный процесс, который в будущем, видимо, ускорится.          
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Политика глобализации
Политика глобализации: противоречия интересов развитых и развивающихся стран. Процесс глобализации, являющийся результатом сдвигов в экономике в условиях НТР, не только позитивный процесс, благодаря которому все человечество втягивается в новую технологическую эру, связанную с последними достижениями науки и техники, но и определенная политика регулирования международных экономических связей. Вопрос о политике глобализации – это в значительной степени вопрос, в чьих интересах будет развиваться глобализация.

Политика глобализации, проводимая промышленно развитыми странами, прежде всего США, направлена на то, чтобы она развивалась в их интересах. США добиваются от всех стран снятия барьеров на пути товаров и капиталов, тем самым создавая благоприятные условия для деятельности американских ТНК во всем мире.

Промышленно развитые страны заинтересованные в дальнейшей либерализации внешнеэкономической политики всех стран, в качестве инструмента давления на другие страны используют международные организации. Сам по себе процесс создания и развития международных организаций также одна из составляющих глобализации экономики. Количество международных экономических организаций общемирового характера возросло. Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация выполняют важную роль в мировой экономике в условиях глобализации.

 Всемирная торговая организация, преобразованная в 1995 г. из Всеобщего соглашения по тарифам и торговле (GATT), сегодня объединяет около 140 государств, на их долю приходится 9/10 международной торговли, причем лидирующие позиции занимают США и ЕС[1]. Это объединение было создано в 1947 г. с целью снижения таможенных тарифов. В результате тарифные барьеры снизились с 40% до 5% в настоящее время. Затем Соглашение перешло в качественно новую фазу развития, ради чего преобразовано в ВТО. Его цель ликвидировать таможенные барьеры вообще (не только для товаров, но и для продуктов, услуг, интеллектуального производства, инвестиций и т.п.) и достичь свободного перемещения капитала, которое не было бы сковано национальными законодательствами.

Международный валютный фондв силу своей полувековой истории – гораздо более известная организация, чем ВТО. По своему статусу и структуре эта учреждение является подразделением ООН – международной организации государств, предназначение которой по Уставу – это демократизация мира и международная безопасность. Если ВТО ломает барьеры на пути движения капитала, уничтожая национальные протекционистские и социальные законодательства, то МВФ напрямую диктует правительствам и парламентам независимых государств, как расходовать национальные бюджеты, как приватизировать госсобственность, как осуществлять экономию на образовании и здравоохранении, как взвинчивать кредитные ставки. Но на практике деятельность МВФ оборачивается тем, что неравенство по доходам во всем мире с 1960г. более чем удвоилось, разрыв между богатыми и бедными странами увеличился в 3 раза. Разница средних доходов на душу населения в богатых и бедных странах увеличилась с 5700 дол. в 1960г. до 15400 дол. в настоящее время. Соотношение между доходами 20% наиболее богатых слоев населения и 20% наиболее бедных, составлявшее в 1960г. 1:30, а в наше время достигло 1:74. таким образом, МВФ ни разу не продемонстрировал успешного примера по выводу какой-либо страны на более высокую ступень развития.

Сокращение заработной платы, урезание всех трудовых прав и гарантий – одна из приоритетных целей ВТО, МВФ, Мирового банка и т.п. Определились эти приоритеты под прямым воздействием деятельности транснациональных компаний, о которых речь пойдет позже.

Глобализация процессов хозяйственного развития оказывает огромное влияние на экономический порядок в мире, в том числе на пространственную и субъектную структуру экономики и взаимосвязи между ее элементами. Вокруг процесса глобализации разворачиваются дискуссии, в которых не последнее место отводится влиянию глобализации на развитие регионов.

В качестве гипотез, подлежащих анализу, может быть выделено две основных. Одна – предположение о том, что в условиях глобализации происходит снижение автономности, суверенности и роли отдельного региона в общеэкономическом развитии.

Другая гипотеза предполагает, напротив, повышение степени автономности, самостоятельности, суверенности и значения региона в национальной и мировой экономике, повышение его роли в конкурентных процессах.

Формирование системы глобальных информационных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей доставку грузов и информации практически в любую точку земного шара, привело к усилению общности национальной экономик, объединению их в единую хозяйственную систему, в которой действуют глобальные фирмы. М. Портер характеризует глобализацию как интернационализацию бизнеса, которая состоит в способности фирм действовать на глобальных рынках, получать капитал, товары и технологии из любых концов света и размещать производство там, где это выгоднее [2]. Современные цифровые технологии связи многократно повысили скорость принятия решений о перемещении капиталов, разворачивании производства, продажах и покупке валют, ценных бумаг. Капитал перемещается по странам и регионам в поисках сферы наиболее прибыльного применения. Регионы самых отдаленных стран становятся сферой интереса глобальных фирм, если это может принести выгоду.

Воздействие глобализации на региональное развитие проявляет себя в том, что она придает региону новый статус субъекта мирохозяйственной системы и мировых конкурентных процессов. Встраивание региона в систему взаимоотношений мирового хозяйства происходит неоднозначно, через противоречия между сложившимися способами организации, источниками развития и глобальными тенденциями. У региона появляются новые возможности и, одновременно, угрозы со стороны глобального мира. Возможности – это те условия глобальной экономики, которые создают дополнительные источники развития для регионов. Угрозы – те тенденции глобальной экономики, которые делают неэффективными существующие способы использования региональных ресурсов, сложившиеся институты и ментальные модели.

Позитивноевлияние глобализации на регионы национальных экономик состоит в том, что она способствует вовлечению регионов в мировую экономику, давая возможность использовать эффекты масштаба, размаха, кривой обучения. Фирмы в экономически слабо развитых районах могут теперь получить доступ к лучшей части всемирных рынков и потребителям на почти тех же условиях, что и фирмы развитых регионов, имеют возможность овладеть некоторыми доступными из наиболее продвинутых технологий, в частности, организационных. Регионы могут привлечь дополнительные инвестиции и дополнительных потребителей. Именно в силу этих новых возможностей некоторые регионы мира как развитых, так и развивающихся стран стали развиваться удивительно высокими темпами роста.

Негативное влияние глобализации на регионы состоит в том, что глобализация создает проблемы традиционным способам экономического развития, причем не только в слаборазвитых, но и во многих богатых  регионах.

Во-первых, не все страны и регионы готовы использовать возможности глобализации. В сферу глобализации вовлекаются те участки национальных  экономик, которые связаны с электронными технологиями. Затраты на создание виртуальных компьютерных сетей являются высоким барьером капитальных затрат или объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа на данный глобальный рынок, что порождает неравные условия конкуренции для фирм из разных регионов. Львиную долю доходов от виртуальных сетевых финансовых операций получают компании из наиболее развитых стран, прежде всего США.

Во-вторых, существуют и другие барьеры для входа на глобальные рынки. Это административные барьеры для фирм из других стран в виде субсидирования ряда отраслей (сельское хозяйство), более высокие экологические нормы, неформальные связи между участниками глобальных сетей. Барьерами входа являются и затраты на рекламу, в частности в сети Интернет. Барьером является также дифференциация продукта, создание массы товаров и услуг-субститутов, что затрудняет новым фирмам вход на перспективные рынки.

В-третьих, компании, осваивающих рынки с помощью сетевых технологий, имеют более низкие затраты. Страны и фирмы, работающие на рынке упомянутых сетевых технологий (финансовых, производственных, маркетинговых), имеют абсолютные и относительные конкурентные преимущества. Абсолютные преимущества достигаются  за счет использования информационных технологий и накопленных инноваций, а относительные – за счет доступа к более дешевым ресурсам, более низкие издержки также являются барьерами входа.

В-четвертых, глобальные фирмы имеют возможности пространственно распределять производственный процесс не только внутри страны, но и преодолевать «цепочку создания ценности» в других странах. Получает распространение «outsourcing» — передача производства и других бизнес-функций, таких как маркетинг, снабжение, логистика и др., сторонним узкопрофильным фирмам, часто находящимся в другой стране с более дешевой рабочей силой или лучшим соотношением цены и качества. Так например, европейский и североамериканский капитал присматриваются к возможности инвестиций в наиболее прибыльные российские сырьевые компании. А российский капитал, в свою очередь, переводит свои активы за рубеж. Так, Челябинский тракторный завод ведет сборку во Въетнаме.  Легковые машины «Ока» производства Камского автозавода собирают в Пакистане. «УралАз» строит цеха в Китае, «ГАЗ» — в Южной Африке, а тольяттинский завод – в Эквадоре. Где дешевле рабочая сила, туда и протекает капитал. Поэтому можно утверждать, что процесс глобализации экономики идет в ущерб интересам трудящихся в то время, как он приносит все большее благосостояние привилегированным слоям общества всего мира.

Таким образом, глобализация и сетевые информационные технологии, формально не подпадая под антимонопольные законы, усиливают барьеры входа новых фирм в перспективные отрасли и технологии, т.е. создает дополнительные, трудно улавливаемые антимонопольными законами барьеры эффективной конкуренции. С этой точки зрения эффективная конкуренция в мире требует новых дополнительных методов регулирования конкурентной среды. Одним из таких методов предлагается введение налога Тобина, названного по имени американского экономиста, нобелевского лауреата. Суть предложения Тобина состоит во введении 1%-ного налога на все финансовые операции и направлении полученных средств на решение проблем бедности, неравенства, образования, подъема экономики в неразвитых странах, что создавало бы возможность определенного противодействия силовому давлению со стороны мощных в экономическом отношении стран.

Последнее приводит к тому, что глобализация в целом воспринимается многими ее исследователями скорее отрицательно. Спектр оценок глобализации включает как нейтральные оценки глобализации как объективного процесса с позитивными и негативными эффектами, так и полное неприятие как «формы установления нового мирового порядка, мировой финансовой капиталократии» и т.п. негативное отношение к глобализации отражает тот факт, что глобализация дает существенные преимущества наиболее сильным участникам международной конкуренции, в то время как остальные государства в силу множества объективных и субъективных причин таких преимуществ не получают.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Конфликты, возникающие в процессе глобализации
Процесс глобализации охватывает весь мир: все государства и их хозяйство, быт, традиции,  культуру. Несомненно, здесь возникают разного рода конфликты, такие как:

Конфликт с эндогенными культурами.

Глобализация подвергает мощному прессингу традиции и традиционный менталитет, характерный для некоторых стран, вовлекаемых ею в свой оборот. Логика  жизни  в условиях глобализации предельно проста:  если ты скрупулезно следуешь национальной или религиозной традиции, то рано или поздно ты столкнешься с острой конкуренцией со стороны тех, кто ставит на первый план расчет и эффективность. Например, в Саудовской Аравии женщинам запрещено водить машину. Это означает что мужчина, глава семьи, должен либо отвлекаться с работы, чтобы подвезти жену домой, либо нанимать для этой цели  иностранца. Выгоду этого запрета скоро почувствовали водители из других стран, приезжающие на Ближний Восток подработать за немалые деньги. Таким образом, здесь мы видим, что рынок заполоняют работники иностранцы и в связи с этим возникают конфликты между местным населением и иммигрантами.

Конфликт между мировым и национальным правительством.

Однако и в развитых странах глобализация рождает напряжение и конфликты. До настоящего времени в социальных науках и на бытовом уровне преобладало «контейнерное» видение общества. Государство полноправно владело пространством, на котором оно располагалось и отряжало обществу задачу строительства национальных идентичностей. Между тем, в новую эпоху власть национального государства, его контроль над вверенной ему территорией уже не кажется безграничным. Транснациональные корпорации существуют поверх государственных границ и обладают экономической мощью, зачастую превосходящей возможности отдельного государства. В этой наднациональной сфере господствуют законы либеральной экономики.

Капиталы подвижны и легко перетекают туда, где есть возможность получения максимальной прибыли. Производство, как и капиталы, стремится к перемещению в те части земного шара, где имеется избыток дешевой рабочей силы вкупе с наименьшими отчислениями на социальные нужды. Отток капитала и вывоз производств в другие регионы сулит развитым государствам существенное сокращение налогооблагаемой базы. Чем меньше налогоплательщиков, тем меньше налогов, причем, как показывает практика, наибольшие шансы по уходу от налогов имеют в новых условиях именно наиболее крупные налогоплательщики – транснациональные корпорации.

Конфликт между транснациональными корпорациями и средним бизнесом.

В условиях, когда транснациональные корпорации (ТНК) выводят свои капиталы из зоны действия национальной системы налогообложения, основной налогооблагаемой базой государства становятся относительно небольшие предприятия – малые и средние фирмы, действующие в масштабах одного государства. Им-то и предстоит взять на себя бремя покрытия социальных расходов – содержания бесплатной системы образования и, в некоторых случаях, системы медицинского обслуживания. В этом и есть очевидная несправедливость глобализации, возвращающий мир к принципу апостола Павла «богатые богатеют, бедные беднеют».


1.4. Понятие ТНК
ТНК – основное лобби, определяющее выгодную  либеральную политику правительств богатых стран. Сегодня в мире существует около 50000 таких компаний, они осуществляют две трети товарооборота мировой торговли. Причем почти половина его объема производится через собственные торговые сети. Сто самых крупных транснациональных корпораций имеют годовой оборот примерно в 1,4 трлн. дол.

А приход ТНК в бедные страны обусловлен дешевой рабочей силой и возможностью прямой эксплуатации сырьевых богатств этих стран.

Поэтапный анализ развития ТНК позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, тенденция к глобализации начала пробивать себе путь от ТНК первого поколения к ТНК второго, третьего и четвертого поколений, на протяжении которых менялись сферы их деятельности и реализации своих экономических интересов, начиная с добывающих колониально-сырьевых отраслей до отраслей, выпускающих военно-техническую, наукоемкую продукцию, связанную с НТР, и завоевания прочных позиций в современной международной финансовой сфере и сфере информации.

Во-вторых, через изменение организационно-экономических форм и механизмов ТНК также проявлялась тенденция к глобализации, выразившаяся в переходе от картелей и синдикатов к трестам, концернам и конгломератам.

В-третьих, в 60-е г. 20в. развиваются ТНК третьего поколения, широко использующие НТР и способствовавшие распространению ее достижений в периферийные зоны мирового хозяйства и созданию экономических предпосылок для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг.

В-четвертых, в начале 1980-х гг. появляются глобальные ТНК четвертого поколения, которым присущи следующие признаки: планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе; раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий; гибкая организация каждого отдельного производственного узла; адаптивность структуры корпорации; единообразная организация бухгалтерского учета и аудита; объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК; осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.

В-пятых, ТНК ускоряют продвижение мировой экономики к глобализации, что вызывает существенные изменения ее характера в современных условиях. Уже в начале 21в. ¼ часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а ¾ — в своеобразной плановой системе, где внутри ТНК не работают законы свободного рынка и внутренние (трансфертные) цены определяются самими корпорациями. В итоге совершенно очевиден «переход к конвергентной экономической системе, сочетающей в себе плановые и рыночные начала»[3].


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.5. Глобализация в оценках западных экономистов
Эксперты МВФ определяют глобализацию как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий». В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, на юбилейной сессии Организации Объединенных Наций, глобализация рассматривается как все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками[4].

На практике глобализация в целом представляет собой сложный комплекс различных, но тесно связанных между собой глобализационных процессов, развивающихся в различных областях. Поэтому ее различные аспекты являются объектом изучения многих наук, а глобализация в широком смысле представляет собой междисциплинарный объект исследования. Например, представители технических наук рассматривают такое понятие, как «техноглобализм», проявляющийся в слиянии возникающих в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый общемировой комплекс технических знаний. Они анализируют возникновение, по существу, глобальных «технологических макросистем» в сферах энергетики, связи, телекоммуникаций, транспорта, ряда отраслей промышленного производства и т.д. Социологи и философы связывают понятие глобализации с тенденциями сближения образа жизни людей разных стран и регионов в результате универсализации культуры и человеческих ценностей (что весьма неоднозначно оценивается в различных странах – например, во многих из них процесс глобализации связывают с растущей «американизацией» общественной жизни). Процессы глобализации протекают и в области политики, что по-новому ставит вопрос о месте и роли наиболее авторитетных международных институтов в регулировании возникающих в ходе глобализации проблем.

Но наиболее динамично процесс глобализации протекает в экономической области. При этом выделяются объективный и субъективный аспекты глобализации экономики. С одной стороны, глобализация экономики представляет собой закономерный, объективно обусловленный процесс движения к единой мировой экономической целостности, качественно новую, наиболее высокую, стадию интернационализации экономической жизни. С другой стороны, глобализация экономики выступает как форма вполне определенной экономической политики, осуществляемой ведущими странами мира (прежде всего — США), крупнейшими ТНК и  ТНБ, мировыми финансовыми центрами в своих собственных интересах.

Не случайно некоторыми исследователями проблем глобализации в настоящее время используется термин не «глобализирующаяся», а «глобализируемая» мировая экономика.

Разумеется, в рамках процесса глобализации экономики хотели бы реализовать свои интересы и другие субъекты международных экономических отношений. Поэтому процесс глобализации экономики неизбежно сопровождается острыми противоречиями. Оценивая сформировавшиеся в последние годы теоретические воззрения по проблемам глобализации экономики, можно условно выделить три основные направления различных подходов экономистов и политологов:

1)     гиперглобалистское направление (гиперглобализм);

2)     скептическое направление (скептицизм);

3)     трансформационное направление.

Первое из них связано (гиперглобалистское) с абсолютизацией процесса стирания национальных границ и исчезновения культурных различий между странами. Определяющим здесь становится свободное движение капитала, товаров и информации в рамках единого глобального рынка. В этих новых условиях, по мнению представителей данного направления, «национальный эгоизм» становится бессмысленным. К числу наиболее ярких его представителей можно отнести К. Омаи (K. Ohmae), Ф. Фукуяма (F. Fukuyama) и Р. Райх (R. Reich).

Одним из первых авторов и популизаторов термина «глобализация»  является К. Омаи, который посвятил этой проблематике несколько своих работ (TheBoardlessWorld– HarperBusiness, 1990; TheEndofNation– State. – FreePress, 1995$ PuttingGlobalLogicFirst. – HBR, 1995 и ряд других). К. Омаи определяет государства как «добровольные задолжники прошлого», которые превратились в «неестественные» единицы глобальной экономики. На смену традиционным национальным государствам приходят так называемые «региональные государства», «естественные экономические зоны», «естественность» и масштабы которых формируются потребностями глобальной экономики.

Более оригинальную концепцию развивает Ф. Фукуяма в своей монографии «Доверие. Социальные добродетели и  созидание благосостояния» (1995г.). Ф. Фукуяма полагает, что «экономическая деятельность представляет собой важнейшую часть социальной жизни и скрепляется разнообразными нормами, правилами нравственными обязательствами и другими обычаями, которые в совокупности и формируют общество», а «благополучие науки, как и ее способность к конкуренции, обусловлено единственной всепроникающей культурной характеристикой – уровнем доверия, присущем данному обществу».

Представители гиперглобализма предсказывают полную культурную диффузию, сопровождающуюся потерей государствами своих основных функций, а в перспективе – и отмиранием национальных государств вообще.

Критика гиперглобализма в значительной мере осуществляется в рамках работ представителей так называемого «скептического» направления. К числу его активных сторонников можно отнести С. Хантингтона (S. Huntington), П. Хирста (P. Hirst), Г. Томпсона (G. Thompson), С. Краснера (S. Krasner). Они все утверждали что:

·        достижение общей культурной конвергенции в конечном итоге невозможно;

·        происходящее в современных условиях транснациональное движение товаров, рабочей силы, капитала имеет свою историю и знало в этой истории и свои взлеты и падения, прогресс и регресс;

·        хотя в истории и проявляется определенное ограничение роли государств, угрозы нациям и национальным государствам, тем не менее не существует.

Как отмечает С.Хантингтон, процессы, идущие в современном мире, способствуют больше размежеванию и конфликту, чем культурной гомогенизации мира. В одной из своих основных работ – «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (TheCkashofCivilizationsandtheRemakingoftheWorldOrder. – N.Y., 1996)  он впервые сформулировал оценку ситуации именно таким образом. Также он полагает, что в современном мире «региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная – на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций». По его мнению, столкновение цивилизаций может реализовать себя как межродовой конфликт глобального масштаба в двух формах – на микроуровне и макроуровне. В первом случае речь идет о конфликтах между соседними государствами, которые представляют разные цивилизации, или между группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства. Во втором случае конфликты происходят между ведущими государствами, представляющими разные государства.

С.Хантингтон рассматривает восемь цивилизаций современного мира: западную, конфуцианскую, японскую, мусульманскую, индийскую, славянско-православную, латиноамериканскую и африканскую. При этом главной линией международных конфликтов, по его мнению, в перспективе будет конфликт между западной и остальными цивилизациями.

С начала 1990-х гг. был опубликован еще целый ряд работ, в которых критиковались положения гиперглобализма. В их числе работы таких авторов, как П. Хирст, Г. Томпсон, С. Краснер.

П. Хирст и Г. Томпсон полагали, что, несмотря на достигнутый к концу 90-х гг. 20 столетия высокий уровень интернационализации экономической жизни, мировая экономика не стала еще полностью глобализированной. В качестве аргументов для обоснования данной позиции приводятся следующие: количество ведущих, подлинно транснациональных корпораций еще относительно невелико и большинство из них продолжают оставаться «национально базированными»; международные потоки товаров, услуг и капитала все больше концентрируются внутри самой группы ведущих развитых стран с рыночной экономикой (речь идет о триаде «США – Западная Европа – Япония»).

Значительной спецификой по сравнению с положениями сторонников гиперглобализма, с одной стороны, или скептиков – с другой, обладают позиции представителей так называемого «трансформационного» направления, среди которых можно выделить таких авторов, как Дж. Розенау (J. Rosenau), Д. Хелд (D. Held), А. Мак-Гру (A. Mc-Crew). Они выступают против одностороннего и упрощенного понимания глобализации, полагая, что это сложный и многосторонний процесс, протекающий во всех сферах общественной жизни. Как пишет Д.Хелд, глобализация – это «не единое состояние и не линейный процесс», а « многоплановый феномен, охватывающий разные сферы деятельности и взаимодействия», при этом «порождающий в каждой из них разнообразные формы связей». Он обосновано отмечает неравномерность и многовариантность процессов глобализации, существенные различия в воздействии этих процессов на различные страны, регионы и социальные группы населения отдельных государств. «Теорию глобализации, — подчеркивает Д.Хелд, — необходимо строить на понимании происходящего в каждой из этих сфер».

Представители «трансформационного» направления полагают, что глобализация «переустраивает и реорганизует силу, функции и власть национальных правительств».

Анализ указанных направлений экономической науки (гиперглобализма, скептицизма и трансформационного) лишний раз показывает, насколько сложным, неоднозначным и противоречивым явлением выступает процесс глобализации мировой экономики. Он имеет свою логику и диалектику  развития. При этом соответствующие изменения должны происходить как в деятельности национальных государств, так и в самой системе, формах и направлениях деятельности современных международных организаций.

Обращая внимание на противоречивость современной модели глобализации, Президент Российской Федерации В.В. Путин выступая на одном из саммитов «восьмерки» сказал, что «На рубеже веков человечество нуждается в серьезном осмыслении мощных глобальных тенденций – проявляющихся в экономике, в сфере культуры и информации. Будущее за теми, кто научится управлять этими процессами, заставит их работать на благо людей. Мы должны позаботится о том, чтобы глобализация стала социально ориентированной, чтобы народы мира в равной мере могли пользоваться плодами научно-технического и интеллектуального прогресса»[5].

    продолжение
--PAGE_BREAK--2. РОССИЯ И ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В зарубежном и российском обществоведении все более широкое хождение приобрел термин «глобализация», обозначающий радикальные социально-экономические и политические  изменения, охватывающие весь мир и проникающие в самые глубины социальных образований,  будь то нация, этнос или семья.

         Однако в российском общественном сознании, очевидно, не сложилось четкого представления о том, что такое глобализация (диагр.2.1)



Диагр.2.1. Что такое глобализация (доля в %)

Ист: (7, с.22)

Таким образом, мы видим, что 46% опрошенных решили что глобализация – это унификация стандартов; 36% — глобальные информационные сети; 15% — инвестиции; 3% — не знали что сказать.
2.1. Место России в мировой экономике

Развитие экономики и внешней торговли России в 21в. будет в немалой степени определяться тем, насколько успешно страна сможет адаптироваться к глубоким качественным переменам, происходящим в мировом хозяйстве. Пока Россия слабо вовлечена в глобальные процессы: доля импорта в ВВП ниже, чем в большинстве стран; объем прямых иностранных инвестиций в ВВП составляет около 1%, что существенно меньше, чем в большинстве развивающихся стран. При таком малом объеме иностранных инвестиций в России 80% из них направляется в торговлю и сырьевые отрасли, а не в обрабатывающую промышленность и не в наукоемкие технологии.

Россия, включившись в мировую экономику, пока больше сталкивается с негативными сторонами глобализации, чем с ее преимуществами. В условиях открытости экономики часть российских производителей, будучи не в состоянии противостоять иностранным конкурентам, оказалась вытесненной с внешнего и внутреннего рынков. Производственный и финансовый сектора отечественной экономики попали в сильную зависимость от конъюнктуры на внешних рынках и испытывают серьезные трудности при ее ухудшении. Относительная легкость привлечения средств иностранных инвесторов обернулась резким ростом объемов внешних платежных обязательств.

Влияние глобализации на экономическую безопасность Российской Федерации в части промышленности имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительной стороной является повышение технического и технологического уровня отечественной промышленности (примером в данном случае является так называемый альтернативный автопром, представляющий совокупность предприятий, созданных совместно с ведущими зарубежными компаниями, с целью освоения производства автомобилей иностранных марок, с использованием технологии и методов организации производства, с постепенным увеличением доли деталей и узлов, изготовленных российскими производителями).

Отрицательной стороной глобализации следует считать стремление развитых стран, ТНК воздействовать на российскую промышленность с целью деформации ее структуры и снижения ее роли на мировой арене. Речь идет об опасности консервации сырьевой ориентации отечественной промышленности в МРТ и дельнейшей деградации отраслей обрабатывающей промышленности.

В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, по многим параметрам не уступающие мировым аналогам. Сосредоточены они прежде всего в отраслях ВПК – авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, разработке программного обеспечения. Освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства, прежде всего снижение производственных затрат до уровня, позволяющего вписываться в цены мирового рынка.

В обеспечении экономической безопасности России важная роль должна быть отведена совершенствованию таможенной политики: вывозные пошлины должны снижаться на продукцию добывающих отраслей по мере увеличения степени обработки; ввозные пошлины должны повышаться на продукцию, которая производится или может быть произведена в России.

Россия также должна делать ставку на дальнейшую глобализацию путем активного участия в региональных интеграционных объединениях. В высокоразвитых региональных интеграционных объединениях, как например ЕС, существуют регламентирующие условия, которые исключают возможность вступления нашей страны в подобные объединения. Здесь следует глубоко анализировать возникающие противоречия между региональными интеграционными блоками ЕС, НАФТА и объединениями в АТР, где на авансцену выходят Япония, новые индустриальные страны и Китай. На фоне конкурентной борьбы между этими объединениями Россия может найти заинтересованных партнеров в интеграционном сотрудничестве в некоторых областях наукоемких видов производств, по которым она еще сохраняет приоритетные позиции.

Вступление России в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) расширило возможности для ее участия в глобальных процессах. АТЭС не регламентирует деятельности стран-участниц, поэтому РФ, став членом этой межправительственной организации, может отстаивать свои приоритеты, защищать национальные интересы при построении интеграционных механизмов, что расширяет ее возможности для интеграции со странами АТР. Участие России в АТЭС в данный момент создает для нее определенные сложности, связанные с бурным поступлением дешевых потребительских товаров из стран Юго-Восточной Азии, которые подрывают отечественное производство таких товаров в нашей стране. Другой негативный момент участия в глобальных процессах через интеграцию России в АТЭС при сложившейся сегодня внешнеторговой политике может способствовать превращению ее экономики в сырьевой придаток ряда стран Восточной Азии. Кроме того, либерализация внешней торговли, открытость экономики сопровождаются чрезмерным, зачастую неконтролируемым, притоком иностранной рабочей силы на Дальний Восток и в Сибирь, что со временем может обострять противоречия между российским населением и иммигрантами. Противодействовать этим негативным явлениям Россия может на пути изменения структуры производства, внешнеторгового оборота, усиления государственного контроля за притоком иностранной рабочей силы и использованием ее природных ресурсов. Помимо негативных явлений участия России в глобальных экономических процессах НТР отвечает нашим геополитическим интересам и открывает возможности ее превращения в связующее звено между странами СНГ и тихоокеанскими государствами, а также между последними государствами Европейского союза, таким образом территория российского государства может со временем превратиться в трансконтинентальный мост, связывающий Европу с Восточной Азией и Северной Америкой. Для этого существует много глобальных проектов, реализация которых требует огромных инвестиций, которых Россия самостоятельно не сможет реализовать. Только через привлечение иностранных инвестиций возможно будет реально реализовать эти глобальные проекты на практике.

Участие России в глобализации на основе развития транснациональных форм немыслимо без развития финасово-промышленных групп. На 1 января 2005г. в экономике России зарегистрировано 104 ФПГ, из них 15 транснациональных. В них иностранными участниками являются в основном предприятия стран СНГ (Белоруссии, Украины, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы). Частично в транснациональные ФПГ входят и организации участники из дальнего зарубежья[6].

ТФПГ созданы для выполнения крупномасштабных проектов по техническому перевооружению, развитию производственной базы, росту объемов продукции. Они имеют более низкие финансовые риски и обеспечивают значительный вклад в промышленное производство и торговлю на пространстве СНГ. А рыночной экономике важно сохранить направляющую роль государства в сфере высоких технологий и современного менеджмента во внешнеэкономической деятельности ФПГ, с тем чтобы в 21в. они обрели конкурентную мощь и, используя свое участие в стратегическом альянсе с ними, Российское государство укрепило бы свое влияние в мировой экономике.

Вступление России в ВТОсвязывается с целым рядом факторов. Для того чтобы интегрироваться в такую международную экономическую организацию, как ВТО на выгодных для нашей страны условиях, необходимо делать ставку прежде всего на внутреннее развитие экономики. Укрепив внутренний потенциал, РФ может войти в ВТО с более высоких стартовых позиций, тогда она сохранит свой экономический суверенитет и будет проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. При этом экономика России не станет полностью открытой, и последствия ее вступления не будут столь тяжелыми.

С 1995г. до настоящего времени ведутся переговоры о вступлении России в ВТО, и на протяжении всего периода высокоразвитые страны мира пытаются навязать условия, не выгодные нашей стране. Это касается требований Канады, США, Японии и ЕС о снижении импортных пошлин на автомобильную технику с 30-35 до 25%, авиационную – с 20 до 15% и на сельскохозяйственные товары – с 31 до 24%; доступа иностранных компаний на рынки финансовых и телекоммуникационных услуг; повышения на внутреннем рынке России цен на энергию, газ; введения квот на импорт мяса птицы, говядины и свинины. Зачастую выдвигаются требования со стороны ЕС в ультимативной форме по поводу выравнивания внутренних и внешних тарифов на прокачку газа, отмены или резкого снижения экспортных пошлин на газ, обеспечение свободы транзита через российские трубопроводные системы и возможности строительства частных трубопроводов, ликвидации монополии Газпрома на экспорт газа и т.д.

Высшее руководство страны рассматривает вступление России в ВТО в качестве одного из приоритетов экономической политики и настаивает, чтобы наша страна была принята в эту организацию на стандартных условиях, а не на тех требованиях, которые не предъявлялись другим государствам. Не следует соглашаться на те кабальные условия, которые нам предъявляются при вступлении в ВТО, здесь нужно последовательно добиваться, чтобы учитывались российские национальные интересы.

При вступлении в ВТО необходимо будет добиться таких условий, которые гарантировали бы надежную защиту не только сферы услуг, но и относительно развитых секторов (банки, страхование, связь и др.), которые пока едва ли в состоянии выдержать конкуренцию крупных международных компаний. Осторожность и постепенность при вступлении в ВТО не предполагают никакой изоляции от внешнего мира, создания искусственных непреодолимых барьеров перед импортом продукции из других стран. Независимо от членства в ВТО внешнеэкономические связи России надо развивать и укреплять, а это означает, что надо усиливать конкуренцию как внутри России, так и участвовать в конкурентной борьбе на внешних рынках.

Общемировой процесс глобализации проявляется и в создании региональных союзов, служащих средством коллективной защиты участвующих стран от опасностей глобальной конкуренции и внешней экспансии, которыми они не в состоянии противостоять в одиночку. В результате формирования глобальной экономики и общемирового рынка все больше переводится на многополюсную основу. При вхождении России в многополюсную систему мирохозяйственных связей и активном развитии торгово-экономического сотрудничества одновременно на европейском и азиатско-тихоокеанском пространствах, с такими государствами, как страны ЕС, США, Китай, Япония, Индия России целесообразно уделять большое внимание задачам углубления интеграционного процесса в СНГ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.1. Опасность ТНК для российских компаний
По мнению российских менеджеров, приход транснациональных корпораций  в Россию имеет массу разных предсказуемых и непредсказуемых последствий и должен быть обусловлен всевозможными мерами предосторожности.

Во-первых, очевидно, что как только на российский рынок приходят ТНК, конкуренция на нем обостряется. Для российских предприятий это означает большой рыночный прессинг при тех же ресурсах.

Во-вторых, ТНК, как правило, имеют в своем распоряжении мощные финансовые ресурсы, благодаря которым они могут регулярно обновлять производство и повышать качество продукции. Российские предприятия ограничены в ресурсах, банковский кредит им либо не по карману, либо не доступен по причине неудовлетворительной кредитной истории.

В-третьих, ТНК имеют возможность платить персоналу высокую зарплату. Это означает, что и российским предприятиям придется увеличивать фонд оплаты для удержания лучших работников. В противном случае рынок труда будет стратифицирован по качеству управленческого персонала. ТНК получат его «сливки», а российские предприятия – только то, что останется. В свою очередь повышение зарплат скажется на стоимости продукции российских предприятий: оно станет существенно дороже.
2.1.2. Отношение россиян к ТНК
Конечно, каждый человек относится по-своему к зарубежным компаниям в его стране, таким образом, можно выделить три группы работающих россиян и их отношение к ТНК.

Первые, занятые, как правило, в сырьевых отраслях промышленности, не видят в приходе ТНК особой проблемы. Многие из них уже давно работают с западными компаниями и находят в таком сотрудничестве больше плюсов, нежели минусов.

Вторые, работающие в отраслях, где конкуренция западных компаний пока невелика, также не считают, что способны одолеть их на рынке.

Третьи, чаще всего принадлежащим к обрабатывающим отраслям экономики, испытывают по поводу вхождения ТНК на российский рынок серьезное беспокойство.

Большинство россиян не хотели бы променять свою нынешнюю  позицию на перспективу вхождения в разветвленную управленческую иерархию, характерную для больших международных компаний. Это нежелание мотивируется следующими факторами:

1.     работает известный мотив лидерства: «лучше быть первым в деревне,           чем вторым в Риме». Лучше быть во главе небольшого российского предприятия, чем винтиком гигантской международной иерархии.

2.     в своем большинстве российские руководители  — это практики, которые слишком привязаны к российским реалиям, чтобы добиться успеха в более формализованной среде ТНК.

3. КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Фундаментальные теоретические представления о сущности конкурентоспособности на рубеже 20-21 столетий претерпевают значительные изменения. Глобализация мировой экономики не могла не отразиться на формах конкурентной борьбы, которая привела к новой форме межфирменного соперничества, под названием «глобальная конкуренция».

 В современных условиях принятый в классической экономической теории подход к национальному развитию, росту и процветанию с позиций природных ресурсов, рабочей силы, процентных ставок, курса и покупательной силы национальной валюты оказывается явно не достаточным. Характеристика конкурентоспособности как основы национального процветания должна исходить из основоприлагающего принципа – способности конкретной страны, ее промышленности своевременно вводить и осваивать новшества и модернизироваться. При этом ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Даже страны с наиболее высоким уровнем жизни имеют много отраслей, в которых их местные компании оказываются неконкурентоспособными. Конкретные страны достигают успеха только в определенных отраслях и за счет того, что их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Прежде важным фактором конкуренции всегда было расстояние. В условиях высоких транспортных затрат на преодоление расстояний наличие собственных природных ресурсов и более дешевой рабочей силы имело огромное значение для обеспечения относительных преимуществ.  Фирмы всегда пользовались локальными преимуществами, проистекавшими из доступности местного сырья, а также преимуществом спроса местных потребителей. В регионах развитых стран фирмы пользовались преимуществами большого внутреннего рынка, которые характерны для зажиточных стран вследствие высокой стоимости жизни. Но удешевление коммуникаций, развитие сетевых фирм, системы многоуровневого маркетинга, виртуальной торговли и маркетинга с помощью сети Интернет сняли с регионов эту «защиту расстоянием» от конкуренции, появились новые формы конкуренции за территории. Если раньше борьба за территории происходила в форме захватнических войн, сегодня она приобретает новую форму – мирного экономического захвата. Одни регионы используют возможности других, делая их территории местом своего производства или сбыта (например утилизации вредных отходов на территории других стран, или утилизации поддержанных автомобилей путем их сбыта, освоение предпринимательского пространства путем развития мелкого бизнеса на территории других регионов). Формой использования ресурсов других регионов является привлечение квалифицированной рабочей силы. Фирмы США, стран Западной Европы притягивают себе наиболее качественные трудовые ресурсы из других стран, причем современные виртуальные технологии позволяют работать в фирме другой страны, оставаясь «дома».

Глобализация лишает регионы традиционных преимуществ в силу того, что многие локальные возможности становятся глобальным достоянием. Низкая стоимость труда или природных ресурсов, емкий внутренний рынок – все эти преимущества называют локальными «прозрачными ресурсами»[7], которые могут быть мобильно использованы глобальными фирмами, стремление получить доступ к ним является двигателем глобализации и глобальных фирм. Эту тенденцию можно назвать глобализацией локальных ресурсов. Обеспеченность региона собственными природными или трудовыми ресурсами больше не является важным конкурентным преимуществом в условиях, когда эти ресурсы можно приобрести на глобальных рынках по схожим с внутренними ценами. Глобализация обуславливает постановку проблемы конкурентоспособности региона как готовности отвечать на вызовы глобальной среды, способности к изменению, способности искать и защищать локальные конкурентные преимущества. Конкурентоспособность региона – первая из проблем,  которую можно назвать глокальной проблемой современности, проблемой присущей регионам самого разного уровня в самых разных странах.

Выделяют три уровня конкурентоспособности экономической системы. Речь идет, во-первых, о конкурентоспособности на глобальном (межстрановом) уровне.  Измерение глобальной конкурентоспособности производится на основе макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Во-вторых, выделяется национальная конкурентоспособность, трактуемая как способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах. При этом обязательным результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов. В-третьих, конкурентоспособность на микроуровне, понимаемая как конкурентоспособность фирм. Именно на микроуровне конкурентоспособность проявляется как свойство товара, услуги или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с уже присутствующими там товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

При развитии мировой экономики интеграционным путем, страны стремятся друг к другу, становятся более интегрированными, взаимосвязанными, взаимозависимыми. Результатом этого является изменение соотношения сил в мировом масштабе, появление и исчезновение отраслей, изменения сравнительных преимуществ и даже самой идеи национальной экономики, т.е. идет созидательно-разрушительный процесс. В конкурентные отношения вступают уже не только отдельные отрасли, страны, но и целые регионы. Образно такой подход был назван «гонкой без финиша»[8]. Погоня продолжается. Никто не хочет стоять на месте.

Преимущество большого внутреннего рынка тоже больше не является преимуществом в условиях, когда транспортные затраты незначительны и когда потребители все более и более выбирают предметы потребления прежде всего на основе цены, качества и марки, а соображения о национальной принадлежности производителя уходит на второй план. В этом аспекте глобализация ставит вызовы и может нести разрушительные последствия и для «дорогих» регионов с высокими издержками – регионов Европы, Японии и Северной Америки. Существует опасение, что фирмы в странах с высокими издержками будут перемещать свою деятельность в страны с низкими издержками или не могут не выдержать конкуренции с более дешевыми товарами из более низкозатратных регионов и исчезнут, тем самым, приводя старые индустриальные страны в состояние опустошения и безработицы.

Глобализация мировой экономики формирует новые конкурентные условия деятельности международных фирм, объективно влияющие на все уровни и сферы их взаимодействия с окружающей средой. Либерализация мировой торговли и финансовой сферы, увеличение импорта капитала, НТП, развитие «новой экономики», углубление международной интеграции и разделения труда способствовали усложнению структуры мирохозяйственных отношений, возникновению и развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях мировой экономической системы.

Специфика реализуемой на мировом рынке продукции предопределяет характер конкуренции на всех его ярусах. Влияние глобализации на факторы конкурентоспособности распространяется в первую очередь на предприятия глобальных отраслей, особенно это касается компаний, занимающихся электронной, информационной и телекоммуникационной техникой. В результате либерализации, дерегулирования, роста капитала промышленных групп количество предприятий данных отраслей непрерывно увеличивается. Такого рода тенденция усиливает конкуренцию, при которой, с одной стороны, все сложнее добиваться и удерживать конкурентные преимущества (увеличиваются затраты на НИОКР, удлиняются сроки их проведения, сокращается жизненный цикл изделий). С другой, — вертикальная интеграция предприятий, относительно невысокие барьеры выхода на рынок, международное антимонопольное регулирование в рамках ВТО увеличили число конкурентов, способных не только преодолеть рыночные барьеры, но и на равных соперничать с существующими на рынке компаниями.

Процессы глобализации мировой экономики качественно изменили конкурентное соперничество компаний, создав предпосылки для более дифференцированного подхода к цели конкурентной борьбы. Если раньше целью конкуренции являлась борьба между компаниями за увеличение прибыли, то в настоящее время целью соперничества рассматривается борьба за каждого потребителя.

При анализе особенностей конкуренции в условиях глобализации выявлены четыре основные движущие силы, которые в совокупности оказывают непосредственное влияние на ее развитие: рост транснациональных сетей, глобализация спроса и предложений, развитие информационных технологий, дерегулирование рынков. Именно эти силы в ровной степени воздействуют на поведение клиентов, конкурентов, торговых посредников и поставщиков. Изменения в поведении клиентов проявляются прежде всего в двоякой позиции потребителей при покупке товаров. Расширились их возможности одновременно получить выгоды как в отношении цены, так и качества. Клиенты становятся более критичными при выборе товаров вследствие более высокой информированности. Происходит рост заказов и закупок потребительских товаров через средства массовой информации. Предприятиям все труднее «привязывать» к себе клиентов. За последние годы сокращается количество потребителей, которые сохраняют приверженность к  какой-либо одной марке товара.

В поведении конкурентов также наблюдаются весьма заметные изменения, которые проявляются в первую очередь в двойственном характере их поведения. С одной стороны, обострение конкуренции ведет к росту агрессивности в поведении предприятия по отношению к своим конкурентам. Например, компания «Фольксваген» находится в состоянии постоянной конкурентной войны с концерном «Форд» за долю на рынке автомобилей компактного класса. С другой – эти же предприятия выступают в союзе в других секторах рынка, например в разработках крупнолитражных автомобилей.

Важным следствием глобальной конкуренции является изменение поведения поставщиков. Глобальная конкуренция, как правило, предъявляет более высокие требования к поставщикам, так как, например, во время тендеров оценки выносят не только основному предприятию, но и его субпоставщикам. По этой причине товаропроизводители и поставщики в будущем должны сотрудничать теснее. Это касается, в частности, более интенсивного обмена информацией и активного участия субпоставщиков в инновационном и производственном процессах, что ведет к усилению давления на них в области издержек производства и технических характеристик продукции.

Процессы глобализации в немалой степени повлияли и на характер конкуренции. Например, мировой кризис, вызванный глобализацией финансовой сферы, привел к нестабильности конкурентных преимуществ. Так, обвал на валютных рынках Юго-Восточной Азии создал двойные трудности для производителей: они пострадали не только в результате сокращения спроса на их продукцию на азиатских рынках, но и столкнулись с жесткой ценовой конкуренцией на своих рынках со стороны стран, чья валюта подешевела. Другой пример: августовский (1998г.) финансовый кризис в России, вызвавший девальвацию рубля, явился предпосылкой роста отечественного производства. Падение курса российской национальной валюты обеспечило российским производителям определенные конкурентные преимущества. Российские продуценты стали успешнее конкурировать на внутреннем рынке. Наиболее очевидный результат успешного соперничества был отмечен в пивоваренной и табачной индустрии, а также на рынке производителей натуральных соков. В этих отраслях рыночная доля отечественных производителей с августа 1998г. Увеличилась в несколько раз[9].

Независимо от возраста отрасли на конкуренцию в ней влияют пять сил: интенсивность конкуренции между существующими конкурентами, барьеры для вступления в отрасль, угроза товаров заменителей или заместителей, способность поставщиков диктовать свои условия и способность покупателей торговаться. Другой важной тенденцией глобализации, влияющей на конкурентоспособность, является тенденция к увеличению затрат на обеспечение жизненного цикла технически сложной продукции, которые вызваны ростом потребности в технических услугах, необходимых для работы поставляемой техники и потому носящих обязательный характер. В сфере производства наметилась четкая тенденция к развитию функций услуг с целью получения дополнительной выгоды при освоении новых рынков. Наблюдается своеобразный процесс сращивания производства с сервисом. Глобализация промышленного производства требует все большей глобализации соответствующих промышленных услуг. С ростом техногенности систем и установок увеличивается потребность в комплексных решениях технических проблем, подготовке персонала, снижении сложности эксплуатации техники, оказании помощи в управлении, в связи с чем значение услуг также возрастает.

Для предприятий, производящих высокотехнологичные товары в странах  с высоким уровнем заработной платы, особую актуальность приобретает возможность создания конкурентного преимущества на основе дифференциации. Благодаря представлению услуг часто удается избежать конкуренции аналогичной продукции, предлагаемой по более низкой цене, так как рассчитанный на запрос клиента пакет услуг лишает дешевую продукцию конкурентов привлекательности в его глазах. Наукоемкий сервис дает преимущество предприятиям в результате укрепления связей с клиентом, которые устанавливаются в ходе выполнения многочисленных сервисных операций, а также помогает создать барьеры на пути проникновения на рынок новых конкурентов.

В третьем тысячелетии все большую остроту приобретает решение общих мировых проблем. Одной из таких проблем является экологическая, стоящая как перед правительствами отдельных стран, так и перед руководящим звеном различных компаний. В современных условиях мировой экономики экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. В результате происходят глубокие структурные изменения в выработке конкурентной стратегии. Например, увеличение издержек по выполнению природоохранных требований в сталелитейной отрасли привело к внедрению ресурсо-энергосберегающих технологий, что позволило сократить издержки. В автомобилестроении в результате разработки моделей с пониженным потреблением топлива заметно увеличилась доля японских автомобилестроительных компаний на мировом рынке. Также повышение экологических требований способствовало к снижению издержек в сфере услуг.

Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности. Главная предпосылка возникновения таких возможностей – появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компании. Например, некоторые компании, принимая ресурсосберегающие меры, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. В итоге те компании, которые раньше других оценили роль экологического фактора в условиях растущей глобализации и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получили неоспоримые преимущества.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3.1. Стратегии конкурентной борьбы
Каждая экономическая система сама по себе уникальна. Ее поведение на рынке характеризуется некоторой только ей свойственной комбинацией действий. Тем не менее, выбор стратегии диктуется определенными правилами. Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы:

 Виолентнаястратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг. Опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя из нее конкурентов.

Коммутантная  стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.

Патиентнаястратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей.

 Эксплерентнаястратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений.


3.2. Недобросовестная конкуренция и ее формы
В мире реального бизнеса «конкурировать» больше соответствует понятию «уничтожить конкурента любой ценой». Конкуренция – это жестокая борьба. Недобросовестная конкуренция осуществляется в форме промышленного шпионажа, коррупции, организованной преступности, фальсификации и подделки продукции, мошенничества, манипулирования с деловой отчетностью (подделки, приписки, исключения, подмены и т.д.) и, наконец, путем прямого обмана, грабежа, нанесения материального ущерба. Основной принцип конкуренции – свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддерживание единичных цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция. Основной принцип недобросовестной конкуренции заключается в стремлении укрепить свое положение на рынке за счет ослабления позиций конкурентов или обмана потребителей. Какие же формы и методы недобросовестной конкуренции находят сегодня большее распространение? Их можно охарактеризовать следующими данными.

1.     Экономическое подавление:

·        Срыв сделок и иных соглашений – 48 %

·        Парализация деятельности фирм с использованием полномочий госорганов, средств массовой информации – 31 %

·        Компрометация деятельности фирм – 11 %

·        Шантаж, компрометация руководителей и отдельных сотрудников – 10 %

2.     Физическое подавление

·        Ограбления и разбойные нападения на офисы, склады – 73 %

·        Угрозы физических расправ – 22 %

·        Наемные убийства – 5 %

3.     Промышленный шпионаж

·        Подкуп сотрудников – 43 %

·        Передача документов и разработок – 10 %

·        Копирование программ и данных – 24 %

·        Подслушивание переговоров – 5 %

4.     Психологическое давление

·        Постоянные угрозы о возможной физической расправе над руководителями и ведущими специалистами и их семьями;

·        Шантаж или компрометация руководителей и ведущих сотрудников;

·        Компрометация деятельности фирмы в целом через средства массовой информации;

·        Психологическое (психопатическое) воздействие;

·        Дестабилизация психофизиологического состояния ведущих специалистов.

5.     Финансовое подавление

Финансовое подавление может осуществляться путем:

·        Использования подложных финансовых документов при осуществлении сделок;

·        Локализация деятельности фирмы с использованием финансовых структур или задержки платежей;

·        Незаконного присвоения денежных средств[10]



    продолжение
--PAGE_BREAK--4.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ     В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Россия, как и любая страна в мире, стремится повысить свою конкурентоспособность, хочет показать себя как надежное, экономически сильное государство. И именно вопрос о конкурентоспособности российской экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны. Конкурентоспособность оценивается исходя из различных принципов:

§        Заметное улучшение макроэкономической и финансовой ситуации в стране в результате благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых, прежде всего энергетических рынках;

§        Наличие в России известного задела в сфере технологий и кадрового потенциала;

§        Прогресс в сфере рыночных преобразований, налогообложения, адаптации к мирохозяйственным процессам;

Наряду с этими позитивными факторами следует отметить и негативные, объективно препятствующие достижению устойчивых конкурентных преимуществ страны:

§        Сырьевая ориентация экономики;

§        Низкий уровень внутреннего потребительского спроса на товары отечественного производства;

§        Чрезмерная забюрократизированность экономики, высокий уровень коррупции.

Проблема конкурентоспособности российской экономики является  многоплановой, то есть существуют теоретические и практические ее аспекты. В частности, можно согласиться с мнением ряда исследователей, которые отмечают, что торговля природными ресурсами – весьма пассивная и крайне уязвимая экспортная ниша, чрезвычайно чувствительная к динамичной ситуации на мировом рынке и к разнообразным формам воздействия извне и потому вряд ли может считаться приоритетной на долгое время.

В последние годы в России обозначился другой крайне неординарный вектор развития экономики – развертывание так называемого финансового сценария, превращение ее в стабильного нетто-экспортера капитала во внешний мир. В целом это направление носит прямо противоположный национальным интересам страны характер. В результате такого развития сегодня уже обозначилась долговая зависимость страны с некоторой угрозой национального банкротства.[11]

Наиболее перспективной и продуктивной сегодня выглядит такая стратегия развития страны, которая могла бы наилучшим образом использовать такое фундаментальное специфическое конкурентное преимущество, как ее нестандартность, которая упорно и постоянно  проявляется на протяжении всей истории страны – оригинальная, творческая мысль, часто опрокидывавшая, казалось бы, незыблемые клише и стереотипы. В 20 в. эта специфическая черта обеспечила создание и развитие в России — СССР феномена гигантского военно-промышленного  комплекса (ВПК), который позволил реализовать ряд современных высокотехнологичных проектов: в областях ядерной энергетики, космонавтики, современного авиастроения, специальной металлургии и материаловедения и т.п.

Другими словами, главный магистральный путь конкурентоспособного развития России – использование ее уникального инновационного потенциала. Наиболее важными направлениями реализации подобной стратегии представляются следующие:

§        Поддержание и развитие в российском обществе инновационного духа, придание ему стратегического характера, сохранение оригинальной творческой, научной, культурной среды и развитие ее инфраструктуры;

§        Формирование соответствующей ниши для России в новой глобальной системе разделения труда, обеспечивающей ей стратегическую основу для взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами;

§        Активное участие в развивающемся процессе мировой информационной революции;

§        Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального творчества, активного проявления возможностей российского творческого капитала.


4.1. Конкурентоспособность промышленных предприятий
Конкурентоспособность – многогранное понятие, включающее в себя не только качественные и ценовые параметры промышленной продукции, но и зависящее от уровня менеджмента, управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющей в деятельности предприятия. Кроме того, воздействие на конкурентоспособность оказывает конъюнктура, складывающаяся на том или ином товарном рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятиями со стороны других участников рынка.

По мнению руководителей промышленных предприятий, характеристики конкурентоспособности в большой мере зависят от динамики спроса и в меньшей – от качественных параметров продукции. Руководители свыше 40% предприятий, затруднялись с оценкой конкурентоспособности своей продукции на рынках других стран, что свидетельствует в основном об отсутствии поставок на экспорт.

Имеется заметная дифференциация в оценках конкурентоспособности продукции различных отраслей промышленности на внутреннем и внешних рынках (табл. 4.1)
Таблица 4.1.

Оценки конкурентоспособности продукции предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на внутреннем рынке в 2004-2005 гг.

                                                                                           (в % числа обследованных предприятий)

Отрасль промышленности

              оценка конкурентоспособности продукции в 4 квартале

высокая

средняя

низкая

неконкурентоспособная

нет ответа

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

Химическая и нефтехимическая

25

31

66

60

8

7





1

2

Машиностроение и металлообработка

29

24

63

723

7

2





1

2

Лесная, и деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

20

19

67

75

12

6





1



Промышленность стройматериалов

28

21

64

69

4

7

1

2

3

1

Легкая

12

16

76

76

6

5

2

1

4

2

Пищевая

32

35

53

55

10

4

1

2

4

4

Ист: (3, с.18)

Среди обрабатывающих отраслей в четвертом квартале 2005г. Конкурентоспособность продукции оценена на внутреннем рынке как «высокая» 35% предприятий пищевой промышленности, свыше 30% — химической и нефтехимической промышленности, около 25% предприятий машиностроения, а также более 20% — промышленности строительных материалов. При этом рост доли высоких оценок по сравнению с четвертым кварталом 2004г. отмечен в химической и нефтехимической промышленности (на 6 процентных пунктов), в легкой и пищевой промышленности (на 4 и 3 соответственно). В остальных обрабатывающих отраслях показатель снижен. Во всех отраслях промышленности наиболее представительная группа предприятий, конкурентоспособность продукции которых охарактеризована предпринимателями как «средняя».

Что касается конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, то в конце 2003г. Среди предприятий обрабатывающих отраслей наиболее высокие оценки отмечались в химической и нефтехимической промышленности (табл.4.2).

Таблица 4.2.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на внешних рынках в 2004-2005 гг.

(в % числа обследованных предприятий)

отрасль промышленности

               оценка конкурентоспособности продукции в 4 квартале

высокая

средняя

низкая

неконкурентоспособная

нет ответа

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

Химическая и нефтехимическая

14

17

44

37

24

25

2

5

16

16

Машиностроение и металлообработка

5

4

22

27

36

36

4

5

33

28

Лесная, и деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

13

3

18

28

8

2

11

6

49

63

Промышленность стройматериалов

1



3

1

10

4

8

18

78

77

Легкая



2

16

13

13

10

9

17

62

58

Пищевая

2

4

10

6

4

6

6

3

78

81

Ист: (3, с.19)

Для сохранения и расширения своих позиций на внутреннем и внешних ранках российским промышленным предприятиям необходимо решать проблему повышения конкурентоспособности продукции как за счет улучшения качества выпускаемой или освоения новых видов продукции, так и за счет снижения издержек производства. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют большинству предприятий успешно решить эту задачу.

По данным конъюнктурного обследования инвестиционной активности промышленных предприятий, средний возраст основной части машин и оборудования в целом по промышленности составил в 2004г. 20,7 года. Доля оборудования, установленного в 1995-1999гг., не превышает 10%, а удельный вес «молодого» оборудования, приобретенного после 1999г., — 11%.

Таким образом, сложившаяся возрастная и видовая структура оборудования в целом объективно затрудняет переход к выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции может быть решена только при условии существенного роста инвестиционной и инновационной активности промышленного производства.

Развитие любого товарного рынка, а также изменение конкурентоспособности продукции обусловлены нормальной конкурентной средой. О процессе формирования ее свидетельствует высокий удельный вес промышленных организаций, руководители которых ощущают воздействие конкуренции со стороны отечественных и зарубежных предприятий (табл. 4.3).

Таблица 4.3.

Оценки уровня конкуренции для предприятий обрабатывающих отраслей промышленности со стороны отечественных и зарубежных предприятий в 2004-2005 гг.

                                                                                            (в % числа обследованных предприятий)

Отрасль промышленности

Высокая конкуренция на рынке продукции

со стороны предприятий (4 квартал)

Отечественных

 зарубежных

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005г.

Химическая и нефтехимическая

54

39

50

37

Машиностроение и металлообработка

20

28

22

24

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

30

25

9

5

Промышленность строительных материалов

30

37

6

9

Легкая

39

35

45

32

Пищевая

52

46

10

11

В целом по промышленности

32

32

23

25

Ист: (3, с.21)

Уровень конкуренции на различных товарных рынках в России неоднороден. Есть сегменты, на которых она достаточно сильна как между отечественными, так и отечественными и зарубежными товаропроизводителями. 

Оценивая экспортный потенциал российских предприятий, необходимо иметь в виду, что еще не преодолен ряд условий, ограничивающих успешное продвижение российских товаров на внешние рынки. Прежде всего это недостаток специальных знаний и опыта в сфере экспорта у части российских предприятий, отсутствие координации в их действиях; сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, и в частности применение против них методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения российских компаний на перспективные рынки и ряд других.

Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей необходимо: создание эффективного механизма перераспределения инвестиционных ресурсов в промышленном секторе в пользу предприятий обрабатывающих отраслей для технологического переоснащения производства и выпуска конкурентоспособной продукции; осуществление мероприятий по защите российского рынка от неорганизованного импорта и недобросовестной конкуренции.

Реализация подобных мер усилит позиции российских промышленных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать росту производства конкурентоспособной продукции и насыщению товарного и потребительского рынка качественно отечественно продукцией.

Но все же, можно сказать, что Россия является в принципе вполне конкурентоспособной в рамках глобализирующейся мировой экономики. Вопрос состоит, во-первых, в реализации ее конкурентных преимуществ путем осуществления целенаправленной политики. Во-вторых, необходима система критериев и показателей, позволяющих оценить конкурентоспособность России как субъекта мирового хозяйства адекватно современному этапу его развития. 

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Монастыри Киевской Руси
Реферат Учёт расчётов с персоналом по оплате труда на примере предприятия ООО Строитель
Реферат Влияние электромагнитного поля на здоровье человека
Реферат Учет расчетов с подотчетными лицами 18
Реферат Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО Нальчикс
Реферат Учет кредитов и займов 2 Нормативное регулирование
Реферат Уч т расч тов с учредителями
Реферат Учет расчетов со смежными организациями
Реферат Учет расчетов по оплате труда 2 Действующие системы
Реферат Учет денежных средств в кассе и контроль за ведением кассовых операций
Реферат Учетная политика открытого акционерного общества ОАО
Реферат Учет кредитов банка заемных средств организации
Реферат Учет материально производственных запасов 2
Реферат Анализ закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта"
Реферат Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам и по социальному страхованию