--PAGE_BREAK--1.2. Экономические условия и организационные основы конвертируемости
Обратимость как особое свойство, специфическое качество денег, способствующее активному участию страны в международном разделении труда, должно опираться на систему трех основных факторов:
1) Рыночная форма народного хозяйства, достаточно глубоко интегрированного в мировую экономику на конкурентной основе.
2) Определенный уровень сбалансированности и стабильности внутренних и внешних факторов производства и обмена.
3) Сам механизм обратимости, под которым обычно понимается юридическое и организационно-техническое устройство денежного и кредитного обслуживания внешних связей через децентрализованный валютный рынок.
Отсутствие или неразвитость любого из этих трех факторов (или их составляющих) неизбежно будет тормозить процесс достижения конвертабильности, а в худшем случае обрекать всю создаваемую систему на бездействие.
1.3. Рынок — база обратимости
Основой обратимости валют является свобода выбора и действий собственника денег, т.е. его экономическая самостоятельность. При режиме полной конвертируемости никто не может заставить владельца денег распоряжаться этими средствами против его воли, равно как никто и ничем не должен мешать ему использовать по собственному усмотрению у себя дома или за рубежом, в том числе путем обмена на иностранную валюту.
Такая свобода и независимость владельца денежных средств возможна лишь в рамках рыночного хозяйства страны. И если оно выходит за пределы национальных границ (а именно это обстоятельство является одной из главных доминант современного экономического развития), участники рыночного хозяйства нуждаются в определенной свободе действий и на международной арене, что обеспечивается приданием деньгам специфических атрибутов конвертируемости.
В современной практике достаточно четко различаются три категории участников международного валютного оборота, которые могут быть отнесены к числу возможных субъектов процедур конвертируемости:
· Первое низшее, но самое многочисленное звено состоит из фирм, организаций и индивидуальных лиц, непосредственно занятых в различных отраслях внешнеэкономической деятельности.
· Во второе опосредствующеезвено входят коммерческие банковские учреждения, обеспечивающие денежно-кредитное обслуживание внешних связей.
· Третье высшее звенообразуют государственные учреждения, обычно представляемые в валютной сфере центральными банками.
Представители первой категории больше других зависят от степени обратимости местных денег, как правило, не располагают иностранными валютными накоплениями. В данном звене уровень конвертируемости национальной валюты непосредственным образом влияет на саму оправданность ведения дел за рубежом.
По существу то же самое можно сказать о смысле и значении обратимости для коммерческих банков, которые в сфере кредитно-банковского бизнеса являются такими же независимыми и самостоятельными участниками рыночного оборота, как и их частнохозяйствующая клиентура.
Совершенно иначе выглядит проблема обратимости с точки зрения третьей категории — высшего государственного эшелона, включая руководящее звено национального денежно-кредитного устройства в лице центрального банка. Для этих верховных инстанций, имитирующих законные платежные средства и распоряжающихся государственными валютными резервами и золотым запасом страны, вопросы о возможности и невозможности обмена местной валюты на иностранные денежные ценности исключается в принципе.
Конвертируемость или неконвертируемость приобретает смысл и конкретное экономическое содержание лишь для независимых от государства субъектов, которые самостоятельно действуют в рамках частнохозяйственных рыночных отношений.
В настоящее время обеспечение конвертируемости кредитно-бумажных денег в решающей степени зависит от воли и политики государства, берущего на себя разработку и реализацию соответствующих правовых норм внутри страны и необходимых договоренностей с заграницей.
Но государство не может просто объявить валюту обратимой: совершенно необходимо, чтобы подобная прокламация основывалась на комплексе экономических факторов, делающих такую обратимость реально осуществимой.
Не всякое рыночное хозяйство может иметь конвертируемую валюту. Для этого, как показывает исторический опыт, должны обязательно соблюдаться некоторые экономические критерии.
Прежде всего, должен существовать разносторонний динамично развивающийся ликвидный внутренний рынок, где бы устойчиво удовлетворялся спрос со стороны владельцев денег на разнообразные товары и услуги по конкурентным ценам. Достаточно диверсифицированное производство должно определенным образом сочетаться с регулярными импортными закупками и экспортными поставками. Равновесие платежного баланса является одной из ключевых предпосылок конвертируемости.
Таблица1
Некоторые экономические показатели промышленно развитых стран, восстановивших конвертируемость валют (в %)
1950=100%
1965=100%
1960
1965
1970
1980
1990
1994
Промышленное производство
165
226
132
179
231
231
Физический объем импорта
197
294
158
254
424
501
Физический объем экспорта
199
285
159
293
457
541
Реальная заработная плата
134
152
115
144
149
152
Источник: Internatiol Financial Statistics Yearbook, 1995.
Из данной таблицы можно вывести следующие основные тенденции, благоприятствующие на установление и поддержание обратимости: опережающие темпы развития национальной промышленности по сравнению с ростом реальных доходов и платежеспособного спроса населения; более быстрое расширение внешней торговли по сравнению с внутренним производством, более высокие темпы наращивания экспортных поставок относительно импортных закупок.
Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение при решении вопроса о накоплении резервов иностранных валют, выполняющих важнейшую функцию гарантии конвертируемости.
Необходимо также отметить влияние инфляционных процессов на обратимость валют. Как показывает мировая практика, они не являются помехой восстановлению и поддержанию стабильности, если соблюдаются два условия. Во-первых, обесценивание данной валюты должно быть на уровне падения ценности других денежных единиц (используемых в международном обороте); во-вторых, номинальный рост цен должен компенсироваться номинальным увеличением доходов.
Таблица2
Темпы роста потребительских цен и номинальных среднечасовых заработков (в среднем за год, в %)
Цены
Зара-ботки
Цены
Зара-ботки
Цены
Зара-ботки
Цены
Зара-ботки
США
2,8
3,8
7,8
8,1
4,6
4,4
3,6
3,6
Великобри-тания
4,0
6,5
13,7
15,2
6,0
9,4
4,6
6,3
ФРГ
2,6
8,4
5,1
8,0
2,6
4,0
3,5
5,5
Франция
4,1
8,8
9,6
14,9
7,0
9,2
2,6
3,1
Италия
3,6
10,3
14,0
19,6
10,7
11,9
5,3
6,5
Швеция
4,0
8,3
9,2
12,5
7,4
8,3
5,8
5,2
Япония
5,8
11,6
9,0
13,1
1,9
3,6
2,0
2,9
Промышлен-но развитые страны
3,3
6,0
8,6
11,2
5,0
5,6
3,6
3,9
Развиваю-щиеся страны
10,3
-
19,4
-
35,8
-
57,4
-
1960-1970
1970-1980
1980-1990
1990-1994
Источник: International Financial Statistics Yearbook, 1995. Washington.
Если же инфляция носит бурный, неуправляемый характер, то в таких случаях обратимость исключена.
В целом государственная финансовая и кредитно-денежная политика по обеспечению статуса конвертируемости должна исходить из критериев максимально возможной экономической стабильности как внутри страны, так и во взаимоотношениях с заграницей.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Механизмы обратимости
Конвертируемость непременно предполагает акт обмена одних национальных денежных единиц на другие, так как в большинстве случаев бумажно-кредитные деньги являются законным платежным средством только на территории страны-эмитента. Какая бы денежная единица не употреблялась для платежей по экспортно-импортным операциям — во всех случаях обязательно понадобится взаимный обмен разных национальных валют.
1.4.1. Валютные рынки
Каким же образом совершать все эти акты обмена, чтобы быть приемлемыми для партнеров, вестись бесперебойно и с минимальными издержками? Международный коммерческий опыт давно выработал эффективную практику таких обменов — через систему валютных рынков, где ведется регулярная взаимная купля-продажа национальных денежных единиц.
На валютных рынках традиционно продаются и покупаются частнокоммерческие денежные документы типа чеков, векселей, переводов, а также наличные банкноты. Благодаря достижениям научно-технического прогресса широчайшее распространение получили сделки с электронными деньгами (средствами на банковских счетах).
Как известно, субъекты международного оборота — экспортеры и импортеры — сами между собой редко ведут непосредственные расчеты. За них это делают банковские учреждения, и именно это посредническое звено в лице местных и зарубежных коммерческих банков образует становой хребет, сердцевину институциональной структуры, как региональных валютных рынков, так и глобальной системы валютной торговли в масштабах мира.
Операции валютного рынка ведутся значительным числом преимущественно крупных банков. Важным объединяющим фактором служат надежные системы связи и передачи информации. По словам профессора Стендфордского университета Р. Маккиннона, «… то, что обычно понимается под рынком иностранных валют, на самом деле представляет собой, в первую очередь, сеть телефонной и телексной связи между ведущими банками главных торговых стран».
В настоящее время наиболее крупными валютными рынками в Западной Европе являются Лондон, Париж, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Милан; в Северной Америке — Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто; на Дальнем Востоке — Токио, Сингапур. Связанные друг с другом новейшими телекоммуникационными системами эти финансовые центры образуют мировой валютный рынок.
1.4.2. Валютные курсы
Рыночный обмен с участием денег всегда предполагает денежное выражение обмениваемых ценностей, то есть их цену. При обмене валют такой обменной пропорцией служит валютный курс, выражающий ценность денежной единицы одной страны в денежных единицах других.
В условиях обратимости курс национальной валюты должен быть реальным, чтобы соблюдалась эквивалентность взаимного обмена валют, достигалась достоверность стоимостных измерений и тем самым правильность выбора того или иного направления в развитии внешнеэкономических связей, обеспечивалась конкурентоспособность национального производства.
Основу современного валютного курса образует целый комплекс разнообразных факторов, таких как соотношение уровней цен в различных странах, состояние платежного баланса, темпы экономического роста, перспективы политического развития и т.п.
Существуют три основных модели организации обмена национальных валют на иностранные и установления валютных курсов между ними в условиях бумажно-кредитного денежного обращения:
1) Первая модельпредполагает концентрирование валютного обмена в государственных организациях по валютным курсам, также устанавливаемыми государственными властями.
2) При второй моделиобмен национальных денежных единиц происходит на валютном рынке, однако официальные власти, обычно в лице Центробанков, путем собственных операций по купле-продаже валют регулируют уровень валютного курса и пределы его колебаний.
3) По третьей моделивалютный рынок сам формирует уровень обменных соотношений обращающихся на нем денежных единиц без какого-либо официального вмешательства.
Режим первой модели типичен для стран с неконвертируемыми, замкнутыми валютами в основном, это развивающиеся страны. Вторая и третья модели — достояние стран, установивших и поддерживающих обратимость денежных единиц, причем отличаются эти две модели друг от друга принципиально разными подходами к тому, каким должен быть валютный курс: стабильным, «закрепленным» или меняющимся, «плавающим».
Хотя стабильный курс имеет больше преимуществ, связанных с простотой и удобством применения для планирования, осуществления внешних обменов и оценки их результатов, многим странам пришлось отказаться от традиционной приверженности к твердым, ”закрепленным” паритетам в пользу нефиксированных, ”плавающих” курсов. Этому способствовало беспорядочное перемещение капиталов и разрывы в платежах.
Сначала 70-х этот новый принцип, составляющий основное содержание третьей модели, применяется США и рядом других государств, чьи денежные единицы образуют элитарную группу ”свободно конвертируемых валют”.
Успешные результаты политики и практики ”плавающих” курсов валют служат веским аргументом в пользу утверждений, что курсовой механизм подобного типа в наибольшей степени отвечает современным принципам ”открытости” национальных экономик и их интеграции с мировым хозяйствам.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.5. Мировой исторический опыт достижения конвертируемости
Перед тем как перейти непосредственно обратимости российской национальной валюты, следует рассмотреть опыт стран, валюта которых уже давно стала конвертируемой.
1.5.1. Страны Западной Европы
Опыт восстановления обратимости в странах Западной Европы примечателен и поучителен. Именно путь, подобный этому, рассматривается некоторыми ведущими экономистами как наиболее приемлемый для нашей страны.
Замкнутые бумажные валюты стран Западной Европы, растерявшие за годы экономического кризиса и Второй Мировой войны остатки былой силы и авторитета, казалось, мало подходили для обслуживания европейских внешнеэкономических связей. Возможный альтернативный выбор состоял из чужих валют — доллара, частично фунта стерлингов и товарно-валютных клирингов, типичных для международной практики предвоенных лет.
И, тем не менее, ни один из перечисленных вариантов не стал достоянием послевоенной системы межевропейских платежей. При всей слабости и ненадежности именно национальные денежные единицы были положены в основу послевоенного устройства международных расчетов и платежей внутри Западной Европы.
Европейские страны пошли по пути двух сторонних соглашений, предусматривающих децентрализованный порядок осуществления сделок непосредственными участниками внешнеэкономического обмена, использования для ведения взаимных расчетов национальных денежных единиц обеих стран на равноправной основе, обеспеченным твердым курсовым соотношением между ними. В середине 1947 года уже имелось свыше 200 подобных валютных и платежных соглашений, которыми были связаны между собой практически все государства Западной Европы.
Подобная система позволяла каждой паре стран использовать свои национальные валюты в качестве регулярных международных платежных средств, и при равенстве взаимных поставок ничего другого и не требовалось. Нарушение равновесия, естественно осложняло ситуацию: у страны-кредитора скапливались нереализуемые излишки валюты страны-должника, и их приходилось выкупать за золото и доллары. В итоге каждое валютное соглашение, по существу, обеспечивало взаимную конвертируемость участвующих валют, и с ростом сети подобных соглашений такая локальная и региональная обратимость охватывала все более значительное пространство. Вершиной коллективных действий в данной области явилось создание европейского платежного союза, который на протяжении восьми с половиной лет обеспечивал урегулирование взаимных платежей его 17 участников, что послужило важным вкладом в решение проблемы достижения обратимости.
Уже к середине 50-х годов сначала в Великобритании, а затем и в других странах сложилась, по существу, свободная рыночная торговля европейскими валютами: операциями по купле-продаже стали заниматься преимущественно коммерческие банки. Сложился основной механизм обратимости — валютный рынок.
Для перехода к обратимости в масштабах мира оставалось сделать один завершающий шаг — снять ограничения по сделкам с долларами на европейских валютных рынках. И этот шаг был сделан в конце 1958 года, когда в девяти главных западноевропейских странах иностранные держатели местных валют получили право беспрепятственного их обмена на доллары через коммерческие банки для совершения валютных операций, что означало возврат к внешней обратимости. А через два года в результате распространения такого же режима на резидентов была установлена и внутренняя обратимость западноевропейских валют.
1.5.2. Япония
В процессе послевоенного восстановления экономического потенциала и возврата в сообщество ведущих промышленных держав Япония достаточно успешно справилась и с задачей превращения иены в конвертируемую валюту, сравнимую по режиму и статусу с денежными единицами других развитых стран. В отличие от европейской практики Япония достигла этой цели в одиночку.
Послевоенная история японской иены может служить убедительным примером эволюции от абсолютно замкнутой и в высшей степени обесцененной денежной единицы к устойчивой свободно обратимой валюте, причем в ходе трансформации централизованно-административного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования.
Опора на рыночные силы в сочетании с реализацией жесткой стартовой программы позволила Японии в сравнительно короткий исторический срок создать необходимую экономическую базу обратимости. Промышленное производство, структурно ориентированное на новые отрасли и технологии, в 1960 году превысило довоенный уровень в 4,4 раза, а в 1963 году — в 5 раз. Стоимость экспорта, все более смещавшегося на рынки промышленно развитых стран, достигла в 1960 году 4 млрд., а в 1963 году — 5,5 млрд. долларов против 0,8 млрд. в 1950 году.
График 1.
Активность платежного баланса с 1951 по 1960 год позволила накопить значительные по тем временам валютные резервы, превысившие в 1963 году 2 млрд. долларов.
Однако пока иена оставалась сугубо замкнутой валютой, ориентированной только на внутреннее денежное обращение. Она не использовалась для внешних операций ни как валюта платежа, ни как валюта цен, не вывозилась за рубеж, и не котировалось на заграничных рынках.
Все валютные ресурсы страны концентрировалось в распоряжении государства, и все валютные операции находились под строгим государственным контролем. Любые валютные поступления подлежали обязательной сдаче в централизованный валютный фонд в обмен на иены по твердому официальному курсу. Иностранная валюта расходовалась только в установленных государством пределах и лишь на заранее определенные цели, что фиксировалось в специальных валютных бюджетах, составляющихся на каждые полгода. Проведение конкретных операций по купле-продаже иностранной валюты возлагалась на крупнейшие японские коммерческие банки, действующие по уполномочию государства.
Демонтаж этой монопольной структуры начался лишь с середины 1960 года, когда Япония сочла себя достаточно подготовленной к переходу к свободной конвертируемости. В качестве первого шага был снят запрет на использование иены в сфере международных расчетов и платежей по примеру Западной Европы установлен режим ее внешней обратимости по текущим операциям. Спустя три года были упразднены валютные бюджеты, отменена обязательная сдача в государственный резерв иностранной выручки, а к внешней обратимости прибавилась и внутренняя. В апреле 1964 года Япония официально стала страной с конвертируемой валютой, присоединившись к VIII статье Устава Международного Валютного фонда.
В последующие годы успехи японской экономики позволили отменить и все остальные валютные ограничения. Это сделало иену полностью обратимой валютой, все шире используемой в мировой практике как общепризнанное расчетное, платежное и резервное средство. По данным Международного Валютного фонда, в начале 1995 года накопления японской валюты в официальных валютных запасах других стран превышали 83 млрд. долларов, превосходя по объему резервы фунтов стерлингов, швейцарских и французских франков вместе взятых. Вслед за долларом и немецкой маркой иена прочно входит в первую тройку наиболее используемых и авторитетных валют, и, судя по всему, ее “интернационализация” будет продолжаться.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. На пути к конвертируемому рублю
На данный момент, чтобы добиться реального прогресса в проведении экономических реформ и стабилизации экономики, необходимо, помимо всего прочего, уделить должное внимание своей национальной валюте. Обратимость национальных денег есть своеобразный показатель развитости и стабильности страны.
Однако очевидно, что при подходах к проблеме конвертируемости мы сталкиваемся с серьезным противоречием: экономическая реформа в полной мере невозможна без обратимости национальной валюты, но в то же время и обратимость рубля в полной мере невозможна без успешного развертывания реформы. Решение этого противоречия, очевидно, заключается в постепенном, частичном и взаимно согласованном продвижении к цели с “обоих концов”: осторожном принятии ограниченных форм конвертируемости (что уже достигнуто) для стимулирования желаемых изменений в экономике, с одной стороны, и постепенном накоплении экономико-политических предпосылок для введения более развернутых форм обратимости, с другой стороны.
2.1. Отмена государственной валютной монополии
Советское правительство поступило совершенно иначе, полностью отказавшись от валютной монополии. 1 марта 1991 года был принят Закон “О валютном регулировании”, который изменил основные принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах, а также права и обязанности в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Этот закон послужил основой нового кодекса “правил игры” в валютной сфере. С этого момента валютные отношения в нашей стране частично были отданы во власть рыночной экономики. Чрезвычайно существенно, что в Законе был сделан первый шаг, совершенно необходимый для преодоления замкнутости рубля и для подготовки его вывода на международную арену. В перечень валютных операций официально включались операции, связанные с использованием валюты СССР в качестве средства платежа при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а Госбанку СССР давалось поручение установить конкретный порядок расчетов в рублях при проведении валютных операций. На уровне Закона декларировалось намерение смягчить дискриминационный режим в отношении использования рублей иностранцами. «Валюта СССР,- говорилось в статье 2 Закона, — может быть объектом собственности нерезидентов, если ее источником являются средства в иностранной валюте, ввезенные или переведенные в СССР из-за границы и полученные внутри СССР на законном основании». К сожалению, кроме этого положения в плане ”интернационализации” рубля больше ничего не предпринималось. Принципиальная возможность использования советской валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым операциям откладывалась на “потом”. А в установлениях Госбанка все расчеты по внешнеэкономическим сделкам между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами предписывалось осуществлять в свободно конвертируемой валюте. На практике это означало тотальную “долларизацию” внешнеэкономического оборота страны. Фактически был сделан шаг назад по сравнению с существовавшей практикой, когда значительная часть расчетов совершалась не в конвертируемых валютах, а, например, в переводных рублях. Эти нововведения имели самые катастрофические последствия для торговых отношений с нашими главными партнерами — странами Восточной Европы.
Более того, в Законе не нашлось места для четких критериев относительно внутреннего обращения иностранной валюты. Отрицательный эффект проникновения “чужих” денег в отечественный торгово-денежный оборот не замедлил сказаться, однако это уже стало достоянием не Советской, а новой российской действительности.
Развал СССР прервал наметившийся было курс на постепенное, поэтапное осуществление мероприятий по преодолению замкнутости советской валюты и повороту ее — по мере формирования коренных экономических предпосылок — в сторону конвертируемости. Противоестественная попытка сочетания государственного суверенитета с сохранением “рублевой зоны” закончилась неудачей. Однако понадобилось почти два года, чтобы руководство стран СНГ приступило к формированию собственных денежных единиц, осознав правоту классического принципа “суверенное государство — самостоятельная национальная валюта”. Хотя этот принцип в настоящее время потерял свою актуальность, так как активная экономическая интеграция стран в мировое хозяйство стала причиной создания наднациональных валют (переводной рубль, экю, СДР и т.д.) и тем более единой европейской валюты, которая в недалеком будущем полностью заменит национальные денежные единицы стран-участниц Европейского союза; для государств СНГ это утверждение было более чем справедливым: финансовые системы новых государственных образований на территории бывшего СССР были сильно дестабилизированы беспорядочными эмиссиями, растущими взаимными неплатежами и т.п.
В этих условиях, абсолютно противоречащих интересам России, было произведено изъятие старой советской наличности и замена ее на новые банкноты Центрального банка России. Обмен купюр и прекращение автоматической передачи новой наличности за пределы России означали завершение формирования национальной денежной единицы — российского рубля — с возвращением юрисдикции над его эмиссией, использованием и обращением в границы Российской Федерации.
По сравнению с советским рублем современный российский обращается на гораздо меньшей территории и обслуживает гораздо меньшее число жителей. Только эти факторы сокращают потенциал новой валюты, по меньшей мере, на одну треть. Однако неизмеримо больший ущерб базису обратимости, по мнению большинства экономистов, причинила экономическая политика новых руководителей России. Методы ”шоковой терапии” оказали крайне отрицательное воздействие на экономику нашей страны, в том числе и на конвертируемость российской национальной валюты.
Таблица 3.
Некоторые показатели экономической ситуации в России на момент введения внутренней конвертируемости.
1990
1991
1992
1993
ВВП
100
91
74
65
Промышленное производство
100
92
75
63
Денежная масса
890
928
7140
36718
Индекс
1
1,04
8,02
41,26
Валютный курс рубля руб./$
1,7
1,7
448
1247
Потребительские цены
1
2,6
67,6
635,4
Источник: “Экономика и жизнь”, “Вестник банка России”, “Бюллетень банковской статистики ” за 1993-1994 гг.
Казалось бы, при таких показателях постановка вопроса о переходе к конвертируемости в свете имеющегося мирового опыта и оправдавшей себя практики должна выглядеть неактуальной, рискованной и сулящей новые потери. Однако намеренно или в силу некомпетентности руководители новой России включили в пакет мероприятий по “шоковой терапии” немедленный и одномоментный переход к конвертируемому рублю.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Переход к внутренней конвертируемости рубля
С 1 января1992 г. вместо действовавшего в России официального твердого курса, который составлял 1,7 рублей за доллар США, были введены рыночный курс Центрального банка Российской Федерации, основанный на котировках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), и коммерческий курс, применявшийся для закупки 40% процентов обязательных продаж валютной выручки предприятиями-экспортерами. Рыночный валютный курс, согласно введенным сначала года правилам валютного регулирования, стал основным валютным курсом, обслуживающим экспорт и импорт.
С первого июля были отменены коммерческий валютный курс, также дифференцированные коэффициенты расчета импортной стоимости и введен единый плавающий курс рубля, определяющийся на базе котировок ММВБ. Это стало не столько результатом искусственной ориентации на рекомендации Международного валютного фонда, сколько вполне объективным последствием расширения операций на легальном биржевом (валютном) рынке.
Наряду с биржевым межбанковским валютным рынком начал действовать внебиржевой валютный рынок, представляющий собой сделки по купле-продаже валюты между банками. Этот рынок имеет некоторые преимущества перед биржевым ввиду относительной дешевизны и более высокой оперативности в расчетах.
На валютных биржах устанавливается рыночный курс, который зависит от спроса и предложения на валюту. Поскольку в условиях инфляции многие стремятся держать свои сбережения в СКВ, и, прежде всего, в долларах, на валютных биржах спрос на доллары был достаточно большим и в результате рыночный курс доллара в рублях значительно выше, чем паритет покупательской способности доллара в рублях, представляющий собой соотношение цен на основные товары и услуги в рублях и долларах.
Все эти новые принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности лиц в отношении владения, распоряжения и пользования валютными ценностями были зафиксированы в Законе Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года.
Вот некоторые положения Закона, касающиеся конвертируемости российской национальной валюты:
1.Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.
2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
3.Вызов и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерство финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. (Статья 2. Защита валюты Российской Федерации).
1.Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов… (Статья 3. Право собственности на валютные ценности).
1.Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.
2.Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки...
Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. (Статья 4. Внутренний валютный рынок Российской Федерации).
1.Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.
Иностранная валюта, получаемая предпринимателями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках...
2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации… (Статья 5. Счета резидентов в национальной валюте).
1.Текущие валютные операции совершаются резидентами без ограничений.
2.Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
3.Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию… (Статья 6. Валютные операции резидентов).
1.Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. (Статья 7. Счета нерезидентов в иностранной валюте).
1.Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию...
2.Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
4.Порядок перевода, вывоза, и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. (Статья 8. Валютные операции нерезидентов).
Для полного анонса законодательной базы Российской Федерации относительно валютных отношений в Российской Федерации следует также привести некоторые выписки из инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. :
«Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу».
Данные законопроектыозначали одно: валюта Российской Федерации одномоментным политическим решением фактически приобрела качества внутренней и ограниченной внешней обратимости. Но оправдывала ли общая экономическая и политическая ситуация в России подобные скоропалительные действия, на которых настаивал МВФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Почему рубль не стал в то время действительно обратимой валютой
В мировой практике выделяются три основные причины неконвертируемости денег: 1) завышенный валютный курс; 2) нерациональные внутренние цены; 3)товарная неконвертируемость.
Первая причина в основном является болезнью развитой рыночной экономики, поэтому России это пока мало касается. После отмены твердого курса рубля произошло обвальное падение его рыночного курса, так что его сегодняшнее состояние никак нельзя назвать завышенным.
График 2
Динамика уровня покупательской способности рубля (в %)
Таблица 4
Индексы потребительских цен и курса доллара
(по отношению к предыдущему году)
Источник: Россия в цифрах. — 1997.
Завышенный валютный курс часто приводит к дефициту платежного баланса по текущим операциям. Постоянный дефицит приводит к неконвертируемости по мере истощения резервов иностранной валюты. Для нашей страны это опять же несущественно важно, т.к. российский экспорт всегда превосходил импорт. К сожалению, его структура оставляет желать лучшего, но торговое сальдо в России всегда было положительным.
Что касается цен, то после отмены диктаторской государственной ценовой политики, потребительская стоимость большинства товаров и услуг стала зависеть от рыночной ситуации. На протяжении последних лет российские цены приближались к мировым эквивалентам.
Товарная неконвертируемость, являлась основной причиной плохой обратимости российской национальной валюты, означало, что только относительно небольшой ассортимент товаров, услуг и имущества свободно покупается нерезидентами.
Низкое качество и неразнообразие большей части российской продукции, являлось следствием административно-планового ведения хозяйства на протяжении 70 лет, сводилась к нулю конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке, несмотря на дешевизну российской рабочей силы. А ведь именно способность свободно переводить деньги в широкий ассортимент товаров и имущества является основным фактором, делающим западные валюты конвертируемыми.
Так, на фоне более чем очевидного спада промышленного производства, нестабильности финансовой системы одномоментный переход к “конвертируемому” рублю стал причиной еще большего усугубления экономического положения в стране.
2.4. Негативные последствия введения режима «внутренней конвертируемости»
Хотя, судя по внешним признакам, российские предприятия и граждане могут теперь менять свои отечественные деньги на иностранную валюту также свободно, как это делают резиденты, скажем, в Бельгии, Швеции, Австралии или в Сингапуре. Что же касается обмена наличных банкнот, то такого либерального режима вообще нет нигде в мире.
Если ограничить понимание конвертируемости той или иной степенью свободы обмена одной денежной единицы на другую, то все как будто бы правильно: механизм внутренней конвертируемости так или иначе действует; благодаря ему иностранная валюта стала более доступной для предприятий и граждан России, что сделало ограниченно “конвертируемый” рубль по сравнению с советским гораздо предпочтительней с этой точки зрения.
Но если посмотреть на дело глубже, если видеть в обратимости не просто факт обмениваемости денег как таковой, а возможность подлинной конвертируемости, т.е. проявление особого свойства национальной валюты, позволяющего полноправно и полнокровно участвовать в международном разделении труда, то напрашиваются иные оценки происходящего в России — более нелицеприятные и дистанирующиеся от оптимистических ожиданий Правительства.
Привычка радикалов-реформаторов идти “своим путем” в полной мере сказалась и на эксперименте с “внутренней конвертируемостью”. Во всем мире достижение обратимости валюты означало максимально возможное укрепление позиций и авторитета национальной денежной единицы внутри страны и за рубежом — на основе валютно-финансовой стабильности, относительной сбалансированности внутренних и внешних факторов производства, динамичного экономического роста. “Внутренняя конвертируемость” по-российски — это вовсе не особое, приобретенное с годами и экономически обусловленное свойство национальной валюты свободно и с минимальными издержками превращаться в равнокачественные денежные единицы других стран. Это, скорее, способ и возможность приобрести иностранную валюту и распорядиться ею без участия государства.
Механизм «внутренней конвертируемости” не только открыл доступ к иностранным валютам, но и поощрил их использование для международных платежей, что неизбежно привело СКВ, и, прежде всего, доллар, в центр валютно-платежного устройства России, обеспечило так называемую «долларизацию» страны. Что же касается собственной национальной валюты, то повышением ее роли и международного авторитета намеренно или по недомыслию пренебрегали, о чем говорят следующие обстоятельства.
Во-первых, в базовом российском Законе “О валютном регулировании и валютном контроле” вообще нет ни слова об использовании рубля в качестве средства платежа по внешнеэкономическим операциям.
Во-вторых, российские власти упорно уходили от того, чтобы взять на государственный уровень организацию системы международных расчетов с использованием собственной национальной валюты ответственность за их осуществление, переключив эту работу на страх и риск коммерческого банковского звена. Ничтожный эффект подобной ориентации был очевиден: деградирующий рубль не мог выйти на международную арену без специальной государственной поддержки.
В-третьих, откровенно против международного авторитета рубля «работала» официальная курсовая политика. Отказ правительства и Центрального банка Российской Федерации от обещанного установления регулируемого фиксированного курса, бездумное подражание западной практике “плавающих” котировок — все это имело своим конечным итогом более чем тысячекратное падение рубля относительно доллара, что послужило, особенно на начальном этапе, мощным стимулом инфляционного взлета цен внутри страны. Это отбросило рубль в число самых второстепенных валют.
По прошествии ряда лет отчетливо проявились положительные результаты использования регулируемого фиксированного курса в некоторых странах переходного периода. Речь идет о Чехии, Словакии, государствах Балтии, где степень инфляции оказалась во много раз ниже, чем в России и других пост-социалистических странах с “плавающими” курсами.
В-четвертых, существующий порядок распоряжения валютной выручкой также не помогает укреплению позиций рубля. При относительно небольшом спросе на российскую валюту со стороны иностранцев чрезвычайно актуально стимулирование такого спроса со стороны резидентов. Как показывает мировой опыт, нужный эффект достигается, среди прочего, установлением обязательной продажи всех поступлений в иностранной валюте в обмен на местные деньги с соответствующим поддерживающим воздействием этого постоянного фактора на их валютный курс. В России уже несколько лет обещают ввести такое регулирование, однако, пока экспортеры обязаны продавать всего 50% выручки в СКВ на внутреннем валютном рынке.
По официальной версии, “внутренняя конвертируемость”, должна была, среди прочего, обеспечить открытость национальной экономики перед благотворным влиянием интернационального мирового рынка. В действительности дело обернулось односторонней и беспрецедентной перекачкой колоссальных валютных средств за рубеж через частные коммерческо-банковские каналы, что нанесло стране невосполнимый ущерб. По самым скромным подсчетам заграничные активы российских коммерческих банков составляют не менее 20 млрд. долларов, что превышает текущие официальные валютные резервы Российской Федерации.
График 3
Динамика иностранных активов коммерческих банков
($ млрд.)
Источник: “Экономика и жизнь.” — 1997. — №21.
Механизм “внутренней конвертируемости” требует постоянного притока иностранных платежных средств для продажи за рубли, однако способы, с помощью которых обеспечивается возможность получения СКВ на российском валютном рынке, никак не отвечает принципам здоровой и независимой национальной экономики.
В обстановке глубокого структурного экономического кризиса поддержание “внутренней конвертируемости” достигается очень дорогой ценой — ценой международного банкротства России, фактически отказавшейся платить по своим валютным долгам продолжающей нарушать текущие платежные обязательства, ценой усиления унизительной долговой зависимости от западных держав и международных организаций, расчетливо и дозировано кредитующих Россию, исходя из далеко идущих собственных интересов.
продолжение
--PAGE_BREAK--