--PAGE_BREAK--Рис.3 Макроэкономические факторы конкурентоспособности товара
6.Пять сил конкуренции.
рис.4 Пять сил конкуренции
Конкуренция характеризуется пятью основными силами.рис.4 В соперничестве за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки.Все могут быть конкурентами (Потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители).
Подробный анализ и изучение конкурентных сил в данной отрасли позволяет компании ответить на ряд очень важных вопросов:
? Выявить свои слабые и сильные стороны.
? Вовремя заметить новых участников.
? Определить время появления товаров-заменителей.
В итоге,компания сможет выбрать оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) с целью получения максимальной прибыли, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.(2)
7.Конкурентоспособность фирмы.
Основные типы движущих сил конкуренции.
1.Динамика масштабов долгосрочного спроса.
Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности существующих фирм. Подъем долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, а падение спроса наоборот – отток фирм.
2.Динамика структуры спроса.
Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к сервису, создание других каналов
сбыта, изменение в ассортименте выпускаемой продукции, модификации маркетинговых тактик.
3.Обновление продукта
Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характеризуеться быстрым распространеннием нового товара, обновление продукта отрасли являеться ключевой движущей силой –влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения.
4.Технологические инновации.
Частые технологические новшества в методах производства могут сильно изменять единичные издержки производства, размер инвестиций, увеличивать значение эффэкта жизненного цикла товара. Выше перечисленное может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству фирм, успешно действующих на рынке.
5.Маркетинговые инновации.
Переодическифирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции.Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм-соперников.
6.Динамика лидерства.
Означает вход в конкуренцию или выход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка.
7.Диффузия достижений.
Если новая технология становиться известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, преимуществам фирмы-владельца «ноу-хау» легче войти в отрасль, они снижают барьеры для новых, а для поставщиков и потребителей облегчают вертикальную интеграцию в отрасль.
8.Динамика эффективности.
При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшают издержки на единицу продукции, крупные фирмы могут принудить другие компании к стратегиям «форсирования роста».
9.Покупательские предпочтения.
Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям также, как и товары с более высокими ценами, дающие возможности выбора.
10.Государственное регулирование рынка.
Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политике, могут повлиять на рынок и конкурентные условия.
11.Рост детерминации.
Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка (например, объеме, ассортименте и характере выпускаемой продукции, ценовой политике, круге покупателей, потенциальных возможностей конкурентов и т.д.) Когда фирма прошла первые этапы входа в отрасль (на рынок), то неопределенности исчезают и компании отказываются от простых стратегий, начиная модифицировать
конкурентные стратегии.(2)
8.Конкурентоспособность отрасли, страны
Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытуемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных поставщиков и требовательных местных потребителей.
В современной экономической ситуации, когда когда конкуренция в мировых масштабах возрастает, роль государств становиться все более важной. По мере того как основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы.
Различия в национальных ценностях, в культуре, структуры экономики, в существующих организациях и историческом развитии – все это вносит вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей.(1)
Самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются :
Øуровень развития экономики
Øпроцентная ставка
Øкурс валюты
Øстоимость рабочей силы
Правило ромба для конкурентных преимуществ страны
Ответ на вопрос:
Каким образом конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к существенным обновлениям?
Почему они неустанно идут по пути улучшений, ведут поиск более сложных источников конкурентных преимуществ?
Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения изменения и новшеств?
лежит в четырех атрибутах страны, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей.
Рис.5 Детерминанты конкурентных преимуществ стран.
1. Условие для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной силы или инфраструктуры, необходимые для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.
2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей – поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.
4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.
Эти факторы обуславливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. Каждая вершина приведенного на рисунке ромба – и весь он в целом – иллюстрирует существенные составляющие для достижения успеха в конкуренции в международных масштабах: доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы необходима для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли; информация, формирующая благоприятные возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они задействуют свои ресурсы и квалификацию сотрудников; цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании; и, что очень важно, испытываемое компанией давление, вынуждающее ее делать вложения и осуществлять нововведения.
Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени существующие преимущества.
Существующие в стране база условия создают необходимые тенденции того, как фирмы будут создаваться, управляться и реализовываться, а также определяют характер внутренней конкуренции.
Наличие конкурентоспособности в отрасли является результатом слияния компаний наиболее преуспевающих в области практики управления и моделей организации той или иной фирмы, наиболее предпочтительной для данной страны, и источников конкурентных преимуществ, для данной отрасли.
Различные страны также очень сильно отличается в плане целей, которых стремятся достичь компании и отдельные личности. Цели компании отражают характеристики национального рынка капитала и практики оплаты труда менеджеров. Например, в Германии и Швейцарии, где банки составляют существенную часть национальных держателей акций, большинство акций приобретается на длительный срок и редко перепродается. Компании хорошо функционируют в сформировавшихся отраслях, в которых текущие инвестиции на исследование, развитие и на создание новых мощностей существенны, но доход может быть только на среднем уровне.
Для конкурентных преимуществ существенна также личностная мотивация к труду и повышению профессиональных навыков. Выдающиеся таланты – это очень ценный ресурс для любой нации. Достигаемые страной успехи в значительной степени зависят от типов образования, которое выбирают ее талантливые представители, от того, где они предпочитают работать, от выполнения ими своих обязательств и прилагаемых усилий. Цели государственных структур и те ценности, которые предлагаются отдельным гражданам и компаниям, а также престиж, которым государство окружает определенные отрасли промышленности, приводят в движение капитал и людские ресурсы – что, в свою очередь, непосредственно влияет на конкурентоспособность конкретных отраслей промышленности. Страны стремятся быть конкурентоспособными в той деятельности, из которой произрастают национальные герои. Достижение успеха на международном уровне может сделать отрасль промышленности престижной, усиливая тем самым ее преимущества.
Наличие сильных местных конкурентов представляет собой последний и очень мощный стимул к созданию и поддержанию конкурентных преимуществ. Роль жестокой конкурентной борьбы нигде не прослеживается так явно, как в Японии, где имеется 112 компаний, конкурирующих в области станкостроения, 34 – в индустрии полупроводников, 25 – в оборудовании и звукозаписи, 15 – в производстве фотоаппаратов; количество компаний, работающих в отраслях, в которых Япония добилась преимуществ на международном рынке, выражается обычно двузначными числами ( табл. 1).Среди всех приведенных на ромбе конкурентоспособных преимуществ позиций конкуренция на внутреннем рынке оказывается наиболее важной в связи с мощным стимулирующим влиянием, которое она оказывает на остальные элементы.
С общепринятой точки зрения, казалось бы, что внутренняя конкуренция – это нечто совершенно излишнее: она приводит к дублированию усилий и мешает компаниям достигать больших масштабов производства.
Таблица 1 Оценочное количество японских конкурирующих компаний в некоторых отраслях промышленности
Кондиционеры воздуха
13
Мотоциклы
4
Оборудование для звукозаписи
25
Музыкальные инструменты
4
Автомобили
9
Персональные компьютеры
16
Фотоаппараты
15
Полупроводники
34
Автомагнитофоны
12
Швейные машины
20
Углеродные волокна
7
Кораблестроение
33
Строительное оборудование
15
Сталь
5
Копиры
14
Синтетические волокна
8
Факс-аппараты
10
Телевизоры
15
Большие компьютеры
6
Шины для грузовиков и автобусов
5
Автопогрузчики
8
Грузовики
11
Станки
5
Пишущие машинки
14
Микроволновое оборудование
5
Видеомагнитофоны
10
В конечном итоге конкретные страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.(1)
9.Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики
В соответствии с теоретическими подходами, сформулированными М. Портером в его труде «Международная конкуренция», выделяются четыре особые стадии конкурентоспособности национальной экономики, соответствующие четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим ее развитие в отдельные периоды времени.(рис 6)
экономический рост спад
Рис.6 Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики
продолжение
--PAGE_BREAK--