--PAGE_BREAK--2.2 Происхождение и направления использования индексов потребительских цен
ИПЦ должны служить определенной цели. Точный способ определения и построения ИПЦ в большой степени зависит от того, кем и для какой цели они будут использоваться. История ИПЦ, насчитывающая много лет, берет начало в восемнадцатом столетии. Индексы Ласпейреса и Пааше, которые все еще широко используются в настоящее время, были впервые предложены в 70-х годах девятнадцатого столетия. Смысл Концепция индекса стоимости жизни была введена в начале двадцатого века.
Традиционно одной из главных причин составления ИПЦ является необходимость компенсировать наемным работникам потери, вызванные инфляцией, путем корректировки ставок их заработной платы пропорционально процентному изменению ИПЦ. Эта процедура известна под названием индексации. В связи с этим ответственность за составление официальных ИПЦ ранее возлагалась на министерства труда, хотя в настоящее время эти индексы в большинстве случаев составляются национальными органами статистики. ИПЦ, специально предназначенный для индексации зарплаты, называется индексом компенсации.
ИПЦ обладают тремя важными характеристиками. Публикуются они часто, обычно каждый месяц, иногда каждый квартал. Они быстро становятся доступными, обычно приблизительно спустя две недели после окончания месяца или квартала. Наряду с этим они обычно не уточняются. За ИПЦ часто пристально наблюдают и они привлекают широкое внимание общественности.
Поскольку ИПЦ дают возможность получать оперативную информацию об уровне инфляции, их начали применять для ряда других целей, помимо индексации зарплаты. Так, например:
• ИПЦ широко используются для индексации пенсий и пособий по социальному обеспечению.
• ИПЦ применяются также для индексации других платежей, таких как выплата процентов или арендной платы, или цен облигаций.
Кроме того, ИПЦ обычно используются в качестве замещающего показателя общего уровня инфляции, несмотря на то, что они измеряют только инфляцию потребительских цен. Они также используются некоторыми органами государственного управления или центральными банками для определения инфляционных целей денежно-кредитной политики.
• Данные о ценах, собранные для целей ИПЦ, могут также использоваться для составления других индексов, таких как индексы цен, применяемые для дефлятирования расходов домашних хозяйств на потребление в национальных счетах, или паритеты покупательной способности, применяемые для сопоставления реальных уровней потребления в различных странах.
Эти разнообразные направления использования могут приводить к конфликтам интересов. Например, применение ИПЦ в качестве показателя общей инфляции может подталкивать к расширению охвата индекса, заставляя включать в него элементы, которые не являются товарами и услугами, потребляемыми домашними хозяйствами, и изменяя тем самым характер и концепцию ИПЦ. Следует также отметить, что в связи с широким использованием ИПЦ для индексации целого ряда платежей — не только заработной платы, но и пособий по социальному обеспечению, процентных выплат, частных контрактов и т.д. — от их динамики зависят чрезвычайно крупные денежные суммы, достаточные, чтобы оказать серьезное воздействие на состояние государственных финансов. Так, незначительные отличия в динамике ИПЦ в результате использования несколько иных формул или методов могут привести к значительным финансовым последствиям. Таким образом, методология исчисления ИПЦ имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
2.3 Порядок расчета индекса потребительских цен
Расчет ИПЦ на региональном и федеральном уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:
— формирование весов для расчета ИПЦ;
— расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;
— расчет агрегатных индексов на товар (услугу)-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;
— расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.
Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:
— средних сопоставимых цен на отдельные товары (услуги) -представители;
— весов для исчисления агрегатных индексов цен на товары (услуги)-представители, а так же групповых и сводных индексов цен.
Средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на товары (услуги)-представители определяются на основании данных регистрации цен. Обеспечение сопоставимости цен, позволяя исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов, является непременным условием исчисления индекса потребительских цен.
Сопоставимой ценой на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовую котировку) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретной торговой организации или во всем регионе) используется метод замены.
Средними сопоставимыми ценами на товар (услугу)-представитель в базисном и отчетном периодах считаются цены, рассчитанные из одинакового количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок).
При расчете средних сопоставимых цен для исчисления индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие одинакового количества наблюдений цен по товару (услуге)-представителю в городе в течение отчетного года.
При несоблюдении этого правила точность расчета индексов цен будет недостаточной. Так, например, если при неизменных ценах на какой-либо товар-представитель в базисном периоде было зарегистрировано 4 ценовые котировки, а в отчетном периоде – 3 ценовые котировки, среднее значение цен изменится, в то время, как ни на одну из его разновидностей цены не изменились.
Система весов для исчисления ИПЦ включает в себя:
— структуру численности населения, используемую при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители;
— структура потребительских расходов населения, используемая для исчисления групповых и сводных индексов потребительских цен.
Формирование индексов потребительских цен осуществляется с использованием системы классификаторов:
— «Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления» (утвержден постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995г. № 413);
— «Общероссийский классификатор единиц измерения» (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 366);
— «Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям» (утвержден постановлением Госкомстата России от 30 января 2001г. № 7);
— Классификаторы товаров и услуг.
Расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью. Ежемесячно помимо индекса цен к предыдущему месяцу, исчисляются также индексы цен к декабрю предыдущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.
Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:
— к декабрю предыдущего года:
(6)
где: — сводный индекс цен и тарифов по группе товаров (услуг)-представителей отчетного месяца к декабрю предыдущего года.
— к соответствующему месяцу предыдущего года:
(7)
где: – текущий год;
– предыдущий год;
– год, предшествующий предыдущему;
– индекс цен декабря предыдущего года (Т-1) к декабрю года, предшествующего предыдущему (Т-2);
– индекс цен отчетного месяца текущего года (Т) к декабрю предыдущего года (Т-1);
– индекс цен соответствующего месяца предыдущего года (Т-1) к декабрю года, предшествующего предыдущему (Т-2).
— к соответствующему периоду предыдущего года:
(8)
где: – индекс цен отчетного месяца текущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему;
– индекс цен отчетного месяца предыдущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему.
Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу предыдущего года, к предыдущему году.
Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:
— на конец отчетного квартала к концу предыдущего квартала текущего года:
, (9)
где: – индекс цен последнего месяца отчетного квартала к предыдущему месяцу;
– индекс цен среднего месяца отчетного квартала к предыдущему месяцу;
– индекс цен первого месяца отчетного квартала к предыдущему месяцу;
t– отчетный месяц (последний) текущего квартала;
t
-1– средний месяц текущего квартала;
t
-2– первый месяц текущего квартала;
t-3– последний месяц квартала, предшествующего текущему.
— отчетного квартала к предыдущему кварталу текущего года:
(10)
— отчетного квартала к соответствующему кварталу предыдущего года:
(11)
— отчетного квартала к предыдущему году:
(12)
где: – индекс цен отчетного квартала (K) к среднегодовым (G) ценам предыдущего года;
– индекс цен последнего месяца отчетного квартала к декабрю предпредыдущего года;
– индекс цен среднего месяца отчетного квартала к декабрю предпредыдущего года;
– индекс цен первого месяца отчетного квартала к декабрю предпредыдущего года;
– индекс цен первого,……., двенадцатого месяцев предыдущего года к декабрю предпредыдущего года.
Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.
При публикации указанных индексов, рассчитанных «цепным» методом необходимо указывать, что они отражают изменение цен на конец отчетного периода по сравнению с концом базисного периода. Например: за Iквартал – март отчетного года к декабрю предыдущего года, за полугодие – июнь отчетного года к декабрю предыдущего года и т.д.
В публикациях и официальных сообщениях данные об индексах потребительских цен на товары и услуги размещаются с одним десятичным знаком после запятой.
Пример.
Таблица 1
Расчет индексов потребительских цен по отдельным группам товаров и услуг и сводного индекса потребительских цен на товары и услуги.
№№ п/п
Наименование групп и видов товаров
(услуг)
Веса
базисного периода
(структура потребительских расходов), % w
Индексы потребительских цен, в % к концу предыдущего месяца
Январь Ij1
Веса
базисного
периода
в ценах
января, %
w1=Ij1хw/100
Индексы потребительских цен, в % к концу предыдущего месяца
Февраль Ij2
Веса
базисного
периода
в ценах
февраля,
%
w2= Ij2 х w1/100
1
2
3
4
5
1
Все товары и услуги
100,00
гр.3/гр.1 х 100 = 101,91
стр.2+стр.13+стр.23= 101,91
гр.5/гр.3 х 100 = 101,83
стр.2+стр.13+стр.23= 103,78
2
Продовольственные товары
стр.3+стр.9
= 58,70
гр.3/гр.1 х 100 = 102,18
стр.3+стр.9
= 59,98
гр.5/гр.3 х 100
= 101,48
стр.3+стр.9
= 60,87
3
Мясо и птица
åстр. (4:8) = 37,50
гр.3/гр.1 х 100
= 102,93
åстр. (4:8)
= 38,60
гр5/гр.3 х 100
= 102,10
åстр. (4:8)
= 39,41
4
Говядина (кроме
бескостного мяса)
10,67
103,80
11,08
102,10
11,31
5
Говядина бескостная
4,59
104,20
4,78
101,00
4,83
6
Свинина (кроме
бескостного мяса)
10,73
103,90
11,15
101,90
11,36
7
Куры (кроме куриных окорочков)
8,32
101,40
8,44
104,20
8,79
8
Куриные окорочка
3,19
98,90
3,15
99,00
3,12
9
Масло и жиры
åстр. (10:12) = 21,20
гр.3/гр.1 х 100
= 100,85
åстр. (10:12) =21,38
гр5/гр.3 х 100
= 100,37
åстр. (10:12) = 21,46
10
Масло сливочное
9,09
102,20
9,29
101,50
9,43
11
Масло подсолнечное
9,60
99,60
9,56
99,40
9,50
12
Маргарин
2,51
100,60
2,53
100,10
2,53
13
Непродовольственные товары
стр.14+стр.19= 27,90
гр.3/гр.1 х 100 = 101,22
стр.14+стр.19
= 28,24
гр5/гр.3 х 100
= 101,20
стр.14+стр.19
= 28,58
14
Электротовары
åстр. (15:18) =10,50
гр.3/гр.1 х 100
= 101,24
åстр. (15:18) =10,63
гр5/гр.3 х 100
= 100,66
åстр. (15:18)
= 10,70
15
Холодильник двухкамерный отечественный
2,75
100,60
2,77
100,20
2,78
16
Холодильник
двухкамерный
импортный
3,76
101,30
3,81
100,80
3,84
17
Машина стиральная автоматическая
отечественная
2,75
101,90
2,80
100,70
2,82
18
Электроутюг с
терморегулятором и пароувлажнителем
1,24
100,50
1,25
101,00
1,26
19
Бензин
åстр. (20:22) = 17,40
гр.3/гр.1 х 100
= 101,21
åстр. (20:22) = 17,61
гр5/гр.3 х 100
= 101,53
åстр. (20:22)
= 17,88
20
Бензин марки А-76
3,37
102,90
3,47
105,04
3,64
21
Бензин марки АИ-92
12,56
100,90
12,67
100,70
12,76
22
Бензин марки АИ-95
1,47
100,10
1,47
100,50
1,48
23
Платные услуги населению
стр. 24+стр.28
= 13,40
гр.3/гр.1 х 100 = 102,16
стр. 24+стр.28
=13,69
гр5/гр.3 х 100
= 104,67
стр. 24+стр.28
=14,33
24
Городской электрический транспорт
åстр. (25:27)
= 2,25
гр.3/гр.1 х 100
= 101,33
åстр. (25:27) = 2,28
гр5/гр.3 х 100
= 101,32
åстр. (25:27)
= 2,31
25
Проезд в трамвае
0,66
102,10
0,67
100,00
0,67
26
Проезд в троллейбусе
0,82
101,90
0,84
100,60
0,85
27
Проезд в метро
0,77
100,00
0,77
102,30
0,79
28
Коммунальные услуги
åстр. (29:33) = 11,15
гр.3/гр.1 х 100
= 102,33
åстр. (29:33)
= 11,41
гр.5/гр.3 х 100
= 105,35
åстр. (29:33)
= 12,02
29
Водоснабжение и канализация
1,88
101,30
1,90
106,10
2,02
30
Отопление
2,93
103,70
3,04
107,20
3,26
31
Горячее водоснабжение
1,92
103,80
1,99
106,80
2,13
32
Газ сетевой
1,22
101,60
1,24
102,10
1,27
33
Электроэнергия
3,20
101,10
3,24
103,00
3,34
продолжение
--PAGE_BREAK--