Реферат по предмету "Мировая экономика"


Инвестиции источники и структура. Мультипликатор и акселератор инвестиций

--PAGE_BREAK--1.4 Бюджетное финансирование инвестиций
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает направление государственных капитальных вложений на структурную перестройку экономики, решение социальных задач, развитие отдельных отраслей и регионов.

Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете объема государственных капитальных вложений.

При бюджетном методе финансирования инвестиции традиционно предоставлялись на безвозвратной, бесплатной основе, и субъекты хозяйствования не были заинтересованы в рациональном использовании выделенных ресурсов. Однако безвозвратное финансирование остается необходимым в отдельных сферах и отраслях экономики: социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науке, культуре.

В настоящее время лишь часть бюджетных средств используется на безвозвратной основе, другая же часть предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности. Государство перешло от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию государственной поддержки инвестиционных проектов на конкурсной основе и практике совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется путем предоставления централизованных инвестиционных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности для финансирования инвестиционного проекта через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а также путем выдачи гарантий Правительства Республики Беларусь. В январе-сентябре 2008 года на инвестиционные цели из средств консолидированного бюджета использовано 6,8 трлн. руб. (рост на 30,1%), собственных средств организаций – 9,87 трлн. руб. (на 18,7%), кредитов банков – 4,87 трлн. руб., или на 25,4% больше, чем в аналогичном периоде 2007г. [9, с. 39]

Оказание государственной поддержки производственным отраслям предусматривает комплексную оценку экономической эффективности проекта при принятии решения о его финансировании, изучение бизнес-плана, назначение экологической экспертизы, а при необходимости — научно-технической экспертизы.

Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов гарантирует более эффективное размещение и использование государственных инвестиционных ресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Бюджетному финансированию присущи следующие принципы: направление средств для реализации высокоэффективных и социально значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований. [4, с. 120]

Финансирование победивших на конкурсе проектов за счет бюджетных инвестиционных ресурсов происходит после проведения тендера среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Министерство финансов перечисляет финансирующему банку бюджетные средства для инвестиционного кредитования объектов, прошедших конкурсный отбор и включенных в перечень, утвержденный Советом Министров. На основании заключенного Министерством финансов и банком кредитного договора банк гарантирует возврат средств. Другой договор банк заключает с заемщиком.

Срок пользования устанавливается с учетом норм продолжительности строительства и освоения производственных мощностей. Предельный срок составляет пять лет.

Погашение кредитов производится в соответствии с графиком исходя из нормативных сроков окупаемости проекта. Погашенные средства подлежат перечислению Министерству финансов. Банки контролируют целевое использование средств и ежеквартально представляют Министерству финансов отчетность о расходовании бюджетных средств.
1.5 Инновационные фонды как внебюджетные источники финансирования инвестиционной деятельности
В условиях переходной экономики и ограниченности собственных, бюджетных и других видов источников финансирования инвестиций большое значение имеют внебюджетные средства, в числе которых особое место занимают централизованные инновационные фонды.

Использование средств отраслевых инновационных фондов позволяет покрыть дефицит денежных ресурсов на освоение предприятиями конкурентоспособной продукции и поддержку отраслевой и заводской науки.

Инновационные фонды образуются министерствами, государственными организациями, подведомственными республиканским органам государственного управления, учреждениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, за счет отчислений подведомственных им предприятий в размерах, ежегодно устанавливаемых Законом о государственном бюджете.

В настоящее время отчисления в инновационные фонды производятся в размере до 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на себестоимость. [4, с. 124]

Министерства и другие органы государственного управления разрабатывают и утверждают сметы доходов и расходов средств инновационных фондов, а их копии представляют в Министерство экономики и Министерство финансов.

В смете доходов и расходов определяются основные направления расходования средств инновационных фондов.

Средства инновационных фондов используются для финансирования государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, отдельных научно-технических и инновационных проектов.

На основании утвержденных смет доходов и расходов разрабатываются и утверждаются перечни строек, объектов и мероприятий, планы проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и освоения новых видов наукоемкой продукции.

На безвозвратной основе, средства инновационных фондов могут предоставляться организациям, участвующим в образовании инновационных фондов. Фондодержателями этих фондов — республиканскими органами государственного управления — на цели, предусмотренные утвержденной сметой на возвратной основе. При этом сроки и условия возврата предусматриваются в отраслевых положениях о порядке поступления и использования средств инновационных фондов.

Конкуренция на внешних рынках диктует необходимость перехода к новому инновационно-инвестиционному этапу развития народно-хозяйственного комплекса Беларуси, основанному на использовании новейших достижений науки и техники, самых передовых технологий. И это на сегодняшний день самый важный приоритет.

Возможности действий в данном направлении подготовлены многоплановой работой государства еще в прошлом пятилетии, когда была поставлена и решалась задача по созданию условий для перехода на инновационный путь развития, содействующих концентрации инвестиций в приоритетныхдлястраны отраслях и производствах.

Теперь происходит трансформация целевых ориентиров в активные практические действия. Результатом первого этапа этой работы стала разработка Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В рамках ее реализации в республике уже введены в эксплуатацию 19 новых предприятий, 27 новых производств, модернизированы с внедрением передовых технологий 37 предприятий.
Рисунок 1 — Организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь 2003—2008 г.г.




В качестве примера, можно привести создание производства интегральных микросхем с субмикронными проектными нормами 0,5-0,35 мкм (НПО «Интеграл»); ввод в действие предприятия по производству телекоммуникационного оборудования для фиксированной и мобильной связи (НТООО «Связьинформсервис»); разработку и производство панельных ЭВМ ПК-21 (РУП КБ «Дисплей»); создание производства терминального оборудования для системы безналичного расчета (ОАО «МПОВТ»); производства автомобильной оптики (РУП «Завод Оптик» в Лиде); производства регуляторов и стабилизаторов напряжения на базе специального фотолиграфического оборудования (УП «Завод Транзистор» в Минске); производства люминесцентных светильников с лампами серии Т8 (ОАО «Лидский завод электроизделий») и др. [12, с. 8]

Поэтому можно с уверенностью сказать, что программа успешно реализуется, и по мере ее дальнейшего осуществления будет решаться задача превращения научно-инновационного потенциала в важнейший ресурс устойчивого экономического роста.

В настоящее время ведется активная работа по повышению суверенного кредитного рейтинга.
1.6 Банковский кредит как источник финансирования инвестиций
В переходной экономике, в условиях недостаточности ресурсов инвестиционного характера (бюджетных и внебюджетных средств, собственных средств предприятий, привлеченных средств, иностранных инвестиций) важнейшим источником финансирования инвестиционной деятельности становится банковский кредит.

В большинстве случаев кредит имеет преимущества перед другими источниками финансирования инвестиций благодаря присущей ему срочности, платности и возвратности, а также в силу того, что использование кредита предполагает взаимосвязь между фактической окупаемостью капитальных затрат и возвратом кредита, требует прибыльности инвестиционного проекта.

 При кредитовании усиливается материальная ответственность кредитополучателей за рациональное расходование заемных средств, что способствует быстрейшей реализации инвестиционных проектов, сокращению сроков строительства, ускорению ввода и освоения производственных мощностей. Выдача инвестиционного кредита предусматривает отбор высокоэффективных, валютоокупаемых, социально значимых инвестиционных проектов.

Инвестиционный кредит предоставляется для расширенного воспроизводства внеоборотных активов (долгосрочных) на цели, связанные с созданием, реконструкцией и приобретением субъектами хозяйствования основных средств, а также строительством, ремонтом, приобретением недвижимости физическими лицами. Таким образом, кредитополучателями при кредитовании инвестиционных целей могут выступать юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели.

Основными объектами инвестиционного кредитования являются:

·                   капитальные затраты на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и расширение объектов производственного и непроизводственного назначения;

·                   приобретение техники, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений;

·                    затраты на создание научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности;

·                   затраты на проведение конверсионных мероприятий;

·                                                                                 выкуп государственного имущества. [4, с. 132-134]

Для финансирования инвестиционных проектов обычно используются долгосрочные кредиты. Ресурсами для инвестирования кредитования служат собственные средства коммерческих банков, привлеченные ими средства юридических и физических лиц (за вычетом перечисленных в фонд обязательных резервов), централизованные ресурсы Национального банка и государственные централизованные инвестиционные ресурсы, полученные иностранные кредиты.

В настоящее время банковская система республики испытывает недостаток долгосрочных ресурсов, что сдерживает развитие инвестиционного кредитования. [5, с. 93]


2. Мультипликатор и акселератор инвестиций

2.1 
Понятие мультипликатора инвестиций
На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различные факторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляются разными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования и накопления могут не совпадать по времени. На величину инвестиций влияет также размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования.

Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем про цент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться.

Таким образом, спрос на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента (рисунок 1).


Рисунок 5 – Кривая спроса на инвестиции
Кривая спроса на инвестиции отражает обратную зависимость между величиной требуемых инвестиций и реальной ставкой процента. Сдвиги в спросе на инвестиции происходят вследствие ожидаемой их доходности. Если последняя увеличится, то возрастет и спрос на инвестиции, кривая спроса на инвестиции сместится вправо и наоборот.

В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производства и чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения.

Таким образом, состояние сбережений, инвестиций и реального объема производства относительно равновесного уровня чистого национального продукта. В реальной экономической жизни наиболее типичным, для динамичной экономики в том числе, является нестабильный порог равновесия, для которого характерны периоды длительного роста и циклических колебаний. Поскольку на состояние ЧНП воздействуют, с одной стороны, сбережения, а с другой — инвестиции, колебания в этих процессах, их соотношение неизбежно сопровождаются сдвигами в состоянии равновесного уровня производства ЧНП. Сдвиги в равновесном состоянии производства происходят также под воздействием изменения соотношения между потребляемой и сберегаемой частями дохода домохозяйств. Если домохозяйства будут потреблять больше, то совокупные расходы возрастут, а, следовательно, возрастает и равновесный уровень ЧНП и наоборот, т.е. в зависимости от динамики расходов изменяется состояние общей фактической величины ЧНП и его равновесное состояние. Результат подобной зависимости называется эффектом мультипликатора.

Взаимосвязь инвестиций и ЧНП была замечена и объяснена Кейнсом, который вывел правило мультипликатора. И неокейнсианцы дополнили его принципом акселератора.

Эффект мультипликатора связан тем, что в экономике, во-первых, происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений.

Мультипликатор инвестиций — это отношение изменения равновесного выпуска ЧНП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменения последних. Следовательно, мультипликатор обратно пропорционален MPS.[8, с.304]

Уравнение мультипликатора выглядит следующим образом:
                                                 Изменение в реальном ЧНП

 Мультипликатор =

                                                Первоначальное изменение в расходах
Или: Изменение в ЧНП = Мультипликатор * Первоначальное изменение в расходах.
Выраженная мультипликатором зависимость, основывается с одной стороны, на том, что для экономики характерно непрерывное формирование и использование расходов и доходов; с другой — на силлогизме, в соответствии с которым любое изменение дохода влечет за собой изменение в потреблении и сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. В итоге получается, что изменение величины расходов вызывает цепную реакцию и обусловливает многократное изменение ЧНП, что и выражает мультипликатор.

Следует различать понятия простого и сложного мультипликатора. Структуру простого мультипликатора отражает зависимость между сбережениями и ЧНП, т.е. следующая формула: мультипликатор = I / MP. Сложный мультипликатор предполагает зависимость объема производства не только от сбережений, но и от множества факторов, изменяющих соотношение «доходы-расходы». Это и налоги, и импорт и т.д. [6, с. 514]

Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и МРС. Наряду с автономными, существуют индуцированные инвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций. [8, с. 306]
2.2 Акселератор инвестиций

Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор — коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода:
                            изменение инвестиций текущего года

Акселератор =

                             изменение национального дохода прошлого года
Мультипликатор и акселератор связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); результатом является рост дохода.

Теория мультипликатора и акселератора используется в экономической политике развития совокупного спроса при обосновании стратегии структурной перестройки отраслей, обеспечивающих большую доходность и занятость.

Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Каном и детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др. В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы.

Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.

Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложения нового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшение может сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций. [7, с. 117]


3.               
Анализ структуры инвестиций в Республике Беларусь
3.1            
Иностранные инвестиции
Совершенствование инвестиционного законодательства направлено на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, как для национальных, так и для иностранных инвесторов. За первое полугодие 2008 года в реальный сектор экономики Беларуси поступило иностранных инвестиций на сумму 3340 млн. долларов, что на 43,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них прямые инвестиции составляют 1232 млн. долларов, что в 2,4 раза превышает их объем за соответствующий период 2007 года и близок к объему поступивших прямых иностранных инвестиций за весь минувший год. О положительной динамике привлечения прямых иностранных инвестиций, а также улучшении качественной составляющей инвестиций говорит увеличение удельного веса прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступивших инвестиций в экономику страны с 21,9 % в первом полугодии 2007 года до 36,8 % за шесть месяцев текущего года.

В настоящее время в Беларуси работает свыше 4,2 тыс. организаций с иностранным капиталом из 68 стран мира. Основными странами-инвесторами в нашу экономику являются Россия, Великобритания, Австрия, Швейцария, Германия и ряд других государств.


Рисунок 2 — Основные страны-инвесторы в Беларусь, 2002 – первое полугодие 2008 г.


Дополнительным стимулом для привлечения иностранных инвестиций стало совершенствование международно-правового регулирования инвестиционной деятельности в республике. В настоящее время республика Беларусь является участницей около 50 двусторонних соглашений, оказывающих содействие вложению инвестиций и обеспечивающих их защиту. В течение последних двух лет правительство Республики Беларусь заключило двусторонние соглашения с правительствами Финляндии, Корейской Народно-Демократической Республики, Республики Словения, Боливарианской Республики Венесуэла, разрабатываются иные межправительственные инвестиционные соглашения, в том числе многосторонние. [12, с. 9-12] В рамках таких соглашений иностранные инвесторы вправе рассчитывать на справедливый и равноправный режим осуществления инвестиционной деятельности на территории Беларуси, не менее благоприятный, чем для национальных инвесторов или инвесторов из третьих государств, а также на полную и безусловную защиту инвестиций и доходов инвестора.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка проекта образовательного модуля для старшеклассников "Топ-менеджеры будущего: современное управление"
Реферат Исследования Ладыгиной-Котс в зоопсихологии
Реферат Ivanhoe Essay Research Paper Sean Pendergast
Реферат Diamonds Essay Research Paper Gem diamonds were
Реферат Культура України у ХVІ на початку ХVІІ ст
Реферат Уголовно-правовой анализ незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
Реферат «Василий Чапаев» (модернизированный теплоход проекта 305), навигация 2012 года
Реферат Планирование маркетинга Принятие стратегических решений
Реферат Устройство вывода информации 2
Реферат Развитие международного туризма в Чешской Республике
Реферат Архитектурные памятники Кремля: Царь-пушка и Царь-колокол
Реферат Концепция стратегической бизнес-единицы
Реферат Защита прав и законных интересов налогоплательщиков
Реферат Portrayal Of Women In William Shakespeare S
Реферат Проведение выборочного наблюдения