--PAGE_BREAK-- Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам: во – первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нару-шается со стороны спроса, и, во – вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
Механизм инфляции спроса графически изображен на рис. 1.
Уровень AD AD2 AD3
Цен
AS
P3
P2
P1
Y1 Y2 Y*
Реальный ВВП
Рисунок 1.Инфляция спроса
На промежуточном отрезке кривой AS рост цен может соответствовать росту производства, либо обгонять его. На вертикальном отрезке кривой AS, что соответствует совокупному предложению в долгосрочном плане, находящемуся на уровне полной занятости, дальнейшее расширение совокупного спроса вызывает только повышение уровня цен, т. е. инфляцию.
Мы видим, что расширение совокупного спроса в условиях приближения к пол-ной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Получает-ся, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП (на промежуточном отрезке AS).
Что же приводит к такого рода инфляции? Дело в том, что происходит рост платежеспособного спроса. Несомненно, возникает вопрос: за счет чего? Ведь экономика любой страны – система замкнутая, и увеличение доходов в одних секторах может, при прочих равных условиях, произойти только за счет перераспределения из других секторов, что в целом не изменит размеров совокуп-ного спроса. Таким образом, увеличение платежеспособности может возникнуть лишь из — за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрез-мерно. Вот и получается, что правительство, обладая монопольным правом на эмиссию денег, в определенных случаях может им злоупотреблять. Рассмотрим, что служит причиной сверхэмиссии, нарушающей баланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, глав-ным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.
Во – первых, если правительство считает, что покрытие бюджетного дефи-цита посредством займов у населения и бизнеса усилит дисбаланс между сбере-жениями и инвестициями, подняв ставку процента и сократив инвестиционный спрос, то оно может прибегнуть к монетизации государственного долга. Чрез-мерная эмиссия и сопровождающая ее индексация доходов приводит к переплете-нию инфляционных ожиданий населения и бизнеса, что и раскручивает инфля-ционную спираль. Причем к увеличению темпа инфляции могут привести любые чрезмерные расходы, превышающие доходы бюджета, даже такие, казалось бы, справедливые и благородные, как увеличение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т. д.).
Во – вторых, к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлече-ния и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий. К то-му же, наращивание в экономике удельного веса продукции госсектора с фикси-рованными ценами на фоне увеличения номинального дохода работников также может стать инфляционным фактором. В – третьих, финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса. Продукция этого секто-ра экономики специфична и не является объектом производственного и потреби-тельского спроса. Сам же ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг. Создается давление на цены в сторону их повышения, так как деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной.
Итак, эмиссионное покрытие бюджетного дефицита является прямым фак-тором инфляции спроса. Сами же причины бюджетного дефицита, заключаю-щиеся в неэффективности государственных расходов, вызывают количественные и структурные диспропорции между совокупным спросом и совокупным предло-жением и становятся косвенными факторами инфляции. Аналогичное воздейст-вие на совокупный спрос может оказать и стимулирующая кредитно – денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестицион-ные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.
Помимо группы причин, связанных с бюджетным дефицитом и увели-чением денежной массы, инфляцию спроса может усилить обесценивание отече-ственной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте, если высока доля иностранной валюты в составе денежного агрегата М 2. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – сово-купный спрос. Как инфляция спроса влияет на реальный объем производства? Рассмотрим рис.2.
P LRAS
AS2
AS1
P3 E3
P2 E2
P1 E1
AD2
AD1
Y1 Y2
РИСУНОК 2. Инфляция спроса и реальный объем производства
В результате роста денежной массы при неизменном объеме производства расширение совокупного спроса от AD1 до AD2 приводит к повышению цен в краткосрочном плане (от P1 до P2). Совокупное предложение отреагирует на повы-шение цен краткосрочным расширением, что на рис. 2, отразиться в смещении вдоль кривой AS1 ДО пересечения с кривой AD2. В экономике создается проме-жуточное (краткосрочное) равновесие при более высоком уровне цен и произ-водства. Однако в долгосрочном плане при заключении контрактов работники не согласятся на уже снизившуюся реальную заработную плату и, адаптируясь к выросшим ценам, потребуют повышения номинальной заработной платы для сохранения покупательной способности их заработка. Рост номинальной заработ-ной платы увеличит издержки предпринимателей, что сократит совокупное пред-ложение. Кривая AS1 сместиться влево, до первоначального объема выпуска Q1. При этом еще больше вырастут цены (до уровня P3).
Таким образом, в долгосрочном плане избыточное расширение совокупного спроса приведет к новому долгосрочному равновесию, характеризующемуся неизменным объемом производства при возросшем уровне цен, что графически выразиться в смещении равновесия вдоль кривой долгосрочного предложения LRAS из точки 1 в точку 3.
Второй тип инфляции – инфляция издержек – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции. Графически инфляция издержек изображена на рис. 3 с помощью модели «AD – AS».
P
AD AS2 AS1
P2
P1
Y2 Y1 Y
Рисунок 3. Инфляция издержек
Кривая AS под воздействием роста издержек на единицу продукции сдвигается влево, что вызывает сокращение объема производства при одновременном повышении уровня цен.
Что же вызывает рост издержек?
Наверное, следует рассмотреть монополизм фирм и профсоюзов.
Монополизм фирм приводит к повышению издержек производства, вызывая инфляцию. Значительная часть продукции в современном мире производится в отраслях с олигополистической структурой рынка. Все известные виды монопо-лий и олигополий обладают соответствующей властью над ценой. Цены удержи-ваются за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным и потенциально возможным объемом выпуска, а также за счет барьеров проникно-вения в отрасль, прежде всего, основанных на монопольном владении ресурсами. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной произ-водительности, а также завышение цен на промежуточную и готовую продукцию за счет искусственного недопроизводства. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими долж-ны быть цены при данном уровне технологического развития. Итак, монополизм фирм порождает инерционное завышение цен.
В отдельных случаях аналогичным фактором инфляции издержек является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разно-видности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используется в производстве импортируемые ресурсы, то их резкое подорожание приведет к рос-ту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одно-временном росте цен. Классическим примерами инфляции издержек, вызванной шоками цен на энергоносители, импортировавшиеся из стран ОПЕК, является энергетический кризис в США и Зап. Европе 1973 – 74 гг. и 1 пол. 80-х.
Подобный эффект ценового шока, способного усилить инфляцию издержек, также может быть вызван резким обесценением курса отечественной валюты по отношению к иностранной в том случае, если высока доля импорта в совокупном предложении, включая ресурсы технологию. В этом случае удержать цены не смогут даже те отечественные производители, продукция которых не имеет импортной составляющей. Ведь все производители одновременно являются пот-ребителями, и будут стараться сдерживать падение своего реального дохода через повышение цены выпуска. Например, в России такое поведение производителей вызвал резкий скачок курса доллара по отношению к рублю в августе 1998 года.
Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования в рынке тру-да. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зара-ботной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также толкает заработную плату вверх. Повышаются издержки предпринима-телей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расши-рение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что сово-купный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно – налоговая и кредитно – денежная политика правительства, во – первых, при наличии лага за-паздывания в принятии решений и, во – вторых, в случае взаимоисключаемости целей экономической политики. Так, если лаг принятия решений затянут, то сдерживающие инструменты, адекватные фазе бума, применяются к уже изменив-шейся ситуации, например, депрессии, требующей от правительства воздействия иного характера. В результате несвоевременное повышение налогов, импортных пошлин на сырье и промежуточную продукцию, ужесточение условий кредита и другие сдерживающие меры повысят издержки производства и могут привести к инфляции издержек.
Рассмотрим случай взаимоисключаемости целей. Допустим, правительство ставит задачу стимулировать производителей неинфляционным способом и, в то же время, решить проблему бюджетного дефицита, также не вызывая инфляции. В таком случае правительство будет не ухудшать условий кредита (не повышать процентных ставок), следовательно, для покрытия бюджетного дефицита уже не подойдет ни рефинансирование, ни монетизация государственного долга. Что остается? Если поправлять бюджетную ситуацию повышением ставок налога, то это противоречит первой цели. Впрочем, любая из перечисленных мер в этом слу-чае приведет к инфляции издержек и спроса.
Но не только экономическое, но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение право-вых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер пред-принимательства, дробление лицензий, сокращения сроков их действия и т. д. Все это увеличивает административные издержки, в частности, и трансакционные из-
держки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.
Рассмотрим графически воздействие инфляции издержек на реальное производство в краткосрочном и в долгосрочном плане (рис.4). Первоначальный объем производства составляет Y1 при уровне цен P1. Под давлением проф-союзов возрастает заработная плата. Предприниматели, столкнувшись с ростом издержек, сокращают объем производства: кривая AS1 смещается влево до AS2. Мы видим, что в краткосрочном плане реальный объем производства Y1 сокра-титься до Y2, а уровень цен повыситься до P2. Будет ли дальше развиваться инфляция издержек – зависит от правительства. Если оно отважиться допустить спад, то дальнейшее сокращение Yповлечет за собой падения заработной платы и уровня цен. Сократятся издержки, и кривая AS2 может вернуться на уровень AS1 (рис.4 а). Но, как правило, выбирает популярные меры и, чтобы не допустить рецессии, стимулирует совокупный спрос посредством эмиссионной накачки. Графически расширение совокупного спроса выразиться в сдвиге AD1 до AD2. В результате реальное производство вернется в прежний уровень Y1, но цены повысятся до уровня P3.
Соответственно последующие трудовые контракты будут заключаться уже по более высокой номинальной ставке заработной платы, что снова вызовет рост издержек, сокращение реального обмена производства и дальнейшее повышение цен. Так раскручивается спираль «заработная плата – цены». Однако долгосрочный уровень производства далеко не всегда будет полностью восстанавливаться. Графически (рис.4 б) это выразиться отклонением кривой долгосрочного объема производства при одновременном росте цен.
Рисунок 4:
P LRAS
AS2(W)
AS1
P3
P2 AD2
P1 AD1
0 Y2 Y1 Y
а) Кривая совокупного предложения в долгосрочном плане LRAS изображена вертикальной линией, так как реальный выпуск, сократившийся в краткосрочном плане до Y2, восстанавливается в долгосрочном плане до прежнего уровня Y1.
P LRAS
AS2
AS1
P3
P2 AD2
P1 AD1
0 Y2 Y3 Y1 Y
б) Под влиянием эмиссионной накачки AD реальный объем выпуска, сократившийся в краткосрочном плане до уровня Y2, восстанавливается не полностью. Поэтому кривая LRAS отклоняется влево.
Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а затем расширяется денежная масса.
Мы рассмотрели преимущественно немонетарные причины как основу воз-никновения инфляции издержек: неэффективность работы рынка и прави-тельства, что приводит к дефициту, то есть дисбалансу между совокупным спро-сом и совокупным предложением в сторону превышения последнего. В резуль-тате по всей экономике распространяется и многократно воспроизводится иска-женный ценовой сигнал: ресурсы оцениваются выше своей предельной произво-
продолжение
--PAGE_BREAK--дительности и распределяются неэффективно. Соответственно, деформируется не только предложение, но и спрос, дисбаланс между которыми усиливается с каж-дым новым витком ценовой спирали. Все значительнее становиться переоценка одних факторов производства и недооценка других по сравнению с их предельной производительностью. Это позиция сторонников немонетарного происхождения инфляции, которые не сводят причины инфляции только к денежным факторам.
На Западе отдают предпочтение монетарной концепции, что вполне оправ-дано при развитой финансовой сфере и сбалансированных ценах.
Исследования, проводимые как за рубежом, так и в России, в основном нап-равлены на определение влияния денежной массы на цены. Анализ динамики этих показателей показывает, что имеется некоторый временный лаг при влиянии динамики размера денежной массы на инфляцию. По мнению некоторых эконо-мистов, на протяжении 1992 – 1993 гг. инфляция в России отставала от денежной эмиссии на три месяца. Другие экономисты приводят в своих работах несколько иные величины лагов взаимодействия денежной массы и цен. По их данным, в апреле – августе 1992 г. лаг составил три месяца, с октября 1992 г. по октябрь 1993 г. – уже пять месяцев, в январе – декабре 1994. – шесть месяцев. На рубеже 1994 и 1995 гг. временной лаг сократился до пяти месяцев, уже к апрелю 1995 г. возвратившись на прежний уровень.
Но во всех этих случаях, величина лага определялась либо путем теоре-тических рассуждений, либо путем составления графиков. Однако следует за-метить, что монетарная теория инфляции – это трактовка инфляции в узком смыс-ле. Европейская экономическая комиссия ООН поставила под сомнение тради-ционную монетаристскую точку зрения о существовании положительной систе-матической связи между изменением денежной массы и инфляции, по крайней мере, для стран с переходной экономикой.
Как и большинство экономических явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последст-вия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция способствует и экономическому росту. Поэтому, как и боль-шинство других процессов, характерных для рыночного регулирования эконо-мики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обывательского трезвой оценкой опасности выхода инфляции из — под контроля и выработкой рекомен-даций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно – исторические и национально – государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале высту-пает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превра-щается из двигателя в тормоз, усиливая социально – экономическую неустой-чивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассмат-ривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопи-рующая, а тем более, гиперинфляция воспринимают как явление негативное, пос-кольку несет в себе огромные социально – экономические издержки. Она отвле-кает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны в связи с нарушением закона денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег» к любым товарам независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрица-тельно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы. Обесценивание денег подрывает стимулы к денежным накоплениям. Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроиз-водства во всех звеньях – как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отно-шения.
Во – первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во – вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпа-ми роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В – третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной про-дукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфля-ция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравнове-шивание платежных балансов.
В – четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация и ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше усугубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и разрушительной основной силой в международных валютных отношениях.
ВОЗМОЖНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Для начала разберем основополагающие понятия теории денег. Уровень инф-ляции равен (приблизительно) уровню увеличения денежной массы, по крайней мере, в рамках длительного периода времени. Чем определяется выпуск денег? При высокой инфляции быстрое увеличение денежной массы обычно происходит в результате того, что правительство старается покрыть бюджетный дефицит за счет ссуд Центрального банка. Чем крупнее бюджетный дефицит в процентном отношении к валовому национальному продукту, тем быстрее увеличивается объем денежной массы.
Используя ряд несложных допущений, экономисты вывели математическую зависимость между размерами бюджетного дефицита и темпами увеличения денежной массы (следовательно, и уровнем инфляции). Допустим, что население поддерживает определенное соотношение между объемом национального дохода (Y) и объемом имеющихся в его распоряжении денег (M). Определим соотношение. Y/M как скорость обращения денег (V) и предположим, что V— величина постоянная. Бюджетный дефицит в процентном отношении к ВНП обозначим буквой d. Теперь можно вывести важное уравнение.
Прежде всего
1. V= Y/М
В данном уравнении скорость денежного обращения Vопределяется как соотношение национального дохода Y и денежной массы M. Мы предполагаем, что скорость денежного обращения — величина постоянная:
2. d = D/Y,
где D— размер бюджетного дефицита в рублях; d— размер бюджетного дефицита в процентном отношении к объему валового национального продукта.
3. M* = D.
Согласно данному уравнению изменение денежной массы равно дефициту бюджета. Это равносильно допущению, что бюджетный дефицит оплачивается за счет кредитов Центрального банка и отсутствует какой-либо другой источник увеличения денежной массы.
4. Инфляция = P*/ P = M*/ M
Данное уравнение свидетельствует о том, что инфляция цен равна темпам увеличения денежной массы. Это происходит в том случае, если реальная величина национального продукта (Y/P) и скорость денежного обращения Y — величины постоянные.
Совместив все эти уравнения, мы придем к искомому варианту: Инфляция — V• d.
Согласно этому уравнению уровень инфляции прямо пропорционален размеру бюджетного дефицита. Разумеется, для простоты это уравнение построено на целом ряде допущений. Мы допустили, что скорость обращения денег и размеры бюджетного дефицита остаются неизменными и что денежная масса увеличивается с одной лишь целью: погасить государственный дефицит. Эти простые условия приводят нас к искомому выводу. Хотя наши допущения и не совсем точны, они указывают на первостепенную задачу стабилизации. Для преодоления высокой инфляции необходимо сократить дефицит бюджета или же прекратить оплачивать его за счет кредитов Центрального банка.
Общепринятым способом снижения высокой инфляции является сокращение бюджетного дефицита — ядро практически каждой удачной программы стабилизации. Достичь этого можно путем уменьшения расходов правительства или привлечения дополнительных налоговых поступлений в бюджет. Поскольку инфляция сама представляет своеобразный налог — на денежные сбережения, нередко можно и даже нужно добиться его снижения за счет увеличения других видов налогов. Как правило, успешные стабилизационные (или антиинфляционные) программы предполагают обе меры: и сокращение правительственных расходов, и повышение налогов.
Многим правительствам удастся при крупном дефиците бюджета иметь низкую инфляцию. Оплату этого дефицита они производят за счет внутренних и зарубежных займов, а не за счет кредитов своего Центрального банка. Однако для осуществления этих займов правительство должно обладать кредитоспособностью. Иными словами, кредиторы должны быть уверены в том, что ссуда будет должным образом погашена.
Бюджетный дефицит — главный, но не единственный источник увеличения денежной массы. Она может стремительно возрастать и в результате неумеренной выдачи Центральным банком кредитов коммерческим банкам. Поэтому ради успеха программы стабилизации, возможно, придется ограничить объемы кредитования коммерческого банковского сектора из фондов Центрального банка.
.Заслуживает пристального внимания и еще одна составная часть наиболее успешных программ стабилизации: фиксация обменного курса национальной валюты. В период высокой инфляции национальная валюта стремительно обесценивается по отношению к твердым валютам, таким, как доллар США и немецкая марка. В начале 1992 г. один доллар стоил в России 30 руб. В конце 1993 г. его курс поднялся до невообразимого уровня — 1200 руб. Экономическая подоплека такого скачка вполне понятна. Когда Центральный банк выпускает в оборот большое количество рублей, стремительно увеличивающаяся рублевая масса «преследует» небольшое количество долларов, циркулирующих в экономике. В результате цена каждого доллара в рублевом выражении растет.
В условиях стабилизационной программы стоимость национальной валюты в пересчете на доллары должна стабилизироваться, как только объем денежной массы перестанет увеличиваться столь быстрыми темпами. Кроме того, падение стоимости национальной валюты может прекратиться в ожидании будущей программы стабилизации, ибо если население и предприятия поверят, что намечается серьезная стабилизационная программа, они поймут, что можно вновь без опаски держать на руках большее количество рублей. В качестве стратегического шага правительство может в самом начале стабилизации взять на себя публичное обязательство поддерживать курс национальной валюты по отношению к доллару на определенном уровне. Иными словами, правительство фиксирует обменный курс.
Вот как это происходит. Центральный банк объявляет, что с этого самого момента (и, по крайней мере, в течение нескольких месяцев!) он гарантирует стабильную цену национальной валюты в пересчете на доллары США. Например, Центральный банк России может объявить, что курс рубля устанавливается на уровне 1500 руб. за доллар. Это означает, что банк согласен продавать доллары любому предприятию, банку или частному лицу, готовому заплатить 1500 руб. за один доллар. И в то же время он согласен покупать доллары у предприятий, бан-ков или частных лиц по той же самой цене — 1500 руб. за доллар. Пока банк хранит свой обет, курс валюты будет оставаться стабильным.
Сможет ли Центральный банк сдержать свое обещание? Для этого должны существовать два условия. Во-первых, он должен сократить выпуск денежных знаков. Если банк слишком сильно увеличит объем денежной массы, российские жители с помощью этих новых рублей станут скупать доллары по гарантированной цене 1500 руб. за доллар и в конечном итоге банк окажется не в состоянии удовлетворять спрос на твердую валюту. И, во-вторых, Центральный банк должен иметь в своем распоряжении определенное исходное количество долларов на случай, если российские фирмы и граждане решат «испытать» верность его обещаний. Следовательно, он должен иметь достаточно прочные валютные резервы (определенное количество долларов на своих счетах), прежде чем давать реалистичное обязательство стабилизировать обменный курс. Иногда необходи-мые резервы могут предоставить зарубежные правительства или МВФ. Самый свежий пример — Польша, правительство которой получило в начале 1990 г. 1 млрд. долл. на искусственную фиксацию курса злотого.
Почему так важно стабилизировать обменный курс в самом начале программы стабилизации? История показывает, что подобный шаг приносит ряд положительных результатов. Во-первых, практически моментально прекращается изменение цен на импортные и экспортные товары. Во-вторых, общество начинает верить в осуществимость программы стабилизации, получив яркое свидетельство в виде стабильной национальной валюты. В-третьих, правительство и Центральный банк вынуждены проявлять максимальную осмотрительность в управлении денежной массой, чтобы не нарушить своего обязательства по поддержанию обменного курса на стабильном уровне.
продолжение
--PAGE_BREAK--