Реферат по предмету "Мировая экономика"


Инфляция и ее экономические и социальные последствия

--PAGE_BREAK--Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
По мере дальнейшего роста спроса растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.
Далее — экономика характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, — это рост цен.
Таким образом, условия инфляции спроса:
рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов) [7, с.289].
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют — «инфляцией издержек производства».
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

2. Последствия инфляции и антиинфляционная политика 2.1 Социально-экономические последствия инфляции Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует отметить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными.
Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень.
В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в: [9, с.442]
перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;
обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;
постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях;
искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;
закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
обесценении амортизационных фондов;
активном развитии теневой экономики;
снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
обострении социальных противоречий в обществе.
Остановимся на некоторых из этих последствий более подробно.
По мере углубления инфляции усиливается социально-экономическая неустойчивость в стране. Гиперинфляция несет в себе огромные социально-экономические издержки. Она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.
Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков.
Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков [7, с.291].
Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет сохранить реальный заработок.
Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.
Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.
При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приводит к сокращению реального объема валового национального продукта и ускорению инфляции.
При прогрессивной системе налогообложения инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Поскольку инфляция приводит к обесценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.
Инфляция отвлекает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны, в связи с нарушением закона денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег» к любым товарам, независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрицательно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы.
Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях — как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.
Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравниваются с темпами роста внутренних цен, но и превышают их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции [9, с.443]. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях.
2.2 Адаптационная политика как часть антиинфляционной политики Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами [8, с.396].
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента.
Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса [7, с.315].
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг.
Это приводит к росту доли заемных средств, относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение.
С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения [9, с.445].
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной [9, с.446].
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

2.3 Антиинфляционные меры Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Существуют два основных варианта антиинфляционных мер: ортодоксальный и гетеродоксальный [10, с.323].
Ортодоксальный вариант предполагает:
либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке;
введение свободных цен;
постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства [10, с.323].
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов, наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа Международного валютного фонда, принятая в России в 90-ые годы ХХ века.
Гетеродоксальный вариант предусматривает:
меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;
регулирование внешней торговли и валютных отношений;
развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств [10, с.324].
Необходима и профилактика инфляции. В долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального валового национального продукта с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.
Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.
На практике в борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени учитываются рекомендации обеих программ.
Итак, основной принцип борьбы с инфляцией — уничтожение ее источников. При этом необходимо иметь в виду, что временные шаги в принятии политических решений и их лоббирование — это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала.
Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы — это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо.

3. Особенности и прогнозное развитие инфляционных процессов в России 3.1 Анализ инфляционных процессов в России в 2006 году Проанализируем специфику за 2006 год инфляции на потребительском рынке составила 9% против 10,9% в 2005 году [3, с.32].
В структуре инфляции за 2006 год отмечено снижение темпов роста цен по всем основным товарным группам (рис.1).

Рис — 1. Динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка (прирост цен, в % к декабрю предыдущего года)
Темпы роста цен на продовольственные товары снизились до 8,7% против 9,6% за 2005 г. Такая ситуация в значительной мере обусловлена отставанием предложения продуктов, особенно отечественного производства, от растущего спроса населения (особенно с низким уровнем доходов), который компенсировался импортом (за 2006 г. производство пищевых продуктов увеличилось на 5,4%, импорт готовых продовольственных товаров за январь-ноябрь — на 12%, сырья — на 41%), а также низким уровнем конкуренции в товаропроводящей сети, особенно на рынках плодоовощной продукции [3, с.33].
На непродовольственные товары темпы прироста цен в 2006 году замедлились до 6% против 6,4% за 2005 год, прежде всего, вследствие сдерживающего влияния укрепления курса рубля и роста объемов импорта, несмотря на растущий платежеспособный спрос населения.
В отдельных секторах потребительского рынка динамика цен была следующей.
На рынке продовольственных товаров прирост цен на плодоовощную продукцию за 2006 г. снизился до 10,3% по сравнению с 14,3% за 2005 г. (несмотря на то, что в I квартале 2006 г. рост был крайне высоким — 29,3%) в результате принятых мер в середине года по увеличению импортных поставок продукции, которая не производится в России или производится в недостаточных количествах, а также начавшейся в конце года кампании по нормализации ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.