Реферат по предмету "Мировая экономика"


Иностранные инвестиции в России 2

--PAGE_BREAK--Высокие мировые цены на нефть снижают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.
Значение иностранных капиталовложений для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1) ускорения экономического и технического прогресса; 2) обновления и модернизации производственного аппарата; 3) овладения передовыми методами организации производства; 4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Несмотря на то что объем инвестиций за период с 2000-2007 значительно  вырос (с 10958 млн.долл.США до 120941 млн.долл. США), в условиях переходной экономики требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспечения развития зарождающейся рыночной экономики. Специфические условия нашей страны де­лают этот процесс не имеющим аналогов в мире[4].
Для перевода всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.

Глава 2. Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам
Для оптимизации притока инвестиций в Россию важно понимание того, представители каких государств сегодня наиболее активно вкладывают в нее капиталы, а также имеют наибольший потенциал и склонность к росту прямых инвестиций.
Следует отметить, что почти 80% всех ежегодно поступающих в РФ инвестиций приходится на 10 государств, ставших за пореформенные годы основными вкладчиками капитала в нашу страну.
Абсолютным лидером по притоку капитала в РФ в 2006 г. стал Кипр (17,9% всего притока). Второе и третье место практически поделили Великобритания и Нидерланды (12,7 и 12,0%). Немного отстали от них Люксембург и Германия (10,7 и 9,1%). Соб­ственно, инвесторы именно из этих стран в последние годы и входят в число основных поставщиков капитала в Россию. Также в десятку основных инвесторов входят такие страны как Франция, Виргинские острова, Швейцария, США, Казахстан, но их доля в общем объеме инвестиций невелика (см. Таблица 2.1 Приложение 3).
Примечательно, что Люксембург, который в 2005 г. довольно неожиданно стал единоличным лидером с 25,8% притока капиталов, заметно сдал свои позиции в 2006 г. Безоговорочные лидеры 1990-х гг. — Германия и США — также все больше отходят на второй план. Хотя 2006 г. наши немецкие партнеры вполне могут занести себе в актив: их доля в притоке впервые за несколько лет выросла сразу более чем в 1,5 раза. Доля американских инвесторов стабилизировалась на уровне 3% притока. Практически вдвое выросла доля Франции (5,5%). Относительно стабильными, но без претензий на лидерство остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Виргинских островов (3,7%).
Если суммировать показатели всех территорий, предоставляющих льготные условия инвесторам, то их доля в притоке инвестиций в РФ ежегодно составляет почти треть и не снижается, а доля в накоплениях превышает 40%. По сути, это капиталы российского происхождения, возвращающи­еся на родину под видом иностранных инвестиций, часто в форме долгосрочных кредитов. Главную роль среди оффшорных инвесторов сегодня играют представители Люксембур­га и Кипра5. Плюсом капиталов из оффшоров можно считать лучшее знание их владельцами ситуации в России и более оперативное инвестирование ими средств в экономику. Минусом — то, что эти капиталы в меньшей степени сопровождаются внедрением современных технологий.
Говоря об отраслевых приоритетах инвесторов из различных стран (см. Таблица 2.2 Приложение 4), необходимо отметить исключительный интерес представителей Нидерландов к добыче полезных ископае­мых (прежде всего топливно-энергетических). В 2006 г. на них пришлось три четверти всех вложений в эту отрасль. По итогам 2007 г. доля Нидерландов в добыче полезных ископаемых составила 72,8%.
В обрабатывающих производствах в числе основных инвесторов в 2006 г. также были представители Нидерландов (23%). Но в 2007 году на лидирующие позиции выдвинулись инвесторы из Великобритании – 22,8%.  Если в 2006 г. среди обрабатывающих производств интерес зарубежных партнеров вызывали прежде всего химическое и металлургическое производство, то в 2007 г. на первое место вышло производство кокса и нефтепродуктов, где были активны партнеры из Великобритании, Кипра (почти все вложения в кредитной форме). Большой объем вложений вновь привлекло металлургическое производство, за которым следовали химическое производство и производство пищевых продуктов. Доля кредитов во вложениях в эти секторы также была большой, но не подавляющей.
В 2007 г. Люксембург доминировал в кредитовании внешней торговли (59%). По итогам 2007 года Люксембург стал также лидером по вложениям в сферу связи – 40,9%, также крупным инвестором в эту сферу стал Кипр – 22,1%[5].
В 2007 г. иностранные инвесторы вновь проявили большой интерес к кредитованию внешней торговли и связи. В финансовой деятельности и в операциях с недвижимостью почти половина вложений (преимущественно ПИИ) пришлась на Кипр — весьма характерный момент, если учесть российское происхождение поступающих оттуда капиталов. Как уже отмечалось выше, наши соотечественники более чутко улавливают тенденции рынка в РФ и оперативно вкладывают средства в те виды деятельности, которые в данный момент приносят наибольшую прибыль. Именно поэтому в недвижимости заметны интересы компаний из еще двух оффшорных территорий — Виргинских островов и Люксембурга.
Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в Росси. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.
2.2 Анализ структуры иностранных инвестиций по их виду
Рассмотрим видовую структуру иностранных инвестиций, чтобы понять какую долю в общем объеме составляют каждый вид инвестиций: прямые, портфельные, прочие (см. Таблица 2.3 Приложение 5)
Итак, анализируя объем иностранных инвестиций за 2004-2008 гг.следует отметить положительную динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвес­тиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю.
Как видно, в структуре иностранных инвестиций преобладают «прочие» (к ним относятся кредиты и займы). В 2002 г. они составили 15306 млн. долл., или 77,4% общего объема; в 2005 г. — уже 40126 млн. долл., а в 2007 г – 88950 млн. долл. США. Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественного товаропроизводителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в счет займа. Велика также доля «связанных» кредитов, оговаривающих порядок использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под гарантии государства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию на государственный долг.       
Если такое положение сохранится, то неизбежно ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся условия предоставления новых кредитов, возрастут затраты на обслуживание внешнего долга. Такая структура инвестиций не может привести к стабилизации экономического развития страны, что на сегодня является важной проблемой.
Несмотря на то что тенденции и объем привлекаемых в Россию инвестиций меняются, не меняется их структура. Кредиты все еще преобладают над прямыми и портфельными инвестициями — это может быть связано с национальными условиями перевода капитала за границу, могут быть и другие причины, одна из которых — желание подстраховаться при вложении в российскую экономику.
2.3 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности
Проследим объемы инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам экономической деятельности (см. Таблица 2.4 Приложение 6).
За период с 2003-2007 основной отраслью – получателем иностранных инвестиций явилась промышленность – более 40%. Причем здесь выделяются топливная промышленность, в которую было направлено более 20% иностранных инвестиций, нефтедобывающая – более 19%, а также торговля и общественное питание – более 32%. Отмеченная направленность капиталовложений зарубежных инвесторов характерна для последних 5 лет. Крупными получателями иностранных капиталовложений являются также черная и цветная металлургия – по 7% от общего объема. В этом четко проявляются интересы иностранных инвесторов к сырьевому сектору экономики России.
Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в российскую экономику, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное, рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,9% инвестиций; во вторичном секторе (обрабатывающая промышленность) – 25,2%; в третичном секторе (сфера услуг и наукоемкие технологии) – около 50%.
Доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, остается значительно выше, а во вторичный и третичный — заметно ниже среднемировых показателей.
Основная масса притока иностранного капитала направляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материального производства получает около половины годового объема инвестиций. Тем не менее, реальный сектор остается хронически недоинвестированным, отмечается старение его производственного аппарата.
Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сферы услуг, продвижению реформ, становлению более передовой отраслевой структуры экономики России.
Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.
Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности. Тогда как в машиностроение зарубежных инвесторов не допускают.
Наиболее привлекательными для инвесторов остаются инфраструтктурные монополии высокомонополизированные отрасли (прежде всего топливно-энергетический комплекс), имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынках. Отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок, привлекают значительно меньше инвестиций. (Исключение – торговля и пищевая промышленность, где спрос на продукцию практически гарантирован.) Остальные сферы деятельности из-за ограниченности рынков сбыта и недостаточной конкурентоспособности оказались в стороне от инвестиционных потоков.
Около 15% иностранных капиталов, поступивших в РФ в 2007 году, сосредоточены в добыче полезных ископаемых. Абсолютным лидером здесь является добыча сырой нефти, на которую приходится 12% всех накопленных капиталов. Здесь доминируют прямые иностранные инвестиции, которые обеспечивают иностранным партнерам контроль над ключевыми российскими месторождениями топливных ресурсов. Привлекают иностранцев и металлические руды, но их доля мала — всего 0,6% от общего объема накоплений, да и преобладают здесь кредитные ресурсы (57%).
Лидером по привлечению иностранных инвестиций по итогам 2007 года стала оптовая и розничная торговля – 39,1% поступлений. Следует также отметить, что в эту сферу на протяжении периода с 2004г. по 2007г. привлекается значительный объем иностранных инвестиций.
Обрабатывающие производства вместе взятые также являются одной из самых крупных сфер иностранных вложений: в 2007 г. их доля в общем объеме поступлений составила 26,4% (31948 млн.долл). В этой сфере относительно велика доля прямых иностранных инвестиций (56%), но доля кредитов постоянно растет. В 2006 году в данную сферу был привлечен наибольший объем иностранных инвестиций – 15148 млн.долл. (27,5%).
Среди потенциальных новых лидеров по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность необходимо отметить производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство и производство автомобилей. Доля последнего в ближайшие годы должна очень заметно вырасти после реализации планов крупнейших автомобилестроительных концернов мира по развитию производственных предприятий в России.
Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно, но где назрела острая потребность в модерниза­ции и реструктуризации. Это связано с необходимостью как повышения общего уровня конкурентоспособности россий­ской экономики, так и решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники — все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов. Зарубежным партнерам выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую во многих странах в избытке, чем создавать конкурентоспособные производства в РФ.
В меньшей мере поступают иностранные инвестиции в строительство (2,4%), транспорт и связь (5,5%), финансовую деятельность (3,7%) и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (7%).
Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство– их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,5%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.
Большой интерес иностранных инвесторов по-прежнему вызывает растущий российский рынок электросвязи и сухопутный транспорт. При этом на транспорте преобладают прямые инвестиции (92%), а в электросвязи — кредиты (81%).
Незначительные объемы капиталов, вложенные зарубежными инвесторами в геологоразведочные, геофизические работы, инженерно-техническое проектирование, свидетельствуют о том, что иностранные партнеры делают ставку в основном на использование ресурсов уже разведанных месторождений. А это негативно сказывается на средне- и долгосрочных перспективах добывающей отрасли в целом.
Участие зарубежных инвесторов в финансировании таких приоритетных для нашей страны сфер, как научные исследования и разработки, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, также остается крайне незначительным (на уровне 0,1% всех накопленных капиталовложений). Очевидно, России предстоит еще немало сделать в целях выработки действенного алгоритма привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом важно четко разграничить те сферы НИОКР, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Итак, по итогам 2007 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов стали оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. А ряд отраслей социального характера (это обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг), сельское хозяйство можно сказать не участвуют в притоке иностранных инвестиций.
2.4 Проблема регионального распределения иностранных инвестиций
Привлечение в российские регионы масштабных и долгосрочных иностранных инвестиций – это возможность выйти на качественно новый уровень роста. Фактически речь идет о вложениях в крупные инновационные и инфраструктурные проекты, а, следовательно – о создании за счет этого новых рабочих мест и повышении уровня жизни населения. В современных условиях именно иностранные инвестиции способны заметно увеличить объем валового регионального продукта и значительно пополнить местные бюджеты.
Но несмотря на всю значимость данного вопроса, привлечении иностранных инвестиций в регионы имеет ряд сложных проблем.
Особенности территориально-регионального распределения иностранных инвестиций имеют прямую связь с отраслевой структурой, поэтому привлекательность регионов во многом обусловлена привлекательностью отдельных отраслей, расположенных в ней.
Неравномерная региональная структура иностранных инвестиций характерна высокой степенью концентрации в крупных центрах с развитой инфраструктурой и сравнительно высокой платежеспособностью населения (Москва и Московская область, Санкт-Петербург), а также в регионах с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса (Тюменская, Омская, Челябинская, Свердловская, Самарская области, республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Особенностью размещения иностранных капиталов между федеральными округами является то, что выравнивание объемов привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе: в Центральном – Москва и Московская область, В Северо-Западном – Санкт-Петербург, республика Коми, в Южном – Краснодарский край, в уральском – Челябинская область, в Сибирском – Омская, Иркутская области. Тогда как остальные регионы данных федеральных округов могут вообще не получать иностранных инвестиций. Подобного рода неравномерность объясняется либо реализацией на территории региона отдельных крупных проектов, либо наличием у него условий, удовлетворяющих отраслевым предпочтениям инвесторов.
В 2007 г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 47,6 % их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий Тюменскую область, — 17.4%. На третьем месте находится Дальневосточный округ — 12,5%. Далее в порядке убывания следуют федераль­ные округи: Сибирский-7,7 %; Северо-Западный -7,1; Приволжский — 6; Южный — 1,7%.
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва на протяжении последних 3 лет получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В 2008 году объем иностранных инвестиций в экономику Москвы может составить 17,7 млрд.руб.
В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как  своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
Разработка региональной политики в рамках данного подхода подразумевает определенную модель, которая включает в себя 5 уровней:
1) региональные власти должны руководствоваться концепцией выделения приоритетных направлений и проектов, вложения в которые будут стимулироваться;
2) разработка комплекса мероприятий по обеспечению благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала;
3) общая оценка потребностей в иностранных инвестициях, обеспечивающих экономическое развитие региона;
4) оценка эффективности и конкурсный отбор в случае появления потенциальных инвесторов и ретроспективный анализ (изучение влияния иностранного капитала на изменение валового продукта, на производство и уровень занятости региона);
5) корректировка элементов модели с учетом оценки эффективности инвестиционного проекта на стадии разработки и в процессе реализации.
Данная модель позволит выработать стратегические и тактические подходы к проблеме увеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона в условиях дефицитности внутренних инвестиционных ресурсов.
2.5 Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения
Приток иностранного капитала в любую страну и эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность российского общества.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:
 - высокие издержки и, как следствие, неконку­рентоспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
 - неуступчивость российских партнеров, а также
их неадекватная оценка вклада российской стороны;
 - неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудни­честву с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.
 На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения де­ятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений. Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.
В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.
После президентских выборов 1996 г. в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается равной 100%. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании[6].
Стремление России интегрироваться в мировое экономическое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала. В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывает инвестиционный голод, поэтому приток капиталов, как российских, так и из-за рубежа, может дать импульс для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок. По данным Министерства внешнеэкономических связей России, наиболее привлекательными регионами для иностранных инвесторов являются: Москва, Тюменская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Нижегородская область.
Очень серьезная проблема в области налогов — риск двойного налогообложения. Когда государства и их деловые круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран, предоставляют другим государствам кредиты, получая при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат кредитов. Если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах он может попадать под действие налоговых законов, вследствие чего с одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так и возникает двойное налогообложение. Очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций в осуществлении деятельности за пределами своей страны.
Российская Федерация заключила ряд меж­правительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Она также признала и выполняет все подобные договоры, заключен­ные в свое время Советским Союзом и РСФСР с иностранными государствами.
Глубокий кризис конца лета 1998г. привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается, предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту. Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во-вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.
Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной. Например, если проанализировать содержание многих нормативных документов регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их при­менения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.
Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения, а также многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.
Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка. Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере.
Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам. Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.

Заключение
В данной работе мною были рассмотрены понятие инвестиций, их виды, сущность иностранных инвестиций, особенности инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал в экономику России.
Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения  иностранных инвестиций и пути их решения.
Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.
Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций – это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.