--PAGE_BREAK--1.2 Рабочая сила как товар. Стоимость, цена и потребительская стоимость товара рабочая сила
Припервобытном обществе, рабовладении, феодализме, простом товарном производстве рабочая сила людей не имела общественной формы товара. Ею она стала лишь при капиталистической собственности.
Сущность товара рабочая сила. Как составляющая человеческой личности рабочая сила является совокупностью умственных и физических способностей, опыта человека, которые она использует в процессе производства благ, т.е. способностью к работе.
Для преобразования рабочей силы в товар необходимы соответствующие социальные условия. Во-первых, ее владелец должен быть свободной личностью, т.е. иметь возможность распоряжаться своей рабочей силой, что стало возможным с уничтожением крепостной зависимости. Во-вторых, лично свободный человек должен быть лишен средств производства благ, а итак, средств к существованию, это заставляет его продавать свою рабочую силу. Это условие возникает вследствие обезземеливания бывших крепостных крестьян, а также разорение мелких товаропроизводителей по закону стоимости.
Тем не менее, для преобразования рабочей силы в товар этих условий недостаточно. Необходимо еще наличие в обществе лиц, которые владеют средствами производства и деньгами, а потому имеют возможность покупать рабочую силу с целью ее использования в процессе производства. Все эти условия преобразования рабочей силы в товар создаются в процессе первоначального накопления капитала.
Особенность капиталистического производства заключается в его осуществлении на основе наемного труда.
Наемный труд — труд, который включается в процесс производства через продажу рабочей силы наемным работником владельцу средств производства.
По своему содержанию купля-продажа рабочей силы является экономическими отношениями между владельцем рабочей силы — наемным работником и владельцем денег — капиталистом. [18, стр.176]
Итак, преобразование рабочей силы в товар является первой степенью перехода капиталистической собственности со своего юридического содержания (принадлежности наемному работнику рабочей силы, а капиталисту — денег и средств производства) в экономический, т.е. в реальное экономическое отношение.
Товар рабочая сила — совокупность умственных и физических способностей человека к работе как объект отношений купли-продажи между наемным работником и капиталистом.
Становясь товаром, рабочая сила, как и любой другой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительскую стоимость.
Стоимость товара рабочая сила. Качественной характеристикой стоимости товара рабочая сила является отношения купли-продажи рабочей силы между наемным работником и капиталистом. Ее экономическое содержание, с одной стороны, состоит в отчуждении наемным работником своей рабочей силы во владение, распоряжение и использование капиталистом, а с другого — в отчуждении капиталистом и присвоении наемным работником суммы денег, которые определяется количественной характеристикой стоимости товара рабочая сила.
Количественная характеристика стоимости товара рабочая сила оказывается в величине ее стоимости. Величина стоимости товара рабочая сила определяется количеством общественно необходимой абстрактной работы, нужной для производства жизненных средств, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы наемных работников, т.е. стоимостью суммы этих жизненных средств. Суммарная стоимость жизненных средств оказывается в так называемой потребительской корзине, к которой входят типичные, стойкие для потребления в определенной стране и в определенное время товары и услуги, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы наемных работников от нижайшей до высочайшей квалификации. Количественная определенность стоимости товара рабочая сила является величиной объективной. Это обусловлено тем, что наемный работник способен к труду, когда он питается, одевается, имеет жилье, другие предметы личного потребления. Все эти блага являются товарами, на их производство тратится работа, и потому они имеют определенную стоимость. Учитывая это, стоимость рабочей силы определяется количеством общественной работы, необходимой для производства товаров, которые наемный работник потребляет для своего существования, т.е. для восстановления своей способности к работе. Величину стоимости рабочей силы определяют также затраты на удержание наемным работником своей семьи. Это обусловлено тем, что наемный рабочий живет не вечно, а капитал нуждается в постоянном поступлении на рынок рабочей силы. Поэтому затраты на содержание жены и детей наемного работника является органической составляющей стоимости его рабочей силы. Такой же составляющей стоимости рабочей силы являются затраты наемного работника на получение образования и квалификации, здравоохранение, удовлетворение культурных нужд и т.п. [18, стр.177]
Итак, стоимость рабочей силы определяется также социальными и моральными элементами воспроизводства рабочей силы. Поэтому вообще стоимость товара рабочая сила определяется количеством общественно необходимой абстрактной работы, которая требуется для воспроизводства рабочей силы.
Отображая уровень нормальных нужд наемного работника, стоимость рабочей силы имеет исторический характер, т.е. изменяется со временем. Постоянное развитие общественного производства предопределяет рост материальных, социальных и духовных нужд наемных работников, которые порождают тенденцию к увеличению стоимости их рабочей силы.
В экономической теории существует концепция, которая отождествляет рабочую силу с работой (А. Смит, Д. Рикардо и их последователи). В соответствии с этой концепцией наемный работник продает, а капиталист покупает и оплачивает не способность работника к работе, а его работу. [19, стр.67]
Но продать работу невозможно, поскольку работа является целесообразным использованием умственных и физических сил человека в процессе производства материальных благ и услуг. Составными моментами процесса производства есть сама работа, орудие работы и предмет работы. Поэтому работа является процессом, который осуществляется при их наличии. Тем не менее, наемный работник, лишенный средств производства сам по себе не может осуществить процесс работы, а пока процесса работы нет, не существует и живой работы. А продать то, чего не существует, невозможно. Свою работу и лишь в вещественной форме может продать только владелец средств производства, который с их помощью осуществляет процесс производства и таким образом овеществляет свою работу в произведенном товаре, который и выносит на рынок. Такой возможности наемный работник не имеет, он может продать лишь свою способность к работе, а не саму работу.
Концепция, согласно которой наемный работник продает не рабочую силу, а свой труд, не дает рационального ответа и на вопрос, чем определяется стоимость труда. Известно, что труд является источником стоимости товаров, тем не менее, сам стоимости не имеет.А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что стоимость товара определяется работой, но вместе с тем, попадаясь в логически ошибочный круг, считали, что стоимость работы определяется стоимостью товара. Рациональный выход из него возможен лишь на основе выяснения отличия между способностью к работе (рабочей силой) и работой. Обосновал это отличие К. Маркс. [19, стр.68]
Цена товара рабочая сила. Как и любой другой товар, рабочая сила имеет цену.
Цена рабочей силы — стоимость товара рабочая сила, выраженная в денежной форме, т.е. в деньгах.
В реальных отношениях между наемным работником и капиталистом цена рабочей силы возникает как заработная плата. Поэтому заработная плата является ценой, т.е. преобразованной формой стоимости товара рабочая сила, и как таковая — экономическим отношением между наемным работником и капиталистом в сфере обращения (купли-продажи) товара рабочая сила. Согласно концепции, которая отождествляет рабочую силу с живой работой, заработная плата является платой за работу. Так трактуют заработную плату учебники «Экономика» разных авторов.
Цена рабочей силы имеет свою особенность. Если цены обычных товаров через расхождения спроса и предложения беспрерывно колеблются в сторону увеличения или уменьшение уровня их стоимости, то цена товара рабочая сила отвергается от его стоимости, как правило, в сторону уменьшения. Вызвано это тем, что предложение этого товара на рынке труда постоянно превышает спрос на него, что выражается в безработице. Это объективно предопределяет отклонение цены рабочей силы (заработной платы) ниже ее стоимости. Необходимость иметь средства для существования не дает возможности наемным работникам ожидать более благоприятной конъюнктуры на рынке рабочей силы, и потому они продают свою рабочую силу по цене, низшей от ее стоимости. Это является дополнительным фактором обогащения капиталиста как потребителя рабочей силы.
Тем не менее, при выяснении механизма капитала (образование добавочной стоимости) необходимо абстрагироваться от расхождения между ценой и стоимостью рабочей силы, т.е. выходить из действия закона стоимости, согласно которому в отношениях купли-продажи рабочей силы имеющаяся эквивалентность, которая выражается в том, что капиталист полностью оплачивает стоимость рабочей силы. При таком условии возможность самовозрастания изначально авансированной суммы денег связано не со стоимостью, а с потребительской стоимостью товара рабочая сила.
Потребительская стоимость товара рабочая сила. Она должна удовлетворять определенную потребность покупателя товара рабочая сила — капиталиста. Мотивом, который побуждает последнего покупать рабочую силу, есть его интерес в росте авансированного капитала. Чтобы достичь этой цели, он должен найти на рынке и купить такой особый товар, потребительская стоимость которого имеет способность быть источником стоимости. Таким товаром является рабочая сила, поскольку ее использование (потребление) является процессом работы, а процесс работы есть вместе с тем процессом производства товара и создание его стоимости. При этом созданная наемным работником новая стоимость по размеру больше стоимости товара рабочая сила. Этот излишек новой стоимости свыше стоимости товара рабочая сила образовывает прибавочную стоимость.
Потребительская стоимость товара рабочая сила — способность рабочей силы быть источником прибавочной стоимости. [6, стр.89]
Потребительская стоимость рабочей силы как ее способность создавать стоимость и прибавочную стоимость не тождественна самой работе как источнику стоимости и добавочной стоимости. Отличие между потребительской стоимостью рабочей силы и работой оказывается во всех случаях, когда рабочая сила существует, а работа — отсутствует. Примером этого является безработица, за который определенное количество работников, имея способность к работе, не может найти на нее покупателя, а итак, и осуществить саму работу. О расхождении потребительской стоимости рабочей силы и работы свидетельствуют и забастовки, когда рабочая сила наемных работников продана работодателю, тем не менее, самой работы во время забастовки нет. Все это подтверждает, что потребительская стоимость товара рабочая сила и живая работа являются разными по смыслу экономическими категориями, которые нельзя отождествлять.
В отношениях купли-продажи рабочей силы наемный работник получает от капиталиста в форме заработной платы стоимость товара рабочая сила, отчуждая капиталисту во временное использование свою рабочую силу, которая в процессе производства превращается в живую работу.
продолжение
--PAGE_BREAK--