--PAGE_BREAK--Иностранные инвестиции можно классифицировать следующим образом:
1) в зависимости от активов, в которые происходит вложение капитала:
1.1) реальные инвестиции – вклад в долгосрочный проект с приобретение новых производственных объектов за границей;
1.2) финансовые инвестиции – приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество;
1.3) нематериальные инвестиции – покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов;
2) формы собственности на инвестиционные ресурсы:
2.1) государственные инвестиции – бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций;
2.2) частные инвестиции – вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны;
2.3) смешанные иностранные инвестиции – совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом;
3) в зависимости от характера использования:
3.1) предпринимательские инвестиции – вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда;
3.2) ссудные инвестиции — связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента;
4) в зависимости от объекта вложения инвестиций:
4.1) прямые иностранные инвестиции – вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участием в управлении предприятием на территории другого государства;
4.1.1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
4.1.2) транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.
4.2) портфельные инвестиции – вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов;
4.3) прочие инвестиции – вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств.
Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. Несмотря на снижение удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в нашу экономику до 27,7 % в первой половине 1996 г., по сравнению с 1991 г., эта форма привлечения капитала остается доминирующей.
Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
Иностранные инвестиции (ИИ) имеют значительное преимущество по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. иностранные инвестиции – это дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
2. служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
3. иностранные инвестициичасто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт;
4. иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры. Сближение условий функционирования капитала с общепринятыми в мире способствует притоку ИИ, порождает уверенность инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью и одновременно ускоряет процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;
5. поток иностранных инвестиций способствует развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство благоприятствует и способствует умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
6. в отличии займов и кредитов иностранные инвестициине увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
2. Понятие прямых иностранных инвестиций. Черты, характерные для прямых портфельных инвестиций
В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10 % акций акционерного предприятия.
В соответствии с новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:
— приобретение иностранными инвесторами не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;
— реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.
Прямые инвестиции — капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль над деятельностью предприятия.
Прямые иностранные инвестиции — капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны с целью скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения — также быстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличивает ликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состояния предприятия или отрасли.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
2) транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.
Цель — минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
— при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
— большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
— стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
— организация новых предприятий;
— скупка или поглощение уже существующих компаний.
Процесс приватизации государственной собственности, акционирование промышленных предприятий привели к формированию в России фондового рынка, создали объективные предпосылки для портфельных капиталовложений иностранных инвесторов.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций, облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, МФО, а также еврооблигации.
В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними. То есть под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций, облигаций, паев, векселей, государственных ценных бумаг (краткосрочных и долгосрочных) и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10 % акционерного капитала предприятия.
К портфельным инвестициям относят также венчурные капиталовложения в пилотные проекты с высокой степенью риска. Такие вложения осуществляются с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютных курсов, биржевых котировок. Доля портфельных инвестиций в целом невелика (в среднем 3-4%). По России за 2005 – порядка 1,5%.
К портфельным инвестициям прибегают обычно фирмы, которые ведут международные операции главным образом с целью решения каких-либо финансовых задач. Эти вложения носят краткосрочный характер.
Портфельные инвестиции не дают права вкладчикам участвовать в управлении предприятием. Существуют следующие способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых состоит в том, что в данном случае не ставится задача контроля над предприятием. Но граница между прямыми и портфельными инвестициями весьма условна:
— инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других будут отнесены к портфельным;
— очень часто осуществление портфельных инвестиций связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, участия в работе совета директоров, что конечно ставит данное предприятие в зависимость от компании инвестора;
— в ряде случаев портфельные инвесторы реально контролируют иностранные предприятия.
В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций:
— акции российских компаний, акции коммерческих банков;
— государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
— облигации местных органов власти;
— банковские депозиты в рублях.
Граница между прямыми и портфельными инвестициями весьма условна в силу следующих причин:
— инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других классифицируются как портфельные.
— часто осуществление портфельных инвестиций связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, участия в работе совета директоров, что ставит данное предприятие в зависимость от компании инвестора.
— в ряде случаев портфельные инвесторы реально контролируют иностранные предприятия в силу значительной распыленности акций между инвесторами, а также при дополнительных договорных обязательствах (лицензионные и франчайзинговые соглашения и др.), ограничивающих оперативную самостоятельность.
3. Источники иностранных инвестиций в экономику РФ
Источниками иностранных инвестиций в экономику РФ могут быть ссуды иностранных и международных банков, однако основным источником является участие инвестора-нерезидента (иностранного лица) в капитале предприятия.
Финансовую поддержку инвестиционного проекта предприятие может получить также у международных организаций. Например, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в состав группы Всемирного банка, поддерживает технологически и технически обоснованные проекты, имеющие благоприятную коммерческую перспективу, удовлетворяющие экологическим и социальным требованиям МФК, и способствующие экономическому прогрессу страны. Финансовая поддержка предоставляется на долевых началах: для новых проектов максимальный объем финансирования со стороны МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по проекту; в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. По проектам, связанным с расширением ранее реализованных проектов, МФК может предоставлять до 50% затрат по проекту, при условии, что ее капиталовложения будут составлять не более 25% суммарного объема капитализации компании, осуществляющей данный проект.
По состоянию на конец сентября 2009года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд. долларов США, что на 4,4 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 55,7 % (на конец сентября 2008года — 50,7 %), доля прямых инвестиций составила 39,7 % (46,9 %), портфельных — 4,6 % (2,4 %).
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009года — Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1 % общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В январе-сентябре 2009года в экономику России поступило 54,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8 % меньше, чем в январе-сентябре 2008года (в I квартале 2009года — 12,0 млрд. долларов США (на 30,3 % меньше), во II квартале — 20,2 млрд. долларов США (на 31,2 % меньше), в III квартале 2009года — 22,5 млрд. долларов США (на 22,9 % меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009года 50,6 млрд. долларов США, или на 5,3 % больше, чем в январе-сентябре 2008года (в I квартале 2009года — 12,1 млрд. долларов США (на 15,3 % меньше), во II квартале — 19,7 млрд. долларов США (на 1,2 % меньше), в III квартале 2009года — 18,8 млрд. долларов США (на 36,2 % больше).
Информация о поступивших иностранных инвестициях по типам, по видам экономической деятельности, в разрезе стран инвесторов представлена в приложениях А, Б, В и Г к контрольной работе.
4. Роль иностранных инвестиций в экономике страны
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. В современной экономической ситуации страны вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли — нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Поэтому привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является объективной необходимостью.
Они обусловлены:
а) международным разделением труда;
б) развитием международных связей;
в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство
Иностранные инвестиции способствуют:
1) ускорению экономического и технического прогресса;
2) внедрению новых форм управления;
3) обновлению и модернизации производственного аппарата;
4) активизации конкуренции;
5) развитию малого и среднего бизнеса;
6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
7) расширению экспортного потенциала страны;
8) замене импортозамещающего производства;
9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
10) повышению конкурентоспособности отечественного производства;
11) решению проблем реформирования экономики.
Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными — их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы, помимо этого, для нашего времени не мало важное значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса
Кроме положительной роли для экономики, иностранные инвестиции могут нанести вред российскому государству и обществу. Однако структура и характер иностранных инвестиций в России заставляют говорить об обратном. Вместо строительства новых предприятий, иностранные инвестиции влекут лишь смену собственников на старых. Вновь, развиваются лишь отрасли сбыта в России иностранной продукции и добыча природных ресурсов. Таким образом, приходиться констатировать помимо положительной роли и неудовлетворительную роль механизма иностранных инвестиций в России.
III. Иностранные инвестиции в Архангельской области
Архангельская область— первый по величине территории субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа.
Администрацией Архангельской области принимаются активные меры для создания в области благоприятного инвестиционного климата. В 1999-2006 годах были приняты областные законы:
— «Об инвестиционной деятельности в Архангельской области»;
— «О государственных гарантиях исполнения обязательств на территории Архангельской области»;
— «О государственной поддержке малого предпринимательства»;
— «О государственном долге Архангельской области»;
— «О порядке применения инвестиционного налогового кредита»
А также постановления Главы администрации области:
— «О порядке проведения инвестиционных конкурсов»;
— «Об утверждении правил возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов»;
— «Положение о проведении конкурса на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях».
Данными документами определены формы государственной поддержки и правовая защита инвестиционной деятельности, порядок осуществления прав инвесторов на льготы и государственные гарантии области.
Администрацией области и областным Собранием депутатов намечены меры по дальнейшему совершенствованию законодательной базы с целью улучшения инвестиционного климата в регионе.
В последние годы в целях развития региональной экономики в областном бюджете предусматривается применение таких инструментов для развития региональной экономики, как: лизинг, система госзакупок, в том числе у местных товаропроизводителей, предоставление на конкурсной основе бюджетных кредитов и субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам для реализации инвестиционных проектов.
Основные сферы деятельности предприятий с долевым участием иностранного капитала и компаний с иностранной формой собственности — заготовка и переработка древесины, транспортно-экспедиторская деятельность, торговля, международные перевозки, металлообработка, рыбная промышленность, производство потребительских товаров.
Международные инвестиционные проекты в регионе реализуются в различных сферах экономики области, в том числе, в лесопромышленном комплексе, машиностроении, топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, минерально-сырьевом комплексе.
К иностранным организациям, осуществляющим вложения инвестиций в Архангельскую область относятся:
1) Европейский банк реконструкции и развития — проект по усовершенствованию системы муниципальных услуг по водоснабжению в городе Архангельске;
2) Северная Экологическая Финансовая Корпорация (НЭФКО)— инвестиционные проекты в рамках международной программы по энергосбережению в социальном секторе на российской части Баренцева региона;
3) Международный банк реконструкции и развития— проект по замене выпарной станции на ОАО «Котласский ЦБК».
Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций в Архангельской области:
1) традиционные отрасли:
— лесопромышленный комплекс (создание производств по глубокой переработке древесины);
— машиностроительный комплекс (военно-техническое сотрудничество, реализация проектов гражданского судостроения);
— строительный комплекс;
— агропромышленный и туристический комплексы.
2) новые отрасли экономики:
— добыча алмазов, развитие алмазно-бриллиантового комплекса;
— добыча бокситов, развитие глиноземного производства;
— добыча и переработка базальта и гипса;
3) развитие инфраструктуры в Архангельской области: транспорта и энергетики.
Архангельская область обладает определенными конкурентными преимуществами, которые позволяют региону привлекать инвесторов для выгодного вложения средств:
Архангельская область обладает конкурентными преимуществами, которые способствуют привлечению российских и зарубежных партнеров к реализации совместных инвестиционных проектов. В первую очередь это:
— благоприятное геоэкономическое и геополитическое положение: наличие крупных водных артерий, выход в Арктику и Атлантику, близость к государствам Баренцева, Евроарктического региона;
— развитый транспортный узел: наличие международного аэропорта федерального значения, морских и железнодорожных путей, сети автомобильных дорог; через область проходит Северный морской коридор;
— богатый природно-ресурсный потенциал, который характеризуется значительными запасами нефти и газа, алмазов, бокситов, карбонатного сырья, серебросодержащих свинцово-цинковых руд, нерудных строительных материалов, золота, пресных подземных минеральных вод, лесных и водных биоресурсов;
— многоотраслевая структура экономики с преобладанием высокотехнологичных перерабатывающих производств в лесопромышленном комплексе и машиностроении;
— стратегическая значимость региона: наличие в области стратегически важных объектов Государственного российского Центра атомного судостроения и космодрома «Плесецк»;
— мощный научный и кадровый потенциал, высокий образовательный уровень населения;
— развитая сфера торговли и услуг;
— высокая рекреационная привлекательность региона: наличие историко-культурных памятников федерального и мирового значения;
— социальная и финансовая стабильность.
Администрация Архангельской области заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве и готова поддержать инициативы инвесторов.
Администрация Архангельской областипредоставляетвозможность получения гарантий Архангельской области по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета, инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных кредитов юридическим лицам, субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов получателями кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, уплачиваемых российским лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов.
Администрация Архангельской области осуществляет предоставление субъектам инвестиционной деятельности объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности области, в аренду по минимальным ставкам арендной платы.
Администрация Архангельской областиосуществляет подготовку и направление ходатайств к органам местного самоуправления о применении в отношении инвесторов финансовых форм поддержки инвестиционной деятельности; включение инвестиционных проектов в реестр инвестиционных предложений Архангельской области, проводит экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством; оказывает консультационную и методическую помощь в вопросах инвестиционной деятельности на территории региона.
За январь-март 2009 года в экономику области поступило 124,9 млн. долларов иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), что составило 47,6% от аналогичного периода прошлого года.
Объем поступления и использования иностранных инвестиций в экономике Архангельской области в январе-марте 2009 года представлен в Приложении Д к контрольной работе.
Заключение
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Выполнение контрольной работы позволило мне получить новые необходимые знания в области дисциплины иностранные инвестиции, а так же выполняя работу, я ознакомилась с Законом об иностранных инвестициях, со статистическими данными о поступлении иностранных инвестиций в экономику России и в экономику Архангельской области.
Приложение А
Таблица 1 — Поступление иностранных инвестиций по типам
Январь-сентябрь 2009г.
Справочно
Январь-сентябрь 2008г.
в % к
млн.
долларов
США
в % к
январю-сентябрю 2008 г.
итогу
январю-сентябрю 2007 г.
итогу
Инвестиции
54738
72,2
100
86,2
100
из них:
прямые инвестиции
9975
51,9
18,2
97,7
25,3
в том числе:
взносы в капитал
4918
41,4
9,0
131,7
15,7
из них
реинвестирование
635
112,0
1,2
в 2,2р.
0,7
лизинг
101
74,9
0,2
в 2,5р.
0,2
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
4131
65,9
7,5
64,3
8,2
прочие прямые инвестиции
825
90,4
1,5
111,1
1,2
портфельные инвестиции
1019
78,6
1,9
83,7
1,7
из них
акции и паи
348
34,2
0,6
68,8
1,3
прочие инвестиции
43744
79,1
79,9
82,8
73,0
в том числе:
торговые кредиты
9249
73,0
16,9
149,1
16,7
прочие кредиты
34214
82,4
62,5
72,0
54,8
из них:
на срок до 180 дней
3339
75,1
6,1
179,9
5,9
на срок свыше 180 дней
30875
83,3
56,4
67,1
48,9
прочее
281
25,6
0,5
в 2,0р.
1,5
продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение Б
Таблица 2 — Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности В млн. долларов США
Январь-сентябрь 2009г.
Накоплено на конец
сентября 2009г.
посту-пило
погашено (выбыло)
переоце-нка
и прочие
изменения активов
и обяза-
тельств
всего
в %
к итогу
Всего
54738
50629
4160
262394
100
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
277
126
3
1822
0,7
рыболовство, рыбоводство
39
25
1
156
0,1
добыча полезных ископаемых
5715
10319
13
45122
17,2
обрабатывающие производства
15029
15462
3557
77638
29,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
386
252
241
4839
1,8
строительство
728
396
55
4702
1,8
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
16277
10799
156
55665
21,2
гостиницы и рестораны
123
48
5
602
0,2
транспорт и связь
8512
4647
93
24810
9,5
финансовая деятельность
1971
3871
-34
11851
4,5
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
5593
4539
69
32484
12,4
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
-
26
0,1
1122
0,4
образование
0,2
-
-
3
0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
23
2
1
149
0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
65
117
-0,0
1429
0,5
Приложение В
Таблица 3 — Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (включая инвестиции из государств участников СНГ)
В млн. долларов США
Накоплено на конец
сентября 2009г.
В том числе
Накоплено на конец
сентября 2009г.
всего
в % к
итогу
всего
в % к
итогу
всего
Всего инвестиций
262394
100
104101
12136
146157
54738
из них по основным странам-инвесторам
219645
83,7
82778
11676
125191
38466
в том числе:
Нидерланды
49426
18,8
29172
5629
14625
8348
Кипр
47042
17,9
31195
2010
13837
5231
Люксембург
37947
14,5
1039
267
36641
8905
Соединенное Королевство (Великобритания)
25622
9,8
3641
2248
19733
4231
Германия
19811
7,6
7420
18
12373
5507
Ирландия
9240
3,5
433
5
8802
595
Франция
8516
3,2
2066
26
6424
1600
США
7608
2,9
2790
927
3891
1279
Виргинские острова (Брит.)
7444
2,8
4221
544
2679
1129
Япония
6989
2,7
801
2
6186
1641
продолжение
--PAGE_BREAK--