Реферат по предмету "Мировая экономика"


Инфляционные процессы и ценовое регулирование в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--Рост издержек может происходить вследствие спада производства, роста цен на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения заработной платы, изменения курса валюты, ставок налогов и влияния других факторов. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. [2, c.137]. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме взвинчиваются цены, издержки. Основные источники инфляции, обусловленной ростом издержек, — это увеличение номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию.
В реальности сложно различить инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек. Инфляция спроса приводит к тому, что ряд предприятий вынужден поднять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства (расходы на заработную плату, материальные ресурсы, топливо), хотя в данном, случае для многих фирм инфляция спроса выглядит как инфляция, обусловленная ростом издержек. Трудно определить тип инфляции, не зная первичного источника, т.е. подлинной причины роста цен и зарплаты. [1, c.154-155].
На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий. [2, c.137].
В зависимости от скорости нарастания инфляционных процессов в экономической теории принято выделять следующие виды:
· по темпам инфляции:
умеренную, когда цены растут медленно (менее 10 % в год). Стоимость денег сохраняется. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах[1, c.157]. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров. [2, c.135].
галопирующую, при которой цены растут от 20 до 200 % в год, что создает серьезное напряжение для экономики. Большинство контрактов «привязывается» к росту цен или иностранной валюте, деньги начинают ускоренно материализовываться в товары;
гипер- и суперинфляцию, когда цены растут астрономическими темпами. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. [1, c.157]. В условиях гипер- и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену товарно-денежному обращению приходит бартер.
Гиперинфляция – явление редкое для стран с рыночной экономикой, чего нельзя сказать о галопирующей инфляции, которая время от времени разражается даже в промышленно развитых странах (Англии, Германии, Италии и др.). Главная тенденция развитых стран, таких, как США, Япония, — умеренная инфляция. Государственное вмешательство, направленное на регулирование денежного обращения и использование системы налогообложения, позволяет удерживать инфляцию в экономически допустимых рамках. [2, c.135-136].
· по характеру протекания:
И умеренная, и галопирующая, гиперинфляция и суперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее при подавленной  (скрытой) инфляции роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефиците (отсутствие товаров в магазинах госторговли) и очередях в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе. [1, c.158].
· по степени сбалансированности:
Инфляция может быть сбалансированной, т.е. наблюдается умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Подобная инфляция в экономике ничего не изменяет.
Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. От несбалансированной инфляции страдают, прежде всего, денежное обращение и система налогообложения. [1, c.158].
· по признаку ожидаемости:
Следует отличать ожидаемую (инерционную) инфляцию от неожидаемой (непредвиденной). Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период. Непредвиденная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В ситуации, когда в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. [1, c.158].
· по масштабу охвата:
Можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или некоторые регионы. [3, c.404].
1.2. Экономические и социальные последствия инфляции
Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.
Таким образом, инфляция дезорганизует все народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены — зарплата — издержки—цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль.
В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.
Инфляция наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.
В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.
Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения — пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.
Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе.
Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги.
Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. [3, c.405-407].
Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств.
Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Беларуси в 90-е годы.
Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы. [2, c.138].
1.3.Антиинфляционная политика
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой.
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования. [2, c.142].
Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня
Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.
Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [3, c.455].
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику  — экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.
Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [1, c.180-181].
1.4. Прогнозирование инфляции
Прогнозированию инфляции в переходный период в странах СНГ стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для работки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах. [2, c.138-139].
 Для количественной оценки инфляционных процессов применяют показатели инфляции. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен обычно измеряется при помощи индекса цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как
,
где Р — средний уровень цен в текущем году;
— средний уровень цен в прошлом году.
Индекс цен — это отношение стоимости опредёленного набора товаров или услуг (рыночной корзины) в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100:
Индекс цен = стоимость рыночной корзины в данный период / стоимость аналогичной рыночной корзины в базовом периоде  SHAPE  \* MERGEFORMAT
[1, c.149-150].
Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен.
Индекс потребительских цен часто называют индексом стоимости жизни. По изменениям этого индекса можно судить о том, насколько увеличение доходов или заработной платы обесценивается вследствие роста цен.
Индекс потребительских цен рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):
,
где  и  - цены i-го блага соответственно в базисном (0) и текущем (t) периоде
 - количество i-го блага в базисном периоде[1, c.151].
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
[2, c.139].
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему.
Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию. В этих условиях индекс инфляции можно рассчитать по формуле:
 ,
Где  -  индекс потребительских цен;
 - коэффициент скрытой инфляции.
В свою очередь коэффициент скрытой инфляции. Может быть определен как:
 или
где - прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений;
 - индекс денежных доходов населения;
 - индекс товарооборота и услуг.
Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной  массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена (), уровень инфляции цен определяется как
 ,
    продолжение
--PAGE_BREAK--Где Р – уровень  цен;  - денежная масса; -  скорость денежного обращения; Q – количество товаров и услуг. [2, c.139-140].
Выделяют и другие индексы: индекс цен производителя (отражает в среднем изменение цен товаров, закупаемых товаропроизводителями на оптовых рынках, т.е. изменение цен, которые платят производители товаров, а не их конечные потребители); дефлятор валового национального продукта (ВНП), или индекс цен ВНП.
Дефлятор ВНП рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

где  - количество i-го блага в текущем периоде.
Фактически он равен отношению номинального ВНП к реальному в текущем периоде
Дефлятор ВНП более пригоден, чем индекс потребительских цен, для измерения общего уровня цен. Индекс цен ВНП шире, чем индекс потребительских цен, поскольку включает цены не только потребительских товаров и услуг, но и инвестиционных товаров, товаров, приобретаемых правительством, а также товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке.
Существование множества индексов цен обусловлено сложностью определения уровня инфляции. Невозможно определить уровень инфляции только с помощью одного индекса. Дело в том, что каждый индекс должен отражать стоимость покупок. В условиях инфляции будут расти все индексы цен, несмотря на их различия.
Следует отметить, что в экономике может происходить не только рост общего уровня цен, но и его падение, т.е. инфляция может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Отрицательная инфляция называется дефляцией. Дефляция — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен. В этом случае деньги «дорожают» и их покупательная способность повышается. Дефляция является не меньшей проблемой для общества, чем инфляция, поскольку она также вносит неопределенность в расчеты тех, кто планирует свое будущее. Кроме того, процесс замедления темпа роста цен (уровня инфляции) называется дезинфляцией.
В течение длительного времени колебания общего уровня цен связывались с денежными факторами, повышение или понижение общего уровня цен объяснялось, согласно количественной теории, изменениями объемов денежной массы. [1, c.151-152].
1.5. Государственное регулирование цен
1.5.1. Ценовая политика
Цена является экономической категорией исторического характера. Она возникла тысячи лет назад, когда при обмене товаров стали применяться деньги в качестве меры стоимости и средства обращения. Оставаясь категорией товарного производства, цена меняет свое социально-экономическое содержание вместе с изменением характера товарного производства. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.
В переходный период цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими странами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.п.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен.
Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство и реализацию продукции.
Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; на макроуровне формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. [2, с.116]
Цены в условиях рыночных отношений способствуют обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Этот процесс сопровождается движением цены (ее снижением или повышением). До всех звеньев экономики и населения должны доводиться сведения об изменении цен, конъюнктуре рынка, предполагаемых инфляционных процессах. Информация служит основой для принятия решений.
Цена относится к числу наиболее сложных экономических категорий. В ней перекрещиваются взаимоотношения, экономические интересы коллективов предприятий, различных социальных групп и общества в целом. Поэтому важную роль в управлении процессами ценообразования играют прежде всего разработка и осуществление определенной политики в этой области. Ценовая политика является составной частью социально экономической политики. [2, с.117]
Для переходного периода характерна политика либерализации цен. Ее цель создание стимулов для производства и обеспечения структурной трансформации экономики на основе рыночных критериев. Однако для этого должны быть созданы необходимые предпосылки в денежно-кредитной, валютной и налоговой сферах, проведены институциональные изменения. В противном случае либерализация цен приводит к раскручиванию инфляционной спирали, спаду производственной и инвестиционной деятельности и другим негативным явлениям.
Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования.
Степень государственного вмешательства должна дифференцироваться в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также от того, является ли эта продукция отечественной или импортной.
Государственная политика в области цен должна быть направлена на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках. [2, с.118]
1.5.2.Формы, методы и границы государственного вмешательства в экономику
Государственное регулирование цен — воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. [5, с.40].
В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаропроизводителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентируемой на внедрение достижений НТП.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели:
·             согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;
·             обеспечение экономической безопасности страны;
·             защиту отечественного товаропроизводителя;
·             Защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
·             Создание условий для нормальной конкуренции;
·             Государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов;
·             Ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
·             Поддержание ценовых пропорций. [5, с.41].
Формы и методы государственных ограничений свободы ценообразований предприятий представлены в Приложении 1.
Государство использует следующие основные способы фиксации цен:
Использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов.
Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и  тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования.
Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100 % в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю — в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводят к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены к дефициту.
Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. [5, c.42].
Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий;
Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:
• запрет на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.
• запрет на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле;
• запрет на демпинг — запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснять конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок.
• запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару,
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К ним можно отнести такие средства, как: принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий; контроль и регулирование доходов населения, другие меры макроэкономической сбалансированности.
К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся:
1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка);
2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;
3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;
4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».
Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.
Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.
Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства — общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий — производителей аналогичной прогрессивной продукции.
Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики. [5, с.44]

2. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РБ
2.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.
В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
Процесс нарастания инфляционной спирали представлен в таблице 2
Таблица 2
Индекс потребительских цен за год (соответствующий период предыдущего года = 100  %), %
Год
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
ИПЦ
104,7
194
1071
1290
2321
809
153
164
173
394
Год
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
ИПЦ
269
161
143
128
118
108
106
В Беларуси ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг остается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиям Беларуси – в течение года).
Расчет ИПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе.
Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспосо6ных предприятий, возросли объемы взаимных платежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [8, с.71].
Исследование феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:
1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;
2) монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой, и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;
3) режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики, и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;
    продолжение
--PAGE_BREAK--4) “импортируемая’, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали “цены на сырье (особенно на энергоресурсы) — общий уровень цен”.
С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики:
1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);
2) 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);
3)1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);
4) 2000—2005 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).
Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов,
1. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции. [8, с.72].
2. Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии.
3. 1997—1999 гг. — доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.
4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться “инфляцией издержек” (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики.
Специфика инфляции определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего стабилизационного механизма динамика инфляционного процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.
Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народнохозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в “монетарной сфере”. Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.
Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 —1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.
Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996—2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота — с -4,4% в 1995г. до -1,5% в 2000г:
Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996г. первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России. [8, С.73].
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовало достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.
Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующих особенностей: различная продолжительность социалистической полосы” (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля АПК в экономике.
В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004—2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаропроизводителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. За последние годы Беларусь (среди стран бывшего СССР) стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков. Ключевым  фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы. [8, С.74].
2.2. Основные направления и методы  антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [9, с.22].
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в Основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. (см. Приложение 2, [17, с.26])  Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Так как системной причиной инфляция стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику. [8, С.74-75].
В контексте детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов:
·       Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
·       Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
·       Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
·       Повышение взимаемых налогов на производство в одной или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
·       Снижение обменного курса национальной валюты;
·       Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [9].
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий.
Основы долгосрочного безинфляционного развитий экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В целях оздоровления финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования — предпочтительнее использовать имущественную; а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих  институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [8, С.75-76].
Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.
Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится  и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [9].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.
В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.
Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.
В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.
Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [8, С.76].
2.3. Регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании»
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, как показывает опыт других стран, может реализовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990—1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.
Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и др.). [6, с.43].
Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50 % продукции производственно-технического назначения и 25 % товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и тепло- энергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.
Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи. В дальнейшем процесс либерализации цен развивался постепенно в сторону увеличения доли свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993 г. стали реализовываться населению по свободных ценам такие продукты питания, как баранина, мясо птицы, ликероводочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены такие основные продовольственные товары, как свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.
Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Это показало, что сама по себе либерализация цен без проведения достаточно жесткой бюджетно-финансовой политики, институциональных преобразований не может решить всех накопившихся проблем и способствовать формированию экономики нового типа. Инфляционные процессы стали сочетаться с падением производства, поскольку предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен. [6, с.44].
В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.
Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования. [6, с.45].
В качестве принципов ценообразования определены:
·                  сочетание свободных и регулируемых цен;
·                  разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
·                  установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
·                  осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании. [6, с.46].
Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), определивший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования. [7, с.250].
Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.
Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства. [6, с.46].
В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
1. установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
2. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
3. обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
5. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
7. ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
8. обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
9. индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
10. декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
11. ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
12. контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен. [6, с.47].
Ценовая политика Республики Беларуси направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной  и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформировать конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами. [7, с.249].
Учитывая ресурсную и энергетическую зависимость белорусской экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров создаст конкурентную среду, что будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы основным направлением ценовой политики государства являлось гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Государственное ценовое регулирование сохранилось на товары и услуги субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также ограниченный перечень социально значимых товаров и услуг.
Совершенствование ценообразования будет проводиться в органической взаимосвязи с кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой политикой, доходами населения. Приоритетным направлением государственного регулирования ценообразования станет устранение имеющихся диспропорций и перекосов в ценах, сокращение перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования. В агропромышленном комплексе ценовое регулирование будет направлено на обеспечение рентабельного ведения сельского хозяйства эффективно работающими предприятиями.
Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации. [7, с.250-251].
Сегодня особых беспокойств по поводу инфляции в стране у правительства нет. В 2007 году этот показатель не должен превысить прогнозируемые 6 — 8% и динамика для этого хорошая.
По состоянию на начало августа 2007 года инфляция в стране была 4,1%. В этих же пределах, по прогнозам государственных экспертов, индекс потребительских цен будет и в следующем году, несмотря на планируемое повышение цены на газ. Вполне вероятно, что с 2008 года этот параметр будет введен в число важнейших социально-экономических показателей и утверждаться главой государства.
В 2008 году правительство может снова прибегнуть к такому инструменту, как ограничение индекса прироста цен производителей на уровне 0,5% в месяц. Такая мера вовсе не является прямым государственным регулированием цен и механизмом по сдерживанию инфляции в стране. Любой субъект хозяйствования, независимо от формы собственности может увеличить цену более чем на 0,5%  в месяц. Действующий порядок ценообразования это не запрещает. Нужно лишь произвести одну процедуру – зарегистрировать цену в Минэкономики либо местном органе власти.
Многие предприятия повышают цены значительно выше, чем показатель инфляции по стране. Все зависит от того, насколько продукция конкурентоспособная, как продается на внешнем и внутреннем рынках. При продаже на экспорт ограничений по ценам для производителей практически никаких нет. Он может продавать продукцию по любой цене, за исключением отдельных товаров, для которых установлена минимальная экспортная цена.
Что касается импортных товаров, то здесь устанавливать свою цену импортерам вообще никто не запрещает. 30-процентное ограничение цены применяется лишь в отношении товаров, «близких к социально значимым» (рыба, морепродукты и т.д.), а также на продукцию, ввозимую для дальнейшей переработки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.