Реферат по предмету "Мировая экономика"


Занятость и безработица 3

--PAGE_BREAK--Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которойобщественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.
Маятниковая занятость — это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость — это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха.
В последние годы появились такие формы занятости, как частичная и эпизодическая. К таким гибким (нетипичным) формам занятости относится широкий набор форм трудоустройства, отличающихся от стандартной полной занятости. Работа на дому, временная работа являются наиболее распространенными формами нетипичной занятости лиц наемного труда.
К нетипичной относится временная занятость, которая всегда сосуществовала с другими вилами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах.
Основным механизмом, регулирующим занятость, является рынок труда, на котором наёмные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за неё.
Полная занятость – это состояние, при котором совокупная занятость является неэластичной, то есть не реагирует на увеличение эффективного спроса. Теоретически и практически наличие свободной рабочей силы на рынке труда является необходимым условием расширения и развития производства, предъявляющего дополнительный спрос на рабочую силу. Экономика не может функционировать при 100 процентном использовании ресурсов, и в первую очередь, труда. Она должна располагать резервами капитала, труда, земли. Имея резерв, общество способно к манёвру, решению вновь возникающих проблем. Достижение полной занятости не означает, что все трудоспособные члены общества имеют хорошо оплачиваемую работу.
Считается, что полная занятость достигается, когда могут найти работу все те, кто расположены работать в экономических и других условиях, существующих на рынке труда. под полной занятостью понимается не 100%-ная занятость, а занятость при естественном уровне безработицы.
Концепцию естественного уровня (нормы) безработицы обосновал М. Фридман. Она представляет собой устойчивый на протяжении длительного периода уровень фрикционной и структурной безработицы при отсутствии циклической, или, иначе говоря, равновесное состояние рынка труда, когда количество ищущих работу совпадает с количеством вакансий.
Объединение в одну категорию фрикционной и структурной безработицы здесь объясняется тем, что обе они не зависят от таких макроэкономических факторов, как платежеспособный спрос, объем производства, инфляция, ставка процента, а представляют собой объективные процессы, отражающие структурные диспропорции на рынке труда. Поэтому естественная безработица характеризует наилучший для экономики запас рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний.
Естественный уровень безработицы соответствует потенциальному ВНП — максимально возможному реальному объему валового национального продукта в условиях полной занятости всех пригодных для производства ресурсов, в том числе ресурса труда.
Итак, любая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо повышению уровня трудоустройства.

Глава 2. Последствия безработицы и регулирование занятости государством
2.1 Социально-экономические последствия безработицы
Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.
Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект — недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века.
По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.
На основе эмпирических исследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровня безработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентных пункта.
Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице. Как следствие, сокращаются потребительский спрос и уровень сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада.
Хочется отметить, что социально-экономические последствия безработицы — это самая животрепещущая проблема. К экономическим последствиям роста безработицы следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.
Для социальных последствий роста безработицы характерным является утрата работниками квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.
Среди медицинских проблем — нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения.
2.2 Государственное регулирование занятости. Биржи труда
В правовом государстве действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.
Они многообразны и различны, в зависимости от того, какой тип безработицы имеется в виду. Так как безработица в современной экономике вызвана не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.
Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости.
Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.
К активным мерам относятся:
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработице и об имеющихся вакансиях.
б) Субсидирование образования путём проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.
д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.
е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).
Информационная и организационная помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные названные выше меры – прежде всего на борьбу со структурной безработицей. Вместе с тем субсидии занятости и общественные работы могут использоваться и для сокращения циклической компоненты – в этом случае они используются не для узких целевых групп населения, а для всех, кто ищет работу.
Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы. Найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны — растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.
Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:
а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие безработным в течение первых трёх месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё полгода – в размере 45%. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше средней заработной платы по региону. Если же человек не работал больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере минимальной заработной платы.
б) Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.
в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально — «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.
Это — меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Они не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.
Также методы обеспечения полной занятости определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла в высокой заработной плате, предлагают:
1.  содействовать снижению заработной платы;
2.  разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
3.  государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно — уровня потреблений и инвестиций).
Дж.- М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...»[1].
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Кейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора «Общей теории занятости, процента и денег», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
Монетаристы рассматривали инфляцию как «неизбежную плату» за достижение высокого уровня занятости. Как уже было сказано, в 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
    продолжение
--PAGE_BREAK--С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе, в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся на различных теориях, сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там, где параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные ещё в первой половине XIX века. Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции:
1. Сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
2. Профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
4. Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
6. Постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.
Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2005 г. в России насчитывалось около 160 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.

Глава 3. Динамика занятости и безработицы в России
3.1 Особенности безработицы в РФ
Безработица занимает четвёртое место в списке самых значимых угроз для россиян (36% респондентов).
Обострение проблемы безработицы выражается в усилении ее региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительности безработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.
Минтруд России сообщает, что число занятых в экономике уменьшилось с 66 млн. человек в среднем за 2007 г. до 65,7 млн. человек в среднем за 2008 г., или на 0,4 % (Рисунок 1).

Рисунок 1. Занятость населения
В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6 млн. человек не имеют занятия, – что составляет 11% экономически активного населения[2]; число граждан, не имевших занятия, но активно искавших его, увеличилось с 5,7 млн. человек в среднем за 2007 г. до 6 млн. человек в среднем за 2008 г., или на 5,4 %[3].
В 2008г. безработными являлись 8,5% экономически активного населения[4] (Рисунок 2).

Рисунок 2. Безработица
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, которые не отражают реального положения дел, увеличилась с 1,35 до 1,57 млн. человек (на 16,5%)[5]. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия переходит в категорию стран с высокой безработицей.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране (8,5%), в отдельных городах наблюдается массовая безработица. (Приложение 2).
Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1998 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 8 раз, за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 2 раза. В середине 2008 г. самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ингушетии (23,2 %), а самый низкий в Москве (1,4%)[6].
Аналогичная картина наблюдалась и по напряженности на рынке труда. Самая высокая напряженность в середине 2008 г. отмечалась в Ингушетии (335 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где на двух безработных приходилось три вакантных рабочих места[7].
Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2009г. наблюдалось также в Ингушетии — 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях — более 15%[8] (т.е. практически в два раза больше средне российского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 2004г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 12 раз меньше чем в среднем по России)[9].
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи (Рисунок 3).
\s
Рисунок 3. Уровень безработицы по полу и возрастным группам (октябрь 2008, %)
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.
В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа — регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица — в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 12%[10] — максимальный показатель по России).
Вторая группа — регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно[11].
Третья группа — уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятся Костромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области.
Четвертая группа — регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья.
Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.
Согласно обследованиям Госкомстата РФ, уровень безработицы заметно различается в зависимости от образования (Рисунок 4). В большей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее и среднее специальное образование. Также высок уровень безработицы среди лиц с незаконченным высшим, неполным средним и общим образованием.


Рисунок 4. Уровень безработицы в зависимости от образования
Важен также вопрос сельской безработицы в России. Современная ситуация показывает, что начиная с 1998 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, не является достоверной, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 3 раза. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%[12].
За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.
На характер российской безработицы повлиял целый ряд особенностей:
1. Не перепроизводство, как это происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция;
2. Относительно низкий организационный и технико-технологический уровень производства;
3. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы;
4. Приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, обостривший ситуацию с занятостью.
За последние годы подготовка квалифицированной рабочей силы практически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве[13]. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна — особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)[14]. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, — словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%[15] и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2010 году на 5,8% по среднему варианту прогноза или на 10% по пессимистическому[16]. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику. Хотелось бы также рассмотреть ситуацию занятости населения и в нашем городе. Благодаря сохранению позитивных тенденций развития экономики города ситуация на рынке труда в 2008 году оставалась стабильной. По оценке Калугастата в экономике города в 2008 году было занято 200,7 тыс. человек[17]. Отраслевая структура занятости населения, сложившаяся за последние годы, изменилась в 2009 году незначительно. По-прежнему ведущей отраслью по количеству занятых остается промышленность — 40,0% (в 2008 году-41,6%). 10,4% работающих были заняты в сфере образования, 10,2% — в организациях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, 9,2% — на транспорте и в связи, 7,8% — в управлении, 4,7% — в жилищно-коммунальном хозяйстве, 3,6% — в строительстве[18]. С учетом безработных, перешедших с 2008 года, статус безработного имели 4766 человек (в 2007 году — 5089 человек)[19]. На 01.01.2009 года на учете по безработице состояли 2269 человек, что на 17,3% больше, чем на 01.01.2008 года. Уровень безработицы составил 3,66% (на 01.01.2004 года — 0,6%)[20]. Среди состоящих на учете по безработице на 1 января 2008 года, как и в предыдущие годы, удельный вес женщин (77,5%) значительно выше, чем среди зарегистрированных в течение 20094 года (72%)[21](Рисунок 5).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 5. Структура безработных по полу
Существенно различается уровень занятости и по образованию. Высока доля безработных, имеющих среднее профессиональное образование (на 1 января 2009 года — 36,7%, среди зарегистрированных в течение 2008 года — 34,9%[22]) (Рисунок 6).

Рисунок 6. Структура безработных по уровню образования
На начало 2009 года среди состоящих на учете 21,7% (на начало 2008 года — 24,8%) — молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, 8,4% (на начало 2008 года — 11,5%) — выпускники, 9,1% (на начало 2008 года — 10%) — граждане предпенсионного возраста, 10,9% (на начало 2008 года — 6,9%) — граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе[23]. Ситуация на рынке труда в Калуге показывает, что уровень безработицы в течение уже нескольких лет существенно не меняется. И даже деятельность Модельного Центра Занятости Населения не приносит ощутимых результатов по увеличению занятости населения. Поэтому важно принимать комплекс мер по стабилизации занятости, причём не только в Калуге, но и России в целом.
3.2 Направления государственной политики занятости в РФ
Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.
 В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
Государственная политика любой страны в области занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие трудовых ресурсов;
2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;
3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;
4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;
5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;
8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;
9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.
Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.
Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Меры государственного регулирования занятости включают разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.
Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
• анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения
на рабочую силу;
• разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
• учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
• организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
• оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
• обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
• осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помоши безработным гражданам;
• осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.
В 2007 г. было трудоустроено 65,6%[24] от общего числа обратившихся, что на 27,2% больше, чем в 2006 г. Оказывалась поддержка пенсионерам, которых в 2002 г. было трудоустроено 34,3% из числа обратившихся, а занятых трудовой деятельностью и желавших поменять работу было трудоустроено 43,4%[25].
Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 2008 г. на общественных работах было занято 391,5 тыс. человек вместо 480 тыс. человек по плану[26]. Причина — дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно сказалось на реализации программы и в 2009 году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого 1,8 миллиона обеспечить работой удалось 1,2 миллиона человек[27]. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.
Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1997 г. по июнь 2007 г. более 10 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 30,8 тысяч рабочих мест для безработных[28]. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы[29].
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.
 Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
• продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
 • помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключавшаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
• формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости достигается также путем сохранения имеющихся рабочих мест, а также создания новых (Приложение 3). Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.
Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, предоставляются в двух основных формах. Первая — гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая — гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений не означает создание новых рабочих мест.
Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных категорий населения. Для молодёжи – это организация молодёжных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий, развитие молодёжного предпринимательства, открытие и поддержка бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы), квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочый выход на пенсию. Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, учреждение дополнителных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование семейного бизнеса. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы – бронирование рабочих мест, обеспечение условий для социальной адаптации.
Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.

Заключение
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).
Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.
К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.
Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве.
Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.
К сожалению только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.
Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.

Список использованной литературы
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004
2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004
3. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт –М, 2005
5. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.: Наука, 2007
6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008
7. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006
8. Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
9. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник /В.А. Иохин. – М.: Экономист, 2005
10. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004
11. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп… – М.: Финансы и статистика, 2005
12. Кузнецова Н.Г. «Экономическая теория». М.: ЮНИТИ, 2004
13. Курс экономической теории. / Под общ. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А. – 5е изд., доп. И перераб. – Киров: АСА, 2003
14. Лобкович Э.И. «Экономическая теория. Системный курс. Учебное пособие. – М.: — ЮНИТИ, 2005
15. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Учебник. /Пер. с англ. -13е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002
16. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Финансы и статистика, 2005
17. Российский статистический ежегодник 2004. — М.: ИНФРА-М, 2004
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.