--PAGE_BREAK--Альфред Маршалл (1842 — 1924) разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теорией стоимости. Концепция Маршалла получила широкое распространение в конце ХIX — начале ХХ века.
А. Маршалл вводит в экономическую науку много новых категорий, которые «прижились» и вошли в «золотой фонд» экономической теории. Например, категория «квазирента». Под ней понимается доход, извлекаемый из созданных человеком машин и других орудий производства. Следующая категория – «эффективный спрос». Под ним понимается спрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, достигает уровня, при котором продавцы согласны продавать.[6]
В соответствии с традициями классической политической экономии А. Маршалл учитывал в своем анализе широкий спектр объективных закономерностей. Однако и здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отразилось на трактовке стоимости. Формальнона протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма «жертв труда» со стороны рабочего и «ожидания» со стороны капиталиста. С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.
Реальноже стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стоимостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимости (реальным издержкам), ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения. А.Маршалл говорил: «Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства на стоимость».[7] Последователи Маршалла (В.Парето и др.) предлагали вообще отказаться от теории стоимости, полностью заменив ее теорией цены.
Анализ закономерностей движения цен в условиях конкурентной экономики, проведенный А.Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавали решающее значение в формировании цены то предложению (например, представители теории факторов производства), то спросу (представители предельной полезности), А.Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии как равнодействующие факторы, влияющие на уровень цен. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, — пишет он, — регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».[8]
Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий «спрос» и «предложение». Со стороны качества они трактуются в психологическом плане, а именно: «спрос» основан на желании покупателя приобрести блага, «предложение» же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н.Сениора).
Для обоснования количественных характеристик этих категорий А. Маршалл вводит в экономическую науку совершенно новые категории – «цена спроса» и «цена предложения» и разрабатывает их.
Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель согласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.[9]
Далее Маршалл рассматривает не только влияние спроса на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спроса в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его.[10] Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.
Под эластичностью спроса понимается степень колебания спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или повышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной — это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса — спрос неэластичен.
После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функциональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства. Под последними он понимает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматривает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены. Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения.[11]
После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совместил кривые спроса и предложения.[12] Цена равновесия устанавливается на пересечении этих кривых. Маршалл пишет: «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно
назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».[13]
Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и предложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения.[14] Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.
1.2.Сущность предложения. Объем и структура предложения
Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение— это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта.На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.
В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.
Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.
На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.
Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.[15]
Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только стоимость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их собственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов. Например, для владельца магазина к таким ресурсам относятся собственный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой могут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изменения в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факторы, участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое.
Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.
На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макроуровне — о совокупном предложении — реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.
Гл.2. Предложение и факторы его окружающие. Эластичность предложения
2.1. Суть закона предложения
На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсциссы (О) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16 единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, при цене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).
Рис.1. Кривая предложения
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:
S= f(P),
где S— предложение; Р— цена; f — функция.
Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает технический прогресс.Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.
Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:
S = f (P, Рr, К, Т, N, В),
где Рr — цены ресурсов; К— характер применяемой технологии; Т— налоги и субсидии; N— количество продавцов; В— прочие факторы.
Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S2.Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1-Q2 > Q1, а при цене P2-Q3 > Q2 (рис. 2).
Рис.2. Кривая изменения предложения
Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).
2.2. Эластичность предложения
«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.
Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?
Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в
результате; 1%-ного изменения другой.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене.Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
продолжение
--PAGE_BREAK--