--PAGE_BREAK--1.2 Особенности диверсификации производства
Диверсификация производства как форма организации производительных сил привлекла внимание, прежде всего, практических работников в связи с демонополизацией российской экономики, конверсией ВПК, расширением конкуренции. Но отечественной экономической наукой недостаточно изучены экономические, технологические и социальные аспекты явления. Теория не смогла предсказать возникновения многих трудностей, с которыми столкнулись предприятия, получив свободу выбирать любой вид деятельности, не запрещенный законодательством РФ. Поэтому обсуждение проблемы на страницах журнала можно считать определенным вкладом в ее решение.
Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики [25, C. 87].
Поскольку ни отечественная экономическая теория, ни эмпирические исследования не дают нам достаточной информации для анализа, постольку следующие утверждения основаны на известном в России мировом опыте.
Вопросы, связанные с диверсификацией производства стали особо привлекать к себе внимание и изучаться в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям. Причем диверсификация стала актуальна в связи с увеличением степени экономической свободы предприятий, расширением конкуренции, а также бурным развитием процесса конверсии военно-промышленного комплекса. Выбирать стратегию диверсификации производства стали многие российские предприятия, функционирующие в различных отраслях, преследующие самые разнообразные цели: от простого желания выжить до получения дополнительной прибыли [28, C. 167].
В последнее время достаточно много внимания уделялось особенностям процесса диверсификации производства именно на оборонных предприятиях, но отечественной экономической теорией недостаточно изучены экономические, социальные и технологические аспекты явления в целом и, в частности, проблемы формирования и реализации стратегии диверсификации.
Разработка стратегии диверсификации в основном связана с предпринимательской деятельностью и учетом влияния рыночных факторов, а также с грамотным анализом отрасли и конкуренции в ней. В процессе реализации стратегии особое внимание следует уделить аспектам управления людьми и деловыми процессами.
Реализация новой стратегии предприятия всегда связана с проведением организационных изменений. Если же этой стратегией является диверсификация, изменения необходимы в организационной структуре, в осуществлении управления персоналом, а также в организации производственного процесса.
Реализация стратегии является более сложным и трудоемким процессом, чем ее разработка. Именно особенности внедрения стратегии слабо изучены на отечественных предприятиях, и не существует четких правил и конкретных директив для того, чтобы можно было уверенно начинать действовать. Каждому руководителю необходимо найти свой подход с учетом конкретной ситуации, опираясь на собственный опыт, интуицию и используя имеющуюся информацию. Здесь следует отметить необходимость подготовки в России высококвалифицированных управленческих кадров, владеющих принципами и навыками стратегического управления.
Приведем требования, которые следует выполнять в процессе реализации стратегии [16, C. 88]:
– создание организационной структуры, способствующей успешному выполнению стратегии;
– формирование или пересмотр бюджетов для того, чтобы направлять достаточно ресурсов в те виды деятельности, которые определяют стратегический успех;
– увязывание системы вознаграждений и стимулирования с выполнением стратегии на высоком уровне и достижением поставленных целей;
– создание рабочего окружения и корпоративной культуры, поддерживающих стратегию;
– обеспечение внутреннего руководства (лидерства), необходимого для реализации стратегии и ее совершенствования в процессе реализации;
– установление соответствующих стратегии курсов и процедур;
– введение наилучшей практики и техники для обеспечения постоянного развития и совершенствования.
Представляется целесообразным учитывать эти требования и в процессе внедрения стратегии диверсификации производства в российских экономических условиях. Особенно необходимо обратить внимание на отбор и подготовку исполнителей стратегии: управленческой команды и производственного персонала.
Роль подбора, подготовки и переподготовки персонала возрастает при реализации стратегии диверсификации в неродственные отрасли, когда от персонала требуются новые навыки и знания. Следовательно, обучение должно быть включено в число главных пунктов плана действия, так как его необходимо провести уже на ранних стадиях процесса реализации стратегии.
В развитых странах диверсификация в функционировании предприятий имеет широкое распространение. В России также накоплен определенный опыт диверсификации предприятий и организаций в рыночных условиях.
Важнейшим мотивом перехода субъекта хозяйствования на путь диверсификации является снижение прибыльности его капитала, вложенного в традиционное производство. Выбор направлений диверсификации в значительной степени зависит от финансового состояния и возможности развития организации в будущем.
В строительной сфере диверсификация также широко используется, хотя имеется некоторая специфика. Для дальнейшего развития диверсификации в строительстве необходимо иметь инструментарий для определения эффективности диверсификационных процессов в отрасли. По мнению ведущих специалистов в данной сфере деятельности методы оценки диверсификации в России разработаны еще слабо [12, C. 89].
Упрощенно можно сказать, что диверсификация – это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав деятельности хозяйствующего субъекта новых сфер. После проведения мер по диверсификации организация расширяет свою сферу деятельности, переходит в большинстве случаев в категорию крупной и высоко интегрированной. В результате снижаются издержки производства и появляется синергетический эффект.
В России наблюдаются два пути диверсификации:
последовательное проведение диверсификации на базе основного вида деятельности организации, т.е. той отраслевой специализации, которая была основной до проведения диверсификации с использованием, в большинстве своем, уже освоенной технологии и имеющихся в распоряжении основных средств (так называемая связанная диверсификация);
отход от основной области деятельности и переход на производство новых товаров и услуг и освоение новых рынков сбыта. Это направление включает два вида диверсификации: несвязанную (конгломератную) и горизонтальную.
На начальных стадиях диверсификации обычно налаживается использование отходов производства, наличных производственных мощностей, освоенной сферы сбыта продукции и т.д.
При использовании несвязанной диверсификации значение основного производства ослабевает и может оказаться, что оно станет второстепенным. В России при данном виде диверсификации создаются новые организационные структуры: холдинги, финансово-промышленные группы и т.п. Даже когда вновь сформированные образования не называются по уставу холдингами или финансово-промышленными группами и регистрируются как открытые общества, они выполняют функции холдингов или финансово-промышленных групп.
При горизонтальной диверсификации в организации налаживается выпуск новой продукции (работ, услуг) с реализацией ее на уже освоенном рынке. Технология производства в данном случае не претерпевает значительных изменений, так как новые товары (работы, услуги) относятся к категории сопутствующих. Это по существу то же производство, что и при связанной диверсификации, но при связанной диверсификации новая продукция (работы, услуги) потребляется внутри самой организации, осуществляющей диверсификацию, а при горизонтальной диверсификации традиционная продукция реализуется на рынке строительных услуг.
Экономический эффект от осуществления как связанной, так и горизонтальной диверсификации может быть определен с помощью одних и тех же методических подходов.
При расчете коммерческого эффекта необходимо учитывать следующие, специфические для этого расчета, положения:
если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) – в денежных потоках от операционной деятельности;
если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.
В качестве основного притока реальных денег от операционной деятельности в соответствии с методическими рекомендациями принимается выручка от реализации продукции, определенная от конечной (реализуемой на сторону) продукции, а также прочие внереализованные доходы. Итоговые данные денежных потоков от операционной деятельности формируются в виде таблицы (см. табл. 1).
В состав притоков реальных денег от инвестиционной деятельности включаются доходы (за вычетом налогов) от реализации имущества и нематериальных активов (в частности и при прекращении проекта), возврата (в конце проекта) оборотных активов, уменьшения оборотности капитала на всех шагах расчетного периода.
В отток реальных денег от инвестиционной деятельности включаются вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода, ликвидационные затраты, вложения средств на депозиты и в ценные бумаги других хозяйствующих субъектов, в увеличение оборотного капитала, компенсации (в конце проекта) оборотных пассивов.
В качестве ограничений должны быть приняты:
объемы инвестиционных ресурсов, выделяемых для проведения диверсификации по всем шагам планируемого периода;
наличие оборудования, строительных машин и производственных площадей, которые могут быть использованы при планируемых дополнительных объемах выпуска продукции (работ, услуг) в результате диверсификации, осуществляемой строительной организацией.
Основным критерием, по которому должно приниматься решение о диверсификации по отдельному направлению, должно быть превышение его доходности над средним уровнем доходности (рентабельности) строительной организации в целом. Предпочтительными, естественно, являются те направления (формы) диверсификации, которые имеют наиболее высокий уровень такого превышения.
По каждому из двух вариантов оценки коммерческой эффективности проектов диверсификации строительного производства также должны быть выполнены нескольких альтернативных расчетов.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Анализ финансового состояния ООО «Электромонтаж» и необходимость диверсификации2.1 Характеристика ООО «Электромонтаж»
Фирма «Электромонтаж» образована в 2000 году группой физических лиц. Количество учредителей – пять человек. Форма собственности – частная. Основной вид деятельности – выполнение электромонтажных работ (любой сложности). ООО «Электромонтаж» имеет офис в городе, а также арендует помещения под офисы и склад для материалов. Персонал фирмы состоит из высококвалифицированных специалистов.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками и высоким качеством оказываемых услуг. В основу технологии оказания услуг заложена немецкая система качества.
Фирма успешно сотрудничает с известными немецкими фирмами. За время работы на рынке строительных услуг ООО «Электромонтаж» зарекомендовало себя с хорошей стороны. Услуги выполняются вовремя и качественно.
Фирма «Электромонтаж» выполняет следующие работы по электромонтажу:
– электромонтаж высоковольтного оборудования;
– монтаж оборудования среднего напряжения (системы освещения, автоматизация вентиляционного оборудования);
– монтаж слаботочного оборудования (телефонные и компьютерные сети, пожарные сигнализации, системы освещения при пожаре);
– техническое обслуживание всех электрических систем.
Основные материалы и оборудование поставляются из Германии, фирмами Хензель, Трилюкс, Сименс, Эссер, Филлипс и частично отечественными фирмами. Фирмы – поставщики материала, завоевали на Западе и в России отличную репутацию.
Миссия ООО «Электромонтаж» представляется следующей: «Удовлетворение потребности населения города и района в качественных и доступных услугах на строительном рынке».
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия – получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка.
Долгосрочные цели ООО «Электромонтаж»:
1. Сохранить лидирующие позиции на рынке строительных услуг.
2. Ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией).
3. Создать отдел маркетинговых исследований.
Краткосрочные цели ООО «Электромонтаж»:
1. Разработать план реализации на будущий год.
2. Подготовить информацию для передачи образующемуся отделу по маркетингу по поставщикам, клиентуре.
3. По отделу труда и заработной платы.
4. Составить положение об отделе стратегического развития.
5. Определиться с изменившейся организационной структурой: кто? кому? и на каких основаниях должен подчиняться и с каким отделом сотрудничать.
6. Составить программу развития фирмы на ближайшие 5 лет.
7. Составить программу модернизации оборудования.
8. Рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике, и если нет, то указать на «белые» пятна, доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе.
Для любого предприятия разработка и реализации целей будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Электромонтаж»
Проведем анализ финансового состояния предприятия.Деятельность ООО «Электромонтаж» в 2006 г. можно признать неуспешной, так как если в 2005 г. чистая прибыль общества составила 193 тыс. рублей, то в 2006 г. прибыли вообще не стало, а убыток составил 58 306 тыс. рублей (табл. 3).
Таблица 3. Активы ООО «Электромонтаж»
Наименование показателя
Код строки
2005 год
2006 год
1
2
3
4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка нетто от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
512563
532431
в том числе от продажи: готовых изделий
011
500310
406573
материалов
012
7916
17746
услуг
013
4337
108112
Себестоимость проданных товаров, в том числе:
020
423023
476174
готовых изделий
021
411421
364431
материалов
022
6253
14103
услуг
023
5449
97640
Валовая прибыль
029
89540
56257
Коммерческие расходы
030
3049
5326
Управленческие расходы
040
Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 – 020 – 030 – 040))
050
86491
50931
Проценты к получению
060
Проценты к уплате
070
18135
54339
Доходы от участия в других организациях
080
Прочие операционные доходы
090
857
182
Прочие операционные расходы
100
26307
15897
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки (050 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100))
110
Внереализационные доходы
120
23555
1
Внереализационные расходы
130
10163
39184
Прибыль (убыток) отчётного периода (строки 110 + 120 – 130))
140
56298
-58306
Налог на прибыль
150
17456
Отвлечённые расходы
160
Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода) (строки (140 – 150 -160))
170
38842
-58306
Чистая прибыль (до налогообложения) (140–150)
190
38842
Чистая прибыль (убыток)
190
193
-58306
В то же время анализ таблицы 3 показывает, что выручка общества возросла на 10,3% или на 19868 тыс. рублей. Также мы можем заметить, что в 2006 г. возросла себестоимость продукции с 423023 тыс. рублей до 476174 тыс. рублей или на 11,3%. Достаточно серьезно снизилась прибыль от продаж с 86 491 тыс. рублей до 50 931 тыс. рублей или на 58,9%.
Возросли проценты к уплате с 18 135 тыс. до 54 339 тыс., что также негативно сказалось на финансовом состоянии общества.
Таблица 4. Структура источников средств организации
Наименование раздела
абсолютный, тыс. руб.
относительный, %
изменение показателя
в процентах к общему изменению
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
абсолютного
относительного
Источники собственных средств
176 056
117560
36,0%
19,9%
-58 496
-16,1%
-58%
Заёмные средства
313 221
473185
64,0%
80,1%
159 964
16,1%
158%
Валюта баланса
489 277
590 745
100%
100%
101 468
0,0%
100%
Анализируя таблицу 4 необходимо отметить увеличение к концу 2006 г. заемных средств на 159964 тыс. рублей или на 33,8% и в структуре средств общества на 16,1%. Это в целом негативно сказывается на экономическом состоянии общества, так растут долги общества, а вместе с ними и проценты к уплате.
Таблица 5. Пассив сравнительного аналитического баланса
Источник средств
Показатель
Изменение показателя
абсолютный, тыс. руб.
относительный, %
абсолютное
относительное
относительное к итогу
2005 год
2006 год
2005 год
2006 год
Собственные средства
176 056
117 560
37,5%
20,7%
-58 496
-16,9%
-58,4%
Краткосрочные кредиты
190 292
352 717
40,6%
62,0%
162 425
21,4%
162,1%
Задолженность перед др. предприятиями
29 340
46 539
6,3%
8,2%
17 199
1,9%
17,2%
Задолженность перед бюджетом
29 493
20 329
6,3%
3,6%
-9 164
-2,7%
-9,1%
Задолженность по соц. обеспечению
17 410
18 315
3,7%
3,2%
905
-0,5%
0,9%
Задолженность по оплате труда
9 490
13 597
2,0%
2,4%
4 107
0,4%
4,1%
Прочие
16 966
184
3,6%
0,03%
-16 782
-3,6%
-16,7%
Итого
469 047
569 241
100,0%
100,0%
100 194
0,0%
100,0%
Исходя из данных таблицы 5 нужно отметить снижение собственных средств в структуре пассивов с 37,5% до 20,7%, но в то же время увеличение краткосрочных кредитов, что является достаточно важным моментом для развития фирмы. В то же время растут задолженности компании перед своими работниками (43,2%) и по соц. обеспечению (5,2%), что является негативном моментом. В то же время снизилась задолженность перед госбюджетом на 31,7%. В целом объем пассивов возрос на 100194 тыс. рублей.
Таблица 6. Оценка эффективности использования заёмных источников в 2006 г.
№
Показатель
без использования заёмных источников
с использованием заёмных источников
1
Активы
590 745
943 462
2
Собственный капитал
117 560
470 277
3
Заёмный капитал
190292
470 277
4
Прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль
56 298
56 298
5
Рентабельность актива
10%
6%
6
Рентабельность СК
48%
12%
7
Проценты за кредит
38058
94055
8
Налог на прибыль
19704,3
-13215,09
9
Чистая прибыль
36 594
-24 542
10
Рентабельность СК по чистой прибыли
31%
-5%
Оценивая эффективность заемных источников можно придти к обратному выводу – что они используются не слишком эффективно. Так рентабельность активов с заемными источниками составляет всего 6%, в то время как рентабельность активов без заемных средств составляет 10%. Рентабельность собственного капитала с заемными источниками составляет всего 12% против 48% рентабельности капитала без источников. Сильно отличаются показатели рентабельности собственного капитала по чистой прибыли, так как показатель этой прибыли с учетом использования заемных источников крайне низок – -24542 тыс. рублей, т.е. имеется не прибыль, а убыток.
Таблица 7. Структура имущества организации
Наименование раздела
абсолютный, тыс. руб.
относительный, %
изменение показателя
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
абсолютного
относительного
Внеоборотные активы
167 957
173 613
34,3%
29,4%
5 656
-4,9%
Оборотные активы
321 320
417 132
65,7%
70,6%
95 812
4,9%
Валюта баланса
489 277
590 745
100%
100%
101 468
Что касается структуры имущества общества, то оборотные активы в нем занимает главенствующую роль, а именно 65,7% в 2005 году и 70,6% в 2006 году. В 2006 году наблюдается снижение внеоборотных активов и увеличение доли оборотных активов.
Таблица 8. Степень ликвидности имущества
Степень ликвидности имущества
Показатель
Изменение показателя
абсолютный, тыс. р
структура, %
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
абсолютного
структуры
Трудореализуемые активы
167957
173613
34%
29%
5656
-5%
Медленно реализуемые
216227
289754
44%
49%
73527
5%
Быстрореализуемые активы
85403
125583
17%
21%
40180
4%
Наиболее ликвидные активы
19690
1073
4%
0%
-18617
-4%
Итого
489277
590023
100%
100%
100746
Анализируя таблицу необходимо отметить, что ликвидность имущества снижается. Так произошло резкое снижение наиболее ликвидных активов к концу 2006 года, в то же время возросли быстрореализуемые активы, а также труднореализуемые активы и медленно реализуемые активы.
Таблица 9. Направления использования активов в обществе
Направления использования
Показатель
Изменение показателя
абсолютный, т. р
относительный, %
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
абсолютного
относительного
Средства, используемые внутри предприятия
412954
480549
84%
81%
67595
-3%
Средства, используемые за пределами предприятия
76323
110196
16%
19%
33873
3%
Итого
489277
590745
100%
100%
101468
Направления использования активов в обществе в течении анализируемого периода практически не изменились. Так, если средства, используемые внутри общества в 2005 году составляли 84%, то к концу 2006 года они составили 81%.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Диверсификация производства ООО «Электромонтаж» 3.1 Проект диверсификации производства
Предложим диверсификационный проект для стабилизации финансового состояния предприятия.
Главная цель проекта:
получение прибыли от использования новых видов услуг в области строительства.
Предложим для внедрения несколько услуг:
1. Установка сигнализации (пожарной, охранной)
2. Установка отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха
3. Системы противопожарной защиты
4. Установка сантехники
5. Проектирование и консалтинг
Можно внедрить одновременно несколько услуг. Рассмотрим для примера некоторые из предложенных услуг.
Описание услуги:
1. Система вентиляции
Классификация типов вентиляционных систем производится на основе следующих признаков:
· По назначению: приточная, вытяжная и приточно-вытяжная система вентиляции
· По способу перемещения воздуха: естественная или искусственная вентиляции
· По зоне обслуживания: местная или общеобменная система вентиляции
Приточная вентиляция служит для подачи свежего воздуха в помещении по мере необходимости, подаваемый воздух нагревается и очищается от пыли. Вентиляция, напротив, удаляет из помещения загрязненный или нагретый воздух. Обычно в помещении устанавливается как приточная, так и вытяжная вентиляция. При этом их производительность должна быть сбалансирована, иначе в помещении будет образовываться недостаточное или избыточное давление, что приведет к неприятному эффекту «хлопающих дверей». Для устройства приточной вентиляции могут использоваться как наборные, так и моноблочные вентиляционные системы.
Естественная вентиляция создается без применения электрооборудования (вентиляторов, электродвигателей) и происходит в следствии естественных процессов – разности температур воздуха, изменения давления в зависимости от ветрового давления. Достоинствами естественных систем являются простота монтажа и надежность. Благодаря этому, такие системы применяются при строительстве типового жилья и представляют вентиляционные короба, расположенные в самых неудобных местах на куне или коридоре.
В механических системах используются оборудования и приборы (вентиляторы, фильтры, воздухонагреватели и т.д.), позволяющие перемещать, очищать и нагревать воздух. Такие системы вентиляции могут подавать воздух в вентилируемые помещения не зависимо от окружающей среды. На практике, в квартирах и офисах необходимо использовать именно искусственную систему вентиляции, поскольку только она может гарантировать создание комфортных условий.
Местная вентиляция предназначена для подачи свежего воздуха в определенные места (местная приточная информация) или для очистки загрязненного воздуха от вредных выделений (местная вентиляция). Местную вытяжную вентиляцию применяют, когда места выделения вредностей локализованы и можно не допустить их распространения по помещению. В этих случаях местная вентиляция достаточно эффективна и сравнительно недорога. Местная вентиляция используется, преимущественно на производстве. В бытовых же условиях применяется общеобменная вентиляция. Исключением являются кухонные вытяжки, которые представляют собой вытяжную вентиляцию.
Общеобменная вентиляция, в отличие от местной, предназначается для осуществления вентиляции во всем помещении. Общеобменная вентиляция может быть приточной и вытяжной. Приточную общеобменную вентиляцию, как правило, необходимо выполнять с подогревом и фильтрацией приточного воздуха. Поэтому такая вентиляция должна быть механической. Общеобменная вытяжная вентиляция может быть проще приточной и выполнена в виде вентилятора, установленного в окне или отверстии в стене. При небольших объемах вентилируемого воздуха устанавливают естественную вытяжную вентиляцию, которая заметно дешевле механической.
2. Системы охранной и пожарной сигнализации
Простые системы охранной и пожарной сигнализации состоят из датчиков, которые при обнаружении проникновения объекта на охраняемую территорию или при обнаружении возгорания срабатывают и сообщают на общую панель сигнал об этом. В том случае, если панель сигнализации установлена в режиме «охрана», то включается сирена, зуммер или телефон-дозваниватель, которые сообщают о том, что произошло срабатывание.
Если охраняемая территория обширна, то ее разбивают на охраняемые зоны. В каждой устанавливаются датчики обнаружения, которые отдельным проводом – лучом подключены к панели сигнализации. Таким образом, к каждой зоне в панели сигнализации приходит свой провод. При срабатывании датчиков, определяется по какому проводу пришел тревожный сигнал и показывается (с помощью панели) в какой зоне помещения произошло тревожное событие.
Эффективная работа системы в значительной степени определяется выбором типа датчиков, используется сигнализация проникновения. Необходимо учитывать множественный характер действий ограждений и особенностей конструкции, наличие полосы отчуждения, растительности и количества снега зимой, наличие вблизи железнодорожных и автомобильных магистралей, высоты строений, количество и характер разрывов в ограждении (калитка, ворота). Учитывая это, инженерам, проектирующим систему охраны периметра, необходимо сделать правильный выбор радиолучевых, инфракрасных, емкостных, вибрационных датчиков.
Сложные системы охранной сигнализации отличаются от простых:
1. способами подключения датчиков. Датчики подключаются к панели таким образом, что они фиксируют тревогу. Это позволяет более точно локализовать тревогу охраняемой территории.
2. способами постановки и снятия панели режима. Отдельные группы датчиков могут независимо сниматься с охраны. Это позволяет ставить их в отдельные комнаты, оставляя под охраной все помещение.
3. Запоминанием и возможностью просмотра всех происходивших событий. Все события (постановка и снятие с охраны, тревожные сигналы от датчиков и т.п.) фиксируются в специальной памяти и могут быть выведены на печать с указанием даты и времени.
4. возможностью подключения компьютера к панели сигнализации. Это создает дополнительные удобства работы и дает дополнительные возможности объединения системы сигнала с системами безопасности. В частности на экране монитора может быть представлены и установлены датчики. При тревожном событии место события отображается и на экране могут выводиться изображения от соответствующих видеокамер и т.п.
5. возможностью включать дополнительные средства безопасности, например, там, где сработал датчик, выдается тревожный сигнал в систему видеонаблюдения, который подается в мониторы нужных камер, выдает сигналы на запирание определенных дверей.
Соотношение цены и качества новых услуг позволит с успехом конкурировать на рынке строительных услуг.
Наиболее общими коэффициентами эффективности проекта являются следующие:
1. Коэффициент ликвидности – коэффициент, характеризующий платежеспособность фирмы, ее потенциальную возможность возвращать полученные взаймы средства. Численно определяется в виде соотношения частей актива и пассива баланса (1).
Текущий коэффициент=
Текущие активы
(1)
текущие пассивы
Текущий коэффициент на первый месяц=
5805+1500
= 1,14
1080+1797+3520
Текущий коэффициент на конец года=
14476
= 0,91
3757+9244+3058
2. Соотношение собственных и заемных средств: отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов, формула (2).
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов =
Текущие пассивы + долгосрочный долг
(2)
Собственный капитал
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов (на первый месяц) =
1797+3520+1080
= 4,26
1500
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов (на конец года) =
3058+12244+3757
= 4,0
1500
3. Коэффициенты прибыльности. Это отношение результата к выручке от продажи, выраженное в процентах. Коэффициент прибыльности – отношение чистой прибыли предприятия к объему реализации (выручке от продаж) или капиталу предприятия. А именно рассчитаем следующие коэффициенты: прибыль на общие активы (3), прибыль на собственный капитал (4), затраты по отношению к доходам (5).
Прибыль на общие активы
=
Чистая прибыль после выплаты налогов + расходы на выплату процентов – налоговые льготы на выплату процентов
(3)
сумма активов
Прибыль на общие активы (на первый месяц)
=
3734
= 0,51 = 51%
1500+5805
Прибыль на общие активы (на конец года)
=
7334
= 0,64 = 64%
14476
Прибыль на собственный капитал
=
Чистая прибыль в распоряжении учредителей
(4)
собственный капитал
Прибыль на собственный капитал (на первый месяц)
=
3734
= 2,11 = 211%
1500+90+176
Прибыль на собственный капитал (на конец года)
=
9313
= 4,40 = 440%
1500
Затраты по отношению к доходам
=
затраты (до выплаты налогов)
(5)
Доходы
Затраты по отношению к доходам (на первый месяц)
=
1689
= 0,23 = 23%
1500+5805
Затраты по отношению к доходам (на конец года)
=
2893
= 0,17 = 17%
14476
4. Коэффициенты оборачиваемости капитала. Коэффициент оборачиваемости – показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств. Вычислим следующие коэффициенты: оборот суммы активов (6), оборачиваемость запасов (7).
Полученные значения расчета коэффициентов можно прокомментировать следующим образом.
Текущий коэффициент ликвидности на первый месяц равен 1,14 – что говорит о возможности фирмы ответить по своим обязательствам перед клиентами, а текущий коэффициент ликвидности на конец года равен 0,91 – что свидетельствует о снижении уровня ликвидности, но в связи с этим надо сказать, что это связано со спецификой деятельности фирмы на рынке компьютерной техники, где практикуется предоплата за услуги 100%.
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов на начало года равно 4,26. Что означает, что долги фирмы на начало года превышают собственный капитал фирмы в 4 раза, что опять же связано с маркетинговой политикой фирмы, направленной на удовлетворение потребностей клиентов за счет их средств, а не за счет средств фирмы. Общая задолженность по отношению к доле собственного капитала в общей сумме активов на конец года несколько снижается и равна 4,0 что свидетельствует о некотором накоплении средств к концу года.
Важнейшими финансовыми показателями результатов деятельности для коммерческой фирмы являются коэффициенты прибыльности. Коэффициент прибыли на общие активы на начало года равен 51%. Это значит, что прибыль на общие активы на первый месяц составит 51%. Для первого месяца работы очень хороший результат финансовой деятельности. Коэффициент прибыли на общие активы к концу года возрастет до 64%, т.е. прибыль на общие активы возрастет на 13%, что свидетельствует об эффективной деятельности фирмы.
Прибыль на собственный капитал на первый месяц составит 211%, это реально означает, что на каждый вложенный рубль собственного капитала на конец первого месяца будет получено 2,11 рублей прибыли. Прибыль на собственный капитал на конец года составит 440%, это реально означает, что на каждый вложенный рубль собственного капитала к концу года прибыль возрастет до 4,4 рублей.
Затраты фирмы по отношению к доходам на первый месяц составят 23% или 23 копейки с каждого рубля. Затраты фирмы по отношению к доходам к концу года будут равны 17% или 17 копеек с каждого рубля. Рассчитанные выше коэффициенты прибыльности доказывают выгодность вложения капитала в данную фирму.
Коэффициенты оборачиваемости капитала. Оборот суммы активов за первый квартал равен 1,05. К концу года, за четвертый квартал, оборот суммы активов будет равен 1,03. Что является вполне удовлетворительным результатом.
Что касается коэффициента оборачиваемости запасов, то за первый квартал он составит 23,18, а за четвертый квартал будет равен 28,16. Такие большие значения оборачиваемости запасов планируемой маркетинговой политикой фирмы и спецификой деятельности компании в сфере услуг по обслуживанию оргтехники.
Оценка риска проекта
В настоящее время на рынке города немного фирм, предоставляющих клиенту полный комплекс услуг по строительству объектов. Благодаря сложившейся ситуации конкурентоспособный потенциал нашей фирмы по отношению к конкурентам, составляет, как оценивают эксперты, по меньшей мере 2.5/1 (на данный момент).
Исходя из оценок экспертов была проведена оценка риска. Оценка вероятности риска и приоритет представлены в таблице 10.
Таблица 10. Оценка вероятности риска и приоритет
Вид риска
Предполагаемая вероятность риска
Приоритет
Повышение цен на комплектующие
0.3
1
Недостаточный спрос
0.2
1
Снижение цен конкурентами
0.5
2
Неплатежеспособность потребителей
0.3
2
Рост налогов
0.1
2
Появление альтернативного продукта
0.3
2
Нестабильное качество комплектующих
0.1
1
Недостаток оборотных средств
0.2
2
Недостаточный уровень зарплаты
0.2
2
Отношение веса первого приоритета ко второму f=3
Веса групп:
W2=2/K*(f+1)=0.25 (где К – № приоритета = 2)
W1=(W2*(K‑1)*f+1–1)/K‑1=0.75
Веса простых рисков в первой приоритетной группе равны 0.75/3=0.25
Во второй группе: 0.25/6=0.042. Подсчет баллов, полученных для каждого риска представлен в таблице 11.
Таблица 11. Баллы по видам рисков
Вид риска
Вероятность риска
Весриска
Баллы (вероятность • вес)
Повышение цен на комплектующие
0.3
0.25
0.075
Недостаточный спрос
0.2
0.25
0.05
Снижение цен конкурентами
0.5
0.042
0.021
Неплатежеспособность потребителей
0.3
0.042
0.0126
Рост налогов
0.1
0.042
0.0042
Появление альтернативного продукта
0.3
0.042
0.0126
Нестабильное качество комплектующих
0.1
0.25
0.025
Недостаток оборотных средств
0.2
0.042
0.0084
Недостаточный уровень зарплаты
0.2
0.042
0.0084
ИТОГО
-
-
0.3172
Принимая показатель ИТОГО за 100 баллов, находим значения рисков в баллах, а также ранжируем риски по баллам таблица 20.
Таблица 12. Значение рисков в баллах и ранжирование
Вид риска
Значение в баллах
Ранжирование
Повышение цен на комплектующие
23.6
1
Недостаточный спрос
15.8
2
Снижение цен конкурентами
6.6
4
Неплатежеспособность потребителей
4.0
5–6
Рост налогов
1.3
9
Появление альтернативного продукта
4.0
5–6
Нестабильное качество комплектующих
7.9
3
Недостаток оборотных средств
2.7
7–8
Недостаточный уровень зарплаты
2.7
7–8
По результатам видно, что наибольшую опасность представляют риски:
1) Повышение цен на комплектующие;
2) Недостаточный спрос;
3) Нестабильное качество комплектующих.
Главная мера по борьбе с 1 риском – расширение спектра фирм-поставщиков. По оценкам экспертов средние вероятности риска 1 при увеличении числа поставщиков в 2 раза составит 0.1. Однако при этом произойдет увеличение средней вероятности реализации риска 3 до 0.15.
Для борьбы с риском 2 необходимо произвести широкую рекламную кампанию в СМИ и тем самым уменьшить вероятность его реализации, по оценкам, до 0.15.
Мера для борьбы с риском 3 – более тщательный выбор поставщиков. При его реализации нужно ограничить их круг надежными фирмами, хотя это и повысит вероятность риска 1.
Внедрение модели стратегического планирования позволяет выстроить систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Это позволит свести к минимуму неопределенность, авральность начальной стадии производственного процесса.
Следовательно, будут сокращены временные рамки ввода в действие новых видов деятельности фирмы, а значит и сведены к минимуму потери. Это ощутимая выгода в виде дополнительно заработанной прибыли.
На первом этапе бизнес-плана предполагается внедрение наиболее простых работ. Это сведет к минимуму возможный брак в работе, позволит наработать навыки.
В дальнейшем по достижении профессионального мастерства можно усложнять виды деятельности и виды услуг.
Такая стратегия позволит минимизировать затраты на освоение продукции.
Слишком много времени отнимает бумажная волокита. Заполнение различных необходимых, по мнению руководства, форм и подготовка финансовых документов, это главное, в то же время, явно недостаточно внимания уделяется рассмотрению различных стратегических вариантов, предлагающих альтернативные планы действия, или оценке степени риска и объемов реализации продукции.
На планирование и оценку вариантов развития тратится недостаточно времени в ООО «Электромонтаж». Между тем, составление бюджета при всей его важности должно завершать процесс стратегического планирования.
Необходимо тщательней анализировать альтернативы и обеспечивать единство запланированных действий и программ для всех важных служб и подразделений компании.
Не следует слишком увлекаться планированием там, где нельзя получить информацию о реальном положении дел. Бессмысленно планировать продать определенный объем продукции на определенном рынке, если отсутствует информация о действительных продажах.
Чтобы сделать производство более эффективным ООО «Электромонтаж» можно порекомендовать написание детального промежуточного плана (Компании хотят увеличить объем продаж на X%, или снизить расходы на X%, или сократить производственный цикл на много часов или дней. Тогда возникает вопрос: как они собираются осуществлять эти улучшения? Кто будет делать это и когда?).
ООО «Электромонтаж» необходимо наличие достаточно ясной цели, которая позволит характеризовать бизнес-план как одноцелевой, программный. Формулирование плана в терминах действий еще в большей степени приближает его к целевой программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий. Все это, вместе взятое, дает основание рассматривать бизнес-план как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам действий, направленных на успешное достижение цели – получения максимально возможной прибыли путем предпринимательской сделки.
Поскольку целью бизнеса является получение прибыли, постольку, планируя намеченную сделку, следует, прежде всего, разобраться, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. При оформлении бизнес-плана важно не упустить из вида фактор времени. Кроме величины прибыли, цель должна аккумулировать в себе и привязку этой величины ко времени ее получения.
При составлении бизнес-плана ООО «Электромонтаж» должно учитывать, что потребности в ресурсах и связанные с ними издержки должны включать как прямые, так и косвенные расходы на создание услуги. Последние неизбежно сопутствуют прямым издержкам и по величине способны превышать их.
В завершающем разделе бизнес-плана необходимо дать сводную характеристику эффективности предпринимаемого бизнеса, сделки. В нем в первую очередь следует обосновать прибыльность сделки. Следует уделить внимание ее социальной и научно-технической эффективности. В этом же разделе целесообразно проанализировать долговременные последствия сделки, включая благоприятные и неблагоприятные, а также связанные с ними дополнительные доходы и потери.
Кроме того, ООО «Электромонтаж» необходимо составлять финансовый план, который является составной частью бизнес-плана. Для того, чтобы эффективно решить задачу финансирования производственного бизнеса, необходимо знать:
– сколько требуется денег;
– когда они потребуются;
– откуда они поступят;
– кто будет их расходовать;
– на что они будут израсходованы.
Финансовый план, помогающий обеспечить выполнение всех указанных выше пяти условий. В свою очередь финансовый план входит в бюджет, который служит основой контроля расходов.
Он предоставит фирме право действия в ее финансовых пределах. И, наоборот, фирма не имеет права тратить деньги на цели, не предусмотренные бюджетом.
Бюджет является мерилом оценки эффективности работы фирмы.
Выделяют пять видов смет расходов и доходов, на базе которых производится составление и контроль исполнения бюджета:
1) смета доходов от реализации;
2) смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров;
3) смета текущих расходов;
4) смета капиталовложений;
5) кассовый план.
Смета доходов от реализации представляет собой прогноз объема реализации, то есть оценку объема продаж, который, по мнению отдела сбыта, может быть обеспечен в следующем (за текущим) году. Составление сметы доходов от реализации должно быть первым этапом процесса разработки бюджета, поскольку все остальные четыре вида смет являются производными. Другими словами, потребность в материалах, комплектующих изделиях и товарах, объем затрат на рабочую силу и т.д. (смета текущих расходов), потребность в оборудовании (капитальные вложения), а также баланс поступлений и платежей (кассовый план) – все это зависит от ожидаемого объема поступлений, указанного в смете доходов от реализации товаров и услуг.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Эффективность диверсификации производства
Как было уже выше сказано, для совершенствования финансового состояния в ООО «Электромонтаж», необходимо в первую очередь провести диверсификацию производства. Рассмотрим эффективность этого процесса.
Таблица 13. Активы ООО «Электромонтаж»
Наименование показателя
Код строки
2006 г.
2005 г.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка нетто от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
532431
609810
в том числе от продажи: готовых изделий
011
406573
601783
Материалов
012
17746
2345
Услуг
013
108112
5682
Себестоимость проданных товаров, в том числе:
020
476174
404783
готовых изделий
021
364431
390456
Материалов
022
14103
7895
Услуг
023
97640
6432
Валовая прибыль
029
56257
95678
Коммерческие расходы
030
5326
3456
Управленческие расходы
040
Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 – 020 – 030 – 040))
050
50931
60898
Проценты к получению
060
Проценты к уплате
070
54339
33211
Доходы от участия в других организациях
080
Прочие операционные доходы
090
182
1345
Прочие операционные расходы
100
15897
14051
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки (050 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100))
110
14981
Внереализационные доходы
120
1
12089
Внереализационные расходы
130
39184
25012
Прибыль (убыток) отчётного периода (строки 110 + 120 – 130))
140
-58306
2058
Налог на прибыль
150
Отвлечённые расходы
160
Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода) (строки (140 – 150 -160))
170
-58306
2058
Чистая прибыль (убыток)
190
-58306
2058
Деятельность ООО «Электромонтаж», после внедрения мероприятий по диверсификации, можно признать успешной, так как если в 2006 г. убыток был на уровне – 58306 тыс. рублей, то в 2005 г. чистая прибыль составит 2058 тыс. рублей.
В то же время выручка общества возрастет до 609810 тыс. рублей, себестоимость продукции несколько снизится, прибыль от продаж увеличится.
Таблица 14. Пассив сравнительного аналитического баланса
Источник средств
Показатель
Изменение показателя
абсолютный, тыс. р
относительный, %
абсолютное
относительное
относительное к итогу
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
Собственные средства
117 560
177 924
20,7%
32,0%
60 364
11,3%
-522,9%
Краткосрочные кредиты
352 717
328 245
62,1%
59,0%
-24 472
-3,1%
212,0%
Задолженность перед др. предприятиями
45 539
20 356
8,0%
3,7%
-25 183
-4,4%
218,1%
1
2
3
4
5
6
7
8
Задолженность перед бюджетом
20 329
9 467
3,6%
1,7%
-10 862
-1,9%
94,1%
Задолженность по соц. обеспечению
18 315
7 894
3,2%
1,4%
-10 421
-1,8%
90,3%
Задолженность по оплате труда
13 597
10 768
2,4%
1,9%
-2 829
-0,5%
24,5%
Прочие
184
2 043
0,0%
0,37%
1 859
0,3%
-16,1%
Итого
568 241
556 697
100,0%
100,0%
-11 544
0,0%
100,0%
Нужно отметить увеличение собственных средств в структуре пассивов, но в то же время незначительное снижение краткосрочных кредитов. В то же время снижаются задолженности общества перед своими работниками и по соц. обеспечению. Снижается задолженность перед госбюджетом.
Таблица 15. Структура оборотных средств
Наименование
Показатель
Изменение показателя
абсолютный, тыс. р
структура, %
2006 г.
2005 г.
2006 г.
2005 г.
абсолютного
структуры
Оборотные средства, всего
416410
402150
100%
100%
-14260
в том числе
1) запасы
290103
293394
69,7%
73,0%
3291
3,3%
в том числе, сырьё, материалы
80883
150456
19,4%
37%
69573
18,0%
готовая продукция
110796
86211
26,6%
21,4%
-24585
-5,2%
расходы будущих периодов
349
26207
0%
6,5%
25858
6,4%
2) НДС по приобретённым ценностям
15038
20054
4%
5%
5016
1%
3) дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев
110196
85321
26,5%
21,2%
-24875
-5,2%
в том числе прочие
110196
85321
26%
21,2%
-24875
-5,2%
4) денежные средства
1073
1814
0,3%
0,5%
741
0,2%
Оборотные средства общества в течение года снизились. Это говорит о нормализации деятельности службы сбыта в ООО «Электромонтаж». Возросли запасы, причем запасы сырья и материалов, снизилась дебиторская задолженность, несколько увеличился объем денежных средств.
Таблица 16. Структура внеоборотных активов
Состав основных средств
Остаток на 2006 г.
Остаток на 01.01.2005
Структура на 2006 г.
Структура на 01.01.2005
1
2
5
6
7
НМА
56,00
120,00
0,02%
0,07%
Основные средства
199559,00
121545,00
78,69%
69,18%
Незавершенное строительство
53920,00
53920,00
21,26%
30,69%
Долгосрочные финансовые вложения
78,00
110,00
0,03%
0,06%
Итого
253613,00
175695,00
100%
100%
Наблюдается рост основных средств в течение 2006 года, но в тоже время не изменяется доля незавершенного строительства и увеличиваются долгосрочные финансовые вложения.
Таблица 17. Показатели финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости
Показатель и его назначение
Расчетная формула
Значение показателей
Изменение показателей
Критерий по группам устойчивости
2006 г.
2005 г.
абсолютное
относительное
1
2
3
4
5
6
7
Коэффициент автономии
Собственные источники средств
19,9%
31,9%
12%
1,60
2 группа от 40% до 60%
показывает независимость предприятия от заёмного капитала
Валюта баланса
Коэффициент финансовой устойчивости
Собственные источники средств и средства, приравненные к ним
17,5%
30,8%
13,2%
1,75
характеризует долю источников, которую предприятие может длительное время использовать
Валюта баланса
Коэффициент концентрации заёмного капитала
Заёмные источники средств
80%
68%
-12%
0,85
показывает процент заёмного капитала в источниках
Валюта баланса
Коэффициент соотношения заёмного и собственного капитала
Заёмные источники средств
403%
29%
-374%
0,07
менее 101%
показывает сколько рублей заёмных средств приходится на 1 руб. собственного капитала
Собственные источники средств
Коэффициент обеспеченности источни-ками собственных оборот-ных средств
Собственные источники средств – Внеоботротные активы
-33%
1%
33%
-0,02
3 группа менее 30%
характеризует обеспеченность собственными источниками текущих потребностей предприятия
Оборотные активы
Коэффициент менёвренности
Собственные источники средств – Внеоботротные активы
-70%
32%
101%
-0,45
определяет свою долю собственного оборотного капитала в сумме собственного капитала
Собственные источники средств
ООО «Электромонтаж» по всем финансовым показателям является финансово устойчивым, причем в течение года наблюдается увеличение показателей финансовой устойчивости. Так резко увеличивается коэффициент маневренности, что говорит о снижении собственных средств, а также о низкой мобильности собственных средств, коэффициент автономии, что показывает, что роль заемных средств велика, коэффициент обеспеченности источниками собственных оборотных средств также сильно снизился. Возрастает коэффициент концентрации заемного капитала, что говорит о высокой его доли в финансах общества.
Таблица 18. Анализ динамики реализации продукции и прибыли
Анализ динамики реализации продукции и прибыли
Показатель
Код строки
Условное обозначение
Значение показателя
Изменение
за отчётный период
за аналогичный период прошлого года
абсолютное, тыс. р.
относительное, %
Выручка от реализации товарной продукции, работ, тыс. р.
010
В
609 810
532 431
77 379
15%
Полная себестоимость реализации товаров, продукции, тыс. р.
020+030+040
С
408 239
481 500
-73 261
-15%
Прибыль от реализации, тыс. р.
050
П (У)
60 898
50 931
9 967
20%
Уровень рентабельности от реализации товаров и продукции, (стр. 3 / стр. 1*100)
R
9,99%
9,57%
0,42%
4%
Анализ таблицы показывает рост выручки от реализации продукции на, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли от реализации. Уровень рентабельности продукции также увеличивается, что является положительным фактором для общества.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 19.Анализ коэффициентов деловой активности
Коэффициент
Значение показателя
Изменение коэффициента
отчётный год
предыдущий год
Коэффициент общей оборачиваемости средств
0,98
0,85
9,00
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств
1,49
1,30
0,19
Коэффициент оборачиваемости запасов
2,09
1,82
0,27
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
6,24
5,45
0,79
Средний срок оборота дебиторской задолженности
58,51
67,02
-8,50
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
7,12
6,21
0,90
Средний срок оборота кредиторской задолженности
51,29
58,74
-7,45
Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов
2,84
2,48
0,36
Коэффициент оборачиваемости собственных средств
4,13
3,60
0,52
Наблюдается повышение практически всех коэффициентов деловой активности, это говорит о том, что происходит оздоровление общества.
Рассмотрим эффективность наших предложений на примере прибыли.
Таблица 20. Прибыль
Показатели
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Валовая прибыль, тыс. руб.
56257
95678
150652
Можно видеть, что уровень прибыли в 2006 году возрастает на 57,45%, в тоже время уровень прибыли в 2006 году 70,07%. По отношению к 2005 году прибыль возрастает на 167,79%.
Это говорит об эффективности мероприятий, внедряемых в деятельность ООО «Электромонтаж».
Заключение
Диверсификация – это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав деятельности хозяйствующего субъекта новых сфер. После проведения мер по диверсификации организация расширяет свою сферу деятельности, переходит в большинстве случаев в категорию крупной и высоко интегрированной. В результате снижаются издержки производства и появляется синергетический эффект.
В России наблюдаются два пути диверсификации:
последовательное проведение диверсификации на базе основного вида деятельности организации, т.е. той отраслевой специализации, которая была основной до проведения диверсификации с использованием, в большинстве своем, уже освоенной технологии и имеющихся в распоряжении основных средств (так называемая связанная диверсификация);
отход от основной области деятельности и переход на производство новых товаров и услуг и освоение новых рынков сбыта. Это направление включает два вида диверсификации: несвязанную (конгломератную) и горизонтальную.
Экономический эффект от осуществления как связанной, так и горизонтальной диверсификации может быть определен с помощью одних и тех же методических подходов.
В развитых странах диверсификация в функционировании предприятий имеет широкое распространение. В России также накоплен определенный опыт диверсификации предприятий и организаций в рыночных условиях.
Важнейшим мотивом перехода субъекта хозяйствования на путь диверсификации является снижение прибыльности его капитала, вложенного в традиционное производство. Выбор направлений диверсификации в значительной степени зависит от финансового состояния и возможности развития организации в будущем.
В строительной сфере диверсификация также широко используется, хотя имеется некоторая специфика. Для дальнейшего развития диверсификации в строительстве необходимо иметь инструментарий для определения эффективности диверсификационных процессов в отрасли. По мнению ведущих специалистов в данной сфере деятельности методы оценки диверсификации в России разработаны еще слабо.
Надо иметь в виду, что диверсификация не может рассматриваться обособленно. Ее формы, объемы и методы должны вписываться в общую стратегию развития хозяйствующей организации.
Анализ показал финансового состояния ООО, что доля собственного капитала и средств, приравненных к собственным имеет тенденцию к значительному снижению. Финансовая зависимость организации от внешних инвесторов значительно повысилась и снизилась его рыночная устойчивость.
Проблема общества заключается в большом количестве медленно реализуемых активов – 44% в 2005 году в структуре активов, причем наблюдается тенденция к их увеличению – в 2006 году – 49%. Отсутствуют наиболее ликвидные активы, что негативно сказывается на деятельности предприятия, так оно не располагает резервами.
Наблюдается снижение запасов в ООО «Электромонтаж», что в целом оценивается неоднозначно, но это обусловлено большим количеством готовой продукции на складах завода и, следовательно, отсутствием необходимости в запасах, так как объем производства из-за затоваривания снижается.
На размер текущего запаса влияет периодичность поставок материалов по договору с поставщиками (цикл снабжения), а также объем их потребления в производстве.
Отсутствие долгосрочных вложений (78 тыс. рублей в 2006 году) говорит о кризисе в обществе и не дает возможности ему в дополнительных финансовых поступлений. В целом структура внеоборотных активов не претерпевает значительных изменений.
Также необходимо отметить, что серьезно снизилась рентабельность собственного капитала, что является негативным моментом, а также наблюдается тенденция к снижению рентабельности актива. За отчетный период структура активов анализируемой организации изменилась: уменьшилась доля внеоборотных активов, а оборотных, соответственно, увеличилась, но в сфере производства произошло сокращение оборотного капитала, так как на начало отчетного периода отношение основного капитала (внеоборотных активов) к оборотному составляет 0,5, а на конец отчетного периода 0,4.
Значительную часть оборотных активов занимает дебиторская задолженность, что создает финансовое затруднение, так как организация ощущает недостаток финансовых ресурсов для выплаты заработной платы. Это видно по сокращению денежных средств, которые в начале отчетного периода имели значительную долю в оборотных средствах.
Предложим диверсификационный проект для стабилизации финансового состояния предприятия.
Главная цель проекта:
получение прибыли от использования новых видов услуг в области строительства.
Предложим для внедрения несколько услуг:
6. Установка сигнализации (пожарной, охранной)
7. Установка отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха
8. Системы противопожарной защиты
9. Установка сантехники
10. Проектирование и консалтинг
Текущий коэффициент ликвидности на первый месяц равен 1,14 – что говорит о возможности фирмы ответить по своим обязательствам перед клиентами, а текущий коэффициент ликвидности на конец года равен 0,91 – что свидетельствует о снижении уровня ликвидности, но в связи с этим надо сказать, что это связано со спецификой деятельности фирмы на рынке компьютерной техники, где практикуется предоплата за услуги 100%.
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов на начало года равно 4,26. Что означает, что долги фирмы на начало года превышают собственный капитал фирмы в 4 раза, что опять же связано с маркетинговой политикой фирмы, направленной на удовлетворение потребностей клиентов за счет их средств, а не за счет средств фирмы. Общая задолженность по отношению к доле собственного капитала в общей сумме активов на конец года несколько снижается и равна 4,0 что свидетельствует о некотором накоплении средств к концу года.
Важнейшими финансовыми показателями результатов деятельности для коммерческой фирмы являются коэффициенты прибыльности. Коэффициент прибыли на общие активы на начало года равен 51%. Это значит, что прибыль на общие активы на первый месяц составит 51%. Для первого месяца работы очень хороший результат финансовой деятельности. Коэффициент прибыли на общие активы к концу года возрастет до 64%, т.е. прибыль на общие активы возрастет на 13%, что свидетельствует об эффективной деятельности фирмы.
Прибыль на собственный капитал на первый месяц составит 211%, это реально означает, что на каждый вложенный рубль собственного капитала на конец первого месяца будет получено 2,11 рублей прибыли. Прибыль на собственный капитал на конец года составит 440%, это реально означает, что на каждый вложенный рубль собственного капитала к концу года прибыль возрастет до 4,4 рублей.
Затраты фирмы по отношению к доходам на первый месяц составят 23% или 23 копейки с каждого рубля. Затраты фирмы по отношению к доходам к концу года будут равны 17% или 17 копеек с каждого рубля. Рассчитанные выше коэффициенты прибыльности доказывают выгодность проекта.
продолжение
--PAGE_BREAK--