Реферат по предмету "Право"


Избирательный процесс

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И УЧАСТКОВ 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ 4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ

КАНДИДАТОВ. 6. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ 4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ 5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ. 5.1ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ. 5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА 5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. 6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22 ВВЕДЕНИЕ Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и, так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины. Бокль Т. Всякий народ имеет то правительство, какого заслуживает.

Местр Еще и дореволюционной России и середине XIX- начале XX и. и условиях самодержавия под воздействием ряда социально-политических и иных факторов были первоначально учреждены выборные органы местного самоуправления, а затем в механизм функционирования государственной власти введен выборный представительный орган - Государственная Дума при одновременном становлении многопартийности, которая влияла на выборы.

В результате начала складываться новая область российского законодательства - избирательная. В Советской России, а затем в СССР формирование законодательства о выборах долгое время было неразрывно связано с однопартийной политической системой и включением его в государственное право в качестве одного из его институтов. Советская избирательная политика и законодательство исходили из принципа демократического централизма и максимальной унификации, которая но своей природе вовсе не тождественна гармонизации избирательного

процесса организация и проведение выборов осуществлялись на основе единого законодательства, при едином цикличности избирательного процесса всех звеньев системы Советов и организации выборов но мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в два тура при отсутствии возможности досрочного роспуска. При этом конституционно-правовая концепция местных Советов исходила из идеи непосредственного вырастания исполнительного органа из недр представительного.

В конце 80-х годов в развитии советской модернизированной модели представительной демократии лежали уже взаимосвязанные процессы реформирования системы и структуры представительных органов государственной власти, применения ряда инструментов механизма разделения властей, новых моментов в организации выборов и новых источников избирательного законодательства. В начале 90-х годов, особенно после распада СССР и образования

СНГ, вектор реформирования избирательной системы существенно изменился и реформа в этой области проводилась уже на основе государственно-политический демократизации и создания условий для проведения выборов на новой политико-правовой, федеративной, фактически многопартийной основе. Новое развитие получает многоуровневый механизм правового регулирования избирательных процессов, н ведущим элементом механизма становления нового варианта избирательной демократии является интенсивно

развивающийся процесс формирования новой правовой базы организации и проведения выборов на федеральном, региональном и местном уровнях. Выборы как форма непосредственной демократии и представительная система н совокупности приобретают значение фундамента реформирования государственной власти, создания необходимых условий для перехода от прежней единообразной модели представительства к смешанной, охватывающей как представительные, так и исполнительные органы, как органы государственной власти, так и местное самоуправление,

н на этой основе к более открытой государственно-общественной модели с вектором развития, направленным на обеспечение свободного волеизъявления граждан в ходе периодического и нефальсифицированного проведения выборов. Конституция 1993г. предопределяет не только новый подход к выработке и реализации федеральном и региональной избирательной политики, но и становление новых источников права с учетом федеративного характера государства, субъектами которого стали области, края и города федерального значения.

В целом это связано с переходом от территориально-административной организации избирательного процесса и централизованной формы его правового регулирования к федеративно-субъектной и децентрализованной при сохранении государственной целостности и общественной интегрированности. Вместе с тем этот переход порождает нестабильность в выработке и реализации избирательной политики и законодательства о выборах и связи с их частыми и серьезными изменениями, что ослабляет императивный

характер института выборов. Становление нового избирательного права накладывает существенный отпечаток на развитие выборных начал в государственном механизме с учетом принципа разделения властей и характеризует иной подход к размежеванию политических функции между обществом и государством избирательное право фиксирует политико-правовые основы их взаимодействия. прежде всего время пребывания у власти тех или иных лиц и передачи ее но итогам очередных свободных выборов.

Эти и другие аспекты развития избирательного права и избирательной политики оказывают прямое влияние на правовой статус избирателей, иных субъектов избирательного процесса и реализацию статуса. 1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина

Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации соответственно уровню проводимых выборов . Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные

представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти Президента субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года. Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной

службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях. Избиратель голосует на выборах в

Российской Федерации за или против кандидатов списка кандидатов непосредственно. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 2.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. Основанием для включения гражданина

Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются

в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке

или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию соответственно уровню проводимых выборов или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов

избирателей запрещается. 2.2 ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И УЧАСТКОВ Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60

дней до дня выборов. При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов

отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории

каждого субъекта Российской Федерации избирательный округ составляет единую территорию не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-

территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны

быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня выборов. 2.3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации избирательные комиссии субъектов

Российской Федерации окружные избирательные комиссии территориальные районные, городские и другие избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти

устанавливаются федеральными законами. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции

не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных

лиц, а также нижестоящих соответственно уровню проводимых выборов избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов

Российской Федерации. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2.4.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КОМИССИЙ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные

Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации четыре года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области

права. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан организует общегосударственную

систему регистрации избирателей разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование оказывает методическую, организационно-

техническую помощь избирательным комиссиям. Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Формирование избирательных комиссий субъектов

Российской Федерации осуществляется законодательными представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным представительным органом государственной власти субъекта Российской

Федерации. Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами положениями о местном самоуправлении.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата список кандидатов , или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.

Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов списков кандидатов , об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих

членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии, не позднее чем в трехдневных срок.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией соответственно уровню проводимых выборов или судом. 2.5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ. Право выдвижения кандидатов списков кандидатов принадлежит

избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения. Решения о выдвижении кандидатов списков кандидатов от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах конференциях федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений. Эти объединения могут объединяться в избирательные блоки.

Избирательные блоки пользуются правами избирательных объединений. Выдвижение кандидатов списков кандидатов от избирательного блока проводится на съезде конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решения о выдвижении кандидатов списка кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. В поддержку кандидатов списков кандидатов , выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов списков кандидатов , не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории

избирательного округа. Российское избирательное законодательство для исключения случайных кандидатов полагается на установление большого числа подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидата например для выдвижения на пост Президента РФ требуется собрать не менее одного миллиона подписей избирателей . Однако, как показала практика, проверка подлинности этих подписей весьма затруднена и в избирательные бюллетени все же попадает много малоизвестных и бесперспективных кандидатов.

Выдвижение кандидата возможно и непосредственно избирателями. Тогда оно проводится путем сбора .подписей . под заявлением кандидата о его выдвижении. Законы субъектов РФ не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата кандидатов непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников. Участие администрации предприятий, учреждений, организаций в сборе подписей, равно как и принуждение

в сборе подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускается. Запрещается сбор подписей в местах выдачи заработной платы. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах

Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, избрание в которые предусмотрено Конституцией РФ, и не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов РФ не менее 20 дней при выборах в органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Кандидаты списки кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших

кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата списка кандидатов . В случае если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему,

выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В случае отказа зарегистрировать кандидата список кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.

Мотивом отказа может служить только невыполнение требований законодательства о выборах. Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей

и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации работодателя

уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора соответственно уровню выборов к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 2.6.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия или бездействие избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию соответственно уровню проводимых выборов или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной

проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. 3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами

и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список

избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате квадратах , относящемся к кандидату кандидатам или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции против всех кандидатов списков кандидатов . Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить

всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно

вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,

вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. 4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.

При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией число

избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования число погашенных избирательных бюллетеней число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках число действительных избирательных бюллетеней число избирательных бюллетеней, признанных недействительными число голосов избирателей, поданных за каждую

из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию против всех кандидатов списков кандидатов . При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие

в голосовании, из подсчета исключаются. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные международные наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах

протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах

голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. На основании подлинных протоколов участковых, территориальных районных, городских и других избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования

или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных международных наблюдателей. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих

выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации. 5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ. В мировой практике референдум - это осуществляемое путем

тайного голосования утверждение или неутверждение гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие или несогласие с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют контрольными .

Встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума.

Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации Согласно этому Закону, референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти

народа. Референдум регулируется также Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное

Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на референдум. Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории

Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. 5.1 ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ. При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права всеобщего равного и прямого волеизъявления

при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от

них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения

референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. 5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Инициатива проведения референдума

Российской Федерации принадлежит 1 не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них 2 Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч.

3 ст. 135 Конституции РФ. Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора

подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со

дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группы

может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона О референдуме Российской Федерации . С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого

на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона, принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр

итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия РФ, проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской

Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума.

В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным

Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания. Референдум Российской Федерации назначает Президент

Российской Федерации. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет

Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные

Федеральным конституционным законом, прекращаются. Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума

не допускается. Решения и действия бездействие Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия бездействие комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума иди в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть

приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы заявления . Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу в том числе и в выходные дни таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб заявлений по вопросам, связанным с проведением

референдума. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме из расчета не более 3000 граждан на каждый участок

референдума. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию обнародованию не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации.

Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего участка. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме представляются для всеобщего ознакомления не

позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с

изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу заявление в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в нем, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы 1 федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей 2 воинским частям, военным учреждениям и организациям 3 благотворительным организациям и религиозным объединениям 4 членам избирательных комиссий, членам комиссий

по проведению референдума Российской Федерации. Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Запрещается также проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг за исключением информационных услуг , ценных бумаг, а также выплатой денежных

средств. Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий

по проведению референдума. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум. 5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится

текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами за или против , под которыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия решает вопрос о целесообразности приобщения

к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума. На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской

Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Федерации и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет

результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не

получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Постановлением Центральной комиссии результаты голосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений Федерального конституционного закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума

провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования обнародования постановления Центральной комиссии. Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию обнародованию Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает обнародует для всеобщего сведения

итоги голосования по каждому субъекту РФ. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного

правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ его права на участие в референдуме путем подкупа, обмена, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих

право на участие в референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. 6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы.

В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд. Избирательное право включает следующие правовые источники 1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной

Думы. 2. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. 3. Федеральные законы О выборах Президента Российской Федерации от 17 мая 1995 г О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. и Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления от 26 ноября 1996 г. 4. Федеральный конституционный закон О референдуме от 10 октября 1995 г регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума.

5. Другие федеральные избирательные законы, например Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва от 17 августа 1995 г. 6. Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например

о сроках проведения выборов в Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федерации, в которых нет собственных законоустановлений, и др. 7. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.

8. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций президентов и депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой

функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.

В избирательном процессе существенный момент его содержания составляет политическое гражданское доверие избирателей к государственным институтам и органам, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское доверие, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, определяет смысл современного избирательного процесса как механизма воспроизводства власти и избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту важнейшую общественную функцию.

В ожидании выборов 1999г. актуален вопрос активности избирателей и их правовой грамотности. Если верить социологическим опросам, только 6 наших сограждан читают предвыборные программы. Остальные делают выбор по принципу нравится - не нравится . Но в том-то и дело, что нравится или не нравится им не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют за брэнд, торговую марку. Путин - это сильная рука .

Примаков - стабильность , Зюганов - прекрасное прошлое . Именно это дает возможность манипулировать общественным мнением. Для этого применяются различные предвыборные технологии которые выливаются в информационные войны. Однако и это не повышает активности избирателей и доверия к кандидатам. Говоря языком психологии, -считает психолог А. Абель - мы имеем дело с недостаточной эмоциональной

значимостью для большинства населения успехов и неудач политиков. Люди считают, что все они одним миром мазаны , кто бы ни пришел, все равно будут воровать . Из-за этого поражение любимой футбольной команды воспринимается у нас куда горше, чем провал на выборах своего блока или кандидата. Отсюда и растущее равнодушие к информационным войнам. По мере того как компромат становится привычным, избиратель приобретает к нему иммунитет.

По словам Д. Шушакова, психотерапевта из Новокузнецка, количество избирателей, на решение которых можно повлиять предвыборными технологиями, снизилось с начала 90-х гг. на 40-60 . Теперь доверчивых осталось не более 15-20 . Психологи считают, что политическая реклама в большом количестве работает не на пользу, а во вред. Есть мнение, что чем назойливее и грязнее политики ведут свою кампанию, тем меньше людей придет к избирательным урнам. При явке от 40 до 60 в электорате будут преобладать

пенсионеры с их в основном левыми предпочтениями. В том же случае, если к урнам придет менее 40 , исход выборов может быть непредсказуем. Для того, чтоб гражданин нес ответственность за государство в котором живет, считаю, требуется уже в старших классах школы прививать правовую культуру ,особенно в области избирательного права. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы 1.Конституция РФ 2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.09.97

N 124-ФЗ ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ политико правовые и технологические аспекты. Государство и право 1997, 8 4.Баглай М.В. Конституционное право РФ М.1998 5.Лысенко В.И. Некоторые проблемы российского избирательного права.

Государство и право 1995, 8



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.