Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственный сектор в системе государственного регулирования экономики

--PAGE_BREAK--2. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность в республике Беларусь 2.1 Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования


Чтобы представить современное состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика: оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР; оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно — распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики; определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.

Беларусь была одной из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития. Занимая 1% территории бывшего СССР, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР [9, стр. 204].

Развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей. Наиболее зависимой от экономических связей оказалась промышленность республики, где оборот ввоза и вывода продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось для военных целей.

В целом годовой объем ввоза и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 г. составил 40 млрд. рублей, или более половины валового общественного продукта [9, стр. 208].

Существенной особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались № протяжении последних 20 лет.

Ежегодно падал прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс.

Отягощающее повлияли на экономику республики чернобыльская катастрофа и нездоровая экологическая обстановка в целом. Последнее десятилетие внесло существенные изменения в социально — экономическое развитие Республики Беларусь. Условно его можно разделить на два этапа: 1998-2002 гг. и 2003-2008 гг. На первом этапе распад СССР, разрыв хозяйственных связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследовательность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.

За 1991-1995 гг. существенно ухудшились все важнейшие показатели.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994-1995 гг.

несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. К концу 1995 г. в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.

Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и последующему росту. Она нашла отражение в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. », где в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие. Экономический спад был приостановлен в начале второго этапа. С 2003 г. заметно оживились многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. В 2003-2008 гг. в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, рост производства товаров народного потребления, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторгового оборота. Однако наряду с позитивными в этот период имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции по отдельным отраслям. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал, их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность валютного рынка повлекли нестабильность потребительского рынка, неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, бартерные сделки в реальном секторе экономики. В 1998 г. в России разразился финансово-экономический кризис. Его негативное воздействие на экономику Беларуси во многом было обусловлено [18]:

1. Высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России.

2. Низкой конкурентоспособностью белорусских товаров.

3. Отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех. Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства. Одна из особенностей белорусской модели — сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.

При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный — переходный — период. В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо: создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике; при достаточно высоком удельном весе государственного сектор экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде; сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования; сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы; создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.