Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственное регулирование экономики 5

--PAGE_BREAK--Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых това­ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен­ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.
Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль­тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха­рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора­тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек­ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова­ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус­таревших положений) классической и неоклассической экономической теории.
Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупно­го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место «несовершенная» конку­ренция. Это означает широкое распространение естест­венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш­ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.
Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состо­янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На­стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.
И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полно­мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933—1938) включал в себя следующие меры госу­дарственного регулирования макроэкономики.
1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благо­даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.
2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесце­нения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стои­мость долларами).
3. Закон о восстановлении промышленности (1933) предусмотрел введение в практику “кодексов честной конкуренции”, устанав­ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.
4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.
5. В интересах сокращения безработицы правительство организова­ло общественные работы.
6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регули­рование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказы­вать материальную помощь обедневшим слоям населения.
На практике была доказана высокая эффективность антикризис­ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис­тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес­ком направлении экономической теории.
Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma — образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став­ших образцом решения макроэкономических задач. Это  положило начало новому разделу экономической тео­рии — макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси­ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?
Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом яв­ляется не рынок, а государство.
Основные отличия государственного регулятора от рыночного ото­бражены ниже в таблице 1.
Таблица 1.
Признаки рыночного и государственного регулятора экономики. Рыночный регулятор Государственный регулятор Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств
Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы
Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами
Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами)
Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах
Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)
Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.
Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, на­деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из­вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает­ся двумя путями:
а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;
б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос­ти, порожденных НТР за счет инвестиций.
Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной эко­номики.
Основой государственного регулирования являются научные про­гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне­срочную (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор­циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж­отраслевых балансов.
Как правило, имеется три варианта прогноза:
— пессимистический (с наименьшими по величине показателями);
— оптимистический (с наибольшими значениями показателей);
— базовый (с более реалистическими показателями). Он принима­ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за­дачи экономического и социального развития страны.
По степени жест­кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) — применяет­ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со­циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.
Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономи­ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регу­лирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги… Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.
Третий принцип: осуществление государством политики «эффек­тивного спроса».
Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936)  исследовал причины спадов про­изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо­статочности покупательского спроса на предметы личного потребле­ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели­чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон… состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.
Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици­онные товары (средства производства).
Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впе­рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе­мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.
Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G:    Е = С + i+ G.
Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).
Таблица 2.
Планируемые расходы в некоторых странах, %
Страны и год
ВВП
Потребление домашних хозяйсти С
Валовые
инвестиции i
Государствен­ные закупки G
США (1993)
100
69
13
18
Япония (1992)
100
57
34
9
Россия (1993)
100
48
31
21
Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос го­сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У — Т.
Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага­емого дохода. Располагаемый доход (У — Т) — это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход — то, чем население может самостоятельно распорядиться.
Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следую­щая сумма переменных величин (из состава Е —  всех планируемых расходов): Т + G.
После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало оче­видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:
Е = (У- Т ) + i+ ( Т +С).
Это позволяет определить три направления государственной поли­тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст­вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това­ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.
Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.
Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управ­ления национальным хозяйством.
Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это осо­бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен­ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.
Впервые стали применяться агрегированные экономические величи­ны, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не под­даются непосредственному воздействию государства (склонность насе­ления к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независи­мые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчи­вых величин в математических моделях.
Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством наци­ональное хозяйство. Он исследовал закономерные коли­чественные связи макроэкономических величин — совокупных капита­ловложений и национального дохода; инвестиций и занятости населе­ния; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный харак­тер и необходимы для экономического прогнозирования.
Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента rот дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.
На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с  r1 до r2.
                    
   Ставка процента r

Рис. 1.6. Кривая ставки процента
Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см.  рис. 1.7).

Рис. 1.7. Кривая инвестиций.
На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).
Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффектив­ность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым — на эффективный спрос.
Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвести­ций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент — мультипликатор (лат. multiplicator — умножающий). Кейнс так охаракте­ризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост об­щей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым — к повышению потребительского спроса.
Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цеп­ной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызы­вают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).
Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государствен­ного регулирования легли в основу социально-экономической полити­ки правительств США, Англии и других западных стран, которая про­водилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название плани­руемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие ре­зультаты: это был наибольший период бескризисного развития миро­вой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Со­вершенно новыми были и ее социальные результаты.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции.
Деятельность государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.[5]
Выявление роли государства в экономике связано с раскрыти­ем его функций.Функция государства — это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач вза­имосвязанных действий, осуществляемых государством и со­зданными при его участии организациями.[3]
    продолжение
--PAGE_BREAK--В рыночной экономикеосновными функциями государства являются:
— правовая, регламентирующая порядок организации пред­принимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;
— протекционистская, обеспечивающая создание благоприят­ных возможностей для развития национальной экономики или от­дельных секторов и отраслей экономики;
— стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;
— хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объек­тов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (про­изводство общественных товаров, распределение ресурсов и т. д.);
— перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;
— социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными ма­териальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.
Следует подчеркнуть, что состав и содержание этих функций — динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.
Обострение социально-экономических проблем, наиболее рель­ефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов XX столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией — стаби­лизатора общественного воспроизводства.
Потребность в ней обусловливается необходимостью компен­сации «провалов» рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирование экономического роста, обеспе­чение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной струк­туре производства, противодействие инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в эко­номике: регулирование социальных последствий циклических пе­репадов производства; активная региональная политика, позволя­ющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; вне­дрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрас­ли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.
Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспо­собность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель — способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обес­печить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельно­сти.
Особое значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являют­ся объектом потребностей, которые не выражаются через плате­жеспособный спрос. Общественные товары отличаются от част­ных тем, что, во-первых, в их потреблении участвуют все граж­дане без исключения; во-вторых, они предоставляются гражданам на равных началах.
Важным направлением деятельности государства становится регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффек­ты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не от­ражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта явля­ется загрязнение окружающей среды металлургическим комбина­том, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Не находя отражения в рыночном механизме цено­образования, внешние эффекты приводят к снижению эффектив­ности его работы и к неоптимальному размещению благ в эконо­мике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве.
Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение. в 60-х годах XX века в качестве самостоятельной — социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструк­тура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодет­ных семей, безработных); многообразные отношения между тру­дом и капиталом. Необходимость участия государства в регули­ровании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.
Первая — потребность в компенсации ограниченных возмож­ностей внутрихозяйственного управления в балансировании инте­ресов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, пра­вовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного пер­сонала к участию в прибылях, с формированием и развитием партисипативного управления.
Вторая потребность — в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посред­ством предоставления инвестиций, государственных заказов пред­принимателям при выполнении ими определенных обязательств.
Неотъемлемый компонент хозяйственной функции государства в рыночной экономике — управление «своей» собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и от­чуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способ­ствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.
Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики — причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью ры­ночного механизма. Отсюда повышенная роль государства в осу­ществлении перемен в отраслевой и региональной структуре эко­номики, ее финансовой и инвестиционной сферах.
Главным в содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т. е. устранение монополии госу­дарства во всех сферах жизни общества. Его основными направ­лениями выступают: 1) создание негосударственного сектора; 2) замена административ­но устанавли-ваемых хозяйственных связей взаимовыгодными ры­ночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней тор­говли; 4) децентрализация функций госу-дарственного управления; 5) формирование механизма государственного регу-лирования эко­номики с доминированием экономических методов воздействия.
2.2. Формы государственного регулирования экономики.
Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следую­щие формы государственного регулирования экономики:
1. Государственное прогнозирование и программирование эко­номики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государ­ства; 2) степени охвата экономики-страны.
2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и на­логового регулирования обеспечивается государственное потреб­ление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.
3. Государственное потребление — правительственные закуп­ки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупно­го спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повы­шению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в раз­витых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.
4. Государственный заказ привлекает компании гарантирован­ным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью ис­пользовать промышленное и исследовательское оборудование, при­надлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредит­ных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание пе­регрева экономики.
5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная пере­стройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кри­зис; поддержка деятельности малорентабельных пред­приятий и отраслей; сглажи­вание диспропорций в социально-экономическом развитии отдель­ных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, иннова­ционного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.
6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целя­ми: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление бан­ковской системы.
7. Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения ком­плекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позво­ляет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить «демократизацию» собственности (посредством распре­деления части акций предприятий между их ра­ботниками); повысить эффективность использования обществен­ного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
       на рыночную экономику
Важный компонент механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ­ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо­мику.
По характеру действия выделяют методы административные и экономические. [6]
Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе­ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет­ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно­го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде­ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор­мализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйству­ющими субъектами вариантов действий.
Экономические методы призваны учесть многообразие инте­ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало­гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны­ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процес­сы формирования ими целей экономической деятельности, явля­ются средообразующими.
По способу применения различают методы прямого и косвен­ного воздействия.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.
Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.
Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики госу­дарства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определен­ный временной лаг между разработкой и применением государ­ством соответствующих мер и полученными изменениями в пове­дении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.
Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко­номическую политику государства.
Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало­говые льготы.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через ме­ханизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.
В рамках бюджетной политики государство оказывает косвен­ное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, до­таций и субсидий на подготовку управляющих и др.
Государственное регулирование цен, осуществляемое с помо­щью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и пред­ложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмисси­онная, направленная на ограничение денежной массы в обраще­нии, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, сни­жение налоговых ставок и др.).
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностран­ных инвестиций и др.
Реализация функций, форм, методов государственного регули­рования осуществляется посредством экономической политики государства.
2.4.Экономическая политика государства
Экономическая политика государства—это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики и вы­бранных средств их достижения. [2]
Средствами достижения целей выступают методы и инстру­менты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных ма­териальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов.
Неотъемлемым компонентом экономической политики являют­ся принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим мо­гут быть отнесены следующие принципы:
—научности. Политика должна основываться на научном ана­лизе объективных экономических отношений, присущих им зако­нов, общемировых тенденций общественного развития и специфи­ческих условий конкретной страны;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Децентрализация управления, учет издержек и результатов по центрам ответственности
Реферат Государственная политика в сфере управления демографическими процессами в Чувашской Республике
Реферат Редакторский анализ статьи Слово и его значение, или Как слова замещают вещи
Реферат Датчики управления двигателем автомобиля
Реферат Биосоциальное развитие человека будущего
Реферат 4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как независимой нации салютом и традиционными пикниками
Реферат Приготування страв "Курка смажена" та "Пісочні тістечка"
Реферат Основные положения теории русского социализма А И Герцена
Реферат Двусторонние американо-японские отношения в области безопасности
Реферат Учет страховых резервов предупредительных мероприятий
Реферат Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй
Реферат Организация и повышение эффективности производства зерна пшеницы в СПК Серьгинский Сивинского
Реферат Как появился компьютер
Реферат Организация и технология торговли в торгово-производственном коммунальном унитарном предприятии
Реферат Моделі ухилення від сплати податків в Україні