--PAGE_BREAK--Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкуренции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.
Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической и неоклассической экономической теории.
Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место «несовершенная» конкуренция. Это означает широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.
Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состоянии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.
И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полномочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933—1938) включал в себя следующие меры государственного регулирования макроэкономики.
1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благодаря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.
2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесценения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стоимость долларами).
3. Закон о восстановлении промышленности (1933) предусмотрел введение в практику “кодексов честной конкуренции”, устанавливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.
4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.
5. В интересах сокращения безработицы правительство организовало общественные работы.
6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регулирование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказывать материальную помощь обедневшим слоям населения.
На практике была доказана высокая эффективность антикризисной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассическом направлении экономической теории.
Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma — образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, ставших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической теории — макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от классиков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?
Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом является не рынок, а государство.
Основные отличия государственного регулятора от рыночного отображены ниже в таблице 1.
Таблица 1.
Признаки рыночного и государственного регулятора экономики. Рыночный регулятор Государственный регулятор Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств
Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы
Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами
Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами)
Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах
Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)
Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.
Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, наделенном своей собственностью. На этой основе образуется, как известно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создается двумя путями:
а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;
б) через создание предприятий новейших отраслей промышленности, порожденных НТР за счет инвестиций.
Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной экономики.
Основой государственного регулирования являются научные прогнозы социально-экономического развития страны на один год, среднесрочную (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропорциональности, определяемой с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов.
Как правило, имеется три варианта прогноза:
— пессимистический (с наименьшими по величине показателями);
— оптимистический (с наибольшими значениями показателей);
— базовый (с более реалистическими показателями). Он принимается за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и задачи экономического и социального развития страны.
По степени жесткости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) — применяется прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных социально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.
Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономика. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги… Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.
Третий принцип: осуществление государством политики «эффективного спроса».
Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов производства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон… состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.
Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства).
Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.
Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i+ G.
Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).
Таблица 2.
Планируемые расходы в некоторых странах, %
Страны и год
ВВП
Потребление домашних хозяйсти С
Валовые
инвестиции i
Государственные закупки G
США (1993)
100
69
13
18
Япония (1992)
100
57
34
9
Россия (1993)
100
48
31
21
Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос государства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У — Т.
Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход (У — Т) — это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход — то, чем население может самостоятельно распорядиться.
Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин (из состава Е — всех планируемых расходов): Т + G.
После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало очевидно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:
Е = (У- Т ) + i+ ( Т +С).
Это позволяет определить три направления государственной политики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следствием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные товары (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.
Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.
Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управления национальным хозяйством.
Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количественной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.
Впервые стали применяться агрегированные экономические величины, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность населения к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независимые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчивых величин в математических моделях.
Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством национальное хозяйство. Он исследовал закономерные количественные связи макроэкономических величин — совокупных капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный характер и необходимы для экономического прогнозирования.
Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента rот дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.
На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2.
Ставка процента r
Рис. 1.6. Кривая ставки процента
Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см. рис. 1.7).
Рис. 1.7. Кривая инвестиций.
На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).
Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым — на эффективный спрос.
Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент — мультипликатор (лат. multiplicator — умножающий). Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым — к повышению потребительского спроса.
Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).
Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции.
Деятельность государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.[5]
Выявление роли государства в экономике связано с раскрытием его функций.Функция государства — это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач взаимосвязанных действий, осуществляемых государством и созданными при его участии организациями.[3]
продолжение
--PAGE_BREAK--В рыночной экономикеосновными функциями государства являются:
— правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;
— протекционистская, обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей экономики;
— стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;
— хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т. д.);
— перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;
— социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.
Следует подчеркнуть, что состав и содержание этих функций — динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.
Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов XX столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией — стабилизатора общественного воспроизводства.
Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации «провалов» рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирование экономического роста, обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействие инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активная региональная политика, позволяющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.
Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель — способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.
Особое значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являются объектом потребностей, которые не выражаются через платежеспособный спрос. Общественные товары отличаются от частных тем, что, во-первых, в их потреблении участвуют все граждане без исключения; во-вторых, они предоставляются гражданам на равных началах.
Важным направлением деятельности государства становится регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не отражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды металлургическим комбинатом, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Не находя отражения в рыночном механизме ценообразования, внешние эффекты приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве.
Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение. в 60-х годах XX века в качестве самостоятельной — социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); многообразные отношения между трудом и капиталом. Необходимость участия государства в регулировании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.
Первая — потребность в компенсации ограниченных возможностей внутрихозяйственного управления в балансировании интересов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, правовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного персонала к участию в прибылях, с формированием и развитием партисипативного управления.
Вторая потребность — в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посредством предоставления инвестиций, государственных заказов предпринимателям при выполнении ими определенных обязательств.
Неотъемлемый компонент хозяйственной функции государства в рыночной экономике — управление «своей» собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.
Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики — причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью рыночного механизма. Отсюда повышенная роль государства в осуществлении перемен в отраслевой и региональной структуре экономики, ее финансовой и инвестиционной сферах.
Главным в содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т. е. устранение монополии государства во всех сферах жизни общества. Его основными направлениями выступают: 1) создание негосударственного сектора; 2) замена административно устанавли-ваемых хозяйственных связей взаимовыгодными рыночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней торговли; 4) децентрализация функций госу-дарственного управления; 5) формирование механизма государственного регу-лирования экономики с доминированием экономических методов воздействия.
2.2. Формы государственного регулирования экономики.
Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:
1. Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.
2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.
3. Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.
4. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.
5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.
6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.
7. Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить «демократизацию» собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику
Важный компонент механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.
По характеру действия выделяют методы административные и экономические. [6]
Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.
По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.
Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (введение системы тарифов и квот) политику государства.
Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.
Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.
Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.
В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.
Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.
Реализация функций, форм, методов государственного регулирования осуществляется посредством экономической политики государства.
2.4.Экономическая политика государства
Экономическая политика государства—это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики и выбранных средств их достижения. [2]
Средствами достижения целей выступают методы и инструменты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов.
Неотъемлемым компонентом экономической политики являются принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим могут быть отнесены следующие принципы:
—научности. Политика должна основываться на научном анализе объективных экономических отношений, присущих им законов, общемировых тенденций общественного развития и специфических условий конкретной страны;
продолжение
--PAGE_BREAK--