Реферат по предмету "Мировая экономика"


Глобализация и проблемы национальной безопасности

--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

3.1.  Экономическая безопасность РФ 1996г.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет, которая была одобрена
Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года №  608.

 Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.   

 Государственная стратегия включает:

  1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;
       2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

             3. Формирование экономической политики, институциональных прео бразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

В документе  1996 года выделены 4 основные направления, которые представляют угрозы экономической безопасности РФ:

1.     Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2.     Деформированность структуры российской экономики.

3.     Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4.     Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Каждое направление вышеописанных угроз выявлены в результате различных факторов, представленных в Приложении.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

 1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.
      2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

·       Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

·       Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

        3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.
      Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

3.2.  Современные вызовы экономической  безопасности России

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики

Проанализировав таблицу 25.8 и построенную на ее основе диаграмму, можно прийти к выводу о том, что налицо  энергетическая направленность экспорта Российской Федерации. Если добавить к минеральному сырью еще и древесину (которая вывозится из России в основном в виде круглого леса), то энергетическая статья экспорта РФ увеличится до 75%. В то же время доля машиностроительной продукции снизилась наполовину: с 10,2 до 4,9%, несмотря на то, что в абсолютном выражении она повысилась.

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении

Данные, представленные на таблице и диаграмме 13.2 и 25.8 (см. Приложение), относятся к периоду 2008 года, новые же показатели за 2009 год по данным Росстата выглядят следующим образом: падение промышленного производства снижение в промышленности в 2009 году стали максимальным с 1994 года. Основной причиной такого положения вещей стал кризис, который прежде всего ударил по автомобилестроению и машиностроению в целом.

Также на диаграмме 13.2 ярко выражена нестабильность индекса промышленного производства машин и оборудования: то падает, то повышается. Причиной такого положения может быть  не свертывание производства, а потеря производственных цепочек. Ранее ТЭК РФ и машиностроение образовывали единую систему, ТЭК работал на машиностроение, продукция которой впоследствии шла на экспорт, современная система экономики РФ поменяла свою направленность: ТЭК – теперь отдельная самостоятельная сфера, основной целью которой является добыча нефти и газа и последующая ее транспортировка в первичном виде в зарубежные страны. В связи с этим нужно отметить, что главной проблемой высматривается уже налаживание цепочек производства и построение общей системы всей промышленности РФ, особенно машиностроения, чтобы отрасли все не выживали по одиночке, а строили единую «взаимосоединяемую» систему  производственной жизни.

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России

Согласно  таблице 21.39 и 21 (см. Приложение), к высокотехнологичному сектору в России относятся лишь 7 компаний из 56, и на них приходится только 3% всей корпоративной капитализации страны. Зато на относительно низкотехнологичные секторы промышленности, прежде всего металлургию и металлообработку, приходится 50% всех компаний и почти 80% капитализации.

По данным таблицы21.20 (см. Приложение), расположенной выше, расходы на НИОКР по отношению к ВВП за 13 лет повысились, но незначительно. По сравнению с высокоразвитыми странами этот показатель у России значительно ниже, например, в США  — 2,6%  и 4,78 в Израиле[5]. По сравнению с данными государствами Россия находится в стороне от инноваций и НИОКР, хотя принята государственная программа по развитию нано-технологий. Тем  не менее, показатель доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в три раза ниже порогового значения (5,2% против 15%[6]).

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления

Иностранные компании все больше и больше занимают рынок, причем внутренний, из-за чего отечественным предприятиям все сложнее и сложнее конкурировать с иностранными производителями (см. Приложение, табл. 25).  Так, по данным Нестле и незасисимым экспертам доля импорта на российском рынке одежды составляет уже! 95%. Нестле контролирует в России 40% рынка растворимого кофе, 40% кулинарной продукции, а также 50% готовых завтраков и 20,5%  рынка шоколада. Кроме того, нужно отметить, чтоколичество ТНК в России огромное и дифференцированное, России необходимо ужесточить присутствие таких компаний на своем рынке, а также как можно эффективнее использовать научно-технический потенциал, который остался с советскихвремен, и приобретать иностранный опыт.   
 
Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры и     ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли

Из таблицы 10 (см. Приложение) видно, что количество дел об административных правонарушениях только увеличиваются, что говорит о том, что даже административные правонарушения происходят чаще, чем несколько лет назад. Эта проблема связана с тем, что суды не успевают рассмотреть дела, кроме того, нормативно-правовая база постоянно меняется и ее регулирование рассматривается сложным.

В 2003 году всего выявлено 232,8 тыс. экономических преступлений, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 16,6%.  Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 40,1 млрд. руб., что на 18,6% больше аналогичного показателя прошлого года (33,8 млрд. руб.).  Более трети (38,4%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления[7].

В целом нужно отметить, что пагубное воздействие коррупции в любой стране мира ощущается. По данным Всемирного банка ежегодно в мире выплачивается взяток на сумму 1 трлн. долл.  По подсчетам некоторых экономистов доля «неформального сектора» в 1996 году составляла 50%. В 1993 году среди привлеченных МВД РФ к ответственности за коррупцию работники министерств, комитетов и государственных структур составили 47%. На современном этапе количество привлеченных по данному же направлению не уменьшается, но возникает особая ситуация, когда привлекают к ответственности тех, сумма взяток которых по сравнению с реальными взятками незначительна. Таким образом, «чистка» носит в основном только показательный характер. Стоит при этом упомянуть, что половина россиян считает, что коррупцию в России не искоренить, чуть меньший процент считает, что коррупция  необходима для россиян.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы необходимо сделать несколько важных выводов о взаимосвязи глобализации и национальной, в том числе экономической, безопасности.

В первую очередь, нужно отметить, что глобализация  — это объективный процесс и избежать его ни одному субъекту мировой экономики невозможно, поскольку эра «железного занавеса» теперь уже сложно воспроизвести.

         Во-вторых, глобализация несет в себе не только положительные последствия, но и негативные, о которых в последнее время стали в мировом сообществе говорить все больше и больше. Одной и таких сторон является проблема национальной безопасности. Наиболее важным для экономистов является экономическая безопасность. Если рассматривать США, то здесь в рамках всего государства существует Совет безопасности и другие государственный департаменты, целью которых является сохранение статуса-кво сверхдержавы американской экономики. В своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский называет США  единственной мировой сверхдержавой в истории всего человечества, апперируя доминированием США в 4 сферах жизни общества: экономическая, культурная, военная, технологическая. Самой важной сферой является экономическая, поскольку именно она позволяет стране доминировать в других 3 сферах. Поэтому важно придавать огромное значение не только экономическому развитию страны, но и экономической безопасности.

         Что касаемо Российской Федерации, то в стране принята в 1996 году стратегия экономической безопасности РФ.  В 3 главе произведен анализ тех угроз, которые были отмечены в стратегии 1996 года. В ходе работы были выявлены те угрозы, которые до сих пор с 1996 года являются актуальными для российской экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

1.     Арин О.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. -М.: Флинта-Наука, 2007

2.     Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2005 С.46.

3.     Путилин Б.Г. Национальная и международная безопасность. — М. 2001

4.     Фирсов В.А. Воздействие глобализации на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. — М., 2006

5.     Широков Г. Глобализация. — М., 2005

6.     Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. — М., 2004

7.     Левашов В.К. Глобализация, социальная безопасность и национальная стратегия // Российский экономический журнал. 2005, 3

8.     Невский В. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовы взяться за «атомную дубину»?//Правда, 2007

9.     Панарин А.С. «Имперская республика» на пути к мировому господству // Общественные науки и современность, 2003, 4. С. 151

10.Иноземцев В.Л. Глобализация и неравенство:  что – причина, что следствие? Россия в глобальной политике, № 1, с.158-175, 2003.

11.Норберг Ю. В защиту глобального капитализма. М., Новое издательство, 272 с., 2007.

12.Святенко И.Ю. Проблемы глобализации и защиты национальных интересов России // Право и безопасность, 2002, 2

13.Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М., Издательство «Европа», 168 с., 2007.

14.Синицын И.М., Шутова Т.В. Экономическая глобализация: некоторые Российский статистический ежегодник, 2009 г. Статистический сборник

15. Аспекты проблемы экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 5(8) — 2006

16.Джадан И. Рынок глобальной безопасности //Агентство политических новостей   www.apn.ru 

17.Леонидов С.А. Россия в системе международной безопасности // Национальная безопасность  www.nationalsecurity.ru 

18.Материалы сайта www.internet-school.ru

19.МВД  www.mvd.ru

20.Росстат http://www.gks.ru

21.Lancaster C. Aid to Africa. So much to do, so little done. Chicago, London, Univ. of Chicago Press, table 5, p.70, 1999.

22.Revel J.F. The anti-American obsession: Its functioning, its causes, its inconsequentialness. San Francisco,Encounter Books, 2003.

23.Wallerstein I. The end of the world as we know it. Social science for the twenty-first century. Minneapolis(Mn.), University of Minnesota Press, 277 p., 1999.


ПРИЛОЖЕНИЕ
                        Таблица   25.8. Товарная структура экспорта Российской Федерации
                         (в фактически действовавших ценах)




1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Экспорт – всего

78217

100

103093

100

181600

100

241473

100

301244

100

351928

100

467912


100

в том числе:





























продовольственные товары
и сельскохозяйственное сырье
(кроме текстильного)

1378

1,8

1623

1,6

3292

1,8

4492

1,9

5514

1,8

9090

2,6

9298

2,0

минеральные продукты

33278

42,5

55488

53,8

104950

57,8

156372

64,8

198631

65,9

228436

64,9

326010

69,7

продукция химической
промышленности, каучук

7843

10,0

7392

7,2

12003

6,6

14367

6,0

16757

5,6

20802

5,9

30264

6,5

кожевенное сырье, пушнина
и изделия из них

313

0,4

270

0,3

353

0,2

330

0,1

367

0,1

337

0,1

354

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4363

5,6

4460

4,3

7020

3,9

8305

3,4

9535

3,2

12263

3,5

11561

2,5

текстиль, текстильные изделия
и обувь

1154

1,5

817

0,8

1119

0,6

965

0,4

967

0,3

952

0,3

870

0,2

металлы, драгоценные камни
и изделия из них

20901

26,7

22370

21,7

36707

20,2

40592

16,8

48936

16,3

55963

15,9

62105

13,2

машины, оборудование
и транспортные средства

7962

10,2

9071

8,8

14100

7,8

13505

5,6

17437

5,8

19667

5,6

22900

4,9

прочие товары

1026

1,3

1603

1,5

2056

1,1

2545

1,0

3101

1,0

4420

1,2

4552

0,9

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009г. Статистический сборник
Диаграмма 25.8 Доля минеральных ресурсов

в экспорте товаров РФ (в процентах к итогу)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.