Реферат по предмету "Мировая экономика"


Внешнеэкономическая деятельность 2

--PAGE_BREAK--• ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;
• открытие валютного счета в уполномоченном банке;
• изучение системы федеральных органов и организаций, зани­мающихся рассмотрением и оформлением документов, необ­ходимых для прохождения процедур нетарифных ограниче­ний вывоза и ввоза продукции;
• маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и под­готовку конкурентного листа;
• расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого ин­формации;
• поиск иностранного партнера и проведение переговоров;
• подготовку проекта контракта и согласование его коммерчес­ких и валютно-финансовых условий.
Планирование внешнеторговой операции также базируется на результатах маркетинговых оценок внешнего рынка, изучения цен, сторон деятельности своего будущего партнера, оценки его финан­совой платежеспособности и репутации на рынке. Кроме того, дан­ный процесс требует знания всех этапов подготовки и совершения типовой международной коммерческой сделки, сопровождающих­ся подготовкой и оформлением стандартных проформ и докумен­тов: товарных, транспортных, страховых, финансовых и т.п.
Третья группа функций в составе ВЭД — это оперативно-ком­мерческие функции предприятия: подготовка, а затем исполнение внешнеторговой сделки и всех сопутствующих ей процессов.
2. Международная практика государственного регулирования.
В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство адми­нистративных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно эко­номического характера.
Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории условно можно выразить формулой:
Кmax + Mmin = Эopt
где Кmax — максимальный уровень конкуренции на рынке;
 Mmin— минимальная степень влияния на состояние активности рынка;
Эopt— оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.
Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в мо­дели современного механизма рынка. Основной предпосылкой ста­новления этого процесса послужила высокая степень зрелости ин­дустриальной рыночной системы в странах Запада и необходи­мость ее регламентации с целью устранения монополизма, по­скольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консерва­тивную, антисоциальную направленность, исключающую конку­ренцию.
Главной причиной развития средств производства (автомати­зация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации ра­бочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и инсти­тутами.
Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых то­варопроизводителей, изменившая многие процессы — развитие организационных форм собственности и производственной систе­мы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обес­печение собственных интересов. Здесь и проявилась необходи­мость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и оп­ределенного единообразия действий на рынке.
Государственное регулирование в международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспо­собность национального капитала на мировом рынке обеспечива­лась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой по­литики. Также отмечается эпизодический характер государствен­ного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии меха­низма государственного регулирования в западных странах обозна­чился после Второй мировой войны.
Способы государственного регулирования
Современной практике известно множество способов государст­венного регулирования — долгосрочноепрогнозирование и средне­срочное индикативное планирование, краткосрочное оператив­ное, которые обеспечиваются с помощью экономических инстру­ментов, мер кредитного и фискального характера, административ­ных и организационно-правовых форм, демонополизации рыноч­ной конкуренции.
Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели фор­мирования стратегии и приоритетов в развитии национальных от­раслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной про­дукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономи­ческого роста; структурной перестройки и модернизации нацио­нального хозяйства; решения социальных проблем.
Использование методов долгосрочного регулирования харак­терно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позво­ляет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли состав­ляет: США — 14,5%, Германии — 11%, Японии — 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно раз­витых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на миро­вом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у ос­новных стран-продуцентов превышает 40% (США) — 65% (Япо­ния).
Эволюцию механизма государственного регулирования и этапы его становления можно проследить на примерах отдельных госу­дарств.
Так, во Франции, где в развитии процессов регулирования про­слеживаются три этапа, принципиальную роль сыграло долгосроч­ное прогнозирование экономики, изменение целей которого отра­жало общие направления перемен в экономической стратегии го­сударства.
Идея прогнозирования заключалась в выборе приоритетных на­правлений развития — определении базового экономического сек­тора, технологии производства и рынков сбыта.
Для реализации этих целей на начальном послевоенном этапе во Франции был принят план модернизации и реконструкции эконо­мики — «план Моне» (1946 г.), которым предусматривалось использование методов дирижизма, т.е. жесткой разрешительной системы государственного финансирования инвестиций.
Превратившись с помощью национализации наиболее крупных банков в основного банкира, государство изыскивало также и дру­гие возможности накопления, аккумулируя в своих руках средства населения путем создания крупных фондов сбережений (депозитно-сберегательные кассы, кассы взаимопомощи и др.) для выбо­рочного финансирования капиталовложений, обеспечения «не­рентабельных» инфраструктурных инвестиций, содействия обнов­лению основного капитала.
К середине 50-х гг. Франция отказалась от дирижизма и пере­шла на индикативное планирование. Последнее получило широкое развитие и в других странах.
Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительст­во, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каж­дые 3—5 лет необходимые объемы промышленной продукции, раз­меры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плано­вых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объеди­няются в общую государственную программу. С недавнего времени стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами.
Индикативный план носит рекомендательный характер, но пред­усматривает для участвующих в его выполнении предприниматель­ских структур различные привилегии — льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана — это борьба за высокую норму при­были.
Индикативный принцип регулирования экономики сохраняет­ся: в 1993 г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Совре­менный этап государственного регулирования во Франции пред­ставляет собой в основном стратегическое планирование в общеевропейских масштабах, направленное преимущественно на региональное развитие.
Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные напреодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.
Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредствованное актом купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные экономически процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредст­вом изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того -налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструмен­тов, системы страхования и стимулирования экспортного произ­водства. Экономические методы в зарубежной практике государст­венного регулирования базируются на законодательной основе.
Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в эконо­мику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нор­мативных актах правительства или управленческих решениях (ис­ключающее отношения эквивалентности).
Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной эконо­микой) имеет место регулирование, основанное на командно-ад­министративной распределительной системе хозяйствования. В основе его — использование контрольных цифр и заданий, гос­заказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государст­венного кредитования, в том числе в иностранной валюте, исполь­зование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.
Антимонопольное регулирование
Помимо названных методов государственного регулирования в мировой практике существуют также и организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они по­строены на законодательной основе, определяющей права различ­ных предпринимательских структур (фирм, акционерных компа­ний, трестов, консорциумов и т.п.) и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов произ­водителей и потребителей от ограничительных акций монополий.
Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды.
Кроме того, антимонопольное регулирование дает возможность не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на на­циональном рынке, но и оказывать влияние на экономические процессы в других странах.
Принятие первых антимонопольных законов относится к про­шлому столетию: в Канаде— 1889г., в США— 1890г. (Закон Шермана). К настоящему времени система демонополизации рыноч­ной конкуренции, благодаря обновлению законодательства о кон­куренции, создана в Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Финляндии, Италии, Канаде и в других странах. Отличительной ее чертой стал универсальный характер всех видов ограничительной деловой практики, а также тенденция к распространению конку­ренции на те сферы деятельности, которые ранее подпадали под го­сударственное регулирование (энергетика, транспорт и др.).
Следует также заметить, что монопольно-ограничительный ме­ханизм может быть основан на одном из двух принципов: амери­канском и европейском. Характерная особенность первого — за­прещение определенных видов монопольной практики, которое идет от Закона Шермана и используется в Канаде, Аргентине, Гер­мании и ряде других государств, в том числе и развивающихся.
В антимонопольном законодательстве других стран — членов ЕС и Японии — действует принцип контроля и регулирования, что не исключает возможности создания монополий и договоров мо­нопольного характера, если они не нарушают свободу конкурен­ции. В этом случае механизм антимонопольного регулирования предусматривает критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии запрещения ее соответствующими госу­дарственными органами. Одним из критериев считается (во Фран­ции, Германии, Японии, Великобритании) чрезмерный объем (сверх допустимого) реализации товаров и услуг конкретным объ­единением.
В Римском договоре (п. 1, ст. 85), регулирующем свободу конку­ренции внутри ЕС, такими критериями являются: «установление прямо или косвенно покупных или продажных цен или других, от­носящихся к сделке условий; ограничение или контроль над про­изводством, сбытом, технологическим развитием или капитало­вложениями; распределение рынков или источников снабжения; применение к торговым партнерам неравного подхода при равных условиях, ставящего их тем самым в неблагоприятное положение при конкуренции».
Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и на рын­ках других стран. Так, Закон Шермана распространяется на участ­ников экспортных операций в случае недобросовестных методов конкуренции и их последствий для внутри- и внешнеторговых опе­раций. К примеру, в Германии принят закон об ограничении кон­куренции, который предусматривает запрещение экспортных кар­телей, если они нарушают международные обязательства государ­ства или способствуют сужению конкуренции на внутреннем рынке.
3. Экспорт и импорт.
В странах развитой рыночной экономики особое место в систе­ме регулирования внешней торговли принадлежит методам стиму­лирования национальных экспортеров, направленным на обеспече­ние приоритетов и различного рода привилегий. Эти методы разнообразны, соотношение многочисленных элементов достаточно подвижно, что придает гибкость всей системе, которая изменяется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и состояния мировых рынков.
Отличительной особенностью современного механизма стиму­лирования экспорта является его комплексный характер, включаю­щий одновременное использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товара и создание возможности беспрепятст­венного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства. Причем этот механизм реализуется как внутри страны, так и за рубежом.
Мероприятия по стимулированию промышленного экспорта в России впервые были обозначены в государственной программе развития ВЭД на ближайшую перспективу, принятой в мае 1992 г. К сожалению, сырьевая направленность российского экспорта не только сохраняется, но и продолжает усиливаться, несмотря на то, что экспорт машинотехнической продукции (кроме вооружения) сегодня практически не ограничивается ни квотированием, ни ли­цензированием, ни экспортными пошлинами.
Видимо, этих мер недостаточно для улучшения структуры внешней торговли. Мировой опыт свидетельствует, что ключевым направлением в политике структурных изменений в экономике является поддержка тех областей национальной экономики, кото­рые могут стать основой экспортоориентированного экономичес­кого роста.
В немалой степени этому способствует система поддержки со стороны государства, а также такая форма организации промыш­ленного производства, которая позволяет концентрировать ресурсы (материальные, финансовые, технологические) в точках его роста.
Сохранение тенденции к падению экспорта машинотехнической продукции в настоящее время обусловлено прежде всего фак­торами долгосрочного характера.
Во-первых, изменившаяся в мире расстановка сил отразилась на географии распределения экспорта в пользу развитых государств, переориентация на рынки которых, однако, пока не может компен­сировать сокращения объема поставок России на прежние восточ­но-европейские рынки машин и оборудования.
Кроме того, отказ России от технико-экономического содейст­вия другим странам, как одного из способов продвижения машинотехнической продукции на зарубежные рынки, на долю которого приходилось около одной трети всего объема экспорта данной группы, привел не только к снижению (более чем на 58%) объемов поставок, но и сокращению финансирования в счет государствен­ных кредитов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Наконец, либерализация цен и ВЭД в России резко увеличила интерес к вывозу сырья, не требующего особых затрат, профессио­нальных знаний внешних рынков, маркетинговых исследовании и других параметров.
Для наращивания выпуска отечественной конкурентоспособ­ной продукции с высокой степенью переработки прежде всего не­обходимо финансирование производства путем кредитования вы­пуска экспортного оборудования.
Кроме того, важно пробудить материальный интерес экспорте­ра-производителя путем ускорения процедуры возврата НДС и рублевого эквивалента за принудительно обмененную часть валют­ной выручки.
Подобная задержка означает применение дополнительного скрытого налога на экспорт в условиях постоянного роста инфля­ции. В современных условиях крайне необходимо ускорить созда­ние информационной инфраструктуры в сфере ВЭД.
Помимо отсутствия у большинства российских экспортеров опыта оценки своих конкурентных преимуществ, они лишены пол­ноценной информации о внешних рынках сбыта, финансовых, та­моженных нормах и правилах, мерах нетарифного ограничения, действующих в странах потенциальных партнеров.                                                                               
Поддержка развития промышленного экспорта в России со сто­роны государства предполагает прежде всего создание системы кредитования и страхования экспорта с одновременным восста­новлением государственного кредитования экспортных проектов, в первую очередь в инвестиционной сфере. В связи с этим образо­ваны Межведомственная комиссия по стимулированию экспорта и Российский экспортно-импортный банк.
В числе организационных форм стимулирования экспорта зна­чатся такие, как поддержка кооперации технологически связанных производств по выпуску конкурентоспособной экспортной про­дукции путем акционирования предприятий, создания специали­зированных трастовых компаний с передачей им контрольных па­кетов акций конкурентоспособных производственных комплексов через Фонд госимущества в доверительное управление, содействие в акционировании конкурентоспособных производителей-экс­портеров и специализированных ВО МТ РФ.
Особо важна организация финансово-промышленных групп технологически связанных конкурентоспособных производств, научно-исследовательских организаций, специализированных торговых фирм, банков и инвестиционных фондов с привлечением иностранного капитала с целью обеспечения устойчивости экс­портного воспроизводства технологических комплексов по выпус­ку технически сложной конечной продукции.
Необходимо также усилить поддержку лизинговой деятельнос­ти специализированных компаний за рубежом, то есть деятельнос­ти по внешнеторговым арендным операциям с оборудованием и техникой и связанного с ней стимулирования экспорта услуг по мо­дернизации эксплуатируемого оборудования, информационных услуг, а также услуг банковско-страхового характера.
Средства поощрения экспорта
Основными средствами поощрения экспорта становятся: субсиди­рование, кредитование и страхование экспортно-импортных опе­раций, налоговые льготы, а также стимулирование вывоза и ввоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочные капиталовложения в экспортное производство.
Все более важное значение в связи с расширением международ­ной торговли сложными и дорогостоящими товарами приобретает финансовое содействие экспортерам. Оно обеспечивается путем предоставления фирмам-экспортерам различных финансовых услуг, а также средств из государственного бюджета. Несмотря на за­преты международных организаций, некоторые страны прибегают к выдаче экспортерам субсидий из госбюджета для покрытия разни­цы между высокой внутренней ценой и низкой на аналогичную про­дукцию на мировом рынке. Субсидии дают возможность экспорте­рам снижать цены на вывозимые товары и таким путем расширять свой экспорт, а частным фирмам — проникать на труднодоступные рынки. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции. Поэтому подписавшие их страны ищут другие способы.
Одним из способов субсидирования экспорта национальных то­варов является поддержание заниженного курса национальной ва­люты, которым периодически успешно пользуется Япония для за­воевания зарубежных рынков. Точно так же многие страны уходят от прямого субсидирования экспортных поставок и переносят сти­мулирование в сферу производства с высокой экспортной ориентацией, обеспечивая развитие научных исследований и их использование в промышленных отраслях.
Широко распространено государственное субсидирование уст­ройства и проведения экспозиций путем обеспечения экспортеров выставочными средствами и площадями, организации постоянно действующих торговых центров за границей.
Формы государственного кредитования
Особое место в экспортном стимулировании занимают различ­ные формы государственного кредитования, в том числе и льготного. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру как среднесроч­ных, так и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения (с участием государства), а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кре­дитам на основе соответствующих законов, имеющихся во всех раз­витых странах. Последнее означает, что государство берет на себя все риски — как экономические, так и политические (как правило, по крупным контрактам), покрывающие 80—90% стоимости экс­портного кредита.
Страхование экспорта
Важной особенностью стимулирования экспорта является его страхование, связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками, усилившимися в международной деловой практике. Роль страхования в последние годы возросла, особенно в связи с тяжелым валютно-финансовьм положением многих стран, непогашением кредитов, отсрочкой платежей, многочисленными военными действиями в отдельных регионах мира, политической нестабильностью государств.
В большинстве стран страхованием занимаются государствен­ные и полугосударственные организации (страховые общества). Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков (например, политических) и связанных с ними убытков (ввиду ука­занных выше причин), страховые общества большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрица­тельно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций. Поэтому основной путь, по которому идут страховые организации США, Японии и Западной Европы, — расширение объемов и видов стра­хования, совершенствование системы определения платежеспо­собности покупателей и т.п.
Налоговые и иные льготы
Методами стимулирования экспорта являются различные нало­говые льготы. Суть их чаще всего состоит в освобождении постав­щиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операций; в предоставлении льготных условий амортизации; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва раз­вития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестиро­вания за границей.
Довольно широко в экспортной международной практике сти­мулирования применяется метод финансовых льгот, основанный на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при им­портировании сырья для нужд экспортного производства, и осво­бождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы.
Большинство западных государств в целях стимулирования на­ционального экспорта идут на государственное финансирование на основе различных правительственных программ помощи развива­ющимся странам, поставок вооружения, вывоза сельскохозяйст­венной продукции и других, что делается в основном из политичес­ких интересов, но также в соответствии с программами междуна­родных организаций.
     В центре внимания развитых государств в последнее десятиле­тие находится вопрос о поддержке притока производственных мощностей из-за рубежа. Развитые страны, сами являясь активными экспортерами капитала, принимают меры по стимулированию притока иностранных инвестиций.
Чаще всего это относится к производствам, нацеленным не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на экспорт большей части продукции. Например, в Великобритании наиболее значимую поддержку получают иностранные фирмы, работающие в области робототехники, биотехнологии, волоконной оптики, микроэлектроники, программного обеспечения ЭВМ.
Для дальнейшего привлечения технологий и иностранных ин­вестиций с целью увеличения экспортного потенциала в этих госу­дарствах создаются беспошлинные таможенные территории, кото­рых в мире сейчас более пятисот.
Даже Япония, внешнеторговая политика которой до 1980 г. от­личалась оборонительным характером по отношению к иностран­ным инвестициям, принятием Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей перешла «от запрещения с разреше­нием как исключение» к «разрешению с запрещением как исклю­чение» по отношению к иностранным инвестициям.
Организационно-техническое содействие
В условиях ужесточившейся конкуренции на мировом рынке возрастает роль организационно-технического содействия государ­ства национальным фирмам в освоении новых рынков и расшире­ния масштабов экспортных операций. В механизм организацион­ного содействия вошли такие способы, как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информа­ции, представление интересов частных экспортеров в правительст­венных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. Многие правительственные министерства зарубежных государств имеют специальные подразделения для оказания помощи экспор­терам в получении крупных заказов, снабжении их информацией о проведении международных торгов и их условиях, в поиске контр­агентов на зарубежных рынках.
     Стремясь обеспечить решение задачи поддержания и стимули­рования экспорта, зарубежные страны активно вовлекают в этот процесс государственные органы и госаппарат на всех уровнях уп­равления. В процессе выявления новых приоритетов в области внешнеторговой деятельности создаются специальные органы, способные обеспечить и реализовать меры по финансированию, страхованию, кредитованию экспортеров-производителей.
Импортная политика
Практика государственного регламентирования импорта в за­падных странах опирается прежде всего на конкретную импортную стратегию и строится с учетом важнейших принципов и правил межгосударственных отношений, которые зафиксированы в согла­шениях международных экономических организаций.
Позиции отдельных государств в отношении импорта сущест­венно отличаются друг от друга, что зависит от ряда условий: уров­ня конкурентоспособности национальных товаров на мировом и внутреннем рынках; соотношения между объемом экспорта и им­порта, т.е. структуры внешнеторгового оборота; участия в регио­нальных экономических блоках и международных организациях.
Стратегия западных государств в отношении импорта направле­на на то, чтобы, во-первых, обеспечить защиту национальных от­раслей промышленности от иностранной конкуренции, во-вто­рых, создать предпочтительный режим для импорта конкретного круга товаров из отдельных стран и регионов и, наконец, противо­действовать дискриминационным мерам других государств. В связи с этим определяется базовая основа формирования структу­ры пошлин и их размеров.
Главным проводником политики наибольшей либерализации в послевоенное десятилетие выступали США, стремясь как можно шире открыть рынки стран — довоенных конкурентов, которые значительно ослабили свои позиции: Германии, Англии, Японии. Однако в начале 70-х гг. лидерство в снижении тарифных и нета­рифных барьеров захватили страны ЕС. Хотя для третьих стран эти барьеры сохраняются на прежнем уровне. Снижение ограничений и пошлин наблюдается в последнее десятилетие в Японии.
Выход Японии с высококонкурентной продукцией вынуждает США менять импортную стратегию для преодоления складываю­щихся сегодня неблагоприятных для нее тенденций во внешней торговле. Это связано с ухудшением для США общих условий экс­порта высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции и услуг, потенциальная возможность вывоза которых на мировой рынок оценивается в 600 млрд долл. в год, а также со сни­жением конкурентоспособности традиционных отраслей американского экспорта — автомобильной, текстильной, металлурги­ческой и др. К примеру, японские автомобили занимают более 30% американского рынка, в то время как американские на японском рынке — сотые доли процента.
По сравнению с американской и японской импортной полити­кой западноевропейская отличается сравнительно большей про­текционистской направленностью в силу меньшей конкуренто­способности ее товаров и нежеланием потерять преимущества, ко­торые дает объединение в экономический союз.
Одновременно на международном уровне страны ЕС выступают против введения новых протекционистских ограничений, за сни­жение уровня чрезмерно высоких тарифов, за уступки развиваю­щимся странам со стороны высокоразвитых.
В свою очередь, импортная политика развивающихся госу­дарств направлена против эскалации Запада, т.е. на повышение пошлин на ввоз их продукции в зависимости от степени переработ­ки, сокращение нетарифных ограничений в виде глобальных и ин­дивидуальных квот, мер «добровольного ограничения» импорта, ослабления санитарно-технических норм и прочих условий.
В этом разнообразии внешнеэкономических ориентации глав­ным направлением в мировой торговле остается либерализация импорта за счет снижения таможенных тарифов. Между тем сред­ний размер импортных пошлин развитых государств достиг такого низкого уровня, при котором дальнейшее существенное уменьше­ние таможенных тарифов связано с полной их ликвидацией.
Тем не менее Япония выступает за еще большую либерализацию внешней торговли, предполагая полностью отменить в наиболее развитых государствах пошлины на промышленную продукцию, а на другие товары — снизить. Она требует также пересмотреть усло­вия импорта услуг.
В самой Японии средний уровень импортных пошлин составил (к середине 90-х гг.) 2,5%, при том, что в ЕС по отношению к тре­тьим странам они составляли в среднем 2,7%, у США — 3,5%, у большинства других стран 8-11%.
Однако уровень пошлин дифференцируется и в этих государст­вах в зависимости от степени обработки продукции, повышаясь в отношении готовых изделий до 10% и более. Непомерно высок уровень пошлин в России — до 40% (транспортные средства) и более.
Обеспечением законодательной базы регламентирования внешнеэ­кономической сферы в странах Запада занимаются высшие выбор­ные органы (парламент, конгресс, национальное собрание), кото­рыми определяется внешнеторговая политика, правовые нормы регулирования, а также ратифицируются внешнеторговые догово­ры. Процессом регулирования внешней торговли занимаются и правительственные органы. В США, например, эти обязанности возложены на Госдепартамент, Министерство торговли, Минис­терство финансов. Кроме того, большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право подписывать внешнетор­говые соглашения с другими странами, устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на торговлю кон­кретными товарами и т.п.
В Японии внешнеторговым регулированием занимается Ми­нистерство внешней торговли и промышленности, которое прини­мает все решения по текущим вопросам внешнеэкономической по­литики, и Министерство финансов.
В Германии эту роль выполняет федеральное правительство, Министерство экономики и финансов, а также МИД в лице отде­лов внешнеэкономической политики, отношений с развивающи­мися странами, европейской интеграции.
Однако у всех правительственных ведомств западных государств есть общие тенденции в организации государственного регулиро­вания внешнеэкономической сферы. Это прежде всего централи­зация данных функций и включение в процесс регулирования су­дебных органов. Особенно активен этот процесс в США, где создан специально Суд по делам международной торговли.
4. Принципы международных расчетов.
Понятие международных расчетов
Международные расчеты включают платежи по денежным тре­бованиям и обязательствам, возникающим в процессе внешнетор­говых сделок и иных отношений между иностранными фирмами, компаниями, организациями и отдельными лицами. А это, в свою очередь, подразумевает выбор соответствующих условий платежа (наличный расчет или кредит), форм расчетов (инкассовая, аккре­дитивная и т.д.), средств платежа (платежные документы), финан­совых гарантий (банковские обязательства), а также каналов обеспе­чения платежа (банки и финансовые учреждения).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Принципиальным отличием международных расчетов от внут­ренних является то, что они связаны с обменом национальных валют через валютные операции. Поскольку национальная валюта, являясь платежным средством внутри страны, утрачивает эти функции за ее пределами, при заключении внешнеторговых сделок между контрагентами возникает необходимость согласовать во­прос о выборе валюты, в которой будет производиться платеж.
Особенностью международных расчетов является то, что в пла­тежном обороте иностранная валюта выступает не в качестве на­личных денежных знаков, а в виде банковских и кредитных платеж­ных средств, таких, как телеграфные и почтовые переводы, чеки и векселя.
Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, получили название девизы.
Они реализуются в форме расчетно-платежных документов, ко­торые обращаются между банками-корреспондентами экспорте­ров и импортеров. В международном платежном обороте использу­ются и наличные денежные знаки, например туристами или коман­дированными за границу. Но и в этом случае преимущество отда­ется таким средствам расчетов, как специальные дорожные или ту­ристические чеки, денежные аккредитивы и т.п.
Необходимость обмена валют в международных расчетах вызва­на объективными условиями — отсутствием единой валюты, кото­рая могла бы выступать законным и общепризнанным всеми госу­дарствами платежным средством. В то же время условия современ­ного состояния углубления и расширения процессов технологичес­кого разделения труда и интернационализации мирового хозяйст­венного развития вызывают необходимость сравнения национальных стоимостей и единого денежного эквивалентного обмена. Эта необходимость возрастает, так как валютные операции переросли рамки ограниченной банковской сферы деятельности, превратив­шись в масштабную банковскую индустрию по отслеживанию и фиксации изменений валютных курсов основных развитых госу­дарств, национальная валюта которых признана свободно конвер­тируемой (СКВ).
К разряду СКВ Международный валютный фонд (со второй по­ловины 80-х гг.) относит доллар США, фунт стерлингов Великоб­ритании, марку Германии, французский франк, японскую иену, т.е. валюту государств, отменивших валютные ограничения по те­кущим операциям (поступления и платежи по внешнеторговым и транспортным операциям, а также другие виды разовых платежей).
Основные валютно-финансовые проблемы, по которым пыта­ются найти согласованные решения правительственно-финансо­вые круги групп стран «семи», «пяти» и «трех» (включая их различ­ные сочетания: США, Япония, ФРГ, Канада, Великобритания, Франция, Италия), — это координация и недопущение резких от­клонений от нормы таких экономических критериев, как бюджет­ный дефицит, уровень инфляционных и процентных ставок и со­стояние внешнеторгового баланса в развитых странах. Учитывает­ся, что именно они оказывают нежелательные воздействия на меж­дународную валютно-финансовую сферу.
Механизм международных расчетов
Значительная доля в сфере международных расчетов приходит­ся на внешнеторговые платежи по поводу поставок товаров, предо­ставлению услуг и выполнению работ; погашению коммерческих кредитов и исполнению гарантий.
Традиционно механизм расчетов по внешнеторговым операциям складывается в виде встречных потоков между продавцами (экс­портерами) и покупателями (импортерами) — товарного и платеж­ного, чаще всего в форме телеграфных или почтовых переводов и платежных поручений банков своим корреспондентам об уплате конкретной суммы указанному контрагенту.
Суть его состоит в том, что импортеры, получив товарные доку­менты от экспортеров, направляют последним платежные доку­менты, подлежащие оплате в иностранной валюте, которые они обычно продают своим национальным банкам в обмен на валюту, необходимую для продолжения или завершения операций.
В свою очередь, банки пересылают своим банкам-корреспон­дентам за границей эти платежные средства, по которым взыскива­ются суммы с должников и зачисляются на корреспондентские счета банков, направивших ранее платежные средства. С учетом того, что счета банков-корреспондентов обеспечены иностранной валютой, уполномоченные банки экспортера могут осуществлять продажу платежных средств в различных валютах юридическим и физическим лицам для оплаты денежных обязательств за границей:
импорта товаров, транспортных, страховых расходов, погашения кредита и уплаты процента за него.
Практически все внешнеторговые расчеты проходят через банки путем зачета встречных обязательств, без оплаты наличной валюты. Расчетная операция заключается в переносе сумм со счета банка, выдавшего платежное поручение, на счет банка, выполняю­щего это поручение, а затем эти суммы зачисляются на счета фирм, в пользу которых они переведены.
Расчеты по экспортно-импортным операциям и другим ком­мерческим сделкам носят чаще всего документарный характер, т.е. осуществляются на основе коммерческих документов, перечень и характеристика которых определяются, прежде всего, условиями внешнеторговых контрактов.
При этом клиенты банков обязаны обеспечить правильность и достоверность оформления товарно-транспортных документов, представляемых банку по экспортным поставкам, а также тщатель­ную проверку платежных документов, выставляемых, в свою оче­редь, иностранным контрагентам по импорту.
Участниками международных (и внешнеторговых) расчетов вы­ступают не только непосредственно представители сторон товар­ных и финансовых обязательств (экспортеры-импортеры и креди­торы-заемщики), но и посредники в лице банков (уполномочен­ных и корреспондентов) и маклеров (валютных или банковских).
Выбор конкретных условий расчетов между экспортером и им­портером достигается в процессе согласования и с учетом обеспе­чения гарантий для каждой из сторон и фиксируется в контракте.
Например, для экспортеров (при прочих равных условиях) наи­более выгодной формой расчетов представляется прежде всего авансовый перевод, затем аккредитив, когда плата за товар поступает до или в момент его отгрузки в адрес покупателя.
Аккредитив дает экспортеру дополнительную гарантию в форме обязательства банка. Вместе с тем такие формы расчетов, как инкассо и перевод (последующий), гораздо проще по техничес­кому исполнению как для клиента банка, так и самого банка, но менее выгодны экспортеру.
Соответственно для импортера последующий переводи инкассо с предварительным акцептом выгоднее, чем аккредитивная форма, так как платеж следует после получения то­вара покупателем. Помимо того, оформление и техническое испол­нение этих операций требует меньших затрат. Необходимо заме­тить, что банк экспортера получает комиссию по аккредитиву, но уплачивает по инкассо, в то время как для импортера это обратная процедура.
Формы расчетов и средства платежа
Финансовые условия контрактов включают четыре основные по­зиции: виды платежа и средства платежа, формы расчетов, финан­совые гарантии.
Следует подчеркнуть, что формы расчетов выступают самосто­ятельным элементом внешнеторговых •сделок и финансовых опера­ций. В то же время они в определенной мере зависят от условий межгосударственных валютных и финансовых взаимоотношений, норм национального валютного контроля в странах контрагентов, единообразия в банковской практике на основе международных Унифицированных правил и обычаев.
Основополагающими моментами выбора финансовых условий вы­ступают конъюнктурные факторы и специфика товара как предме­та сделки, а также торговые обычаи. От объективно выраженных условий платежа и формы расчета зависит своевременность по­ступления валютной выручки, оборачиваемость средств в сделке и гарантии получения платежа.
Выбор конкретных финансовых условий для внешнеторговой сделки столь же важен, как и выбор партнера. Варианты их моди­фикаций формируют различные методы расчетов.
Аккредитивная форма расчетов
Для экспортеров наиболее удобна аккредитивная форма расче­тов, обеспечивающая большие гарантии оплаты за счет активного участия банков в осуществлении платежа. В то же время она невы­годна для импортера из-за изъятия средств на весь срок открытия аккредитива, а также дополнительных расходов по банковской операции — ставки банковской комиссии.
Аккредитивная форма расчетов предусматривает обязательство покупателя открыть аккредитив (счет для безналичных расчетов) на конкретную сумму в пользу продавца в банке-эмитенте к установленному контрактом сроку.
Свои отношения с банком приказодатель (импортер) оформля­ет с помощью заявления об открытии аккредитива, где содержатся основные условия, предусмотренные контрактом.
Если условия аккредитива не соблюдены экспортером, банк не выплачивает ему предназначенной суммы. Последовательность платежа с использованием аккредитива такова:
После заключения контракта импортер дает указание банку-эмитенту открыть аккредитив на сумму контракта в пользу экспор­тера. Об открытии аккредитива извещается банк экспортера и сам экспортер, после чего отгружается товар и передаются товаросопроводительные документы перевозчику, который до­полняет пакет документов транспортными и направляет его в банк экспортера. Банк экспортера пересылает их в банк-эмитент, который осуществляет проверку на соответствие условиям контрак­та и переводит сумму платежа в адрес экспортера, уведомив его через кредит-авизо, и одновременно передает товарораспорядитель­ные документы вместе с оплаченным платежным поручением импортеру для получения товара в порту выгрузки. По мере поступ­ления платежа банк экспортера уведомляет своего клиента.
Фактически процесс передачи товаросопроводительных доку­ментов импортеру совпадает с процессом платежа. То есть передача права на товар происходит только после осуществления платежа. Таким образом, аккредитив может трактоваться как обязательство покупателя оплатить товар до момента получения прав на него.
Порядок, осуществления расчетов с использованием аккредитива определяется инструкцией приказодателя в лице импортера в адрес своего уполномоченного банка, руководствующегося международ­ными Унифицированными правилами и обычаями для докумен­тарных аккредитивов, с соответствующей пометкой на бланке акк­редитива, подтверждающей принятие данным банком этих правил.
Аккредитив представляет собой обособленную от договора купли-продажи сделку с банком, оформленную соглашением, кото­рая в то же время базируется на основном договоре. В силу этого соглашения банк-эмитент, действуя по просьбе своего клиента (приказодателя) и на основании его инструкций, обязуется произ­вести платеж третьему лицу, или оплатить, или акцептовать пере­водные векселя (тратты), выставленные бенефициаром. Помимо этого, банк-эмитент вправе передать полномочия другому банку произвести платеж (оплату и акцепт векселя) или негоциироватъ (купить или учесть) платежные средства.
Сумма аккредитива фиксируется в условиях контракта и аккре­дитивного письма и определяется фактурной стоимостью продан­ного и подлежащего отгрузке товара, к которой могут добавляться и другие расходы, оплачиваемые из средств открываемого аккреди­тива. Например, процентная ставка при продаже в кредит или раз­ница (в допустимых ценах) за счет отклонения объемов при отгруз­ке сыпучих, наливных и подобных товаров.
Использование аккредитива характерно для международной тор­говли биржевыми товарами, где участвует посредник, которому данная форма расчета дает возможность превратить товар в деньги сразу после его отгрузки.
В операции с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, но не с товарами. В зависимости от состава документов, сопровождающих расчеты, различают два вида аккредитива:
• денежные (циркулярные), выплата с которых не обусловлена представлением коммерческих документов;
• документарные (товарные), с исключительным преимущест­вом последних (коммерческие счета, счет-фактуры, транс­портные накладные, коносамент, страховой полис).
Аккредитив в практике ВЭД в России
Использование аккредитивных расчетов российскими участни­ками ВЭД активно ведется по линии финансирования импортных операций.
Финансирование импортных операций может осуществляться раз­ными способами: от коммерческого (товарного) кредитования до открытия специализированных кредитных линий. В российских условиях основная часть компаний-импортеров еще не завоевала доверия у западных поставщиков и не может рассчитывать на кон­тракты с отсрочкой платежа. Отсутствие достаточных ресурсов и свободных финансовых средств не позволяет осуществлять само­финансирование, а получение обычных коммерческих кредитов обходится слишком дорого, учитывая их высокую ставку. Поэтому наиболее распространенным способом финансирования импорта в России стало предоставление кредита в форме документарного аккредитива.
В чистом виде аккредитив представляет собой одну из форм рас­четов по импортным контрактам, обеспечивающую своевременный и полный платеж. Предоставляя аккредитив, банк импортера берет на себя обязательство выплатить продавцу определенную догово­ром сумму после своевременного предоставления последним в свой банк заранее оговоренных документов. В случае, если контрактом между импортером и продавцом предусмотрена отсрочка платежа, аккредитив выступает в качестве кредитного инструмента.
Пользование таким кредитом для клиентов банков-участников ВЭД возможно удешевить, что, например, позволяют сделать раз­работанные Столичным Банком Сбережений (СБС) финансовые схемы. В частности, в рамках программы Европейского банка ре­конструкции и развития (ЕБРР) по развитию ВЭД в России аккре­дитивы СБС подтверждаются первоклассными западными ком­мерческими банками —Bank of New York, Deutsche Bank, Commerzbank.Иностранные банки не требуют предварительного покрытия раскрываемых ими аккредитивов и предоставляют кредитную линию на сумму аккредитива.
Преимущества аккредитивной формы расчетов для российских импортеров заключаются в том, что аккредитив оказывается гораз­до дешевле часто требуемой стопроцентной предоплаты. Значи­тельно снижаются стоимость его выставления и подтверждения первоклассным банком.
Созданные в системе коммерческих банков России специаль­ные программы финансирования внешнеторговых сделок предо­ставляют льготные условия при импорте либо определенного това­ра, либо при ввозе продукции из конкретной страны-производите­ля, а также ориентированы на конкретного заемщика. Как прави­ло, такие программы поддерживаются правительствами заинтере­сованных стран или международными финансовыми организация­ми. Для того, чтобы воспользоваться ими, российскому импортеру достаточно договориться со своим поставщиком об использовании аккредитива с отсроченным платежом. Банки, являясь уполномо­ченными по такого рода специальным программам, обеспечивают своим клиентам наиболее благоприятные условия получения кре­дита, процентных ставок, сроков возврата и обеспечения.
Аккредитивная форма финансирования импорта позволяет снизить риск операции кредитования. Во-первых, оплата произво­дится после получения товаротранспортных документов, т.е. после фактического прибытия товара оговоренного качества в предус­мотренные договором сроки. Во-вторых, сводится к минимуму возможность нецелевого использования средств — сумма предо­ставляемого кредита не выдается импортеру непосредственно, а служит гарантией платежеспособности покупателя и своевремен­ного платежа. В-третьих, низкий уровень процентных ставок повы­шает способность заемщика реализовать товар в короткие сроки и расплатиться с банком, что также позволяет минимизировать риск невозврата кредита. Кроме того, банк поставщика в качестве обес­печения аккредитивов, которое должен предоставить импортер, принимает, например, векселя СБС или средства на депозите в ос­новных мировых валютах, а это позволяет импортеру получать до­полнительный доход.
Инкассовая форма расчетов
Инкассовая форма расчетов во внешнеторговой практике пред­ставляет собой договоренность экспортера со своим банком, кото­рая предусматривает обязательство передачи товаросопроводи­тельных документов импортеру только после оплаты им отгружен­ного товара.
Инкассо означает операции, совершаемые банками с документа­ми на основании полученных инструкций от своего клиента в целях: получения платежа и/или акцепта, или выдачи коммерчес­ких документов против платежа (и/или против акцепта). Чистое ин­кассо (инкассо финансовых документов) не требует коммерческих документов, в то время как документарное требует приложения сче­тов, страховых и других сопровождающих процесс поставки това­ров документов либо предполагает инкассо только коммерческих документов. Финансовые документы, принимаемые на инкассо, это чеки, векселя, долговые обязательства и другие ценные бумаги.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.