--PAGE_BREAK--1.3 Взаимодействие с предприятиями – как механизм дополнительного финансирования учебного заведения
Высшие учебные заведения не могут существовать только за счет бюджетного финансирования, выделяемого для выполнения государственного заказа по подготовке специалистов.
Уже более десяти лет вузы имеют право зарабатывать средства и самостоятельно распоряжаться ими, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается инициативная, самостоятельная, приносящая прибыль деятельность вуза. Но при этом главной целью является не максимизация прибыли, а получение средств на решение уставных задач и прежде всего на развитие образовательной деятельности.
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что образование не может в полной мере развиваться на коммерческих началах. Существенное бремя расходов на образование должно нести государство, поскольку процесс выполнения вузом своих уставных функций обладает свойствами общественного блага, потребление которого является всеобщим.
Но с каждым годом доля участия государства в финансировании высших учебных заведений снижается (таблица 1).
Таблица 1.
1996 год
2004 год
2005 год
2006 год
68,3 %
44,6%
42,5 %
40,2 %
Доля участия государства в финансировании высших учебных заведений
Учитывая, что стоимость обучения по контрактам выше, чем финансирование на обучение одного студента из бюджета, очевидно, что динамика снижения доли государственного финансирования высшего образования сохраняется. Эта тенденция в ближайшие годы будет удерживаться, так как Федеральное агентство по образованию объявило о перманентном сокращении государственного заказа по подготовке специалистов с высшим образованием.
Такая перспектива, а также возможное введение системы финансирования образования через государственные именные финансовые обязательства или возвратные государственные субсидии вынуждает государственные высшие учебные заведения предпринимать меры по поиску механизмов дополнительного финансирования образовательных программ и расширению предпринимательской деятельности.
Для привлечения дополнительных финансов вузы используют интеллектуальный капитал и материальную базу. Интеллектуальный капитал обеспечивает развитие образовательной и научной деятельности, материальная база позволяет с наименьшими затратами развивать непрофильные для учебного заведения направления.
Самый органичный для вузов способ зарабатывания дополнительных средств — это расширение видов образовательных услуг и объемов их предоставления. При уменьшении государственного заказа и приближающемся демографическом «провале» это не просто привлечение средств, но и вынужденная мера, направленная на сохранение кадрового преподавательского состава и обеспечение его работой. Для успешной реализации этого направления необходимо изменить структуру предоставляемых образовательных услуг, перенеся акцент на переподготовку, повышение квалификации, второе высшее образование и новые неконтактные формы обучения.
Учебные заведения, имеющие сильную научную базу, способны привлечь дополнительные средства за счет увеличения объемов научно-исследовательских работ. Образовательные учреждения, обладающие мощным типографским оборудованием, увеличивают ассортимент (перечень) и объем типографских услуг, оказываемых «на сторону». Вузы, имеющие санатории-профилактории и медсанчасти, расширяют спектр платных медицинских услуг. Учебные заведения, в составе которых имеются столовые и комбинаты питания, стремятся как можно эффективнее использовать их для привлечения финансовых ресурсов. К способам получения дополнительных средств можно отнести производство и реализацию фирменной атрибутики вуза, строительно-монтажные и ремонтные работы, изготовление строительных конструкций и мебели, обустройство комнат временного проживания и пр. Для многих вузов ощутимой прибавкой к доходам стали средства, получаемые от сдачи в аренду свободных от учебного процесса помещений.
Все эти способы получения дополнительных средств выработаны образовательными учреждениями за годы относительной автономности. Но до сих пор не найден эффективный и взаимовыгодный способ комплексного взаимодействия вуза и предприятий, что представляется перспективным инновационным, а главное долгосрочным методом получения вузом дополнительного финансирования.
Предприятие и высшее учебное заведение являются двумя сторонами образовательного процесса. Вуз — производитель, а предприятие — потребитель специалистов. Поэтому именно от эффективности обратной связи между ними зависит степень соответствия качества подготовки специалистов пожеланиям работодателя, а следовательно, и востребованность выпускника вуза на производстве.
Решение вопроса о подготовке нужных экономике специалистов возможно лишь при тесном взаимодействии учебного заведения и предприятий, для чего необходимо создание системы, при которой работодатель сможет влиять на состав образовательной программы и заказывать эксклюзивных специалистов, ориентированных на конкретное предприятие, а вуз иметь полигон, на котором в процессе обучения сможет «опробовать» качество и степень подготовки своих студентов.
Такое взаимодействие позволит выявить перспективные направления деятельности вуза и создать на предприятиях интеллектуальный капитал, способный разработать, а затем и реализовать стратегическое направление развития предприятия.
Очевидно, что обе стороны заинтересованы в установлении тесных контактов. Они дают возможность вузу отслеживать меняющиеся требования предприятий различных отраслей к специалистам и оперативно корректировать образовательные программы, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения. При этом у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных по «специальному заказу», и даже принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих топ-менеджеров для преподавания в вузе.
Качество подготовки специалиста включает федеральную и региональную компоненты государственного образовательного стандарта и показатель качества, отражающий требования предприятиями. Очевидно, что первые две компоненты являются стандартными и не могут быть изменены ни вузом, ни предприятием, так как устанавливаются и оплачиваются соответствующими бюджетами. Зато третья составляющая является предметом обсуждения между предприятием и вузом и финансируется заказчиком.
Иначе показатель качества подготовки специалистов может быть представлен в двуединой форме, одна из сторон которой обобщает параметры и свойства учебного процесса, в ходе которого обучающемуся придаются определенные профессиональные качества, и определяет совокупность характеристик качества подготовки специалиста со стороны вуза («потенциальное качество»), а другая — определяется предприятием как интегральный показатель его требований к работнику интеллектуального труда, зависящий от показателей деятельности предприятия и уровня его развития («востребованное качество»).
Качество подготовки специалистов — один из основных показателей, определяющий конкурентоспособность высшего учебного заведения, поэтому позиционирование вуза на рынке образовательных услуг в решающей степени зависит от эффективности его взаимодействия с предприятиями-потребителями выпускников высших образовательных учреждений.
Но высшие учебные заведения заинтересованы в сотрудничестве с предприятием не только как с поставщиком информации, необходимой для подготовки полноценного специалиста, но и как с дополнительным источником внебюджетных доходов вуза.
В то же время предприятие может быть не только потребителем выпускников образовательного учреждения, но и заказчиком научно-исследовательских работ, поставщиком докторантов, аспирантов и соискателей, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, специалистов для получения второго образования и пр. Таким образом, предприятие заинтересовано в получении практически всех видов образовательных услуг, предоставляемых высшим учебным заведением.
Предприятию, которое желает добиться и удерживать лидирующую позицию на рынке, такие услуги нужны постоянно, для чего необходимы длительные и устойчивые связи с вузом.
Заинтересованность предприятия и вуза в сотрудничестве очевидна, а сторон соприкосновения и даже проникновения образования и промышленности настолько много, что назрела необходимость создать для их координации специальную структуру, которая сможет, объединив финансовые ресурсы предприятия и интеллектуальный потенциал вуза, обеспечить благоприятную среду для решения множества взаимоинтересующих обе стороны образовательных задач.
Проблема взаимосвязи учебных заведений и промышленных предприятий, как способ решения вопросов, повышения качества образования и привлечения в вузы дополнительных средств, актуальна не только для России. Анализ зарубежных источников на основании работ исследователей из США, Франции, Германии, Китая, Японии, Мексики показывает, что поиск решения этой проблемы уже длительное время занимает ученых и государственных деятелей многих стран. Ею занимаются, как обособлено, в пределах одной страны, так и в рамках международных программ, в которых участвуют 15-20 стран. Несмотря на это практически не выработано никаких оригинальных подходов к разрешению этой задачи. Формы осуществления взаимосвязи вузов и предприятий в основном типичны и применимы одновременно в нескольких странах.
Важность проблемы сотрудничества системы образования и промышленности подтверждается и в докладе Европейской комиссии ЕС, продекларировавшем предприятия «полноправными партнерами в процессе обучения».
В России вопросы сближения высшей школы и промышленности и участия последней как в процессе обучения, так и в его финансировании пока не признаны государством приоритетными, вследствие чего отсутствуют государственные программы, специализированные органы управления и законодательные акты, способствующие решению этой проблемы. Единственным проявлением интереса к этой теме является постановление Правительства РФ от 19.09.95 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним образованием», появление которого подтверждает признание необходимости финансового участия предприятий в образовательном процессе. В остальном же пути совместной деятельности изыскиваются заинтересованными сторонами самостоятельно, и более активная роль в этом процессе принадлежит вузам.
1.4 Юридические основы взаимодействия ВУЗа и предприятия
На сегодняшний день существует довольно много структур юридического закрепления отношений между ВУЗами и предприятиями:
Договорные отношения. Это самый распространенный и простой способ взаимодействия. Между ВУЗом и предприятием заключается договор на оказание определенных услуг. В договоре прописано: количество заказанных студентов, срок их подготовки, сумма оплаты за их подготовку и многое другое.
Альянсы. Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой с университетами, на основе соглашения о совместном финансировании, разработке и модернизации продукции (образовательной программы).
Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов либо специально назначенным координационным комитетом.
Консорциумы. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра, имеют собственную научно-исследовательскую базу.
В рамках консорциума для их участников стало возможным:
1. выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
2. распределение расходов на выполнение проекта между участниками;
3. объединение участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения проекта.
Совместные предприятия.
Совместное предприятие предполагает вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.
Но все же в качестве основной структуры предлагается создавать образовательно-промышленные группы (ОПГ). Это совокупность учебных заведений и предприятий, объединивших по системе участия свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании образовательно-промышленной группы в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества подготовки кадров всех уровней образования в соответствии с современными требованиями технологического и экономического развития предприятий.
Структура образовательно-промышленной группы может быть различной в зависимости от задач, поставленных при ее создании. Минимальный состав группы — один вуз и одно промышленное предприятие. Но если речь идет о создании отраслевого профессионально-образовательного комплекса, в ОПГ могут объединиться несколько промышленных предприятий одной отрасли и высшее образовательное учреждение, координирующее сквозной учебный процесс непрерывной и многоуровневой подготовки кадров для отрасли, начиная с начального профессионального обучения и заканчивая послевузовским образованием (школа — училище — колледж — вуз — курсы переподготовки и повышения квалификации — аспирантура — докторантура).
Крупные промышленные предприятия могут принимать участие в ОПГ с целью создания системы корпоративного (фирменного) обучения, осуществляющего подготовку для фирмы сотрудников всех уровней — от рабочего до топ-менеджера.
Эксклюзивное обучение потребует совершенствования как учебно-методической, так и материальной базы высшего учебного заведения. Финансирование таких проектов будет, естественно, осуществляться заинтересованным лицом — промышленным предприятием (или группой предприятий), вошедшим в ОПГ.
Перечень вопросов для сотрудничества вуза и предприятия очень велик. Это подготовка специалистов с высшим образованием, повышение квалификации, переподготовка и получение второго высшего образования, проведение научно-исследовательских работ и диссертационных исследований, участие представителей предприятия в учебном процессе, корректировке образовательных программ, государственной аттестации выпускников. Для повышения эффективности проведения этих работ и мероприятий наряду с вузовскими аудиториями и лабораториями может использоваться материально- техническая база предприятия. Естественно, что производственные практики студентов, обучающихся по отраслевой или корпоративной программе, должны проходить на предприятии — участнике ОПГ,
Таким образом, вузы, состоящие в образовательно-промышленной группе, получат не только дополнительные внебюджетные доходы, но и современную техническую базу.
Для реализации идеи по созданию образовательно-промышленных групп необходимо разработать пакет документов, регламентирующих задачи, цели и условия их создания, статус и структуру ОПГ, правила взаимодействия предприятий и вузов внутри группы. Но, прежде всего для успешного функционирования таких структур необходима поддержка со стороны государства, которая может выразиться в льготном налогообложении средств, инвестируемых в деятельность ОПГ.
Также огромными «шагами» развиваются инкубаторные программы.Многие российские ВУЗы и предприятия строят свою стратегию выживания на основе инкубаторных программ и представляют собой фирмы-инкубаторы. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям. ВУЗы предоставляют предприятиям свои площади в аренду — арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями. Но самое главное, студенты, которые работают в Бизнес-инкубаторе, напрямую вовлечены и в процесс обучения и в процесс производства, а это благотворно влияет на становление профессионального специалиста.
1.5 Способы взаимодействия ВУЗов и предприятий
Модернизация системы высшего образования, по сути, преследует единственную цель: помочь выпускнику вуза выгодно продать полученные знания. Востребованность молодого специалиста на рынке труда служит индикатором конкурентоспособности вуза, а также степени его взаимодействия с реальной экономикой. Однако настоящего единения между высшей школой и предприятиями пока не наступило.
Высшие учебные заведения и предприятия давно сотрудничают друг с другом, однако партнерство является уделом далеко не всех. Несмотря на то, что практика взаимодействия за последние годы заметно расширилась, она не смогла снять основных проблем, возникающих на «передовом крае», — при трудоустройстве молодого специалиста. Между стандартами высшей школы и требованиями работодателей до сих пор существует огромный разрыв. Как и для кого готовить специалистов? Этот вопрос интересует не только вузовское, но и предпринимательское сообщество.
С одной стороны, бизнес всерьез озабочен нехваткой квалифицированных кадров, но в то же время значительное количество выпускников остаются невостребованными на рынке труда. «Это объясняется тем, что система взаимодействия работодателей и представителей сферы образования пока еще недостаточно эффективна, — считает руководитель исполкома Общероссийской общественной организации „Деловая Россия“ Николай Остарков. — Выпускники вынуждены оканчивать дополнительные курсы, проходить краткосрочные программы практической подготовки для того, чтобы оказаться конкурентоспособными или хотя бы востребованными на рынке труда». Иными словами, вчерашние студенты не готовы к работе, поскольку мало знакомы с практической стороной своей специальности. Но страдают от этого не только они.
Средний и малый бизнес особенно чувствителен к кадровому вопросу. «Крупная корпорация может за свой счет доводить выпускников вузов до собственных стандартов, — комментирует г-н Остарков. — Для средних и малых предприятий такие затраты часто являются неоправданными». У них нет возможности инвестировать в образование молодежи, так что им приходится или принимать выпускников такими, какие они есть, или подолгу держать вакансию открытой. С другой стороны, вузы сами создали искусственный спрос, постепенно собрав у себя полный «джентльменский набор» рыночных специальностей (от юриспруденции и менеджмента до социального сервиса и туризма), а также расширив масштаб обучения не по профилю. Возможно, вузы озабочены продвижением своих образовательных программ и конкуренцией за абитуриента, поэтому проекты развития некоторых из них очень похожи на бизнес-планы. Однако, по мнению вузовского сообщества, они не должны работать на созданный собственными силами заказ или превращаться в утилитарное кадровое бюро, обслуживающее предприятия.
Впрочем, потребности экономики тоже не до конца ясны вузам. «Будущее бизнеса, экономики и государства зависит от того, какие молодые специалисты придут на наши предприятия и к управлению страной, — говорит ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. — Но бизнес-сообщество, которое „потребляет“ выпускников, не сформулировало заказ. То есть, вузы не знают, какие именно специалисты потребуются экономике и каким набором знаний они должны обладать. Именно поэтому многие действия навстречу друг другу происходят стихийно, а механизмы сотрудничества находятся только в процессе разработки».
Способов взаимодействия вузов и бизнес-сообщества накопилось немало. Большинство высших учебных заведений располагают внушительным перечнем предприятий-партнеров, а многие компании уже размышляют вместе с вузами, как сократить разрыв между теорией и практикой. Но противоречия между сторонами все равно остаются: высшая школа заявляет, что немногие работодатели готовы к сотрудничеству, а бизнес считает, что ему было бы легче включаться в совместную работу, если бы вузы проявили больше инициативы.
Самый традиционный способ взаимодействия — студенческая практика — по-прежнему остается популярным: он снимает противоречие между сложившимися формами подготовки и интересами самих студентов. «Противоречие нарастает к старшим курсам, когда в вузах резко падает посещаемость целого ряда дисциплин, — рассказывает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Студенты предпочитают в это время проходить практику, на которую они устроились самостоятельно, или работать (часто не по специальности). Выходом является организация системы взаимодействия вуза с основными базами практики, то есть с компаниями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю».
Такая схема партнерства, по мнению г-на Кузьминова, выгодна всем. Фирма, допускающая до своих рабочих мест студентов, имеет возможность увидеть недипломированных специалистов в работе. Ведь компании избегают брать неопытных выпускников сразу в штат, опасаясь получить «кота в мешке», и такого рода взаимодействие является для них достойным выходом.
Выгодно оно и для вуза, который не только восполняет пробел в практических занятиях, но и в некоторых случаях получает материальную отдачу. «С этого учебного года Высшая школа экономики подписала договор с рядом фирм, суть которого состоит в следующем, — делится опытом Ярослав Кузьминов. — Компания официально оформляет студентов на практику, платит им зарплату и отчисляет небольшую сумму университету». Чтобы организовать подобную практику, нужно не только согласие фирмы, но и встречное движение со стороны вуза. Поэтому руководство ГУ-ВШЭ сформировало индивидуальные учебные планы для старшекурсников-практикантов, а в некоторых случаях предусмотрело возможность продления обучения еще на один год.
Наиболее продвинутая форма взаимодействия — формирование эндаументов (целевых капиталов) ведущих университетов — еще только обретает форму законопроекта и обсуждается вузовским сообществом. Перспектива их использования радужна: бизнес передает средства университету, который в свою очередь вкладывает их в акции или ценные бумаги и тратит полученные проценты на свои нужды. Таким образом, капитал бизнесменов работает на будущее, создавая постоянную подпитку университету. Однако в самом начале процесса создания эндаументов не стоит рассчитывать на большой энтузиазм бизнес-сообщества и существенную прибыль университетов. «Вряд ли нам удастся собрать эндаументы в том виде, в котором они существуют в Гарварде, Кембридже и т.д., и обеспечить четверть или треть потока финансирования университета, — считает г-н Кузьминов. — Вначале речь пойдет о более скромных деньгах, может быть, нескольких миллионах долларов, которые соберут для ведущих региональных университетов местные бизнесмены». Но и это будет большим достижением — компании смогут сформировать серьезные финансовые фонды и стабильную базу для развития университетов.
Правда, часть академического сообщества относится к эндаументу с опаской, считая, что нельзя допускать вмешательства бизнеса в финансирование университетов. «Ни о каком вмешательстве в готовящихся законопроектах не говорится, — комментирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. — Но университетская общественность и бизнес-сообщество должны совместно следить за целевым расходованием этих средств, направляя их на образовательные и исследовательские программы». Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко также не видит причин для опасений, считая, что ни бизнесмены, ни министерства и ведомства не могут диктовать вузам способы расходования средств эндаумента. «Здесь надо дать больше свободы университетам, — отмечает он. — Однако они, разумеется, будут нести ответственность за правильное расходование этих средств».
Многие виды сотрудничества вузов и бизнеса (целевые программы, обучение в корпоративных университетах и т.д.), по большому счету, являются товарно-денежными отношениями. Работодатель выделяет средства, чтобы получить специалиста с нужными ему компетенциями, а вуз выполняет индивидуальный заказ. Сегодня таких программ и работодателей много, но все же недостаточно, чтобы изменить систему вузовского образования в целом. Нужны не только особые формы обучения, но и обновленные стандарты образования. В этом вопросе вузам опять необходима помощь работодателей.
Предприятия давно и активно участвуют в разработке образовательных стандартов, однако считают, что формировать запросы и требования к системе образования должны не только они. «Не надо пытаться получить образовательные стандарты от бизнеса, — считает руководитель комитета по кадрам Общероссийской общественной организации „ОПОРА России“ Юрий Песоцкий. — Самостоятельно, без поддержки вузовской общественности мы эту работу не выполним».
Модернизации системы образования можно достичь лишь в том случае, если работодатели будут выступать в роли квалифицированного заказчика на рынке труда и образовательных услуг. Потребностям работодателя и в конечном счете экономики должны быть подчинены не только целевые программы, но и вся структура выпуска в целом (сколько бакалавров, магистров и специалистов должен готовить вуз), а для этого необходима многовариантность вузовских программ.
«Мы давно используем подобные программы, ориентируясь в первую очередь на спрос работодателей, — отмечает ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Игорь Федоров. — Без этого мы будем выпускать наших студентов „в никуда“. Кроме того, по одному направлению могут быть разные уровня подготовки. Если вуз выпускает разработчиков и проектировщиков, то есть, готовит кадры для научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, то это специалисты самого высокого уровня. Если же вуз обслуживает непосредственно производство, спрос предприятия вполне может быть удовлетворен выпускниками со степенью бакалавра».
Итак, используя различные средства, учебные заведения и бизнес-сообщество стремятся к одной и той же цели — прагматизации системы образования. По мнению полпреда президента в ПФО Александра Коновалова, под это определение попадают и модернизация образовательных программ, и выделение конкурентоспособных вузов при одновременном снижении роли «недобросовестных» учебных заведений, не обеспечивающих качество подготовки студентов, и создание системы эффективных финансовых инструментов как для поддержания деятельности вузов, так и для молодых людей, которые хотят, но не могут получить высшее образование на бесплатной основе. «Но главная цель — смягчить переход выпускника из вуза к работодателю, — подчеркнул Александр Коновалов. — Этот период может быть сопоставим с внедрением инновационной разработки в реальное производство. И здесь, и там существуют определенные риски, но есть и большие перспективы».
продолжение
--PAGE_BREAK--1.6 Организационно-структурные особенности управления процессом взаимодействия высшей школы с бизнес-сообществом
Необходимый в современном обществе качественный уровень подготовки специалистов можно обеспечить в том случае, если модернизация системы образования будет основываться на сокращении разрыва между содержанием образования, технологиями подготовки будущих специалистов, всей структуры и инфраструктуры образовательной сферы и потребностями рынка труда.
Рассмотрев основные тенденции развития системы образования и рынка образовательных услуг в России, обусловленные политическими и экономическими преобразованиями в российском обществе, удалось выделить причины институциональных разрывов на рынке образовательных услуг, влияющие на качественный уровень подготовки специалистов системой высшего образования, а, следовательно, на их востребованность на рынке труда.
Следовательно, зависимость темпов развития экономики страны от уровня и масштабов развития системы образования, требует становления институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития качественной составляющей трудовыхресурсов с потребностями рынка труда, что требует поиска новых форм и методов их взаимоотношений.
В качестве элементов, характеризующих рынок труда рассматриваются предприятия и организации различных сфер, форм собственности и отраслевой принадлежности. В рыночных условиях всех их объединяет отношение к сформированным системой профессионального образования компетенциям работника как источнику дополнительной прибыли, связанной с ростом производительности труда, повышением эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия, что позволяет рассматривать территориально объединенные хозяйствующие субъекты в качестве бизнес-сообщества территории, на примере которого в работе выделяются особенности и рассмотрен механизм интегративного взаимодействия. Однако, равноценными для вуза партнерами являются учреждения профессионального образования различного уровня, органы исполнительной власти и государственного регулирования, отраслевые союзы предпринимателей и работодателей и другие. (рисунок 1).
Реализуя свои социально-экономические потребности вуз, как участник интегративного взаимодействия, повышает свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, получает альтернативные источники финансирования своей образовательной и научной деятельности; предприятия бизнес-сообщества, приобретают специалистов, выпущенных учреждениями профессионального образования, с соответствующими практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными качествами, обладающих высокой работоспособностью, позволяющие обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводственные затраты предприятия на дообучение и переподготовку кадров, повысить конкурентоспособность предприятия.
Рисунок 1 — Схема интегративного взаимодействия вуза с партнерами
Критериями интегративного взаимодействия являются: максимальное трудоустройство выпускников конкретного учреждения профессионального образования; количество долгосрочных договоров о сотрудничестве; наличие дополнительных источников финансирования и альтернативных путей компенсации затрат на содержание учреждения профессионального образования; скоординированность деятельности бизнес-структур, исследовательских проектов и образовательных программ; создание и развитие эффективных экономических структур малого наукоемкого бизнеса; создание базовых учебно-научно-производственных центров обеспечения персонифицированных программ и технологий обучения молодых специалистов; совершенствование учебного процесса и развитие инновационных технологий в образовании, науке и бизнесе.
Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру выпускаемых системой профессионального образования кадров, адекватную потребностям бизнес-сообщества, является партнерское сотрудничество, рассматриваемое в качестве организационной формы взаимодействия региональных образовательных и производственных систем, на условиях совместного использования ресурсных потенциалов партнеров, в целях повышения качества выпускаемых специалистов, освоения новых технологий и повышения конкурентоспособности, как производимой продукции, так и самих субъектов взаимодействия.
Ориентация на долгосрочные и взаимовыгодные отношения вуза с бизнес-сообществом как партнеров, признающих общие цели и ценности и готовых совместно действовать для их достижения, требует новых подходов, совершенствования форм и методов управления деятельностью вузов в данной сфере, внедрения современных методик и средств оценки и анализа управленческих ситуаций по взаимодействию вузов с бизнес-сообществом, разработки и выбора наилучшего решения с точки зрения реализации потребностей партнеров. Данная задача может быть решена в совокупности с информационными и технологическими особенностями их обеспечения.
2. Торгово – промышленная палата Оренбургской области как связующее звено взаимодействия высшей школы и сферы бизнеса
2.1 Характеристика Торгово – промышленной палаты оренбургской области
Торгово-промышленная палата Оренбургской области (именуемая в дальнейшем Палата) является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – организации, предприниматели), объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации” и настоящим Уставом.
Деятельность Палаты распространяется на г. Оренбург и Оренбургскую область. Палата является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее – ТПП России), действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, других законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и настоящего Устава.
Палата является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
Палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач и не распределяет полученную ею прибыль между членами Палаты.
Палата может создавать хозяйственные товарищества и общества, некоммерческие организации.
Отношения между Палатой и созданными ею организациями определяются действующим законодательством Российской Федерации и уставами Палаты и данных организаций.
Для представления своих интересов и их защиты Палата может создавать за границей представительства и филиалы.
Палата имеет самостоятельный баланс, круглую печать, флаг Палаты с изображением эмблемы ТПП России Палаты — жезл Меркурия и со своим наименованием, утвержденные и зарегистрированные в установленном законодательством порядке, а также банковские расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях.
ТПП Оренбургской области имеет полное наименование и сокращенное наименование на русском и английском языках.
Полное наименование на русском языке: Торгово-промышленная палата Оренбургской области.
Сокращенное наименование на русском языке: ТПП Оренбургской области.
Полноенаименованиенаанглийскомязыке: Chamber of Commerce and Industry of the OrenburgRegion.
Сокращенное наименование на английском языке: CCIoftheOrenburgRegion.
Местонахождение ТПП Оренбургской области: 460000, Российская Федерация, Оренбургская область, проспект Парковый, дом 6.
Торгово-промышленная палата (ТПП) Оренбургской области — негосударственная некоммерческая организация, основанная на членстве предприятий, предпринимателей и организаций области, призванная выражать интересы предпринимательства во властных органах, на внутреннем и международном рынках.
Учреждена в июне 1995 года. Действует на основании Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
В составе учредителей— ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Уралэлектро», ОАО «Оренбургасбест», ООО «Компания «Мехатроника», ООО НПФ «Экобиос», ЗАО «Велт», другие предприятия и предпринимательские структуры Оренбуржья.
В настоящее время численность членов Палаты более 400, среди них: предприятия различных отраслей промышленности (металлургической, нефтяной, машиностроительной, перерабатывающей, легкой, пищевой, сельскохозяйственной), коммерческие и некоммерческие организации, учебные заведения и частные предприниматели.
ТПП Оренбургской области является членом ТПП Российской Федерации и имеет ряд договоров о сотрудничестве с ТПП стран СНГ и дальнего зарубежья. Своей миссией Палата видит содействие развитию экономики Оренбургской области, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, согласование и представление интересов всех ее членов, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Оренбургской области.
Целями ТПП Оренбургской области являются:
1. развитие экономики и предпринимательской деятельности;
2. интегрирование в мировую хозяйственную систему, привлечение инвестиций в экономику Оренбургской области и развитие экспорта российских товаров и услуг;
3. формирование современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры;
4. создание благоприятных условий для развития бизнеса
5. согласование интересов членов ТПП Оренбургской области, предпринимателей и их объединений, представление и защита их интересов во взаимодействии с органами власти и социальными партнерами.
6. В регионе действуют филиалы ТПП Оренбургской области в городах Орске, Бузулуке, Медногорске, Соль-Илецке. Открыты представительства в г. Кувандыке, Тюльгане, Ташле, Ясном, Бугуруслане и Гае. В г. Новотроицке работает городская торгово-промышленная палата.
Палата создана в целях содействия развитию экономики в Оренбургской области, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Оренбургской области с предпринимателями Российской Федерации и зарубежных стран, а также согласования и представительства интересов всех членов Палаты, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Оренбургской области.
Палата осуществляет свои функции самостоятельно либо через созданные ею организации, представительства и филиалы.
Палата, в установленном законом порядке:
1. Оказывает российским организациям и предпринимателям содействие в их деятельности, представляет и защищает их права и интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности. Вырабатывает меры по развитию всех форм предпринимательства, включая малое предпринимательство.
2. Организует взаимодействие между субъектами предпринимательской и образовательной деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами, участвует в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений, разрешении трудовых споров, в работе органов социального партнерства.
3. Содействует привлечению инвестиций в экономику Оренбургской области.
4. Организует работу в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов.
5. Проводит изучение и анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и вносит предложения по их совершенствованию.
6. Оказывает российским организациям и предпринимателям помощь в овладении современной деловой культурой и этикой, принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции. Проводит политику социальной ответственности предпринимателей и их объединений, поддерживает социальные инициативы организаций.
7. Содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает практическую помощь российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
8. Устанавливает и развивает связи с иностранными деловыми и общественными кругами, а также с объединяющими или представляющими их организациями; участвует в работе различных международных организаций, входит в состав и участвует в деятельности смешанных торговых палат и совместных деловых советов.
9. Ведет в установленном ТПП России порядке негосударственный Реестр организаций и предпринимателей Оренбургской области, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом, негосударственные реестры экспертов по товарной экспертизе системы “ТПП Эксперт” и экспертов по оценочной деятельности “ТПП Оценщик” и другие негосударственные реестры.
10. Создает при Палате Третейский суд, утверждает положения и регламенты Третейского суда по разрешению экономических споров при Палате, рекомендует третейские оговорки; утверждает список третейских судей и оказывает содействие в проведении судебного заседания, образуемого для рассмотрения отдельных дел.
11. Оказывает российским и зарубежным фирмам, организациям, предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультационные услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучения рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты, содействует развитию инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства в Оренбургской области.
12. Оказывает содействие российским и иностранным организациям и предпринимателям в разработке и регистрации товарных знаков, патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации наименований мест происхождения товаров. Содействует коммерческой реализации их прав на объекты промышленной собственности. Участвует в выработке и реализации мер по пресечению изготовления и оборота контрафактной продукции. Содействует охране и защите прав авторов объектов интеллектуальной собственности.
13. Участвует в выработке политики и координации выставочно-ярмарочной деятельности. Организует российские и международные выставки.
14. Оказывает издательские и рекламные услуги.
15. Издает газеты, журналы, другие печатные материалы и электронные издания; создает и (или) участвует в создании программ на телевидении и радио для обеспечения предпринимательской деятельности.
16. В установленном ТПП России порядке удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
17. Приглашает и принимает иностранные торгово-экономические делегации и отдельных представителей деловых иностранных кругов организует и проводит деловые встречи, конференции и конгрессы по вопросам внешнеэкономической деятельности и другим вопросам, входящим в компетенцию Палаты.
18. Выполняет заказы на переводы документации, официальных документов, справочных и информационных материалов, а также устные переводы с иностранных языков и на иностранные языки.
19. Осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по основным проблемам экономики, развития предпринимательства.
20. Содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Оренбургской области, участвует в разработке и реализации областных программ в этой области.
Палата имеет право:
1. Осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы коммерческих и некоммерческих организаций, а также предпринимателей.
2. Участвовать в подготовке проектов законов Оренбургской области, постановлений и распоряжений Администрации Оренбургской области, нормативных актов местных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы предпринимателей.
3. Представлять и защищать законные интересы членов Палаты в государственных органах;
4. Участвовать в составе областных частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, областных делегаций на переговорах с иностранными государствами по вопросам внешней торговли, экономического и научно-технического сотрудничества.
5. Совершать сделки с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иные юридические акты.
6. Приобретать и отчуждать, брать и сдавать в аренду движимое и недвижимое имущество.
7. Определять порядок образования и размеры формируемых в Палате специальных фондов и основные направления их использования; устанавливать цены и тарифы в целях осуществления уставной деятельности.
8. Самостоятельно определять методы осуществления своей хозяйственной деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты и материального стимулирования их труда.
9. Входить в состав союзов, ассоциаций и других объединений юридических лиц, взаимодействие с которыми может служить более полному и всестороннему выполнению функций Палаты, определенных настоящим Уставом.
10. В соответствии с установленным порядком решать вопросы, связанные с обслуживанием в регионе представительств иностранных фирм, банков и организаций; открывать свои филиалы, представительства, в том числе за границей.
11.Принимать решение об участии в учреждении организаций различных форм собственности.
12.Осуществлять иные полномочия, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
13.Организовывать и проводить торги (конкурсы, аукционы) в установленном законодательством порядке.
Членами Торгово-промышленной палаты Оренбургской области могут быть российские коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно-правовой формы собственности, российские предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке, а также Торгово-промышленные палаты, создаваемые в муниципальных образованиях Оренбургской области.
Порядок приема в члены Палаты устанавливается Правлением Палаты. Основанием для принятия решения о приеме в члены Палаты является письменное заявление в Правление Палаты.
Организации и предприниматели, вступая в члены Палаты, приобретают членство в ТПП России.
Организации и предприниматели Оренбургской области могут быть членами других торгово-промышленных палат других субъектов Российской Федерации. Организации и предприниматели, являющиеся одновременно членами двух или более торгово-промышленных палат, учитываются при определении норм представительства в органах управления ТПП России только в торгово-промышленной палате по месту своей регистрации.
Члены Палаты в лице своих полномочных представителей имеют право:
1. Избирать в порядке, определяемом Правлением Палаты, ТПП России, представителей на собрания Палаты, делегатов на Съезд ТПП России.
2. Избирать и быть избранными в руководящие органы Палаты и ТПП России.
3. Вносить на рассмотрение руководящих органов Палаты и ТПП России предложения, относящиеся к ее деятельности.
4. Пользоваться услугами Палаты и ее организаций на льготных условиях, определяемых руководящими органами Палаты и ТПП России.
5. Получать в Палате и ТПП России помощь в решении вопросов, относящихся к ее деятельности.
Высшим руководящим органом Палаты является Общее собрание членов Палаты.
Очередные собрания членов Палаты созываются Правлением Палаты не реже одного раза в 2 года. Для решения вопросов, не терпящих отлагательства, могут созываться внеочередные собрания Палаты.
Внеочередные собрания Палаты созываются по решению Правления Палаты, по требованию Ревизионной комиссии или по требованию не менее 1/3 членов Палаты.
Общее собрание членов Палаты:
1. Рассматривает доклады о деятельности Палаты, отчеты Ревизионной комиссии и принимает по ним решения.
2. Избирает Президента и Правление Палаты и досрочно прекращает их полномочия.
3. Заслушивает отчеты Правления Палаты о его деятельности.
4. Избирает Ревизионную комиссию Палаты, утверждает Положение о ее деятельности.
5. Утверждает, изменяет и дополняет Устав Палаты.
6. Решает вопрос о прекращении деятельности Палаты.
7. Определяет приоритетные направления деятельности Палаты.Определяет приоритетные направления деятельности Палаты, принципы формирования и использования имущества Палаты.
8. Рассматривает другие вопросы, относящиеся к деятельности Палаты.
Для решения вопросов оперативного руководства Палатой собрание избирает единоличный исполнительный орган продолжение
--PAGE_BREAK--