--PAGE_BREAK--
Финансовое предпринимательство — это деятельность предпринимателей на дёнежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара — наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, которые имеютсвойства или обесцениваться или быстро менять курс. Главными инфраструктурами финансового предпринимательства являются:
Банки представляют собой специализированные финансовые организации, которые, во-первых, аккумулируют свободные денежные средства (вклады), во-вторых, предоставляют их во временное пользование клиентам в виде кредитов (ссуд, займов), в-третьих, оказывают посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между организациями (учреждениями) и (или) физическими лицами.
Инвестиционные компании и фонды представляют собой финансовые организации (обычно в форме открытых акционерных обществ), которые с целью извлечения прибыли концентрируют свои и чужие капиталы, затем инвестируют их с максимальной эффективностью в те или иные производства (проекты).
Фондовые биржи — это организационно оформленные и регулярно функционирующие рынки ценных бумаг, на которых аналогично товарным биржам основную роль в осуществлении сделок выполняют брокеры и дилеры.
2.1.4 Консультационное предпринимательство
Сущность данного вида предпринимательства заключается в том, что определенные лица — консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции. Предметом консультаций могут быть выявление и оценка проблем и возможностей, а также рекомендация соответствующих мер и помощь в их реализации по вопросам права, экономики, управления организацией, бухгалтерского учета и налогообложения, различным технологическим аспектам производства и т. д. В зарубежной практике коммерческие консультации носят название консалтинг.
Консультационные услуги могут осуществляться в форме разовых советов, а также путем реализации комплексных проектов, включающих выявление и анализ проблем; разработку мер по их решению; помощь в осуществлении проекта. При этом могут применяться различные методы консультирования, в том числе экспертное, процессное и обучающее. Сущность экспертного консультирования заключается в том, что консультант самостоятельно проводит все этапы работы — от диагностики проблемы до оказания помощи по внедрению рекомендаций. При процессном консультировании осуществляющие его специалисты привлекают к этой работе клиента, а при обучающем консультировании — готовят клиента к самостоятельной выработке решения (проводят с ним занятия в различных формах).
2.1.5 Страховое предпринимательство
Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая. Такой вид деятельности можно рассматривать как особую форму, разновидность финансово-кредитного предпринимательства, состоящую в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах — при наступлении страхового случая. Расчеты доказывают, что при рациональных соотношениях размера страхового взноса и страховой суммы с учетом вероятности возникновения страхового случая из оставшихся взносов образуется доход предпринимателя.
Прямое отношение к страховому предпринимательству имеют такие формы, как имущественное страхование, личное страхование жизни и здоровья, а также страхование риска, ответственности. Социальное страхованиене имеет прямого отношения к бизнесу. Бизнес связан только с добровольными формами страхования, на данном рынке продаются услуги в виде страховой защиты.
2.1.6 Посредническое предпринимательство
Еще один вид предпринимательства – посредничество. Поскольку этот вид бизнеса тесно примыкает и выступает составной частью других видов предпринимательства, уместно говорить о посредничестве в производственной, коммерческой, финансовой и консультационной сферах. Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, не является консультантами, а лишь оказывает посреднические услуги. Место посредника – между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке, объединяя их в общую цепь предпринимательской операции.
Отношение к посредничеству в российской экономической среде неустойчивое, часто осуждающее. Есть даже синоним «сводничество». Тем не менее, в мире бизнеса не обойтись без посредников, резко ускоряющих процессы обращения. Посредник в роли брокера, маклера, торгового агента – реальность современной российской экономики.
Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. За производственным обычно следует торговое, оба они требуют денежных средств, т.е. им необходимо и финансовое предпринимательство. А иногда в одном предпринимателе сочетаются и производственник, и торговец, и финансист. Посредническое и страховое предпринимательство может быть отнесено к производству и предоставлению услуг. И при активности предпринимателя за счет сочетания известных видов возникают комбинированные, комплексные виды бизнеса.
2.2 Организационно-экономические формы предпринимательства
2.2.1 Индивидуальное предпринимательство
За последние годы в Российской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. На сегодняшний день в России зарегистрировано почти 5 миллионов индивидуальных предпринимателей, что составляет около 3,3% всего населения страны. Ежегодно в стране регистрируется около 140 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно, управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты. [7, с. 18]
Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.
Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость — важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.
2.2.2 Товарищество (партнёрство)
Товарищество (партнерство)— это форма организации бизнеса естественным развитием единоличного владения.
Закон о партнерстве 1890г. определил партнерство, как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.
По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях — один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею. И так, делится оно на хозяйственные товарищества и общества.
2.2.2.1 Хозяйственные товарищества
Хозяйственное товарищество – это коммерческая организация с разделённым на доли участников общим капиталом. Имущество, которое создано за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретенное товариществом в ходе его деятельности, принадлежит ему в праве собственности. Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.
2.2.2.1.1 Полное товарищество
С точки зрения правовых последствий полное товарищество относится к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничения ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, именуемые полными товарищами, несут ответственность всем своим имуществом. Ответственность в таком случае носит субсидиарный характер.
Субсидиарная ответственность предполагает, что до предъявления требований к лицу, которое несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, кредитор должен предъявить требования к основному должнику. При отказе последнего удовлетворить предъявленное требование или при не ответе на такое требование кредитор вправе предъявить такое требование лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом (субсидиарная ответственность).
Такие товарищества создаются ради достижения определенной цели и в результате неформальной договоренности нескольких лиц. Прав юридического лица они не имеют. Проверка полномочий представляющих их лиц затруднена, поскольку общество не вносится в торговый реестр.
В большинстве случаев полные товарищества образуются юридическими лицами (крупными предприятиями). Договор об их совместной деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве образования такого товарищества. В подобных случаях не требуются ни устав, ни даже регистрация товарищества. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могут быть участниками только одного полного товарищества.
Договор (соглашение) о товариществе определяет полномочия каждого партнера, распределение прибыли, общую сумму капитала, вкладываемого партнерами, процедуру привлечения новых партнеров и порядок перерегистрации товарищества в случае смерти кого-либо из партнеров или его выхода из товарищества. Юридически товарищество прекращает существование, если один из партнеров умирает или выходит из него; если в полном товариществе остается один участник, оно может быть ликвидировано или преобразовано.
2.2.2.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
Отличается от полного товарищества тем, что наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), в нем имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.
Ведение дел и управление товариществом на вере осуществляется полными товарищами по правилам полного товарищества. Вкладчики не вправе участвовать в управлении ведении дел товарищества, оспаривать действия полных товарищей. Они вынуждены полностью доверять полным товарищам в том, что касается использования имущества товарищества. Отсюда исконно российское название – товарищество на вере.
Ограничение прав вкладчиков в управлении товариществом частично компенсируется другими правилами. В частности, вкладчики имеют право по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад; передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу; при ликвидации товарищества они имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвующих в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Если в товариществе остаются, по крайней мере, один полный товарищ и один вкладчик, оно может функционировать дальше.
2.2.2.2 Хозяйственные общества
Хозяйственным обществом признаётся коммерческая организация с разделённым на доли учредителей уставным капиталом. Основное его отличие от хозяйственного товарищества состоит в том, что общество как объединение капиталов не предполагает личного участия учредителей в его делах, поэтому допускается, во-первых, одновременное участие в нескольких обществах (что снижает риск имущественных потерь); во-вторых, участие в обществе любых лиц, а не только предпринимателей; в-третьих, участники по долгам общества несут лишь ограниченную имущественную ответственность в пределах размера вклада в уставной капитал; в-четвёртых, в обществе создаются специальные органы управления, компетенция и порядок действий которых определяются уставом.
По отечественному законодательству хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной (ООО) и дополнительной ответственностью.
2.2.2.2.1 Общество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.
В ряде западных стран существуют так называемые общества одного человека. К ним и относятся общества с ограниченной ответственностью, в которых собственность концентрируется в руках одного человека. В обществах с ограниченной ответственностью в большинстве случаев существует тесная взаимосвязь между компаньонами. По этой причине они очень подходят для организации семейных предприятий.
Для учреждения ООО необходимо заключить учредительный договор, в котором определяются наименование фирмы, местонахождение и направление деятельности предприятия, а также указываются размеры уставного капитала и долевое участие в нем членов общества. [2, с.4]
Высшим органом управления является собрание его участников.
ООО вправе преобразовываться в акционерное общество или производственный кооператив. Ликвидировано общество может быть только по единогласному решению его участников.
Участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или часть ее одному или нескольким участникам данного общества.
Доли в уставном капитале переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если учредительными документами общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия участников общества.
Выход участника общества не требует согласия на это других его участников.
2.2.2.2.2 Общество с дополнительной ответственностью
С начала 1995г. в России могут создаваться общества с дополнительной ответственностью,которыми признаются учреждённые одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которого также разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Эта форма имеет много сходного с обществом с ограниченной ответственностью. Особенностью же данной формы является иная ответственность учредителей они отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником остаётся само общество. Но если его активов окажется недостаточно для расчётов с кредиторами, остаток долга принимают на себя учредители в размерах, кратных уставному взносу. Кратность при этом определяется учредительным договором.
2.2.2.3 Производственные кооперативы
Производственный кооператив (артель)– это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной деятельности. Это организация, собственниками которой являются потребители-члены, платящие ежегодные членские взносы и участвующие в прибылях.
В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. В России кооперативы получили распространение, прежде всего, в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Типичным примером могут служить дачные и жилищные кооперативы. Собственность такого кооператива (артели) складывается из паев (пай – долевая собственность).
Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.
Производственные кооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, оказанию услуг.
Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Если членов кооператива больше 50, то может быть создан наблюдательный совет.
Исполнительными органами кооператива являются: правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее правление и подотчетны наблюдательному совету. Членом наблюдательного совета, правления и председателем кооператива могут быть только члены кооператива.
Производственный кооператив может быть ликвидирован или преобразован в хозяйственное товарищество и общество по единогласному решению его членов.
Кооперативы сейчас владеют многими заводами. Кооперативы не платят таких налогов, как корпорации, и поэтому имеют преимущества на рынке.
2.2.3 Корпоративное предпринимательство
Корпорация— это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством юридические лица могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.[22, с.7]
Несмотря на то, что корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. В общей численности деловых предприятий корпорации занимают лишь менее 20%, однако на их долю приходится примерно 90% общего объема продаж предпринимательского сектора.
Сущность регистрации корпорации не является чересчур сложной, хотя процедуры регистрации в качестве корпорации зачастую бывают довольно непростыми. Большинство людей не желают подвергать риску все, что они имеют, чтобы получить возможность участвовать в бизнесе. Однако для того чтобы компания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое число людей должны желать вложить в нее деньги. Путем решения этой проблемы является создание искусственного лица, существующего только юридически. Такое юридическое лицо называют корпорацией. Это не более чем прием для вовлечения в бизнес людей с минимальным для них риском.
2.2.3.1 Акционерные общества
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций.[9, с.9]
Акционерное общество, с точки зрения индивидуального предпринимателя, — оптимальная форма организационно-правового оформления предпринимательской деятельности. Оно может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества.
Акционеры имеют право на долю доходов АО. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью.
Акционерное общество по закону не может иметь в качестве единственного участника хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Виды акционерных обществ:
- открытое (ОАО)
- закрытое (ЗАО)
2.2.3.1.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Закрытое акционерное общество – это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.
Потенциальный покупатель не может просто дать поручение своему брокеру приобрести определенное количество акций. Первоначально акции такой компании распределяются в частном порядке, и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании. Это ограничение в области финансов является главным фактором, определяющим размер компаний, которые, как правило, бывают мелкими и средними.
Закрытая акционерная компания по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме, как это требуется от ОАО; тем не менее, она обязана представлять ежегодный отчет Регистрационному бюро компаний, который открыт для ознакомления любому члену общества.
В данный момент большинство мелких и средних предприятий в России являются закрытыми акционерными обществами, что делает эту форму бизнеса наиболее популярной.
2.2.3.1.2 Открытое акционерное общество (ОАО)
Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Оно может проводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке. Это подразумевает полную открытость общества и тщательный контроль за его деятельностью, поэтому оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения:
- продолжение
--PAGE_BREAK--годовой отчет;
- бухгалтерский баланс;
- счет прибылей и убытков;
а также ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.
Высший орган управления в АО – общее собрание акционеров.
Если число акционеров превышает 50 человек, то создается Совет директоров (Наблюдательный совет). Его компетенция определяется уставом АО.
Исполнительный орган АО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и/или единоличным (директор, ген. директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров.
ОАО, также как и ЗАО, являются достаточно популярной формой предпринимательства, как в России, так и во всем мире. Как правило, открытыми акционерными обществами являются крупные компании.
2.2.4 Государственное (унитарное) предпринимательство
Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств. Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий. Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.
В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления. В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства.
К унитарным предприятиямотносятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
2.2.4.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
Cсоздается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2.2.4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)
Может быть образовано по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Казенное предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.
Для начала организации предпринимательской деятельности необходимо знать недостатки и преимущества организационно-правовых форм, которые расположены в приложении А. Характеристика особенностей способа действий предприятий различных организационно-правовых форм приведено в приложении Б.
2.3 Организационно-экономические формы
Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку — форме собственности), существуют организационно-экономические формы, различаются по деятельностному знаку:
Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
Синдикат — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
Концерн — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко-говорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.
Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией. Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.
Транснациональная компания (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.
Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.
Принадлежать к ТНК, как правило, способна фирма, в которой очень высокий уровень эффективности управления сравнимый с государственным. Причём, не всегда, именно качество продукции ТНК играет решающую роль; Ибо многие компании, являясь по определению ТНК, осуществляют, лишь сбыт, некоторой продукции, которую сами не производят.
2.4 Отличительные особенности организации форм предпринимательской деятельности в развитых странах
2.4.1 Формы коммерческих предприятий в США
Среди организационно-правовых форм бизнеса большое распространение в США получили единоличные предприятия. Это в основном мелкие предприятия в розничной и мелкооптовой торговле и в сфере услуг. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может выть обращен на все его имущество.
Надо отметить исключительную простоту процедуры регистрации таких предприятий. По существу, исполнения каких-либо формальностей, связанных с регистрацией единоличного предприятия, не требуется. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны, их необходимость связана, прежде всего, с налоговыми целями. Вместе с тем для некоторых видов деятельности требуются лицензии административных органов штата, в котором предполагается эту деятельность осуществлять.
Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство — аналог российского товарищества.
Общее партнерство, или просто партнерство, функционирует на основе законодательства и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашениях между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнерства.
Партнерства в США не облагаются налогами, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Затем каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства; она подается в налоговые органы совместно с декларацией об индивидуальных доходах.
Другой организационно-правовой формой партнерства является партнерство с ограниченной ответственностью. В таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др. Причем, обычно это мелкие и средние предприятия.
Для создания партнерства нужны как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата, подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. По налогообложению положение ограниченных партнерств аналогично положению общих.
Наиболее распространенная и универсальная форма бизнеса в США – корпорация, которая строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации) и внутренним регламентом. Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе тем регламент — это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.
Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций; они освобождаются от налога на прибыль. В 1997 г. в США насчитывалось 23,6 млн. фирм, в том числе 4,7 млн. корпораций (19,9%), 1,8 млн. партнерств (7,5%) и 17,2 млн. индивидуальных предприятий (72,6%). По масштабам продаж на первом месте находились корпорации (около 88%), на втором — партнёрства (7,2%), и на последнем — индивидуальные предприятия (4,8%). На долю малого (с численностью занятых до 100 человек) и среднего (от 100 до 500) бизнеса приходился 41% общего объёма продаж. В малом и среднем бизнесе было занято 51,9% всей рабочей силы.
В последние годы в США все большую популярность завоевывает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (LLC). Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLCоблагаются налогом так же, как доходы партнерства, т.е. только как доходы её участников). В этом заключается их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят еще и налог на прибыль. Таким образом, LLCвполне приемлема для налогового планирования. А для бизнеса, для которого важен имидж, лучше подходит корпорация.
2.4.2 Формы коммерческих предприятий в Японии
По данным известного экономического обозревателя Японии Такао Накадзава, роль среднего и малого бизнеса в Японии весьма велика и составляет по числу предприятий 99,1%, а по численности работающих 78%. Из этого он делает вывод о том, что Япония – страна среднего и малого бизнеса. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы.
Следует отметить высокую эффективность и рациональность японской системы управления производством. Она сочетает в себе развитие предпринимательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.
У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. В официальной обстановке, представляясь незнакомцу, японец, прежде всего, называет компанию, где он служит, а потом уже своё имя. Исторически сложившийся в японском обществе культ труда и неформальный, слабо регламентирующий характер отношений между начальником и подчинённым способствовали высокой степени развития в японских корпорациях предпринимательства в групповой форме. Важные предпринимательские решения, как правило, принимаются высшими управляющими, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решений нижестоящих групп.
3 СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
3.1 Государственная поддержка предпринимательства в России
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор — стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
Организационные аспекты поддержки предпринимательства:
1) Законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения
2)Правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами
3) Обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий
4) Система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала — фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес — инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.)
5) Государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и т.д.
6) Ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.
Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется, прежде всего, государственной службой. Последняя является «головной организацией» и по реализации государственной промышленной политики.
Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным, чем прежде путем. Она выполняет, прежде всего, следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.
Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области.
Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.
В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам.
Переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации предпринимательства.
Важное значение для развития предпринимательства имеет кадровое укрепление частных предприятий за счет вышедших в отставку государственных служащих. Так, в Японии в 1990 г. восемь бывших высокопоставленных работников государственного Японского банка развития служили директорами крупнейших судоходных фирм. Представители министерства внешней торговли и промышленности Японии «парашютируют» чаще всего в средние по экономической значимости компании. Фирмы используют эти переходы для усиления полезных контактов и получения государственной информации.
В ряде стран подобную практику пытаются поставить под контроль. В Великобритании, например, переход высокопоставленного сотрудника после отставки из государственной службы в фирму, которую он раньше курировал как государственный служащий, связывают с определенными выгодами. Как носитель конфиденциальной информации о планах правительства, характере предстоящих заказов и т.п. такой сотрудник дает фирме неоценимые преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому введены нормативные ограничения: служащие трех высших ступеней в течение двух лет после отставки имеют право поступать на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов также обязаны получить разрешение, если поступают на работу в фирму, с которой были ранее связаны по службе, либо имели доступ к конфиденциальной информации о конкурентах своих нанимателей. продолжение
--PAGE_BREAK--
Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.
3.1.1 Экономические методы влияния на предпринимательство
Одна из важных задач государства — создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.
Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.
Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.
К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный характер: через налоги у предприятий изымается до 85 — 90% прибыли.
Усугубляет положение чрезмерная жесткость финансовой политики. Предприниматели с трудом обеспечивают на предприятиях нормальные объемы оборотных средств. В результате в экономике продолжается «бегство от расчета деньгами»: предприятия компенсируют нехватку денег бартером и эмиссией их заменителей — векселей. Незначительный рост уровня жизни затрудняет переориентацию на спрос населения.
Несмотря на сложность ситуации, перспективы поддержки государством предпринимательства не безнадёжны. Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства. Сама практика работы ряда лицензионных подразделений показывает явное пренебрежение к участникам рынка. Нередко критерием для выдачи лицензии выступает личная лояльность к руководству соответствующих организаций.
Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.
Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность
Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.
3.2 Основные проблемы развития предпринимательства
В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирований рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.
Развитие предпринимательства в Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
— отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития предпринимательства;
— пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
— нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
— сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
— неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в предпринимательстве;
— отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
— нестабильность экономической ситуации в стране;
— доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
— правовая неграмотность самих предпринимателей;
— отсутствие явного развития производства;
— высокая планка единого социального налога;
— недостаточность кадрового потенциала;
— длительное оформление документации, особенно на землю
Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от предприятий в бюджеты.
3.3 Пути решения проблем предпринимательства
Несмотря на серьёзность проблем, связанных с предпринимательством, всё же он имеет перспективы дальнейшего развития.
Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определённую систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий и образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.
Другой ключевой фактор – осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.
Еще одна важная задача – перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на «рельсы» рыночной экономики за счёт учёта воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.
Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей. В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, СМИ и др.) направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.
В частности, одна из ключевых задач государства – оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры – развитие бизнес -инкубаторов, информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги.
Знание видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.
Становление рыночной экономики в России ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах. Наметившийся в экономической структуре рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Комментарий к федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июл 2007 [Текст]: офиц. текст: правовые акты по состоянию на 5 мая 2008г./А.В. Щепотьев, Е.Г. Сафронова, 2008. – 57с.
2. Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” [Текст]: от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ.
3. Абчук, В.А. Курс предпринимательства [Текст]/ В.А. Абчук. – Санкт-Петербург: Альфа, 2001.- 544 с.
4. Белокрылова, О.С.Теория переходной экономики: учебное пособие [Текст]/ О.С. Белокрылова. – Москва, 2006. — 170с.
5, Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс [Текст]/А.Г. Войтов. – Москва: ИНФРА, 2004.- 592 с.
6. Зайцев, Н.А. Экономика организации [Текст]/ Н.А. Зайцев. – Москва: Экзамен, 2000. – 768с.
7. Ильичева, М.Ю. Предприниматель без образования юридического лица. Практическое пособие [Текст]/ М.Ю. Ильичева. – Санкт-Петербург: Печатный двор – 2001. – 288с.
8. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: учебник для вузов [текст, таблица]/ Н.Ю. Круглова. – Москва: РДЛ, 2005. – 560с.
9. Остапенко, В.В. Акционерное дело и ценные бумаги. Справочное пособие [Текст]/В.В. Остапенко. – Москва: Экономика- 2006. – 324с.
10. Харькова, Е.П. История предпринимательства и меценатства в России [Текст]/ Е.П. Харькова. – Москва: ИНФРА -2007.- 108с.
11. Грузинов, В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия [Текст]/ В. Грузинов, В. Грибов. – Москва: Филинъ- 2004. – 592с.
12. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха [Текст]/ Р. Хизрич, М. Питере. - Москва: ИНФРА – 2003. – 217с.
13. Гусева, Т.А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности [Текст]/ Т.А. Гусева, Н.В. Ларина, Р.Х. Макуев.– 3-е изд. – ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – 22с.
14. Организация предпринимательской деятельности [текст]/ С.И. Грядов, П.Е. Подгорбунских, В.А. Удалов и др.– Москва: КолоС, 2003. – 416 с.
15. Чапек, В.Н. Малое предпринимательство в России: учеб. пособие [текст]/ В.Н. Чапек, Д.В. Максимов, В.В. Богуславский. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 283 с.
16. Экономика предприятия. Учебное пособие [Текст]/И.П. Хунгуреева, Н.Э. Шабыкова, И.Ю. Унгаева, Н.Н. Пряхина. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006. — 240c.
17. Курс экономики [Текст]: Учебник/ под. ред. Б.А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2004. – 672 с.
18. Предпринимательство: учебник для вузов [Текст]/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б.Поляка, В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ — ДАНА, 2008. – 735 с.
19. Экономика [Текст]: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юристь, 2001. – 896 с.
20. Бобылев, А.И. Российское предпринимательство [Текст]/ А.И. Бобылев, Н.А. Духно// Экономика и право. – 2000 — №5. – с. 13-15
21. Шамхалов, Ф. О государственной поддержки предпринимательства в России [текст]/Ф. Шамхалов// сб. науч. тр. гл. ред. изд-ва «Экономика» – 2009. – №10 с.14-18
22. Экономика предприятия – Понятия. Формулы. Схемы [Электронный ресурс]/ учебник – 2006. – 57с. Режим доступа: http://ihtika.net/qwe/loginfromfile/filein/104203.html
Приложение А
Сравнительные особенности преимуществ и недостатков организационно-правовых форм предпринимательства
Организационно-правовая форма
преимущества
недостатки
Индивидуальный предприниматель
1) Для организации своего дела не требуется крупных вложений
2) Упрощенный порядок ведения учета и ответственности
3) Гибкость и мобильность, т.е. оперативно реагируют на изменение спроса
1) По определенным обстоятельствам И.П. отвечает на общих основаниях всем принадлежащим ему имуществом
2) Крупные предприятия неохотно идут на сотрудничество
3) Затруднена индивидуализация предпринимательского дела
Хозяйственные товарищества
1) Лёгкость организации, т.е. заключается только письменное соглашение
2) Больше финансовых ресурсов, т.е. партнеры, могут слить воедино свои денежные капиталы
3) Совместное управление, т.е. становится возможной более высокая степень специализации (один заменяет другого)
1) Неограниченная ответственность, т.е. каждый товарищ, отвечает за долги фирмы
2) Разногласия между членами товариществ может привести к несогласованной политике или к бездействию
3) Ограниченная жизнь, т.е. продолжительность деятельности товариществ непредсказуема
4) Ограниченность финансовых ресурсов, т.е. у некоторых партнеров может не хватить средств для успешного роста предприятия
5) Сложность ликвидации
Хозяйственные общества
1) Возможность вести предпринимательскую деятельность не от собственного лица, а через созданное юридическое лицо
2) Возможность расширения бизнеса, привлечения инвестиций
3) Формирование структуры управления, соответствующие размерам и специфики деятельности фирмы
4) Наибольшая информационная «закрытость», т.е. не требуется публиковать какие-либо документы, относящиеся к деятельности
5) Возможность перехода на упрощенную систему налогообложения
1) При любых изменениях состава участников, величины и пропорций уставного капитала, структуры управления требуется регистрация изменений в учредительных документах
2) Число участников не может превышать 50 человек, иначе оно должно быть преобразовано в акционерное общество
3) Высокая степень риска при выходе одного или нескольких участников, поскольку им должна быть передана доля в имуществе общества
4) Расширение стратегических вопросов деятельности собранием участников повышает риск принятия неверных решений, особенно при существенном неравенстве долей участников
Производственный кооператив
1) Прибыль распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом
2) В таком же порядке распределяется их имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов
3) Законодательством не ограничивается число членов кооператива, что дает физическим лицам организовать кооперативы необходимого размера
4) Равные права всех членов в управлении кооперативом повышают заинтересованность кооператоров в успешной деятельности своей организации, стимулируют их личную инициативу
1) Число членов в кооперативе должно быть не менее 5 человек, а это существенно ограничивает возможности их создания
2) Каждый член кооператива несет субсидиарную ответственность по долгам кооператива
Корпорация
1) Имеют более легкий доступ к банковским кредитам
2) Ограниченная ответственность, т.е. владельцы, рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций
3) Существует независимо от её владельцев и в этом отношении – от её собственных должностных лиц
1) Регистрация устава сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и расходами на юридические услуги
2) Двойное налогообложение: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды – первый раз – как часть прибыли корпорации, второй – как часть личного дохода владельца акций
3) Акции, которые распределены среди множества владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля
Государственное (унитарное) предпринимательство
1) Высокий потенциал изменчивости и приспособляемости в условиях быстро меняющегося рынка
2) Контракты с подрядчиками заключаются на долгосрочной основе
3) Разрыв контракта по инициативе фирмы сопровождается серьёзными санкциями
1) Риск конкуренции со своими производственными подрядчиками
2) Легковесность, т.е. «неукорененность» фирмы в отрасли, что не дает возможности осуществлять длительные инвестиции
3) Отсутствие надлежащего контроля за деятельностью фирмы
продолжение
--PAGE_BREAK--