--PAGE_BREAK--
Рис. 1. Кривая Филлипса: концепция
Следовательно, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые совместно должны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.
И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровня безработицы и потерянного объема производства. Политика регулирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь «уровень безработицы — уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса. При существовании экономических взаимозависимостей, выраженных в кривой Филлипса, невозможно достижение «полной занятости без инфляции».
1.2
Конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы
Рынок труда относится к рынкам факторов производства, на которых происходят очень важные процессы: формирование цен ресурсов, влияющих на будущий объем выпуска производителей всех отраслей, формирование факторных доходов — заработной платы, прибыли, процента, ренты. Через рынок труда наиболее важный национальный ресурс — труд — распределяется по предприятиям, отраслям, профессиям и регионам.
Рынок труда — это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение труда, обеспечивается распределение труда и определяются цены на различные виды трудовой деятельности.
На этом рынке действуют продавцы и покупатели, которые индивидуально и коллективно (через профсоюзы) вступают в договорные отношения, определяя цену и другие условия продажи и использования труда. В этом рынок труда не составляет исключения. Вместе с тем это — специфический рынок, т.к. сам товар — труд — уникален. Это единственный товар, который неотделим от его собственника — человека. При этом последний объектом купли-продажи не является, ибо продается и покупается не работник, а его способность к труду.
Для продавца труда важна не только цена на его труд, но и условия организации труда, опасность получения производственных травм, характер его взаимоотношений с руководителями и т.п. У носителя труда-товара — свои представления о «справедливости» в трудовых отношениях. К тому же он способен образовывать свои организации (в частности, профсоюзы) и нерыночными методами отстаивать (вплоть до забастовочной борьбы) собственные представления об оплате труда и других вопросах.
Любое пространственное перемещение товара-труда предполагает перемещение и работника. А это зачастую сопряжено с рядом дополнительных проблем — согласие семьи, возможность обучения детей на новом месте проживания, доступность жилья и т.п. Возможны и административно-правовые ограничения (режим прописки, дискриминация по национальному, религиозному или половому признаку и т.п.). Чем меньше таких ограничений и чем они слабее, тем больше может быть развит рынок труда. Но в полной мере они не преодолимы, поэтому рынки труда имеют явно выраженный сегментарный характер. Принято различать национальный и региональный (местный), отраслевой и профессиональный рынки труда, рынки труда по формам собственности, социально-демографическим группам и т.д.
Основными элементами рынка труда являются:
·субъекты рынка— работодатели и работники, занятые в производстве, и лица не занятые, но желающие работать и ищущие работу;
·институты рынка труда, регламентирующие отношения субъектов рынка труда и деятельность его инфраструктуры;
·инфраструктура рынка труда — службы занятости населения, службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и т.д.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда является необходимым условием его нормального функционирования, что создает условия для выполнения основных функций рынка труда.
Информационная функцияпредоставляет субъектам рынка труда объективную информацию об уровнях спроса и предложения, оплаты труда по той или иной профессии, специальности, квалификации и т.д.
Ценообразующая функцияустанавливает размер заработной платы.
Распределительная функцияраспределяет рабочую силу по рабочим местам, обеспечивая соответствие между ними.
Именно в силу того, что труд — товар неотделим от его собственника — человека, при найме нерыночные факторы различного рода изначально играют несравненно более важную роль по сравнению с иными факторами.
Конкурентному рынку труда присущи свойства:
·большое число фирм, конкурирующих на рынке при найме работников данного вида труда;
·наличие множества работников одинаковой квалификации, предлагающих свой труд;
·ни фирмы, ни работники не могут диктовать ставки заработной платы.
Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения — работники с их навыками и умениями.
Чем руководствуются фирмы при найме дополнительных работников? Спрос на любой фактор определяется стремлением к максимальной прибыли. Прибыль максимизируется ростом привлечения труда вплоть до такого уровня, когда доход от предельного продукта труда (доход от дополнительной единицы продукции, полученной с помощью дополнительного работника — MRPL) будет равен предельным издержкам на него (заработной плате — w). Поэтому фирме будет выгодно нанимать работников при соблюдении равенства MRPL = w. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой зависимости.
При увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, следовательно, каждый час свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой. Из этого следует, что свободное время замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Этот процесс называется эффектом замещения.
Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть из которых ему, к тому же, просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которого в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Появление в определенный момент эффекта дохода и соответствующей зависимости предложения рабочей силы от уровня заработной платы характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.
Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижения рыночного равновесия. Оно достигается в точке, которой соответствует определенный уровень равновесной заработной платы и заданное этим уровнем равновесное количество спроса и предложения труда.
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.
В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.
Заработная плата— это денежная форма цены труда, которая модифицирована рядом факторов, определяемых особенностями товара — труда. Эти особенности диктуют различия в оплате труда, вытекающие не из рыночных принципов, а из особенностей сфер и условий применения труда, а также сочетания ряда других факторов социально-политического плана (дискриминация различных групп населения, иммиграция, региональные различия и т.д.)
Заработная плата имеет еще одну сторону — это форма воспроизводства жизненных средств работников. Уровень оплаты, при прочих равных условиях, должен быть таким, чтобы воспроизводить работников и членов их семей. Это означает, что за счет оплаты труда (если отвлечься от других источников) покрываются затраты на удовлетворение физиологических потребностей работников, образование, здравоохранение и иные общественно-необходимые затраты.
Таким образом, заработная плата имеет двойственную природу. С одной стороны — это форма цены труда, а, с другой, — форма фонда жизненных средств, необходимых для воспроизводства работников.
Следует различать уровень оплаты труда и соотношение в оплате труда между различными работниками. Уровень оплаты труда определяется уровнем производительности общественного труда. Чем выше уровень производительности труда в обществе, тем больше объем общественного продукта, тем больше та доля продукта, которая приходится на единицу труда, тем выше уровень оплаты.
Соотношение в оплате труда между работниками различных отраслей, предприятий, сфер зависит и от ряда других факторов, которые не сводятся к производительности труда. Эти факторы имеют различное происхождение.
Во-первых, они вытекают из особенностей условий труда. Неблагоприятные, опасные, вредные для здоровья условия, как правило, предполагают более высокую оплату.
Во-вторых, условия воспроизводства в регионах, различающихся по климатическим условиям, территориальной отдаленности от центра, требуют компенсации затрат на эти неблагоприятные факторы.
В третьих, существенное влияние имеет и исторический, социально-культурный элемент. Имеется ряд других факторов, определяющих различия в оплате. Среди них в экономической теории особо выделяется фактор дискриминации, когда предлагаются различные возможности для лиц, различающихся по полу, возрасту, национальной принадлежности и т.д.
Устойчивым фактором, определяющим различия в уровне и соотношениях в оплате труда, являются вложения в человеческий капитал. Человеческий капитал— накопленный запас знаний и навыков в результате обучения и образования. Он предполагает определенные инвестиции в людей, в их образование. Более высокие затраты на образование материализуются в труде более высокой производительности, а ряд видов трудовой деятельности вообще недоступен без высокого уровня образованности. Все это является фактором более высокой оплаты труда лиц с образованием в обществе, развивающемся в стабильных условиях.
Различают повременную и сдельную оплату труда. Повременная заработная плата — оплата труда в зависимости от продолжительности отработанного времени. Ставка заработной платы представляет собой цену труда за час работы. При повременной форме заработной платы для работодателя крайне важно организовать действенный трудовой контроль, осваивать технологии, регулирующие трудовой процесс, тщательно отбирать кадры при найме на работу.
Поштучная (сдельная) заработная плата— это оплата труда в зависимости от количества произведенной продукции. Сдельная оплата труда стимулирует интенсификацию труда. Это, с одной стороны, увеличивает выпуск продукции, а с другой, может приводить к понижению качества изделий.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата— это сумма денег, получаемых работником за определенные время (час, день, неделю, месяц, год) или результат труда.
Реальная заработная плата— это количество благ, которые работник может приобрести на данную номинальную заработную плату. Реальная заработная плата зависит не только от величины последней, но и от уровня цен на покупаемые работником блага и характеризует покупательную способность работника.
Основные функции заработной платы:
· воспроизводственная, предполагающая, что зарплата должна быть достаточной для того, чтобы удовлетворять и воспроизводить жизненные потребности человека;
· стимулирующая — заработная плата стимулирует вовлечение в процесс труда и эффективное исполнение последнего;
· распределительная — с помощью заработной платы определяется место, где будет трудиться каждый данный работник, перераспределяется труд между сферами, отраслями, предприятиями и т.д.
Однако, роль заработной платы в экономике не ограничивается этими функциями. Она значительно шире. Особо можно выделить макроэкономическую роль оплаты труда. Заработная плата — основная составляющая часть доходов населения. Она определяет уровень и состав спроса. Чем ниже уровень заработной платы, тем уже границы для экономического роста. И наоборот, растущая заработная плата стимулирует экономический рост.
1.3
Инвестиционная политика и занятость
Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика — это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.
Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.
Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.
В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.
В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако, несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:
· нестабильность экономической и политической ситуации;
· несовершенное и противоречивое законодательство;
· неясность в определении прав собственности;
· отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
· нестабильность рубля как национальной валюты;
· непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ко второй — мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
· выбор источников и методов финансирования инвестиций;
· определение сроков реализации;
· выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
· создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
· экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
· величиной имеющегося производственного потенциала;
· природно-климатическими условиями;
· оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
· географическим местонахождением и геополитическим положением;
· состоянием окружающей среды;
· демографической ситуацией;
· привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.
Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.
Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.
Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики).
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
· совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
· осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
· организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
· осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Любая инвестиционная политика, направлена на создание рабочих мест, для трудоспособного населения. Привлеченный капитал открывает большие перспективы развития различных отраслей хозяйственной деятельности, а следственно и возможность гражданам устроится на работу с достойной оплатой труда. Создаются новые рабочие места – уровень безработицы падает.
продолжение
--PAGE_BREAK--