Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ рынка образовательных услуг в современной России

--PAGE_BREAK--1.4 Начальное профессиональное образование
Особенность рынка услуг профессионального образования всех ступеней состоит в его неоднородности. Он включает множество сегментных, взаимосвязанных рынков, которые формируются под влиянием различных обстоятельств: уровня и ступени образования, типа учебного заведения, профиля подготовки, характера специальности, пола, возраста, семейного положения и других факторов.

Начальное профессиональное образование по сравнению со средним специальным и высшим наименее востребовано. В течение всего периода социально-экономических преобразований происходит плавное сокращение как числа учебных заведений, готовящих специалистов соответствующей квалификации, так и численности учащихся в них. Если в 2001 учебном году в республике в 32 учреждениях системы начального профессионального образования обучалось 13,1 тыс. учащихся, то в 2004 учебном году на 23 учреждения приходилось 9,5 тыс. учащихся. В ПТУ обучаются в подавляющем большинстве дети из семей с доходом низким и ниже среднего.

Если школьное обучение ребенка требует финансовых вложений почти от всех родителей (только 8% родителей школьников заявили, что не делают таковых), то получение профессионального начального образования, как свидетельствуют результаты опроса, — лишь от двух третей (около 30% семей, в которых есть учащийся ПТУ, не отметили ни одного вида соответствующих затрат). На этой ступени образовательной подготовки наибольшее число семей (40%) несут затраты на покупку канцелярских принадлежностей. Приобретение учебников и учебных принадлежностей как статью расходов отметили четверть опрошенных. Семьи учащихся ПТУ гораздо чаще, чем родители школьников, вносят официальную плату за обучение, но значительно реже тратятся на дополнительные образовательные услуги.

Спрос на услуги профессионального начального образования крайне низок. Видимо, на планы подростков и их родителей относительно обучения в ПТУ влияет дальнейшее трудоустройство выпускников этих заведений. Отличительными особенностями представителей данной социально-демографической группы является их низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за отсутствия достаточной квалификации, производственного стажа и практического опыта работы. При приеме на работу возможна дискриминация, касающаяся оплаты труда этой категории работников. При массовом сокращении численности персонала на многих предприятиях первоочередному сокращению подвержены именно недавние выпускники ПТУ. Кроме того, большое влияние на положение выпускников ПТУ оказывает уровень полученного образования, адаптированность к изменяющейся ситуации на рынке труда, а также ситуация в конкретном ПТУ. Кроме того, необходимо учитывать и психологическую сторону данной проблемы. Молодые специалисты, вышедшие на рынок труда и не нашедшие на нем достойного себе применения, склонны считать себя «выброшенными за борт», никому не нужными, что. учитывая специфику молодежной неуравновешенности, неустойчивости нервной системы, бескомпромиссности, может привести к необратимым социальным последствиям.

Чтобы изменить ситуацию, необходима четкая программа по регулированию рассмотренных проблем. Существует объективная потребность общества в рабочих кадрах. Необходимо реализовать меры, которые приведут к возрастанию роли профессионального начального образования, которое является ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.
1.5 Среднее специальное образование
Система среднего специального образования призвана готовить рабочие кадры по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. Уровень дохода семей поступающих в ссузы — низкий и ниже среднего. Большинство студентов ссузов — это дети рабочих, служащих, технических специалистов.

Чем выше уровень образования членов семьи и уровень ее дохода, тем выше общие годовые затраты на обучение ребенка в ссузе. Самые высокие затраты на обучение в данном случае — оплата учебы в платных ссузах. На треть ниже расходы на занятия с репетиторами по программе ссуза и еще на треть — затраты на аренду жилья для студентов ссузов. Чем выше уровень образования членов семьи, или их должностной статус, или уровень семейного дохода, тем выше расходы на обучение ребенка в ссузе. Следует отметить, что существенных различий по регионам и типам населенных пунктов по данному показателю не прослеживается. В настоящее время в Марий Эл имеется 13 ссузов (14 в 2001 г.), в которых обучается 14,2 тыс. студентов (11,8 тыс. в 2001 г.).




1.6 Высшее образование
Высшая школа в современный период оказалась в очень сложной ситуации, обусловленной в первую очередь переходом к рыночным отношениям в сфере образования, в том числе сокращением бюджетного финансирования высших учебных заведений и отказом от обязательного государственного распределения выпускников. В условиях снижения финансовых поступлений из бюджета вузы вынуждены искать новые источники финансирования; наиболее очевидный источник — введение платы за обучение, образование коммерческих факультетов, отделений, курсов. Кроме того, вузы идут на предоставление своих площадей и территорий в аренду, сокращают расходы на приобретение нового оборудования и штаты работников. Такие изменения не могут не влиять на учебный процесс и качество подготовки специалистов.

Кардинальные изменения в системе трудоустройства выпускников потребовали от вузов разработки экстренных мер: в отсутствие системы государственного распределения выпускников, чтобы не потерять абитуриентов, вузу нужно предоставить если не гарантии, то хотя бы надежду на то, что выпускник найдет подходящую работу. Это означает, что вуз должен дать специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, дать образование, позволяющее адаптироваться к требованиям рынка, и предоставить услуги по содействию трудоустройству выпускника. Только при соблюдении этих условий репутация вуза сможет устоять в жесткой конкурентной борьбе предприятий, организаций, фирм и учебных заведений за молодого человека, определяющего свой жизненный выбор, и поддержать свое собственное существование в рыночной экономике.

Данные о движении финансов, полученные в ходе реализации проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования», показывают, что платное высшее образование в современной России занимает равные позиции по сравнению с официально бесплатным. В последние годы затраты домохозяйств на студентов платных отделений растут, а на студентов бюджетных мест — сокращаются.

Наибольших затрат требует учеба в вузе: почти 20% семей ежемесячно инвестируют в нее 3 тыс. и более рублей, еще треть — от 1 тыс. до 3 тыс. руб. Совокупные затраты семей на студентов, обучающихся на платной основе, превышают расходы на студентов, обучающихся на бюджетном отделении, приблизительно в 3 раза.

Основная проблема трудоустройства выпускников вузов заключается в том, что возрастающий спрос на высшее образование неадекватен количеству рабочих мест соответствующей квалификации в экономике. Если бы в нашем обществе, как в странах с развитой рыночной экономикой, более высокий уровень образования давал бы большие гарантии хорошего трудоустройства и высокого уровня жизни, обеспечивал бы защиту от безработицы, то, возможно, спрос на более высокий уровень образования увеличился. Один же из парадоксов ситуации, сложившейся в России, заключается в том, что оплата труда специалистов не соответствовала (да и сейчас не всегда соответствует) ни затратам на их подготовку, ни уровню их требований. Такое несоответствие обусловило появление неоправданно большого числа специалистов с высшим образованием, работающих на рабочих должностях и вообще не по специальности.

Потребность в услугах образования как общественного блага выражается через механизм общественного выбора, в виде принимаемых решений: поступить в то или иное учебное заведение, на тот или иной факультет, в соответствующее престижное учебное заведение. Такая потребность сильно зависит от мнения родителей и знакомых. Она может сдерживаться правилами приема в учебное заведение, уровнем требований качеству знаний поступающих, а также может деформироваться соответствующей политикой государственной поддержки студенчества.

Потребность в высшем образовании приобретает выраженную социальную окраску, так как получение высшего образования рассматривается как символ высшего потребительского стандарта и образа жизни среднего класса. В высшем образовании реализуются также возрастающие социальные потребности людей в своем дальнейшем духовном, интеллектуальном развитии. Потребность в высшем образовании зависит от масштабов развития других звеньев образования и качества подготовки на предшествующих ступенях образования. Возникает так называемый «внутренний образовательный рынок», где качество обучения играет роль своеобразной «валюты».

Особенность услуг образования состоит в том, что эффект, который получает человек и общество, трудно количественно оценить. Неопределенность конечных результатов качественных аспектов образования создает трудности для студентов:

— в правильном выборе профиля подготовки и специальности, для преподавателей

— в обоснованном отборе студентов, а для предприятий — в рациональном наборе специалистов на работу (работодателю часто требуется время, чтобы признать новую специальность).

Еще одной особенностью образовательных услуг является высокая эластичность спроса на них. Потребители услуг образования могут сознательно урезать свои расходы на пользу других статей потребительского бюджета. После обязательной системы образования (например, в вузе) потребителям услуг часто приходится сравнивать расходы на учебу с “потерянными доходами”, т.е. с доходами, которые они получили бы, работая в народном хозяйстве во время своей учебы. Фактор “потерянных доходов” учитывается теорией человеческого капитала в формулах определения сравнительной эффективности обучения в различных типах учебных заведений.

Рынок услуг системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров связан, с одной стороны, с рынком труда, а с другой – с рынком научно-технической продукции и рынком инвестиций. Несбалансированность между структурой подготовки и потребностями экономики как в рабочих кадрах, так и в специалистах, в условиях перехода к рыночным отношениям затрудняет трудоустройство выпускников учебных заведений. В смягчении дисбаланса структуры рабочей силы и рабочих мест основная роль принадлежит мобильности образовательной системы в целом и особенно системы профессионального образования. Достигается это прежде всего за счет качества образования, которое обеспечивает приспособление работников к требованиям рынка.

Следует иметь в виду, что рынок профессиональных образовательных услуг играет активную роль в формировании перспективной занятости, решая проблему переобучения работников, оказавшихся без работы в связи со структурной перестройкой экономики и научно-техническим прогрессом.

Вместе с тем вопрос о рынке высококвалифицированной рабочей силы и адекватном реагировании на него системы образования имеет свое социально- экономическое содержание. Наличие «лишних» людей с дипломами, которые в условиях перехода к рынку оказываются не востребованными, ставит вопросы как перед государством, так и перед системой профессионального образования об изменении форм и методов их подготовки. Рынок образовательных услуг, приспосабливаясь к рынку труда, имеет и свои особенности, обусловленные прежде всего тем, что образование в значительной степени является общественным благом.

Потребителями образовательных услуг являются отдельные лица или группы одновременно обучающихся лиц. Оплата образовательных услуг осуществляется либо непосредственно их потребителями, либо предприятиями, организациями (отраслевое финансирование учебных заведений) и государством (бюджетное финансирование). До последнего времени оплата образовательных услуг в нашей стране осуществлялась в основном государством. Следовательно, государство является двойным монополистом в образовании: и в сфере производства образовательных услуг, и в сфере их потребления. Это значит, что от государственного аппарата зачастую зависит решение всех основных проблем образования: кого, чему и как учить и сколько для этого выделять ресурсов.




2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И возможные ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Главный комплекс экономических проблем системы образования связан с резким дефицитом бюджетного финансирования отрасли и недостаточной проработанностью отраслевого экономического механизма. Действующий в образовании механизм хозяйствования не обеспечивает приоритетности учета стратегических интересов нации, заинтересованности образовательных учреждений в повышении качественного уровня учебно-воспитательной работы, защиты прав образовательных учреждений в их взаимоотношениях с учредителями и органами государственного управления, оптимальности распределения экономических ресурсов между территориальными образовательными системами и внутри них.

Анализируя финансовые ресурсы, обеспечивающие развитие системы образования, необходимо отметить, что в настоящее время в российскую систему образования государством направляется почти 600 млрд. руб., или 4% ВВП.

Расширение бюджетного финансирования образования имеет следующие возможные параметры и ограничения:

•повышение его доли до 6,2% ВВП к 2005 г. увеличит бюджетное финансирование образования в 1,6 раза, а к 2010 г. — в 2,1 раза. Предполагается обеспечить опережающий рост расходов федерального бюджета на образование: с 32 млрд. руб. в 2001 г. до 135 млрд. руб. в 2005 г. и 240 млрд. руб. в 2010 г.;

•развитие системы планирования расходов в рамках модели двухсекторного бюджета: первый сектор — обеспечение нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося, воспитанника; второй сектор – формирование бюджета развития учебных заведений, играющих ключевую роль в развитии всей системы образования или в исполнении «инновационного заказа» государства, а также средств на информатизацию и обновление оборудования; рост доли этих средств в консолидированном бюджете образования до 5% в 2005 г. и 10% в 2010 г., в федеральном бюджете — до 15 и 20% соответственно. Инвестиции государства в учебные заведения будут осуществляться в основном в форме софинансирования отобранных на конкурсной основе проектов. Это поможет мобилизовать внебюджетные средства учебных заведений;

• структурный маневр ресурсами внутри системы образования. Реальная хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений, переход на нормативное финансирование в расчете на одного учащегося, воспитанника, реструктурирование сети сельских (малокомплектных) школ может дать внутреннюю экономию в размере примерно 15% существующего финансирования через региональные и местные бюджеты (30 млрд. руб. в 2005 г.). Перераспределение ответственности федерального и регионального бюджетов по отношению к учреждениям начального профессионального образования позволит увеличить их финансирование в 2004 г. примерно на 5 млрд. руб.;

• существующий сегодня механизм субсидиарной ответственности вышестоящих бюджетов за исполнение нижестоящими бюджетами государственных обязательств и гарантий, в том числе в области образования, не расчленен по видам ответственности, непрозрачен для контроля и не создает стимулов для нижестоящих бюджетов полностью мобилизовывать средства для исполнения федеральных мандатов. Для устранения этих недостатков в рамках реформы субсидиарной ответственности бюджетов можно было бы перейти на прозрачную систему целевых субвенций на образование для дотационных регионов. Эта мера может быть дополнена стимулирующим механизмом формирования таких субвенций, при котором дотационный регион, увеличивающий долю собственных средств на образование и повышающий эффективность их использования, получал бы в течение следующего года увеличенный трансферт. В результате реальные расходы территориальных бюджетов на образование могут расти опережающим темпом по отношению к росту ВВП, их доля в бюджетах существенно возрастет.

Достаточно острой и дискуссионной является проблема мобилизации частных средств в систему образования, которая наталкивается в настоящее время на серьезные ограничения, обусловленные низкими доходами более чем 70% российских семей. По имеющимся косвенным оценкам, сегодня только 25-30% семей принимают участие в финансировании образования своих детей. Доля семей, проявляющих интерес к инвестированию в образование, растет по мере завершения их детьми общего образования и достигает пика к 10-11-м классам средней школы.

Предполагается, что по мере роста реальных доходов населения доля семей, способных инвестировать в образование, может возрасти к 2010 г. до 40-45%. При этом семьи, относящиеся к 5-7-му децилям по доходам, будут способны вкладывать в образование лишь очень ограниченные средства — от 3 до 10 тыс. руб. в год. Учесть эти средства и скоординировать их использование с исполнением федерального и местных бюджетов образования возможно путем связывания их с персонифицированным государственным финансированием в качестве добровольных и прозрачных дополнений к такому финансированию.

С учетом введения стимулирующих механизмов бюджетного финансирования, налоговых льгот на частные инвестиции в образование (в частности, уменьшения налогооблагаемой базы с учетом затрат на образование) и темпов роста доходов к 2010 г. можно прогнозировать значительное увеличение средств, поступающих в образовательную сферу от семей.

Большие резервы содержатся и в организации эффективного использования средств бизнес — сообщества как основного потребителя квалифицированных кадров. Сегодня средства предприятий (ориентировочно 10 млрд. руб. в 2000 г.), поступающие в сферу образования, условно можно разделить на два потока. Первый — оплата тех образовательных программ, в которых заинтересованы сами предприятия (в основном короткие программы дополнительного профессионального образования и подготовка персонала в средних и начальных профессиональных учебных заведениях); второй — спонсорские средства.

Спрос со стороны предприятий на образовательные услуга может возрасти по мере оживления реального сектора экономики. При относительно сбалансированных темпах роста по отраслям можно ожидать повышения спроса на образование с их стороны в 4-5 раз. Дополнительный эффект может дать введение налоговых льгот (зачисление всех затрат на образование в затраты на производство товаров, работ и услуг и исключение спонсорских средств из налогооблагаемой базы). Прогнозируется, что спонсорские средства будут расти менее быстрыми темпами, их объем к 2010 г. может составить не более 10-15 млрд. руб. С учетом заказов на научные разработки и НИОКР объем средств предприятий, поступающих на образование, может составить до 50-60 млрд. руб. (0,5% ВВП).

Дополнительные доходы системы образования складываются из коммерческой, необразовательной деятельности (продажа собственной продукции вузами, ПТУ и техникумами, сдача в аренду помещений учебных заведений и др.).

При поиске путей решения поставленных выше проблем необходимо учитывать резкие демографические изменения. Так, если до 2003 г. еще продолжался рост выпуска учащихся из общеобразовательной школы, то в 2004-2008 гг. произойдет резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе, а с 2008 г. этот процесс в полной мере затронет и высшие учебные заведения.

К ресурсам развития системы образования можно отнести и такие новые институциональные явления, часть из которых проходит экспериментальную проверку в рамках мероприятий по модернизации образования, как:

• персонификация бюджетного финансирования, заключающаяся в сочетании нормативного финансирования в расчете на одного учащегося и дифференцированно-персонифицированного бюджетного финансирования студентов в рамках государственных гарантий получения образования, которое может осуществляться в различных формах (образовательная субсидия, именное финансирование и т.п.), в зависимости от сопряженных целей и задач, решаемых государством при развитии системы образования;

• введение налоговых льгот на частные инвестиции в образование, предусматривающее уменьшение налогооблагаемой базы подоходного налога на расходы по оплате образовательных услуг, освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований на развитие образования, уменьшение налогооблагаемой базы юридических лиц по налогу на прибыль за счет включения расходов на подготовку или переподготовку кадров в состав производственных затрат.

Еще одной не менее важной предпосылкой развития системы образования является становление академической и финансовой независимости образовательных учреждений, т. е. полная и последовательная реализация правового статуса учебного заведения, отраженного в Законе РФ «Об образовании». Именно в сфере образования, опираясь на накопленный опыт экономической и академической автономии вузов, можно отработать новые экономические принципы функционирования всех организаций социально-культурной сферы. К этим принципам относятся:

— постепенное уравнивание в правах государственных и негосударственных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию;

— контрактные формы отношений с государством и частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

— государственная аккредитация и общественная государственная система контроля качества образования;

— переход от выделения средств по статьям расходов бюджетной классификации к финансированию одним показателем (исполнение государственного именного финансового обязательства);

— расширение прав учебных заведений по распоряжению финансовыми ресурсами (в общем образовании — при участии попечительских советов);

— предоставление образовательным организациям права самостоятельного утверждения сметы расходов и соответственно ее изменения;

— прозрачность и доступность для общественно-государственного контроля всей финансовой деятельности образовательной организации, включая разработку единых форм отчетности и ежегодную публикацию финансовых отчетов;

— создание простых в исполнении, унифицированных и понятных процедур расходования средств, основанных на конкурсном отборе поставщиков товаров, работ и услуг;

— эффективное использование недвижимого имущества, переданного собственником учебному заведению в уставных целях, гарантированное исключение возможности изъятия из оборота образовательной сферы объектов собственности, закрепленных за государственными и муниципальными учебными заведениями. Утверждение данных подходов не только распространит на все учебные заведения принципы свободы академической и хозяйственной организации, которые позволили выжить в 1990-е годы российским вузам, но и устранит противоречия между бюджетностью и хозяйственной самостоятельностью таких учреждений.

Из перечисленных предпосылок и ресурсов развития системы образования видно, что в управлении ее развитием наряду с содержательными вопросами образования, находящимися в ведении педагогической науки, большое значение имеет управление путем реорганизации и совершенствования экономических отношений в сфере образования. Сегодня представляется целесообразной такая реорганизация экономических отношений в системе общего образования, которая предполагает разделение бюджетного финансирования образовательных учреждений институциональное финансирование (т. е. прямое финансирование учебных заведений из бюджетов всех уровней) и бюджетные средства, поступающие в систему от учащихся. Это означает, что учебные заведения финансируются за счет средств бюджета пропорционально количеству учащихся (нормативное финансирование) в размерах обеспечивающих условия и объем предоставления образовательных услуг, необходимых для реализации минимальных требований федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Норматив бюджетного финансирования является гарантированным и фиксирует минимальный объем финансовых средств в год на одного учащегося, обеспечивающих реализацию прав граждан на бесплатное общее образование. Дополнительные образовательные услуги за рамками стандарта являются платными для всех учащихся. Для учащихся из малообеспеченных семей эти расходы полностью или частично должны компенсироваться в форме социальной поддержки.

Такой подход будет способствовать стабилизации экономического положения системы общеобразовательных учреждений, усилению гарантий реализации конституционных прав граждан на получение образования, упорядочению привлечения средств в систему образования.

Для задействования этих механизмов необходимо, помимо введения нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, упорядочить существующие межбюджетные отношения, внедрить механизм двухуровневого бюджетного финансирования и передать государственные полномочия в сфере образования с соответствующими ресурсами на нижестоящий бюджетный уровень, перейти от системы безличных и незащищенных трансфертов к субвенциям и субсидиям для дотационных регионов и муниципалитетов.




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.