--PAGE_BREAK--При определении экономической эффективности сельскохозяйственных предприятий производится расчет следующих показателей:
1. Отношение валовой продукции к затратам живого и овеществленного труда:
Эвн= ВП_______
С + ОС*Ен , где (1.1)
ВП – стоимость валовой продукции, произведенной сельскохозяйственными предприятиями за анализируемый период,
С – текущие производственные затраты,
ОС – среднегодовая стоимость основных производственных средст,
Ен – коэффициент эффективности основных средств.
2. Отношение реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда:
Эрп = РП______
С + ОС * Ен , где (1.2)
РП – стоимость реализованной продукции.
Иногда этот показатель называют еще отношением валового дохода к затратам труда. От предыдущего он отличается тем, что более точно отражает финансовые, а не производственные результаты деятельности.
3. Отношение чистого дохода к затратам живого и овеществленного труда:
Эчд = ЧД____
С+ОС*Ен, где (1.3)
ЧД – чистый доход предприятия (денежное выражение стоимости прибавочного продукта) разность между стоимостного валовой или реализованной продукции затратами на ее производство.
Различают созданный и полученный чистый доход. В первом случае речь идет о соотношении размера всей произведенной продукции и затрат на ее производство, а во втором – только реализованной, т.е. во втором случае речь идет о прибыли от реализации.
Прибыль от реализации продукции считается показателем полученного эффекта, то есть абсолютным показателем. Однако уже саму прибыль фактически можно считать показателем эффективности, так как в ее расчете участвуют и затраты и эффекты в виде выручки от реализации.
Тем не менее гораздо больший интерес представляют показатели, являющиеся производными от прибыли – показатели рентабельности. Вообще само понятие рентабельности предполагает, что в числе тем соответствующей формулы должна находится прибыль ( для убыточных предприятий это может быть снижение уровня себестоимости). Использование в качестве знаменателя различных данных позволяет выявить влияние разных факторов на величину полученной прибыли. Общее количество показателей рентабельности, используемых при различных расчетах, достигает двух десятков. Но основными считаются три:
1. Рентабельность продукции:
Рп = П х 100%, где (1.4)
С
С – себестоимость сельскохозяйственной продукции,
П – прибыль.
2. Рентабельность основных средств и нормируемых (материальных ) оборотных средств:
Рос = П_____
ОС + ОбС х 100%, где (1.5)
ОбС – средние остатки материальных оборотных средств.
2. Рентабельность вложений в предприятие:
Рв = П х 100% где (1.6.)
А
А – стоимость всего имущество 9активов) предприятия.
Каждый показатель может рассчитываться от балансовой прибыли (общая рентабельность) и от чистой, за вычетом обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и т.п. (расчетная рентабельность).
На практике бывает полезным рассчитать показатель рентабельности чистых активов – отношение прибыли к сумме чистых активов предприятия. Кроме того, в качестве показателя использования собственного капитала часто применяется норма прибыли – отношение прибыли к авансированному капиталу. От показателей рентабельности этот показатель отличается тем, что прибыль соотносится не со стоимостью имущества, а с источниками их приобретения.
В некоторых случаях показатели рентабельности и нормы прибыли численного могут быть равны. Но их экономический смысл остается различным.
Минаков считает, что рассчитать показатели экономической эффективности можно двумя способами: эффективность выразить дробью, в числителе которой указать эффект (результат), в знаменателе – ресурсы, вычесть из эффекта затраты на его достижение.
Учитывая, что экономическая эффективность определяется в одном случае путем сопоставления эффекта и ресурсов, в другом – эффекта и затрат, все показатели, характеризующие ее уровень можно разделить на 2 группы. Одна группа 1) показателей характеризует экономическую эффективность использования применяемых ресурсов, 2) другая – текущие производственные затраты. К первой группе относятся землеотдача, фондоотдача, производительность труда, ресурсоотдача и т. д, ко второй – себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, уровень рентабельности и др. В зависимости от цели и объектов изучения могут быть одновременно использованы показатели как первой, так и второй группы. К частным показателям эффективности применения ресурсов относится землеотдача, фондоотдача и т.д., к обобщающим – ресурсоотдача, а среди показателей эффективности использование затрат к частным относится себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, к обобщающим – уровень рентабельности.
Эффективность использования производственных ресурсов определяется отношением результатов производства к ресурсам.
Обобщающими показателями экономической эффективности использования всех производственных ресурсов является ресурсоотдача (Роп) и ресурсоемкость (Ремк):
Ротд= ВП ,
РП (1.7)
Ремк = РП
ВП , (1.8)
Рп – величина ресурсного потенциала, рубли.
Обобщающий показатель эффективности применения производственных ресурсов Эо, можно также рассчитать по формуле:
Эо = Вп
Н, (1.9)
ВП – фактически полученная валовая продукция сельского хозяйства на 1 ГА сельскохозугодий, руб;
Н – нормативный уровень производства валовой продукции, отражающий производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия, руб/ га.
Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):
П= В-ПС (1.10)
Если производство продукции убыточно, вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой себестоимости (ПС), %:
Оз = В х 100% (1.11)
ПС
Показателем рентабельности производства является также норма прибыли (N), под которой понимают процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов:
N = П______ (1.12)
Ф осн + Фобор
Этот показатель характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных фондов.
Рассмотренная система показателей позволяет всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность сельскохозяйственного производства.
1.3. Основные каналы реализации продукции
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В состав реализованной сельскохозяйственной продукции включается:
— продукция, поставленная перерабатывающим предприятиям всех форм собственности как своей, так и других территорий наделенным функциями заготовителя органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или работающих по поручению Госзаказчика;
- продукция, проданная предприятиям, независимо от того наделены они функциями заготовителя или нет;
- продукция, проданная на рынке, через торговую сеть, на ярмарках, населению непосредственно с транспортных средств, другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям, коммерческим структурам;
- продукция, проданная на биржах и аукционах;
- продукция, реализованная населению через систему общественного питания, а также проданная в счет оплаты труда.
Условиями эффективной реализации являются:
- высокое качество и хорошее физическое состояние сельскохозяйственных продуктов и сырья;
- конкурентоспособность реализуемой продукции по издержкам трудоёмкости, экологичности;
- знание рынка, его конъюнктуры и условий реализации.
Условия реализации наряду с конъюнктурой включают условия доставки товаров на рынок, состояние материально- технической базы реализации, различные формы регулирования оптовой и розничной торговли, организационные и правовые факторы.
Большое значение при реализации экологически чистой продукции имеет предпочтение потребителей. Для производства такой продукции требуются значительные дополнительные затраты материально-денежных средств, а цены реализации экологически чистой продукции существенно возрастают. Следовательно, потребителями такой продукции являются покупателями с высокими доходами.
Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственной организации является сокращение затрат труда на единицу продукции под воздействием внедрения достижений научно-технического прогресса. Высвобождаемая из основного производства рабочая сила может быть использована на других работах несельскохозяйственного направления: на организации переработки продукции, реализации продуктов и услуг, строительств и др. Это в свою очередь будет способствовать получению дополнительных доходов сельскохозяйственного предприятия от эффективного использования трудовых ресурсов.
Размещение производства сельскохозяйственной продукции вблизи крупных городов и промышленных центров позволяет организовать прямой сбыт основных видов продукции и тем самым сократить затраты по ее реализации. Прямой сбыт продукции представляет собой альтернативу для получения дополнительного дохода товаропроизводителей.
В рыночных условиях торговля и перерабатывающие предприятия выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными производителями в качестве прямого поставщика готовой продукции. Затраты на переработку сельскохозяйственного сырья в пищевой промышленности, как правило, значительно ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке продукции.
Прохождение отдельных аграрных продуктов через стадию оптовой торговли в определенной мере зависит от территориального разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Так, если раньше молочные заводы поставляли свою готовую продукцию непосредственно в розничную торговлю, то в настоящее время они используют и такое промежуточное звено, как оптовая торговля.
Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи:
- бесперебойно и круглосуточно снабжать населению высококачественными продуктами питания;
- обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок;
- повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;
- способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;
- упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.
Все это необходимо учитывать при создании конкурентоспособного рынка сельскохозяйственной продукции.
Производители сельскохозяйственной продукции реализуют её по разным каналам. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей.
Одним из каналов реализации сельскохозяйственной продукции, который широко распространился за годы экономических реформ и аграрных преобразований, является посредник, или посреднический канал. Посредник освобождает производителей от работ по сбыту, хотя скупают продукцию по относительно низким ценам и делают большие наценки на товар, повышая оптовые и розничные цены. Закупив продукцию у производителя, посредники выполняют далее функции по транспортировке, хранению, отчистки, подработке, упаковке. Канал реализации продукции через посредников является косвенным.
Реализация сельскохозяйственной продукции может осуществляться по прямым связям на локальный рынок, в магазины, перерабатывающим предприятиям, по социальным каналам, работникам предприятия. При этом потребитель сам собирает выращенную продукцию. Такие каналы реализации называются прямыми. Преимущества здесь заключаются в сокращении потерь, в большей гарантии сбыта и снижении напряженности в использовании труда.
Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции.
Основным каналом реализации сельскохозяйственной продукции является продажа её государству в федеральный и региональный фонды. Проявляется тенденция снижения объемов реализации в эти фонды, несмотря на повышение закупочных цен со стороны федеральных и региональных организаций, предварительное авансирование предстоящих закупок, доплаты за качество, возмещение затрат на транспортировку продукции и другие приемлемые для производителей договорные условия, в частности, взятие в залог.
Выбор пути реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав собственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др.
На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:
— наличие системы информационных рынков. Быстрое получение необходимой информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему;
— обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;
— возможность перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами;
— выбор путей сбыта продукции. В том случае, если не заключены договоры на поставку сырья для переработки, то перерабатывающие предприятия несут большие трансакционные затраты по покупке необходимого количества и ассортимента сельскохозяйственной продукции.
Глава 2. Анализ экономической эффективности производства молока в СПК « Ферзиковский».
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия.
Землепользование СПК «Ферзиковский» расположено в севера – восточной части Ферзиковского района Калужской области. Центральная усадьба хозяйства с. Ферзиково расположена в 15 км. к северу от районного центра и железнодорожной станции и в 63 км. от города Калуги. Связь центральной усадьбы с районным и областным центром осуществляется по шоссейной – Калуга-Ферзиково.
Климатические условия хозяйства, расположенного в умеренно-континентальном поясе, характеризуется тёплым летом и довольно мягкой зимой. Среднегодовая температура воздуха составляет +4,2 C, средняя температура июля составляет +17,7 C, января – 9,7 C. Длина вегетационного периода- 180 дней. По обеспеченности влагой хозяйство относится к зоне достаточного увлажнения. Среднегодовое количество осадков составляет 620 мм. Основное количество осадков выпадает в летне-осенний период. Сумма среднесуточных температур за период активной вегетации составляет 2000-2400. Продолжительность безморозного периода – 140 дней. Ветровой режим
территории характеризуется преобладанием северо-заподных и западных ветров в холодный период и юго-западных в тёплый период.
Рельеф территории СПК «Ферзиковский» представляет собой среднерасчленённую волнистую эрозионную равнину. Наиболее широко распространены дерново-подзолистые почвы, которые занимают 63% от всей
площади; дерново-среднеподзолистые – 14%, встречаются небольшими участками по всему землепользованию и среднесуглинистые, светло-серые, лесные – 10%.
Территория хозяйства расположена в лесной зоне, для которой характерно присутствие смешанных лесов. Из лесной растительности широко представлены – дуб, берёза, осина и сосна. Из луговой растительности имеются различные злаки и разнотравье: мятлик, клевер, тимофеевка, различные виды овсяницы.
Пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции являются: молока – АО Ферзиковский молочный завод, мяса – ЗАО Калужский мясокомбинат.
Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки.
Таблица 2.1
Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции ( в ценах фактической реализации) на 2006 год.
Отрасли и виды
продукции
Размер денежной выручки, тыс/руб.
Структура денежной выручки в % к итогу
2004
2005
2006
2004
2005
2006
1
2
3
4
5
6
7
1. Растениеводство всего
1174
852
256
13,6
12
3,8
полеводство
895
680
191
10,4
9,5
2,8
в т.ч. картофель
695
543
49
8
7,6
0,7
зернопроизводство
201
137
142
2,3
1,9
2,1
Прочая продукция растениеводства
279
172
65
3,2
2,4
1
2. Животноводство всего
5916
6265
6457
68,7
88
96,2
скотоводство
5598
5436
6177
65
76,4
92
1
2
3
4
5
6
7
в т.ч. молоко
3400
3395
3271
39,4
47,7
48,7
продажа скота на мясо
2198
2041
2906
25,5
28,7
43,3
свиноводство
83
102
40
1
1,4
0,6
Прочая продукция животноводства
—
200
—
—
2,8
—
3. В целом по с/х производству
8612
7117
6713
100
100
100
Коэффициент специализации в 2004 году был равен 0,84; в 2005 – 0,67 и в 2006- 0,91, то есть за последние 3 года не изменился и является углубленной специализацией.
Ведущей отраслью в хозяйстве является животноводство, где удельный вес приходится на скотоводство ( 92%). В 2006 году на первом месте стоит молоко – 48,7 %, на втором – продажа скота на мясо – 43,3 %, следовательно, хозяйство имеет молочно-мясное направление.
Таблица 2.2
Размер сельскохозяйственного производства предприятия
Показатели
годы
2006 в % к
2004
2005
2006
2004
2005
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость валовой продукции, тыс.руб.
9835,7
9788,1
5695,2
57.9
58,2
2. Произведено, ц.
-молоко
8205
6772
5944
72.4
87,8
-мясо
525
437
230
43,8
52,6
1
2
3
4
5
6
-зерно
6160
3188
4218
68,5
132,3
-картофель
4220
—
820
19,4
—
3. Среднегодовая стоимость ОПФ с/х назначения, тыс.руб.
49671
47868,5
40654
81,8
85
4. Среднегодовая численность работников с/х производства, чел.
81
70
56
69
80
5. Площадь с/х угодий – всего, га.
4837
4837
4286
88,6
88,6
в т.ч. пашни
4052
4052
3583
88,4
88,4
6. Среднегодовое поголовье животных
-КРС – всего
762
467
441
57,9
94,4
-в т.ч. коров
362
279
224
61,9
80,3
-свиньи – всего
43
17
—
—
—
7.Условное поголовье животных, гол.
832,1
563,3
488,6
58,7
86,6
Следует отметить, основным показателем является стоимость валовой продукции и за ряд лет наблюдается изменение. В 2006 году она составляла 5695,2 тысяч рублей, что на 41,8% меньше чем в 2005 году и 42,1% меньше чем в 2004 году. Это связано с уменьшением производства молока.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения за ряд лет изменяется. В 2006 году составляет 40654 тысяч рублей, что на 18,2 % меньше, чем в 2004 году и на 15 % меньше, чем в 2005 году.
Среднегодовая численность работников в динамике лет уменьшалась, так в 2006 году она составляла 56 человека, что на 31 % меньше, чем в 2004 году и на 20 % меньше, чем в 2005 году. Снижение численности работников на предприятии обусловлено социально-экономическими условиями.
Площадь сельскохозяйственных угодий и площадь пашни за ряд лет не изменилась. Изменения не произошло за счет того, что не происходила трансформация земельных угодий.
Производство молока уменьшилось, так в 2006 году оно составляло 5944 ц, что на 27,6 % меньше, чем в 2004 и на 12,2 % меньше, чем в 2005 году.
Производство мяса в 2006 году составило 230 ц, что на 56,2 % меньше, чем в 2004 году и на 47,4 % меньше, чем в 2005 году.
В общем, представленные показатели, компактность территории хозяйства по расположению полей, животноводческих подразделений и населенных пунктов вблизи их позволили внедрить в СПК «Ферзиковский» цеховую организационную структуру: в хозяйстве сформированы 2 отраслевых цеха: цех животноводства и растениеводства; три обслуживающих: цех механизации, стройцех и кормоцех.
Организационно-правовая форма хозяйства – сельскохозяйственный производственный кооператив. Для регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем ( администрацией) и членами трудового коллектива СПК «Ферзиковский» заключается коллективный договор.
1. Юридическими сторонами коллективного договора являются: с одной стороны правление кооператива, в лице его председателя, которое представляет интересы работодателя, с другой стороны – профсоюзный комитет, который представляет интересы трудового коллектива.
2. Коллективный договор заключен сроком на один год. Настоящий коллективный договор действует со дня его принятия на собрании (конференции) и до принятия нового коллективного договора. Действие коллективного договора распространяется на всех членов трудового коллектива, независимо от стажа работы.
3. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет действие весь период реорганизации.
4. При ликвидации предприятия коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.
5. При смене собственника имущества предприятия (хозяйства) действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев после факта смены собственника. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении или дополнении настоящего действующего коллективного договора.
6. Условия коллективного договора, пришедшие в несоответствие с вновь принятыми в течение срока его действия законодательными и нормативными актами РФ, приводятся сторонами в соответствии с этими актами со дня введения их в действие.
В коллективном договоре оговариваются:
· Меры по экономической стабилизации производства и обеспечению занятости работников
· Гарантии в области оплаты труда
· Гарантии в области охраны труда
· Укрепление дисциплины труда
· Гарантии в области труда женщин
· Охрана здоровья, медицинское и социальное страхование.
· Культурно-спортивная работа
· Обязанности работодателя по созданию условий для реализации прав профсоюзной организации и создание условий для осуществления ее деятельности
· Дополнительные гарантии для выборных профсоюзных работников
· Контроль за выполнением коллективного договора.
Работодатель (правление, совет директоров, администрация) и профсоюзный комитет не реже двух раз в год с привлечением актива проводят массовые проверки хода выполнения. Должностные лица, виновные в нарушении, не выполнении обязательства по коллективному договору, несут дисциплинарную и административную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2.2. Анализ производства молокав СПК «Ферзиковский»
Исходным моментом для определения экономической эффективности в молочном скотоводстве является продуктивность коров. Для достижения высокой продуктивности необходимо достаточно полно обеспечивать животных кормами, то есть хозяйство должно обладать достаточно высокой кормовой базой.
Таблица 2.3
Использование кормовой базы в хозяйстве
Показатели
Молоко
2004
2005
2006
1
2
3
4
1.Среднегодовое поголовье, гол.
327
279
224
1
2
3
4
2.Выход продукции, ц.
8205
6776
5944
3.Расход кормов – всего, ц. к. ед.
6681
7202
6702
4.Расход кормов на 1 голову, ц. к. ед.
20,4
25,8
29,9
5.Расход кормов на 1 ц. молока, ц. к. ед.
0,8
1,06
1,03
6.Расход кормов по плановым нормам на фактическую продуктивность
10666,5
8808,8
7727,2
7.Экономия (-). Перерасход (+), ц. к. ед.
-3985,5
-1606,8
-1025,2
8.Использование кормов, %
62,6
81,8
86,7
9.Выход ВП животноводства, руб. на 1 ц.к.ед.
614
564,5
532,1
Анализируя данную таблицу заметим, что в хозяйстве в 2004, 2005 и 2006 году наблюдается экономия кормов, а использование кормов в 2006 году составило 86,7 % что на 24,1 % больше по сравнению с 2004 и на 4,9 % больше, чем в 2005 году.
Расход кормов наибольшего значения достиг в 2004 году (8205 ц/ед), а затем произошло его стремительное сокращение и к 2006 году он составил 5944 ц/ед. В 2006 году экономия кормов составил 1025,2 ц/ед, снизившись на 2960,3 ц/ед по сравнению с 2004 и на 581,6 ц/ед по сравнению с 2005 годом.
Что касается затрат на основное стадо, то они оказывают существенное влияние на экономическую эффективность производства и реализации продукции молочного скотоводства.
Таблица 2.4
Размер и структура затрат на основное стадо
показатели
Производственные затраты, тыс.руб.
2006г. в % к
2004
2005
2006
2004
2005
Оплата труда с отчислениями
1240
1393
966
77,9
69,3
Корма
2518
2371
1898
75,4
80
Содержание основных средств
469
403
219
46,7
54,3
Прочие затраты
3
3,8
3,8
126,7
100
Всего затрат. в т.ч.
4727
4831
3727
78,8
77,1
Отнесено на молоко
4354,3
4347,9
3354,3
77
77,1
Среднегодовой надой на 1 корову. кг.
2509,2
2428,7
2653
105,7
109,2
Себестоимость 1 ц. молока, руб.
463,62
548,7
569
122,7
103,7
продолжение
--PAGE_BREAK--