--PAGE_BREAK--Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или но крайней мере не должны являться единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле — “материальная основа” управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем в некоторых случаях нематериальные компоненты могут иметь основополагающее значение.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, но, напротив, должны корректироваться как но форме, так и но существу, а дискретность такой корректировки случайная величина. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и поэтому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. В процессе (финансового анализа применяются различные приемы, методы и модели.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансовою характера, имеющий целью:
оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
оцепить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
В основе финансового анализа, равно как и финансовою менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности. Для России этот фрагмент финансового анализа имеет приоритетное значение в силу ряда обстоятельств, в частности, недостаточная развитость финансового рынка снижает значимость анализа рисков.
Современный финансовый анализ в России Современное финансовое планирование направлено прежде всего на выработку гибкой стратегии и тактики хозяйствования предприятия, стремящегося упрочить свои конкурентные позиции в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры.
Использование нормативов в финансовой деятельности становиться делом самого предприятия, поэтому информация о нормативах переходит из бухгалтерской отчетности, как это было раньше, в область коммерческой тайны.
Анализ отклонений от планируемых предприятием показателей, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа проводимого за пределами предприятия на основе отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную информацию о деятельности предприятия.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятия и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
Сложившиеся в России к настоящему моменту рыночные отношения формировались под влиянием как весьма специфических начальных условий, так и привнесенных непосредственными действиями во время перестройки.
Особенности экономической ситуации, сложившейся в России к началу перестройки, в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом: отсталая технологическая структура гражданского сектора экономики; высокая доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий; чрезвычайно высокий уровень монополизма: низкая цена рабочей силы; высокий уровень образования работников; неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка; высокая «вязкость» экономической среды; низкий уровень экономической культуры всего населения, в том числе руководителей государственных предприятий; малочисленность среднего класса.
Влияние перестроечных шагов состояло в основном в следующем: приобретение руководителями государственных предприятий прав распоряжаться доверенным им имуществом без ответственности перед собственником; возникновение и расширение легального негосударственного сектора; разрушение системы хозяйственного управления; разрыв хозяйственных связей; резкое снижение эффективности всей хозяйственной системы; рост стартовых издержек.
Непродуманные действия в монетарной сфере привели к расцвету такого явления, как бартер. В последние годы его уровень достиг 78% промышленного производства, а суммарная задолженность по обязательствам предприятий достигла почти 50% от годового валового внутреннего продукта. В результате в России сложился тип «неплатежной» экономики.
Таким образом, социальная среда предприятия может быть оценена как стабильно конфликтогенная, а законодательная среда как неустойчивая. Следствием отмеченного сочетания факторов явилось возникновение в России весьма специфического типа хозяйственного устройства всей экономической системы.
Результатом подобного системного изменения социального и экономического уклада страны стали снижение объемов промышленного производства, резкое сокращение инвестиционно-воспроизводственных процессов и сужение сферы промышленного потенциала;
От дальнейшего направления развития — в сторону высокотехнологичной, экономически эффективной и конкурентоспособной промышленности или в сторону деиндустриализации при одностороннем развитии сырьевых отраслей — зависит будущее страны в целом.
Аналогичная дилемма возникает и на уровне отдельно взятого предприятия: либо оно будет реструктурировано в эффективный субъект рынка, способный адекватно откликаться на рыночные сигналы и обладающий достаточным потенциалом саморазвития в рыночной экономике, либо процессы межотраслевой и внутрифирменной дифференциации приведут к распаду технологической структуры промышленного производства.
Для восстановления, сохранения и развития экономики как отдельного предприятия, так и экономики России в целом особое значение имеет анализ деятельности предприятий в системном плане, учитывающий как товаропроизводственные и технолого-производственные, так и воспроизводственные функции. В соответствии с этим, предприятие можно рассматривать как сложную многоуровневую систему. В качестве относительно самостоятельных функциональных подсистем предприятия традиционно выделяются:
· технологическая;
· производственная;
· материально-техническая;
· кадровая;
· управления;
· финансово-инвестиционная;
· сбыта и реализации.
Результаты деятельности предприятия зависят от согласованной работы всех этих подсистем. Однако в условиях экономического спада особую роль играют не столько производственные мощности предприятия, представленные первыми четырьмя подсистемами. Как правило, производственные мощности предприятия загружены не полностью. Главными являются подсистемы управления, финансовая и маркетинговая подсистемы.
Рассматривая наиболее важные проблемы предприятий, целесообразно выделить функциональные проблемы:
· ориентация на краткосрочные результаты деятельности, отсутствие стратегического подхода к деятельности фирмы;
· отсутствие на фирмах комплексных средне- и долгосрочных планов;
· недостаточное знание текущего и прогнозного состояния рынка, необходимость высоких затрат для ориентации на рынке, поиска платежеспособных покупателей и поставщиков недорогого сырья и материалов;
· неготовность предприятия к изменениям спроса, появлению на рынке конкурентной продукции;
· снижение квалификации персонала, старение основных фондов;
· падение технологической дисциплины:
· снижение трудовой мотивации работников, престижа рабочих и ИТР;
· неэффективность использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
· преобладание личных интересов менеджеров, противостояние между руководством и коллективом.
Таким образом, одним из возможных основных путей комплексного, системного решения проблем развития предприятия является внедрение стратегического планирования в практику деятельности руководства фирмы. Приэтом стратегия предприятия включает семь направлений:
товарно-рыночная стратегия,
ресурсно-рыночная стратегия,
технологическая стратегия,
интеграционная стратегия,
финансово-инвестиционная стратегия,
социальная стратегия,
стратегия управления.
Учитывая отмеченную выше слабую экономическую подготовленность руководящего персонала, проблема разработки финансово-инвестиционной стратегии вырастает до уровня первостепенной. Под финансово-инвестиционной стратегией фирмы обычно понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор и приоритеты использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств. Иначе говоря, определить финансово-инвестиционную стратегию — значит дать ответ на вопрос, из каких источников предпочтительно привлекать финансовые ресурсы на различных этапах предстоящего периода деятельности и на осуществление каких инвестиционных проектов эти ресурсы преимущественно направлять.
К источникам финансирования, преимущественно используемым для инвестиций, можно отнести, в частности:
· фонд накопления, т.е. накопляемую часть прибыли и амортизационных отчислений;
· средства от дополнительной эмиссии акций, облигаций;
· средства других предприятий и организаций, мобилизуемые в рамках договоров о совместной деятельности, других форм горизонтальной, вертикальной и диагональной интеграции;
· банковские кредиты и ссуды; государственные (льготные) кредиты, выделяемые в рамках тех или иных централизованных инвестиционных программ; государственные безвозвратные капитальные вложения, выделяемые в рамках реализации централизованных инвестиционных программ.
Каждый из перечисленных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет особенности, определяющие его большую или меньшую привлекательность для предприятия. Эти особенности характеризуются следующими параметрами:
· реальность использования источников(его доступность); потенциальная емкость источника,
· экономическая эффективность использования,
· уровень риска пользования данным источником (с точки зрения требований возврата используемых средств или возможной утраты контроля над предприятием).
Из всего разнообразия параметров инвестиционных проектов существенными с точки зрения формирования финансово-инвестиционной стратегии являются:
· степень соответствия проекта товарно-рыночной стратегии;
· величина «вклада» в реализацию этой стратегии;
· длительность осуществления этого проекта;
· срок окупаемости инвестиций, включая подготовительный период — разработку необходимой документации;
· организационные усилия и т.д.
Собственно, деятельность по разработке финансово-инвестиционной стратегии состоит из трех этапов: расстановки приоритетов в списках источников финансирования и инвестиционных проектов, исходя из соответствующих критериев и конкретных условий функционирования предприятия: формирования ограниченного числа вариантов финансово-инвестиционной стратегии, состоящих из согласующихся друг с другом по масштабам и срокам мобилизуемых ресурсов и потребностей в них; выбора одного из таких вариантов в качестве базового.
Наиболее характерные типы финансово-инвестиционных стратегий:
Тип 1. «Сам себе голова». Предполагает использование преимущественно собственных финансовых средств для планомерного проведения в жизнь тщательно выверенных инвестиционных проектов.
Тип 2. «Консорциум». В целях минимизации риска фирма стремится разделить его (а также и прибыли) с партнерами и включается в один или несколько крупных инвестиционных проектов в «командах» с другими участниками
Тип 3. «Поиски наград». Фирма, располагающая значительными средствами высокой ликвидности, готова отозваться на любые выгодные инвестиционные предложения. Стратегия характеризуется повышенным риском.
Тип 4. «Пирамида». Все доступное многообразие источников финансирования мобилизуется для реализации стратегии «самостроительства» средних и крупных фирм, преимущественно специализированных, реализующих товарно-рыночные стратегии лидирующего типа и стремящиеся стать монополистами в том или ином товарном секторе рынка.
Тип 5. «Все для вас». Стратегия следования за тем или иным крупным и стабильным потребителем — торговой оптовой фирмой, серией государственных заказов и т.п.
Тип 6. «Черепаха». Имеется в виду сильно защищенная всевозможными страховками, перекрестными финансовыми обязательствами, контрактами о распределении риска убытков и т.п. финансово-инвестиционная стратегия, осуществляемая фирмой в условиях многообразной кооперации с другими фирмами, финансовыми институтами и др.
Тип 7. «Змея». Реализуется преимущественно через пакет двусторонних соглашений, каждое из которых заключается для отдельного инвестиционного проекта. «Змея» не предполагает выстраивания длительных соглашений.
Для того чтобы обоснованно выбирать ту или иную финансово-инвестиционную стратегию, существует специальный инструмент — финансовый анализ.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Практика финансового анализа выработала основные правила анализа финансовых отчетов. Из всех разработанных методов выделяются 6 основных:
· горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
· вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выделением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
· трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики изучаемого показателя;
· анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
· сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
продолжение
--PAGE_BREAK--