Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ материально технического обеспечения предприятия ООО КЦ Промсервис

--PAGE_BREAK--анализ организационно-технического уровня производства и качества работ (ус­луг) своей организации и у конкурентов, позволяющих разра­ботать предложения по повышению конкурентоспособности вы­пускаемой продукции — зданий и сооружений (услуг) и др.
Для достижения перечисленных целей в орга­низации необходимо постоянно выполнять следующие работы:
1. Проведение маркетинговых исследований рынка постав­щиков материалов, конструкций, изделий, полу­фабрикатов и др. (оказание услуг).
Выбор поставщиков реко­мендуется осуществлять исходя из следующих требований:
— на­личие у поставщиков лицензии и достаточного опыта работы в данной области,
-высокий организационно-технический уровень производства,
— надежность и прибыльность работы,
— обеспечение конкурентоспособности выпускаемых материалов и др., приемлемая их цена,
— простота схемы и стабильность их поставок;
2. Нормирование потребности в конкретных материально-тех­нических ресурсах.
3. Разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода материально-техничес­ких ресурсов.
4. Поиск каналов и форм материально-технического обеспе­чения строительного производства
5. Разработка материальных балансов.
6. Планирование материально-технического обеспечения производства.
7. Организация обеспечения материалами, конструкциями, изделиями, полуфабрикатами и другими мате­риалами рабочих мест.
8. Учет и контроль использования материально-технических ресурсов.
9. Организация сбора и переработки отходов производства.
10. Анализ эффективности использования материально-тех­нических ресурсов.
11. Стимулирование работы по улучшению использования материально-технических ресурсов.
В зависимости от этих функций определены соответствую­щие службы материально-технического обеспечения (МТО) предприятий.
К ним следует отнести:
— службу материально-технического снабжения, которая дол­жна своев-ременно обеспечивать и регулировать поставки для производственного процесса сырья, полуфабрикатов, комплек­тующих деталей. Кроме того, органы снабжения и сбыта обес­печивают выполнение услуг в объеме, номенклатуре и в сроки, установленные хозяйственными договорами;
— службу складирования и хранения материалов, топлива, сырья и готовой продукции, которые обеспечиваются складс­ким хозяйством, являющимся производственно-технической базой системы снабжения и сбыта;
— производственно-технологическую службу комплектации готовой продукции;
— службу инструментального хозяйства и технологической ос­настки. Она должна обеспечивать производство инструментом, приспособлениями, технологической оснасткой, формами, высо­кого качества при минимальных издержках на их производ­ство. Обеспеченность ими предопределяет усиление внедрения пе­редовой технологии, механизации трудоемких работ;
— службу ремонтно-механических производств, которая дол­жна обеспечивать рабочее состояние большого и сложного пар­ка оборудования, машин путем их ремонта и модернизации. Четкая работа этой службы в большой степени определяет ре­зультаты работы организации;
— службу транспортных процессов, которая обеспечивает пе­ремещение огромных масс грузов, необходимых для нормального функционирования производственного процесса. Особенно точной и ритмичной работы требует технологический транспорт, связывающий отдельные процессы в единую производственную систему.
Уровень организации материально-технического снабжения оказывает непосредственное влияние на производственную деятельность предприятия. Поэтому при анализе выпуска продукции дается оценка снабжения материалами и комплектующими изделиями, определяется влияние материально-технического снабжения в течение анализируемого периода на объем реализации продукции, ритмичность работы предприятия.
В рыночных условиях организация связана со многими предприятиями как потребитель через рынок закупки и как производитель через рынок сбыта. Материально-техни­ческое обеспечение — предприятий ведется по прямым до­говорам с различными поставщиками. Они входят в систему материально-технического обеспечения, которая включает: поставки материально-технических ресурсов для государ­ственных нужд; оптовую торговлю технологическим оборудованием, строи­тельными материалами, конструкциями, изделиями, полуфаб­рикатами; торговлю вышеуказанными ресурсами через систему бирж, торговых домов и посреднических предприятий.
Далее рассмотрим формы и методы обеспечения материально-техническими ресурсами и их эффективность.
Организация обслуживания любого производства включает: материально-техническое обеспечение, энергетичес­кое, ремонтное, транспортное и складское хозяйства, контроль качества.
К основным задачам этого процесса следует отнести:
— определение данного производства в системе обеспечения материально-техническими ресурсами и системе менеджмента;
— определение целей деятельности рассматриваемого производства;
— формирование заданий и работ по выполнению целей;
— разработка структуры службы обеспечения материально-техническими ресурсами и определение ее функций, определение факторов и показателей деятельности создаваемой службы;
— разработку и реализацию стратегических тактических и опе­ративных планов работы службы обеспечения материально-тех­ническими ресурсами, применяя прогрессивные подходы менедж­мента;
— обеспечение контроля и мотивации выполнения планов;
— анализ эффективности работы этой службы.
В современных условиях распрос­транены следующие формы (методы) обеспечения материальными ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи; аукционы, конкурсы; спонсорство; собственное производство.
Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техни­ческими ресурсами организация (фирма) выбира­ет исходя из их особенностей, продолжительности их получе­ния, количества предложений, а также качества, цены и др. факторов. При определении формы обеспечения производства ресурсами следует установить надежность постав­щика и уровень конкурентоспособности выпускаемых конструкций, изделий и других материалов. При заключе­нии с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качествен­ных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требований.
Материально-техническое обеспечение является формой рас­пределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями не­посредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность производства, оказывая непосредственное воздействие на использование про­изводственных фондов, ритмичность производства работ, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.
  1.3. Методы управления материальными запасами на предприятии Управление материальными запасами имеет огромное значение как в технологическом, так и в финансовом аспектах.
Запасы – это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, самое простое решение положить высвобожденные деньги в банк под проценты). Эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми – исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например, в случае банкротства компании, многие оборотные средства “вдруг” попадают в разрез неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.
Управление запасами – это функциональная деятельность, цель которой – довести общую сумму ежегодных затрат на содержание, запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов. Управление материальными запасами подразделяется на две области: плановое управление и непосредственное управление производством. Плановое управление включает процедуры поддержания достаточного запаса каждого вида сырья и материалов, необходимых для производства данного продукта. Цель управления запасами – удерживать на минимальном уровне ежегодную общую сумму затрат по обеспечению запасами. Контроль за этими запасами осуществляется практически сведением к минимуму следующих показателей: количество запасов за год, деятельность страховых циклов; длительность времени поставки; изготовления и внутризаводских перевозок; длительность циклов хранения на складе; количество товаров, находящихся на складе; количество кладовых и складов.
В каждый период времени темп поступления материалов должен быть близок к темпу выпуска и расхода. Поэтому мероприятия по регулированию объема запасов должны быть направлены на сведение к минимуму времени, в течение которого материал находится на предприятии.
На первом этапе управления следует провести анализ запасов предприятия. На втором этапе определяют цели формирования запасов. Запасы товарно-материальных ценностей необходимо создавать на предприятии с разными целями: обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов); об обеспечение сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции). В процессе формирования политики управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими. На следующем этапе управления рассматривается оптимизация размера основных групп текущих затрат. Происходит деление совокупных запасов на два основных вида – производственные (запасы сырья) и запасы готовой продукции.
Важнейшим элементом анализа запасов является оценка их оборачиваемости. Основной показатель – время обращения в деньгах, рассчитываемый делением среднего за период остатка запасов на однодневный оборот запасов в этом же периоде.
Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление – отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (или иммобилизации собственных оборотных средств). Сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот (или отвлеченных из оборота), рассчитывается по формуле:
 ,                                              (1)
где: DbC – сумма средств дополнительно вовлеченных в оборот, если DbC0.
 b0– оборачиваемость запасов в днях в базисном периоде;
 b1 – оборачиваемость запасов в днях в отчетном периоде;
 m1 – однодневный фактический оборот в отчетном периоде;
 m0– однодневный фактический оборот в базисном периоде.
Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизированных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств. Эта практика является обычно не только в России, но и в странах запада.
При анализе недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса в установленном порядке, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников для взыскания с них причиненного ущерба. Требуется также проверить: условия хранения ценностей; обеспечение их сохранности по количеству и качеству; квалификацию материально ответственных лиц; запущен ли учет товарно-материальных ценностей; соблюдаются ли правила проведения инвентаризации и выявления их результатов.
Товарные запасы нужны для того, чтобы выполнять заказы своих покупателей на товары в нужном количестве и в установленные сроки. Однако запасы требуют расходов на их содержание, пока они не «дождутся своего часа» и не будут реализованы. Причем потери компании возрастают, прежде всего, за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.
Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной. При этом, желательно, от чисто эмпирических наблюдений за ситуациями типа: «есть заказы — нет товаров» или «есть запасы — не хватает денег», перейти к более объективным критериям. В качестве базовых индикаторов качества выбранной политики управления запасами могут использоваться как непосредственные, так и более обобщенные критерии, а также их различные комбинации.
1. Показатели достаточности запасов для удовлетворения покупательского спроса.
Например, так называемый «уровень обслуживания», под которым понимается процент от общего объема имеющихся запросов, который удовлетворен из имеющихся материальных запасов без дополнительного заказа.
2. Показатели, основанные на поиске оптимального размера заказа, исходящие из соотношения стоимости хранения запасов и стоимости выполнения заказа. Издержки хранения выступают ограничением на размер запасов. Поэтому, необходимо найти баланс между с одной стороны стоимостью хранения, а с другой стороны — операциями по заказу товаров.
3. Индикаторы, связанные с характеристиками денежных потоков от операций по закупке и реализации товара.
4. Индикаторы, отражающие рентабельностью деятельности компании при различных методах управления запасами. Наличие излишних, избыточных запасов приводит к увеличению показателя «активы» и, следовательно, к снижению оборачиваемости. Необходимо определить оптимальную величину инвестиций в запасы, которая, увеличивая «оборачиваемость активов», не приводила бы к снижению рентабельности.
Представляется важным не то, какой из возможных индикаторов выбрала компания, а сам факт наличия выбранного индикатора. Только постоянное наблюдение за такими показателями позволяет судить о правильном направлении усилий, предпринимаемых в какой-либо области менеджмента — в данном случае эффективности системы управления запасами.
Среди системы контроля за движением материальных запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила «Система АВС». Ее суть состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов.
ABC-анализ базируется на принципе Парето (Вильфредо Парето, XIX век), сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т. е. запасы в нашем случае).
В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа. Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию «А», обычно ограничен и требует еженедельного контроля. В категорию «В» включаются товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного процесса. Запасы этой группы контролируются один раз в месяц. В категорию «С» включаются все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.
Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1
Классификация запасов (АВС system).
Группы запасов
Доля в объеме товарооборота в денежном измерении
Доля в объеме запасов в натуральном измерении
Следует ли использовать сложные количественные методы управления
1. Группа А
70%
10%
Да.
2. Группа В
20%
20%
В некоторых случаях.
3. Группа С
10%
70%
Не следует.
Таким образом, основной контроль запасов по «Системе АВС» концентрируется на наиболее важной их категории с позиции обеспечения бесперебойной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов. В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод ЛИФО, который основан на использовании в учете последней цены их приобретения по принципу «последний пришел – первый ушел». В отличии от метода ФИФО, основанным на принципе «первый пришел – первый ушел», он позволяет получить реальную оценку этих активов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этом полнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.
Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем: реальной оценки текущего состояния запасов; уста-новления необходимых сроков размещения заказов; определения целесооб-разного объема партии товаров, который заказывается; определения необхо-димого объема страховых запасов; оценка затрат управления запасами.
Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.
Существующие системы контроля уровня запасов варьируют от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов. Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.
Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов.

Глава 2. общая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности ООО КЦ «Промсервис» 2.1. Общие сведения о предприятии
Объектом исследования данной работы является организация – общество с ограниченной ответственностью КЦ «Промсервис».
Полное название организации: общество с ограниченной ответственностью КЦ «Промсервис».
Сокращенное название организации: ООО КЦ «Промсервис».
Общество с ограниченной ответственностью КЦ «Промсервис» является хозяйственным обществом и создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество с ограниченной ответственностью КЦ «Промсервис», зарегистрировано Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл «05» декабря 1999 года за №695. В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством, Гражданским кодексом РФ, Уставом, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Организация имеет свой расчетный счет в банке, расчеты ведутся аккуратно, надежность и скорость платежей гарантируется вы­бором банка – ОСБ Марий Эл №8614. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли.
Общество является юридическим лицом по законодательству РФ и имеет в соб­ственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
Общество имеет печать, содержащую его полное фирменное; наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников, определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов и равен 8400 (Восемь тысяч четыреста) рублей. Прибыль общества, предназначенная для распределения между всеми его участника­ми, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале.
Юридический адрес предприятия: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Строителей, д. 44. Фактический адрес предприятия: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Васильева, д. 5.
Организация для осуществления основных видов деятельности имеет лицензию Г265672 регистрационный номер 440 от 30.09.1999г.
Комиссия Республики Марий Эл по лицензированию и аккредитации медицинской фармацевтической деятельности разрешает осуществление фармацевтической деятельности на хранение, распространение, розничную торговлю лекарственных средств и изделиями медицинского назначения.
Основным видом деятельности организации является оптовая и розничная торговля изделий медицинского назначения, средства гигиены и санитарии, медицинского инструментария.
Организация имеет следующие помещения, используемые под офис, пункты розничных и оптовых продаж, склад:
— ул. Первомайская, д.164.,
— ул. Героев Сталинградской Битвы, д. 34,
— ул. Васильева, д. 5.
Предприятие имеет высококвалифицированных специалистов в об­ласти торговли, сбыта и заключения договоров; необходимое обору­дование, торговые площади располагаются в довольно выгодных райо­нах, активизировано стимулирование на месте продаж, высокое ка­чество обслуживания, все это способствует удовлетворению самых взыскательных требований потенциальных покупателей.
Органами управления общества являются:
-                   общее собрание участников общества — высший орган управление обществом;
-                   генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
-                   Общее собрание участников вправе решать любые вопросы деятельности общества.
Генеральный директор является единоличным исполнительном органом общества. Генеральный директор избирается общим собранием участников общества и подот­четен ему. К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства те­кущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключитель­ной компетенции общего собрания участников. Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания участников.
Существующая организационная структура управления организацией ООО КЦ «Промсервис» представлена на рис.2.
  SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 2. Организационная структура управления ООО КЦ «Промсервис»
Возглавляет организацию генеральный директор, в подчинении которого находятся работники организации и административно-управленческий персонал.
Структура управления ООО КЦ «Промсервис» — линейно-функциональная. При данном типе организационной структуры предприятия линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогают подчиненные ему работники отдела.
Функциональные подразделения осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами торговли, частично освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждая независимая организация должна тщательно анализировать потребности рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу развития предприятия. А этого нельзя достичь без тщательного анализа достигнутых показателей реализации производства продукции.
Основным видом деятельности организации является оптовая и розничная торговля изделий медицинского назначения, средства гигиены и санитарии, медицинского инструментария.
Рассмотрим динамику объема реализации продукции в ООО КЦ «Промсервис» за период 2004-2006 гг. в табл. 2.
Таблица 2 Динамика объема реализации продукции Год
Объем реализации продукции,
тыс. руб. в сопоставим.
ценах
Базисные
Цепные
Темп роста, %
Темп прироста %
Абсол.
прирост, тыс. руб.
Темп роста, %
Темп
прироста %
Абсол.
прирост, тыс. руб.
2004
18750
100


100


2005
19390
103,41
3,41
640
103,41
3,41
640
2006
27715
147,81
47,81
8965
142,93
39,52
8325
По данным таблицы можно сделать вывод о постепенном увеличении объемов реализации товаров ООО КЦ «Промсервис». Так, объем реализованной продукции в 2005 году составил 19390 тыс.руб., что на 640 тыс.руб. больше уровня 2004 года, в 2006 году составил 27715 тыс.руб., что на 8325 тыс.руб. больше уровня 2005 года.
Увеличение объемов производства продукции в 2006 году по сравнению с предыдущими годами связано с возрастанием спроса на производимую продукцию, приобретением организацией дополнительных основных производственных фондов. Организация устойчиво удерживает свою часть ниши на рынке и активно конкурирует с другими организациями города и республики.
Далее проанализируем ассортимент реализуемых товаров ООО КЦ «Промсервис», его состав и удельный вес отдельных товарных групп в выручке (табл. 3).

Таблица 3
Структура выручки ООО КЦ «Промсервис»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
тыс.р.
уд. вес, %
тыс.р.
уд. вес, %
тыс.р.
уд. вес, %
Изделия медицинского назначения
12510
66,72
12865
66,35
18223
65,75
Средства гигиены и санитарии
2352
12,54
2542
13,11
4015
14,49
Медицинский инструментарий
3888
20,74
3983
20,54
5477
19,76
Итого выручка
18750
100
19390
100
27715
100
Структура выручки ООО КЦ «Промсервис» за 2004-2006 гг. графически представлена на рис. 3.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 3. Структура выручки ООО КЦ «Промсервис» за 2004-2006 гг.
Как видно из таблицы 3 и рисунка, наибольший удельный вес в структуре выручки ООО КЦ «Промсервис» занимает реализация изделий медицинского назначения (65,75%), меньшие доли занимают средства гигиены и санитарии (14,49%), медицинский инструментарий (19,76%).
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышение эффективности производства.
Цель анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами — выявить тенденцию в изменении численности и использовании трудовых ресурсов и произвести их экономическую оценку.
Рассмотрим структуру кадров ООО КЦ «Промсервис» за период 2004-2006 гг., которая представлена в табл. 4.
Таблица 4
Структура кадров предприятия ООО КЦ «Промсервис»
Категории работников
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Весь персонал
24
100
20
100
18
100
в том числе:
— промышленно-производственный персонал,
из него:
23
95,83
19
95
17
94,44
 - рабочие;
13
54,17
10
50
9
50,00
 - служащие
10
41,67
9
45
8
44,44
— непромышленный персонал;
1
4,17
1
5
1
5,56
Данные таблицы свидетельствуют, что на протяжении рассматриваемого периода произошло снижение общей численности работников ООО КЦ «Промсервис» на 25% или на 6 человек.
Удельный вес работников промышленно-производственного персонала снизился на 4,09% за рассматриваемый период, и соответственно возрос удельный вес работников непромышленного персонала. Доля рабочих в общей численности работников снизилась за рассматриваемый период на 4,17 п.п. и в 2006 году она составила 50%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Производительностью труда называется способность работников производить определенное количество продукции в единицу времени или количество времени (период), который необходимо затратить на выпуск единицы продукции. Уровень производительности труда, выраженный в стоимостном выражении, является универсальным для всех цехов и предприятий отрасли, так как дает возможность определить производительность труда по всем видам продукции одновременно.
Динамика производительности труда работников рассматриваемого предприятия в сопоставимых ценах представлена в табл. 5.
Таблица 5
Анализ производительности труда работников ООО КЦ «Промсервис»
Наименование показателя
Годы
Изменение +/-
2004
2005
2006
2005 г. к
2004 г.
2006 г. к
2005 г.
1. Выручка, тыс. руб.
18750
19390
27715
640
8 325
2. Численность работников ППП, чел.
23
19
17
-4
-2
3. Численность рабочих, чел.
13
10
9
-3
-1
4. Удельный вес рабочих, %
56,52
52,63
52,94
-4
0
5. Количество дней, отработанных 1 рабочим за год
226
224
228
-2
4
6. Продолжительность рабочего дня, часов
8
8
8
0
0
7. Среднегодовая выработка тыс.руб./чел.
7.1. На одного работника ППП
815,22
1020,53
1630,29
205,31
609,77
7.2. На одного рабочего
1442,31
1939,00
3079,44
496,69
1140,44
8. Среднедневная выработка на 1 рабочего, тыс. руб./ чел.
6,38
8,66
13,51
2,27
4,85
9. Среднечасовая выработка на 1 рабочего, р./чел.
797,74
1082,03
1688,29
284,29
606,26
Из табл. 5 видно, что выработка на одного работника ППП в 2005 году выросла на 205,31 тыс. руб. от уровня 2004 года, в 2006 году на 609,77 тыс. руб. от уровня 2005 года. Данное увеличение обусловлено большим темпом роста реализации продукции на 47,81% по сравнению со снижением среднегодовой численности работников на 25%.
Показатели среднедневной и среднечасовой выработки на 1 рабочего также имеют тенденцию к увеличению.
Правильное использование средств, направляемых на оплату труда, является необходимым условием обеспечения нормальных соотношений между фондами накопления и потребления на предприятии.
Анализ заработной платы является важной частью анализа работы предприятия в целом. Главная его задача состоит в выявлении и устранении разного рода непроизводительных выплат, обеспечения высокой зависимости уровня заработной платы от количества и качества затрачиваемого труда.
Определим размеры и динамику средней заработной платы за 2004-2006 гг. работников ООО КЦ «Промсервис» в табл. 6.
Таблица 6
Динамика средней заработной платы работников за 2004-2006 гг.
Показатели
Годы
Темп роста, %
2004
2005
2006
2005 г. к 2004 г.
2006 г. к 2005 г.
1. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.
660
708
952
7,27
34,46
2. Среднесписочная численность, чел.
24
20
18
-16,67
-10,00
3. Среднемесячная заработная плата, руб.
2291,82
2950,00
4407,41
28,72
49,40
Среднесписочная численность в 2006 году снизилась на 6 человек по сравнению с 2004 годом. Годовой фонд оплаты труда в 2006 году повысился на 44,24% или на 292 тыс. руб. по сравнению с 2004 годом и составил 952 тыс. руб. В связи с этим возросла и среднемесячная заработная плата работников на 92,3% и составила в 2006 году 4407,41 тыс. руб.
Из таблицы видно, что фонд оплаты труда возрос и вместе с ним выросла и средняя заработная плата, но это прежде всего обусловлено ростом инфляции и цен на услуги и продукцию предприятия, равно как и ростом производительности труда.
За 2005-2006 гг. выросла средняя заработная плата работников предприятия, что обусловлено ростом производительности труда.
На предприятии темп роста производительности труда опережает темп роста заработной платы.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства промышленного предприятия является обеспеченность их средствами труда в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Выделяют производственные и непроизводственные фонды. Принято выделять активную и пассивную часть основных фондов.
Проанализируем обеспеченность предприятия основными средствами в табл. 7.
Таблица 7
Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
Наименование показателя
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Абсолютное отклонение
2005 г. к 2004 г.
2006 г. к 2005 г.
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
18750
19390
27715
640
8 325
2. Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.
7094,76
7209
7267
114
58
3. Численность работников, чел.
24
20
18
-4
-2
в т.ч. рабочих
13
10
9
-3
-1
4. Среднегодовая стоимость активных ОС, тыс. руб.
2584,76
2699
2757
114
58
5. Фондовооруженность, тыс. руб. на чел.
781,25
969,5
1539,72
188
570
Фондовооруженность работников организации выросла в 2005 году на 188 тыс. руб. и составила 969,5 тыс. руб. на человека, в 2006 году – увеличилась на 570 тыс. руб. и составила 1539,72 тыс. руб. на человека, что является положительным моментом в деятельности предприятия.
Далее проведем анализ эффективности использования основных средств в табл. 8.
Таблица 8
Анализ эффективности использования основных средств
Наименование показателя
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Абсолютное отклонение
2005 г. к 2004 г.
2006 г. к 2005 г.
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость ОС, тыс. руб.
7094,76
7209
7267
114,2
58
1.1. Производственные
6711,1
6836,6
6894,6
125,5
58
1.2. Активные
2037
2167
2225
130
58
2. Удельный вес активной части ОС в общей стоимости, %
28,71
30,06
30,62
1,35
0,56
3. Выручка, тыс. руб.
18750
19390
27715
640
8325
4. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
123
57
451
-66
400
5. Фондоотдача
2,64
2,69
3,81
0,05
1,12
5.1. Фондоотдача производственных ОС
2,79
2,84
4,02
0,04
1,18
5.2. Фондоотдача активной части ОС
9,20
8,95
12,46
-0,26
3,51
6. Фондорентабельность, %
1
2
3
4
5
6
7
8
  6.1. Общая фондорентабельность, %
1,73
0,79
6,29
-0,94
5,50
45,61
795,36
  6.2. Рентабельность активной части ОС, %
6,04
2,63
20,54
-3,41
17,91
43,56
780,85
  7. Рентабельность продукции
0,66
0,29
1,65
-0,36
1,35
44,81
560,92
  8. Амортизация, тыс. руб.
4842
4970
5185
128,00
215,00
102,64
104,33
  9. Фондооборачиваемость
0,68
0,69
0,71
0,01
0,02
101,47
102,90
   
Фондоотдача — важнейший показатель использования основных средств. Это показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных средств.
Фондоотдача в течение исследуемого периода постепенно увеличивалась с 2,64 р./р. в 2004 году до 3,81 р./р. в 2006 году. В том числе фондоотдача производственных основных средств с 2,79 р./р. до 4,02 р./р., активной части основных средств с 9,20 р./р. до 12,46 р./р… Это связано с тем, что темп роста выручки от реализации товаров выше темпа роста среднегодовой стоимости основных средств.
Из таблицы 8 видно, что в 2004 году на 1 рубль стоимости основных средств приходится 1,73 коп. прибыли от реализации продукции, в 2006 г. — увеличение до 6,29 коп. прибыли от реализации продукции. Тенденция к увеличению фондорентабельности является положительной.
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Финансовые результаты ООО КЦ «Промсервис» в виде прибыли из разных источников представлены в табл. 9. Динамика изменения показателей прибыли ООО КЦ «Промсервис» за 2004-2006 гг. показана на рис. 4.
Таблица 9
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ООО КЦ «Промсервис» за 2004 – 2006 гг., тыс. руб.
Наименование показателя
Годы
Изменение, +/-
2004г.
2005г.
2006г.
04/03
05/04
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
18 750
19 390
27 715
640
8 325
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
15 856
16930
23429
1 074
6 499
Валовая прибыль
2 894
2460
3746
-434
1 286
Коммерческие расходы
2 771
2403
3295
-368
892
Прибыль (убыток) от продаж
123
57
451
-66
394
Прибыль (убыток) до налогообложения
123
57
451
-66
394
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
54
26
202
-28
176
Чистая прибыль
69
31
249
-38
218

Рис. 4. Динамика изменения показателей прибыли ООО КЦ «Промсервис» за 2004-2006 гг.
Выручка от продажи продукции предприятия за 2005 год увеличилась на 640 тыс. руб. (3,41%), в 2006 году – на 8325 тыс. руб. (42,93%) до уровня 27715 тыс.руб. по итогам 2006 года.
Увеличение объема реализации продукции предприятия произошло за счет увеличения цен, повышенного спроса на реализуемую продукцию.
Себестоимость реализованной продукции за 2005 год увеличилась на 1074 тыс. руб. (6,77%), за 2006 год – на 6499 тыс. руб. (38,39%) до уровня 23429 тыс.руб. по итогам 2006 года. Как следствие — повышение эффективности основной деятельности предприятия под влиянием опережающего темпа увеличения выручки по отношению к темпу роста себестоимости реализованной продукции в 2006 году.
Прибыль от реализации продукции снизилась в 2005 году на 66 тыс. руб., а в 2006 году увеличилась на 394 тыс. руб. и составила 451 тыс.руб. по итогам 2006 года. Увеличение прибыли от реализации продукции связано с ростом выручки организации, активизации коммерческой и маркетинговой деятельности фирмы.
Прибыль до налогообложения предприятия снизилась в 2005 году на 66 тыс. руб. и составила 57 тыс.руб., в 2006 году она увеличилась на 394 тыс.руб. и составила 451 тыс.руб. Чистая прибыль предприятия в 2005 году составила 31 тыс. руб., в 2006 году – 249 тыс.руб., что на 218 тыс.руб. больше уровня предыдущего года.
Рост величины чистой прибыли предприятия в 2006 году объясняется высокими результатами деятельности предприятия и увеличением выручки.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Проведем анализ рентабельности предприятия в табл. 10.
Таблица 10
Анализ показателей рентабельности деятельности ООО КЦ «Промсервис»
Наименование показателя
Годы
Изменение, +/-
2004г.
2005г.
2006г.
03/02
04/03
Общая рентабельность
0,66
0,29
1,63
-0,36
1,33
Рентабельность всей реализованной продукции
0,66
0,29
1,63
-0,36
1,33
Рентабельность продаж по чистой прибыли
0,37
0,16
0,90
-0,21
0,74
Общая рентабельность вложений
3,59
1,58
13,87
-2,01
12,29
Рентабельность собственного капитала
58,02
24,15
127,04
-33,87
102,89
Рентабельность всей реализованной продукции также увеличилась в 2005 г. до 0,29 коп. на 1 рубль реализованной продукции и в 2006 году до 1,63 коп. на 1 рубль реализованной продукции.
Показатели рентабельности вложений, характеризуют прибыльность хозяйственной деятельности предприятия. На основе данных табл. 12 можно сделать вывод о том, что в 2006 г. произошло увеличение показателя рентабельности вложений по сравнению с 2004 г. (с 3,59% до 13,87%).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Все показатели рентабельности деятельности предприятия ООО КЦ «Промсервис» за 2004-2006 гг. достаточно высокие, что является положительным фактором.
Организация ежегодно наращивает объемы реализации продукции медицинского назначения, особенно за последний год. Темпы роста объема реализации продукции превышают темпы роста себестоимости, что является положительным моментом в деятельности организацию и ведет к росту прибыли от реализации. ООО КЦ «Промсервис» имеет резервы для сохранения и укрепления своего положения на рынке. Для этого она имеет все необходимые условия производства: производственные площади, опыт и технология реализации продукции, обученные кадры и персонал.

Глава 3. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРедприятия 3.1. Анализ обеспеченности ООО КЦ «Промсервис» материальными ресурсами Прежде чем рассмотреть обеспеченность ООО КЦ «Промсервис» материальными ресурсами, рассмотрим службы, должностные лица на предприятии, которые имеют отношение к материально-техническому обеспечению предприятия.
Схематично структура управления материальными ресурсами в организации ООО КЦ «Промсервис» представлена на рис. 5.
  SHAPE  \* MERGEFORMAT
 Рис. 5. Структура управления материальными ресурсами ООО КЦ «Промсервис»
В организации системы управления материальными ресурсами ООО КЦ «Промсервис» участвуют отдел закупок, коммерческий директор, транспортный отдел, главный бухгалтер, отдел оптовых продаж, координатор розничной торговли. Ответственным подразделением, осуществляющим планирование и закупку материальных запасов организации, является отдел закупок, который подчиняется коммерческому директору.
Отдел закупок получает множество предложений по сотрудничеству от ведущих поставщиков медицинской и фармацевтической продукции.
Исходными данными для планирования материальных ресурсов продукции является отчетные и статистические данные динамики объемов продаж отдела оптовых продаж и координатора розничной торговли, отчеты заведующего складом о наличии свободных площадей на складе. Также приоритетной является информация о поставщиках продукции: ассортимент предлагаемого товара, географическое положение поставщика, стоимость транспортных издержек, наличие скидок и дисконтных программ.
Прежде чем провести оценку системы управления материальными ресурсами в организации ООО КЦ «Промсервис», проведем анализ структуры оборотных активов организации и ее запасов.
Характеристика структуры и динамика оборотных средств организации ООО КЦ «Промсервис» представлена в табл. 11 и табл. 12.
Таблица 11
Характеристика динамики оборотных средств ООО КЦ «Промсервис»
Наименование
статей баланса
Сумма, тыс. р.
Изменение, +/-
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2005/2004
2006/2005
Оборотные активы
4472
4856
5859
384
1003
в том числе
1. Запасы, НДС
2958
3215
4451
257
1236
2. Дебиторская задолженность
1425
1526
1143
101
-383
3. Денежные средства
89
115
265
26
150
Из данных табл. 11 можно сделать вывод, что общая сумма оборотных средств организации ООО КЦ «Промсервис» увеличилась за 2005 год на 3847 тыс.руб. или на 8,59% до уровня 4856 тыс.руб., а в 2006 году увеличилась до 5859 тыс.руб. на 1003 тыс.руб. за счет увеличения запасов.
Общая величина запасов организации в 2005 году увеличилась с 2958 тыс.руб. до 3215 тыс.руб. на 257 тыс.руб. или на 8,69%, что связано с ростом объемов реализации продукции организации, расширением ассортимента.
В 2006 году сумма запасов резко увеличилась на 1236 тыс.руб. с 3215 тыс.руб. в 2005 году до 4451 тыс.руб. по итогам 2006 года.
Таблица 12
Характеристика структуры оборотных средств ООО КЦ «Промсервис»
Наименование
статей баланса
Сумма, тыс. р.
Изменение, +/-
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2005/2004
2006/2005
Оборотные активы
100
100
100


в том числе
1. Запасы, НДС
66,14
66,21
75,97
0,06
9,76
2. Дебиторская задолженность
31,86
31,43
19,51
-0,44
-11,92
3. Денежные средства
1,99
2,37
4,52
0,38
2,15
Из таблицы 12 видно, что на протяжении 2004-2006 годов наибольший удельный вес в оборотных активах организации ООО КЦ «Промсервис» занимают материальные запасы, причем их доля увеличилась с 66,1% в 2004 году до 76% в 2006 году.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает эффективная система регулирования материальных запасов.
Для исследования структуры и динамики состояния запасов в организации ООО КЦ «Промсервис» составим табл. 13 и табл. 14.
Таблица 13
Анализ материальных запасов
Показатели
Сумма, тыс. р.
Изменение, +/-
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2005/2004
2006/2005
1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
315
421
582
106
161
2. Готовая продукция и товар для перепродажи
2415
2689
3761
274
1072
в том числе
— изделия медицинского назначения
1473
1591
2308
118
717
— средства гигиены и санитарии
326
412
648
86
236
— медицинский инструментарий
616
686
805
70
119
3. Расходы будущих периодов
228
105
108
-123
3
4. Общая величина запасов
2958
3215
4451
257
1236
Из данных таблицы 13 видно, что общая сумма запасов организации ООО КЦ «Промсервис» увеличилась в 2005 году на 257 тыс.руб. или на 8,69% с 2958 тыс.руб. в 2004 году до 3215 тыс.руб.
В 2006 году сумма запасов резко увеличилась на 1236 тыс.руб. с 3215 тыс.руб. в 2005 году до 4451 тыс.руб. по итогам 2006 года.
Увеличение величины запасов произошло за счет роста сырья, материалов и других аналогичных ценностей с 315 тыс.руб. в 2004 году до 582 тыс.руб. в 2006 году на 267 тыс.руб.; готовой продукции и товаров для перепродажи с 2415 тыс.руб. в 2004 году до 3761 тыс.руб. по итогам 2006 года на 1346 тыс.руб. или на 91,38% в связи с ростом реализации продукции предприятия и расширения ассортимента.
Сумма расходов будущих периодов незначительно снизилась за исследуемый период 2004-2006 гг. на 120 тыс.руб. и по итогам 2006 года составила 108 тыс.руб.
Таблица 14
Анализ структуры материальных запасов
Показатели
Сумма, тыс. р.
Изменение, +/-
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2005/2004
2006/2005
1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
10,65
13,09
13,08
2,45
-0,02
2. Готовая продукция и товар для перепродажи
81,64
83,64
84,50
2,00
0,86
в том числе
— изделия медицинского назначения
49,80
49,49
51,85
-0,32
2,37
— средства гигиены и санитарии
11,02
12,81
14,56
1,79
1,74
— медицинский инструментарий
20,82
21,34
18,09
0,52
-3,25
3. Расходы будущих периодов
7,71
3,27
2,43
-4,44
-0,84
4. Общая величина запасов
100
100
100
0
0
Графически анализ структуры материальных запасов организации ООО КЦ «Промсервис» представлен на рис. 7.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 7. Структура материальных запасов ООО КЦ «Промсервис»
Наибольший удельный вес в структуре запасов организации ООО КЦ «Промсервис» занимают готовая продукция и товары для перепродажи – 81,64% в 2004 году, 84,5% — в 2006 году, что объясняется спецификой деятельности организации – оптовая и розничная торговля товарами медицинского назначения.
Следует отметить незначительное увеличение доли сырья, материалов и других аналогичных ценностей в общей структуре запасов ООО КЦ «Промсервис» с 10,65% в 2004 году до 13,08% по итогам 2006 года на 2,43%.
Удельный вес расходов будущих периодов снизился с 7,71% в 2004 году до 2,43% по итогам 2006 года на 5,28 процентных пунктов.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 8. Структура готовой продукции и товаров для перепродажи
ООО КЦ «Промсервис»
В составе запасов готовой продукции и товаров для перепродажи (рис. 8) наибольший удельный вес в структуре запасов организации имеют изделия медицинского назначения – 49,8% в 2004 году, 51,85% в 2006 году.
3.2. Анализ эффективности использования материальных запасов Для оценки оборачиваемости запасов используют показатели оборачиваемости (табл. 15).

Таблица 15
Динамика коэффициентов деловой активности материальных запасов
Наименование показателя
Значение
Изменение, (+,-)
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2005/
2004
2006/
2005
1. Общая величина запасов, тыс. руб.
2958
3215
4451
257
1236
из них
1.1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
315
421
582
106
161
1.2. Готовая продукция и товар для перепродажи
2415
2689
3761
274
1072
1.3. Расходы будущих периодов
228
105
108
-123
3
2. Выручка от реализации продукции, тыс.руб.
18750
19390
27715
640
8325
3. Оборачиваемость, количество оборотов
3.1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
59,52
46,06
47,62
-13,47
1,56
3.2. Готовая продукция и товар для перепродажи
7,76
7,21
7,37
-0,55
0,16
3.3. Расходы будущих периодов
82,24
184,67
256,62
102,43
71,95
4. Длительность оборота, дней
4.1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
6,1
7,9
7,7
1,79
-0,26
4.2. Готовая продукция и товар для перепродажи
47,0
50,6
49,5
3,61
-1,09
4.3. Расходы будущих периодов
4,4
2,0
1,4
-2,46
-0,55
5. Показатель оборачиваемости материальных запасов, количество оборотов
6,34
6,03
6,23
-0,31
0,20
6. Длительность оборота материальных запасов, дней
57,58
60,52
58,62
2,94
-1,90
    продолжение
--PAGE_BREAK--Анализируя данные табл. 15, можно отметить изменение эффективности функционирования предприятия на протяжении рассматриваемого периода. Увеличение скорости оборота характеризует успешную работу предприятия и означает ускорение кругооборота средств предприятия.
Скорость оборота материальных запасов уменьшилась за исследуемый период на 0,11 об. за исследуемый период до уровня 6,23 об. по итогам 2006 года, что связано с ростом выручки от реализации продукции при одновременном увеличении абсолютной величины материальных запасов.
Длительность оборота материальных запасов соответственно увеличилась с 57,58 дней в 2004 году до 58,62 дней по итогам 2006 года на 1,04 дней.
Следует отметить снижение оборачиваемости сырья, материалов и других аналогичных ценностей за исследуемый период на 11,9 об. до уровня 47,62 оборотов по итогам 2006 года; готовой продукции и товаров для перепродажи на 0,39 об. до уровня 7,37 об. по итогам 2006 года.
Следует отметить значительное увеличение скорости оборота расходов будущих периодов с 82,24 об. в 2004 году до 256,62 об. в 2006 году, что характеризует успешную работу предприятия и означает увеличение кругооборота средств предприятия.
Длительность оборота расходов будущих периодов несколько снизилась с 4,4 дней в 2004 году до 1,4 дней в 2006 году в среднем на 3 дня.
Итак, при анализе показателей, представленных в таблице можно сказать о незначительном снижении основных коэффициентов оборачиваемости предприятия, что расценивается негативно в работе организации ООО КЦ «Промсервис». Тогда как длительность оборота показателей за исследуемый период увеличилась.
Хранятся запасы организации ООО КЦ «Промсервис» на складе, фирма имеет собственные складские помещения, которые имеют удобные транспортные подъезды.
В связи со спецификой реализуемой продукции – изделия медицинского назначения – в структуре запасов присутствуют быстропортящиеся препараты. Над такими запасами в организации реализуется усиленный контроль за хранением и расходованием (поступлением в продажу).
Расходуются запасы и поступают в оптовую или розничную реализацию по методу LIFO (last in – first out) – «последний пришел» — «первый ушел», то есть из склада в реализацию направляются в первую очередь та продукция, которая поступила на склад давно. Это необходимо для того, чтобы у запасов не истек срок хранения.
Управление запасами в организации ООО КЦ «Промсервис» автоматизировано с помощью информационной системы «1С: Бухгалтерия Склад», в которой ведется учет запасов и остатков на складе.
Оценивать эффективность управления материальными запасами можно разными способами. Наиболее простой способ — по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара.
Коэффициент реализации (КР) показывает, какая часть товарных запасов была реализована за период.
Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.
Формула коэффициента реализации:
КР = Количество проданных товаров/(Остаток на складе на начало периода + количество товара, закупленного в течение данного периода).
Если за период товары не закупались и на начало периода остаток на складе был 0 (то есть в знаменателе формулы — 0), то КР нужно считать равным "-1". Это специальное значение КР, означающее, что за период ничего не продано, но и на складе ничего не было. Далее, будем выражать КР в процентах, «КР в процентах» = КР*100, и значение "-1" тоже станет "-100".
Формула коэффициента предложения:
КП = Количество дней предложения товара/Количество рабочих дней в периоде.
КП, как и КР удобнее выражать в процентах, «КП в процентах» = КП*100.
«Предложение товара» означает, что потенциальный клиент знает, что он может у нас купить данный товар. Например, для розничной торговли, под «Предложением товара» подразумевается, что хоть одна единица товара есть на складе.
Таблица 16
Описание коэффициентов реализации и предложения
Коэффициент
реализации,
%
Коэффициент
предложения,
%
Комментарии
100
100
С точки зрения скорости получения сиюминутной прибыли идеальное сочетание КР=100% и КП=100%. Это означает, что за отчётный период были распроданы все товарные запасы и при этом товар, всегда был на складе и предлагался к продаже, то есть дефицита товара не было. В реальности этот идеал достижим, наверно, только в том случае, если компания является монополистом и продаёт очень ходовой товар.
-1
0
Товар не предлагался к продаже по причине отсутствия его на складе, соответственно, ничего продано и не было.
0


0


Ничего не продано, но товар на складе был. Такая ситуация может быть, например, если «Предложение товара» предполагает наличие товара на витрине, а в отчётном периоде товар на витрину выставлен не был.
5


100


Организация очень серьёзно запаслась товаром, но наверно напрасно.
100


5


«Не успели поставить на витрину, а уже всё продали. Может, дёшево продавали. Может, товара было мало. А возможно, что это тот самый товара, который принесёт, если мы будем с ним работать, очень неплохую прибыль»
50
50
Неопределенная ситуация, ни хорошо, ни плохо
100


0


Невозможное сочетание. Означает, что товар продали, но покупателю его не предлагали. Если расчёты дают такое сочетание КР и КП, то либо расчёты неверны, либо система учёта товара работает неправильно.
0
100
Неходовой товар
Оптимальные значения КП и КР зависят от продаваемого товара.
Поделим условно все товары на три группы, А, Б и В. Группа А состоит из «очень важных» товаров, очень важных в том смысле, что товары группы А приносят большую прибыль или большой оборот или важны для имиджа, ассортимента и т.д.
Группа Б состоит из товаров «средних» со всех смыслах.
Группа В — все остальные товары.
По товарам группы А обязательно нужно удерживать КП равным 100%. Ради поддержания наличия товара в продаже можно даже создавать увеличенные страховые запасы. Если при КП, равным 100%, КР будет 80-90%, то это нормально.
В группе товаров Б уже не обязательно, чтобы КП было 100%, но и КР должен быть выше, чем у товаров группы А. Нормальным сочетанием для группы Б будет КП около 95%, а КР — около 90%.
Для группы товаров В лучше поддерживать высокий КР, 90-95% и более, а КП — по ситуации.
Оценим эффективность управления товарными запасами в организации ООО КЦ «Промсервис» по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара за период — 2006 год.
Таблица 17
Оценка эффективности управления материальными запасами
Группы товаров
Показатели
Коэффициент реализации
Коэффициент предложения
А
Изделия медицинского назначения
71%
72%
Б
Медицинский инструментарий
63%
66%
В
Средства гигиены и санитарии
58%
62%
Таким образом, за отчётный период были распроданы почти все материальные запасы и при этом товар почти всегда был на складе ООО КЦ «Промсервис» и предлагался к продаже, то есть дефицита товара не было, что является положительным моментом.
Одним из важнейших вопросов, решаемых отделом закупок организации ООО КЦ «Промсервис» — насколько должен быть заполнен склад фирмы (в настоящее время площадь склада 200 кв. метров), чтобы товар не портился, но при этом всегда был в наличии.
Что касается уровня заполняемости склада, то на практике эта величина колеблется в достаточно широком интервале (от 30% до 70%). Названную величину не следует превышать потому, что склады торговых организаций предназначены не только для хранения товаров. Здесь может осуществляться также комплектация заказов, отдельно храниться уже скомплектованные, но еще не реализованные заказы.
Оборудование склада ООО КЦ «Промсервис» включает в себя универсальные и специальные стеллажи, поддоны, резервуары и контейнеры. Кроме того, весоизмерительное и фасовочное оборудование.
Взаимодействие с поставщиками организации ООО КЦ «Промсервис» осуществляет отдел закупок. Отдел закупок осуществляет координационную деятельность, необходимую для принятия решения об осуществлении процесса закупок. Коммерческий директор и складская служба осуществляют контроль товарных запасов и совместно определяют необходимый объем закупок, после чего передают заявки в отдел закупок.
После поиска возможных источников поставок потенциальным поставщикам направляются запросы, сравниваются их предложения, оформляется на договорной основе заказ и осуществляется контроль надлежащего исполнения. На складе ООО КЦ «Промсервис» осуществляется прием и проверка товара, его регистрация и складирование. В процессе закупок ООО КЦ «Промсервис» применяются современные информационные технологии, представитель отдела продаж, минуя склад, может направить заказ непосредственно поставщику, если отдел закупок предварительно оговорил с поставщиком закупочные цены и условия поставок.
В результате проведенного анализа эффективности использования материальных ресурсов ООО КЦ «Промсервис», можно сделать вывод, что на предприятии необходимо принять меры для ускорения оборачиваемости оборотных средств в производстве и обращении, что обеспечивает высвобождение средств из оборота, и использовать финансовые методы по эффективному управлению такой частью текущей деятельностью организации, как средства в обращении (денежные средства и расчеты с дебиторами).
Анализ структуры оборотного капитала показал, что в его структуре капитала в 2006г. более 76% занимают запасы товарно-материальных ценностей, их величина постепенно увеличивалась в течение всего исследуемого периода, что снижает общую ликвидность активов и отражается на их оборачиваемости.
Также в составе оборотного капитала постепенно снижалась доля дебиторской задолженности и увеличивалась ее оборачиваемость, это увеличивает ликвидность активов организации. Можно порекомендовать ООО КЦ «Промсервис» и в дальнейшем проводить более жесткий контроль за формированием и состоянием дебиторской задолженности, не допускать возникновения просроченной задолженности в составе дебиторов, это повысит оборачиваемость оборотного капитала и соответственно прибыль предприятия.
В условиях стабильной экономики фирмы стремятся приблизиться к японской системе «точно-во-время», которая предполагает поставку сырья и комплектующих точно туда и точно в то время, когда это потребуется и направлена на минимизацию запасов.
В условиях российской экономики это пока не возможно на 100%. Поэтому пока ООО КЦ «Промсервис», как и остальные торговые организации, вынужден по возможности создавать большие запасы товаров для перепродажи. Для этого на предприятии имеются вместительные складские помещения, позволяющие создавать помимо текущих и страховых запасов (на случай отсутствия дефицитных препаратов на рынке), еще и резервные запасы, по объему равные трех-четырех месячной потребности в них. Финансовые ресурсы предприятия (собственные и привлеченные заемные на формирование оборотного капитала) позволяют закупать запасы сырья в таких объемах.
Есть два положительных момента в этой ситуации. Во-первых, предприятие ближайшие 3-4 месяца может работать спокойно, не опасаясь сбоев по причине отсутствия запасов, а во-вторых, сегодня, в условиях инфляции руководство ООО КЦ «Промсервис» считает вложение денег в оборотный капитал экономически целесообразным. То есть вкладывать деньги, делая запасы выгоднее, чем положить эти же деньги на депозит в банк. Кроме этого, это позволяет ООО КЦ «Промсервис» реализовывать в конечном итоге продукцию с меньшими издержками, чем конкуренты, так как у многих из них нет средств для создания больших объемов запасов.
Организации ООО КЦ «Промсервис» необходимо внедрить собственную систему управления запасами, улучшить логистические связи, оптимизировать сроки поставки запасов от поставщиков, постепенно внедрить систему поставок «точно в срок». В результате данных мероприятий снизятся затраты на хранение запасов, уменьшится удельный вес просроченных товаров.
3.3. Направления совершенствования управления материальными запасами
Руководителям коммерческих организаций в процессе своей повседневной управленческой деятельности все время приходится анализировать и контролировать получаемые результаты в отчетном периоде.
Осуществление эффективного руководства организацией должно базироваться на применении нормативных методов управления. Нельзя ориентироваться на сопоставлении полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде. Нужно все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технико-экономических норм и нормативов. Нормы дают возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего использования. Все это помогает вести правильную торговую и финансовую политику в ООО КЦ «Промсервис» по снижению издержек обращения.
Недостаток запасов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции.
Недостаток сбытовых запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов.
Поэтому в условиях рыночной экономики работники организации должны стремиться к эффективному управлению процессами снабжения и сбыта, запасами и оборотными средствами, вложенными в эти запасы.
Система оперативного контроля и управления представляет собой организацию непрерывной деятельности работников отдела закупок ООО КЦ «Промсервис», направленную на формирование торговых запасов в экономически обоснованных размерах.
Имеющаяся информация о движении, стоимости, сформированная нормативная база по запасам и оборотным средствам позволяет оперативно управлять материальными и финансовыми потоками на предприятии в течение года.
Данная информация позволяет решить в организации ООО КЦ «Промсервис» следующий комплекс задач:
-                   выявить дефицитные позиции запасов:
-                   выбрать позиции материальных ресурсов, по которым сформировались лишние запасы и их можно реализовать;
-                   оценить обеспеченность запасами и их структуру;
-                   определить потребность в финансовых ресурсах для обеспечения необходимых поставок запасов в плановом периоде и т.д.
Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности в отдельных видах запасов.
В процессе определения потребности запасы товарно-материальных ценностей предварительно группируются следующим образом:
-                   производственные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для обслуживания торгового процесса);
-                   запасы готовой продукции, и товаров для перепродажи, предназначенные для бесперебойной ее реализации потребителям.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.
Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке (обозначим этот вид текущих затрат по обслуживанию запасов как ТЗ1).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шаламов ВТ
Реферат Использование стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала
Реферат Henry The Navigator Essay Research Paper Henry
Реферат Компьютер как средство общения людей
Реферат Основные методы борьбы с проблемами
Реферат Преступления против собственности 2 Понятие общая
Реферат Использование аутентичных материалов при обучении аудированию на старшем этапе обучения
Реферат Развитие промышленности БССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)
Реферат Особенности смысловой сферы у лиц пожилого возраста
Реферат Освобождение Москвы от власти Орды
Реферат Основы психогенетики
Реферат A Moment Of Innocence Essay Research Paper
Реферат Комп’ютерний засіб вимірювання тиску і температури у кліматичній камері
Реферат Основи деонтологічної поведінки медичної сестри
Реферат 1. Особенности полисной идеологии Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинскогого полуострова