--PAGE_BREAK-- Метод удельных показателей. Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Используется для сравнения потребительской ценности замещаемых товаров, предельная полезность которых может характеризоваться одним главным потребительским параметром. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
(5)
где — цена базового изделия;
— основной параметр базового изделия;
— основной параметр нового изделия;
Метод используется для установления цен на группы продукции, характеризующиеся наличием одного основного параметра. В большей степени, может быть применим в топливных, сырьевых отраслях.
· Агрегатный метод. Заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Практикуется в случае оценки изделия, состоящего из самостоятельных изделий, у каждого из которых своя цена. Например, продажа автомобиля в базовой комплектации с возможностью выбора дополнительных потребительских свойств.
3.
Рыночные методы.
Методы расчёта цены с ориентацией на конкуренцию. При использовании данных методов цены на товары и услуги устанавливаются через анализ и сравнение товаров данной фирмы с продукцией конкурентов.
· Метод следования за рыночными ценами (метод текущей цены). Для методов формирования цены посредством ориентации на рыночные цены характерно, что каждый продавец устанавливает их исходя из ценообразования и уровня цен уже сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка. Такой подход к определению цен, прежде всего, существует на рынках гомогенных продуктов, преобладает при олигополистической и совершенной конкуренции.
· Метод следования метод следования за ценами лидера на рынке. Фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, обладающая самой большой рыночной долей, т. е. имеющая ведущее положение в отрасли по масштабам производства и продаж, располагает самой высокой степенью доверия со стороны покупателя, а также широкими возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне. Остальные же компании отрасли определяют стоимость своей продукции по формуле «лидер минус», т. е. устанавливают её на более низком, чем фирма-лидер, уровне.
· Метод престижных цен. Используется для расчёта цен на товары, которые позиционируются как предметы роскоши (помимо собственно потребительских свойств обладают демонстрационным эффектом). Если такого рода товары будут продаваться по низким ценам, то станут легкодоступными и потеряют привлекательность для рынка престижных покупателей.
· Состязательный метод. Имеет две разновидности — аукцион с повышением (сначала называется самая низкая цена, после чего идёт её повышение, а товар достаётся тому, кто предложит самую высокую цену) и аукцион с понижением (вначале называется самая высокая цена, и если покупатель не находится, то идёт её снижение; товар получает тот, кто первым примет цену продавца и таким образом согласится на наиболее высокую цену в сравнении с остальными участниками)
· Метод запечатанного конверта (тендерное ценообразование). Используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьёзную конкуренцию за получение определённого контракта. При определении тендера исходят, прежде всего, из цен, которые могу назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне. Особо широко применяется среди средних и крупных предприятий, которые поставляют на рынок услуги. Трудностью является определение цены, которую конкуренты могут назначить на свой товар.
Методы на основе воспринимаемой ценности товара (методы с ориентацией на потребителя). Базируются на анализе качественных и количественных характеристик товара либо на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара.
· Метод оценки максимально приемлемой цены. Здесь максимальная цена – цена, соответствующая нулевой экономии на издержках. Чем больше будет повышаться цена относительно этого уровня, тем сильнее её неприятие для покупателя. Чаще всего применяется при установлении цен на промышленные товары.
· Метод расчёта экономической ценности товара. Экономическая ценность товара – цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы, т. е. это та максимальная цена, за которую потребитель готов приобрести товар.
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГСЕРВИС»
2.1 Краткая характеристика ООО «ТоргСервис»
В Амурской области активно ведётся строительная деятельность, в связи с этим, существует довольно много организаций по продаже строительных материалов. ООО «ТоргСервис» относится к ряду предприятий малого бизнеса, занимающее определённую позицию на рынке отделочных материалов в Амурской области. Организация ведет свою историю с 2002 года, когда по инициативе Кураченко Елены Викторовны было принято решение о создании торгового предприятия ООО «ДальОпТорг». Спустя три года предприятие было переименовано в ООО «Камертон». В феврале 2007 года в связи с объединением с ООО «ЭлитСтройЦентр» и расширением ассортимента, было принято решение о создании ООО «ТоргСервис». Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Местонахождение Общества и его почтовый адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького 9.
Основной целью деятельности является извлечении прибыли. А также удовлетворение общественных потребностей в строительных товарах и материалах, обеспечение имущественных и моральных интересов общества, его учредителей и работников. Согласно Уставу предметом деятельности Общества является:
— оптово – розничная торговля отделочными и строительными материалами;
— внутриэкономическая деятельность, с правом открытия банковских счетов;
— коммерческая деятельность;
— посредническая деятельность;
— строительная и ремонтно–строительная деятельность;
Основным видом деятельности данной организации является продажа отделочных и строительных материалов со склада. За время деятельности ООО «ТоргСервис» приобрело довольно развитую торговую сеть. Низкие цены, регулярность поставок, гибкая система скидок — это их система привлечение клиентов. Часть из них работает по договорам. Клиентам предоставляются единовременные и накопительные скидки.
Предприятие реализует следующие группы товаров:
-водоэмульсионные краски на акриловой, виниловой и силиконовой основе для наружных и внутренних работ;
— декоративные покрытия для стен (для внутренних и наружных работ);
— грунтовки, химические добавки, гидроизоляция;
— маскирующая пленка со скотчем;
— сухие смеси;
— декоративная плитка;
— потолочное покрытие;
— напольное покрытие.
Главными покупателями строительных и отделочных материалов являются непосредственные строители и подрядчики, выполняющие ремонтные работы. Данные операции зачастую происходят за безналичный расчёт. Основной сегмент конечных потребителей обладает следующими характеристиками:
— возраст от 28 до 43 лет;
— мужчины;
— уровень доходов на одного члена семьи от 15 до 40 тысяч рублей;
— люди имеющие семью;
— с высшим образованием.
Большая часть приобретаемого товара идёт на отделку помещение под кафе, рестораны, ночные клубы и прочей недвижимости, приносящей доход, а не являющейся жилплощадью.
Организация имеет дилеров не только в городе Благовещенске, но и по всей территории Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В будущем планируется увеличить территорию торговых и складских площадей, в связи с возрастающей конкуренцией. Основными конкурентами магазина являются СтройМода, Мастеровой, Новосёл, Амурская Строительная Ярмарка.
2.2 Оценка финансовых показателей
ООО «ТоргСервис» предлагает широкий ассортимент продукции, который включает более 50 наименований. ООО «ТоргСервис» реализует такие товары как лакокрасочные изделия разных цветов и оттенков, декоративная плитка, фрески, плинтуса, потолочное и напольное покрытие, скотч различной ширины, защитные плёнки, и т. д. В таблице 2 представлена структура товарной продукции ООО «ТоргСервис» за 2006 – 2008 года.
Таблица 2 – Структура товарной продукции ООО «ТоргСервис»
Наименование товара
Объем продаж ООО «ТоргСервис»
Темп роста доли товаров в 2008 к 2006 году, %
за 2006 год
за 2007 год
за 2008 год
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
Лаки и краски
5866
40,23
6000,5
40,07
6607
40,67
112,63
Декоративная плитка
1628
11,17
1742,5
11,64
1806
11,12
110,93
Потолочное покрытие
2451
16,81
2493
16,65
2506
15,43
102,24
Напольное покрытие
3956
27,13
4029,5
26,91
4289,5
26,41
108,43
Прочие комплектующие
679
4,66
708
4,73
1036,5
6,38
152,65
Итого
14580
100,00
14973,5
100,00
16245
100,00
111,41
Анализируя данные таблицы 2, следует отметить, что наибольшую долю в структуре товарной продукции занимают такие виды товаров как лаки и краски и напольное покрытие. Их совокупная доля в общем объеме продаж занимает около 67 %. Наименьшую долю составляют прочие комплектующие – около 5 %, однако наибольший рост объема продаж наблюдается именно по этой категории – 52,65 %. Это связано с тем, что, в последнее время, большинство покупателей приобретают материалы, необходимый для отделочных работ. Наименьший же рост объема продаж наблюдается по реализации потолочного покрытия – 2,24 %.
В настоящее время компания «ТоргСервис» находится на стадии роста. С каждым годом растут обороты и доходы предприятия, увеличивается количество покупателей и поставщиков. На основании балансов из приложений Б-Ж, в таблице 3 приведены основные показатели торгово-экономической деятельности ООО «ТоргСервис» и тенденция их изменения.
Таблица 3 – Показатели экономической деятельности ООО «ТоргСервис»
Показатель деятельности
2006 год
2007 год
2008 год
Темп роста 2007 к 2006 году, %
Темп роста 2008 к 2007 году, %
Доходы от продаж, тыс. руб.
734
1536
1873
209,26
121,94
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
725
1267
1505
174,76
118,78
Прибыль от продаж, тыс. руб.
9
170
368
—
216,47
Чистая прибыль, тыс. руб.
4
124
270
-
217,74
Рентабельность продукции, %
0,55
9,79
17,94
17,8 раз
183,25
Рентабельность продаж, %
0,54
8,07
14,42
14,94 раз
178,69
продолжение
--PAGE_BREAK--
Исходя из проведенного анализа данных деятельности предприятия, приведённых в таблице, можно сделать вывод о том, что ООО «ТоргСервис» на данный момент является довольно прибыльным предприятием и способен к дальнейшему наращиванию объемов прибыли. Об этом свидетельствуют показатели темпов роста. И хотя их рост в 2007 году, в основном, связан с объёдинением ООО «ТоргСервис» с ООО «ЭлитСтройЦентр», но показатели прироста в 2008 году доказывают возможность успешного функционирования фирмы и дальнейшего её развития.
Чистая прибыль из года в год увеличивается, что напрямую связано с ростом объема продаж продукции. В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем продаж продукции вырос на 9,26 %; а в 2008 году по сравнению с 2007 годом уже на 21,94 %. Рост этих показателей можно объяснить более эффективной работой отдела продаж, а так же тем, что фирма из года в год становится более известной на рынке строительных материалов за счёт качества своей продукции, а так же относительно небольших цен. Также наблюдается снижение себестоимости реализуемой продукции, что является положительной тенденцией. И хотя в абсолютном выражении этот показатель растёт, но, во-первых, этот рост имеет тенденцию к снижению, а во-вторых, темп роста себестоимости меньше темпов роста доходов от продаж, о чём и говорит показатель рентабельности.
2.3 Методы ценообразования ООО «ТоргСервис»
Основная работа компании по реализации товара построена на продаже товара со склада, куда продукция поступает с завода-изготовителя. В связи с этим, данное предприятие использует метод надбавки к цене, который относится к затратным методам ценообразования и обеспечивает покрытие всех затрат, а также позволяет получать желаемый уровень дохода. Затратные методы ценообразования обеспечивают установление цен на основе нахождения такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между суммой, которую желал бы заплатить за товар покупатель и затратами предприятия при его производстве и доведении до конечного потребителя. Цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспаривать – калькулирование издержек производства и сбыта продукции и предполагаемой прибыли.
Метод надбавки к цене обеспечивает расчет цены продажи посредством умножения цены приобретения товара у завода-поставщика, расходов на транспортировку и хранения материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Зачастую на оптовых и розничных рынках встречается ситуация, когда покупатель требует от продавца осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли в процентах, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен — так в основном и поступают многие розничные торговцы. Главная трудность применения этого метода — сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, спроса на данный товар, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.
Следует рассмотреть ассортимент продукции ООО «ТоргСервис» (таблица 4), цены поставщиков и продажи, а так же процент величины надбавки, которой был вычислен по формуле:
(6)
Таблица 4 — Ассортимент продукции ООО «ТоргСервис»
Наименование
Вес упаковки, кг
Цена поставщика, руб
Цена продажи, руб
Торговая наценка
1
2
3
4
5
Водоэмульсионные краски на акриловой, виниловой и силиконовой основе для наружных и внутренних работ
МАКСИШИЛД, матовая краска на акриловой основе для наружных и внутренних работ
5
316
400
%
20
1236,2
1580
200
11727,13
14870
ТЕРРАШИЛД, матовая эластичная краска для внутренних и наружных работ
5
574,23
715
25 %
20
2270,1
2820
200
21146,4
26301
ТЕРРАЛЮКС, матовая виниловая краска для наружных и внутренних работ
5
341,33
512
50 %
20
1349,74
2024
200
12899,92
22637
75 %
ТЕРРАЛАСТ, матовая виниловая краска для внутренних работ
5
279,28
418
50 %
20
1092,35
1638
ТЕРРАТОП, шелковая виниловая краска для внутренних и наружных работ
4
405,39
608
17
1659,75
2489
ТЕРРАМАТТ, матовая акриловая краска с низким уровнем отражения для внутренних работ
5
153,87
230
20
851,13
1275
Декоративные покрытия для стен (для внутренних и наружных работ)
ФЛЕКСИТЕКС, декоративное покрытие для наружных и внутренних работ
20
2578,14
3870
50 %
5
680,91
1022
МАРБЛКОАТ, декоративное покрытие для внутренних и наружных работ (эффект полированного мрамора)
4
821,15
1232
10
2054,43
3082
ТЕРРАБОНТАЙЛ, декоративное покрытие для внутренних работ
25
519,75
780
1
2
3
4
5
МАКСИШИЛД, матовая краска на акриловой основе для наружных и внутренних работ
25
836,41
1300
50 %
ТЕРРАШИЛД, матовая эластичная краска для внутренних и наружных работ
25
1317,46
2115
60 %
ТЕРРАЛЮКС, матовая виниловая краска для наружных и внутренних работ
25
1557,06
2336
50 %
ТЕРРАЛАСТ, матовая виниловая краска для внутренних работ
5
698,69
1048
ТЕРРАТОП, шелковая виниловая краска для внутренних и наружных работ
5
1795,2
3625
100 %
ТЕРРАМАТТ, матовая акриловая краска с низким уровнем отражения для внутренних работ
5
1080,79
2046
90 %
Декоративное текстурное покрытие ТЕРРАКОАТ для наружных и внутренних работ
Терракоат Микро фасадный
25
1408,14
2115
%
Терракоат Микро интерьер
25
1050,81
1577
Терракоат Гладкий
25
1506,61
2260
Терракоат Стандарт
25
1298,34
1948
Терракоат Декор
25
1298,34
1948
Терракоат XL
25
1258,72
1889
KRASTONE (Ю.Корея), мультиколорное покрытие для стен (для внутренних работ)
4
1348,91
1950
45 %
LUMIAN (Ю.Корея), декоративное покрытие с перламутровым эффектом на основе натурального перламутра (для внутренних работ)
4
2560,10
4200
65 %
LUMIAN STAR (Ю.Корея), декоративное покрытие с перламутровым эффектом с блестками на основе натурального перламутра (для внутренних работ)
4
2988,3
4903
Грунтовки, химические добавки, гидроизоляция
ТЕРРАГРУНТ АЛС, для наружных работ и помещений с повышенной влажностью
5
261,7
393
50 %
20
1008,33
1514
ТЕРРАГРУНТ прозрачный для внутренних работ
5
199,84
300
20
760,53
1141
ТЕРРАГРУНТ прозрачный для внутренних и наружных работ
5
250,09
376
20
959,22
1440
ТЕРРАБОНД А, глубокопроникающая акриловая грунтовка/универсальная добавка к цементу, штукатурке (концентрат)
5
566,24
1000
20
2216,09
3327
ФЛЕКСИКОАТ, однокомпонентное гидроизоляционное покрытие на акриловой основе для крыш, саун, бассейнов
5
551,56
827
20
2120,56
3180
1
2
3
4
5
Маскирующая пленка со скотчем
1,5*20 м
122,45
150
25 %
1,8*20 м
130,61
160
2,1*20 м
138,77
170
2,4*20 м
146,94
180
2,7*20 м
163,26
200
Сухие смеси
СТАЙРОБОНД DP, клей-штукатурка для утеплителей
25
621,1
795
30 %
СТАЙРОФИКС, клей для приклеивания утеплителей
25
484,38
620
ТЕРРАФИКС СЕРЫЙ, водостойкая клеевая смесь для плитки(бассейны, ванные комнаты и т.д.)
25
265,63
340
ТЕРРАФИКС БЕЛЫЙ, водостойкая клеевая смесь для плитки(бассейны, ванные комнаты и т.д.)
25
429,67
550
МАКСИФИКС, клеевая смесь для плитки
25
203,12
260
ТЕРРАГРАУТ, затирка для швов плитки
20
390,62
500
ТЕРРАСКРИД БАЗА, грубый ровнитель для пола
25
363,28
465
ТЕРРАСКРИД ФИНИШ, самовыравнивающий ровнитель для пола
25
511,71
655
ХЭНДИКОАТ ДП, эластичная акриловая финишная шпатлевка (в виде сухой смеси)
5
109,38
140
18
320,31
410
Анализируя данные таблицы можно сказать, что величина торговой наценки предприятия колеблется от 25 % до 100 % и на основную часть продукции составляет 50 %. Это связано в первую очередь с уровнем спроса на определённые виды товара, а также с величиной наценки у остальных фирм. Данный процент торговой наценки позволяет поддерживать конкурентоспособность и обеспечивать предприятие достаточной прибылью. Поскольку надбавка остальных строительных магазинов зачастую составляет 100 – 200 %, то можно сделать вывод, что цены, установленные ООО «ТоргСервис» более привлекательны для покупателей и позволят обеспечить их больший поток, ведь уровень цен складывается ниже, чем в среднем по городу, но в то же время он обеспечивают меньшую прибыль, чем у фирм-конкурентов. Причём относительно невысокие цены, складываются не за счёт качества продукции, а именно из-за небольшой величины торговой наценки.
Можно сказать, что этот метод помогает фирме точнорассчитать цену продаж и заложить такую величину наценки, чтобы не только обеспечить себя прибылью, но и быть конкурентоспособными за счёт относительно не высокого уровня цен относительно других магазинов, продающих такую же продукцию.
продолжение
--PAGE_BREAK--