--PAGE_BREAK--Глава 2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «БПЗ»
Полное фирменное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Барнаульский пивоваренный завод».
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «БПЗ»
Предприятие образовано путем акционирования государственного предприятия «Завод пиво-безалкогольных напитков «Барнаульский», введенного в эксплуатацию в 1978 году и выпуска акций на всю стоимость переданного Предприятию учредителем в собственность имущества при приватизации. Предприятие зарегистрировано в Администрации Индустриального района г. Барнаула 26 февраля 1993г. с присвоением регистрационного номера государственной регистрации № 7/99.
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1022201128718
Дата регистрации: 23.08.2002
Наименование регистрирующего органа: Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края. ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» является правопреемником Барнаульского пивоваренного завода, введенного в эксплуатацию в 1978 году. Миссия ОАО «БПЗ» – предоставление потребителям высококачественного пива и напитков в ассортименте и по цене достаточных для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия. В 2009 году перед предприятием стояли следующие цели, направленные на реализацию его миссии, а именно:
— увеличение объемов производства и сбыта продукции;
— повышение экономической эффективности производства;
— использование научно-технических достижений в пивоварении;
— обеспечение безопасной работы предприятия;
— поддержание кадрового потенциала в актуальном состоянии.
Место нахождения: 656022 Россия, Алтайский край г.Барнаул, Трактовая 35. ОАО БПЗ не имеет филиалов и представительств. Основная хозяйственная деятельность предприятия — производство пива(бутылочное и разливное). Мощность завода позволяет производить пива – 72 млн. литров в год, солода – 13,5 тыс. тонн в год. Завод занимает территорию общей площадью 16 га, из них 9,8 га находятся в собственности завода, полезная площадь – 42,7 тыс. м2. Производственные цеха занимают 36,63 тыс. м2. Вспомогательные цеха – 7,8 тыс. м2.
Основные цеха завода:
1) солодовенный,
2) варочный,
3) бродильно-лагерный,
4) цех дображивания,
5) цех розлива в бутылочную тару,
6) участок розлива пива в КЕГи,
7) участок розлива пива в ПЭТ-бутылку,
8) тарный цех,
9) цех готовой продукции.
Варочный цех оснащен уникальными котлами из чистой меди.
Оборудование завода состоит из импортного и отечественного.
1) Солодовенный цех и элеватор – турбовоздуходувки – производства Чехии.
2) Варочный и бродильно-лагерный цех – оборудование на 70% производства Германии.
3) Компрессорный цех – смешанный (русская и чешская компрессорная).
4) В цехе розлива пива три линии розлива в стеклянную тару (линии №1 и №3 – Россия, линия №2 – Чехия), линия розлива ПЭТ, КЕГи.
За эти годы освоено производство свыше 15 наименований пива.
В настоящее время завод перешел к выпуску в основном своей фирменной продукции по разработкам специалистов завода: пива «Барнаульское», «Ворсин», «Златогорье», «Живое», «Привал», «Чешское», «Жигулевское», «Golfschteiner beer», квас «Ржаная корочка» и др.
Все напитки готовятся на основе уникальных целебных трав Горного Алтая и горно-алтайского меда. Завод получил исключительное право пользоваться Знаком соответствия Российских стандартов.
2.2 Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»
В современных условиях прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход предприятия на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие, то есть создают возможности для наращивания капитала на предприятии.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работ, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работ предприятие наряду с абсолютной суммой прибыли использует относительный показатель – уровень рентабельности.
Проведем анализ рентабельности ОАО «БПЗ». Для этого рассчитаем и проанализируем такие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Анализ показателей рентабельности деятельности ОАО «БПЗ», %
Показатели
Формула расчета
2007 года
2008 год
2009 года
Изменения,
(+,-)
Рентабельность продаж
ЧП / N х 100
10,2
13,1
17,1
+6,9
Рентабельность активов
ЧП / В х 100
13,66
15,25
15,88
+2,22
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов
ЧП / (ОС)ВА х 100
41,45
37,61
23,56
43,22
23,64
48,36
-17,81
+10,75
Рентабельность собственного капитала
ЧП / СК х 100
10,1
11,1
13,2
+3,1
Построим диаграмму анализа показателей рентабельности.
Рисунок 2.1- Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ» за 2007-2009 годы
Из рисунка видно, что анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ» за отчетный период дал следующие результаты. Рентабельность продаж на конец отчетного периода составила 17,1 % против 0,2 % на начало года, что оценивается положительно, поскольку характеризует основную деятельность предприятия.
Рентабельность активов также возросла и наконец отчетного периода составила 15,88 %, что характеризует эффективность использования всего имущества, рост прибыли.
Рентабельность основных средств уменьшилась в конце отчетного года на 17 % и составила 23,64 % против 41,45 начала периода. Это объясняется тем, что наблюдается износом основных средств.
Рентабельность собственного капитала также значительно повысилась. На конец 2007 года она равна 13,2%, кроме того, по сравнению с началом года она выросла на 13,1% что означает возрастание прибыли на рубль вложенного собственного капитала. Этот факт оценивается положительно, т.к. говорит о повышении эффективности использования собственного капитала и объясняется ростом прибыли.
Рост всех показателей рентабельности объясняется ростом чистой прибыли предприятия на конец отчетного года.
2.3 Анализ и оценка динамики рентабельности всех активов
Главной целью данного исследования является выявление основных тенденций в эффективности использования активов организации и оценка достигнутого ей уровня. В процессе анализа определяются: показатель рентабельности всех активов организации, рентабельности составляющих их внеоборотных и оборотных активов, рассматриваются основные факторы повлиявшие на изменение эффективности их использования.
При проведении факторного анализа используются трехфакторная модель рентабельности компании «Дюпон» и другие мультипликативные модели рентабельности. Для обобщающей характеристики эффективности использования активов организации применяются следующие показатели:
1) коэффициенты рентабельности активов организации, ее внеоборотных и оборотных активов;
2) общая фондоотдача активов:
3) фондорентабельность;
4) фондоотдача (основных средств и активной части основных средств).
В таблице 2.2 приведены результаты расчетов и динамика показателей рентабельности и эффективности использования активов организации за период с 2007 по 2009 гг.
Таблица 2.2 — Динамика показателей рентабельности и эффективности использования активов ОАО «БПЗ» за 2007 – 2009 гг.
№ п/п
Показатели
Значения показателей
Абсолютные изменения (+;-)
2007г
2008г
2009г
2008-2007г
2009-2008гг
А
1
2
3
4
5
1. Исходные данные:
1
Объем реализации товаров, тыс. руб.
17571
19456
25687
1885
6231
2
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
48
1944
8806
1896
6862
3
Среднегодовая стоимость активов организации, тыс. руб.
3320
3397,5
3860,5
77,5
540,5
4
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.
2086
2199
2593
133
507
5
Среднегодовая стоимость внеобортных активов, тыс. руб.
1204,5
1198,5
1267,5
-6,0
63
6
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
1132,5
1130,5
1207,5
-2,0
75
7
Среднегодовая стоимость активной части основных средств, тыс. руб.
961,5
895
976
-66,5
14,5
2. Расчет показателей:
8
Общая рентабельность активов (РА), %
13,66
15,25
15,88
1,59
2,22
9
Рентабельность оборотных активов (РОА), %
21,45
23,56
23,64
2,11
2,19
10
Рентабельность внеоборотных активов (РВА), %
37,61
43,22
48,36
5,61
10,75
11
Общая фондоотдача активов (ФОА), руб.
4,24
4,49
4,32
0,25
0,08
12
Фондорентабельность (ФР), %
40,00
45,82
50,77
5,82
10,77
13
Фондоотдача основных средств (ФООСП), руб.
15,51
17,21
21,27
1,06
1,40
14
Фондоотдача активной части основных средств (ФООСПА), руб.
14,64
17,03
17,11
2,39
2,47
Согласно таблицы 2.2 за весь исследуемый период, общая рентабельность активов увеличилась на 2,22% и к концу 2009 года достигла значения 15,88%. Рентабельность оборотных активов за это же время – 23,64%, прирост составил – 2,19%. Рентабельность внеоборотных активов имела наиболее высокий уровень, который в 2009 году достиг 48,36%, также значителен и абсолютный прирост – на 10,75%.
Динамику общей фондоотдачи активов можно охарактеризовать как замедляющийся рост. В 2007 – 2008 гг. произошло увеличение этого показателя на 0,25 руб., а за 2007-2009 гг. – на 0,08 руб. Значение данного показателя за 2009 год можно трактовать как отдачу с каждого рубля активов организации равную 4,32 рублям реализованных услуг.
За анализируемый период времени показатель фондорентабельности увеличился на 10,77% и составил 50,77%. Показатели фондоотдачи за весь период также увеличились. Абсолютный прирост фондоотдачи основных средств за 2007 – 2009гг. составил 1,4 руб., а их активной части – 2,47 руб., что является фактом повышения эффективности использования основных средств и их активной части, непосредственно участвующей в производственном процессе организации.
Проанализируем изменения рентабельности активов организации за период с 2007 по 2009гг. при помощи трехфакторной мультипликативной модели рентабельности компании «Дюпон», результаты расчетов по данной модели представлены в табл. 2.3. Итак, согласно таблицы 2.3, совокупное влияние трех факторов модели «Дюпон» на увеличение рентабельности активов ОАО «БПЗ» (за 2007-2009гг.) сложилось под воздействием: а) увеличения рентабельности продаж на 1,9%; б) роста коэффициента автономии (независимости) на 0,9%; в) снижения коэффициента оборачиваемости собственного капитала организации на 0,58%.
Таблица 2.3 — Исходные и аналитические данные для проведения факторного анализа рентабельности активов ОАО «БПЗ» за 2007-2009 гг. при помощи трехфакторной модели «Дюпон»
№
Показатель
Значение показателей
Изменения (+,-)
2007г.
2009г.
2007-2009гг.
А
1
2
3
1
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
48
8806
160
2
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.
3316,5
3860,5
544
3
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.
1489
1834
345
4
Выручка от продаж, тыс. руб.
17571
25687
2618
5
Рентабельность активов, %
13,66
15,88
2,22
6
Рентабельность продаж, %
3,22
3,67
0,45
7
Коэффициент оборачиваемости собственного капиталов, количество оборотов
9,46
9,11
-0,35
8
Коэффициент автономии (доля собственного капитала на 1 руб. активов)
0,45
0,48
0,03
9
Влияние на прирост рентабельности активов рассматриваемых факторов, %
-
-
+2,22
а
Изменение рентабельности продаж (х), %
-
-
+1,90
б
Изменение коэффициента оборачиваемости собственного капитала, (у) %
-
-
-0,58
в
Изменение коэффициента автономии (независимости) (z), %
-
-
+0,90
Баланс отклонений, %
-
-
+2,22
Факторный анализ при помощи модели «Дюпон» выявил, что сдерживающим фактором повышения уровня рентабельности активов является замедление оборачиваемости собственного капитала организации.
Для того, чтобы оценить влияние на рентабельность активов организации со стороны оборотных активов, в том числе оборачиваемости производственных запасов, применим новую четырехфакторную модель зависимости рентабельности активов следующих факторов.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей.
Представим исходные расчетные и аналитические данные проводимого анализа в табл. 2.4.
Таблица 2.4 — Анализ и оценка динамики рентабельности активов ОАО «БПЗ» за 2007 – 2009гг. при помощи четырехфакторной модели рентабельности
№ п/п
Показатели
Значения показателей
2007г.
2009г.
А
1
2
Исходные данные
1
Прибыль от реализации Р, тыс. руб.
13793
25687
2
Выручка от продаж N, тыс. руб.
17871
25687
3
Полная себестоимость реализованной продукции Sп, руб.
3778
4
Средние остатки запасов 3, тыс. руб.
1054
1030
5
Средние остатки оборотных активов ОА, тыс. руб.
842
1742,2
6
Средние остатки активов А, тыс. руб.
1534,1
2336,7
Расчетные данные:
7
Выручка на 1 руб. себестоимости (х), руб.
1,07
1,08
8
Доля оборотных активов в формировании (у), коэф.
0,64
0,67
9
Доля запасов в формировании оборотных активов (z), коэф.
0,52
0,61
10
Оборачиваемость запасов (l), количество оборотов
12,07
9,78
11
Рентабельность активов pА
0,2295
0,2741
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов (∆РА)
12
Выручка на 1 руб. себестоимости (x)
-
0,0434
13
Доля оборотных активов в формировании активов, (у)
-
0,0179
14
Доля запасов в формировании оборотных активов (z)
-
0,0582
15
Оборачиваемость запасов (l), в оборотах
-
-0,0749
16
Совокупное влияние всех факторов
-
0,0446
Результаты расчетов таблицы 2.4 позволяют сделать вывод о том, что согласно данной модели в 2007-2009 гг. прирост рентабельности активов организации составил 4,46%. Это увеличение вызвано совокупным влиянием следующих факторов: а) ростом выручки на 1 руб. себестоимости на 4,34%; б) увеличением доли оборотных активов в общей структуре активов организации на 1,79%; в) также увеличением доли запасов в оборотных активах организации на 5,82%; г) замедлением (уменьшением количества оборотов) оборачиваемости запасов на 7,49%.
Проведенный факторный анализ установил, что негативным фактором сдерживающим дальнейшее повышение уровня рентабельности, явилось замедление оборачиваемости ее производственных запасов.
продолжение
--PAGE_BREAK--