Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ финансового состояния предприятия банкрота

--PAGE_BREAK--Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа.
Направление анализа
Показатели
1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.
1.1. Оценка имущественного положения
1.     Величина основных средств и их доля в общей сумме активов.
1.      Коэффициент износа основных средств.
2.      Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.
1.2. Оценка финансового положения.
1.     Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников.
2.     Коэффициент покрытия (общий).
3.     Доля собственных оборотных средств в общей их сумме.
4.     Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников.
5.     Коэффициент покрытия запасов.
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности.
1.       Убытки.
2.       Ссуды и займы, не погашенные в срок.
3.       Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность.
4.       Векселя выданные (полученные) просроченные.
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности.
2.1. Оценка прибыльности.
1.       Прибыль.
2.       рентабельность общая.
рентабельность основной деятельности.
2.2. Оценка динамичности.
1.     Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала.
2.     Оборачиваемость активов
3.     Продолжительность операционного и финансового цикла.
4.       Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности.
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала.
1.       Рентабельность авансированного капитала.
2.       Рентабельность собственного капитала.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предпри­ятия и всю производственно-хозяйственную деятельность.       
 Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Со­гласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время состав­ляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного анали­тического баланса.
Сравнительный анализ динамики отдельных статей баланса предприятия (особенно производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) позволяет уловить характерные несбалансированности в работе предприятия. В таблице 2.3 приведены перечисленные аналитические методы, применительно к балансу предприятия ОАО «Х».
Таблица 2.3 Структурированный баланс предприятия ОАО «Х» на 1.01.2001 г. 
Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия начнем с сопоставления данных по валюте его баланса на начало и конец отчетного периода. Валюта баланса увеличилась за год на 5,27%, или на 74 тыс. руб.
Рост валюты баланса может происходить как под влиянием переоценки основных фондов и инфляционных процессов, так и являться результатом развития производственной деятельности. Если установлена устойчивая тенденция  расширения хозяйственного оборота, а предприятие является неплатежеспособным, то причину следует искать в нерациональной финансово-кредитной и маркетинговой политике, проводимой руководством предприятия.
          а) Актив.                                
Из данных таблицы 2.3. видим, что за отчётный период имущество предприятия увеличилось на 74 тыс. руб. или на 5,72%. Данное увеличение произошло в основном за счет увеличения в оборотных активах почти по всем статьям, в том числе материально оборотные средства (запасы) увеличились на 117 тыс. руб. или 72,46%. Так, увеличение удельного веса запасов может свидетельствовать как о положительных, так и о негативных моментах в финансовой политике предприятия:
-      увеличение коэффициента текущей ликвидности;
-      наращивание производственного капитала;
-      стремление за счет авансирования средств в запасы защитить денежные активы от инфляции;
-      иммобилизация значительной части оборотных активов в запасы, чья ликвидность может быть невысокой.
Денежные средства выросли на 948 руб. (в 7 раз). Хотя они и являются наиболее ликвидными активами, их величина не позволяет говорить об улучшении обстановки к лучшему. Дебиторская задолженность на предприятии отсутствует; что является положительным моментом в работе предприятия, т.к. снижает долю медленно реализуемых активов, остатки готовой продукции на складе уменьшились на 16,5 тыс. руб.
Состав внеоборотных активов не изменился. Однако, учитывая степень эффективности использования основных средств (фондоотдача — 15%), можно говорить о нецелесообразном использовании производственных площадей и мощностей. Рациональный  подход к использованию основных средств мог бы привести к формированию более мобильной структуры активов, а также стать дополнительным источником пополнения собственных средств.
        б) Пассив.
Пассивная часть баланса увеличилась за счет роста кредиторской задолженности на 161,7 тыс. руб. в том числе за счет увеличения по следующим статьям:
-      задолженность перед персоналом организации на 78,4 тыс. руб. (2.5 раза)
-      прочие кредиторы на 153,8 тыс. руб.
-      задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов на 427,3 тыс. руб.
Положительным моментом является сокращение кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами (308,4 тыс. руб.) в основном за счет предоставления льгот для погашения задолженности, а именно, изготовление мягкого инвентаря для бюджетных организаций в счет взаимозачета.
При оценке пассива баланса можно выявить так называемые «больные» статьи баланса, сразу свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и сложившемся в результате этого плохом финансовом положении. К таким статьям относятся «Непокрытый убыток отчетного года», составляющий 176,5 тыс. руб., о неудовлетворительности работы предприятия не только в отчетном году, а и ранее свидетельствует статья баланса «Непокрытый убыток прошлых лет» – 588 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие ежегодно не только не дает прибыли, а работает с постоянными убытками.
Одной из причин финансовой неустойчивости, а, в конечном счете, и неплатежеспособности, соотношение собственных и заемных средств, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности. Следует отметить, что в соответствии с международными стандартами общая оценка финансового положения предприятия подразделяется на четыре зоны:
-      Опасная зона. Сумма собственных источников средств менее 33% от суммы всех источников.
-      Зона постоянного внимания (33-55%%)
-      Нормальная зона (55-66%%)
-      Зона расширения (развития), (более 66%).
Коэффициент обеспеченности собственными средствами на предприятии на начало отчетного периода составлял 18,4%, на конец отчетного периода – менее 3%. На предприятии имеется устойчивая тенденция к снижению обеспеченности источниками собственных средств. Предприятие находится в опасной зоне. Система финансирования вызывает значительные финансовые затраты и сокращает рентабельность. Создается тяжелое финансовое положение и зависимость предприятия от кредиторов. Возможность выхода из этой зоны сводится к привлечению акционерного капитала, увеличение добавленного и резервного капитала. Следует отметить, что в связи с отсутствием нераспределенной прибыли прошлых лет, возможность пополнить оборотные средства и снизить кредиторскую задолженность за счет этого источника отсутствует.
Заключительным этапом оценки неплатежеспособного предприятия является исследование полученной им прибыли (убытка). Как отмечалось выше, предприятие уже несколько лет работает не только без прибыли, но и несет значительные убытки: убытки отчетного года – 176,5 тыс. руб., непокрытые убытки прошлых лет – 578 тыс. руб. Убыточность предприятия является следствием ряда причин, а именно: неправильная финансово-кредитная политика руководства, отсутствие ценовой политики, неэффективное использование производственных площадей, производство не конкурентно способной продукции, отсутствие рынка сбыта и как следствие, основного источника денежных поступлений — выручки от реализации продукции (26% от всего поступления денежных средств) и ряд других причин.
Таким образом, на основании проведенного предварительного обзора баланса ОАО «Х» за 2000-2002 год, можно сделать вывод о неудовлетворительной работе предприятия  и росте больных статей в 2000 году. В связи с этим необходимо дать оценку кредитоспособности предприятия, которая производится на основе анализа ликвидности и платежеспособности баланса.
Критериями оценки финансового состояния предприятия выступает его платежеспособность. Под платежеспособностью предприятия понимается наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчета по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения, при бесперебойном осуществлении основной деятельности.
  Таким образом, основными признаками платежеспособности предприятия в идеальном состоянии являются наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете и отсутствие просроченной краткосрочной задолженности.
Текущая платежеспособность за отчетный период определяется следующим образом:
П тек = Спл/Соб
где Спл – сумма платежных средств предприятия;
       Соб – срочные обязательства предприятия.
К вопросу определения суммы платежных средств предприятия существуют различные подходы. Наиболее распространенным является отнесение к платежным средствам следующих статей:
-      денежные средства;
-      краткосрочные ценные бумаги
-      часть дебиторской задолженности, когда уверены в ее поступлении.
К срочным обязательствам относятся текущие пассивы, т. е. обязательства и долги, подлежащие погашению:
-      краткосрочные кредиты банков;
-      кредиторская задолженность за товары, работы, услуги юридическим, физическим лицам, бюджету.
По данным баланса предприятия Птек на конец отчетного периода составляла 0,0013, что свидетельствует о неудовлетворительной платежеспособности предприятия, то есть на конец отчетного периода предприятие не сможет оплатить и 1% своих обязательств денежными средствами, находящимися в его распоряжении.
Наиболее распространенной причиной возникновения неплатежеспособности является превышение суммы внешней задолженности (раздел IV+ раздел V баланса) над текущими активами (раздел II баланса) предприятия. По данным баланса предприятия ОАО «Х», сумма внешней задолженности на конец отчетного периода составляет 1325,3 тыс. руб., а сумма текущих активов – 284,4 тыс. руб., что говорит о неплатежеспособности данного предприятия.
На платежеспособность предприятия большое влияние оказывает показатель величины оборотного капитала, который определяется как разница между всеми текущими активами и краткосрочными пассивами. Если соотношение оборотных активов и краткосрочных пассивов меньше единицы, то предприятие не способно выполнять в срок свои краткосрочные обязательства. Данное соотношение по данным баланса на конец отчетного периода составляет – 0,21, т.е. предприятие не платежеспособно.
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью да­вать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевре­менно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств орга­низации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку по­гашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность акти­вов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для пре­вращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их по­гашения и расположенными  в  порядке  возрастания  сроков.  Анализ  ликвидности  баланса  приведён в таблице 2.4
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующие соотношения:
Таблица 2.4    Анализ ликвидности баланса Абсолютно
Ликвидный баланс
Соотношение активов и пассивов баланса ОАО «Х» 2000 год
На начало года
На конец года
А1³П1;
А2³ П2;
А3 ³П3;
А4 >П4.
А1>П1; 1124423 >238128
А2>П2; 1161470>0
А3 =П3; 0=0
А4
А1> П1; 1080670 >39806
А2 > П2; 278475>0
А3 = П3; 0=0
А4
    продолжение
--PAGE_BREAK--Где: А1- труднореализуемые активы (строка 110+ строка 120+ строка130); А2- медленно реализуемые активы (строка 210- строка 217+ строка 230+ строка 140+ строка 244);
А3- быстро реализуемые активы (строка 240+ строка 270);
А4- наиболее ликвидные активы (строка 250+ строка 270);
П1- постоянные пассивы (строка 490- строка 217);
П2- долгосрочные пассивы (строка 590);
П3- краткосрочные пассивы (строка 610);
П4- наиболее срочные пассивы (строка 620+ строка 670).
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным, если активы равны или превышают пассивы по каждой группе соответственно.
Исходя из данных таблицы 2.4, можно охарактеризовать ликвидность баланса ОАО «Х»  как недостаточную. Анализируя  ликвидность баланса, следует отметить, что в отчетном периоде платежный недостаток наиболее ликвидных активов (денежных средств) для покрытия наиболее срочных обязательств составлял: на начало периода 163 руб, или 0,09%, и на конец отчетного года 1111 руб., или 0,39%. Эти цифры говорят о том, что только 0,13% срочных обязательств предприятия на конец отчетного периода покрывались наиболее ликвидными активами.
Медленно реализуемые активы превышали долгосрочные пассивы на конец отчетного периода на 278,5 тыс. руб., но данный платежный излишек по причине его низкой ликвидности не может быть направлен на покрытие краткосрочных обязательств. Таким образом, недостаточная ликвидность баланса подтверждает ранее сделанное заключение о кризисном финансовом состоянии предприятия.
С учетом изложенной выше мобильности текущих активов можно рассчитать следующие коэффициенты ликвидности:
-    коэффициент покрытия (или показатель текущей ликвидности);
-    коэффициент ликвидности, или коэффициент критической (быстрой) ликвидности;
-    коэффициент абсолютной ликвидности.
Расчет указанных выше коэффициентов приведен в таблице 2.5.
Анализируя данные таблицы 2.5, можно сделать вывод, что ни один из показателей ликвидности не превышает нормативное значение, что в очередной раз подтверждает неудовлетворительное финансовое состояние предприятия.
Таблица 2.5    Расчет коэффициентов ликвидности.
Наименование                 показателя
Расчетная формула
Нормативное значение
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Коэффициент покрытия
Кпокр=(МПз+ДС+ДЗ+ПА)/Тоб
1,5-2
0,16
0,33
Коэффициент ликвидности
Кл=(ДС+ДЗ+ПА)/Тоб
0,7-1,0
0,00016
0,0013
Коэффициент абсолютной  ликвидности
Каб=ДС/Тоб
0,2
0,00016
0,0013
Где МПз – материально-производственные запасы;
        ДС – денежные средства;
        ДЗ – дебиторская задолженность;
        ПА – прочие активы;
        Тоб – текущие краткосрочные обязательства.
Рассмотренная система показателей позволяет характеризовать финансовое состояние предприятия как неплатежеспособное. В результате предварительного анализа бухгалтерской отчетности и расчета коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами структура баланса является неудовлетворительной, отсюда следует, что предприятие по всем признакам является потенциальным банкротом.
Однако ликвидация неэффективных производств и обеспечение оптимального перераспределения материальных и трудовых ресурсов в условиях массовой несостоятельности отечественных предприятий почти во всех отраслях экономики приведет к тяжелым социальным последствиям, таким как, массовая безработица и исключение освобожденных мощностей из производственного цикла. Поэтому в следующей главе будут рассмотрены возможные пути финансового оздоровления предприятия, являющегося потенциальным банкротом.
I.2. Причины возникновения банкротства в Российской экономике.
 
Банкротство зарождается если отсутствует постоянная аналитическая работа, направленная на выявление и нейтрализацию скрытых негативных тенденций. В своем развитии банкротство проходит несколько стадий: скрытая, финансовой неустойчивости и явное банкротство.
Прогнозирование банкротства, как показывает зарубежный опыт, возможно за 1,5-2 года до появления очевидных признаков. На скрытой стадии начинается незаметное снижение цены предприятия по причине неблагоприятных тенденций как внутри предприятия, так и во вне его. Анализ скрытой стадии банкротства можно проводить, используя так называемые формулы «цены предприятия», которые представляют собой соотношение ожидаемой прибыли до выплаты налогов, проценты по займам, дивидендов от средневзвешенной стоимости пассивов (обязательств) фирмы, или средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями платы за заемный и акционерный капитал.
Снижение цены предприятия может означать либо снижение его прибыльности, либо увеличение средней стоимости обязательств. Снижение прибыльности происходит под воздействием различных причин – внутренних и внешних. Значительная часть внутренних причин может быть определена как снижение качества управленческих решений. Большинство внешних причин являются проявлением общего ухудшения условий предпринимательства. В этом случае надо иметь ввиду, что общественное благополучие может потребовать ухудшения условий для некоторых видов предпринимательства.
Рост процентных ставок и требования вкладчиков также определяется различными факторами, среди которых можно выделить инфляционное ожидание, усиление различных типов вложений.
Рост цен действует аналогично росту процентных ставок:
-          он формирует определенные инфляционные ожидания, что повышает инфляционную составляющую номинальных процентных ставок и дивидендов;
-          рост цен на сырье и материалы, комплектующие изделия, обгоняющий рост цен готовой продукции предприятий, увеличивает при прочих равных условиях кредиторскую задолженность предприятия, что может потребовать дополнительного кредитования и, в конечном счете, такого изменения структуры обязательств предприятия, которое поднимает среднюю стоимость пассивов.
На второй стадии начинаются трудности с наличностью, появляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Нежелательным являются резкие изменения любых стадий баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызывать:
-          резкое уменьшение денежных средств на счетах;
-          увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также говорит о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
-          старение дебиторской задолженности;
-          разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности (резкое снижение, при наличии денег на счетах, также говорит о снижении объемов деятельности);
-          снижение объемов продаж.
Неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, т.к. в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат. Кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия.
При анализе работы предприятия тревогу также должны вызывать:
-          задержки с предоставлением отчетности;
-          конфликты на предприятии, увольнение кого – либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений.
Повышенного внимания требуют предприятия, испытывающие бурный рост активности. Они могут стать банкротами из-за ошибочных расчетов эффектности, разбалансированности долгов.
На стадии финансовой неустойчивости руководство часто прибегает к косметическим мерам: продолжает выплачивать высокие дивиденды, увеличивать заемный капитал, продавая часть активов, чтобы снять подозрения инвесторов. При ухудшении финансовой ситуации руководители не редко становятся склонны к незаконным действиям.
На третьей стадии предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным. Банкротство проявляется как несбалансированность денежных потоков. Предприятие может стать банкротом как в условиях отраслевого роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема возрастает конкуренция, а при спаде падают темпы роста.
Во всех случаях причиной банкротства является неверная оценка руководителями предприятия ожидаемых темпов роста их предприятия, под которые заранее находятся источники дополнительного, как правило, кредитного финансирования.
II.     Механизм реализации банкротства в современной России.
II.1. Экономическая сущность банкротства.
   Место и роль банкротства в рыночной экономике.
Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в денежные отношения с налоговыми органами, банками, поставщиками и потребителями и  т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому что, предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия  такие как, произвести платеж, поставить товар, исполнить услуги и т.д. Если же предприятие из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, то оно становится как партнер неплатежеспособным, или несостоятельным, наносящим ущерб кредиторам.
В конечном счете, неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:
а) или дать предприятию контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени соглашения;
б) или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов;
в) поставить вопрос о диалоге должника и кредиторов и объявить добровольную ликвидацию.
Лечение болезни по определенным правилам является важной предпосылкой сохранения здоровья не только больного, но и окружающих. Точно также решение вопросов по упорядочению не выплачиваемых долгов больных, неплатежеспособных предприятий является важной гарантией здоровья любой экономики. Термин «банкротство», прочно вошедший в русский язык, до настоящего времени не нашел какого-либо правового содержания у нас в стране. Но сейчас мы строим рынок, а рынок без банкротства отдельных предприятий не бывает.
        Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется банкротством. Банкротство есть юридический  факт, наступающий после признания данного факта арбитражным судом или после официального объявления должником о банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить лишь  о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном состоянии или при кризисном состоянии.
        Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдение, либо внешнее управление не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации).
        Механизм банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей ранее действовал в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.92 года, ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами. С 1 марта 1998 года в действие введен закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года N 6-ФЗ, в соответствии, с которым осуществляется процедура банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, а также граждан — должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства  вводятся в действие  с момента  вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ. Таким образом, положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Все вышеназванные хозяйствующие субъекты, признанные должником, могут быть объявлены  арбитражным судом банкротом. Должником считается гражданин, в т.ч. индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, неспособное удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки.  Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско – правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается, признанная арбитражным судом, неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджеты  РФ, местный  бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством,  в связи  с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешними признаками несостоятельности является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря   1993 года № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предпринимателей»  была разработана система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующейся на текущей  ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить  (утратить) платежеспособность.
На основании указанной системы критериев  могут быть приняты следующие решения:
-      о признании структуры баланса предприятия  неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным;
-      о наличии реальной возможности  утраты платежеспособности предприятием, когда оно в ближайшее время не сможет  выполнить свои обязательства.                          
Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки  неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а  также установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).
Банкротство зарождается если нет постоянной аналитической работы, направленной на выявление и нейтрализацию  скрытых негативных тенденций. В своем развитии банкротство проходит несколько стадий: скрытая, финансовой неустойчивости и явное банкротство.
 Анализ скрытой стадии банкротства можно проводить, используя так называемые формулы  «цены предприятия», которые представляют собой соотношение ожидаемой прибыли до выплаты налогов, проценты по займам, дивидендов от средневзвешенной стоимости пассивов (обязательств) фирмы, или средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями платы за заемный и акционерный капитал.
Снижение цены предприятия может означать либо снижение его прибыльности, либо увеличение средней стоимости обязательств. Снижение прибыльности происходит под воздействием различных причин — внутренних и внешних. Значительная  часть внутренних причин  может быть определена как снижение качества управленческих решений. Большинство внешних причин являются проявлением общего ухудшения  условий предпринимательства. В этом случае надо иметь ввиду, что общественное благополучие может потребовать ухудшения условий для некоторых видов предпринимательства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Принятие арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и введении наблюдения приводит к многочисленным ограничениям имущественных и финансовых прав и иных должника. Так, приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального ущерба, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Кроме того, запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. В целях действенного обеспечения, названных мер, определение арбитражного суда о принятии заявления о признании предприятия-должника банкротом направляется в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных его органов управления. Они продолжают выполнять свои полномочия, хотя и с определенными ограничениями: сделки, связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ; с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника, а также, связанные с получением и выдачей кредитов, поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника могут совершаться только с согласия временного управляющего.
Органы управления должника не правомочны принимать решения по ряду вопросов, в том числе по таким финансовым вопросам как: о выплате дивидендов; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; о выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований процедуры наблюдения и иных нарушений законодательства РФ. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего. Одной из основных задач временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника, установление его кредиторов и размера их требований. Целью данного анализа является определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и выплату вознаграждения временному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Если в результате анализа финансового состояния должника установлена недостаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов.
Порядок введение внешнего управления для градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и крестьянского (фермерского) хозяйства имеет некоторые особенности, определяемые Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». По собственной инициативе арбитражный суд назначить внешнее управление не может. Внешнее управление вводится
на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Внешнее управление осуществляется при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника с сохранением единого имущественного комплекса и самой организации в качестве субъекта права. Основной целью проведения внешнего управления является продолжение деятельности предприятия путем реализации части его имущества и осуществления других финансовых, экономических и организационных мероприятий.
На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику сроки исполнения, которых наступили до введения внешнего управления. Поэтому, одним из условий введения внешнего управления имуществом должника является наличие согласия кредиторов на его проведение. Мораторий распространяется также и на обязательства должника перед бюджетом. Однако мораторий не прерывает исчисление процентов за пользование кредитными средствами и санкции по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Мораторий также не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. В то же время должник вправе требовать от своих контрагентов исполнения взятых ими обязательств и использовать установленные законодательством средства для взыскания с них убытков и штрафных санкций, а также сумм дебиторской задолженности.
Внешний управляющий имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом должника, заключать от его имени мировое соглашение, заявлять отказ от исполнения договоров должника. Он обязан принять имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; рассматривать требования кредиторов, вести их реестр и заявлять, в установленном порядке, возражения по ним; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; представлять собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления и т.д.
В то же время возможности арбитражного управляющего ограничены определенными пределами. Так, крупные сделки (сделки, влекущие распоряжение имуществом, балансовая стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника), заключаются внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Кроме того, в случаях, когда размер денежных обязательств должника возникших после введения внешнего управления превышает 20 процентов суммы требований кредиторов, сделки, влекущие новые обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления могут совершаться при согласии кредиторов. Это положение относится и к расходам на потребление, в том числе на оплату труда работников.
Важнейшим этапом проведения внешнего управления является разработка  плана внешнего управления, который должен быть разработан внешним управляющим, не позднее одного месяца с момента своего назначения, и утвержден собранием кредиторов не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. Такими мерами могут быть перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа предприятия (бизнеса) должника,  части его имущества; исполнение обязательств должника собственником имущества или третьими лицами; иные способы восстановления платежеспособности.
При продаже предприятия должника, части его имущества, отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, включая земельные участки, основные и оборотные производственные фонды и фонды обращения, права требования и обозначения и т.д. При продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав его имущества. Сумма выручки от продажи предприятия включается в состав имущества должника. Продажа предприятия проводится путем проведения открытых торгов, начальная цена его утверждается собранием (комитетом) кредиторов. Торги проводятся в форме аукциона. В случае, если лицо, выигравшее торги в дальнейшем отказывается от подписания договора купли-продажи сумма задатка, уплаченная им, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организаторов торгов на их проведение.
Если, вырученной от продажи предприятия суммы достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве прекращается. В противном случае, внешний управляющий предлагает заключить мировое соглашение. При не достижении мирового соглашения арбитражный суд принимает решение об открытии конкурсного производства.
Не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока внешнего управления внешний управляющий должен представить собранию кредиторов отчет. Отчет внешнего управляющего должен содержать: баланс должника на последнюю отчетную дату; счет прибылей и убытков; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованных правах требования; иные сведения о возможности погашения кредиторской задолженности.
 В соответствии с законодательством к предприятию-должнику могут применяться и ликвидационная процедура в виде принудительной ликвидации, которая на практике осуществляется путем открытием и проведением  арбитражным судом конкурсного производства. Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов, а также охрана заинтересованных сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Арбитражный суд приступает к рассмотрению дел о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства в случаях если совокупные требования к нему составляют в сумме не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Основанием для открытия конкурсного производства является заявление должника, кредиторов, или одного из них, а также прокурора. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но решением арбитражного суда его можно продлить на шесть месяцев и более.
С момента принятия решения об открытии конкурсного производства правовое и имущественное положение должника значительно ограничивается. Так, предприятие-должник прекращает свое существование как субъект права. Запрещается передача имущества должника (кроме случаев, когда это разрешается собранием кредиторов), погашение его обязательств. При этом платежи кредиторам залогодержателям, а также платежи, связанные с проведением конкурсного производства, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, функционированием предприятия-должника не приостанавливаются. Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. С целью не допущения увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам других, подлежащих преимущественному удовлетворению, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности несостоятельного предприятия. Все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по его распоряжению. Введение новых арестов имущества должника и иных ограничений по его распоряжению не допускается.
При открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя от исполнения обязанностей по управлению предприятием-должником и назначает конкурсного управляющего, его функции практически те же, что и по ранее действующему законодательству. Но, кроме этого он получил право предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер указанных требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. Взысканные суммы включаются в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов в порядке установленном законодательством.
В ходе конкурсного производства используется только один (основной) счет должника в банке или ином кредитном учреждении. Другие счета, известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в процессе его производства, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника. На основной счет зачисляются также денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета осуществляются выплаты кредиторам, в законодательно установленном порядке, и оплачиваются расходы связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника и иные расходы по осуществлению конкурсного производства. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов всех очередей определяется законодательством.
 На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы имеют возможность заключить мировое соглашение. Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки исполнения обязательств должника; об уступке прав требования; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об иных способах удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника или их прекращении. Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, после чего производство по делу о банкротстве прекращается.
Кроме мирового соглашения законодательством предусмотрены и другие (внесудебные) процедуры, позволяющие должнику путем переговоров с кредиторами продолжить деятельность предприятия должника (досудебная санация), либо согласовать с ними решение о его добровольной ликвидации.
Досудебная санация (оздоровление предприятия-должника) — внесудебная процедура, когда собственником предприятия-должника, (кредиторами) или иными лицами, в рамках мер по предупреждению банкротства, предприятию-должнику оказывается финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Цель санации — предотвращение ликвидации предприятия путем восстановления финансовой устойчивости, пополнения его оборотных средств за счет оказываемой заинтересованными лицами финансовой помощи. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов различных уровней бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются соответствующими органами власти и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации, при наличии признаков банкротства, может быть сделано руководителем должника, собственников его имущества или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации. Руководитель должника может добровольно объявить о банкротстве и ликвидации только при условии получения письменного согласия всех кредиторов должника.
 Руководитель должника обязан рассмотреть требования кредиторов, включить их в реестр требований кредиторов и приступить к расчетам с ними в порядке, предусмотренном законодательством. При добровольной ликвидации должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии. Любой кредитор должника в любой момент до завершения процедуры ликвидации может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В случае нарушения вышеперечисленных требований, сокрытия должником имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам собственник имущества, учредители и руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов, которые могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента ликвидации должника.
    продолжение
--PAGE_BREAK--II.4.Финансовое состояние легкой промышленности Ростовской области.
Важную роль в экономике Ростовской области всегда играл агропромышленный комплекс, традиционно в области были развиты такие подотрасли легкой промышленности, как обувная, швейная, трикотажная и текстильная. Однако они функционировали в отсутствии конкуренции и при наличии неудовлетворительного спроса. Когда же в страну хлынул поток импортных товаров, продукция предприятий этой отрасли оказалась неконкурентоспособной.
В сравнении с 2000 года в 2003 году в структуре промышленного производства доля легкой промышленности резко упала с 10,3% до 2,4%.
Директорский корпус многих предприятий проявил недостаточную компетентность в условиях рыночных преобразований в экономике.
Сложным, в большинстве случаев и неудовлетворительным, является финансовое состояние промышленных предприятий. Усугубляет ситуацию сложившаяся система неплатежей, приводящих к отсутствию у предприятия необходимых оборотных средств, по состоянию на 1.10.2000 года просроченную дебиторскую задолженность имели 352 предприятия, а кредиторскую – 343.
Экономическая политика Администрации Ростовской области в отношении предприятий легкой промышленности вытекает из следующих принципиальных оценок ситуации, сложившейся в этой подотрасли за годы реформ.
Физический объем производства продукции предприятиями легкой промышленности области за 2000-2003 года  сократился почти в 9 раз, а удельный вес объема производства продукции подотрасли в общем объеме производства промышленности снизился с 10.3% в 2000 году до 1.7% в 2003 году. По итогам 2001 года отмечается рост физического объема производства легкой промышленности в сравнении с 2000 годом  на 41.3%. Удельный вес объема производства подотрасли в общем объеме производства промышленности области увеличился до 2%. Позитивные сдвиги в легкой промышленности подтверждаются и обеспеченностью производства заказами на 6,2 месяца в 2000 году.
Сравнивая производство продукции легкой промышленности в декабре 2001 года с декабрем 2000 года, можно сделать вывод о значительных отклонениях в объемах производства отдельных видов товаров. Так производство обуви увеличилось на 47.2%, курток (включая рабочие) в 2,3 раза, костюмов – в 6,5 раз. Вместе с тем снизилось производство чулочно-носочных изделий на 10,4%; бельевого трикотажа – на 30%; хромовых кожтоваров – на 37,3%; пальто и полупальто – на 80% и хлопчатобумажных тканей – на 43%.
Негативным моментом является снижение в 2003 году по сравнению с 2000 годом производства основных видов товаров детского ассортимента. В 2003 году было произведено для детей чулочно-носочных изделий меньше чем в 2000 году на 13,1%, трикотажных изделий на 66,1%, детской обуви – на 59,6% и др.
Анализ позволяет определить ряд основополагающих причин, способствующих сокращению масштабов производства в легкой промышленности.
Во-первых, это экспансия зарубежных товаров и низкое качество местных товаров. Например, обследование магазинов области в конце декабря 2000 года показало, что удельный вес импортных изделий легкой промышленности в общем количестве имевшихся в продаже товаров составил:
-       сапоги, сапожки женские, зимние             — 81,8%;
-       туфли женские модельные                        — 79,7%;
-       сапоги мужские утепленные                     — 61,4%;
-       сорочки верхние мужские                        — 51,5%;
-       плащи женские                                         — 48,2%;
-       пальто женские зимние                             — 30,0%;
-       пальто мужские демисезонные                  — 43,8%;
-       костюмы мужские                                     -39,6% и т.д.
При этом значительная часть импортных товаров реализуется на вещевых рынках. Основная причина сложившейся ситуации заключается в низком качестве и дизайне товаров местного производства.
Снижение сортности товаров легкой промышленности во многом объясняется высоким износом основных промышленно-производственных фондов. Средний коэффициент износа составляет 55%.Однако, только 9% поступивших  в область в 2000 году валютных инвестиций было направлено в легкую промышленность. Немаловажное влияние на качество продукции легкой промышленности оказывает низкая зарплата работников этой подотрасли. Средняя зарплата (без выплат социального характера) одного сотрудника  примерно в 4,5 раза меньше зарплаты в электроэнергетике и в топливной промышленности.
Во-вторых, низкое использование производственных мощностей обуславливает рост цен на выпускаемую продукцию, так как необходимо компенсировать затраты на обслуживание всего производственного аппарата. Также способствует увеличению цен сужение местной сырьевой базы, поскольку сельхозпроизводство области продолжает снижать выпуск сельхозсырья и сельхозпродукции.
Финансовые результаты деятельности предприятий легкой промышленности в январе-ноябре 2000 года характеризуется убытками в размере 34,6 млрд. рублей, просроченной кредиторской задолженностью 43 предприятий 209,2 млрд. рублей, задолженностью по заработной плате на 01.01.2001 – 16,428 млрд. руб. В  настоящее время большинство предприятий легкой промышленности области так и не улучшили свои финансовые результаты и находятся на грани банкротства.
В настоящее время отрасль – легкая промышленность, в состав которой входят 548 предприятий, по своим структурным характеристикам не отвечает требованиям переходной экономики. В условиях формирования инфраструктуры рынка, удельный вес предприятий частной собственности составляет 91%, хотя большинство собственников не являются предприимчивыми владельцами собственности, которая им досталась практически даром. Отсюда и результат. Доля выпуска продукции предприятиями частной собственности в общем объеме производства подотрасли составляет только 69,2%.
Размерно-масштабная характеристика предприятий подотрасли также далека от оптимальной. Крупные и средние  предприятия, удельный вес которых в  общей численности предприятий составляет 12.2%, производят 89,7%от всей продукции подотрасли. В то время малые предприятия, удельный вес которых составляет 81,2%, производят только 8,6 % продукции. При этом на крупных и средних предприятиях сосредоточено 83,7% промышленно-производственного персонала, на малых 14,4%.
Таким образом, деятельность Администрации Ростовской области применительно к предприятиям легкой промышленности на среднесрочную перспективу должна включать:
-          Целенаправленное управление государственным сектором  легкой промышленности по производству продукции для детей, пенсионеров, малообеспеченных групп населения Ростовской области по широкой номенклатуре и ассортименту товаров;
-          Организации эффективной сертификации и проверки качества продукции легкой промышленности как поступающей в регион по импорту, так и местного изготовления;
-          Применение с целью защиты местных товаропроизводителей «мягкого» регулирования объемов импортируемых товаров, установление контроля за качеством;
-          Определение направлений реструктуризации крупных предприятий и их перепрофилирование.
Одним из характерных представителей предприятий данной отрасли является ОАО «Х». Для него характерно наличие большинства негативных признаков, рассмотренных выше.
III. Меры по финансовому оздоровлению российских предприятий и  роль   банкротства в экономическом процессе.
III.1. Государственная стратегия финансового оздоровления предприятий.
Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую систему экономики западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности, особенно черной металлургии, тяжелого машиностроения, а также добывающих отраслей, строительства, сельского хозяйства и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др. характер технологий, техническое строение основных фондов и технологический уровень основных средств производства в России и развитых странах настолько различаются, что сравнения становятся бессмысленными, поскольку западные страны и США с начала 1970-х гг. осуществили технологические революции, масштабы и темпы влияния которых пошли дальше самых оптимистических прогнозов 70-х годов, а Россия даже не начинала их. Структурной перестройке западных стран с развитой рыночной экономикой во многом способствовал кризис начала 70-х годов, так как во время кризиса погибают прежде всего нежизнеспособные, слабые предприятия. Кризисы как составная часть промышленных циклов во многом способствуют обновлению основного капитала, совершенствованию технологий. В этом же направлении действует и спад производства в России, начавшийся в конце 80-х – начале 90-х гг. Однако кризис в России имеет такие существенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке государственной программы, направленной на принципиальные изменения социальных, технологических, межотраслевых, территориальных пропорций:
-    структурная перестройка проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотиваций к труду, и, самое главное, в условиях социально-экономической и политической нестабильности в обществе;
-    рыночные отношения только начинают возникать, они крайне не развиты и соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;
-    преобладание в России крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка.
Устаревшие производственные мощности (средний срок службы которых около 20 лет), огромные монополизированные государственные предприятия, неразвитая оптовая торговля и телекоммуникационная система, инфраструктура рынка – все это порождает серьезные трудности для осуществления структурной перестройки.
Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной  инвестиционной политике, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.
Решение проблемы структурной перестройки как основной цели антикризисной государственной инвестиционной стратегии непосредственно связано с программой поддержки малого предпринимательства, которые направлены на создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающий его эффективный рост. Программа предусматривает:
а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
б) совершенствование системы финансовой поддержки;
в) создание системы информационного обеспечения;
г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
е) производственно-техническую поддержку.
Мероприятия по поддержке малого предпринимательства создают условия для более быстрого и менее болезненного развития рынка в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.
Структурная перестройка промышленного производства и развитие малого предпринимательства во многом взаимосвязаны, взаимообусловлены; успешное развитие одного из направлений государственной антикризисной политики, несомненно, будет способствовать успешной реализации и другого направления.
Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных  предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.
Особое внимание со стороны государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных менеджеров.
Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:
·       восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
·       финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.
Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:
·       финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
·       возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;
·       финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
·       финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.
Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.
Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на возвратной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) – с другой.
Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
·    наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
·    наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;
·    безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;
·    наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных  санационных мероприятий;
·    наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Указанным выше постановлением Правительства РФ  Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.
Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:
Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ;
федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.
Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).
В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.
Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние производства на всех этапах промышленного цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.
Известный русский экономист конца 19 – начала 20 века В. Твердохлебов утверждал, что налоги должны в первую очередь служить целым развития производства. «Развитие производительных сил, — писал он, — вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всей податной системы…»[2] Мысль В. Твердохлебова творчески развил отечественный специалист по теории налогов А. Соколов. Он писал, что «налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодействовать абсолютному и относительному росту чистого национального продукта».[3]
К сожалению, экономические реформы в России начали проводиться в условиях тяжелого системного кризиса. В этой связи политики, ученые и практические работники налоговой сферы, хорошо зная общие основы построения налоговой системы, сразу столкнулись с проблемой пополнения дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса срока платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с упором на фискальную функцию налогов. При этом виду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку бюджетных расходов ниже необходимого минимального уровня, тяжесть налогового бремени для большинства российских предприятий оказалась непосильной. Взимаемые налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятия не только весь чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу будущего поступления налоговых платежей.
Хорошо известно, что в России общая сумма обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды превышает по отношению к прибыли 100%, хотя ставка собственно налога на прибыль находится на достаточно умеренном уровне – 24%. Для сравнения следует сказать, что в отдельных развитых  мира уровень ставки налога на прибыль выше, чем у нас, однако изменение этих ставок правительствами соответствующих стран имеют четкую тенденцию к снижению.
Неплатежеспособность большинства российских предприятий, конечно, вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит обвальная утрата собственных оборотных средств в период либерализации цен. Но действующий в России порядок налогообложения предприятий тем и не совершенен, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд заработной платы до последнего времени (до введения в действие единого социального налога) в совокупности могли превышать 40% его величины, что совершенно неприемлемо с точки зрения уровня затрат. В данном случае обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды делают продукцию российских предприятий неконкурентоспособной.
На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными,  однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, а главное причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям. Не случайно Указом Президента РФ от 19.01.1996 г. № 65 «О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства,  образовавшейся до 1 января 1996 г.» разрешено предоставлять отсрочку уплаты задолженности по налогам, штрафам и пеням, образовавшейся до 1 января 1996 г., предприятиям и организациям, полностью и своевременно выплачивающим текущие платежи.
В 2000 году Администрацией Ростовской области и некоторыми предприятиями промышленного сектора было заключено соглашение по льготному налогообложению предприятий, находящихся в трудном финансовом положении. ОАО «Х» входит в число этих предприятий.
В 2000 году Администрацией Ростовской области также было разрешено погашать долги прошлых лет по отчислениям во внебюджетные фонды в счет зачета изготовленной товарной продукции для бюджетных организаций области. Изготовление мягкого инвентаря для социальных приютов, домов престарелых и больниц позволило ОАО «Х» в 2000 году сократить долг пенсионному фонду на 300 тыс. руб. 
Такой подход свидетельствует о приближении государственной налоговой политики к интересам и реальным возможностям предприятий-налогоплательщиков.
Вместе с тем, данные изменения практически не коснулись собственно налогового законодательства. На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения, трактовка которых позволяет рассматривать их в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:
·    разрешение исчислять сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовывать продукцию, работы, услуги по ценам выше себестоимости. Это положение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция которых не приносит им достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом;
·    разрешение направлять на покрытие убытка (в течении 5 лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более, чем на 50%. Кроме того, предварительным условием для применения этой льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов;
·    освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов.
Последняя льгота имеет отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях. Подавляющее большинство предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять производственный аппарат, результатом чего явились высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кризиса этим предприятиям так или иначе нужно менять организацию производства, осуществлять инвестиции в свою компанию это совершенно не зависит от того, какая форма антикризисного воздействия будет применена к той или иной компании. Ведь даже ликвидация предприятия далеко не всегда предполагает его полное физическое уничтожение и чаще всего сводится к перемене собственника с последующим организационно-техническим преобразованием. Следовательно, новый владелец так же, как и прежний, встает перед проблемой инвестирования.
Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот.
Сегодняшние льготы, предоставляемые инвесторам, включают в себя:
а) освобождение от уплаты НДС предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам, и прошедших регистрацию в установленном порядке;
б) освобождение от всех видов налогов:
1) средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных торгов;
2) средств, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации;
в) освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.
При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не может быть значительным.
Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. Ведь по существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть ни что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства. Последнее рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами.
По мнению профессора  С.В. Беляева, реальная налоговая льгота для инвесторов могла бы заключаться в полном освобождении от налогов всех их инвестиций, осуществляемых в приватизированные предприятия.[4]
III.2. Внутрихозяйственные резервы предотвращения банкротства на предприятии ОАО «Х».
Основная задача производственного менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий и средств, обеспечивающих поддержку промышленного производства, стимулирующих развитие рыночных отношений, устраняющих тенденции деиндустрилизации России, сохраняющих научно-производственный и кадровый потенциал сферы производства, обеспечивающий вывод предприятия из кризисного состояния.
Оперативное управление предприятием в период преодоления кризиса основано на положении, что функция производителя продукции, заложенная в производственный процесс, — это обеспечение потребностей рынка в определенном виде продукции. Для выполнения данной функции в процессе организации производства продукции необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе:
·   экологические (влияние производственного процесса на окружающую среду);
·   территориальные;
·   социально-экономические;
·   актуальную и перспективную ресурсообеспеченность и др.
Анализ бухгалтерской отчетности показал, что финансовое состояние предприятия ОАО «Х» является неудовлетворительным. Данные анализа финансового состояния предприятия выявили ряд проблем, влияющих на неплатежеспособность и низкую ликвидность предприятия, основными из них являются:
Ø продукция предприятия является нерентабельной;
Ø нецелесообразное использование производственных площадей;
Ø низкая обеспеченность собственными средствами;
Ø наличие кредиторской задолженности, превышающей величину оборотного капитала;
Ø неэффективное использование финансовых ресурсов на производство продукции;
Ø плохо налаженный рынок сбыта продукции, и как следствие, низкий уровень выручки от реализации продукции;
Ø отсутствие ценовой политики;
Ø отсутствие дополнительных источников финансирования основной деятельности предприятия и др.
Не смотря на то, что по данным предварительного анализа бухгалтерской отчетности предприятия, предприятие является потенциальным банкротом, его платежеспособность не подлежит восстановлению в ближайшее время, некоторые предпринятые шаги в области финансового оздоровления смогли бы облегчить его состояние.
На балансе предприятия имеются значительные основные средства, которые не задействованы в производственном процессе, однако требуют значительных расходов на их содержание. Продажа части основных средств или сдача их в аренду явилась бы источником пополнения мобильных собственных средств предприятия, часть которых можно выделить на погашение кредиторской задолженности перед бюджетом и персоналом предприятия.
Реальными производственными причинами неплатежеспособности являются следующие. Ситуация, при которой изготовленная продукция, а иногда и предприятие-изготовитель могут остаться невостребованными. Подобная ситуация в последнее время часто возникает в связи с узким профилем предприятия, а также неконкурентоспособной продукцией.
По некоторым макроэкономическим оценкам обстановка в промышленном производстве в ближайшее время будет определяться действиями двух факторов, таких как:  низкий спрос на отечественные товары народного потребления и относительной конкурентоспособностью сырьевых отраслей на внешнем рынке. Эти факторы и составляют производствен-ные причины неплатежеспособности промышленных предприятий в рамках общего кризиса промышленного производства. Непосредственная экономическая причина спада промышлен-ного производства состоит в том, что оно пришло в реальное противоречие с сокращением платежеспособного спроса, в том числе из-за резкого роста доли прочих затрат в себестоимости промышленной продукции. Более одной трети этих затрат стали занимать отчисления во внебюджетные фонды. Отмечается большой удельный вес платежей процентов по кредитам банков, налогов, включаемых в себестоимость; оплаты нематериальных услуг и других затрат. Данная тенденция характерна для всех отраслей промышленности и для предприятий легкой в частности. Решение данной проблемы заключается в максимальном снижении себестоимости продукции за счет более экономичного расходования сырья и комплектующих изделий, уменьшении издержек производства.
С начала экономической реформы, системных преобразований в производственной сфере уровень технологической оснащенности промышленного производства не вырос, технологическое отставание усилилось, производительность труда упала.
Сокращение масштабов производства и рост условно-постоянных затрат привели к простаиванию оборудования, сокращению персонала и, в конечном итоге, к утрате целых направлений деятельности, следствием чего явился рост неплатежей, несостоятельности и социальной напряженности.
В связи с резким спадом производства промышленной продукции встает вопрос о пересмотре подходов к производственному планированию, другим этапам производственного цикла.
Представленное современное состояние производства является первопричиной несостоятельности (банкротства) промышленного предприятия, основанием для принятия практических мер по изменению структуры и менеджмента. Однако такие действия могут осуществляться лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность с целью продолжения деятельности предприятия путем осуществления организационных, технических и экономических мероприятий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.