--PAGE_BREAK--Однозначно можно определить только объем продукции всех отраслей АПК, изготовленной и использованной исключительно в этом комплексе. Например, для первой сферы это предприятия, выпускающие специализированную технику – зерноуборочные или кормоуборочные комбайны, для третьей сферы – элеваторы и иные аналогичные сооружения, в которых хранение несельскохозяйственной продукции невозможно.
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) – совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки потребления сельскохозяйственной продукции [3, с. 10].
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья [2, с. 265].
Аграрно-промышленный комплекс призван обеспечивать основные потребности страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства. Для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса на сельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. Однако по таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, картофель важно иметь 100 % -ную обеспеченность (кроме того, иметь возможность поставлять их на экспорт), а по маслу растительному, сахару, овощам и фруктам — не менее 70 %. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны [2, с. 267].
1.1.1. АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Народнохозяйственный комплекс страны представляет собой открытую целостную социально-экономическую систему, состоящую из органически взаимосвязанных структурообразующих элементов, функционирование каждого из которых взаимно обуславливает развитие как отдельных элементов, так и всей системы в целом. Открытость такой системы проявляется прежде всего в том, что существенное влияние на ее функционирование оказывает не только внутренняя, но и внешняя по отношению к ней среда.
Агропромышленный комплекс до настоящего времени остается экономически и социально значимой сферой народного хозяйства Республики Беларусь, вследствие этого проблемы развития национального АПК и, более узко, сельского хозяйства являются темой, актуальной для научных исследований. В последние годы в сельском хозяйстве Беларуси происходят значительные структурные изменения. Приняты и реализуются Государственные отраслевые программы, согласно которым усиливаются концентрация, специализация и интенсификация производства определенных видов продукции на уровне отдельных хозяйств, районов, областей и республики в целом. Проводится работа по оптимизации отраслевой структуры и территориального размещения сельскохозяйственного производства в увязке с предприятиями перерабатывающей промышленности. Согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 гг., помимо прочего, предполагается:
· усовершенствовать специализацию и обеспечить развитие отраслей сельскохозяйственного производства;
· создать устойчивые сырьевые зоны для перерабатывающей промышленности;
· увеличить совокупный объем валовой продукции и обеспечить повышение рентабельности сельскохозяйственного производства.
Таким образом, государство уделяет большое внимание развитию аграрного сектора страны, при этом стоит задача именно качественного его развития, а не только наращивания количественных параметров. Исследование возможностей такого развития связано с проблемами структурных изменений в воспроизводственной, региональной, отраслевой структуре агропромышленного производства, а также изменений самих институциональных структур-предприятий и норм их взаимодействия. Изучение причин, последствий и тенденций структурных сдвигов позволит выявить возможности развития агропромышленного комплекса страны. Государственные усилия, направленные на стимулирование экономического развития, при их научном обосновании могут ускорить объективные процессы структурной динамики.
В структуре производственных ресурсов сельского хозяйства выделяют агрегированные категории ресурсов – труд, землю и капитал. Общая площадь сельскохозяйственных угодий за исследуемое десятилетие сократилась почти на 5%. Данная тенденция, с одной стороны, отражает сокращение земельных ресурсов аграрного производства, но, с другой стороны, если вызвана выведением малопродуктивных земель из оборота и оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, может служить и фактором повышения эффективности хозяйствования. Объем капитальных ресурсов сельскохозяйственного производства страны снижался в течение исследуемого периода. Основной капитал в физическом выражении сократился за десятилетие более чем на 6%.
При этом степень износа основных фондов сельскохозяйственного производства возросла с 38,5% (на конец 1995 г.) до 58,2% (на начало 2005 г.). В структуре основных фондов наиболее изношена их активная часть – машины, оборудование и транспортные средства (более 80% на конец исследуемого периода). Интенсивная динамика в исследуемом периоде наблюдалась по трудовым ресурсам аграрного сектора. Число занятых в сельском хозяйстве за 1994-2004 гг. сократилось почти в два раза, а их доля от всех занятых в экономике снизилась с 19 до 10,7% [9, с. 105-106].
АПК занимает важное место в экономике Беларуси, на его долю приходится почти пятая часть валовой добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте страны, около 22 % основных производственных фондов [2, с. 265].
АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного хозяйства – сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис [3, с. 10].
1.1.2. АГРОБИЗНЕС В США
Об американском сельском хозяйстве пишут и спорят много. И здесь нет ничего удивительного. Это одна из наиболее развитых аграрных систем мира. По уровню, ассортименту и качеству потребляемого продовольствия страна занимает приоритетные позиции. Американские товаропроизводители достигли устойчивого обеспечения внутреннего многообразного и изощренного спроса и в состоянии создать любой экспортный потенциал. Это связано с высочайшей производительностью труда и почти лучшей в мире технико-технологической оснащенностью. Один среднестатистический фермер США способен обеспечить прожиточный минимум более 60 чел. Это примерно в 5-6 раз больше, чем ныне в Беларуси [6, с. 3].
В стране сложилось строгое понятие фермерского хозяйства. Оно должно производить за год товарной продукции, не меньше, чем на 1 тыс. долл. Этим, по пути, охватывается вся совокупность мелких и мельчайших ферм, не говоря уже о крупных. То есть практически любое товарное сельскохозяйственное производство в США является фермерским.
Однако структура фермерских хозяйств сильно дифференцирована – от группы менее, чем 5 тыс. долл. Совокупных годовых продаж, насчитывающей более 800 тыс. ферм (35% от общего числа) до группы свыше 500 тыс. долл. Годовой реализации продукции, имеющей около 30 тыс. предприятий (около 1,5% общего количества). Группа фермеров с объемом продаж менее 5 тыс. долл. считается любительским сельским хозяйством; здесь аграрное производство, как правило, убыточно. Высоко прибыльными и высокоэффективными являются крупные и крупнейшие сельскохозяйственные предприятия (свыше 100 тыс. долл. Реализации в год). Их доля в совокупных фермерских доходах составляет около 75%. Примерно такой же процент этой группы в объемах сельскохозяйственного производства. Здесь основные доходы формируются непосредственно в сфере сельского хозяйства [6, с. 4].
Общее количество фермерских хозяйств США – около 2 млн., средний размер одного хозяйства – около 200 га, среднестатистическая выручка от реализации продукции в расчете на 1 фермера 85-90 тыс. долл. [6, с. 4].
Фермерский аграрный бизнес, по законодательству, может быть организован в трех основных формах:
· полное единовладение;
· партнерство;
· корпорация.
Характеризуем вкратце каждую форму хозяйствования.
1. Полное единовладение – это наиболее распространенная форма организации фермерского дела. Общая численность таких хозяйств -1,7 млн. (86%), средний размер хозяйства – почти 150 га, средняя выручка в расчете на одного фермера – около 60 тыс. долл. [6, с. 5].
Здесь частный собственник берет на себя все риски по организации и управлению и получает все прибыли или убытки. Такое единовладение часто называют семейной формой, поскольку все члены семьи вовлечены во владение, труд и менеджмент.
Полное единовладение не ограничено в размерах и количестве вложений. Собственность может быть в совпадении с другими работниками. При этом нет необходимости приобретать в собственность все средства, часть их может арендоваться.
Преимущество такой фермерской организации в простоте, гибкости и свободе управления. Владелец имеет возможность быстро принимать решение и оперативно вносить изменения. В то же время управленческой свободе присуща полная ответственность перед законом и обязательствами, связанными с бизнесом Кроме тог, полное едино владение часто ограничено размерами производственных фондов. Небольшому предприятию сложно конкурировать с крупным капиталом. Катастрофическая нехватка времени у полного едино владельца не позволяет быть ему компетентным во многих областях бизнеса, маркетинга и менеджмента.
2. Другая распространенная форма аграрного производства в США – партнерство. Численность – 200 тыс., средний размер – 330 га, выручка в расчете на одного фермера – 160 тыс. долл. [6, с. 5].
Партнерство – это объединение двух или более человек, которые разделяют право владения средствами производства и результатами бизнеса. Оно организуется как на короткий, так и длительный срок. В большинстве штатов существует два типа партнерства – общее и ограниченное. Ограниченное партнерство должно иметь хотя бы одного общего партнера. Число ограниченных партнеров не регламентируется. Однако ограниченные партнеры не участвуют в управлении.
Все виды и разновидности партнерства имеют идентичные основные характеристики. Это разделение прибыли и убытков, контроль над собственностью, управление бизнесом. Порядок разделения функций определяется партнерским соглашением. Допускается устное соглашение. Но в любом случае требуется четкий порядок расчета прибыли, определение доли каждого участника.
Соглашением устанавливается также содержание отчета о налогах на собственность, указывается порядок прекращения или перерегистрации партнерства.
Преимущество партнерства перед едино владением состоит в возможности объединения и укрупнения капитала, что вызывает ускорение развития бизнеса. Это относительная гибкая форма организации хозяйствования, хотя каждый из партнеров может потерять некоторую личную свободу принятия управленческих решений. Она имеет преимущество для преемственности поколений, когда дети вначале участвуют в бизнесе ограниченно, а затем имеют возможность постепенно расширять свое влияние.
При партнерстве отсутствуют прямые налоги на общий доход. Налоги уплачиваются партнерами самостоятельно и различаются по категориям партнерств. Дело в том, что в некоторых партнерствах земля и здания не рассматриваются как партнерская собственность, а как арендуемое имущество, за их пользование партнеры выплачивают арендную плату.
3. Отдельной и довольно перспективной формой аграрного бизнеса выступают корпорации. Их численность–80 тыс.(4%), средний размер свыше 900 га, выручка на среднестатистического фермера – почти 550 тыс. долл. [6, с. 5].
Особенности формирования и функционирования корпораций определяются законодательством конкретных штатов.
В целом корпорация – это юридическое лицо, отделенное от владельцев, менеджеров и персонала. В этом ее главное отличие от других форм бизнеса. Корпорация может владеть собственностью, заемными средствами, заключать контракты, решать спорные вопросы.
Таким образом, в создание и деятельность корпорации включаются пайщики, директора и служащие. Пайщики являются владельцами корпорации. Они реализуют свои планы через совет директоров. У каждого пайщика – один голос, а в некоторых корпорациях капитал обменивается на облигации вместо пая. Облигации обеспечивают фиксированный доход, но их владельцы не имеют права голоса.
Совет директоров избирается пайщиками, их количество зависит от размера бизнеса. Совет директоров нанимает служащих. В небольших корпорациях пайщик, директора и служащие являются одними и теми же лицами.
Количество фермерских корпораций в США ограничено. Многие из них классифицируются как семейные с небольшим числом пайщиков. По закону они отвечают только за капитал, который инвестировали.
Но корпоративное фермерство обеспечивает значительные возможности благодаря объединению ресурсов и правления. В итоге наблюдается рост размеров бизнеса, происходит углубление специализации, что обеспечивает рост эффективности. Упрощается получение и использование кредита. Бизнес почти не страдает из-за ухода одного или нескольких пайщиков.
Корпорация обладает удобной системой хозяйствования. Доли акций легко покупаются и передаются, передаются по наследству, но без дробления земельных участков.
В то же время такая форма фермерства является дорогостоящей и при ее организации необходимы значительные взносы. Требуется строгое ведение учетно-отчетных операций, которые должны представляться администрации штата.
Оценивая в целом организацию аграрного бизнеса в США, следует подчеркнуть высокую и все усиливающуюся роль различных форм кооперации, — перерабатывающей, снабженческой, обслуживающей сбытовой. Фермерские хозяйства и корпорации являются одновременно участниками нескольких кооперативов и объединений и сами нередко (особенно партнерства и корпорации) представляют кооперативные организации. Перспективы сельского хозяйства США в настоящее время трудно представить без кооперации, благодаря которой фермеры имеют возможность удешевлять производство, производить конкурентное продовольствие, хранить продукцию, приобретать дорогостоящие ресурсы для совместного использования.
Особенно заметна роль кооперации финансовых средств, капитала и ресурсов при создании крупных и крупнейших агропромышленных корпораций, ферм и объединений в области производства говядины, свинины и продукции птицеводства. Нередко такие фермы достигают размера 1500-2000 и более гектаров. Это – весьма крупные откормочные площадки, блоки и модули, производящие продукцию на рынок, имеющие, как правило, перерабатывающие цеха для получения высоко конкурентного готового продовольствия, составляющего основу сельскохозяйственного импорта [6, с. 5].
Число таких агропромышленных формирований в стране постоянно увеличивается, хотя они и подлежат жесткому контролю по антимонопольному законодательству. В настоящее время крупные агрообъединения с объемом реализации на сумму свыше 1 млн. долл. дают более трети всей товарной продукции сельского хозяйства. Тем не менее тенденции подтверждают, что корпорации и укрупнение фермерского производства становятся очевидной действительностью, имеющей солидные перспективы.
Таким образом, фермерская организация США многообразна. Она не является застывшей и неизмененной. За последние 40 лет количество фермерских хозяйств уменьшилось в 2,7 раза. А их средний размер вырос в 2,2 раза. Существенно изменилось их имущественное состояние. Если в 1950 г. в расчете на одного владельца приходилось имущества на 17 тыс. долл., то в 1990 г. – почти 400 тыс. Это стало возможным в результате того, что правительство направляет фермерам солидные дотации. В данной связи фермеры смогли увеличить валовой доход с 33 млрд. долл. в 1950 г. до 200 млрд. в 1990 г. [6, с. 5].
1.1.3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ГЕРМАНИИ
Германия – экономически развитая страна, обеспечивающая 21% ВВП и 27% промышленного производства Европейского Союза. В 2002 г. производство ВВП на душу населения в Германии достигло 26 080 евро (18-е место в мире по объему и 3-е — по абсолютному значению). В структуре экономики Германии доминирует сфера услуг, производящая более половины ВВП, 39% ВВП обеспечили в 2004 г. промышленность и строительство. Доля сельского хозяйства в производстве валового национального продукта в Германии невелика-1,5%. Однако сельское хозяйство более чем на 90% удовлетворяет потребности страны в продовольствии. В среднем по стране один крестьянин обеспечивает продовольствием более 100 человек.
продолжение
--PAGE_BREAK--Основным типом сельхозпредприятий в западных землях является индивидуальное крестьянское хозяйство, базирующееся на семейном труде. В их пользовании находится 95,8% угодий.
В восточных землях страны структура субъектов аграрной сферы имеет иной вид. В ходе земельной реформы 1945 года крупные землевладения там были ликвидированы. На смену пришло множество мелких крестьянских хозяйств, использовавших землю как на частной, так и на арендной основе. В 1952 г. в ГДР 15%земель были государственными, остальные находились в частнойсобственности. К 1960 г. почти все сельхозпроизводители были объединены в крупные кооперативные предприятия [8, с. 49].
В процессе разделения имущества часть кооперативов сохранила прежние земельные наделы, но изменила их правовой статус. Иная часть (примерно 1/4) распалась, преобразовавшись в фермерские хозяйства.
Характерной особенностью коллективных сельскохозяйственных предприятий является то, что в большинстве случаев они имеют закрытый характер, а их имущественные паи и доли могут перераспределяться лишь между членами хозяйств. Акционирование как форма приватизации не имеет в них достаточного распространения [8, с. 50].
В настоящее время индивидуальными крестьянскими хозяйствами (семейными предприятиями) в Восточной Германии обрабатывается 22,2% сельхозугодий, объединениями крестьянских хозяйств — 22,7% и 55% — предприятиями с правом юридических лиц. Средняя площадь семейных ферм равна 42,1 га. На их долю приходится 76% земель, используемых в стране. Статус кооперативов имеют 40% предприятий — юридических лиц [8, с. 51].
На высоком уровне работают и бывшие коллективные хозяйства, которые сохранили свою организацию, трансформировавшись в товарищества.
В Германии сложилась достаточно стройная система регулирования сельскохозяйственного производства. Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Государство непосредственно не определяет уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, для этого используется механизм налогов, льгот, премий и санкций. Госзаказ на сельскохозяйственную продукцию отсутствует. Бюджетные организации закупают ее самостоятельно, используя выделенные на эти цели средства. Государством создаются лишь стратегические запасы, ежегодно частично обновляемые [8, с. 51].
Одним из важнейших факторов успешного функционирования аграрной отрасли Германии является высокоразвитое сельскохозяйственное машиностроение, обеспечивающее не только внутренние потребности страны, но и крупномасштабный экспорт. В этой сфере функционируют предприятия-гиганты.
В Германии сформирована хорошо развитая система коллективного пользования сельскохозяйственной техникой. Для сервисного обслуживания мелких хозяйств создаются машинные сообщества. Каждый из их участников является владельцем какого-либо вида техники. Машинное сообщество имеет освобожденного управляющего, который выполняет диспетчерские, организаторские и бухгалтерские функции. Работа организована таким образом, что каждый участник сообщества выполняет на своей технике работу в других фермерских хозяйствах за плату, установленную общим собранием этой организационной структуры.
Для обслуживания средних и крупных сельскохозяйственных предприятий создаются машинные товарищества. Они совместно приобретают сложную и дорогостоящую технику.
В сельском хозяйстве Германии хорошо развита консультационная служба. Учреждения этой сферывходят в разветвленную сеть, включающую Министерство сельского хозяйства. Сельскохозяйственную палату, Крестьянский союз, отраслевые объединения, обслуживающие сельское хозяйство фирмы и даже Союз женщин. Существуют также частные независимые консультационные бюро [8, с. 52].
Нынешнее состояние и перспективы аграрного производства Германии в полной мере соответствуют тенденциям, складывающимся в сельскохозяйственном производстве Европейского Союза. Расширение объемов реализации продукции и создание общего сельскохозяйственного рынка способствовали подъему аграрного производства. Однако уже с 80-х годов XX века возникла проблема сбыта сельскохозяйственной продукции, приведшая к сокращению доходов фермеров. Сегодня реализуются меры по ограничению производства сельскохозяйственной продукции, на основные ее виды введены квоты. Объемы производства ограничиваются посредством вывода земель из оборота за аграрные мировые рынки [8, с. 52].
1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АПК
Эффективностьпроизводственной деятельности — это результативность хозяйствования. Она показывает, ценой каких затрат капитала (ресурсов) достигается конечный результат [4, с. 246].
Для характеристики различных аспектов структуры АПК используется удельный вес численности занятых работников, стоимости производственных основных фондов, стоимости валовой, чистой и конечной продукции каждого комплекса или подкомплекса в общей сумме этих показателей по АПК республики или области.
Основными показателями социально-экономической эффективности структуры АПК являются:
· уровень производства продовольственных и непродовольственных товаров из собственного сельскохозяйственного сырья в расчете на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и фактическим уровнем в наиболее развитых странах;
· уровень и темпы роста производительности труда;
· уровень и темпы роста фондоотдачи;
· уровень и темпы роста рентабельности агропромышленного производства [4, c. 16].
Для оценки экономической эффективности агропромышленного комплекса в целом определяющее значение имеет понятие «конечный продукт». Это понятие носит характер, общий для всех отраслей промышленного производства, и в стоимостном выражении означает валовой продукт комплекса, уменьшенный на объем внутреннего потребления. То есть, для включения в конечный продукт стоимости перерабатывающей отрасли АПК не учитывается стоимость сельскохозяйственного сырья, направленного на переработку—в расчет принимается только стоимость готовой продукции отрасли переработки.
Продукция различных сфер и отраслей АПК может реализовываться практически на любой стадии технологического цикла. Например, продукция отраслей растениеводства может быть реализована в сыром виде (зерно, плоды, ягоды и т. п.), после первичной переработки (например, комбикорм), может быть направлена на откорм животных, которые впоследствии также либо реализуются, либо забиваются и направляются на переработку и т. д. Таким образом, в состав конечного продукта включаются:
· продукция отраслей и подотраслей второй сферы АПК (представлена в таблице 1.1 [5, с. 140]);
Таблица 1.1Продукция сельского хозяйства Беларуси
Показатель
1990 г.
1995 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Продукция сельского хозяйства
в текущих ценах, млрд руб.
16,9
46525
2734
4539
6521
7814
10545
12825
в ценах 2000 г., млрд руб.
3830,3
2821,5
2734,0
2783,2
2802,4
2988,3
3365,6
3423,0
в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
91,3
95,3
109,3
101,8
100,7
106,6
112,6
101,7
Структура продукции сельского
хозяйства по отраслям
производства, % к итогу
продукция растениеводства
36,0
57,0
54,0
51,9
54,7
57,9
54,2
52,2
продукция животноводства
64,0
43,0
46,0
48,1
45,3
42,1
45,8
47,8
Структура продукции сельского
хозяйства по категориям
хозяйств, % к итогу
сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства
76,3
52,0
61,8
62,0
56,0
55,6
61,2
62,4
хозяйства населения
23,7
48,0
38,2
38,0
44,0
44,4
38,8
37,6
Из данных таблицы следует, что продукция сельского хозяйства Беларуси с 2000 по 2005 годы увеличивается.
· продукция перерабатывающих отраслей третьей сферы АПК;
· продукция произведенного имущества, выполненных работ или оказанных предприятиями первой сферы АПК услуг. В данном случае не имеет значения, где реализуется это имущество — на сельскохозяйственных рынках или в отрасли, не входящей в АПК. Это обусловлено тем, что в первой сфере АПК производятся, как правило, предметы длительного пользования, которые включаются в себестоимость сельскохозяйственной продукции (и опосредованно участвуют в определении цены реализации) только в объеме начисленных амортизационных отчислений. Следовательно, по такому имуществу в качестве внутреннего источника следует учитывать амортизацию объектов основных средств и иных внеоборотных активов;
· торговые наценки (прибыль), вознаграждения посредникам, стоимость услуг транспортных организаций и иных вспомогательных производств и хозяйств третьей сферы агропромышленного комплекса [3, c. 17 — 18].
Для определения межотраслевых пропорций и выработки управленческих решений — как на государственном, так и на отраслевом уровне, используется понятие «структура конечного продукта». Это понятие означает удельный вес продукции каждой отрасли в составе конечного продукта.
Экономическая эффективность агропромышленного комплекса оценивается по соотношениям:
стоимость конечного продукта — сумма затрат в части производства конечного продукта (без учета затрат на продукцию, использованную на внутреннее потребление) либо стоимость конечного продукта — стоимость основных производственных фондов [3, c. 17 — 18].
Ряд экономистов предлагают производить оценку эффективности общественного производства в народном хозяйстве и его отраслях с помощью единого интегрального показателя, который может быть выражен следующей формулой:
(1.1)
где Эп — эффективность производства; ЧД — чистый доход с учетом его состава и качества; Т — затраты живого труда; М — текущие затраты овеществленного труда; Ф — единовременные вложения в производственные фонды; К — коэффициент приведения к единой размерности, позволяющий суммировать затраты и вложения [4, c. 249].
Помимо экономической эффективности принято определять социальную эффективность агропромышленного комплекса [3, c. 18].
Социальная эффективность — соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени.
Экономическая и социальная эффективность взаимосвязаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень решения социальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередко оказывает решающее воздействие на динамику экономической эффективности производства. И экономическая, и социальная эффективность в единстве оказывают влияние на общий экономический эффект.
Социальные аспекты эффективности производства в полной мере не могут быть выражены количественно. Вместе с тем повышение эффективности производства представляет собой не только научно-техническую или производственно-экономическую, но и социальную проблему [4, c. 248].
Так как предприятия и организации всех сфер АПК расположены преимущественно в сельской местности, т. е. в районах, четко определяемых географическими границами, в качестве основного показателя социальной эффективности следует рассчитывать повышение занятости населения (снижение безработицы) в тех местностях, где расположены (или могут быть расположены) сельскохозяйственные предприятия. В качестве дополнительных показателей можно определять снижение безработицы по категориям трудовых ресурсов (рабочие, управленческий персонал и т. п.) и специальностям. Данные для расчета показателей берутся в органах местного самоуправления (или органах службы занятости — там, где она организована).
Кроме того, традиционно считаются показателями социальной эффективности:
· снижение заболеваемости работников — определяется по данным бухгалтерского учета в сельскохозяйственных предприятиях или в органах социального страхования;
· снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний — источники информации те же;
· повышение уровня автоматизации и комплексной механизации отдельных видов работ;
· сокращение ручного труда на рабочих местах, занятых женщинами, и т. д. [3, c. 18].
Таким образом, изучение агропромышленного комплекса позволило сделать следующие выводы:
· аграрно-промышленный комплекс– совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки потребления сельскохозяйственной продукции;
· организационно-экономическая структура АПКвключает в себя три сферы:
¾ отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК;
¾ сельское хозяйство;
¾ отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя;
· воспроизводственно-функциональная структура АПКсостоит из пяти стадий агропромышленного воспроизводства:
¾ производства средств производства;
¾ сельскохозяйственного производства;
¾ производства продовольствия, предметов потребления из
сельскохозяйственного сырья;
¾ производственно-технического обслуживания всех стадий воспроизводственного процесса;
¾ реализации конечного продукта АПК потребителю;
· продуктово-сырьевая структура АПКвключает продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров;
· эффективностьпроизводственной деятельности— это результативность хозяйствования;
· социальная эффективность— соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.
С понятием агропромышленного комплекса тесно связано понятие агропромышленной интеграции.
2. АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Агропромышленная интеграция — это организационно-экономическое понятие, характеризующее объединение и углубление производственно-технологических связей организаций различных, но взаимосвязанных отраслей либо одной отрасли, но различных видов производств в совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий для осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров [3, c. 114].
В экономическом плане интеграция выступает как инструмент соединения отдельных хозяйственных субъектов, ведущего к такому их состоянию, при котором на основе межхозяйственных, организационно-экономических, финансовых и других связей образуется новая совокупная система производств, своей деятельностью обеспечивающая выполнение поставленной цели. Процессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (повышение ее целостности и организованности), а также вести к созданию новых структур из не связанных ранее элементов. В ходе интеграции увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей между элементами системы, надстраиваются новые уровни управления.
продолжение
--PAGE_BREAK--