Выполнил:lysv@uic.nnov.ru
Содержание.
Введение……………………………...………………3.
Формы и видыфранчайзинга….…..………..………. 5.Правовое регулирование договора коммерческой концессии.………………………….…………………………9.
Отличие договоракоммерческой концессии от сходныхпредпринимательских договоров…………………… 14.
Форма и регистрациядоговора коммерческой концессии………………………...……………….…………… 16.
Продление и перезаключениедоговора коммерческой
концессии………….………..………….……………17.
Прекращение договоракоммерческой концессии…21.
Заключение……..……………………………………22.
Список использованнойлитературы……….……… 25.
Введение.
С
егодня в России уже никого не удивить товарами и услугами,обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как«Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс»,«Шелл», «Макдональдс» и многих других. Эти товарные знакиоднозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокуюрепутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, покоторому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, являетсямалоизвестный у нас франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такоефранчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, ктосможет уверенно объяснить суть данного явления. Те, кто знаком с франчайзингом,несомненно, удивятся, узнав, что в США каждое второе предприятие малого бизнесав начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга.
Современный франчайзингявляется относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят всредневековье. До сих пор юридический термин «франшиза» в США иАвстралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а вВеликобритании — передачу прав от имени короля. В средневековой Англии корольпредоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определеннойтерритории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения(франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни вВеликобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие ихвладельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов имостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий вобмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундаментсовременного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики,то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленнопохожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той жеВеликобритании была введена система «связанных домов», сущностькоторой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртныминапитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии.Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялыхдворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовалипивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в арендуимущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.И все-таки огромный толчок в развитии именно коммерческих систем франчайзингапроизошел на другом континенте — в США, где франчайзинг после Гражданской войныиспользовался американской компанией по производству швейных машин«Зингер». Домохозяйки неохотно приобретали новое механическоеоборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории СШАтребовало значительных затрат. Тогда владелец компании стал продавать право напродажу и обслуживание швейных машин компании на определенной территориинезависимым продавцам. Причем последние платили за машину 60$, а продавали ееза 125$. Хотя данная система и перестала действовать до конца века, многие людиблагодаря ей стали богатыми, а передовые предприниматели уяснили еще одинспособ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта.Наиболее быстро франчайзинг развивался в США в 50-60-е годы в юридическойобстановке политики невмешательства, соответствующей нынешнему состоянию взаконодательстве России. Этому помогло также принятие в США закона о товарномзнаке, т.к. приобретая право на использование товарного знака известногопроизводителя франчайзи сразу приобретал его репутацию. Услуги, товарыповседневного спроса, закусочные быстрого обслуживания стали основой бизнесамногих фирм, работающих по системе франчайзинга. Первая российская
франчайзинговая фирма возниклав 1990 году в Тольятти. Непосредственно франчайзингом “Дока” занялась с 1993г., став членом международной франчайзинговой ассоциации. Сейчас уже успешнодействуют также франчайзинговые сети российских фирм, как «Русскоебистро», «Русская трапеза» и «Золотой цыпленок» (быстрое питание); «Синий кристалл» (прачечные);«Хлебное дело»; «Партнер» (детское питание); «1С» (программные продукты); «Модный трикотаж» (розничнаяторговля).
Формы и видыфранчайзинга.
Ф
ранчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзингподразделяется на следующие виды: сбытовой, товарный, промышленный, деловой. Поформам можно выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотримкаждый из видов подробнее.
Сбытовой франчайзинг — используется производителем товаров для построенияединой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под егоконтролем;
Товарный франчайзинг.«Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма,производившая швейные машинки) и General Motors Corp»[1].Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав нареализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком наопределенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данноготовара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой маркифранчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзиобязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностьюотказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могутсоставить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характернаузкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг иполучении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присущаотносительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородностидеятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличиваетсбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенныетерритории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяягеографию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом идилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера,больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительныйсбыт продукции;
Промышленный франчайзинг — представляет собой передачу правна производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции сиспользованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья илиисходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широкопредставлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi). «Первымдоговором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственностии зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996года, стал договор между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) иАО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), по которому наряду с правомиспользования фирменного наименования российскому пользователю было передано наиспользование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производствапредметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое,коммерческое «ноу-хау»»1;
Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но итехнологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером.Применение делового франчайзинга (“бизнес-формат”) характерно для предприятийобщественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональныхуслуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательствадействовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правиламипланирования и организации управления, соблюдать технические требования,стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обуче
ния и развития производства, целиком отвечать заэкономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматриваетбезусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обменинформацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степеньответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системахфранчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не стольочевидна (например, магазины мороженого “Баскин-Роббинс”);
Региональный франчайзинг– форма организации франшизногобизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района(создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговореннымколичеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия неимеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиаламифранзайзи;
Субфранчайзинг–форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другойстороне – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строгоустановленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи. Всоглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют правоуправлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизуназывают “многоэлементной франшизой”.
О
Правовоерегулирование договора коммерческой концессии.
пределение договора коммерческой концессии, содержащеесяв статье 1027, в целом соответствует пониманию франчайзинга, сложившемуся вмировой практике. Круг лиц, которые могут выступать в качестве правообладателяи пользователя, ограничен. В него входят исключительно коммерческие организациии граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Правозаключить договор возникает с момента государственной регистрации коммерческойорганизации или индивидуального предпринимателя. Договор предусматривает, чтокомплекс исключительных прав, составляющий предмет договора, должен включатьправо на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение1, а также право на охраняемуюкоммерческую информацию (ноу — хау). Договором может быть предусмотренопредоставление пользователю и других исключительных прав (в частности, права натоварный знак или знак обслуживания). Существенный признак франчайзинга — постоянное консультационное содействие, оказываемое правообладателемпользователю, — рассматривается в ГК как диспозитивный (см. п. 2 ст. 1031).Предусматривается лишь своего рода обязательный вводный инструктаж, которыйправообладатель должен провести с пользователем и его работниками (п. 1 ст.1031). Такое решение позволит включить в сферу применения норм о коммерческойконцессии различные договоры, которые, при всем своем сходстве с франчайзингом,трактуются законодательством и судебной практикой некоторых стран как отдельныевиды предпринимательских договоров.
Существенным условием договора коммерческой концессии является вознаграждение(роялти), выплачиваемое пользователем правообладателю. Формы вознаграждениямогут быть самыми разными и определяются договором в зависимости от специфики соответствующейдеятельности. Поэтому порядок выплатывознаграждения, изложенный в Гражданском кодексе (ст.1027 ГК РФ), следуетрассматривать как рекомендацию. Закон предполагает фиксированные разовые илипериодические платежи, отчисления от выручки или наценку на оптовую ценутоваров, которыми правообладатель (франшизодатель) снабжает франшизноепредприятие (ст.1030 ГК РФ). Эти положения с некоторыми оговорками отражаютсложившуюся практику финансовых отношений в рамках франчайзинга. На практикевознаграждение чаще всего состоит из двух частей: своеобразной «входнойплаты» за присоединение к фирменной сети правообладателя и последующихпериодических платежей, определяемых по твердой шкале или в процентах отвыручки.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право или дажеобязанность пользователя выдать определенное число субконцессий насоответствующей территории (ст. 1029). Это весьма важно для правообладателей сточки зрения создания сбытовых или торговых сетей и последующего эффективногоуправления ими. При использовании системы субконцессий первичный пользовательберет на себя дополнительные организационные и управленческие функции, которыенередко становятся для него основными. Таким образом он еще более тесноинтегрируется с правообладателем.
Результат, аналогичный системе субконцессий, может быть достигнут также спомощью комбинации франчайзинга с другими договорами. Например, стороны могут договоритьсяо том, что пользователь по договору коммерческой концессии будет привлекатьдругих пользователей и впоследствии выполнять по отношению к ним отдельныеорганизационные и управленческие функции, действуя как представитель правообладателя(то есть его поверенный или агент). В этом случае, однако, все новыепользователи будут связаны договорами коммерческой концессии не с первичнымпользователем, а непосредственно с правообладателем.
Как я уже отмечал, для договоровкоммерческой концессии характерны ограничительные условия, то есть условия,реализация которых может привести к ограничению конкуренции на соответствующемрынке. Чаще всего такие условия связаны с закреплением за пользователемопределенной территории, на которой не могут действовать ни другиепользователи, ни сам правообладатель, либо с запретом для пользователя вступатьс правообладателем в конкуренцию как самостоятельно, так и путем получения аналогичныхправ у конкурентов правообладателя (причем этот запрет может действовать втечение определенного срока и после прекращения договора).
Большинство ограничительных условий не является неправомерными в своейоснове. В каждом конкретном случае они нуждаются в анализе с точки зренияантимонопольного законодательства, требующем изучения как общей ситуации наопределенном товарном рынке, так и выяснения того положения, которое занимаютна этом рынке стороны договора. Если будет установлено, что условия договоранарушают антимонопольное законодательство, то они могут быть признанынедействительными по иску антимонопольного органа или другого заинтересованноголица. Иными словами, такие условия договора являются оспоримыми[2].
Статьей 1033 предусмотрены, однако, два вида ограничительных условий,которые являются ничтожными при любых обстоятельствах. Это условия,предоставляющие:
1) правообладателю право определять цену, по которой пользовательреализует товары, работы или услуги, либо устанавливать верхний или нижнийпредел цены;
2) пользователю право реализовывать товары (работы, услуги) исключительнолицам определенной категории (например, только членам профсоюза) либоисключительно лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определеннойтерритории.
Применительно к первому виду ничтожных ограничительных условий следует отметить,что возможность согласования цены между сторонами договора полностью неисключается. Однако если пользователь не последует ценовым рекомендациям правообладателя,тот будет не вправе ссылаться на нарушение пользователем условий договора.
Запрет делить покупателей (заказчиков) на категории связан не только стем, что в большинстве случаев подобное условие договора будет несовместимо сосновами правопорядка, но и с тем, что прикрепление различных категорийпокупателей (заказчиков) к определенным пользователям имеет для конкуренции насоответствующем рынке те же последствия, что и жесткий территориальный разделрынка. С другой стороны, этот запрет не должен применяться, если деятельностьсамого правообладателя изначально носит специализированный социальный характер(например, магазин, обслуживающий ветеранов войны и труда).
Если для деятельности пользователя договором очерчена определеннаятерритория, за пределы которой он не имеет права выходить, это означает, чтопользователь не должен сознательно искать деловых контактов или сбыта продукциивне своей территории. Однако если к нему обратится лицо, проживающее илиимеющее место нахождения за пределами его территории, он не вправе отказатьтакому лицу в заключении договора. Этот достаточно очевидный и общепринятый вантимонопольном законодательстве подход выражен в норме о ничтожности условия оправе пользователя реализовывать товары (работы, услуги)«исключительно» лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определеннойтерритории.Всем знакомо выражение «“все можно купить, кроме доброго имени”.Франчайзинг доброе имя купить позволяет»1.Но продавая свою непорочную репутацию, франшизодатель хочет быть уверен, что еене запятнают.
Главная особенностьфранчайзинга состоит в том, что правообладатель как бы делится с пользователемчастицей своей личности, давая ему возможность использовать свои, то естьиндивидуализирующие правообладателя, признаки. Поэтому вполне логично, что ГК встатье 1034 предусматривает хотя бы для некоторых случаев ответственность правообладателяпо требованиям, предъявляемым к пользователю третьими лицами. Имеются в видутребования, связанные с качеством товаров (продукции, работ, услуг). По общемуправилу, правообладатель несет по таким требованиям субсидиарнуюответственность. Однако в случае производственного франчайзинга (см. о немвыше) правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Отличиедоговора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров.
Ф
ранчайзинг основан на том, что один предприниматель завознаграждение предоставляет другому предпринимателю право использовать своисредства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение,товарный знак или знак обслуживания), передает ему охраняемую коммерческуюинформацию (ноу — хау) и оказывает постоянное консультационное содействие ворганизации бизнеса. Именно эти три элемента обычно признаются необходимыми дляданного типа предпринимательских отношений как национальными и международнымиправовыми актами по вопросам франчайзинга, так и документами различныхфранчайзинговых организаций. Соединение указанных элементов в одномправоотношении позволяет отличать коммерческую концессию от другихпредпринимательских договоров.
Договор коммерческой концессии представляет собойкомплексный институт. Поскольку он предполагает предоставление правапользования принадлежащими правообладателю объектами исключительных прав, онтесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальнойсобственности, в первую очередь с нормами, определяющими правовой режимразличных объектов исключительных прав и регламентирующими лицензионныеотношения. С другой стороны, для коммерческой концессии свойственно сотрудничествосторон в процессе исполнения договора, так как конечные их интересы во многомсовпадают. Поэтому франчайзинг в каком-то смысле можно считать разновидностьюсовместной деятельности. Однако было бы неправильно рассматривать его в контекстедоговора о совместной деятельности, также нашедшего свое место в ГК (гл. 55).Помимо других очевидных различий между этими договорами, следует отметить, чтохарактер сотрудничества сторон и его значение в этих договорах далеко несовпадают. Если в договоре о совместной деятельности такое сотрудничество имеетопределяющее значение, то в коммерческой концессии оно является лишь одним изэлементов и, кроме того, носит неравноправный характер, так как пользовательнаходится скорее в зависимых, чем в партнерских отношениях с правообладателем.
Договор коммерческой концессииотличатся от договоров комиссии и агентских договоров, хотя эти договоры вделовой практике нередко обслуживают сходные потребности (например, сбытпродукции), их юридическое содержание различно. Комиссионер и агент действуют винтересах и по поручению комитента (принципала), оказывая последнему определенныеуслуги, за что получают от него вознаграждение. При этом сделки, заключенныекомиссионером или агентом с третьими лицами, имеют имущественные последствиядля комитента или принципала. Иначе строятся отношения сторон
по договору коммерческой концессии. Здесь пользовательдействует без поручения правообладателя и за свой собственный счет. Оносуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованиемсредств индивидуализации правообладателя, его ноу — хау и коммерческого опыта,за что выплачивает правообладателю вознаграждение. Таким образом, еслидистрибьютор, работающий по агентскому договору, получает от производителя товароввознаграждение, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платитпроизводителю за возможность работать под его фирмой.
Форма и регистрация договора коммерческой концессии.
Д
оговор необходимо заключать в письменной форме. Крометого, обязательна регистрация договора коммерческой концессии. Место и порядокрегистрации зависят от нескольких условий.
«Регистрация концессионногодоговора входит по общему правилу в обязанности правообладателя, если, однако,иное не предусмотрено соглашением сторон»1.
Если объекты исключительныхправ, являющиеся предметом договора, охраняются в соответствии с патентнымзаконодательством (например, изобретение), то в этом случае договор подлежитпоследовательной регистрации:
– в органе, осуществившем регистрацию юридическоголица или индивидуального предпринимателя и определяемом согласно пункту 2статьи 1028 ГК РФ (регистрационные органы, действующие в соответствии состатьей 51 ГК РФ и указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482 “Об упорядочениигосударственной регистрации предприятий и предпринимателей на территорииРоссийской Федерации”);
– в федеральном органе исполнительной власти в области патентов итоварных знаков (правовой статус Роспатента устанавливается в положении,утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1203 “0 Рос
сийском агентстве по патентам и товарным знакам иподведомственных ему организаций”).
Неосуществление данной регистрации влечет ничтожность договора. Во всех остальныхслучаях договор регистрируется только в органе, осуществившем регистрациююридического лица или индивидуального предпринимателя. В статье 1028 ГК РФ сформулированыправила, по которым можно определить, в какой орган следует обращаться зарегистрацией. Выбор органа зависит от места регистрации правообладателя.Возможны два варианта:
– правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица илииндивидуального предпринимателя в Российской Федерации;
– правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве.
В первом случае договор регистрируется в органе, осуществившемрегистрацию правообладателя. Во втором – в органе, осуществившем регистрациюпользователя.
«Несмотря на указание пункта 1статьи 165 ГК РФ, закон не устанавливает, что не зарегистрированный такимобразом договор коммерческой концессии считается ничтожным»1.
С
Продление иперезаключение договора коммерческой концессии.
татья 1035предусматривает право пользователя по срочному договору коммерческой концессиина заключение договора на новый срок. Данное положение защищает интересыпользователя как более слабой стороны договора. Находясь в зависимости отправообладателя, пользователь по окончании срока действия договора рискуетоказаться в сложном положении: ему практически придется начинать свое дело снуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации икоммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведьпользователь вкладывал свои собственные средства в развитие предпринимательскойдеятельности правообладателя (в продвижение на рынок его товаров, работ илиуслуг, увеличение объемов его производства). Тем самым пользователь оказалуслугу не только правообладателю, но и тому лицу, которое по окончании договораможет занять его место в коммерческой системе правообладателя. Если вотношениях между пользователем и правообладателем выгода была по крайней меревзаимной, то за услугу, оказанную другому лицу, пользователь, разумеется,ничего не получит.
Таким образом, предоставление пользователю преимущественного права на заключениенового договора вытекает из экономического содержания франчайзинга и требованийсправедливости. Однако подобное преимущество пользователя не должно бытьбезусловным. В противном случае могут пострадать уже интересы правообладателя.Ведь нежелание правообладателя заключить с пользователем новый договор можетобъясняться достаточно вескими причинами: например, у правообладателя могутбыть к пользователю претензии по исполнению прекратившегося договора.Правообладатель может также утратить интерес к тому рынку, в рамках которогоработал пользователь, что в условиях современной экономики случается не так ужредко. Очевидно, что в подобных ситуациях не следует принуждать правообладателяк возобновлению с пользователем отношений по истечении срока договора.
Согласно статье 1035 правообладатель может отказать в заключении спользователем нового договора в двух случаях:
— если он докажет, что пользователь ненадлежащим образом исполнял свои обязанностипо прекратившемуся договору;
— если он обязуется в течение трех летне предоставлять другим пользователям аналогичные комплексы исключительных прав(в том числе и на условиях субконцессии) для их осуществления на территории, ккоторой применялся прекратившийся договор.
Условие о надлежащем исполнении договора пользователем (п. 1 ст. 1035)имеет характер общего требования. Отдельные мелкие упущения и нарушения,которые могли иметь место при исполнении договора, не должны приниматься вовнимание, если они не нанесли правообладателю сколько-нибудь серьезного ущербаи есть основания полагать, что в дальнейшем (после заключения нового договора)они не повторятся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1035 правообладатель может отказатьпользователю в заключении нового договора без объяснения причин, однако он недолжен в течение трех лет после этого заключать аналогичные договорыприменительно к той же территории с другими лицами. При нарушенииправообладателем этого запрета пользователь получает право требовать возмещенияубытков, включая упущенную выгоду. Указанное право возникает у пользователя вовсех случаях, когда территория исполнения нового договора, заключенного правообладателемс другим лицом, хотя бы частично совпадает с территорией, на которуюраспространялся прекратившийся договор.
Сложнее обстоит дело, если в прекратившемся договоре территория егоисполнения не была определена. В этом случае она должна быть установлена исходяиз общего смысла договора и фактических обстоятельств, относящихся кпредпринимательской деятельности пользователя. Опосредуя прежде всегодеятельность в сфере розничной торговли и обслуживания, «франчайзинг чаще всегоимеет территориальный характер независимо от того, содержит ли договорспециальное условие о территории использования комплекса исключительных прав»1.
Следует отметить также, чтопреимущественное право пользователя на заключение нового договорараспространяется исключительно на договор коммерческой концессии. Еслиправообладатель, не заключивший с ним новый договор, в течение трехлетнегосрока организует на той же территории сбыт своей продукции на основекомиссионных или агентских договоров с другими лицами, пользователь будет невправе требовать возмещения убытков.
Прекращение договора коммерческойконцессии.
Д
оговор коммерческой концессии прекращается как по общимоснованиям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям, указаннымв главе 54. Одно из таких специальных оснований — несостоятельность(банкротство) любой из сторон договора (п. 4 ст. 1037). Поскольку договоркоммерческой концессии относится к чисто предпринимательским договорам,действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статуспредпринимателя.
Договор коммерческой концессии также прекращается вследствие отпадениясущественных элементов предоставленного по договору комплекса исключительныхправ. К существенным элементам комплекса относятся права на фирменноенаименование и коммерческое обозначение. Эти права считаются отпавшими, еслиправообладатель утратил их без приобретения других аналогичных прав. Право нафирменное наименование прекращается при ликвидации юридического лица (чтосогласно ст. 419 является общим основанием прекращения обязательств) или егореорганизации (за исключением случаев реорганизации, не влекущих прекращенияюридического лица — обладателя фирменного наименования). Право на коммерческоеобозначение утрачивается в случае его неиспользования в течение длительногосрока.
Изменение правообладателемсвоего фирменного наименования или коммерческого обозначения само по себе невлечет прекращения договора. «Однако учитывая, что при изменении существенногоэлемента комплекса исключительных прав договор в значительной степениутрачивает для пользователя ценность, он вправе потребовать уменьшенияпричитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договора ивозмещения убытков (ст. 1039)»1.
В качестве основанийпрекращения концессионного договора допускается его досрочное расторжение приусловии уведомления другой стороны не менее чем за шесть месяцев. При этомдосрочное расторжение, как и прекращение концессионного договора, заключенногобез указания срока, подлежат обязательной государственной регистрации (п. 2 ст.1037 ГК), как и соответствующеепрекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. Сэтого момента договор считается утратившим силу для третьих лиц, включая заказчиков пользователя.
Заключение.
В
заключении хотелось бы отметить, чтоприменение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенныепреимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использованиясвоих средств индивидуализации и ноу — хау), так и пользователю (лицу, которомуэти права предоставляются).
Для правообладателя франчайзингявляется наиболее удобным средством расширения своего бизнеса, в том числе и вмеждународном масштабе. Франчайзинг избавляет его от необходимости открыватьогромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от неготерриториях, инвестировать средства в приобретение недвижимости и другихосновных фондов, необходимых для осуществления с