Реферат по предмету "Мировая экономика"


А Маршалл основоположник неоклассической экономической теории

Введение

АльфредМаршалл (1842–1924)родился в Лондоне, получил образованиев Кембриджскомуниверситете.Преподавалэкономическуютеорию в рядеуниверситетовВеликобритании, был профессоромКембриджскогоуниверситета, где возглавлялкафедру политическойэкономии. Былэкспертом вразличныхправительственныхкомиссиях однимиз организаторовКоролевскогоэкономическогообщества.
А Маршаллобобщил, дополнили систематизировалрезультатымаржиналистскойреволюции, которая быланачата австрийскойшколой предельнойполезности(К. Менгер.О. Бём-Баверк, Ф. Визер), американскойшколой предельнойпроизводительности(Дж.Б. Кларк) иматематическойшколой в экономике(английскийэкономистУ. Джевонс, швейцарскийэкономистМ.Э.Л. Вальрас, итальянскийэкономистВ. Парето), использовавшейпонятие о предельныхвеличинах дляширокого примененияматематикив экономическихисследованиях.Вклад А. Маршаллав разработкуэтого теоретическогонаправлениянекоторыеисторикиэкономическоймысли назвали«маршаллианскойреволюцией».
В отличиеот английскойклассическойполитическойэкономии неоклассикипровозгласилипредметомэкономическойтеории «чистуюэкономику», которая независит отобщественнойформы ее организации.Единичнымобъектом изучениястал так называемыйэкономическийчеловек, который, в какой бы ролион ни выступал(потребителем, предпринимателемили продавцомрабочей силы), всегда стремитсямаксимизироватьсвой доход (илиполезность)и минимизироватьзатраты (илиусилия) для егополучения. Приисследованииотдельныххозяйственныхединиц применялисьпредельныевеличины, которыехарактеризуютэффект, получаемыйот дополнительномединицы потребления(предельнаяполезность)или затратпроизводственногофактора (предельнаяпроизводительностьфактора).
На базенеоклассическогонаправлениявозникли новыеи недостающиезвенья экономическойтеории – теориярыночной цены, учение опредпринимательстве, теория потребительскогоповедения идр. Неоклассицизмстал отправнымпунктом дляразвития наЗападе современнойэкономическойнауки.
А. Маршаллвнес в неоклассическоенаправлениевесомый вклад, который используетсядо сих пор. Ондал новое толкованиеиздержкампроизводства: исключил изних затратына средствапроизводстваи включил прибылькапиталистов.Отсюда вытекало, что заработнаяплата и прибыльрастут параллельноросту производства.При этом прибыльотождествляласьс процентом, уровень которого, по мнениюА. Маршалла, определяетсяспросом ипредложениемкапитала.
А. Маршаллсчитал себяпреемникомодного из английскихклассиков –Д. Рикардо, апоэтому пыталсясоединить егоучение о стоимостис субъективнойтеорией предельнойполезности.Он столкнулсяс односторонностьюкак трудовойтеории стоимости(считавшей ценуденежным выражениемстоимости –трудовых затратпроизводителя), так и теориипредельнойполезности(видевшей врыночной ценепроявлениесубъективныхоценок товаровпокупателем).Стремясь преодолетьэто противоречие, А. Маршаллпришел к следующемузаключению.В процессеобразованиярыночной ценыодинаковонеправильноотдавать предпочтениелибо предложениюпродавца, либоспросу покупателя.Поэтому в центрисследованияон поставилформированиена разных товарныхрынках цен подвлияниемвзаимодействияспроса и предложения.При этом быливыявленыфункциональные(количественные)зависимостимежду ценойи спросом, ценойи предложением.Эти и другиеположениясодержатсяв главном трудеА. Маршалла«Principles of economics» (принципыэкономическойнауки). Этопроизведениестало учебником, по которомуучились студентыАнглии и США.В серединеXX в. укороченноеназвание данногопроизведения– «economics» – сталообозначатьшироко распространенныена Западе и вдругих странахучебники, вкоторых излагаетсянеоклассическаяэкономическаятеория.



1.«Принципыполитическойэкономики»по А. Маршаллу

Политическаяэкономия, илиэкономическаянаука… занимаетсяисследованиемнормальнойжизнедеятельностичеловеческогообщества; онаизучает тусферу индивидуальныхи общественныхдействий, котораятеснейшимобразом связанас созданиеми использованиемматериальныхоснов благосостояния.
Следовательно, она, с однойстороны, представляетсобой исследованиебогатства, ас другой – образуетчасть исследованиячеловека.Человеческийфактор формировалсяв процессе егоповседневноготруда и подвоздействиемсоздаваемыхим в этом процессематериальныхресурсов, причемв гораздо большейстепени, чемпод влияниемлюбых другихфакторов, исключаярелигиозныеидеалы; двумявеликими силами, формировавшимимировую историю, были религияи экономика.Иногда на времявозобладалпылкий духвоенных илилюдей искусства, но нигде влияниерелигиозногои экономическогофакторов неоттеснялосьна второй пландаже на короткийсрок, и почтивсегда эти двесилы имелибольшее значение, чем все другие, вместе взятые.Религиозныемотивы сильнееэкономических, но их непосредственноевоздействиередко распространяетсяна столь обширнуюжизненнуюсферу. Занятие, с помощью которогочеловек зарабатываетсебе на жизнь, заполняет егомысли в течениеподавляющегобольшинствачасов, когдаего ум эффективноработает; именнов эти часы егохарактер формируетсяпод влияниемтого, как ониспользуетсвои способноститруде, какиемысли и чувстваэтот труд в немпорождает какиескладываютсяу него отношенияс товарищамипо работ работодателямиили его служащими.
Оченьчасто воздействие, оказываемоена характерчеловека размеромего дохода, едва ли меньше– если вообщеменьше, – чемвоздействие, оказываемоесамим способомдобываниядохода. Дляполноты жизнисемьи нет большойразницы, составляетли ее годовойдоход 1 тыс. ф.ст.или 5 тыс. ф.ст., но очень великаразница междудоходом в 30 ф.ст.и 150 ф.ст., ибо при150 ф.ст. семьярасполагает, а при 30 ф.ст. нерасполагаетматериальнымиусловиями длянормальнойжизни Правда, в религии, семейныхпривязанностяхи дружбе каждыйбедняк можетнайти приложениедля тех своихспособностей, которые служатисточникомвысшего счастья.Но условиясопутствующиекрайней нищете, особенно вперенаселенныхрайонах, могутубить самыелучшие качества.Те, кого называют«отбросами»наших большихгородов, располагаюточень малымивозможностямидля дружбы; имневедомы приличиядобропорядочность, они почти незнают согласияв семейнойжизни; частои религия неполучает к нимдоступа. Нетсомнения, чтоих физическая, умственнаяи нравственнаяущербностьчастично порождаютсяи иными причинами, помимо нищеты, но последняяслужит главнойпричиной.
Кроме«отбросов»существуетмножество людейкак в городе, так и в деревне, которые вырастают, скудно питаясьи одеваясь, вжилищной тесноте, чье образованиепрерываетсяиз-за того, чтоим приходитсярано начинатьтрудиться радизаработка, которые, следовательно, в течение долгихчасов занятытрудом, изнуряющимих истощенныйорганизм, апоэтому начистолишены возможностиразвивать своиумственныеспособности.Они необязательноведут нездоровуюили несчастнуюжизнь. Получаярадость в своихпривязанностяхк богу и человекуи обладая, бытьможет, некоторойврожденнойутонченностьючувств, онимогут вестижизнь гораздоменее ущербную, чем жизнь многих, владеющихбольшим материальнымбогатством.Но при всем томбедность составляетдля них громадное! истинное зло.Даже когда ониздоровы, ихутомленностьчасто равносильнаболи, а развлеченийу них мало; когдаже наступаетболезнь, страдания, порождаемыебедностью, удесятеряются.И хотя ощущениеудовлетворенностиможет в большеймере примирятьих с этимибедствиями, существуютдругие беды, с которыми онопримирить ихне в состоянии.Перегруженныеработой и оставшиесянедоучками, изнуренныеи изможденные, де имеющиепокоя и досуга, они лишеныкаких бы то нибыло шансовполностьюиспользоватьсвои умственныеспособности.
Предметэкономическойнауки
Экономическаянаука занимаетсяизучением того, как люди существуют, развиваютсяи о чем они думаютв своей повседневнойжизни. Но предметомее исследованийявляются главнымобразом тепобудительныемотивы, которыенаиболее сильнои наиболееустойчивовоздействуютна поведениечеловека вхозяйственнойсфере его жизни.Каждый сколько-нибудьдостойныйчеловек отдаетхозяйственнойдеятельностилучшие своикачества, издесь, как и вдругих областях, он подверженвлиянию личныхпривязанностей, представленийо долге и преданностивысоким идеалам.Правда, самыеспособныеизобретателии организаторыусовершенствованныхметодов производстваи машин посвящаютэтому делу всесвои силы, движимыескорее благороднымдухом соревнования, нежели жаждойбогатства кактакового. Нопри всем этомсамым устойчивымстимулом кведению хозяйственнойдеятельностислужит желаниеполучить занее плату, котораяпредставляетсобой материальноевознаграждениеза работу. Оназатем можетбыть израсходованана эгоистичныеили альтруистические, благородныеили низменныецели и здесьнаходит своепроявлениемногосторонностьчеловеческойнатуры. Однакопобудительныммотивом выступаетопределенноеколичестводенег. Именноэто определенноеи точное денежноеизмерение самыхустойчивыхстимулов вхозяйственнойжизни позволилоэкономическойнауке далекоопередить вседругие науки, исследующиечеловека. Такжекак точные весыхимика сделалихимию болееточной, чембольшинстводругих естественныхнаук, так и этивесы экономиста, сколь бы грубыи несовершенныони ни были, сделали экономическуюнауку болееточной, чемлюбая другаяиз общественныхнаук. Но экономическуюнауку, разумеется, нельзя приравнятьк точным естественнымнаукам, ибо онаимеет дело спостоянноменяющимися, очень тонкимисвойствамичеловеческойнатуры.
Источникпреимуществэкономическойнауки переддругими отраслямиобщественныхнаук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что ее специфическаяобласть предоставляетгораздо большиевозможностидля примененияточных методовисследования, чем любая другаяобщественнаянаука. Она занимаетсяглавным образомтеми желаниями, устремленияи иными склонностямичеловеческойнатуры, внешниепроявлениякоторых принимаютформу стимуловк действию, причем силаили количественныепараметры этихстимулов могутбыть оцененыи измерены сизвестнымприближениемк точности, апоэтому в некоторойстепени поддаютсяисследованиюс помощью научногоаппарата. Применениенаучных методови анализа вэкономическойнауке возникаетлишь тогда, когда силупобудительныхмотивов человека– а не самихмотивов – становитсявозможнымприблизительноизмерить тойсуммой денег, которую онготов отдать, чтобы получитьвзамен желаемоеудовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудитьего затратитьопределенноеколичествоутомительноготруда.
Важноотметить, чтоэкономист неберется измерятьлюбую субъективнуюсклонностьсаму по себе, да еще непосредственно; но производитлишь косвенноеее измерениечерез ее проявления.Никто не в состоянииточно сопоставитьдруг с другоми соизмеритьдаже свои собственныедушевные порывыв разные периодывремени. И уж, конечно, никтоне в состоянииизмерить душевныепорывы другогочеловека иначе, как лишь косвеннои предположительнопо их последствиям.Разумеется, одни склонностичеловека относятсяк высшим сторонамего натуры, другие – к еенизменнымсторонам; следовательноони различныпо своему характеру.Но даже еслимы сосредоточимнаше вниманиелишь на однопорядковыхфизическимудовольствияхи тяготах, тообнаружим, чтоих можно сравниватьлишь косвеннопо их результатам.По существу, даже и такоесравнениеявляется доизвестнойстепени предположительным, если толькоэти желанияи тяготы невозникают уодного и тогоже лица в однои то же время.
Например, удовольствие, получаемоеот курениядвумя лицами, невозможносравниватьнепосредственно, так же как нельзяего сравниватьдаже и в томслучае, когдаего получаетодно и то желицо в разноевремя. Но еслиперед намичеловек, выбирающий, на что именнопотратитьнесколькопенсов – напокупку сигарыили чашки чаяили на извозчика, чтобы не идтидомой пешком,– то мы придерживаемсяобычной процедурыи утверждаем, что он ожидаетот каждой изэтих альтернативравного удовольствия.
Следовательно, если мы хотимсравниватьдаже различныевиды удовлетворенияестественныхпотребностей, нам приходятсяделать это непрямо, а косвенно, посредствомстимулов, которыепобуждают кдеятельности.Если желаниеполучить одноили другое издвух удовольствийзаставит разныхлюдей, находящихсяв одинаковомматериальномположении, затратить накаждое из нихровно часдополнительноготруда или жепобудит разныхлюдей, принадлежащихк одному и томуже классу ирасполагающиходинаковымсостоянием, заплатить закаждое из ниходин шиллинг, то мы можемсчитать, чтоэти два удовольствияс точки зрениянашей задачиравны междусобой, посколькужелание получитьих порождаету лиц, находящихсяв одинаковыхусловиях, равныепо силе побудительныестимулы к действию.
В этомпрактикуемомв повседневнойжизни процессеизмерениядушевных порывовне возникаетникаких дополнительныхтрудностейиз-за того факта, что одни стимулы, которые намприходитсяпринимать врасчет, имеютсвоим источникомвысшие сторонычеловеческойнатуры, а другие– низменные.
Допустим, что тот самыйчеловек, стоявшийперед выбороммежду несколькимиудовольствиямилично для себя, вскоре вспомнило несчастноминвалиде, мимокоторого онпройдет по путидомой, и затратилкакое-то времяна раздумываниенад тем, предпочестьли доставитьфизическоеудовольствиесебе самомуили совершитьдоброе делои насладитьсядоставлениемрадости ближнемусвоему. По меретого как егожелания склоняютсято к первомувыбору, то ковторому, самокачество егодушевных порывовменяется; иисследоватьприроду этогоизменениянадлежит философу.
Междутем экономистизучает душевныепорывы не самипо себе, а черезих проявления, и если он обнаруживает, что эти мотивыпорождаютравные стимулык действию, тоон принимаетих… за равныедля целей своегоисследования.На деле экономист, разумеется, прослеживаетболее терпеливои вдумчиво, сбольшимипредосторожностямивсе поступкилюдей в их обычнойповседневнойжизни. Он отнюдьне пытаетсясопоставлятьреальную ценностьблагородныхи низменныхсклонностейнашей натуры, он не соизмеряетстрасть к добродетелии вожделениек вкусной пище.Он оцениваетпобудительныемотивы поступковточно так же, как это делаютвсе люди в своейобычной жизни.Он придерживаетсяобщепринятогохода суждений, отступая отнего лишь затем, чтобы соблюдатьбольше осторожностис целью четкоустановитьграницы своихпознаний. Онформулируетсвои заключенияна основе наблюденийза людьми вообщепри определенныхусловиях, непытаясь измерятьумственныеи духовныекачества отдельныхлиц. Однако онотнюдь не игнорируетумственныеи духовныеаспекты жизни.Напротив, дажедля самых узкихзадач экономическихисследованийважно знать, содействуютли преобладающиев обществежелания созданиюсильной исправедливойличности. Нои для болееобщих целейсвоих исследований, когда они находятпрактическоеприложение, экономист, каки все прочие, должен интересоватьсяконечнымицелями человекаи приниматьв расчет разницуреальной ценностиразличныхвознаграждений, порождающиходинаковойсилы стимулык действию исоставляющих, следовательно, одинаковыеэкономическиевеличины.Исследованиеуказанныхвеличин образуетлишь отправнойпункт экономическойнауки, но именнос этого она иначинается.
…Рассмотрениятребует и ряддругих ограничений, затрудняющихизмерениепосредствомденег стимуловк деятельности.Первое из нихвозникаетвследствиенеобходимостипринимать врасчет различноеколичествоудовольствияили иного родаудовлетворения, доставляемогоодной и той жесуммой денегразным лицамв разных обстоятельствах.
Даже дляодного и тогоже человекаодин шиллингможет в разноевремя обеспечиватьполучениеудовольствия(или иного родаудовлетворения)неодинаковогообъема либопотому, что унего слишкоммного денег, либо потому, что вкусы егоменяются. Налюдей одинаковогопроисхожденияи внешне похожихдруг на другаодни и те жесобытия частооказываютсовершенноразличноевоздействие.
Когдамы говорим обизмерениижелания посредствомдействия, ккоторому онослужит побудительныммотивом, но изэтого вовсене следует, чтомы считаемлюбое действиезаранее обдуманнымрезультатомпредварительногорасчета. Ибов данном случае, как и во всехдругих, экономическаянаука рассматриваетчеловека таким, каким он предстаетв повседневнойжизни, а в обыденнойжизни людизаблаговременноне высчитываютрезультатыкаждого своегодействия, будьто продиктованноговысшими побуждениямиили низменнымимотивами.
Междутем жизненнаясфера, котораяособенно интересующаяэкономическуюнауку, – этота, где поведениечеловека обдуманно, где он чащевсего высчитываетвыгоды и невыгодыкакого-либоконкретногодействия, преждечем к немуприступить.Далее это тасторона егожизни, в которойон, следуя привычками обычаям, поступаетв данный моментбез предварительногорасчета, но приэтом сами посебе привычкии обычай почтинавернякавозникли впроцессе тщательноговыявления выгоди невыгод различныхобразов действий.Как правило, человек неведет строгийподсчет двухколонок баланса, но по пути сработы домойили на общественныхсобраниях людиговорят другдругу: «Мне нестоит этогоделать, я лучшепоступлю иначе»и т.п. То, что делаетодин образдействийпредпочтительнеедругого, вовсене обязательносводится ккорыстной илиматериальнойвыгоде; частоможно услышать, что «хотя тотили иной пландействий избавляетот некоторыххлопот илисберегаетнекоторую суммуденег, следоватьему было бынепорядочнопо отношениюк другим людям»и «он выставитменя в дурномсвете» или «онсоздает чувствонеловкости».
Правда, когда привычкиили обычай, возникшие водних историческихусловиях, оказываютвлияние надействия прииных, то уженарушаетсястрогая связьмежду затрачиваемымиусилиями идостигаемымипри этом целями.В отсталыхстранах существуетеще много привычеки обычаев, аналогичныхтем, которыезаставляютнаходящегосяв неволе бобрастроить себезапруду; ониполны значениядля историка, и с ними долженсчитатьсязаконодатель.Но в сферехозяйственныхотношенийсовременногомира такиепривычки быстроотмирают.
Следовательно, наиболеесистематизированнойчастью жизнилюдей являетсята, которую онипосвящаютдобыванию себесредств ксуществованию.Работу всехтех, кто занятв одной какой-либопрофессии, можно тщательнопронаблюдать; о ней можносделать обобщающиезаключенияи сопоставитьих с результатамидругих наблюдений; можно такжепроизвестиколичественныеоценки того, какая суммаденег или общаяпокупатeльнaяспособностьтребуется, чтобы создатьдля них достаточныепобудительныемотивы к действию.
Нежеланиеотсрочитьполучениеудовольствия, чтобы такимспособом сберечьего на будущее, измеряетсяпроцентом нанакопленноебогатство, который какраз и обеспечиваетдостаточныйстимул к сбережениюна будущее. Этоизмерение, однако, представляетнекоторыеособые трудности, исследованиекоторые приходитсяпока что отложить.
В действительностиэкономистыв своих исследованияхвсегда уделялипристальноевнимание всемвыгодам, которыеобычно влекутлюдей к какому-либозанятию, независимоот того, принимаютли эти выгодыденежную илииную форму. Припрочих равныхусловиях людипредпочитаютзанятие, котороене унижает их, которое приноситим надежноеобщественноеположение ит.д.; а посколькуэти выгодывоспринимаютсяхотя и не каждымв точностиодинаково, нобольшинствомлюдей почтиодинаково, ихпритягательнуюсилу можнооценить и измеритьпосредствомденежной заработнойплаты, считающейсяих эквивалентом.
В своюочередь желаниезаслужитьодобрение иизбежать презренияокружающихтакже являетсяпобудительныммотивом к действию, который функционируетв той или инойстепени одинаковов любом класселюдей в данноевремя и даннойместности, хотяфакторы местаи времени вбольшой мереобусловливаютне толькоинтенсивностьстремленияполучить одобрение, но и круг лиц, чьего одобрениядобиваются.Например, лицаинтеллигентноготруда илиремесленникивесьма чувствительнык положительнымили отрицательнымотзывам представителейсвоей же профессиии мало считаютсяс мнением другихлюдей. Существуетмного экономическихпроблем, рассмотрениекоторых окажетсясовершеннобеспредметным, если не затратитьтруд на выявлениеобщих тенденцийи на тщательнуюоценку силыпобудительныхмотивов подобногорода.
Так жекак можно обнаружитьпримесь эгоизмав желании человекаделать то, что, вероятно, принесетпользу еготоварищам поработе, такможет присутствоватьи частица личнойгордости вжелании, чтобысемья его процветалана протяженииего жизни ипосле его смерти.Однако семейныепривязанностивообще представляютсобой стольчистую формуальтруизма, что их действиевряд ли носилобы столь постоянныйхарактер, еслибы сами семейныеотношения неотличалисьединообразием.На деле ихвоздействиевесьма устойчиво, я экономистывсегда полностьюпринимали ихв расчет, особеннокогда речь шлао распределениидохода семьимежду ее членами, об издержкахна подготовкудетей к их будущейкарьере и обиспользованиинакопленногобогатства послесмерти того, кто его нажил.
Следовательно, экономистаммешает учитыватьдействие подобногорода побудительныхмотивов ненедостатокжелания, а недостатокнадлежащихсредств; поэтомуони приветствуюттот факт, чтонекоторые видыфилантропическойдеятельностимогут бытьвыражены встатистическойформе и сведенык определеннойзакономерностив случае, еслистатистикаобеспечиваетдостаточнопредставительныесредние количественныеданные. По существу, мы здесь имеемдело с такогорода неустойчивыми непостояннымпобудительныммотивом, чтовыведениекакой-то егозакономерноститребует самогоширокого итерпеливогоизучения. Нодаже и теперь, очевидно, возможнопредсказатьс достаточнойстепенью точностисумму пожертвованийна содержаниебольниц, церквейи различногорода миссионерскуюдеятельность, которую могутвнести, скажем, сто тысяч англичансреднего достатка; и в той мере, вкакой это возможно, существуети база дляэкономическогорассмотренияпредложенияи спроса науслуги медицинскихсестер в больницах, миссионерови иных религиозныхслужителей.Однако для всехвремен, вероятно, останетсяправильнымположение отом, что большуючасть тех действий, которые продиктованычувством долгаи любовью кближнему, невозможносистематизировать, свести к закономерностии количественноизмерить. Именнопо ой причине, а не в силу того, что они не основанына своекорыстии, нельзя включитьих в сферуисследованийэкономическойнауки.
…Ранниеанглийскиеэкономисты, быть может, слишком многовниманиясосредоточилина мотивахиндивидуальнойдеятельности.Но в действительностиэкономисты, как и представителивсех другихобщественныхнаук, имеютдело с индивидуумамиглавным образомкак с членамиобщественногоорганизма. Какхрам составляетнечто большее, чем камни, изкоторых онсложен, какчеловек – этонечто большее, чем ряд мыслейи ощущений, таки жизнь общества– это нечтобольшее, чемсумма жизнейего индивидуальныхчленов. Верно, конечно, чтодеятельностьцелого складываетсяиз действийсоставляющихего частей ичто отправнымпунктом висследованиибольшинстваэкономическихпроблем должныслужить мотивы, движущиеиндивидуумом, рассматриваемымотнюдь не вкачествеизолированногоатома, а в качествеучастникакакой-либопрофессии илипроизводственнойгруппы; но вернотакже, чтo, какубедительнодоказывалинемецкие авторы, экономичнаянаука придаетбольшое и всевозрастающеезначение мотивам, связанным сколлективнойсобственностью, с коллективамиусилиями вдостиженииважных целей.Растущаяцелеустремленностьнашего века, повышениеуровня духовногоразвития масс, все большеераспространениетелеграфа, печати и кругахсредств общениянеуклоннорасширяютмасштабы коллективнойдеятельностидля общегоблага; и всеэти перемены, а также развертываниекооперативногодвижения идруга» формдобровольныхассоциацийсовершаютсяпод влияниемраз. личныхмотивов, действующихнаряду со стимуломматериальнойвыгоды: онинепрестаннооткрывают передэкономистомвсе новые способыизмеренияпобудительныхмотивов, в проявлениикоторых преждеказалось невозможнымвывести какую-либозакономерность.
По существу, среди главныхтем, исследуемыхв настоящемтруде, будутмногообразиестимулов, трудностиих измеренияи способ преодоленияэтих трудностей.Почти каждыйвопрос, затронутыйв данной главе, потребуетсярассмотретьболее подробнов связи с однойили несколькимииз главныхпроблем экономическойнауки.
…Выведемпредварительноезаключение: экономистыизучают действияиндивидуумов, но изучают ихв свете не столькоиндивидуальной, сколько общественнойжизни, а поэтомуони лишь в малойстепени занимаютсятакими свойствамиличности, кактемпераменти характер. Онитщательноизучают поведениецелого классалюдей, иногдацелой нации, иногда лишьжителей определенногорайона, а чащетех, кто занятв какой-либоконкретнойпрофессии вданное времяи в данном месте.С помощью статистикиили иными средствамиони выявляют, сколько в среднемденег готовычлены изучаемойими группыуплатить вкачестве ценыза определеннуювещь, которуюхотят приобрести, или скольконужно им предложить, чтобы побудитьпредпринятькакое-либоусилие илисогласитьсяна неприятноедля них воздержание.Осуществляемоетаким путемизмерениепобудительныхмотивов, конечно, не являетсяидеально точным, ибо, если быоно оказалосьтаковым, экономическаянаука сравняласьбы с достигшиминаибольшихуспехов естественныминауками, а нес наименееразвитыми, какэто в действительностиимеет место.
Тем неменее такоеизмерениеотличаетсядостаточнойточностью, чтобы позволитьспециалистамвполне надежнопредсказыватьколичественныепоследствияизменений, которые связаныглавным образомс такого родапобудительнымимотивами. Так, например, онив состояниидать весьмаблизкую к реальностиоценку издержек, которые потребуются, чтобы обеспечитьрабочую силуразных квалификаций, от низших довысших, длянамечаемогок созданию вкаком-либорайоне новогопроизводства.Посетив фабрику, какую они преждев глаза не видели, они способныопределитьс точностьюдо одного-двухшиллинговразмер недельнойзаработнойплаты отдельногорабочего лишьна основе выявлениятого, каковаего квалификацияи какой степенинапряженияфизических, умственныхи нравственныхсил требуетего работа. Онимогут достаточноуверенно предсказать, насколькоповысится ценакакого-либотовара в результатеопределенногосокращенияего предложенияg как такое повышениецен скажетсяна предложении.
Начинаяс подобныхпростейшихисследованийэкономистызатем анализируютпричины, определяющиетерриториальноеразмещениеразличных видовпроизводства, условия, накоторых люди, проживающиев отдаленныхместностях, обмениваютсядруг с другомсвоими товарамии т.д. Они могутобъяснить ипредсказать, как скажутсяизмененияусловий кредитана внешнююторговлю илиже в какой меребремя налоговбудет переложенос тех, кого имиоблагают, наплечи тех, потребностикоторых последниеудовлетворяют, и т.д.
Во всехэтих вопросахэкономистыимеют дело счеловеком кактаковым, не снеким абстрактнымили «экономическим»человеком, ас человекомиз плоти и крови.Они имеют делос человеком, в своей хозяйственнойжизни руководствующимсяв полной мереэгоистическимимотивами и втакой же мереучитывающимэгоистическиемотивы других, с человеком, которому присущикак тщеславиеи беспечность, так и чувствонаслаждениясамим процессомхорошего выполнениясвоей работыили готовностьпринести себяв жертву радисемьи, соседейили своей страны, с человеком, которому нечужда тяга кдобродетельномуобразу жизниради собственныхдостоинствпоследнего.Они имеют делос человекомкак таковым; но, обращаясьпреимущественнок тем сторонамего жизни, гдедействиепобудительныхмотивов стольпостоянно, чтооно может бытьпредсказано, и где оценкуих силы можнопроверить поих последствиям, экономистыстроят своюработу на научнойоснове.
Рассмотримтеперь болеепристальноприроду экономическихзаконов и ихграницы. Всякаяпричина обладаеттенденциейприводить кнекоему определенномурезультату, если на путик этому не возникаетникаких препятствий.Так, сила тяготениязаставляетпредмет падатьвниз, но, когдашар наполненгазом, которыйлегче воздуха, давление воздухазаставит шарподнятьсявверх, хотясила тяготениядолжна былабы заставитьего упасть.Закон тяготенияустанавливает, как любые двапредмета притягиваютдруг друга, какони стремятсядвигаться внаправлениидруг друга икаким образомони будут двигатьсяв направлениидруг друга, если не возникнутпомехи, препятствующиетакому движению.Закон тяготения, следовательно, представляетсобой обобщениесуществующихтенденций.
Это оченьточное обобщение, причем настолькоточное, чтоматематики, используя его, способны составитьморской календарь, который показывает, в какие именномоменты каждыйиз спутниковЮпитера скрываетсяза этой планетой.Они вычисляютэти моментына много летвперед, а мореходыиспользуютих, чтобы определятьместонахождениесвоих кораблей.Между тем такогорода экономическихтенденций, которые девствовалибы столь жеустойчиво икоторые можнобыло бы измеритьстоль же точно, как силу тяготения, не существует, а следовательно, не существуети экономическихзаконов, посвоей точностисравнимых сзаконом тяготения.
Рассмотрим, однако, наукуменее точную, чем астрономия.Наука о морскихприливах иотливах объясняет, как под воздействиемСолнца и Луныдважды в суткипроисходятприливы и отливы, насколькосильны приливыв новолуниеи полнолуние, насколько онислабы в первойи третьей четвертиЛуны, почемуприлив, устремляющийсяв узкое русло, например р.Северн, оказываетсяочень сильными т.д. Поэтому, изучив рельефместности идвижение водвокруг Британскихостровов, людимогут заблаговременновычислить, когда именно, в какой деньприлив, вероятно, достигнетнаибольшейвысоты в районеЛондонскогомоста или Глостераи какова тамбудет его высота.Им приходитсяупотреблятьслово вероятно, которое нетребуетсяастрономам, когда они говорято затменияхспутниковЮпитера. Этообъясняетсятем, что, хотяна Юпитер и егоспутники воздействуютмногие силы, каждая из нихдействуетстрого определеннымобразом, которыйможно заранеепредсказать, тогда как никтоне располагаетдостаточнымизнаниями опогоде, чтобыбыть в состояниипредсказатьее поведение.Ливень в верховьяхТемзы или сильныйсеверо-восточныйветер в Северномморе могутрезко изменитьвысоту приливав районе Лондонскогомоста по сравнениюс ожидавшейся.
Экономическиезаконы следуетсопоставлятьс законамиморских приливови отливов, а нес простым иточным законентяготения.Посколькудействия людейстоль разнообразныи неопределенны, самые лучшиеобобщениятенденций, какой можетсделать наукао поведениичеловека, неизбежнодолжен бытьнеточными инесовершенными.Указанноеобстоятельствомогло бы послужитьоснованиемдля отказа откаких бы тонибыло обобщенийв области экономики, но это означалобы почти полныйотрыв от жизни.Жизнь – этоповедениечело-река ивозникающиев связи с ниммысли и чувства.Движимые присущиминашей натурепобуждениями, все мы – знатныеи простые, образованныеи необразованные, каждый в своемкругу – стремимсяпонять закономерностичеловеческихпоступков иприспособитьих для своихсобственныхцелей, будь токорыстных илибескорыстных, благородныхили низменных.Поскольку мынеизбежнодолжны сформироватьдля себя некоторыепредставленияо тенденцияхчеловеческогоповедения, вамприходитсявыбирать междунебрежным, приблизительнымформированиемэтих представленийи тщательным, возможно болееточным ихформированием.Чем труднеезадача, тембольше необходимостьтрезвого, терпеливогоисследования, учета опыта, достигнутогонаиболее передовымиестественныминауками, составленияпредельнопродуманныхоценок тенденцийчеловеческогоповедения илипредварительныхего законов.
…Термин«закон», следовательно, означает нечто иное, каксамую общуюоценку илиобобщениетенденций, более или менеедостоверных, более или менееопределенных.В каждой наукеделается многотаких обобщений, но мы не придаем, а о существу, и не можем придаватьвсем им формальныйхарактер законов, мы не можем всеих называтьзаконами. Намнадлежит производитьотбор, причемэтот отбордиктуется нетолько чистонаучнымисоображениями, сколько соображениямипрактическогоудобства. Когдакакое-либоширокое обобщениеприходитсяприводить стольчасто, чтооказываетсягораздо хлопотнеецитироватьего полностью, чем ввести воборот еще Дносоответствующееобобщение, ещеодно техническоеобозначение, тогда толькооно и получаетсвое специальноеназвание, противномже случае оноему не присваивается.
Следовательно, закон общественнойнауки, илиобщественныйзакон, – этообобщениеобщественныхтенденций, т.е.обобщение, гласящее, чтоот членов какой-либосоциальнойгруппы приопределенныхусловиях можноожидать определенногообраза действий.
Экономическиезаконы, илиобобщенияэкономическихтенденций, –это общественныезаконы, относящиесяк тем областямповедениячеловека, вкоторых силудействующихв них побудительныхмотивов можноизмерить денежнойценой.
… Иногдаговорят, чтозаконы экономическойнауки являются«гипотетическими».Конечно, подобновсякой другойнауке, политическаяэкономия беретсяизучать следствия, которые окажутсярезультатомдействия определенныхпричин, но результатэтот не абсолютен, а возникаетлишь при прочихравных условияхи лишь в томслучае, еслиуказанныепричины могутбеспрепятственнопривести ксвоим следствиям.Почти все научныедоктрины, когдаони точно истрого изложенысодержат вкакой-либоформе оговоркуо прочих равныхусловиях: предполагается, что действиерассматриваемыхпричин выступаетизолированнои что оно приведетк определеннымследствиям, но лишь в томслучае, еслизаранее принятагипотеза, согласнокоторой никакаядругая причина, кроме четкообозначенныхданной доктриной, не будет принятаво внимание.Следует, однако, признать, чтоисточникомбольших трудностейв экономическойнауке служитнеобходимостьучитыватьвремя, требующееся, чтобы причинымогли привестик своим следствиям.Между тем явления, на которые онивоздействуют, и даже самипричины могутподвергнутьсяизменениям, а исследуемыетенденции небудут обладатьдостаточной«длительностью», чтобы полностьюпроявить себя.Этим трудностяммы уделим вниманиепозднее в даннойработе.
Включаемыев закон оговоркине повторяютсякаждый раз, ноздравый смыслпобудит читателяпостоянно ихучитывать. Вэкономическойнауке их приходитсяповторять чаще, чем в другихнауках, так какее доктриныбольше, чемдоктрины другихнаук, склонныцитироватьлюди, не имеющиенаучного опытаи, может быть, получившиеих из вторыхрук, причемвырваннымииз контекста.Одна из причинтого, что разговорныйязык проще, нежели языкнаучного трактата, заключаетсяв том, что вразговоре можносмело опускатьоговорки, поскольку, если собеседникне учитываетих сам для себя, недоразумениебыстро обнаруживаетсяи устраняется.Адам Смит имногие другиестарые политэкономыдобивалиськажущейсяпростоты, следуяканонам разговорнойречи и опускаянеобходимыеоговорки. Ноэто постояннопорождалонеправильноепонимание ихучения, напраснуюпотерю времении энергии бесплодныхспорах; в результатеза видимуюлегкость изложенияони платилислишком высокуюцену.
Хотяэкономическийанализ и общиеумозаключенияохватываютдлительныеисторическиепериоды и обширныерегионы, темне менее каждуюэпоху и каждуюстрану отличаютприсущие толькоим проблемы, а каждое изменениесоциальныхусловий выдвигаетпотребностьв дальнейшемсовершенствованииэкономическихдоктрин.
--PAGE_BREAK--
2.Маржинализми его основныеидеи и представители

В течениепоследних 30лет XIX в., классическуюполитическуюэкономию смениламаржиналистскаяэкономическаятеория. В значительнойстепени этасмена сталаследствиемогромногопрогресса внауке, особенноее естественныхи гуманитарныхотраслях, иэкономика, которая всеболее обреталапризнакимонополистическоготипа хозяйствования.
Основнаяидея маржинализма– исследованиепредельныхэкономическихвеличин каквзаимосвязанныхявлений экономическойсистемы в масштабефирмы, отрасли(макроэкономика), а также в масштабевсего народногохозяйства(макроэкономика).В данном контекстесовременныймаржинализмвключает в себяныне и неоклассическую, и кейнсианскуюэкономическиеконцепции, а«экономикавпервые сталанаукой, котораяизучает взаимосвязьмежду даннымицелями и даннымиограниченнымисредствами, имеющимиальтернативныевозможностииспользования.
Следуетиметь в виду, что альтернативнаявозможностьпредполагаетиспользованиересурсов изатрат временитолько длядостижениякакой-либоцели. Исходяиз этой идеи, лежащей в основемаржинализма, Л. Роббинсутверждаетследующее:«Если мы что-товыбираем, мывынужденыотказыватьсяот других вещей, от которых виных обстоятельствахмы бы не отказались.Редкость средств, предназначенныхдля удовлетворенияцелей разнойзначимости, –это почтиуниверсальноесвойство среды, в которой совершаетсячеловеческаядеятельность.Экономическаянаука – этонаука, изучающаячеловеческоеповедение сточки зрениясоотношениямежду целямии ограниченнымисредствами, которые могутиметь различноеупотребление».
Переоценкуустоявшихсяпочти за двухсотлетнююисторию ценностей«классическойшколы», произошедшуюв последнейтрети XIX столетия, в экономическойлитературенередко характеризуюткак некую«маржинальнуюреволюцию».Поясняя сутьпроизошедшей«революции», нужно отметить, что маржинализмбазируетсядействительнона принципиальноновых методахэкономическогоанализа, позволяющихопределятьпредельныевеличины дляхарактеристикипроисходящихизменений вявлениях. Вэтом одно изего важныхотличий отклассическойполитическойэкономии, авторыкоторой довольствовались, как правило, лишь характеристикойсущностиэкономическогоявления (категории), выраженнойв средней либосуммарнойвеличине. Так, например, поклассическойконцепции воснове определенияцены лежитзатратныйпринцип, увязывающийее величинус затратамитруда (по другойтрактовке –издержкамипроизводства).
По концепциимаржиналистов, формированиецены (черезтеорию предельнойполезности)увязываетсяс потреблениемпродукта, тоесть учетомтого, насколькоизменитсяпотребностьв оцениваемомпродукте придобавленииединицы этогопродукта. Ещеодно «революционное»отличие методологиимаржинализмасостоит в том, что если классикиподразделялиэкономическиеявления тенденциозно, считая, в частностисферу производствапервичной поотношению ксфере обращения, а стоимость– исходнойкатегориейвсего экономическогоанализа, томаржиналистамиэкономикарассматриваетсякак системавзаимозависимыххозяйствующихсубъектов, распоряжающихсяхозяйственнымиблагами, тоесть материальными, финансовымии трудовымиресурсами.Поэтому именноблагодарямаржинальнойтеории проблемыравновесияи устойчивогосостоянияэкономики сталипредметоманализа результатоввзаимодействияс окружающейсредой какпредприятийи фирм так инародногохозяйства вцелом. Далее, в сравнениис классической, маржинальнаятеория широкоприменяетматематическиеметоды, в томчисле дифференциальныеуравнения.Причем математикадля маржиналистовнеобходимане только дляанализа предельныхэкономическихпоказателей, но и для обоснованияпринятия оптимальныхрешений привыборе наилучшеговарианта извозможногочисла состоянийи гипотез. Вчастности, опоследних, тоесть о гипотезах, М. Фридменписал, что ихсодержательностьчерез фактическиеданные может«объяснить»и даже «показать, является лиона «правильной»или «ошибочной», или, лучше сказать, будет ли она«принята» какобоснованнаяили «отвергнута».ибо «единственнымконкретнымтестом, позволяющимсудить обобоснованностигипотезы, можетбыть сравнениеее предсказанийс реальностью».Об этой же спецификемаржинальнойтеории М. Блаугутверждаетследующее:«Математическийаппарат, применявшийсяэкономистамитого времени, не шел дальшедифференциальногоисчисления.Экономическиефункции неизменнопредполагалисьдифференцируемымии непрерывными.Однако основополагающийпринцип максимизациив равной степениприложим и какразрывнымфункциям. Норазрывностьпредставляетлишь формальную, а не содержательнуюсложность ванализе. В этомсмысле предельныйанализ кактаковой переходитна второй план, а то, что выдвигаетсяна первый план,– это принцип, что экономическоеповедение естьмаксимизирующееповедение приналичии ограничений».
«Революционные»подвижки обусловилмаржинализми в областиколичественнойтеории денег.Ведь классикив противовеспримитивному«инфляционизму»своих предшественников– меркантилистовеще со временД. Юма, то естьболе ста лет,«доказывали»степень ненейтральностиденег ходятбы в краткосрочномпериоде. И возражаяД. Юму, они недопускаливозможностьпозитивноговоздействияползучей инфляциина производствои занятость.Согласно ихинтерпретацииколичественнойтеории денегречь идет о«простой яснойтеоремепропорциональности».Так вот, «маржинальнаяреволюция»дала «новыедоказательства»для постепенногоотхода отортодоксальнойверсии количественнойтеории денегРекардо Миля.В результате«пришло время»неформальногопризнанияглавных функцийденег: средствообращения; мерастоимости илиединицы счета; средство сбережения, накопленияили средствасохранениястоимости. Ноглавное – отпаланеобходимостьпоиска средиразнообразныхфункций денегведущей илиосновной функции, что всегдачревато преувеличениемзначения однихфункций в ущербдругим, и сталовозможнымпризнать: «Деньги– это то, чтоденьги делают.Все, что выполняетфункции денег, и есть деньги».
Первымиавторами указанных«подвижек»явились И. Фишери А. Пигу. Так, развивая традиции«американскойшколы» маржинализма, И. Фишер вывелтак называемоеуравнениеобмена: MV=PT; гдеM – количестводенег; V – скоростьих обращения;P – средневзвешенныйуровень цен;T – количествовсех товаров.Судя по этомууравнению, только в томслучае, еслине связатьстоимость денегсо стоимостьюденежногоматериала, аскорость ихобращения иколичествотоварной массыв краткосрочномпериоде принятьна постоянномуровне (использованиересурсов законкретныйпериод принятькак полное), был бы возможенортодоксальныйвариант количественнойтеории денег: в результатестолкновениятоваров и денегизменение ценна товары зависелобы исключительноот количестваденег.
В своюочередь А. Пигувнес по сутикоррективув методологиюисследованияденег Фишера, предложивучитыватьмотивы хозяйствующихсубъектов намакроуровне(фирмы, компании, частные лица), обусловливающиеих «склонностьк ликвидности»– стремленииоткладыватьчасть денегв запас в видебанковскихвкладов илиценных бумаги т.п. Отсюда, по Пигу, в тоймере, в какойбудет иметьместо ликвидностьденег, будетпроисходитьи адекватнаякорректировкацен. Наконец,«революционным», пожалуй, можнопризнать тообстоятельство, что методологическийинструментариймаржинализмапозволил вконце концовснять спросо первичностии вторичностиэкономическихкатегорий, считавшийсястоль важныму классиков.Это произошлопрежде всегоблагодаряпредпочтениюкаузальному(причинно-следственному)подходу функционального, ставшего важнейшимсредствоманализа, превращенияэкономическойтеории в точнуюнауку. Необходимоподчеркнуть, что факт начал«маржинальнойреволюции»едва ли кем былзамечен. О том, что она ужесвершилась, впервые провозгласилв 1886 году Л. Вальрас.Он исходил извыдвинутыхим идей анализапредельныхэкономическихвеличин и имелпретензии напервенствов этой «революции».Но посколькув пределах трехлет, то есть1871–1874 гг., работыподобнойнаправленностибыли опубликованытакже У. Джевонсоми К. Менгером, между этимитремя экономистаминачаласьнеразрешимая, казалось бы, тяжба о научномприоритете.
Однаков 1878 году ее неожиданнопрервал английскийпрофессорАдамсон, которыйслучайно обнаружилв Британскоммузее книгутогда никомунеизвестногонемецкогоавтора Г. Госсена, изданную гораздораньше (1854) и содержавшуюизложениепринциповмаржинальногоанализа.
В свершении«маржинальнойреволюции»в экономическойлитературевыделяют обычнодва этапа.
Первыйэтап охватывает70–80-е годы XIX в., когда возниклиобобщения идеймаржинальногоэкономическогоанализа в трудахавстрийцаК. Менгера иего учеников, а также упомянутыхвыше англичанинаУ. Джевонсаи французаЛ. Вальраса.На этом этапесреди представителеймаржинальнойтеории большеепризнаниеполучил К. Менгер, ставший воглаве «австрийскойшколы» маржинализма.Его школа, вкоторой активносотрудничалитакже Ф. Визер, О. Баверк идругие ученые, выступалапротив историческогои социологическогоподходов вэкономическойтеории, ратуя, как и «классическаяшкола», за «чистуюэкономическуюнауку». Приэтом, ставшаяна данном этапецентральной, теория предельнойполезноститовара объявлялась«школой» главнымусловием определенияего ценности, а сама оценкаполезноститовара признаваласьпсихологическойхарактеристикойс позиции конкретногочеловека. Поэтомупервый этапмаржинализмапринято называть«субъективнымнаправлением»политическойэкономии.Характеризуяэтот этап, М. Блаугуказывает наряд недостатков, которых неизбежали «всетри основателя(К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас.)теории предельнойполезности».Среди них:
а) полезностьтовара рассматриваетсякак функцияколичестваэтого товара, не зависящаяот количествадругих потребляемыхтоваров;
б) «объяснение»поведенияпотребителяполезностьюсталкиваетсяс двойственнойоппозицией(одна из нихутверждает, что теория ополезностиисходит изсомнительнойи даже невернойпсихологии, а другая – чтопсихологическиеаспекты потребительскогоповедения неимеют отношенияк объективномуразвитиюэкономическогопроцесса, которыйот индивидуальныхощущений независит);
в) «благосостояние»сводится ксумме количественных, поддающихсяизмерениюполезностейдля всех индивидовобщества, иоптимальнымсчитается такоераспределениересурсов, котороемаксимизировалобы благосостояниеименно в этомсмысле.
Второйэтап «маржинальнойреволюции»приходитсяна 90-е годы XIX в.С этого временимаржинализмстановитсяпопулярными приоритетнымво многих странах.Главное достижениемаржиналистовна этом этапе– отказ отсубъективизмаи психологизма70-х годов с тем, чтобы подтвердить, говоря словамиЙ. Шумпетера, что «цельючистой экономики.всегда оставалосьобъяснениерегулярногохода экономическойжизни на основеданных условий».
В результатепредставители«новых» маржинальныхэкономическихидей сталирасцениватьсяв качествепреемниковклассическойполитическойэкономии иназыватьсянеоклассиками, а их теориясоответственнополучила название«неоклассической».На втором этапе«маржинальнойреволюции»– этапе формированиянеоклассическойполитическойэкономии –наибольшийвклад внеслиангличанинА. Маршалл, американецДж.Б. Кларк иитальянецВ. Парето. Чтоже касаетсядовода, будтотеория предельнойполезностиявляется «буржуазнымответом намарксизм», тонеобходимоуказать на дваконтраргумента, приводимыхМ. Блаугом. Это, во-первых, достаточнопоздний переводна английскийязык первоготома «Капитал»К. Маркса, ибок этому времени– 1887 год – первыетруды У. Джевонсабыли уже изданы, а во-вторых, А. Маршалл началсвой главныйтруд – «Принципыэкономикс»в 1867 году, полностьювладея теориейпредельнойполезности, что, кроме того, подтверждаетсяв написаннойим в 1872 году рецензиина книгу У. Джевонса.То же самоеотносится кК. Менгеру иЛ. Вальрасу, задумавшихсвои труды, неведая о готовившемсяК. Марксом вАнглии произведении.Поэтому гораздопозже, то естьпосле 80-х годовпрошлого столетия, в ответ нараспространениена Европейскомконтиненте«революционных»идей ученияК. Маркса втрудах тех, ктостали ученикамиродоначальникови столповмаржинализма, появились«атаки намарксистскуюэкономическуюнауку» с применениемаржиналистскойтеории, и этобыли О. Бем-Баверк, Ф. Визер, В. Парето, П. Уикстид имногие другие.Но поскольку«новая экономическаянаука все ещене могла значительновыдвинутьсяпо меньшей мерена протяжениижизни поколения.– пишет М. Блауг,– историческаяпроблема состоитв том, чтобыобъяснить нетот моментвремени, когдапредельнаяконцепция былаприложена кполезности, а скорей запоздалуюпобеду экономическойтеории на основепредельнойполезности».
Эволюциимаржинальныхидей на двухобозначенныхвыше этапах«маржинальнойреволюции»можно охарактеризоватьследующимобразом.
Первое.Вначале маржинализмв своем субъективномтечении акцентировалвнимание назначенииэкономическогоанализа в частипроблематики, связанной спотребление(спросом), аклассики, какизвестно, исходилиих приоритетапроблем производства(предложения).Но затем неоклассикиобосновали, необходимостьодновременногоизучения обеихсфер, не выделяяни одну из нихи не противопоставляяих друг другу.
Второе.Маржиналистыпервой волны(субъективноенаправлениеэкономическоймысли), используя, подобно классикам, причинно-следственныйанализ, как быповторили своихпредшественников.Речь идет отом, что приверженностьк каузальномуподходу привелаи тех, и другихк версии признаниястоимоститоварных благв качествеисходной категорииэкономическогоисследования.Правда, с однойсущественнойразницей:«классическаяшкола» считалапервичной вэкономике сферупроизводстваи источникомформированиястоимости –издержкипроизводства, а «субъективнаяшкола» первичнойсчитала сферупотребленияи цены – обусловленнойполезностьютоваров и услуг.
В своюочередь маржиналистывторой волны, ставшие родоначальникаминеоклассическогонаправленияэкономическойтеории, благодаря, замене каузальногоподхода функциональным, исключили из«поля зрения»экономическойнауки существовавшуюпочти 200 лет дилеммуо первичностии вторичности, по отношениюдруг к другу, сфер производстваи потребления, а соответственнои споры о том, что лежит воснове стоимости.Неоклассики, образно говоря,«объединили»сферу производстваи сферу потребленияв объект целостногосистемногоанализа, распространивхарактеристикупредельныхэкономическихвеличин и насферы распределенияи обмена. Врезультатепроизошло какбы естественноеобъединениеобеих теорийстоимости(теории издержекклассиков итеории полезности«субъективистов»)в одну двухкритериальнуютеорию, базирующуюсяна одновременномсоизмерениипредельныхиздержек, ипредельнойполезности.Это позволилопредставителям«новой экономики»– неоклассикамисключитьспециальныйанализ стоимостикаждого факторапроизводства.«То, что авторыклассическойшколы выдвинулиспециальнуютеорию распределения, как раз и являетсяпредметомкритики состороны современныхавторов.
И третье.В отличие отпервого этапа«маржинальнойреволюции»на втором ееэтапе нарядус функциональнымметодом экономическогоанализа всемерноутвердилсяи метод математическогомоделированияэкономическихпроцессов каксредство реализацииконцепцииэкономическогоравновесияна уровнемакроэкономики, то есть отдельныххозяйствующихсубъектов, из-за чего унеоклассиковиз предметаэкономическойнауки вплотьдо 30-х годов XX в.незаслуженновыпала проблематикафакторов ростаэкономики имакроисследования.
Но приэтом маржиналистыпоследней третиXIX в., а затем иих последователив первой третиXX в. по-прежнемуполагали, чтоэкономическийрост благодаря«свободной»конкуренцииподдерживаетсяавтоматически, и продолжалиразделятьнесостоятельныйв действительности«закон рынков»Ж.Б. Сэя, с егоглавной идеейо саморегулируемостии равновесностиэкономики.
Признаваяматематизированнуюспецифичностьмаржинальнойэкономическойнауки, не будетлишним напомнитьо предостереженияхна это счет, высказанныхнекоторымишироко известнымиучеными-экономистамисовременности.Так, например, В. Леонтьевпишет: «Не будучис самого началаподчиненыстрогой дисциплинесистематическогосбора данных, в отличие отсвоих коллег, работающихв естественныхи историческихнауках, экономистыприобрелинепреодолимуюсклонностьк дедуктивномуанализу илидедуктивнойаргументации.Многие экономистыпришли из «чистой»или прикладнойматематики.Каждая страницаэкономическихжурналов пестритматематическимиформулами, которые ведутчитателя отболее или менееправдоподобных, но абсолютнопроизвольныхпредположенийк точно сформулированным, но не относящимсяу делу теоретическимвыводам. Ничтотак красноречивоне говорит обантипатиибольшинствасовременныхэкономистов-теоретиковк систематическомуизучению, какте методологическиесредства, котороеони используютдля того, чтобыизбежать илисократить доминимума применениефактическойинформации».По мнению М. Алле,«нельзя бытьхорошим физикомили экономистомпо той единственнопричине, чтообладаешьнекоторымизнаниями инавыками вобласти математики», и поэтому «никогдане будет лишнимповторитьследующее: дляэкономиста, как и для физика, основная задач– это не использованиематематикиради нее самой, а ее применениев качествесредстваисследо-ванияанализа конкретнойреальности; задача, следовательносостоит в том, чтобы никогдане отрыватьтеорию от ееприменения».


3.Роль и значениеконцепцииА. Маршалладля современнойэкономическойнауки

ЭКОНОМИЧЕСКАЯНЕОКЛАССИЧЕСКАЯТЕОРИЯ (neoclassical economics) –преобладающеев 20 в. направлениеэкономическойнауки, сторонникикоторого обращаютосновное вниманиена самостоятельнуюхозяйственнуюдеятельностьотдельных людейи выступаютза ограничение(или даже заполный отказот) государственногорегулированияэкономики.Синонимомпонятию «неоклассическаяэкономическаятеория» частосчитают «экономическийлиберализм».
Местонеоклассикив историиэкономическойтеории. Первойцелостнойшколой экономическойтеории сталасложившаясяв конце 18 в. классическаяполитическаяэкономия. Ееосновоположник, английскийэкономист АдамСмит, в своейкниге Богатствонародов (1776) впервыепредставилв систематизированнойформе знанияоб объективныхзакономерностяххозяйственнойжизни.
ИменноА. Смит придумалмодель «человекаэкономического», которая по сейдень остаетсяфундаментомэкономическойтеории. В основевсех экономическихпроцессов, поего мнению, лежит человеческийэгоизм. Общееблаго стихийноскладываетсявследствиесамостоятельныхдействий отдельныхиндивидов, каждый из которыхстремится крациональноймаксимизациисвоей выгоды.Отсюда вытекаетконцепция«невидимойруки рынка», остающаясязнаменем исовременныхэкономистов-неоклассиков.Согласно этойконцепции, стремящийсяпреумножитьлишь свое личноеблагосостояниеиндивид болееэффективнослужит в рыночномхозяйствеинтересамобщества, чемесли бы онсознательностремилсяслужить общественномублагу. Поскольку«невидимаярука рынка»обеспечиваетоптимальнуюорганизациюпроизводства, его сознательноерегулированиеявляется нетолько излишним, но и вредным.Поэтому государствув экономикесторонникиклассическойполитэкономииотводили роль«ночного сторожа»– гаранта соблюдениярыночных «правилигры», но не ееучастника.
Во 2-ойполовине 19 в.путь развитияэкономическихидей раздвоился(рис. 1). Анализомсоциальныхпроблем экономикизанималисьв основномпоследователимарксистскойполитическойэкономии (с 20в. – также иинституционализма).Изучение жесобственномеханизмафункционированиярыночногохозяйства сталопрерогативойсторонниковнеоклассическойэкономическойтеории (неоклассики).Оба эти направлениявышли из классическойполитэкономии, но если сторонникипервого направленияподвергликритическомупересмотрупринципырациональногоэгоизма и «невидимойруки» рынка, то сторонникивторого, напротив, продолжалисчитать ихосновой подлиннонаучного анализа.

Формированиенеоклассическогонаправленияпроисходилов ходе маржиналистскойнаучной революции.Завершениемэтого процессасчитают выходв свет книгианглийскогоэкономистаАльфреда МаршаллаПринципыЭкономическойнауки (1890). Именнов работах А. Маршаллаокончательносложилосьнеоклассическоенаправлениеэкономическойтеории каксинтез маржинализмас отдельнымиэлементамиучения ДавидаРикардо. Отличительнойчертой методологиинеоклассиковстало экономико-математическоемоделирование, незнакомоепредставителямклассическойполитэкономии.
Неоклассическаятеория господствоваладо 1930-х, когдалидерство вэкономическойнауке перехватилипоследователианглийскогоэкономистаДжона МейнардаКейнса – представителикейнсианскойэкономическойтеории. Этунаучную революциюназывают поэтомукейнсианскойреволюцией.В отличие отнеоклассиков, кейнсианцыотвергли идеюневмешательствагосударствав хозяйственнуюжизнь и разрабатывалитеории макроэкономическогорегулирования.
Втечение примерно40 лет неоклассикаоставаласьв оппозицииосновномутечению экономическойтеории, но затемидеи ограничениягосударственноговмешательстваснова стализавоевыватьпопулярность.Научную революцию1970-х иногда называют«неоклассическойконтрреволюцией», поскольку онавернула неоклассикелидерство вэкономическойнауке.
Хотяи в начале 21 в.неоклассическаятеория сохраняетстатус основноготечения современнойэкономическойнауки, однакоуже в 1990-е обозначилсяее кризис. Многиеэкономистысчитают, что«второе пришествие»неоклассикитоже приходитк концу, и современнаяэкономическаятеория стоитна пороге новойнаучной революции.
Такимобразом, в историинеоклассическойэкономическойтеории четковыделяютсятри периода:
«старая»неоклассика(1890–1930-е);
«оппозиционная»неоклассика(1930–1960-е);
современнаянеоклассика(с 1970-х до нашихдней).
«Старая»неоклассика.В основе всехтеорий, анализирующихрыночное хозяйство, лежит какая-либоконцепция, объясняющаяпринципыценообразования.Неоклассическаяконцепциясформироваласьв результатесинтеза разрабатываемойпредставителямиклассическойполитэкономиитрудовой теориистоимости имаржиналистскойтеории предельнойполезности(рис. 2).


Однаиз главныхноваторскихидей А. Маршаллазаключаласьв том, что онне согласилсяс попыткамипредшественниковискать один-единственныйфактор ценообразования.В качествеаналогии онприводил примерс лезвияминожниц: бессмысленноспорить, какоеименно лезвие– верхнее илинижнее – разрезаетлист бумаги.Именно А. Маршаллсоединил теориюпредельнойполезностии теорию издержекпроизводствав дуалистическойконцепции цены.По его мнению, рыночная ценаесть результатвзаимодействияспроса, силакоторого определяетсяпредельнойполезностьютовара, и предложения, зависящегоот издержекпроизводства.Центром, вокругкоторого происходитколебание цен, выступаетнормальнаяцена или ценаравновесия(равновеснаяцена), складывающаясяпри равенствеспроса и предложения.


Такимобразом, теорияценообразованияА. Маршалластала своегорода компромиссоммежду разнымиподходами квопросам стоимостии цены. Ее графическоеизображение,«маршаллианскийкрест» (рис. 3), а также учениеА. Маршаллаоб эластичностиспроса и предложения, о краткосрочноми долгосрочномпериодах идругие еготеоретическиенаходки сталиосновой разделаэкономическойтеории, посвященногоповедениюотдельныххозяйствующихсубъектов (егоназываютмикроэкономикой).
Отом, насколькосильное влияниена развитиеэкономическойнауки оказалитруды А. Маршалла, показываеттот факт, чтоуже в конце 19в. термин «политическаяэкономия»(political economy) как названиеэкономическойтеории постепенновыходит изширокогоупотребления, сменяясь термином«экономика»(economics – в честьназвания книгиА. МаршаллаPrinciples of economics).
Вформированиенеоклассическогонаправлениявнесли большойвклад, помимоА. Маршалла, также и другиеэкономистыначала 20 в.
ОсновательамериканскойнеоклассикиДжон БейтсКларк дал объяснениеформированиюдоходов. По егомнению, рыночныймеханизм приноситсобственникамфакторов производстватакие доходы, которые соответствуютсозданным имичастям продукта: денежный капиталприносит своемусобственникупроцент, капитальныеблага – ренту, деятельностьпредпринимателя– прибыль, атруд наемногоработника –зарплату. Темсамым, по мнениюД.Б. Кларка, система свободногопредпринимательстваобеспечиваетсправедливоераспределениедоходов.
Последнийвыдающийсяпредставительнеоклассическогонаправленияначала 20 века– итальянецВильфредоПарето, которыйвнес заметныйвклад одновременнов несколькоразделовнеоклассическойэкономическойтеории. В частности, анализируяраспределениедоходов, онввел понятиеПарето-оптимальностикак обозначениетаких изменений, при которыхпроисходитулучшениеблагосостоянияхотя бы одногочеловека безущерба дляблагосостояниякакого-либодругого.
Большойвклад в экономическийанализ благосостояниявнес такжеанглийскийэкономист АртурПигу, которыйвпервые началглубоко анализироватьорганическиенедостатки(«провалы»)рыночнойсаморегуляции.
Родившисьв период свободнойконкуренции,«старая» неоклассикаотразила верув неограниченныевозможностисаморегулируемойрыночной экономики.Экономисты-неоклассикиисходили изтого, что рыночнаясистема обеспечиваетполное использованиересурсов вэкономике, авозникающиеиногда диспропорцииразрешаютсяна основеавтоматическогосаморегулированиярынка. В конечномсчете, по ихмнению, благодарярынку в экономикевсегда достигаетсяоптимальныйуровень производствапри полнойзанятости.



Заключение

За прошедший20-й век экономическаянаука укрепиласвои позициикак с точкизрения своего«внутреннего»развития, таки с позицииобщественнойзначимости.Сделанный рывокв развитииэкономики былнастольковелик, что позволилей занять одноиз первых (еслине первое!) местсреди другихнаук. Несмотряна это, многиеее методологическиеособенностиостаются недо конца осмысленными.Так, с однойстороны, экономическиеисследованияпринципиальноотличаютсяот исследованийв естественныхнауках, а с другой– имеют с нимимного общего.Примерно тоже самое наблюдаетсяв отношенииэкономики идругих социальныхдисциплин.
Различиямежду экономикойи прочими наукаминачинаютсяс объектаисследования, затрагиваютметоды изученияэкономическогомира и самостроение науки, а заканчиваютсяспособамипрактическогоиспользованияполученныхрезультатови формами влиянияна общественнуюидеологию иреальный ходсобытий. Вместес тем, было быгрубой ошибкойне видеть техобщих методологическихмоментов, которыероднят экономикус точнымидисциплинамии позволяютей гармоничновстроитьсяв общее зданиесовременныхнаучных исследований.Такое положениедел формируетвесьма своеобразноеи сложноевзаимодействиеэкономики сдругими науками, причем как сестественными, так и с социальными.
Рассмотримпредмет и задачиэкономическойнауки. Толькочетко обрисовавконтуры того, чем занимаетсянаука, можнодвигатьсядальше в направлениипонимания ееспецифики.
Исходяиз положенияА. Пуанкарео том, что любаянаука естьсистема отношений, задача экономическойнауки заключаетсяв том, чтобысобирать факты, систематизировать, истолковыватьих и выводитьиз них надлежащиеумозаключения.Для пониманиясущности экономикивесьма полезентезис Й. Шумпетерао том, что еекорни лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – вспорах о насущныхпроблемах итрудностях.
Первымприближениемк конструктивномупониманиюпредметаэкономическойнауки являетсяутверждениеДж.С. Милля, чтоданная дисциплинарассматриваетчеловека какзанятогоприобретениеми потреблениембогатства.Столь же емкоеи компактноеопределениедает А. Маршалл, говоря, чтоэкономикарассматриваетбогатство какорудие удовлетворения«потребностей»и как результат«усилий». Егоже более развернутоеопределениегласит: «экономическаянаука (Economics) занимаетсяисследованиемнормальнойжизнедеятельностичеловеческогообщества; онаизучает тусферу индивидуальныхи общественныхдействий, котораятеснейшимобразом связанас созданиеми использованиемматериальныхоснов благосостояния.Следовательно, она, с однойстороны, представляетсобой исследованиебогатства, ас другой – образуетчасть исследованиячеловека».Важным комментариеми дополнениемк данному определениюслужит следующаяМаршалловасентенция:«экономическаянаука занимаетсяизучением того, как люди существуют, развиваютсяи о чем людидумают в повседневнойжизни. Но главнымпредметом ееисследованияявляются тепобудительныемотивы, которыенаиболее сильнои наиболееустойчивовоздействуютна поведениечеловека вхозяйственнойсфере его жизни».
Несмотряна то, что приведенноеопределениеА. Маршаллаявляется наиболееточным и всеобъемлющим, оно все же нуждаетсяв некоторыхуточнениях.Прежде всего, современнаяэкономикаизучает нетолько нормальные, но и аномальныеэффекты вобщественнойжизни, а такжене толькоматериальные, но и нематериальныеосновы благосостояния.
Именнотакая расширительнаятрактовкапредмета исследованияхарактернадля экономическойнауки сегодняшнегодня. Это связанос тем, что современныеэкономисты, проникнув ужедостаточноглубоко в недрасоциальныхявлений, пытаютсяобъяснить особосложные эффекты, которые вовремена А. Маршаллаоставалисьбез внимания(например, аномальныеэффекты вценообразовании, аномальноевозникновениеинфляционныхтенденций, противоестественноеторможениекризисныхпроцессов ипр.). При этомзатрагиваютсячрезвычайнотонкие аспектычеловеческогоповедения, многие из которыхпо своей природеявляютсянематериальными(например, рассмотрениечеловеческогокапитала вкачестве факторапроизводстваи потребления, роль времении информациив экономическомкругооборотеи пр.).


Списоклитературы

1. Автономов В.С. Модельчеловека вэкономическойнауке / В.С. Автономов.СПб.: Экон. шк.,1998.
2. «БакалаврЭкономики».Хрестоматияв 3 томах. Российскаяэкономическаяакадемия им.Г.В. Плеханова, Центр кадровогоразвития. Том2./под общ. ред.В.И. Видяпина.– Информационно-издательскаяфирма «Триада», М., 1999 год. – Электронныйвариант книгив сети Интернетhttp://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02.asp
3. Дж.М. Кейнсоб АльфредеМаршалле / Историяэкономическоймысли. Москва: Логос, 1993 год. –Электронныйвариант статьив сети Интернетhttp://orel.rsl.ru/nettext/economic/keins/keyn100.htm
4. Историяэкономическихучений / Учебноепособие подредакциейВ. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой.Москва: Инфра-М,2001.
5. Лекциипо историиэкономическоймысли ДелеплясГ. / Ред.: В.П. БусыгинНовосибирск: Изд-во НГУ, 2000. –Электронныйвариант книгив сети Интернетhttp://ecsocman.edu.ru/db/msg/121672.html
6. Принципыэкономическойнауки: [В 3 т.: Пер.с англ.] А. Маршалл,– М. ПрогрессФирма «Универс»1993.
7. СелигменБ. Основныетечения современнойэкономическоймысли. – М.: «Прогресс».1968. – 242 с. Электронныйвариант книгив сети Интернетhttp://www.portalus.ru/modules/economics/print.php?subaction=showfull&id=1103629300&archive=&start_from=&ucat=15&
8. Ядгаров Я.С. Историяэкономическихучений / Учебник
для вузов.Москва: Инфра-М,2000 год. – 567 с.
9. Хрестоматияпо экономическойтеории – М.: Юристъ,2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.