Министерствообразования Российской Федерации
Иркутскийгосударственный университет
Факультетфилологии и журналистики
РЕФЕРАТ
Теневая экономика. Мафиозные структуры, как сферы теневойэкономики
Работу выполнила
студентка 3 курса
группы 8311
Щукина Евгения
Работу проверила
преподаватель
Т.С. Бузук
2001План
1. Введение
2. Основнаячасть
Масштабы теневой экономики в России. Определениетермина «теневая экономика»;
Виды теневой экономики (неофициальная (вторая,параллельная, неформальная) экономика; фиктивная экономика; «черная»экономика);
Факторы, способствующие развитию теневойэкономики (экономический, социальный, правовой);
Влияние теневой экономики насоциально-экономическое положение (стабилизирующее, дестабилизирующее);
Этапы процесса развития теневой экономики.Институализация связей теневой экономики с официальными структурами.
Особенности экономической реформы, реализованной в России:
Тандем чиновника и предпринимателя;
Рольгосударства в экономике;
Формымонополизма. Понятие «крыша»;
Репрессивный характер системы налогообложения;
Неправовой характер экономическихпреобразований;
Асоциальный характер рыночных преобразований.
Теневая экономика в странах Евросоюза ивосточной Европе (исследование Ф. Шнайдера);
Российская теневая экономика в оценке западныхэкономистов. Дело Бородина.
Как вывести капиталы из тени (программа В. О. Исправникова).
3. Заключение.
В последнее время этот термин ‑теневая экономика ‑ употребляется достаточно часто. И потому, наверное,что встречается он в ряду многих явлений, служащих показателем неблагополучиянашего общества, таких как рост преступности, ухудшение экологическойобстановки и т.д.
Хотя процесс формированиякапиталистического общества в России находятся в самом начале, некоторые чертыроссийского капитализма уже определились. Можно сказать, что в стране возникает«теневой капитализм». Одной из его характерных черт являетсяинституализация теневой экономике, превращение ее в устойчивый элементэкономической системы, тесное переплетение с легальной хозяйственнойдеятельностью, а так же огромные ее масштабы.
Взрывной рост теневой экономикиоказался совершенно неожиданным последствием перехода России ккапиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым быломнение, что теневая экономика ‑ это порождение, присущих советскойсистеме особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией ивведением частной собственности в рамках «перехода к рынку» (теневаяэкономика СССР (в дореформенный период) составляла 20% от официальной). Поэтомусчиталось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневойэкономики будут сокращаться, а легальной ‑ возрастать. Произошло же всенаоборот. По данным МВД РФ в 1990-91гг. в теневой экономике производилось10-11% ВВП, в 1993 эта доля составила 27%, в 1994г. ‑ 39%, в 1995 ‑45%, в 1996 ‑ 46%. По тем же данным с теневой экономикой так или иначесвязано примерно 58-60 млн. человек.
Заметно меньшую и, возможно, болеереалистичную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ(1992-1994гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла приблизительно 9-10%, в1995 ‑ 20%, в 1996 ‑ 23%. При этом, по оценкам МВД, 41 тыс.предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметьсвязи с организованной преступностью. По мнению авторов доклада «Теневаяэкономика в России», в этой области занято около 30 млн. человек.
Хотя приведенные данные могут бытьпреувеличенными, ясно одно ‑ масштабы теневой экономики в России сейчасвесьма велики, они значительно возросли с момента начала экономическойлиберализации и продолжают расти. Более того, теневой и легальный видыдеятельности сейчас настолько переплетены, что нередко их почти невозможноотличить друг от друга.
Водном из социологических опросов россияне отвечали на вопрос, что они понимаютпод теневой экономикой. Для одних это были подпольные (трикотажные,кондитерские и прочие) цеха. Для других ‑ скрытые от налоговой инспекциидоходы. Для третьих ‑ операции с, так называемым, «чернымналом» ‑ с неучтенными наличными деньгами. Каждый из интервьюируемыхбыл прав, но если суммировать высказывания всех, то это будет далеко еще неполный перечень «ликов» теневой экономики.
Чтобысоздать общее представление об этом явлении, кандидат экономических наук С.Чернов приводит следующий пример. Иногда в магазине вместо оплаты покупки вкассе отдают деньги продавцу, который убирает их под прилавок. Это и естьмикропроявление теневой экономики. Кассовый аппарат ‑ это государство,которое должно контролировать, учитывать любой экономический акт. Все, чтопрошло мимо него, не отложилось, не сосчиталось (ведь продавец может потом не«пробить» деньги, а присвоить их), то ушло в сторону, в тень, втеневую экономику. Поэтому взятка чиновнику, оплата фиктивных услуг ‑тоже элементы теневой экономики, ведь государство в этих случаях остается«ни при чем». Итак, любыеотношения, возникающие в сфере производства, обмена, распределения илипотребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству иразрушают личность, объединяются понятием теневая экономика. Существуетмножество определений теневой экономики. Например, Д. Макаров в статье«Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России» подтеневой экономикой понимает " совокупность в принципе легальных, но невыявляемых открытыми проверочными методами финансово-правовых операций",вынося за ее пределы прямые нарушения законам в экономике. В своей работе онделает акцент на негативных последствиях теневой экономики, хотя многие их нихнельзя оценить однозначно. Другие авторы включают в теневую экономику инелегальную хозяйственную деятельность. Несмотря на имеющиеся расхождения вопределениях теневой экономики, все специалисты сходятся в том, что в неепрежде всего входят те виды деятельности, которые не поддаются прямому контролюи наблюдению.
Все теневые экономические деяния можноразделить на три группы. Первая ‑ это неофициальная экономика (ее еще называют второй, параллельной,неформальной). Те самые подпольные цеха, незаконное предпринимательство вразличных секторах народного хозяйства. Наибольший ущерб обществу наносят онипри производстве алкоголя, рыбной продукции, в области добычи, переработки иоборота драгоценных металлов и камней.
Удивительным парадоксом нашейэкономической статистики является то, что к теневой экономике, к еенеформальной, неофициальной группе, принято относить товары и услуги, отнюдь неподпольно произведенные в домашнем хозяйстве.
Получаетсяэто потому, что в валовый внутренний продукт (сумму всех товаров и услуг,произведенных в стране) включается и продукция частных хозяйств. Выращенный наличных огородах картофель, например. Поскольку эта продукция прошла «мимокассы», мимо государства, то ее производство и потребление формальнопопадает в категорию теневой экономики. Хотя понятно, что подобная«теневая экономика» представляет собой типичное натуральное хозяйство‑ следствие недостаточно развитых производительных сил. Никому ‑ ниобществу, ни личности ‑ вреда подобная деятельность не наносит, скореенаоборот. Позволяет снизить напряженность на рынке труда, дает средства ксуществованию. В целом, это признается: налогами товары и услуги домашнегохозяйства не облагаются.
Втораягруппа ‑ это фиктивнаяэкономика. За ширмой официально зарегистрированной организации (коммерческойили общественной), совершаются противоправные действия. Например, вывозкапитала из России по фиктивным контрактам или неуплата налогов.Налогообложение ‑ один из самых болезненных узлов российской экономики,клубок множества проблем.
Частьвины за такое положение вещей лежит на государстве. Оно построило на редкостьнесовершенное налоговое законодательство. Новое правительство пытается сделатьочередную попытку упорядочить ситуацию с налогами, но всем понятно, что быстротакой вал проблем не поднять. Вместо того, чтобы использовать недостаткизаконодательства, большинство предпочитает жить отдельно от государства.
Парадокс существующего налогового законодательства состоит в том, что, работаяпо «белому», то есть исключительно в рамках законов, можно платитьналогов меньше, чем полагаться на «опыт» других. Еще не так давноможно было свободно покупать многочисленные брошюрки «100 способовсэкономить на налогах». Их никто не запрещал, просто их читали люди,готовящие законы, и этих способов не стало. Но остались другие и появилисьновые. Наконец, государство предоставляет льготы, которыми мало кто пользуетсяотчасти по незнанию, но больше по неумению.
В 1997 году в России за неуплатуналогов было привлечено к ответственности около шестисот человек. Длясравнения: в 1921 году (время НЭПа) за неуплату налогов было осуждено 26 тыс.человек. В Москве, где сосредоточены крупнейшие российские капиталы, в 1997году было вынесено десять приговоров и только один был связан с лишениесвободы.
Кфиктивной экономике также относится легализация криминального капитала, такназываемый, отмыв грязных денег.
Ежегодныйдоход организованных преступных группировок в России достигает настолькогромадной суммы, что естественно появление в нашей прессе предложений каким-тозаконным образом «простить» преступное прошлое этим деньгам, чтобыможно было включить их в народное хозяйство. Но здесь важно помнить следующее.Во-первых, за подобными капиталами действительно стоят преступления, и нетолько финансовые, но зачастую самые настоящие уголовные. Во-вторых, обладателипреступных денег вовсе не ставят перед собой патриотических целей. Легальныеденьги нужны им, чтобы не надо было скрывать большие траты. В третьих, грязныеденьги, превратившись в чистые, вновь идут на финансирование преступныхорганизаций, то есть реинвестируются в криминальную деятельность. С их помощьюлоббирются политические интересы преступного мира. Денег на это не жалеют. Поимеющимся данным, до 50% доходов преступных сообществ идут на подкупгосударственных должностных лиц.
Крометого, в предпринимательскую среду привносятся нравы и обычаи криминальногомира. Как следствие растет социальная напряженность: снижаются стимулы кпроизводительному честному труду, идея «чистого» бизнеса теряетпривлекательность, происходит отток частных, в том числе иностранных,инвестиций законопослушных агентов рынка.
Преступникихорошо знают способы отмыва денег, а вот частным гражданам иногда не понятно,почему под это определение попадает приобретение антиквариата, строительствоособняков, владение дорогостоящим автомобилем по доверенности. Полотноизвестного живописца, роскошный загородный коттедж ‑ это овеществленныеденьги, ведь и то и другое можно продать и полученная сумма будет уже вполнелегальной. Вспомните героя известного кинофильма «Берегись автомобиля»,продавца электроники, у которого ничего не было своего: машина, дача, квартира ‑все было оформлено на других лиц. Этот тип теневика не исчез и в наши дни, дажестал более ловким: с помощью подставных лиц он покупает контрольные пакетыакций действующих предприятий, вывозит валюту за границу во время деловых итуристических поездок, делает множественные мелкие вклады в коммерческие вкладыи так далее.
Третьягруппа теневой экономики ‑ черная экономика:производство и продажа наркотиков, разбой, грабежи, кражи, вымогательство ииные преступления, в результате которых одни люди обогащаются, нанося вреддругим, обществу и государству. К этой же группе относятся монополистическиедействия на рынке, ограничения конкуренции, например.
Итак,теневая экономика проявляется в трех формах: неофициальной, фиктивной и черной.Надо отметить то, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление кконкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии заякобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороныотносится к черной экономике (взяточничество), а с другой стороны ‑ кфиктивной (отмывание незаконно полученных денег). Но это уже проблемыклассификации.
Всферу теневой экономики вовлечены:
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h основныекапиталы (движимое имущество и недвижимость, ресурсы производства, средствапроизводства);
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h финансовыесредства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты и т.д.);
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h личныекапиталы структур теневой экономики (дома, дачи, земля, автомобили);
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h трудовыересурсы (лица, задействованные в теневых экономических видах деятельности).
Обычно выделяют три группы факторов,которые способствуют развитию теневой экономики.
1. Экономическиефакторы:
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h высокие налоги (наприбыль, подоходный налог и т.д.);
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h переструктуризациясфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, услуг, торговли);
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h кризис финансовойсистемы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h несовершенствопроцесса приватизации;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h деятельностьнезарегистрированных экономических структур.
2. Социальныефакторы:
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h низкий уровеньжизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономическойдеятельности;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h высокий уровеньбезработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h неравномерноераспределение валового внутреннего продукта.
3. Правовые факторы:
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h несовершенствозаконодательства;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h недостаточнаядеятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной икриминальной экономической деятельности;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h несовершенствомеханизма координации по борьбе с экономической преступностью.
Теневаяэкономика оказывает двойное влияние на социально-экономическое положение встране: стабилизирующее и дестабилизирующее. Степень проявления той или инойформы воздействия в значительной мере определяется состоянием экономики вцелом.
Считается,что основными направлениями стабилизирующеговлияния теневой экономики наРоссийское общество и его экономику являются:
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h формирование болееэффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживаниехозяйствующих субъектов в критических ситуациях;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h создание вдеятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальнойэкономики и падения уровня жизни населения;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h формированиенегосударственной финансовой базы для решения социальных задач.
Косновным дестабилизирующим направлениямотносятся:
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h вытеснениеофициальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемовсобираемых налогов;
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h дезорганизацияпроизводственных процессов в официальной экономике и препятствие созданиюнормально работающих, «здоровых» экономических организаций;
SYMBOL183 f «Symbol» s 10 h усилениекриминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты,разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.);
SYMBOL 183 f «Symbol» s 10 h расширение«размытости» принципов социального поведения, когда не работаетмеханизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение.
Пооценкам специалистов, в России завершилось уже два этапа, на которыхразличались соотношения указанных факторов: 1991-1994 гг., когда имело местостабилизирующее воздействие теневой экономики на российское общество; 1995-1998гг., когда преобладали дестабилизирующие факторы.
Внастоящее время идет третий этап процесса развития теневой экономики. Этоинституализация связи теневой экономики с официальными структурами. Вчастности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневойэкономики и официальной политики, что приводит к криминализации властныхструктур.
Воснове этого явления, по мнению многих исследователей, находится«незавершенная либерализация». Иначе говоря, из всего набора«экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразованияи др.) одни были введены, другие ‑ нет, одно делать было можно, а другое(также необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например,покупать и продавать землю) ‑ нельзя. Есть еще одна причина. В техсферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита состороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, чтосформировали у населения и деловых людей России «комплексгиперприватности» ‑ боязнь привлечь к себе, своей деятельности исвоей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когданикаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возникраскол между государством и обществом, люди перестали доверять власти.Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всегов неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством ‑ иметьдело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, акак с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью иможет оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствоваларазвитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностейреализованной в России реформы. Выделим важнейшие.
1.Возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования былипроведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников.Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Они,обладая деловым опытом и инициативностью, сумели с наибольшей выгодойвоспользоваться открывшейся экономической свободой: фактически приватизировавсвои рабочие, получили возможность выполнять должностные обязанности (или невыполнять их) в соответствии с частными экономическими интересами. Врезультате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своихинтересов, он ее не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядкесотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительныхорганов и напрямую платит им деньги. Уплата налогов рассматривается как двойноеналогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частномпорядке. В обществе формируется социально-психологическая атмосфера(сохранившаяся и сегодня), когда уклонение от уплаты налогов ‑ норма,следование которой не осуждается.
Важнаяособенность российских рыночных преобразований в том, что чиновники используютсвои рабочие места (точнее власть и информацию с ними связанные) как один изресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое имипредпринимательство носит теневой характер, так же, как и предпринимательствочастных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.
2. Чрезмернобольшая роль государства в экономике. Она находят свое выражение в двух формах.Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежнихправовых и экономических ограничений. Весьма велика доля госсектора впромышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-фактоосталась государственной часть энергетики, топливно-экономического комплекса. Всвою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектортеневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему«дружественных» им фирм разворовывают или прокручиваютгосударственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются вэкономику или переводятся за рубеж и т.д.
Вовторых, в практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическуюдеятельность. К ней относятся создание государственных, полугосударственных илинегосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частныефирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, созданиемуниципального банка, через который все организации региона должны осуществлятьрасчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Функционированиекомпаний подобного типа ‑ источник теневой активности, так какпредприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желаяобойтись без «уполномоченных» вынуждены им платить.
Другойисточник теневых отношений ‑ лицензирование разных видов хозяйственнойдеятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти иотдельных чиновников. Достаточно распространенная практика ‑ выдачалицензии на какую-либо деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, чтополучившие их становятся монополистами в одном из районов города. Для«обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить.
Применяетсятак же и силовое подавление конкуренции органами власти в пользу«дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльныхотраслях (в торговле бензином, металлом, нефтью, в строительстве), когдадеятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции,проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещенияземлеотвода или сдачи земли в аренду и т.п.
3.Сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма) ипоявление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как оносохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создаетмонополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение гос. контроляза золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала служат источникомсуществования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многиесотни килограммов в год.
Ещеодин источник монополизма ‑ деятельность бывших министерств, ведомств иих подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭСРоссии» и т. п. ‑ негосударственные структуры (по крайней мере онине являются «унитарными казенными» предприятиями, к деятельностикоторых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияниев госаппарате, доступ к конфиденциальной гос. информации. Однако сейчас они несвязаны прежними ограничениями, касающимися гос. ведомств. Это ‑«квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании игос. ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономикиРоссии. Особенно много их в самых прибыльных сферах ‑ в добыче и продажетопливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности.Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетомнебольшого европейского государства. Они почти автономны и включают наборорганизаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционновыполняют государство и общество, ‑ от газет и телекомпаний до частныхармий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они почтизакрыты от общественного и гос. контроля, что дает широкие возможности дляразвития теневой деятельности.
В тоже время между «квазичастными» монополиями и правящими группировкамисуществует определенный «социальный договор». Последние в периодыотносительной политической стабильности закрывают глаза на теневую деятельностьмонополий, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлятьсомнительные операции на финансовых рынках. В периоды обострения политическойситуации (во время президентских или парламентских выборов, угрожающего ростанеплатежей и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранениесоциально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти.Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших «квазичастных»монополий предполагает значительный объем теневой активности.
Новаяформа монополизма ‑ монополизм «снизу» как надстройка надчастной рыночной активностью. Это ‑ система «крыш», которыеделят между собой тот или иной рынок. «Крыша» ‑ неформальнаягруппировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Онавыстраивает перед желающими проникнуть на данный сегмент множество барьеров,включая силовые, связанные с применением насилия. Экономический смыслдеятельности «крыши» ‑ поддержание достаточно высокого уровняцен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных в него субъектов(производителей, посредников, торговцев и др.). «Крыша» забираетчасть прибыли у других участников рынка, фактически взимая с них неформальныйналог. Подобное монопольное регулирование рынка имеет много аналогов в другихстранах, но в отличие от них в России ему не противостоит антимонопольнаядеятельность государства.
4.Чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системыналогообложения, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, ачастная фирма не имеет правовой защиты перед гос. налоговой инспекцией. Впринципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневойдеятельности.
5.Неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, чтореальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степенирегулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительнойсистемы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работасуда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы рукипредставителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшегосоциалистического имущества. Кроме того, сами правоохранительные органывовлечены в хозяйственную активность. Они, во-первых, заняты не свойственной имдеятельностью (милиционеры в форме работают охранниками в частных фирмах,торгуют в «свободное» от службы время и т.п.), а во-вторых,коррумпированы… При этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок всфере экономики и выступать арбитрами при ра