Билет 1.
Вопрос.1. Понятие исущность процесса товародвижения
Процесс доведения товаров от предприятий — изготовителейчерез предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называетсятовародвижением. Он включает не толькофизическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но иоперации, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговыхпредприятиях.
Кругооборота средств, вложенныхв производство товара, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическаяоснова для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения — одна из важных функций торговли. Длядостижения этой цели нужны более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, создание сети складов и баз. От того, насколько рациональноорганизован процесс товародвижения, взначительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения,а также время оборота товарно-материальныхценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства допотребителей в необходимомколичестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Основными звеньями технологическойцепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народногопотребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства всферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональнаяорганизация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние, ряд факторов, которые можно объединить вследующие группы: производственные,транспортные, социальные и торговые.
К числу производственныхфакторов относятся: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производстваотдельных товаров.
Существенное влияние на процесстовародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий кисточникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению отрайонов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, таккак вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет доведение их от производства до потребителей.
Специализация производственныхпредприятий, что касается товаров сложногоассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их безпредварительнойподсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чемпоступить на розничное торговоепредприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовойторговли.
Производство некоторых товаров ярко выраженный сезонный характер,что, в свою очередь,связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностьюприобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортименттоваров, участвующихв процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, что вызываетнеобходимость внесения соответствующих коррективов в организациютехнологического процессатовародвижения.
К транспортным факторам относятся:состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.
В настоящее время еще не всерегионы имеют хорошо развитуютранспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носитсезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.).
Важное влияние на процесстовародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежныхдоходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаровпотребителямсложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, какправило, они проходят через большееколичество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияниеи уровень денежных доходовнаселения.
На процесс товародвижения влияютследующие торговые факторы: размеры, специализация и размещениепредприятий торговли,степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжениярозничной торговой сети.
В значительной степени процесстовародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить врозничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуютскоропортящиеся продукты.
По-разному будет протекать процесстовародвижения в зависимостиот применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами.
На характер процессатовародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.
Вопрос 2.
Торговоеизмерительное оборудование
Для осуществленияопераций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском,применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема.
Весы— прибор для измерения массы товара.Основными признаками их классификации служат: принцип действия; место и способустановки; вид указательного устройства; вид отсчета показаний взвешивания;способ снятия показаний.
В зависимости отпринципа действия различаютрычажные и электромеханические весы. Рычажные весы наиболее распространены вторговле. Их механизм состоит из основных, передаточных и вспомогательныхрычагов, соединенных с помощью призм, подушек, серег, колец и тяг.Электромеханические весы устроены на основе принципа автоматического преобразованияусилия от взвешиваемого груза в электрический сигнал, поступающий в электронныйблок. Из электронного блока информация о цене, массе и стоимости товаравыводится на блок индикации с цифровым табло.
По месту испособу установки весыделят на настольные, передвижные и стационарные.
По видууказательного устройства весыподразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровыеэлектронные.
По виду отсчетапоказаний взвешивания весыбывают с визуальным отсчетом и с документальной регистрацией.
По способуснятия показаний различаютвесы с местным и дистанционным способами снятия показаний.
Характеристикаосновных технических и эксплуатационных данных различных весов заложена в ихусловную буквенно-цифровую индексацию. Например, индекс РН-10Ц13 имеет следующуюрасшифровку: Р — весы рычажные; Н — настольные; 10 -наибольший пределвзвешивания — 10 кг; Ц — циферблатные; 1 — с визуальным отсчетом; 3 —; сместным способом снятия показаний.
Магазины оснащают восновном весами настольными циферблатными и товарными весами. Используютсятакже весы настольные обыкновенные и электронные.
К весампредъявляются метрологические и эксплуатационные требования. Важнейшимиметрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянство показаний иустойчивость.
Весы следуетсчитать точными в том случае, если они дают показания измерения массы сотклонением от истинных показаний в пределах допустимой погрешности.Чувствительность весов - их свойствовыходить из состояния равновесия при незначительном увеличении нагрузки..
К основнымэксплуатационным требованиям, предъявляемым к весам, относят: надежность(способность исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всегосрока эксплуатации), наглядность показаний (хорошая обозримость и читаемостьпоказаний весов), максимальная скорость взвешивания (их способность быстроприходить в состояние равновесия). Кроме того, весы должны отвечатьопределенным санитарно-гигиеническим требованиям, которые предусматривают ихизготовление из материалов, являющихся нейтральными по отношению квзвешиваемым товарам и окружающей среде. Их конструкция и отделка поверхностейдеталей не должны препятствовать чистке и мытью.
Рассмотрим наиболеечасто используемые модели весов. Весы настольные циферблатные РН-10Ц13У предназначеныдля взвешивания товаров массой от 100 г до 10 кг. Они обладают достаточнойнаглядностью взвешивания. Масса грузов в пределах от 100 до 1000 г определяетсяпо показаниям стрелок на циферблате, свыше 1000 г — с помощью гирь и показанийстрелок.
Весы настольныециферблатные РН-ЗЦ13У имеютпредел взвешивания от 40 до 3000 г. Фиксация значения массы взвешиваемогогруза осуществляется при помощи стрелки на круглой шкале циферблата.
Весыциферблатные лотковые ВЦЛ-1 ОМ предназначены для взвешивания овощей и фруктов, предел взвешивания— от 500 г до 10 кг. Масса груза определяется по показаниям стрелки циферблата.
Электронные весы— настольные одноплощадные весы с виброчастотнымдатчиком и цифровым указателем массы и сто-имости.Служат для взвешивания товаров и автоматического определения их стоимости. Вконструкции весов использованы современные интегральные схемы, бесконтактныепереключатели, обеспечивающие высокую надежность весов и скорость взвешивания.
Так, весыэлектронные 9026 ВН-ЗД13 предназначены для определения массы и стоимоститоваров при их фасовании или продаже. Эксплуатируютих при температуре воздуха в помещении в пределах от 10 до 40° С иотносительной влажности воздуха не более 80%. Имеют наибольший пределвзвешивания -3 кг, наименьший — 2г. Единицы дискретности показания массы — 2г, дискретности ввода цены — 1 коп., а диапазон ввода цены — 4 разряда. Времяизмерения массы и вычисления стоимости — 2 с. Весы имеют следующие погрешностив процессе эксплуатации: при взвешивании от 20 г до 1 кг — - ±2 г; привзвешивании от 1 кг до 3 кг — ±4 г.
Весы очень удобны вэксплуатации. Они имеют хорошую обозримость и читаемость показаний. Их блокиндикации можно устанавливать под различными углами по отношению к весовомуустройству.
Для коррекции массытары при ненагруженной грузоприемной площадке или при наличии на ней тарыслужит кнопка «Тара», после нажатия которой появляются нулевые показания
тары.
Весы товарные служатдля определения в магазинах массы тяжелых и крупногабаритных грузов. Так, навесах РП-150Ц-13Т взвешивают грузы массой от 7,5 до 150 кг, а на весахРП-600Ц-136 — от 30 до 600 кг. Весы обеих марок имеют циферблатные указатели.Весы шкальные РП-100Ш-13 служат для взвешивания грузов массой от 5 до 100 кг.Для оснащения магазинов также широко используются шкально-гирные весы с качающейсяплатформой и коромыслом, опирающимся на стойку. Они имеют шкалу с передвижнойвстроенной гирей, указатель равновесия и гиредержательс тарировочной камерой.
Для измерения массы товаров на весах применяютгири общего назначения и условные. Торговые гири выпускаются массой 5, 10, 20,50, 100, 200, 500 г и 1, 2, 5, 10 кг. Их форма, основные размеры и допустимыеотклонения от номинальной массы установлены стандартом. Для каждого типа весоввыпускается определенный набор гирь. Условные гири служат для определениямассы на товарных весах. Их изготовляют в виде плоских
цилиндров срадиальным вырезом, который служит для надевания гирь на гиредержательвесов. Эти гири имеют массу 100, 200, 500 г и 1, 2, 5 кг. На их поверхностиуказывается условная масса, превышающая номинальную в 100 раз.
Торговоеизмерительное оборудование должно своевременно подвергаться поверке иклеймению. Меры длины и объема (кроме стеклянных мер объема) поверяются нереже одного раза в два года, весоизмерительныеприборы и гири --не реже одного раза в год. Стеклянные меры объема клеймятсяпри выпуске их из производства. При поверке проводят технический осмотр иконтрольные испытания измерительного оборудования, чтобы установить пригодностьего к эксплуатации. Порядок поверки весов каждого типа определенсоответствующим стандартом. Весы, отвечающие всем требованиям поверки, клеймят.Клеймо ставится на коромысле, съемных чашках, передвижной гире или на пломбе(на циферблатных весах). Клеймение гирь заключается в нанесении поверительного клейма на алюминиевую пробку, при помощикоторой запрессовывается отверстие тарировочнойполости гирь после их поверки.
Поверку и клеймениеизмерительного оборудования осуществляют непосредственно в лабораторияхгосударственного надзора за измерительной техникой и стандартами Госстандарта,куда его доставляют торговые организации и предприятия. Громоздкиестационарные весы клеймят на месте.
Не прошедшие поверку или с просроченным клеймом весы и гири нельзяхранить в магазине.
Билет2.
Вопрос.2.
Торговыйинвентарь
Важным дополнениемторгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления,инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также дляразличных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует ускорениюторгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышениюпроизводительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.
Материалом для изготовленияинвентаря служат: металл, дерево, стекло, пластические массы. Он должен бытьпростым, прочным, негромоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигиеническимтребованиям.
По месту использования различаютинвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарьдля торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.
В зависимости от назначения торговый инвентарь делится наследующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качестватоваров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отборатоваров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным,вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.
Инвентарь для складских иподсобных помещений магазинов представляет собой широкое разнообразие различных приспособлений. Рассмотрим их краткуюхарактеристику.
Инвентарь для вскрытия тары иупаковки. В этугруппу входитинвентарь для вскрытия деревянной, металлической и мягкой тары. Для вскрытия деревянной тарыиспользуются съемникиобручей, набойки бондарные, различные гвоздодеры, хозяйственные топоры, молотки иклещи.
Съемник обручей используется для съема с бочекверхнего уторного обруча.
Гвоздодер -ножницы
Молоток
Топоры, клещи
Нож для вскрытия мягкой тары
Инвентарь для проверки размеров икачества (Пробоотборники, овоскоп-виноскоп(просвет)
Мерительные инструменты
Инвентарьдля подготовки товаров к продаже. К этой категории инвентаря относятприспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, утюгии гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, а также инвентаря дляфасовки товаров.
Вспомогательныйинвентарь. Сюда относят приспособления для точки, правки и хранения ножей,совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы(стремянки).
Инвентарьдля отбора товаров покупателями. Тележки для отбора товара, корзины,приспособление для проверки электроприбора, примерочные зеркала, метры,.
Рекламно- выставочный инвентарь. Манекены, Держатели для одежды,
Инвентарь для убоки исанобработки. Тележки для уборки, щетки, швабры, моющие средства, ткань дляуборки.
Противопожарныйинвентарь огнетушители, бочки с водой, ящики с песком, топоры и лопаты.
Билет.3.
Вопрос 1.
Научно-технического прогрессв торговли
Одним из важных факторовразвития экономики является научно-технический прогресс, представляющийсобой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, созданияновой, более совершенной техники и замены ею устаревшей.
Достижения науки и техники всеболее широко используются и в сфере обращения, что стимулирует увеличениетоварооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия длясовершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов,более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортныхсредств. Социальное значение научно-технического прогресса находит выражение вулучшении условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемкихработ, сокращении производственного травматизма, повышении привлекательноститорговой профессии и ее перспективности.
Широкое использование вторговле достижений научно-технического прогресса способствует значительномуизменению характера и содержания труда торговых работников, их профессиональногосостава. Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать вусловиях применения современных прогрессивных технологий, совершенных системпереработки и передачи коммерческой, распорядительной и исполнительнойинформации.
К важнейшим направлениямнаучно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:
· совершенствованиедействующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли;
· индустриализациястроительства предприятий торговли;
· механизация иавтоматизация трудоемких работ;
· широкое применениепакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;
· электронизацияторговых операций;
· внедрениепрогрессивных технологий торгового обслуживания;
· автоматизацияконтрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт прирасчетных операциях;
· автоматизацияпроцессов продажи товаров;
· автоматизацияпроцессов холодильной обработки продуктов.
· С развитиемрыночных отношений произошли существенные изменения в составе сети предприятийоптовой и розничной торговли.
Децентрализация оптового рынка привела к росту числаторговых агентов, являющихся связующим звеном междупредприятиями-изготовителями и потребителями. Резко увеличилось количествооптовых предприятий, существенно изменилась их структура. Поэтому одним изважнейших направлений развития материально-технической базы оптовой торговлиявляется создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающихприменение эффективных технологий.
Совершенствование розничной торговойсети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счетстроительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.).
Торговля — одна из самыхотсталых отраслей по уровню механизации труда. Одной из первоочередных задач использованиядостижений научно-технического прогресса в торговле является оснащение оптовыхбаз, складов, магазинов современными средствами для транспортировки,складирования, погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами.Магазины должны оснащаться также высокопроизводительным фасовочным и весоизмерительным оборудованием, современными машинами илиниями для нарезки и вакуумной упаковки гастрономических товаров и т. п.Более широкое внедрение должны найти системы машин, включающиеподъемно-транспортные механизмы для разгрузки транспортных средств на складахи в магазинах, средства для внутри складского и внутри магазинного перемещениягрузов, а также машины-отборщики грузов с мест хранения и т. д.
Широкое применение пакетных иконтейнерных систем грузовой переработки товарных потоков позволяетиндустриализировать транспортирование товаров и создать более эффективнуюсистему товароснабжения розничной торговой сети. При этом сокращаются затратыручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях, отпадает необходимость вповторных операциях по подготовке товаров к отпуску покупателям, повышается эффективностьиспользования транспортных средств, торговых и складских площадей, сокращаютсятоварные потери и расходы на упаковку товаров.
Существенное значение имеетвнедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны бытьоснованы на широком применении современных, удобных для покупателей методовпродажи товаров. Это, в первую очередь, относится к продаже товаров методомсамообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т. д. Применение прогрессивныхтехнологий торгового обслуживания населения имеет важноесоциально-экономическое значение.
Одним из важных факторов ускорения процесса реализациитоваров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовыхопераций на основе современных высокопроизводительных электронныхконтрольно-кассовых машин. Для оснащения магазинов должны использоватьсяконтрольно-кассовые машины, позволяющие вести не только расчеты с покупателями,изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатыватьмагнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтныекарты магазина. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают специальные POS-терминалы, а также контрольно-кассовые машины,подключаемые к компьютеру, сканеру штрих-кодов, считывателюмагнитных карт. Внедрение магазинных пластиковых карт не только упрощаетрасчетные операции, но и позволяет систематически проводить работу посовершенствованию маркетинговой деятельности. Использование таких карточек способствуетросту товарооборота магазина и позволяет ему получить дополнительные заемныесредства. Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковымикартами позволяет вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику ихпокупок.
Крупный современный магазин,торгующий скоропортящимися продовольственными товарами, должен быть оснащен высокоэффективнымхолодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением. Централизованноехладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодильныеприлавки, прилавки-витрины и т. д.) требует для хладоснабжения меньших затратэлектроэнергии, проще в обслуживании, не создает шума в торговом зале, невыделяет при эксплуатации тепла.
Вопрос 2
Торговое холодильное оборудование
Торговоехолодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства,предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажискоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является однимиз звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодильными камерами,торговыми холодильными шкафами, охлаждаемыми витринами, прилавками иприлавками-витринами.
Используемое дляоснащения магазинов торговое холодильное оборудование по назначению делят наследующие основные группы:
для хранениятоваров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);
для показа ипродажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);
демонстрационноеоборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
По температурномурежиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудованиепринято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное(для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранятпри температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре0-2°С.
Для торговогохолодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К — камера; Ш-- шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X— холодильный (ая);С — среднетемпературный (ая); Н — низкотемпературный(ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после буквуказывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
Холодильныекамеры имеютсборно-разборную конструкцию. Устанавливают их в складских помещениях магазинови хранят в них продукты в течение 3-5 суток. Выпускают холодильные камерыдвух типов: КХС (для охлажденных продуктов) и КХН (для замороженных продуктов)с охлаждаемым объемом 6, 12 и 18 м3. Для укладки продуктовиспользуют полки, для подвешивания туш — крюки. Некоторые холодильные камерырассчитаны на хранение товаров в таре-оборудовании.
Охлаждаемоеотделение холодильной камеры собирается из унифицированных изолированныхпанелей, образующих стены, пол и потолок. Панели соединяют между собой на местесборки специальными стяжками. Наружная облицовка панелей выполнена из листовойстали, внутренняя — из листового алюминия. Пространство между облицовкамизаполнено пенополиуретаном. На потолочной панеликамеры установлены одна или две (в зависимости от модели камеры) холодильныемашины.
В охлаждаемыхкамерах поддерживается температура от О до 8°С, в низкотемпературных — до-18°С.
Холодильныешкафы устанавливают нарабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов. Ониимеют встроенные холодильные агрегаты. Выпускают двух типов: ШХ(среднетемпературные) и ШН (низкотемпературные). Могут иметь различные емкостиохлаждаемых камер, разную хладопроизводительностьмашин и различное количество дверей. По этим признакам отличаются холодильныешкафы ШХ-0,40М; ШХ-0,80М; ШХ-0,80Ю; ШХ-0,71; ШХ-1,40 и др. Охлаждаемоеотделение холодильных шкафов собирается из предварительно изготовленныхпанелей из двух металлических облицовок, пространство между которыми заполненотеплоизоляцией из пенополиуретана. Для укладкитоваров служат съемные решетчатые полки.Машинное отделение занимает верхнюю часть шкафа. В охлаждаемых шкафах поддерживается температура от О до8°С, в низкотемпературных — до -18°С.
Холодильныевитрины служат для показаи продажи охлажденных и замороженных продуктов. Для кратковременного хранения,демонстрации и продажи предварительно охлажден- ных иупакованных гастрономических продуктов в магазинах самообслуживания широкоиспользуют холодильные среднетем-пературные витриныВХС-2-3,15 и ВХС-2-3,15 ВМ. Для продажи охлажденных товаров изтары-оборудования применяют холодильные витрины ВХС-2-4К, ВХС-2-4КМ1 и ВХС-2-4КВМ.
Для размещениятоваров в витринах служат охлаждаемые отделения, в которых может поддерживатьсятемпература от -2 до 6°С или 0 до 8°С. Товары выкладывают на полки из листовойстали, лотки из листового алюминия или в таре-оборудовании.
Хладоснабжение витринв зависимости от их модели осуществляется от холодильного агрегата,расположенного в машинном отделении витрины, или холодильного агрегата, установленноговне витрины, в машинном отделении магазина.
Холодильныеприлавки предназначены длякратковременного хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономическихпродуктов в универсамах. Бывают среднетемпературные (ПХС) и низкотемпературные(ПХН).
В магазинахсамообслуживания применяют открытые прилавки с воздушной завесой. Наиболеераспространенными моделями являются ПХС-2-2,5; ПХН-2-2,5; ПХС-1,25; ПХС-2-2 идр. В охлаждаемых отделениях поддерживается такая же температура, как и вхолодильных витринах. Холодильные агрегаты расположены в машинных отделенияхприлавков или в машинных отделениях магазина.
Товары вохлаждаемых прилавках выкладывают на съемных решетчатых полках или укладывают вкассеты или корзины (в закрытых прилавках).
Холодильныеприлавки-витрины служатдля кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлаждаемых продуктов.Конструкция этого вида оборудования предусматривает наличие двух охлаждаемыхотделений — камеру прилавка и витрину. Камера прилавка предназначена дляхранения сменного запаса скоропортящихся товаров. В витрине выкладывают товары,предназначенные для демонстрации и выбора покупателями.
В магазинах,торгующих скоропортящимися продуктами по методу самообслуживания, широкоприменяют прилавки-витрины ПВХС-1-0,4 («Пингвин-ВС»)и ПВХС-1-0,315 («Таир-102»).
Для оснащения магазинов, где продажаскоропортящихся продуктов осуществляется через отделы, обслуживаемые продавцами,используют закрытые прилавки-витрины ПВХ-1-0,5 («Пингвин-В»), ПВХС-1-0,315(«Таир-106») и др.
Билет 4.
Вопрос 1.
Использование тары и упаковки в торгово-технологическомпроцессе.
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью,транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.
Упаковка – средство или комплекс средств,обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды отзагрязнений, а также процесс обращения продукции. Тара является основнымэлементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. Впроцессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но ибез него.
Разнообразие свойств и особенностей товаров, различныеусловия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимостьпроизводства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры,баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессеопределяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся кследующим:
· предохранениетовара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредноговоздействия товара;
· защита товара отвлияния других товаров;
· обеспечениеусловий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движенияиз сферы производства в сферу потребления;
· придание товарам идругим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизациитрудоемких операций и более эффективного использования складских и торговыхплощадей;
· создание болееблагоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобствдля количественного их учета;
· выполнение ролиносителя коммерческой информации и торговой рекламы;
· использование тарыне только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения,но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина(тара-оборудование).
Использование современной упаковки и тары, их красочноеоформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не толькоускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказываютсильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую,удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуяповышению производительности труда торговых работников, улучшает показателиработы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.
Ассортимент тары, используемой для размещения товаров,постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющимирасширить ее функции, а следовательно, и сделать еще более значимой вторгово-технологическом процессе.
Тара, используемая для упаковки товаров, должнаотвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.
Технические требования предусматривают, что материалдолжен быть прочным и обеспечивать сохранность товаров при перевозке ихранении.
Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативнойи удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Онадолжна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы кобъему).
Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ееформа, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитаниюэстетических вкусов у покупателей.
Вопрос 2
Контрольно-кассовоеоборудование
Расчетные операциис покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина.От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретениетоваров.
Расчеты спокупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственнопродавцом, кассиром или контролером-кассиром