Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ производства и реализации продукции СПК Скуратовский

--PAGE_BREAK---            затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем;
-            затраты на подготовку и освоение производства: затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях; пусковые расходы (проверка готовности новых производств к вводу их в эксплуатацию с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования); затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства;
-            затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, а также с улучшением качества продукции;
-            затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: изготовлением и испытанием образцов по изобретениям, организацией выставок, конкурсов, выплатой авторских вознаграждений;
-            затраты на обслуживание производственного процесса: по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и др.; расходы на техосмотр, уход, все виды ремонта основных производственных фондов; по выполнению санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для создания медицинских пунктов на территории организации, на поддержание чистоты и порядка на производстве, обеспечение противопожарной и сторожевой охраны;
-            затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности: устройство и содержание ограждений машин, люков, сигнализаций; обеспечение спецодеждой, обувью, спецпитания и т.п.;
-            текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, фильтров; платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих средств в природную среду;
-            затраты, связанные с управлением производством: содержание работников аппарата управления и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности; эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений и т.п.; затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков; оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг; представительские расходы;
-            затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров: выплата работникам средней заработной платы за время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; оплата учебных отпусков; затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, переподготовки кадров;
-            предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы;
-            затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
-            дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, включая доставку работников от места нахождения организации до вахтового поселка и обратно, а также затраты на содержание поселка;
-            выплаты, предусмотренные законодательством РФ о труде за не проработанное на производстве время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.;
-            отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции;
-            платежи по добровольному страхованию имущества, гражданской и профессиональной ответственности организаций;
-            затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты по поставленным товарно-материальным ценностям от поставщиков (коммерческие кредиты);
-            затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам;
-            затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой, погрузкой, рекламой;
-            затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно организациям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы;
-            амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке;
-            амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности;
-            плата за аренду отдельных объектов основных фондов, а также лизинговые платежи;
-            платежи по обязательным видам страхования;
-            налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
-            затраты на проведение сертификации продукции в области пожарной безопасности.
В фактической себестоимости продукции также отражаются:
-            потери от брака;
-            затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий;
-            потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
-            недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц;
-            затраты по возмещению вреда, причиненного работника увечьем, профзаболеванием, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в соответствии с нормами действующего законодательства;
-            выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращением штатов.
     Не подлежат включению в себестоимость продукции:
-            затраты на создание новых и совершенствование применяемых технологий, а также на повышение качества продукции, связанные с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства;
-            платежи за превышение предельно-допустимых норм выбросов, сбросов, загрязняющих веществ, уровней вредного воздействия, лимитов размещения отходов; платежи в возмещение причиненного вреда и штрафов за экологические правонарушения;
-            расходы на аудиторскую проверку и ревизию финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности, проводимые по инициативе собственников (участников) предприятия;
-            затраты на выполнение или оплату работ, не связанных с производством продукции;
-            затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонта) культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работ, проводимых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий;
-            затраты на модернизацию оборудования, а также на реконструкцию объектов основных средств;
-            оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, подписки, товаров для личного потребления работников и другие аналогичные выплаты и затраты, производимые за счет чистой прибыли предприятия;
-            расходы, связанные с содержанием учебных заведений и оказанием им бесплатных услуг;
-            затраты предприятия, возмещенные за счет его средств, направляемых на финансирование капвложений;
-            затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального характера;
-            оплата процентов по денежным займам, полученным от юридических и физических лиц;
-            оплата процентов по ссудам, полученным на приобретение основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных активов;
-            уплаченные штрафы и пени за нарушение налогового законодательства, осуществляемые за счет чистой прибыли предприятия;

Глава II. Анализ производства и реализации продукции СПК «Скуратовский»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия.
Общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма СПК «Скуратовский» был зарегистрирован 14 августа 1992 года и учрежден трудовым коллективом. Правовое положение кооператива определяется Гражданским кодексом РФ. СПК «Скуратовский» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на его местонахождение; расчетные  банковские счета, а также собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество приобрело право юридического лица с момента его регистрации в государственных органах.
СПК «Скуратовский» создан в целях получения прибыли, развития и расширения инфраструктуры рынка поселка и области.
Деятельностью данного предприятия является:
·        выращивание  рассады, саженцев, деревьев, кустарников,              овощей и других сельскохозяйственных культур;
·        оптовая и розничная торговля;
·        внешнее благоустройство;
·        выращивание, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе растениеводства, семеноводства, животноводства;
·        реализация выращенной, купленной и переработанной продукции;
·        комплекс работ по озеленению, капитальный ремонт и создание новых зеленых насаждений;
·        переработка сельскохозяйственной продукции;
·        торгово-закупочная деятельность;
·        услуги населению;
·        транспортно-экспедиторские услуги.
·        Уставный капитал предприятия составляет 120 тысяч рублей.
·        Согласно штатному расписанию на предприятии занято 50 человек:
·        генеральный директор;
·        исполнительный директор;
·        главный бухгалтер и 3 бухгалтера;
·        заведующий производством;
·        6 специалистов по выращиванию растений;
·        специалист по оформлению интерьера;
·        2 коммерческих агентов;
·        старший продавец и 2 продавца в отделе реализации в розницу;
·        1 заведующий складами и 4 кладовщика;
·        водитель для транспортировки грузов;
·        25 человек рабочих.
Средняя заработная плата на предприятии составляет 2100 рублей.
  Организационную структуру СПК «Скуратовский» можно представить в виде схемы:
   


   

Основной вид деятельности — выращивание цветов и растений, оптово-розничная торговля, внешнее благоустройство и озеленение территорий. Закуп сырья и материалов осуществляется на основании прямых договоров с производителями России, зарубежных стран и стран СНГ. Ассортимент продукции на предприятии составляет более 100 наименований.
Для более точной характеристики предприятия сравним некоторые показатели работы предприятия.
Обеспеченность предприятия персоналом за 2003 год.
Категории работающих
Среднегодовая численность персонала
Принято
Уволено
в пред.
году
в отчет. году
в пред. году
в отчет. году
в пред. году
в отчет. году
Рабочие всего
52
42
4
5
15
15
Специалисты
4
6

2


Служащие
12
9
1


3
ВСЕГО
68
57
5
7
15
18
Среднегодовая численность персонала в отчетном году снизилась на 11 человек. Численность снизилась за счет уменьшения числа рабочих на 10 человек, уменьшения числа служащих на 3 человека, а количество специалистов в свою очередь увеличилось на 2 человека.
Для анализа движения рассчитываются такие показатели как коэффициент оборота рабочей силы по приему и увольнению.
К об. по приему  = количество принятых: среднегодовую численность.
К об по увольнению = количество уволенных: среднегодовую численность.
К об. по приему отч. = 7:57 = 0,123 = 12,3 %.
К об. по приему предыдущ. году = 5: 68 = 0,073 = 7,3 %.
К об. по увольн. отч. = 18:57 = 0,316 = 31,6 %.
К об. по увольн. предыд. году = 15:68 = 0,220 = 22 %
 
Изменение качественного состава предприятия объясняется тем, что предприятие немного изменило сферу своей деятельности, где ручной труд стал использоваться меньше, и в данном году потребовалось увеличить количество специалистов  (на 50 %) и  снизить количество рабочих (на 19,2 %)
    продолжение
--PAGE_BREAK-- Показатели эффективности использования основных средств за 2003 г.
Показатель
на н.г.
поступило
выбыло
на к.г.
Ст-ть первоначальн. ОС,
В т.ч. новых
160 000
30 000
18 000
18 000
172 000
18 000
2. Износ ОС
32 000
2 400

34 400
3. Остаточная стоимость
128 000


137 600
К поступления  = 30000/ 172000 = 0,17, т.е.
17 %  — доля поступивших средств в общей стоимости на конец периода.
К обновления = 18000/172000 = 0,10, т.е.
10 % — доля новых поступивших средств в общей стоимости на конец периода.
К выбытия = 18000/160000 = 0,11, т.е.
11 % — доля выбывших основных средств.
К замены = 18000/18000 = 1, т.е.
Все 100 % поступивших ОС  пойдут на замену выбывшим ОС.
К прироста = 30000 — 18000 / 160000 = 0,075 или 7,5 %.
Состояние ОФ.
К годности  н.г. = 128000/160000 = 0,8
К г к.г. = 137600/172000 = 0,8
К износа  н.г. = 1-0,8 = 0,2
К из к.г. = 0,2

2003     г.
Показатель
Базис (прошл.)
Отчет
Изменение
1. Выручка, руб.
330500
380100
28600
2. Среднегодовая ст-ть ОС
158600
161000
2400
3. ФО
2,1
2,3
0,2
4. ФЕ
0,47
0,43
-0,04
ЭФФЕКТ = (0,43 — 0,47) * 380100 = — 15204 руб. -  экономия, высвобождение средств из оборота.
Показатели рентабельности.
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных  в финансовые операции, либо в другие предприятия. Показатели рентабельности работы предприятия за 2000 г.
1.         Рентабельность имущества (активов) предприятия =
Чистая прибыль / Средняя величина активов * 100
Рентабельность имущества отч.=51610/219500*100%=23,5%
Рентабельность имущества базис=18,3%
2.         Рентабельность внеоборотных активов =
Чистая прибыль / средняя величина внеоборотных активов * 100
Рентабельность внеоборотных активов  отч. = 51610 / 172000 * 100 = 30%.
Рентабельность внеоборотных активов базис = 22 %.
3.         Рентабельность  инвестиций =
Прибыль до уплаты налогов / валюта баланса — величина краткосрочных обязательств *100
Рентабельность инвестиций отчет = 79400 / (219500 — 21000)  * 100 = 40,0 %.
Рентабельность инвестиций базис = 38,6 %.
4.         Рентабельность собственного капитала =
Чистая прибыль / величину собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала отч. = 51610 / 180000 = 28,7 %.
Рентабельность собственного капитала базис = 27 %.

2.2.  Задачи, основные направления и информационная
база анализа.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат — увеличение прибыли  предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.  Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
·   оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
·   оценки динамики выпуска и реализации продукции;
·   оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
·   установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
·   количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция — это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min — max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации — это такой объем, при  котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент — перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) — это номенклатура.
Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
 

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф.№ 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции в данной работе были использованы оперативные планы-графики предприятия, форма № 1 — п «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»,   форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», годовой баланс предприятия.

2.3. Организация аналитической работы на предприятии.
Основные правила организации анализа.
Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:
·        научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
·        обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
·        аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.
Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
1 этап — выделение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исследователями.
2 этап — планирование аналитической работы.
3 этап — информационное и методическое обеспечение АХД.
4 этап — аналитическая обработка данных о деятельности предприятия.
5 этап — оформление результатов анализа.
6 этап — контроль за внедрением производства при вложении, сделанных по результатам анализа.
Организационные формы и исполнители АХД.
Организационные формы  АХД определяются составом аппарата управления и техническим уровнем управления предприятия.
Производственный отдел — анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичности работы, повышения качества продукции, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, общетехнический и организационный уровень производства.
Отдел главного механика и энергетика — изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, качество и себестоимость ремонта, рациональность потребления энергоресурсов, полноту использования оборудования и производственных мощностей.
Отдел технического контроля — анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, соблюдение технологической дисциплины.
Отдел снабжения — контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему и номенклатуре, срокам, качеству, состоянии и сохранности складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов.
Отдел сбыта — изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре и состоянию складских запасов и сохранность готовой продукции.
Отдел труда и заработной платы — анализирует обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности — анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние и платежеспособность предприятия.
Планово-экономический отдел — осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты АХД, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.
Планирование аналитической работы.
Важным условием от которого зависит действенность и эффективность АХД является планомерный характер его проведения. На практике могут составляться следующие планы:
·        комплексный план аналитической работы обычно составляется на 1 год, его разрабатывает специалист, которому поручено руководство аналитической работы в целом. По содержанию этот план представляет собой календарное расписание отдельных аналитический исследований, в нем, кроме целей и задач анализа перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, дается схема аналитического документооборота.
·        тематический план — план проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. Рассматривая объекты, субъекты, этапы, сроки, исполнители анализа.
Информационное обеспечение анализа.
Все источники данных для АХД делятся на: плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, проектные задания.
Источники информации учетного характера — все данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также все виды отчетности.
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность:
-                официальные документы, которыми обязаны пользоваться предприятия в своей деятельности (законы, указы), акты ревизий и проверок, прогнозы и распоряжения руководителя.
-                хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитражного суда, рекламации.
-                решения общего собрания коллектива.
-                материалы изучения передового опыта.
-                техническая и технологическая документация.
-                устная информация, полученная во время встреч с членами коллектива.
Документальное оформление результатов анализа.
Это может быть: объяснительная записка, справка или заключение.
Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т.е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы — экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.
При оформлении записки особое внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.
Содержание справки и заключения в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений.

2.4 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно0натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2003 г.
Квартал
Объем производства продукц., руб.
Темпы роста, %
Объем реализации, руб.
Темпы роста, %
Базисные
Цепные
Базисные
Цепные
I
100500
100
100
100500
100
100
II
70600
70,2
70,2
70500
70,1
70,1
III
87000
85,6
123,2
85200
84,8
120,8
IV
70000
69,6
80,5
68600
68,2
80,5
    продолжение
--PAGE_BREAK--Из таблицы видно, что к концу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации  — на 31,8 %.  Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой — либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается объем производства в марте, т.е. 1 квартале).
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически.

Динамика производства и реализации продукции за 2003 г.
\s

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным:
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2003 г.
Продукция
Объем производства, руб.
Объем реализации, руб.
план
Факт
+, —
%  к плану
план
факт
+, —
%  к плану
А
83200
85000
+ 1800
+ 2,2
83200
83500
+ 300
+ 0,4
Б
62500
56000
— 6500
— 10,4
60000
56000
— 4000
— 6,7
В
100000
120300
+20300
+ 20,3
98500
118500
+20000
+ 20,3
Г
68800
66800
— 2000
— 2,9
68000
66800
— 1200
— 1,8
ИТОГО
314500
328100
+13600
+ 4,3
309700
324800
+15100
+ 4,9
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации — на 4,9 %.  Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2003 г.
(на примере двух изделий)
руб.
Изде-
лие
Покупа-тель
План поставки по договору
Фактически отгружено
Недопоставка продукции
Зачетный объем в пределах плана
А
1
1500
1900
1500
2
1800
1500
— 300
1500
3
1500
1900
1500
Б
1
2600
3100
— 200
2600
2
2800
2600
2600
ИТОГ
10200
11000
-500
9700
Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):
К д.п. = (ОП пл — ОП н): ОП пл = (10200 — 500): 10200 = 0,95 или 95 %.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

2.5. Анализ ассортимента и структуры продукции.
Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
·        определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
·        оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
·        изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
·        оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту за 2003 г. (плановые данные — 2002 г.)
Изделие
Объем производства продукции в плановых ценах, руб.
Процент выполнения плана
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.
план
факт
А
83200
85000
102,2
83200
Б
62500
56000
89,6
56000
В
100000
120300
120,3
100000
Г
68800
66800
97,1
66800
ИТОГО
314500
328100
104,3
306000
Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3 %   (306000: 314500 * 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.  Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.  Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Анализ структуры товарной продукции за 2003 г.
(плановые данные — 2002 г.)
Изделие
Оптовая цена за 1 шт. в руб.
Объем производства продукции, шт.
Товарная продукция в ценах плана, руб.
Изменение товарной продукции за счет структуры, руб.
план
факт
план
факт при план структур
факт
А
40
2080
2125
83200
83584
85000
+ 1416
Б
20
3125
2800
62500
62789
56000
— 6789
В
50
2000
2406
100000
100462
120300
+ 19838
Г
25
2752
2672
68800
69118
66800
— 2318
ИТОГО

9957
10003
314500
315953
328100
+ 12147
Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:
К вп = 10003: 9957 = 1,00462
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315953 руб. При фактической структуре он выше на 12147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции, рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.
ВП стр = (Кст — Кн) * ВП пл = (1,04324 — 1,00462) *  314500 = 12146 руб.

2.6. Анализ качества произведенной продукции.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.  Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
-           удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
-           удельный вес продукции высшей категории качества;
-           средневзвешенный балл продукции;
-           средний коэффициент сортности;
-           удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
-           удельный вес сертифицированной продукции;
-           удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
-           удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
-                полезность;
-                надежность;
-                технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений;
-                эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и пр.
Анализ качества продукции.
Сорт продукции
Цена за 1 шт., руб.
Выпуск продукции, шт.
Стоимость выпуска, руб.
план
факт
план
факт
По цене 1 сорта
план
Факт
1
50
2000
2150
100000
107500
100000
107500
2
35
1820
1650
63700
57750
91000
82500
ИТОГО

3820
3800
163700
165250
191000
190000
Средний коэффициент сортности К сорт = Сум(VВП * Ц): VВП общ * Ц 1с
К сорт план = 163700: 191000 = 0,857 = 85,7 %.
К сорт факт = 165250: 190000 = 87 %.
Выполнение плана по качеству — 101,5 %.
Также важной задачей является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль.
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия в стоимостном выражении.
Сорт продукции
Оптовая цена, руб.
Структура продукции
Изменение цены за счет структуры.
план
факт
+, —
1
50
52
57
+5
+ 2,5
2
35
48
43
-5
-1,75
ИТОГО

100
100

+ 0,75
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции 1сорта) средняя цена реализации по изделию выше плановой на 0,75 руб.

2.7. Анализ ритмичности работы предприятия.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
 Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции — коэффициент ритмичности.
Квартал
Выпуск продукции, руб.
Удельный вес, %
Выполнение плана, коэффиц.
Доля продукции зачтен. в план
по ритм-ти, %
план
факт
План
факт
I
92000
100500
29,3
30,6
1,092
29,3
II
73200
70600
23,3
21,5
0,964
21,5
III
83800
87000
26,6
26,5
1,038
26,5
IV
65500
70000
20,8
21,4
1,069
20,8
За год
314500
328100
100
100
1,043
98,1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предприятие комерческая организация
Реферат Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
Реферат Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
Реферат Общие положения об обязательствах
Реферат Мультипликаторы и модели финансового рынка
Реферат Особенности современных мироторговых связей
Реферат Возникновение и развитие налогообложения
Реферат Кредитные соглашения в Великобритании
Реферат Поняття й види стадій вчинення злочину за чинним законодавством
Реферат Экспрессионизм в западноевропейской живописи
Реферат Формы безналичных расчетов.
Реферат 1. Теоретические основы финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия
Реферат Мировое хозяйство и международная торговля
Реферат Идейно-художественное своеобразие деревенской трилогии АП Чехова Мужики В овраге Новая
Реферат Система валютных курсов. Учимся на ошибках Аргентины