ПЛАН
Теоретическая часть
Вопросы №№ 14,17.
1. В чём состоит государственное регулированиепредпринимательства? Каковы основы осуществления предпринимательскойдеятельности в Украине? ………………….2
2. Предпринимательский риск. Способы уменьшения негативныхпоследствий риска…….
Практическая часть……….
Задача № 1 (7)
Задача № 2 (7)
Список литературы
В чём состоит государственноерегулирование предпринимательства? Каковы основы осуществленияпредпринимательской деятельности в Украине?
Предпринимательство являетсяимманентным признаком социально ориентированным рыночной экономической системы,что создается в независимой Украине. В условиях переходного периодапредпринимательский сектор способствует эффективному ведению хозяйства, обеспечиваетсвободу выбора товаров и услуг, предопределяет появление новых видовдеятельности.
Институционные изменения в экономике Украины,формирования конкурентно-рыночной среды повышают роль предпринимательства всоздании рыночных механизмов саморегулирования. Предпринимательский секторактивно влияет на решение такой важной для общества проблемы, как занятостьработоспособного населения.
Одновременно последующее развитиеэкономической активности зависит от конструктивного вмешательства государства,формирования благоприятных правовых, экономических и организационных условийразвития предпринимательского спектра с учетом интересов общества ипредпринимателей. На процесс формирования, развитию и стабилизации работыпредпринимательских структур влияет ряд факторов. Среди них особенное местозанимают:
ресурсные – способы привлеченияначального капитала, система доступа к материально-техническим ресурсам,способы получения производственных площадей;
финансовые – состояние системыфинансирования, предоставления кредитов, страхования и аудита;
экономические – общаямакроэкономическая стабильность, уровень инфляции, валютный курс,внешнеэкономическая политика, система налогообложения;
организационные – процедуры входа вбизнес и выхода из него.
Государственная регуляцияпредпринимательской деятельности имеет целью уменьшения негативного иувеличения позитивного влияния всех перечисленных выше и других факторов.
Центральным органом исполнительнойвласти, что обеспечивает формирование и реализацию государственной политики всфере развития и поддержки предпринимательства в Украине есть Государственныйкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Этот органобобщает практику применения законодательства по вопросам предпринимательскойдеятельности, готовит предложения относительно его совершенствования;содействует развитию малого предпринимательства, системы его консультативной иинформационной поддержки; готовит предложения относительно внедрения исовершенствования механизмов финансово-кредитной поддержки предпринимательства;координирует систему подготовки и переподготовки предпринимателей и др.
Государственная регуляцияпредпринимательства соединяет правовые и экономические методы стимулирующегоили ограничительного характера.
Государство обеспечивает свободуконкуренции между предпринимателями, а также гарантирует всем предпринимателямровные права и создает равные возможности для доступа кматериально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным идругим ресурсам, защищает имущественные права предпринимателей.
Органы государственного управлениястроят свои отношения с предпринимателями, используя:
- инвестиционную, амортизационную,ценовую, антимонопольно-конкурентную, налоговую,денежно-кредитную, внешнеэкономическую политику;
- государственные и региональныепрограммы экономического и социального развития;
- государственный и региональныйбюджеты;
- другие государственные ирегиональные программы по вопросам экономического и социального развития.
Основные средства регулирующего влияниягосударства на деятельность предпринимателей:
государственный заказ, государственноезадание;
лицензирование, патентование иквотирование;
сертификация и стандартизация;
применение нормативов и лимитов;
регуляция цен и тарифов;
предоставление инвестиционных,налоговых и других льгот;
предоставления дотаций, компенсаций,целевых инвестиций и субсидий.
В соответствии с Указом ПрезидентаУкраины „Об устранении ограничений, которые сдерживают развитиепредпринимательской деятельности" от 03.02.98 года современный механизмрегуляции предпринимательской деятельности базируется на использованииследующих принципов.
Во-первых, это эффективность действиямеханизма. Регуляция должна способствовать росту благосостояния населения,решению на этой основе социальных вопросов и не быть дорогим для государства.Второй принцип – справедливость. Оно должно способствовать обеспечениюравноправия всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности. Всочетании с ответственностью за соблюдение законодательства как органамигосударственной регуляции, так и их работниками это позволит сделать данныймеханизм последовательным, ввести такие принципы, как ответственность ипоследовательность. Последним принципом является простота. Правовые акты должныбыть понятными по содержанию, легкими в выполнении.
В этом же Указе подчеркивается, чтоодним из приоритетных направлений реформирования государственного управленияэкономикой является — дерегулювання. Под дерегулюванням следует понимать [81] совокупностьмероприятий, направленных на уменьшение вмешательства государственных органов впредпринимательскую деятельность, на устранение правовых, административных,экономических и организационных преград в развитии предпринимательства.
Базовым законодательным актом, чторегулирует предпринимательскую деятельность с 2004 года есть Хозяйственныйкодекс Украины — этот документ определяет предпринимательствокак деятельность направленную на изготовление и реализацию продукции,выполнения работ или предоставления услуг стоимостного характера, чтоосуществляется с целью достижения экономических и социальных результатов иполучения прибыли. В Кодексе подчеркивается что предпринимательство – это самостоятельная,инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность.
Следует заметить, что понятие „предпринимательство" вХозяйственном кодексе совпадает по содержанию с понятием „бизнес" (см.розд.1.1) и кое-что отличается от общепринятого его определения которое былопредоставлено в розд. 1.4.
Согласно с „Хозяйственным кодексом"предпринимательская деятельность в Украине осуществляется на основе следующихпринципов: свободного выбора предпринимателем видов предпринимательскойдеятельности;
самостоятельного формированияпредпринимателем программы деятельности;
выбора поставщиков и потребителей продукции,что производится, привлечение материально-технических, финансовых и другихвидов ресурсов, использование которых не ограничено законом;
установление цен на продукцию и услугв соответствии с законом;
коммерческого расчета и собственногокоммерческого развития;
свободного найма предпринимателемработников;
свободного распоряжения прибылью, чтоостаются у предпринимателя после уплаты налогов, собраний и других платежей,предусмотренных законом;
самостоятельногоосуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использованияпредпринимателем надлежащей ему частицы валютной выручки по своему усмотрению.
Предпринимательский риск. Способыуменьшения негативных последствий риска
Современная экономическая наука определяетпонятие риск — как «деятельность, связанную с преодолениемнеопределенности у ситуации неминуемого выбора, в процессе которой есть возможность количественно и качественнооценить вероятность достижения результата, неудачи и отклонения, от цели» [19].
Отсюда выплывает, что риска свойственное — противоречивость,альтернативность и вероятность, а решение рискованной ситуации (снятие лириска), связано с необходимостью устранения неопределенности, путем определениярациональных альтернатив, на основе оценивания вероятности осуществленияизбираемых альтернатив.
Отмеченные свойства риска, указываютна его особенное значение дляпредпринимательской деятельности, где большинство решений принимается вусловиях наличия противоборствующих тенденций на рынке, неполной информации ислучайности, а успех, что достигается, преимущественно зависит от правильностии обґрунтованості избранных стратегий, с учетомвероятности критических ситуаций.
Это обстоятельство подчеркивает статья 42 Хозяйственногокодекса Украины, где прямо отмечено, что„предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, насобственный риск хозяйственная деятельность… „[18].
Таким образом, осуществлениепредпринимательства в его любом виде связано с риском, что принято называтьхозяйственным или предпринимательским. В связи с развитием рыночных отношенийпредпринимательскую деятельность в нашей стране приходиться осуществлять в условиях растущей неопределенности ситуации иизменчивости экономической среды. Выходит, возникает неясность и неуверенностьв получении ожидаемого конечного результата, а следовательно растет риск, тоесть опасность неудачи, непредвиденных потерь.
Подобная обстановка немного необычнаяи необычная для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому нужно будет пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в настоящегопредпринимателя.
В прежних условияхкомандно-административной системы экономическая обстановка формировалась«сверху», в директивном порядке в виде набора правил и норм. Планы,программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты итарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать субъекты хозяйственнойдеятельности. Конечно, такая система централизованных установок и распоряжений сковывалаинициативу, подавляла интерес итворческое начало. Но она вносила явную или относительную четкость, обеспечивала навязанный «порядок».Хоть и не с полной уверенностью, но можно было предусматривать объемыпроизводства, снабжений, продажи, цены и соответственно прибыль и доходы, тоесть действовать в заданных условиях.
Рынок является в первую очередьэкономической свободой. Над предпринимателем могут возвышаться только закон иустановлены им ограничения. Государственная регуляция в условиях рынка сводитсяпреимущественно к установлению норм осуществления предпринимательскойдеятельности и к налоговой системе. Все другое определяется производителем ипотребителем, их волей, а в какой-то мере складывается случайно.
За экономическую свободу приходиться платить. Ведь свободу одногопредпринимателя сопровождает в то же время и свобода других предпринимателей, аименно они свободные покупать или не покупать его продукцию, предлагать за неесвои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия соглашений. При этом, те с кем приходиться вступать в хозяйственные отношения,стремятся в первую очередь к своей выгоде, а выгода одних может стать убыткомдля других. К тому же предприниматель — конкурент вообще склонен вытиснитьсвоего оппонента из рынка.
Следовательно, бизнес невозможный безриска, что в сущности представляется своеобразной платой за свободупредпринимательства. Чтобы выжить в условиях рыночной экономикипредприниматель должен постоянно искатьновые, нетривиальные методы и способы деятельности, активно внедряя техническиенововведения (что возможно только при наличии спектра альтернатив), оцениватьих вероятности с учетом противодействий конкурентов, и выбирать наиболее эффективныестратегии, которые обеспечивают максимальные вероятности достижениязапланированных экономических целей.
Выясним источники и причиныпредпринимательского риска, чтобы дальшеосознать методы его оценки и способы предотвращения. Объективная необходимостьриска в предпринимательской деятельности определяется случайным влияниемвнешней среды и неопределенностью условий ее осуществления [51].
Внешняя среда, которая включаетобъективные экономические, социальные и политические факторы — появлениеинноваций, изменение политической обстановки, непредвиденные природные явленияи много другое, вызывает случайные изменения в потребностях и спросе продукции,что оказывает значительное и вероятное влияние на результатыпредпринимательской деятельности.
Неопределенность условий осуществленияпредпринимательской деятельности вызывается ее зависимостью от множествапеременных, контрагентов и субъектов ведения хозяйства, поведение которых невсегда возможно прогнозировать с приемлемой точностью. В итоге каждый предпринимательисконно лишен предварительно известных и однозначно заданных параметров,которые определяют его успех на рынке – частицы участия в рынке, доступности кресурсам, стойкости спроса и денежных единиц, постоянства норм и нормативов идругих экономических инструментов управления [45].
В этих условиях, неопределенность экономической конъюнктуры, многовариантность сфер предоставления финансовых ресурсов иразнообразность критериев преимущества их инвестирования, предоставляютисключительную зависимость предпринимательской деятельности от риска.
Основными причинами даннойнеопределенности и источниками риска впредпринимательской деятельности являются:
1. Спонтанностьестественных процессов и явлений и непредвиденные стихийные беды –землетрясения, наводнения, ураганы и другие негативные природные явления –мороз, гололед, засуха и другие, могут стать источником непредвиденныхрасходов.
2. Случайностьмногих социально-экономических и производственных процессов, возможные аварии,пожары, выход из строя оборудования и многое другое определяет невозможностьоднозначного предвидения следующих результатов.
3. Наличиепротивоборствующих интересов и столкновения противоречивых интересов в условияхконкуренции на рынке.
4. Вероятныйхарактер развития и последствий внедрения тех или других инноваций.
5. Недостаточностьинформации о наличии и величине попила, финансовой стойкости и платежеспособности партнеров, клиентов иконкурентов о: цены, курсы и тарифы; позицию и возможные действия конкурентов и многих других данных обобъектах, процессы и явления.
6. Ограниченностьматериальных, финансовых, производственных и трудовых ресурсов.
7. Несбалансированностьосновных элементов хозяйственного механизма планирования, ценообразования,снабжения, финансовых отношений.
Таким образом, предпринимательскаядеятельность протекает в условиях постоянно переменной внешней среды и подлежитвлиянию объективно существующей неопределенности и риска, что может привести кнежелательным последствиям и изменить намеченные результаты. Оценка этихвозможных отклонений и формирования рекомендаций из их предотвращения,связанная с необходимостью комплексного анализа риска, а деятельность подостижении запланированных целей, в этих условиях нуждается в управлении риском.
Как система, управление рискомдопускает осуществление ряда процедур и действий, которые представляют собойэлементы системы управления риском[19]. К ним возможно отнести: идентификацию илокализацию риска; анализ и оценку риска; способы минимизации и предотвращенияриску; мониторинг рисковых операций.
Следует отметить, что сбор и обработкаинформации является важным этапом процесса управления независимо от егоконкретного содержания. В процессе управления риском к полноте и качествуинформации предъявляются особенные требования, потому что отсутствие полнойинформации является одним из существенных факторов риска, а принятие решения вусловиях неполной информации служит источником дополнительных финансовыхпотерь.
Особенную роль играет информация впроцессе качественного и количественного анализа. Качественный анализдопускает: выявления источников и причин риска, этапов и работ, при выполнениикоторых возникает риск, то есть установления потенциальных рисков,идентификацию всех рисков, выявления практических выгод и возможных негативныхпоследствий, которые могут наступить при реализации сдерживающего риск решения.
Результаты качественного анализаявляются важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.Количественный анализ допускает численное определение отдельных рисков и общегориска. На этом этапе определяется вероятность наступления рисковых событий и ихпоследствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяетсятакже допустимый уровень риска.
В результате проведения анализа рискавозникает картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления ипоследствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимымипроизводится стратегия управления риском и на этой основе – меры предотвращенияи уменьшения риска.
12.2 Методы оценки инвестиционных проектов в условиях риска
Метод скорректированной за риском ставки дисконтирования
Сущность данного метода сводится красширению метода оценки чистого приведенного дохода (ЧПД) за счетдисконтирования денежных потоков с учетом риска.
Как известно ЧПД рассчитывают заформулой:
ЧПД = ИВ
ГПи – денежный потокза период и;
d- ставка дисконта;
IВ - стартовые инвестиций.
Данный метод допускает, что в ставкедисконтирования следует учесть уровень риска инвестиционного проекта. Еслиуровень риска проекта не превышает нормальный риск предприятия, то размер r будет представлять собой нормальную необходимую нормуприбыли. Но если предусмотренный риск выше нормального уровня рискапредприятия, то используется более высокое значение ставки дисконтирования.
Использование более высокой ставкидисконтирования уменьшает стоимость будущих доходов от инвестиционного проектаи повышает вероятность того, что ЧПД будет отрицательным, а инвестиционныйпроект будет отклонен.
Таким образом метод скорректированнойза риском ставки дисконтирования допускает, что риск инвестиционного проекта вполной мере отбивается процессом дисконтирования. Этот метод достаточно простойв применении. Однако он имеет следующие недостатки:
· субъективная оценка рысковой составляющей ставкидисконтирования;
· метод не учитывает распределение вероятности будущегоденежного потока.
Метод безрискового эквиваленту
Метод скорректированной за рискомставки дисконтирования учитывает риск путем модифицированной ставки r в знаменателе модели оценки инвестиционного проекта(NPV). Метод безрискового эквиваленту, напротив,учитывает риск в числителе модели и применяет ставку дисконтирования свободнуюот риска — и (например, норма прибыли нагосударственные облигации). Степень риска отбита в коэффициенте эквивалентаопределенности. Его рассчитывают какотношение гарантированного дохода ксумме дохода подвластного риска в период t.
Формула оценки инвестиционного проектавыглядит следующим образом:
ЧПД = ИВ
где
аt — коэффициент эквивалента определенности для t-го периода;
d- ставка дисконта свободная от риска.
Например, предприятие рассматривает инвестиционный проект стоимостькоторого составляет 100 000 грн, что даст возможность получениядохода розміром 50 000 грн в год на протяжении трех лет.Руководство предприятия считает, что получение свободного от риска доходасоставит: в первый год — 45 000 грн, во второй год — 40 000 грн и в третий год — 35 000 грн. Это являетсяэквивалентным получению дохода подвластного риска в размере 50 000 грн ежегодно. Тогда коэффициент эквивалента определенности составит:
;
;
.
Безрисковая нормаприбыльности составляет 12%. Чистая текущая стоимость инвестиционного проектабудет:
грн.
Таким образом проект будет отклонен, потому что доход от инвестиций будетнесовместимый с представлениями руководства о возможном риске.
Данный метод имеет те же недостатки,что и предыдущий.
Матрица решений
Матрица решений или платежная матрица используется в тех случаях, когда допускаетсянесколько возможных результатов для каждого инвестиционного
проекта. Ее используют дляпредставления и анализа этих результатов. Этот инструмент позволяет формализировать процесс инвестиционного решения.
Пример матрицы решений предоставлен втабл.12.1, где рассматривается три альтернативных проекта. Они перечислены влевой части (S1-S3). Менеджер, который принимает решение, предусматривает такжетри возможных состояния экономики, что обозначены от N1к N3 (N1 — период подъема; N2 — периодстабильности; N3 — период спада). Числав матрицепредставляютсобой результатыкаждого проекта (приведенный доход) для каждого состояния экономики.
Таблица 12. 1- Матрица решений
Альтернативные проекты Состояние экономики
N1 N2 N3
Р=0,25 Р=0,50 Р=0,25
S1 20 10 20
S2 40 10 0
S3 10 10 10
Инвестиционные проекты оценивают заследующими показателями:
- середньозваженому вероятному доходу;
- середньоквадратичному отклонению;
- коэффициенту вариации.
Середньозважений вероятный доход представляет собой середньозважену возможность получения дохода отинвестиционного проекта или математическое ожидание и рассчитывается заформулой:
М(Х)= р1Х1+ р2Х2+… + рnХn = ріХі
где Xі – доход і-го проекта;
рі- вероятность дохода і-го проекта.
По данным таблицы 12.1 рассчитаем середньозважену вероятность дохода каждого проекта:
М(S1)= 0,25ґ20 + 0,50ґ10 + 0,25ґ20 = 15 млн.грн;
М(S2)= 0,25ґ40 + 0,50ґ10 + 0,25ґ0 = 15 млн.грн;
М(S3)= 0,25ґ10 + 0,50ґ10 + 0,25ґ10 = 10 млн.грн;
Для того чтобы принять решение относительно того, который из проектовимеет наименьшую вероятность риска, выбирается проект с наивысшей вероятностьюдохода.