Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1 Экономическая характеристика ОАО «Моготекс» ………………………..4
2 Анализ финансовыхрезультатов на примере ОАО «Моготекс»
за 2003-2004г.г. …………………………………………………………………7
3 Определение резервов ростаприбыли на примере ОАО «Моготекс» …...15
4Охрана труда на предприятии ……………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемых источников …………………………………………...27
Приложения А…………………………………………………………………..29
Приложения Б…………………………………………………………………..30
Введение
В ходе преддипломнойпрактики предстоит изучить весь спектрвопросов, предлагаемых в индивидуальном задании, а именно: датьхарактеристику основным экономическим показателям на примере ОАО «Моготекс», произвести анализ финансовых результатов за 2003 – 2004 г., отразить определения резервов роста прибыли, ознакомиться с деятельностью предприятия в области охраны труда. Составить отчет в установленные сроки.
Заисходными данными проекта принимались учебные пособия отечественных авторов, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, первичная документация предприятия.
Дипломнаяработа на тему: «Анализ и повышения эффективности использования финансовых результатов деятельности предприятия» будет так же проведена на основеданных полученных в ходе преддипломной практики на предприятии ОАО «Моготекс».
Полученная информация о структуре активов-пассивов, динамикадоходов и расходов организации, изученные методики проведения анализа и система планирования основных показателейразвития станут основой для дальнейшего углубления начатой в ходе практикиработы.
1 Экономическая характеристика ОАО «Моготекс»
ОАО “Моготекс”– текстильная компания, ведущая свою историю с 1973 года. В его состав входятткацкая, отделочная, швейная фабрики, трикотажное производство и участок дляпроизводства нетканых материалов. Современное оборудование, установленное напредприятии, позволяет выпускать разнообразный ассортимент продукции широкоизвестной как в Беларуси, так и за пределами республики. ОАО «Моготекс»внедрило и применяет систему качества в соответствии с требованиямимеждународных стандартов серии ИСО 9001 в областях: проектирование, разработкаи производство тканей, трикотажных полотен и швейных изделий. Имеется такжесертификат TUV CERT (Германия). За 30 лет работы предприятие приобрело широкуюизвестность на рынке текстильных товаров ближнего и дальнего зарубежьяблагодаря широкому ассортименту и высокому качеству продукции. Предприятиеведёт активную выставочную деятельность, награждено многочисленными дипломамиза лучший отечественный товар, за наивысшие достижения в области промышленности,за производство высококачественных тканей многофункционального назначения, затворческие идеи и высокий уровень мастерства исполнения коллекции, за лучшее оформлениестенда и по др. номинациям. В рамках 6-го Международного форума средствобеспечения безопасности государства «Интерполитех» ткань плащевая«Грета» арт. 4С5-КВ завоевала Золотую медаль «Гарантия качестваи безопасности». Продукция предприятия стала лауреатами конкурса«Лучшие товары Республики Беларусь». Предприятие награждено дипломомГильдии предприятий профессиональной одежды, спецодежды, спецобуви и средствзащиты «За участие в выставке „Телогрейка-2003”.
Общая площадь, занимаемаяпредприятием, составляет 49,7 тысяч квадратных метров, производственныемощности позволяют выпускать 86 млн. квадратных метров готовых тканей в год и825 тонн основовязальных трикотажных полотен. В состав ОАО “Моготекс” входяттри фабрики — ткацкая, отделочная и швейная.
Внастоящее время, работая с численностью 3900 человек, предприятие обеспечиваетвыпуск тканей в объеме 57,1 млн. квадратных метров на сумму 72 млн. долл.США, занимая первое место по объему выпуска как среди предприятий РеспубликиБеларусь, так и среди российских производителей. Широкий спектр выпускаемойпродукции и высокое качество – одно из основных конкурентных преимуществпредприятия – позволившее из года в год обеспечить наращивание экспортногопотенциала (59% от общего объема поставок). 94,5% составляют поставки на рынкистран СНГ, 5,5% — дальнее зарубежье. Из 15 стран дальнего зарубежья, являющихсяпотребителями продукции ОАО “Моготекс”, 13% приходится на долю Польши, 29% — США, 18% — Литвы, 6% — Чехия, 27% — Италия, 7% — Югославия. Ведущим торговымпартнером среди стран СНГ продолжает оставаться Российская Федерация. Продажапродукции ОАО “Моготекс” осуществляется в 55 регионах Российской Федерации из89 имеющихся.
СегодняОАО «Моготекс» производит:
— ткани дляпроизводственной и форменной одежды с различными видами отделок(водоотталкивающая, масловодоотталкивающая, нефтемасловодоотталкивающая,грязеотталкивающая, кровеотталкивающая, ветрозащитная, огнезащитная,кислотозащитная, антистатическая);
- ткани плащевые с различными видами отделок (водоотталкивающая,антистатическая);
- ткани подкладочные с различными видамиотделок (антистатическая, малоусадочная, износоустойчивая, ветрозащитная);
- ткани для специального снаряжения;
- ткани декоративные жаккардовые,гладкокрашеные и оформленные печатью; трикоткани декоративные гладкокрашеные инабивные;
- ткани мебельные жаккардовые в набивном виде;
- ламели для жалюзи;
- ткани технические; · ткани длякожгалантерейной промышленности и специального снаряжения;
- полотна трикотажные подкладочные,декоративные и для спортивной одежды;
- гардинные полотна в гладкокрашеном инабивном виде;
- нетканое полотно; · производственная иформенная одежда;
- домашний текстиль.
Основными потребителями продукции являются такие крупнейшие ведомстваи компании как: МО, МВД и МЧС России и Беларуси;- предприятиятопливно-энергетического комплекса такие как ОАО “Газпром”, ОАО “Лукойл”, ОАО “Юкос”,“Белтрансгаз”.;- промышленные предприятия;- строительные организации;-медицинские учреждения и др.
Таблица 1: Финансовое состояние предприятия ОАО «Моготекс» за2003г. 2004г.
Наименование показателей
2003г.
2004г.
Отклонение
Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)
124104
154196
+30092
Себестоимость
119308
143863
+25086
Прибыль (убыток) от реализации
3393
8773
+5380
Прибыль (убыток) отчётного периода
2320
3525
+1205
Налоги на прибыль и иные обязательные платежи
1377
3371
+1994
Нераспределённая прибыль
8
154
146
2 Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за2003-2004г.г.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуютсясуммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибылии выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, темустойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибылии рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большоезначение в процессе управления финансовыми результатами отводитсяэкономическому анализу.
Основные его задачи:
1) систематический контроль заформированием финансовых результатов;
2) определениевлияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
3) выявлениерезервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование ихвеличины;
4) оценкаработы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли ирентабельности;
5) разработкамероприятий по освоению выявленных резервов.
В процессеанализа используются следующие показатели прибыли:
1) маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) ипрямыми производственными затратами по реализованной продукции);
2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальнойприбыли и постоянными расходами отчетного периода);
3) общий финансовый результат до выплаты процентови налогов (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы ирасходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные ичрезвычайные доходы и расходы);
4) чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжениипредприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочихобязательных отчислений;
5) капитализированная (нераспределеннная) прибыль — это часть чистой прибыли, котораянаправляется на финансирование прироста активов;
6) потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется навыплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Основные источникиинформации: данныеаналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях иубытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующиетаблицы бизнес-плана предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ееструктуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (Таблица 2).
Таблица 2 Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Моготекс»
№
Показатель
2003г.
2004г.
Изменения
Сумма, млн. руб
Доля,%
Сумма, млн. руб
Доля,%
1
2
3
4
5
6
7
1
Прибыль (убыток) от реализации
3394
100
8242
100
7908
2
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
2.1
Доходы от операций с имуществом
4302
3187
-1115
2.2
Расходы от операций с имуществом
4116
3149
-967
2.3
Доходы от финансовых операций
18858
7799
-11059
2.4
Расходы от финансовых операций
18899
7929
-10970
2.5
Прочие операционные доходы
31553
51242
+19689
2.6
Прочие операционные расходы
31822
52951
+21129
3
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (2.1-2.2+2.3-2.4+2.5-2.6)
-124
3,6
-1801
20,3
-1677
4
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
4.1
Внереализационные доходы
977
934
-43
4.2
Внереализационные расходы
1924
4381
5
прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов(4.1-4.2)
-947
27,9
-3447
39,2
-2500
6
ИТОГО ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД(1+3+4)
2323
68,3
3525
39,2
+1202
Продолжениетаблицы 2
1
2
3
4
5
6
7
7
Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли
2315
3371
+1056
8
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (6-7)
8
0,2
154
1,3
+146
Какпоказывают данные таблицы 1, прибыль от реализации в 2004 году увеличилась на 7908 млн.руб. относительно 2003 года. Возросли убытки от операционных расходов на 1677 млн. руб., от внереализационных расходов на 2500 млн. руб.следовательно итоговая прибыль в 2004 году составила 3525 млн.руб. что на 1202 млн. руб. больше предыдущего года.Нераспределённая прибыль в анализируемом периоде, после произведённых выплат налогов и сборов, составила 154 млн.руб.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализациипродукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение планаприбыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализациипродукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровнясоподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi);себестоимости (Сi) и уровнясреднереализационных цен (Цi).
П=∑[VРПобщУдi(Цi-Сi)]. (1)
Объем реализации продукции может оказыватьположительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продажрентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукцияявляется убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшениесуммы прибыли.
Структура товарнойпродукции можетоказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли.Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации,то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного весанизкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимостьпродукции обратнопропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующемуросту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровнясреднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен суммаприбыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибылиможно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные втаблице 3.
Таблица 3 Исходныеданные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Моготекс»,млн. руб.
Показатель
Базовый период
2003г.
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода
Отчетный период
2004г.
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В)
∑(VPПi0-Цi0) = 2097,5•58,5= =122701
∑(VPПi1-Цi0) = 2500•58,5 =146250
∑(VPПi1-Цi1) = 2500•61,05 =152636
Полная себестоимость реализованной продукции(3)
∑(VPПi0-Сi0) = 2097,5•56,5=
=119307
∑(VPПi1-Сi0) = 2500•57,55=143875
∑(VPПi1-Сi1) = 2500•57,55=143863
Прибыль (П)
3394
2375
8773
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическомобъеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следуетрассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибылискорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путемсопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (еслипродукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (еслипродукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величинасоставляет:
Iрп = VРП1 / VРП0 (2)
Iрп = 2500 / 2097,5= 1,2
Если бы величина остальных факторов неизменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 20% и составить 4072,8 млн. руб. (3394•1,2).
Затем следует определить сумму прибыли прифактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровнесебестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условнуюсумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi0) — ∑ (VPПi1-Сi0) = (3)
= 146250-143875 = 2375 млн.руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибылипредприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах,но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммывыручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi1) — ∑ (VPПi1-Сi0) = (4)
= 152636 – 143875 = 8761 млн.руб.
Порядок расчета данных показателей всистематизированном виде представлен в таблице 4.
Таблица 4 Расчетвлияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализациипродукции в целом по предприятию
Показатель прибыли
Факторы
Порядок расчета
Прибыль, тыс. руб.
Объем продаж
Структура продаж
Цены
Себестоимость
По
to
to
to
to
Во — З0
3394
Пусл1
t1
to
to
to
По • Iрп
4072,8
Пусл2
t1
t1
to
to
Вусл — Зусл
2375
Пусл3
t1
t1
t1
to
В1 — Зусл
8761
П1
t1
t1
t1
t1
В1– З1
8773
По данным таблицы 4 можно установить, какизменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли засчет:
объема реализации продукции
∆ПVрп= Пусл1 — По (5)
∆ПVрп = 4072,8 – 3394= +678,8 млн. руб.;
структуры товарной продукции
∆Пстр= Пусл2 — Пусл1 (6)
∆Пстр = 2375- 4072,8 = -1697,8 млн. руб.;
отпускных цен
Итого +5379 млн. руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибылиобусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Снижение суммы прибылина 1697,8 млн. руб. способствовали также изменения в структуре товарнойпродукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный весвысокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимостипродукции сумма прибыли уменьшилась на 12 млн. руб.
Рентабельность — это относительный показатель,определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуютэффективность работы предприятия в целом, доходность различных направленийдеятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной.и т.д.). Ониболее полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результатыхозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта сналичными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценкидеятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике иценообразовании.
∆ПЦ= Пусл3 — Пусл2 (7)
∆ПЦ =8761- 2375 = +6386 млн. руб.;
себестоимости реализованной продукции
∆ПС = П1 — Пусл3. (8)
∆ПС =8773- 8761= +12 млн. руб.
Показатели рентабельности можно объединить внесколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемостьиздержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельностьпродаж;
3) показатели,характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициентокупаемости затрат)исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп)до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
R=Прп / Зрп (9)
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли скаждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Можетрассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Приопределении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать нетолько реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся косновной деятельности.
Уровень рентабельностипродукции (коэффициентокупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основныхфакторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, еесебестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующийвид:
Rз = f(VPПобщ, Удi, Цi, Сi) / f(VPПобщ, Удi, Сi) (10)
Расчет влияния факторов первого уровня наизменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способомцепной подстановки, используя данные табл. 3 и 4:
R0 = П0(VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0(VPПобщ0, Уд0, С0) (11)
R0 = 3394/ 119307 • 100= 2,8%;
Rусл1= Пусл1(VPПобщ1, Уд0, Ц0, С0)/Зусл1(VPПобщ1, Уд0, С0) (12)
Rусл1 = (3394•1,2 / 143875•1,2) • 100= 2,4%
Rусл2= Пусл2(VPПобщ1, Уд1, Ц0, С0)/Зусл2