Реферат по предмету "Право"


Документ в системе социальных коммуникаций

Оглавление Введение 3 Глава 1. Документ как система 1. Характеристика документа как системного объекта 2. Свойства документа 3. Функции документа 11 Глава 2. Документная коммуникация. Документ. Книга 1. Определение документной коммуникации 2. Книга как феномен человеческого познания 3. Книга как основной элемент документной коммуникации 18

Глава 3. Документ и библиография в теории социальной коммуникации 21 Глава 4. Социальные документно-коммуникационные системы 25 Заключение 27 Библиографический список 29 Приложение Введение Документы или как говорили раньше «бумаги» сопровождают человека с самого начала его жизни. Едва успев взять на руки ребенка, родители в роддоме получают справку о том, когда и у кого этот еще

безыменный человек действительно родился. В ЗАГСе на основании этой справки ребенку выдают свидетельство о рождении с указанием его персональных данных (фамилии, имени, отчества). В настоящее время общество переживает информационный бум. Любая организация, так же как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних условиях очень важно вовремя получить нужную информацию в необходимом объеме.

Другими словами кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Свойство документов быть памятью людей, привело к тому, что люди их стали использовать в качестве средства передачи информации. Рассмотренная нами тема является очень важной и играет большую роль для каждого человека. Актуальность темы заключается в том, что документ – бесценное средство связи и конечный результат капиталовложений. Беспорядок в хранении документов – это большой риск потери информации, который может

негативно отразиться на деятельности организации. В каждой организации на составление документов и на работу с документами уходит примерно 60% рабочего времени. Большую часть служебной информации сотрудники организации получают посредством документов. На основе документов принимаются управленческие решения. Документы во всех случаях являются аргументом в спорных ситуациях.

Организации могут понести убытки из-за случайно или умышленно неправильно составленных документов. Руководители предприятий несут персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов. В данной работе мы поставили цель – рассмотреть документ в системе социальных коммуникаций и изучить роль документов в жизни человечества, в частности в коммуникационной сфере. Поставленная нами цель обусловила необходимость решения следующих конкретных задач: - определить понятие

коммуникация и социальная коммуникация; - выделить особенности документальной коммуникации как отдельного вида коммуникации; - охарактеризовать документ как объект и предмет коммуникации; - выяснить историю и современное состояние документальной коммуникации. Таким образом, объект исследования – социальная коммуникация. Предмет – документ в этой коммуникации. Документ – это материальный объект с зафиксированной на нем

информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, в том числе в машиночитаемой форме, предназначенный для распространения во времени и пространстве. Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудиоинформацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения. Документ личного происхождения – это документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. К таким документам относятся: автобиография, дневник, письмо,

мемуары или иной записанный или воспроизведенный человеком документ, являющийся описанием его жизненного опыта. Вообще выделить типы документов, которые характеризовались бы каждый не одним каким-то признаком, а определенной их совокупностью, гораздо сложнее, чем классифицировать все документы по одному (каждому) признаку отдельно. Эта задача требует особого рассмотрения. Проблему различения первичных и вторичных документов

А.В. Соколов решает, взяв за основу "библиографический подход", как наиболее продуктивный для "формирования самостоятельных документально-коммуникационных образований", позволяющий выделить "два уровня документальной коммуникации": "первично-документальный" и "вторично-документальный или документографический". С этим нельзя не согласиться. Однако вряд ли правомерно документографический уровень связывать только

с областью библиографической деятельности. Создание научно-справочного аппарата архива, описание музейных документов не относятся к компетенции библиографии. Очевидно, что кроме библиографии существуют иные области документографии, которые различаются по объекту описания, а для передачи документографической информации так же, как и библиографии, можно использовать различные каналы, как документальные, так и недокументальные.

Очень важными для понимания роли библиографии (и документографии вообще) являются представления о социальной информационно-коммуникационной системе (СИКС) и ее разновидности - документальной информационно-коммуникационной системе (ДИКС). СИКС обеспечивает обобществление исходных сообщений (документов), их смысловую обработку, формирование и долговременное хранение документальных фондов, "распространение смыслов в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания по запросам" (28, с.

252). Принципиальная схема функционирования СИКС показывает "движение смыслов в социальном времени и пространстве и взаимодействие участников этого движения" (28, с. 253), начиная от личностного сознания коммуниканта и реципиента до "мира эмпирической реальности" (МЭР) и обобществленного результата познания - социальной памяти. "Тексты общественного пользования" (ТОП) возникают и существуют в виде документов или недокументированных

сообщений. Документированные ТОП можно опубликовать или использовать как неопубликованные документы, "воздействуя на текущую социальную память, распределенную в сознаниях современников" (28, с. 256). ТОП - это объекты изучения смысловой обработки для профессионалов - библиотечных, архивных, музейных работников. В результате осуществляются формирование фондов ТОП, их смысловая обработка и создание посреднических продуктов, распространение (доведение до реципиента)

как ТОП, так и посреднических продуктов, т. е. оказание коммуникационных услуг. "В результате познания документов, а также недокументированных текстов… сознание реципиента обогащается новыми смыслами, которые рано или поздно проявляются в ходе воздействия на МЭР (материальная предметно-преобразовательная, социально-политическая деятельность и т. п.). Таким образом, происходит общественное использование текущей и ретроспективной социальной памяти"

(28, с. 257). Описанная схема как бы подводит итог предпринятому А.В. Соколовым многоаспектному рассмотрению системы социальной информационной коммуникации, в процессе которого он использовал самые разнообразные методологические подходы: информационный, семиотический, системный, деятельностный, культурологический. Чтобы каждый из этих подходов мог стать методологическим средством для исследования СИКС. А.В. Соколов предварительно изучил и изложил основные положения соответствующих

теорий. Этот материал представляет не только прикладной, но и самостоятельный интерес, потому что далеко не всегда можно найти непротиворечивое изложение основ соответствующей теории. В то же время главное внимание уделяется обоснованию и изложению основ коммуникационного подхода. А.В. Соколов почему-то не называет его среди тех методологических средств, которые используются им при построении данного учебного курса (28, с. 14-15).

По-видимому, попав в план теории коммуникации, он онтологизирует понятие коммуникации так же, как в некоторых исследованиях онтологизируется понятие информации (28, с. 124-125). На наш взгляд, коммуникационный подход - это такое же методологическое средство, как и все прочие, которые используются для познания сущности явлений, составляющих сферу социальной информационной коммуникации. В исследовании А.В. Соколова он играет главенствующую роль, позволяя объединить все многообразие

используемых методологических подходов. В этом ценность данной книги. Признавая ее, мы, тем не менее, обращаем внимание на отдельные спорные моменты, которые нуждаются в обсуждении. Глава 1. Документ как система 1.1. Характеристика документа как системного объекта Документ - сложный объект, представляющий собой единство информации и материального (вещественного) носителя. Выяснить его сущность - это задача, которая решается с помощью системного подхода - методологического

направления в науке, ставящего своей задачей разработку средств, методов исследования сложноорганизованных объектов - систем . Документ представляет собой систему - множество закономерно связанных друг с другом элементов и частей как определенное целостное образование, единство. Элемент - предельная единица деления документа. Совокупность однородных элементов, выполняющих необходимую для существования системы функцию, называется подсистемой.

Если в системе имеется несколько подсистем, то вся система становится сложной. Понятие системы относительно, как и понятие элемента. Если системой считать документ как таковой, то его сущностными подсистемами будут информационная и материальная (вещественная, субстанциональная) составляющие, а также конструктивные элементы документа (титульный лист, обложка, переплет, форзац и т.п.), объединенные в сложное целое.

Подсистемой документа может выступать и текст, состоящий из глав, параграфов, абзацев. В качестве элементов документа выступают заглавие, предисловие, колонтитул, переплет, форзац и т.п. Документ как целое - это единство составляющих его элементов и подсистем, суперсистема по отношению к ним. С точки зрения совокупности документов, собранных в фондах органов информации, библиотек, архивов, книжных магазинов и др. (в зависимости от масштабов системы) документ становится подсистемой или даже

элементом. Изучение документа как системы состоит в выявлении его элементов, подсистем и связей между ними, т.е. в изучении его структуры. Устанавливаются признаки и параметры, характеризующие документ как систему. Определяются функции, выполняемые элементами, подсистемами внутри и вовне этой системы, ее свойства, т.е. качественные отличия, обусловливающие относительную самостоятельность, устойчивость и стабильность данной системы, пригодность документа для использования в социальной коммуникации.

При системном подходе изучаемый документ рассматривается как часть более крупной системы социальных коммуникаций. Поэтому, прежде всего, важно выяснить, частью какой более общей системы (целого) является в данном случае документ. Именно этим определяются его возможности, задаются цели существования, функции, выполняемые в обществе, закономерности функционирования. Документ представляет собой относительно самостоятельную систему благодаря наличию собственных признаков

и свойств, обусловливающих его различие и сходство с другими материальными объектами. Признак отражает внешнюю примету, по которой (чаще-совокупности) можно отнести наблюдаемый объект к документу. В отличие от него свойство отражает качественное, т.е. внутренне присущее документу отличие. Документ характеризуется наличием всех свойств одновременно (различна лишь степень их проявления), а набор признаков документа в каждом случае может быть индивидуальным.

1.2. Свойства документа Как и всякий объект, документ обладает множеством свойств (отличительных качеств). Наиболее существенные из них следующие: Атрибутивность документа, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может. Документ как целостная система состоит из двух основных слагаемых - информационной и материальной. Отсутствие одной из составляющих превращает документ в недокумент (в устную речь, вещь). Документ имеет двуединую природу, т.е. две стороны: содержание (духовная сущность:

мысли, идеи) и форму (материальную, вещественную, служащую для закрепления и передачи информации). Тезис о двойственной природе документа является аксиомой документоведения. Содержательно-информационная сущность документа является главным: признаком документа. Его форма обычно рассматривается с точки зрения материала (носителя зафиксированной информации) и особенностей материальной конструкции. Различают внешнюю (полиграфическое или иное оформление) и внутреннюю форму

документа (внутренняя организация материала). Именно по материальной конструкции отличают книгу от газеты, карты, грампластинки, дискеты и т.п. Иногда к формальным признакам документа относят форму записи информации. Тогда различают форму материально-конструктивную и семиотическую (знаковую). Между информацией (сообщением, текстом) и материальным носителем настолько тесная связь, что принято использовать особый термин «документная информация».

Функциональность документа, т.е. его предназначенность для передачи информации в пространстве и времени. Документ - полифункциональный объект, т.е. он выполняет множество общесистемных и специфических функций, обусловленных разнообразными потребностями общества в информации, знаниях. Именно способность документа выполнять свои сущностные функции позволяет рассматривать его как источник информации, средство социальной документной коммуникации.

Структурность документа, т.е. тесная взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Всякий документ обладает определенной структурой, последовательным и взаимосвязанным расположением его элементов и подсистем: как текстовой, информационной составляющей (предисловие, вступительная часть, основной текст, вспомогательные указатели, приложения), так и материальной составляющей (обложка, переплет,

титульный лист, книжный блок, корешок, форзац и т.п.). Типовую структуру, т.е. одинаковый набор элементов для определенного вида документов, имеют практически все функционирующие в системе социальных коммуникаций документы. Типовая структура документов различных видов определяется специальными стандартами, положениями, инструкциями и т.п. Именно структура обеспечивает эффективность использования и долговременность хранения документа.

Набор перечисленных свойств документа - это особая целостная система, выполняющая возложенные на нее обществом функции. Связь между ними является настолько тесной, что отделить их друг от друга можно лишь условно. Определение признаков и свойств документа только начато в документоведении и требует дальнейшего уточнения, как их номенклатуры, так и содержательного наполнения. 1.3.Функции документа Как и всякая система, документ создается обществом лишь постольку, поскольку

он выполняет те или иные необходимые обществу функции. Функция документа - это его общественная роль, социальное назначение, цель, задача. Документ - полифункциональный объект, выполняющий ряд взаимосвязанных социальных функций. Весь спектр социальных функций документа можно условно поделить на три группы: 1) главную; 2) общие; 3) специальные. Главная, наиболее обобщающая функция документа - это хранение

и передача (распространение) информации во времени и/или пространстве. Документ создается для обеспечения потребностей общества с помощью размноженной документной информации. Общие функции - информационная, коммуникативная, кумулятивная - характерны для всех документов, независимо от их типа и вида. Информационная функция - это способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний.

Основным критерием информативности документа является его информационная емкость, т.е. количество и качество информации, зафиксированной в документе. Существует правило: больше информации в возможно меньшем объеме документа (отчет о НИР-статья - монография - учебник - энциклопедия: документы расположены по степени увеличения информационной емкости). Эта функция определяется такими показателями, как полезность, полнота, достоверность, ценность, новизна информации и др.

Коммуникативная функция - это способность документа быть информативным средством передачи, обмена, коммуникации, общения, преемственности. Документ обеспечивает документную коммуникацию, которая без него была бы невозможна. Кумулятивная функция - это способность документа накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколений. Специальные функции присущи не всем, а определенным видам и типам документов, где они проявляются в

большей степени в соответствии с социальными потребностями общества. К ним относятся: управленческая, познавательная (образовательная), правовая, общекультурная, мемориальная, гедоническая и др. функции. Управленческая или регулятивная функция - выполняется документами, которые созданы для целей управления и в процессе его реализации (законы, положения, уставы, постановления, распоряжения, решения, приказы, протоколы, циркуляры, предписания, т.е. официальные и деловые документы).

Познавательная или когнитивная функция- способность документа служить средством получения и передачи знаний для изучения процессов и явлений природы и общества. Это назначение документа состоит в обеспечении общего и профессионального процесса обучения (учебник, учебное пособие, практикум, хрестоматия, методические рекомендации и т.п т.е. учебные документы), а также научной деятельности (научная монография, диссертация, автореферат диссертации, патент, отчет

о НИР и ОКР, т.е. научные документы). Правовая функция - это способность документа служить средством доказательства, подтверждения каких-либо фактов (сведений). Правовой функцией в первую очередь обладают официальные издания (конституция, законы, указы), а также исторические источники, служащие средством свидетельствования. Общекультурная функция - способность документа содействовать развитию культуры общества, выступать

средством закрепления и передачи культурной традиции, усвоения системы ценностей, эстетических норм, ритуалов, принятых в обществе (литературно-художественное, научное издание, кинофильм, видеофильм, фотография, открытка, гравюра и др.). Мемориальная (памятниковая) функция - способность документа служить «внешней памятью» человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Эта функция свойственна документам - памятникам (артефактам), обладающим особой социально-

культурной и исторической ценностью (рукописная книга, редкие, особенно ценные и уникальные по содержанию, форме или условиям бытования во внешней среде документы). Гедоническая функция - это способность документа служить средством отдыха, развлечения, рационального использования свободного времени (произведения художественной литературы, издания по искусству, открытки, кинофильмы, диафильмы, видеофильмы, компакт-диски, грампластинки, магнитные фонограммы и т.п.).

К специальным функциям документа можно также отнести: статистическую, источниковую, подтверждения авторского авторитета и др. Количество специальных функций документа, как и потребностей общества, неисчислимо. Документ всегда сочетает в себе одновременно несколько функций, которые тесно переплетены между собой. Знание функций документа позволяет уяснить целевое (для чего, с какой целью создан конкретный документ) и читательское (для кого создан документ) назначение документа, с тем, чтобы наиболее эффективно использовать

его потенциальные возможности. От целевого и читательского назначения документа зависит характер информации, содержащейся в нем, тип и вид документа. Глава 2. Документная коммуникация. Документ. Книга 2.1. Определение документной коммуникации Документная коммуникация соответствует коммуникационной деятельности только в случае непосредственной переписки между коммуникантом. В документально - коммуникационную систему входят институты документной

коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической литературе документально - коммуникационную систему называют «Система книга - читатель». Основными институтами документной коммуникации, существующими в настоящее время являются: - архивы - библиографические службы - библиотеки - издательства и типографии - книжная торговля - реферативные службы Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции.

Существующие функции не исчерпывают область практического применения предмета: они дополняются прикладными функциями. Прикладные функции - это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Прикладные функции - результат приспособления данного предмета к потребностям момента. Документам свойственно изначально социальное назначение, которое вытекает из авторского замысла. Документ - это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социально смысловой

коммуникации в качестве завершенного сообщения. 2.2. Книга как феномен человеческого познания Во все времена книга осознавалась не только как хранитель, но и как средство познания окружающего мира. Через посредство книги обыкновенный человек познает этот мир и себя, ученый получает знание о предмете своего исследования, картину закономерностей развития объекта своей науки, определяет степень ее разработанности.

Из этого следует, что книга предмет как гносеологический феномен. С древнейших времен книга была и предметом познания - для библиотекаря, книжника, писателя. Постепенно складывается ее теоретический феномен. Как предмет методологического анализа книга представляет собой системное образование, состоящее из материальных, мыслительных и духовных слоев. Причем материальное и идеальное не всегда тождественны.

Для историка книга объективизированный образ исторической действительности, для книговеда - ее вещественно - структурный образ. В первом случае книга выступает как гносеологический феномен (отражение документа), являя собой различия между сознанием реальности (сознание автора) и объективированным сознанием. Во втором случае нельзя в полной мере понять и осознать книгу как материально - предметное образование. «Содержание книги» - понятие абстрактное и выражается через более конкретные понятия: литературное

произведение, книжная графика, элементов справочного аппарата, которые в свою очередь, конкретизируются посредством понятий книжного текста, рисунка, чертежа, примечаний, комментариев. Феномен книги, в контексте концептуальной системы книжной динамики, выражен следующим комплексом методологических факторов категории - динамика, функции, энергетика, воздействие, восприятие; законы сохранения и преобразования энергии. Немало ценного можно обнаружить, обратившись к определенным сторонам инфенерной психологии,

эвристики, бионики, биокибернетики, теории информации, ибо различные материальные реализации структурно - функциональных схем ИД - деятельности успешно осмысливаются на междисциплинарном уровне познания. Вместе с тем, каким бы позитивным не были экскурсы книговеда в бионические и биокибернитические области познания, их значение и роль в воспроизведении энергетических моделей книги весьма ограничены и не направлены на проникновение в энергию сущности книги. И закономерно выдвигается вопрос о формировании специальной

книговедческой дисциплины - дионики книги. Предмет ее познания - энергетический потенциал книги. Дионика книги призвана изучать процессы энергетического воздействия автора на читателя и преобразование последним энергии книги в собственную. Целостность книги (интегральных категорий ее статистики и динамики) как универсума культуры, как вида ИД - деятельности, как функционального явления повседневной социальной жизни (как ИД - система) во многом порождает трудности ее познания.

Книга как деятельность субъекта есть инобытие книги как универсума и как системы деятельности социальных институтов: науки, образования, производства. Познавая книгу как универсум культуры, исследователь не обращает внимания на ее субъективированное инобытие. В тоже время при изучении книги как ИД - деятельности субъекта он неизбежно рассматривает все универсальные и социальные качества и стороны в виде того же инобытие, но уже по отношению к книге как деятельности.

Как всеобщее книга всегда больше своих составляющих. И чтобы познать книгу в целом, необходимо фиксировать все отношения между элементами - и отношения связи, и изолированности, ибо книга существует и функционирует благодаря совокупности этих отношений. Структура организации книги очеркивает границы и место содержательного материала. 2.3. Книга как основной элемент документной коммуникации

В определениях книги, которые давались разными авторами на протяжении всей многовековой истории ее существования, были разные подходы: от восторженных эмоционально - образных до «сухих» научных. Е.Л. Немировский разделили все многообразие дефиниций книги на три класса. К первому относятся сугубо описательные характеристики ее внешней формы. В определениях второго класса делается попытка отразить содержание книги, а точнее - сущность этого

содержания. Определения третьего класса пытаются соединить характеристики внешних признаков и содержания. Характеристика содержания, с которой связаны определения второго и третьего класса, подразумевала выяснение сущности книги, а значит - ее функционального характера. Поэтому можно сказать, что проблема функций книги так же стара, как и ее определение, хотя не всегда факторы определений говорили о том, что они определяют именно функции книги.

И.Г. Моргенштерн, внесший большой вклад в теорию искусства книги, подчеркивал «самые общие и существенные стороны ее природы, порожденные ее назначением в жизни: служить средством для сохранения и передачи информации, для общения между людьми». Отсюда вытекала «главная - коммуникативная - функция книги как формы организации текстового сообщения». Коммуникативность является важнейшим качеством книги. Основной функцией книги является ее коммуникативность в культуре и обществе, поскольку книга, прежде

всего инструмент социальной коммуникации. Книга - источник знаний, продукт и памятник духовной и материальной культуры, память поколений. Эстетическую, гедонистическую, рекреативную функции книги можно рассматривать как подфункции, или разновидности проявления культурной функции, причем в большей мере они присущи определенным видам книги, а не всем книгам. Воспитательная, популяризаторская, учебно-образовательная функции книги представляют собой проявление культурной, познавательной, управленческой функций, т.е. усиление этих

функций при одновременном выполнении всех прочих. Управленческая функция по отношению к книге обычно не называлась, однако по ее характеристике видно, что она присуща любой книге, поскольку последняя выполняет социально - коммуникационно - информационную функцию. Формой проявления управленческой функции является и так называемая идеологическая функция книги. Книга - это продукт, в создании которого учавствуют автор, издатель и полиграфист, она представляет

собой результат сложного коллективного труда. Наилучшим объяснением характера читательского адреса книги как средства коммуникации должно быть рассмотрение книги как средства ретиального коммуникационного процесса. Существенная черта книги, отличающая ее от других документов ее активная роль в формировании общественной идеологии, науки, искусства, морали, общественного мнения и т.д. Можно назвать ее функцией преобразования общественного сознания, поскольку эта функция - функция воздействия

книги на наше сознание, функция, активизирующая наше участие человека в преобразовании мира и самого себя. Именно с этой функцией книги связан тот факт, что ее содержание может быть не только произведение литературы, но и произведение общественного сознания. Функция преобразования общественного сознания, свойственная книге, позволяет ей по-иному выполнять познавательную, культурную и управлен6ческую функции.

Такое свойство документа как деятельный характер присуще книге. Книга так же как документ является результатом деятельности его творцов. Книга в больше мере, чем документ вообще, выполняет эстетическую функцию. Книга определенным образом дисциплинирует личность и влияет на ее поведение. Другой важнейшей специфической функцией книги является товарная.

Из рассмотренных специфических функций книги вытекает ряж ее свойств, дополняющих и уточняющих эти функции. Среди них следует назвать конкретно - исторический характер книги. Книга не только создается автором в ответ на потребность общества на том или ином историческом этапе его развития; она вообще становится возможной только в результате общественного признания ее ценности. Следующее важное свойство книги - ее доступность с точки зрения материальной формы: портативность,

легкая перемещаемость. Оно вытекает из функции распространения информации, характера книги как средства ретиального коммуникационного процесса. Каждой книге, функционирующей в системе документальных коммуникаций, присущи, прежде всего, функции, общие для документов; можно только указать на отличие книг, как других документов, от недокументальных каналов коммуникации. Кроме того у каждой книги есть функции, характерные только для книг.

Существуют функции, присущие только определенным группам, категориям книг. Они изучаются типологией книги. В результате сравнительного анализа функций и свойств документа и книги можно сделать вывод, что определения и Документа, и Книги должны быть функциональными, но они должны быть построены не на основе перечисления функций и свойств, а на основе выявления их места в социально - коммуникационных информационных процессах.

Книга обладает всеми теми же функциями и свойствами, что и документ только проявляются они по-разному. Книга - хранитель знаний и истории человечества, несомненно, является основным элементом документной коммуникации. Глава 3. Документ и библиография в теории социальной коммуникации В данной статье предполагается уделить внимание определению документа и его места в социальной коммуникации, видам документов, а также производного от этих положений определения места библиографии в системе социальных

коммуникаций. Однако чтобы подойти к интересующим нас проблемам, придется проанализировать и другие основные положения теории социальной коммуникации. Начнем с определения социальной коммуникации. А.В. Соколов предваряет его определением коммуникации вообще: "разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом" (28, с.18).

Однако в этой трактовке неправомерно "коммуникация вообще" сводится к коммуникации между субъектами, т. е. людьми или животными. С другой стороны, в этом определении не показано, что взаимодействие осуществляется путем передачи некоторого объекта по каналу связи между взаимодействующими субъектами (или все-таки объектами? Точнее - между коммуникаторами, коммуникантом и реципиентом, отправителем и получателем, передатчиком и приемником и т. п.). В этом смысле коммуникация может осуществляться не

только в человеческом обществе или в животном мире, но и в технике (т. е. в мире "второй природы", созданной человеком). Как коммуникационные могут рассматриваться и некоторые взаимодействия в неживой природе, если исследователь применит к ним основные положения теории коммуникации. Иначе говоря, коммуникация вообще - это связь между коммуникантом и реципиентом, в которой осуществляется передача некоторого объекта (коммуниката) по каналу коммуникации, реальному или воображаемому.

Хотелось бы уточнить и элементарную схему коммуникации (см. приложение I). Между коммуникантом и реципиентом должен существовать канал коммуникации, хотя бы воображаемый (что показано пунктиром), а по нему передается объект коммуникации (коммуникат). В этом отношении более верна схема коммуникации, опубликованная А.В. Соколовым ранее, но она относилась только к информационной коммуникации.

В зависимости от характера коммуникаторов можно различать виды коммуникации: техническая (между техническими устройствами), зоологическая (между животными), социальная (между людьми, т. е. в человеческом социуме). Существуют ли иные виды коммуникаторов и, соответственно, коммуникаций - это предмет для размышлений. Для нас важно, что социальная коммуникация отличается именно (или в первую очередь) характером коммуникаторов, а не характером коммуниката. В зависимости от характера коммуниката следует, очевидно, различать коммуникации:

материальную (передачу материального, вещественного объекта) и идеальную (передачу некоторых сведений, сигналов, смыслов и т. п т. е. некоего идеального объекта или то, что принято называть информацией), иначе говоря, коммуникацию информационную, если в ней передается информация, и неинформационную, если речь идет о передаче "неинформационного" объекта. Как материальная, так и информационная коммуникации могут осуществляться между различными коммуникаторами.

Интересующая нас информационная коммуникация может быть как социальной, так и технической, зоологической и т. д. Одна из разновидностей информационной коммуникации - генетическая, характерная для любых живых организмов. Как информационную коммуникацию можно рассматривать даже взаимодействие между отдельными органами или системами органов в человеческом организме. Сфера приложения теории информационной коммуникации, или теории информации, или информационного подхода

очень широка и еще не определена достаточно точно. Ясно, что информационный подход - один из общенаучных методов познания. Поэтому не следует отказываться от понятия информационная коммуникация и лишь иногда, в заранее оговоренных ситуациях, допустимо заменять его термином коммуникация без определения ее вида. Очевидно, что с точки зрения библиотечного и библиографического дела наибольший интерес представляет

социальная информационная коммуникация, поэтому главное внимание обратим на ее дифференциацию (классификацию) и ее определение. Видами социальной информационной коммуникации в зависимости от характеристик коммуникаторов следовало бы считать внутриличностную и межличностную. А.В. Соколов внутриличностную коммуникацию противопоставляет социальной, но тутже пишет, что " внутриличностная (внутренняя) коммуникация есть интериоризованная социальная коммуникация" (28,

с. 22), т. е. не отрицает принадлежность внутриличностной коммуникации к социальной. К этому же виду можно бы отнести в качестве разновидности и письменную авто-коммуникацию, в которой коммуникант и реципиент - один и тот же человек, а передаваемое сообщение фиксируется в документе или иной форме записи. При таком классификационном решении дальнейшая дифференциация на макросоциальную, мидисоциальную и микросоциальную относилась бы только к межличностной коммуникации, а в классификации

А.В. Соколова межличностная - синоним микросоциальной, причем обусловленной тем, что ее "участники непосредственно контактируют друг с другом на психологическом уровне" (28, с. 23). А если не непосредственно, а опосредованно, например, через переписку это уже не межличностная коммуникация? Возвратимся теперь к определению социальная коммуникация, которое в действительности является определением социальной информационной коммуникации.

Коммуникант назван в нем смыслом, а не социальной информацией, как было принято ранее. Стало ли определение более ясным? Вряд ли. А.В. Соколов сравнивает также понятия коммуникация и общение, показывает различные варианты их соотношения (28, с. 24-30). Однако среди них отсутствует такой: общение - один из вариантов коммуникационного отношения между субъектами, предполагающий обязательную обратную связь, в процессе которой коммуникант и реципиент

меняются ролями. Считаем, что это значение может послужить основой для различения информационной коммуникации вообще и общения как ее особой разновидности. Его можно представить и на элементарной схеме общения (см. приложение II). Коммуникация не всегда включает обратную связь (от реципиента к коммуникант), но она возможна, а общение обязательно подразумевает двухстороннюю связь. Глава 4. Социальные документно-коммуникационные системы

Документной коммуникацией (ДК) будем называть коммуникацию, опосредованную документом, построенную на обмене документами между двумя или более людьми. ДК является подсистемой социальной коммуникации. В процессе социальной документной коммуникации явно скрыто присутствуют три основных элемента: коммуникант, коммуникант и реципиент. В основе ДК лежит коммуникационный акт, в котором выделяются следующие составные части: 1) тот, кто передает документную информацию, коммуникант - лицо или организация, генерирующие

сообщение (автор документа, документной информации, сообщения); 2) тот, кому предназначена документная информация реципиент - это лицо или группа лиц, принимающих сообщение (потребитель документной информации, читатель, слушатель, зритель); 3) способ или канал передачи информации - коммуникант - это документ в форме книги, журнала, газеты, фильма, дискеты и т. п.; 4) содержание передаваемой информации, зафиксированной на материальном носителе;

5) код - правила языка, на котором зафиксировано сообщение; 6) контекст - в нем сообщение обретает всю полноту своего смысла. Таким образом, документ является средством (каналом) передачи информации, если его рассматривать как элемент коммуникационного процесса в целом. С позиции реципиента документ является источником информации. ДК является одной из основных подсистем социальной коммуникации, т. е. системой обмена информацией

между двумя и более людьми. В зависимости от канала передачи сообщений социальные коммуникации принято делить на неформальные и формальные. Неформальные коммуникации устанавливаются между отправителем и потребителем непосредственно - путем личных контактов, встреч, бесед, формальные - через специально созданные обществом организации и учреждения: систему печатных изданий, библиотеки, информационные службы и др. По форме представления информации социальные коммуникации делятся на документные и недокументные.

Документоведение изучает документные системы, т. е. системы, состоящие из документов, имеющие отношение к документам как таковым. Документная коммуникационная система (ДКС) - это подсистема социальной коммуникации, обеспечивающая создание, обработку, хранение и распространение документной информации в обществе. В документно - коммуникационной системе выделяют три исторически сложившиеся подсистемы: атрибутивную, функциональную и управленческую. Документная коммуникация соответствует коммуникационной деятельности

только в случае непосредственной переписки между коммуникантом. В документально - коммуникационную систему входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической литературе документально - коммуникационную систему называют «Система книга - читатель». Основными институтами документной коммуникации, существующими в настоящее время, являются: архивы, библиографические службы, библиотеки, издательства и типографии,

книжная торговля. Существующие функции не исчерпывают область практического применения предмета: они дополняются прикладными функциями. Прикладные функции - это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Прикладные функции - результат приспособления данного предмета к потребностям момента. Заключение В нашей работе в результате сравнительного анализа функций и свойств документа и книги мы пришли к выводу, что определения и Документа, и

Книги должны быть функциональными, но они должны быть построены не на основе перечисления функций и свойств, а на выявлении их места в социально- коммуникационных информационных процессах. Понятие «документ» является центральным, фундаментальным в системе документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности по созданию, сбору, аналитико-синтетической обработке, хранению, поиску, распространению и использованию

документной информации в обществе. Это понятие широко используется во всех сферах общественной деятельности. Документная информация является социальной: документы создают люди для людей. Природная информация, подвергнутая закреплению на материальном носителе способом, созданным человеком, также может быть названа социальной информацией. Главной составляющей документа выступает информация, т.е. самые различные данные, сведения, сообщения, знания, предназначенные для передачи в процессе коммуникации.

Документ (система документов, изданий) в качестве средства социальной коммуникации мы определяем как диалектическое единство семиотических средств представления информации - жанровой организации (информационного или литературного произведения) - и материального носителя. Слово «информация» имеет множество значений, из которых наиболее общее и широкое - «отраженное многообразие». Такое значение позволяет рассматривать как информационные многие процессы, происходящие в технических

механизмах, живой и неживой природе, в обществе. Социальная информация- это способ (форма) передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе. Обобщенно социальную информацию можно определить как сведения, предназначенные для передачи в обществе. Именно такая информация, содержащаяся в документе, является объектом изучения документоведения, а также информатики, книговедения, архивоведения, теории массовых коммуникаций и других наук документно - коммуникационного

цикла. Социальная информация создается и используется обществом. Изученный нами материал вызвал у нас глубокий интерес. Мы выявили, что теория информации с момента своего рождения связана с теорией коммуникации, первоначально - в технических системах. В данной теме мы обратили внимание на определение документа и его место в социальной коммуникации, виды документа, а также производное от этих положений определения места библиографии

в системе социальных коммуникаций. И чтобы подойти к интересующим нас проблемам, мы проанализировали и другие основные положения теории социальной коммуникации. Документ используется в социальной коммуникации как единство канала коммуникации и передаваемой социальной информации. И мы также заметили, что в определенных видах коммуникации документ представляет собой именно и только коммуникат, который движется по каналу коммуникации.

Библиографический список 1. ГОСТ Р 6. 30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2003. – 19 с. 2. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1998. – 11 с.

3. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-92: утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299. – М 1993. 4. Алексенцев, А. И. Конфиденциальное делопроизводство / А. И. Алексенцев // – М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»,

2001. – 160 с. 5. Андреева, В. И. Документирование распорядительной деятельности руководителя организации / В. И. Андреева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2007 №8. – С.42-47. 6. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / А.Н. Арлычев// Рос. акад. наук. Дальневост. отд-ние. Ин-т истории, археологии и этногр. народов Дальнего

Востока. СПб 1992. С. 22-37. 7. Баласанян, В. Э. Применение автоматизированных систем документационного обеспечения управления (АС ДОУ) для повышения эффективности управления / В. Э. Баласанян // Делопроизводство . – 2002 № 2. – С.27-29. 8. Васютинская, О. В. Возникновение организационных документов / О. В. Васютинская // Делопроизводство. – 2005 №4. С.

99-104. 9. Вялова, Л. М. О некоторых аспектах состава и оформления организационно-распорядительных документов / Л. М. Вялова // Секретарское дело. – 2001 № 1. – С.21-24. 10. Гришин, В. Н Панфилова Е. Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. / В. Н. Гришин, Е. Е. Панфилова М 2005. 11. Грэхэм, Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в

Советском Союзе/ Л.Р. Грэхэм // Науч. и техн. б-ки 1991. С. 279-290. 12. Делопроизводство (организация и технология документационного обеспечения управления): учеб. Для вузов / Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина, Т.А. Быкова и др.; под ред. Т.В. Кузнецовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 359 с. 13. Зиновьева, Н. Б. Документоведение:

Учебно-метод.пособие. – М. : ИПО Профиздат, 2001. – 208с. 14. Илюшенко, М. И. К понятию «документ» (Эволюция термина и предмет документировнаия) / М. И. Илюшенко // Сов. Архивы. – 1986 № 1. – С. 26-31. 15. Илюшенко, М. П. Организационные документы и их значение в регулировании управленческой деятельности / М.П. Илюшенко // Делопроизводство. – 2003 №3. – С.

29-32. 16. Кузнецов, С. Л. Организация хранения документов в электронной форме / С. Л. Кузнецов // Делопроизводство. – 2004 № 4. – С.47. 17. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) : учеб. пособие / Т.В. Кузнецова. – М.: РГТУ, 2007. – 522с. 18. Кузнецова, Т. В. Организационные документы / Т. В. Кузнецова //

Управление персоналом. – 2003 №11. – С.11-16. 19. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение : учеб. / Н. Н. Кушнаренко. – Казань: Т-во «Знание», 2000. – 460 с. 20. Ларин, М. В. Управление документацией в организациях : учеб. / М. В. Ларин. – М.: Научная книга, 2002. – 288с. 21.

Максимович, Г. Ю. Комплексный подход к внедрению информационных технологий во все сферы ДОУ/ Г.Ю. Максимович //Секретарское дело. 2005. №11. 22. Митяев, К. Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития / К.Г. Митяев // Вопросы архивоведения. – 1964 №2 С. 29-34. 23. Семилетов, С. И. Группы и отдельные виды типовых документов, форма их представления в социальной сфере:

подходы и классификации / С.И. Семилетов // Делопроизводство. – 2003 №1. – С. 5-10. 24. Скиба, В.А. К проблеме эффективной массовой коммуникации в буржуазной социологии. / В.А. Скиба // Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Секция журналистики М 1969 С. 268-295. 25. Сокова, А. Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные

задачи / А. Н. Сокова // Документирование управленческой деятельности. – М 1986 С. 56-59. 26. Соколов, А.В. Коммуникационные каналы / А.В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 1994 № 11. – С. 43-47. 27. Соколов, А.В. Информационный подход к документальной коммуникации. / А.В. Соколов // Учеб. пособие для студентов библ. фак. /

ЛГИК. Л 1988. – 8 с. 28. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. / А.В. Соколов // Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Культурология" / С Петербург. гуманитар. ун-т профсоюзов. СПб 1996 320 с. 29. Швецова-Водка, Г.Н. Функции и свойства документа в системе социальных коммуникаций / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: Исслед. и материалы. –

М.: Книга, 1994 Сб. 69 С. 37-57. 30. Янковая, В.Ф. Процедура подготовки распорядительных документов [Текст] / В.Ф. Янковая // Секретарь-рефераент 2005 №4 С. 21-37. Приложение I Элементарная схема коммуникации Приложение II Элементарная схема общения



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.