ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение……….…………………………………………..… 2
2 Монополия……………………………………………..…….3
3 Чистаямонополия и монопольная власть …..………..…… 4
3.1Барьеры для входа в отрасль: как поддерживаетсямонопольная власть …………………………………………….…6
4 Спросна продукт монополиста …………………..………10
4.1Предельный доход монополиста ……………………………… 11
4.2Цена, предельный доход и эластичность спроса поцене …… 14
5 Монополистическаяконкуренция ……………………..… 16
5.1Определение отрасли ……………………………..………….… 18
6 Двусторонняямонополия ……………………………….… 19
6.1Заработная плата, определяемая профсоюзами,минимальная заработная плата и занятостьна монополистических рынках рабочей силы ……………………………………………………… 22
7 Олигополия………………………………………………… 24
7.1Сознательное соперничество: олигополистическиеценовые войны ………………………………………………………….…… 26
7.2Стратегия поведения при олигополии и теория игр…….…… 29
8 Сговори картели …………………………………………… 31
8.1Образование картеля ………………………….………………… 32
8.2Реклама при олигополии ………………………………………. 34
9 Другиемодели олигополии ………………………………… 35
9.1Твердость цен и ломаная кривая спроса …………………..… 36
9.2Лидерство в ценах ……………………………………….……… 38
9.3Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль…….…… 38
10 Монопсония………………………………………………… 39
10.1Предельные издержки на ресурсы для монопсониста…..… 41
10.2Принятие решений о найме на монопсонистическихрынках факторов производства ………………………………..…..….… 43
10.3Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольнойвластью на рынках готовой продукции …………………………….….… 45
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, арынки, всвою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Рынки совершенной конкуренции.На таком рынке имеется много продавцов ипокупателей, апоэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственныхрынковблизкикрынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер ини один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Многие другие рынки достаточно конкурентны, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы вслучае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального иприродного сырья — таких, как уголь, железо, олово или пиломатериалы. Ряд рынков снебольшим числом поставщиков рассматривается все-таки как конкурентные вцелях анализа. Например, авиационные перевозки вСША обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиационных перевозок приходится лишь на нескольких из них. Тем не менее конкуренция между ними (но не всегда) достаточно жесткая, апоэтому внекоторых случаях (но не во всех) рынок рассматривается как конкурентный.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, оних, аименно онесовершенной конкуренции, далее ипойдет речь. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать вусловиях монополии, олигополии, монопсонии, атакже на рынке дифференцированныхпродуктов.Этипонятиямыипопробуем раскрыть вглавной части нашего реферата (кроме рынка дифференцированныхпродуктовиз-занедостаткабумагииинформации).
МОНОПОЛИЯ
Когдана рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладаетмонополией. На таком рынке продавецможет влиять на цену, контролируя наличие товара. Следовательно, кривая спросадля продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуютспрос на ее продукт, эластичность этогоспроса по цене и предельные издержки производства товара. Удивительноотличается реакция максимизирующей прибыль монополии на налоги, субсидии,введение верхних пределов для цен от реакции на это конкурентнойфирмы и отрасли.
Совершенная конкуренция характеризуетсянеспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продаеткаждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточнобольшой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, сдругой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцеводной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы понять,каким вероятным образом воздействуют наравновесную рыночную цену влияние монополии на предложение и отсутствиеконкурирующих продавцов на рынке. Вездепредполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Кактолько определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинамиконкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара,анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией,максимизирующей прибыль.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И
МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Чистаямонополия—это ситуация, когда существует единственныйпродавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим терминомпонимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминируетмонополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, накотором много соперничающих продавцов предлагают для продажистандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товармонопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополиинет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Понятие чистой монополии является абстракцией.Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местнаяэлектрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии врайоне, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители.Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительныхцелях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являютсяхорошими заменителями электрического обогрева. Таким же образом почтоваяслужба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг подоставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс-доставок,телекоммуникациями, включая электронную передачу письменных сообщений.
Редко когда на национальном или мировом рынке естьтолько один продавец. На«De Beers Consolidated Mines, Ltd., of South Africa»приходится около85%годовых продаж алмазов. Хотя компания не может считаться чистой монополией, онавесьма близка к ней. Когда«De Beers»замесяц предложит на продажу больше алмазов,то, при прочих равных условиях, цена на алмазы упадет.Хотя«De Beers»не является чистоймонополией, она продает очень большую долю всех покупаемых ежегоднонеобработанных алмазов и может влиять на цены на алмазы, контролируя ихколичество, которое предлагает на продажу.
Это довольно необычно, но чистая монополия чащехарактерна для местных рынков, чем для общенациональных. Например, если выпосещаете колледж в маленьком городе, то там может оказаться только одинпродавец учебников для колледжа. У книжного магазина была бы местная монополияна продажу различных учебников. Таким же образом в маленьких городках можетбыть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогдамонополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Вы сталкиваетесьс местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенныхпунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь.Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, какэлектричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятийобщественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия отиспользования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.
Фирма обладаетмонопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своеготовара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которойотдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличияблизких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкойдля монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы быланаклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы.Когда у фирмы имеется наклоненная вниз кривая спроса на ее продукт, онаобладает способностью повышать или понижать цену путем изменения количестватовара, которое она предлагает. Например, хотя корпорация«Ford Motor Company»не обладает чистой монополиейна производство и продажу автомобилей, она могла бы владеть монопольнойвластью, если бы смогла поднимать цену на свои машины, предлагая дилерамменьшее их количество. Она могла бы поступать так, если бы кривая спроса на ееавтомашины была бы наклонена вниз. Это могло бы случиться, если бы достаточноечисло покупателей машин «Ford»рассматривали их как продукты, значительно отличающиеся от автомобилей конкурирующихпроизводителей.«Ford»мог бы такжевоздействовать на цену автомобилей, если бы его доля в общем их предложениибыла достаточно велика для того, чтобы сделать автомобили значительно болеередким на рынке товаром или, наоборот, имеющимся в изобилии в течение данного периода.
В крайнем, предельном случае кривая спроса напродукт, реализуемый чистой монополией,является направленной вниз рыночнойкривой спроса на этот продукт. Существенное различие между монополистическимрынком и конкурентным рынком заключается в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять нацену, выручаемую за ее товар. Фирма с монопольной властью является фирмой,которая по своему усмотрению устанавливает ценуна свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность.
Рыночная структурауказывает на числопокупателей и продавцов, на их доли в общем количестве покупаемого или реализуемого товара, степеньстандартизации товара, а также легкостьвхода на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формамирыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирмареализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же другихфирм невозможно. В случае совершенной конкуренции существует много фирм,причем каждая с маленькой рыночной долей, и возможен свободный вход в отрасль. Реальные рыночныеструктуры находятся между этими двумя крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания многих проблем, что полезно для уяснения промежуточных вариантов. Анализданных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определятьвероятность того, могут ли фирмы нарынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.
Барьеры для входа в отрасль:
как поддерживается монопольная власть
Прибылислужат как сигнал, чтобы привлечь новых поставщиков товара, когда рынкиявляются чисто конкурентными. Если монопольная фирма получает экономическую прибыль,то это будет искушать новых потенциальных продавцов конкурировать с монополистомпутем производства аналогичного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно,требует существования условий, которые предотвращают конкуренцию новыхпродавцов с монополией. Барьер для входа в отрасль-этоограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов нарынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы длядолгосрочного поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободныйвход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемыемонопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов.Предложение на этих рынках возросло бы, так как возросло бы количество производителейи продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно исчез бы, так какрынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки,дающих возможность появиться монополии ипомогающих ее поддерживать, можно указать на следующие:
1.Исключительные права,полученные от правительства. Некоторые барьеры для входа на рынок являютсярезультатами правительственных мер, которые предоставляют фирмам статусединственного продавца. Например, местные органы власти часто разрешаютустанавливать системы кабельного телевиденияединственной фирме. Органы власти обычно предоставляют монополию на правооказывать транспортные услуги, услуги связи, а также основные коммунальныеуслуги такие, как общественная гигиена, электроэнергетика, водоснабжение иканализация, газоснабжение. Во Франции с1904годапохоронный бизнес контролируется компанией «Дженерал Фьюнералс», монополией, пользующейсягосударственными субсидиями, которая продает гробы и предоставляет похоронныеуслуги. Во многих случаях, из которыхнаиболее важным является почта, органы власти сами руководят монополиями.Многие государства сами имеют монополию в продаже крепких напитков, а такжеявляются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуягосударственные лотереи.
2.Патенты и авторские права.Патенты и авторские права обеспечивают создателямновых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительныеправа, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование ихизобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственныетехнологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции толькона ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер длявхода на рынок исчезает. Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобыпоощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путемгарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать нарынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только наограниченный период. Создаваемая таким образом монополия является временной.
Когдакакая-нибудь фирма незаконно вторгается на рынок путем нарушения патента другойфирмы, ее могут принудить прекратить продажи по решению суда. Например, в 1985годуфедеральный судья постановил, что «Кодак корпорейшн»нарушила семь патентов, выданных фирме «Полароидкорпорейшн», производя и реализуя с1976годафотоаппараты мгновенной съемки. Когда постановление суда вошло в силу втечение второй недели января1986года,«Кодаку», на долю которого к середине 80-х годов приходилось 25%годовых продаж фотоаппаратов моментальной съемки, пришлось прекратить производствокак этих фотоаппаратов, так и пленки для них.
3.Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса.Монополияможет также поддерживаться в результате владения всеми источниками предложенияконкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара. «DeBeers»обладает монопольной властью на алмазном рынке благодаря ее контролю надпродажами около85%необработанных алмазов, годныхдля изготовления драгоценностей. «Aluminum Company ofAmerica»обладала монополией на алюминиевом рынке США вплоть доконца второй мировой войны. Ее монополия поддерживалась отчасти ее контролемнад местоположениями бокситовой руды, которая является сырьем для производстваалюминия, и отчасти контролем над несколькими превосходными источниками дешевойэнергии.
Какие-либоуникальные способности или знания также могут создать монополию. Талантливыепевцы, художники, спортсмены или «сливки общества» какой-нибудьдругой среды обладают монополией на использование своих услуг. Например, еслибы вы были Сильвестром Сталлоне, вы могли быполучать астрономические гонорары за свои услуги в каждом фильме. Сталлонеполучил15млн. долларов плюс проценты от кассовых сборов заего роль в «Рокки-4».Сталлоне получил, как сообщалось, гонорар, превышающий12млндолларов за свои услуги в фильме «Надвершиной», выпущенном в1986году.
Фирмы, у которых есть технологические секреты,обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приемыобработки и производства продуктов. Например, «Coca-Cola»тщательно охраняет свою формулу сиропа, который входит в классическую «Coca-Cola».Секретная формула обеспечивает компании монополиюна ее напиток. Конечно, поскольку существует много близких или заменяющих еебезалкогольных напитков,«Coca-Cola»необладает чистой монополией.
4.Преимущество низких издержек крупногопроизводства, обусловленного монополизацией рынка.Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить однойфирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производитьпродукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или болеепродавцами. Например, в более низких среднихиздержках производства по мере роста фирмы могла бы выразиться экономия намасштабах производства (увеличивающийся эффект масштабов производства).Это может способствовать установлениюмонопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия,защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены,соответствующие своим низким издержкам, недоступным для «новичков» нарынке).
Если фирмы могут последовательно снижать средниеиздержки производства и получать прибыли путем расширения производства, чтобыудовлетворить долгосрочный рыночный спрос, то, в конечном счете, как основнойпоставщик утвердится одна фирма. Совершенная конкуренция при этихобстоятельствах привела бы к значительно более высоким средним издержкампроизводства, чем те, которые были бы при монополии, так как поддержаниеконкуренции потребовало бы существования многих маленьких фирм с небольшимирыночными долями. Если бы совершенная конкуренция существовала изначально, тоона бы закончилась, как только существующие фирмы слились бы или одна фирмаскупила бы и консолидировала их активы. Чтобы воспользоваться преимуществомнизких издержек крупного производства и достичь более низких средних издержек,должна доминировать одна фирма. Раз она доминирует, новые фирмы не могут войтив отрасль, так как они изначально были бы слишком малы, чтобы достичь техсредних издержек, которыми пользуется доминирующая фирма. Доминирующая фирмавсегда могла бы производить по более низким средним издержкам, чем любая новаяфирма, входящая в отрасль. Она бы могла, следовательно, временно снизить своюцену и все еще получать прибыль. Таким образом, она может использовать свойконтроль над ценой, чтобы вытолкнуть из отрасли любого соперника.
Рис.1показывает долгосрочнуюкривую средних издержек отдельной фирмы вместе с кривой рыночного спроса на еетовар. Заметим, что средние издержки производства снижаются на протяжении всегоинтервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше кривойLRAC(долгосрочной кривой средних издержек).Этоозначает, что при всех величинах выпуска, за который покупатели готовы уплатитьтакую цену, которая превосходит средниеиздержки, фирма всегда может снизить средние издержки еще больше, производябольше продукции. Легко показать, что при данных обстоятельствах при любойвеличине выпуска единственный продавец может предложить все требуемое количествотовара с более низкими затратами, чем два или более продавца. Например, единственныйпроизводитель мог бы, если бы решил поступатьтак, выпустить количество товара Q1.Если бы он предложил напродажу на рынке все это количество, то покупатели были бы готовы заплатитьцену Р1, которая была бы в точностиравна средним издержкам при этом выпуске, т. е.LRAC1.Общие затратыпроизводства, следовательно, были бы:LRAC1(Q1).
Предположим,вместо этого две фирмы произвели бы каждая по половине количества, потребногона рынке, когда цена установилась на уровнеP1.Каждаяиз двух фирм понесла бы средние издержки производства, равныеLRAC2>LRAC1,икаждая предложила бы продать количество, равноеQ1/2по этой цене. Общие издержки производстваQ1единиц выпуска были бы, следовательно
TC2 = LRAC2(Q1/2)+LRAC2(Q1/2)= LRAC2(Q1) >LRAC1(Q1).
Вы можете увидеть, что, если бы на рынке была ценаP1,тодвеменьшие фирмы оказались бы не в состоянии покрыть свои средние издержкипроизводства и, следовательно, понесли бы экономические убытки. Единственнаякрупная фирма, обеспечивающая весь рыночный спрос, может, следовательно,выпустить данное количество товара с более низкими общими издержками, чем двеили более меньших фирм, когда взаимоотношение между кривой спроса и кривойLRAC(средних затрат в долгосрочном плане) является таким, как показано на рис.1.Подобная фирма могла бывытеснить из отрасли меньшие фирмы, понижая цену так, чтобы удовлетворить весьрыночный спрос. Конечно, как только бы она предприняла подобные действия, ниодна меньшая конкурирующая фирма не смогла бы продавать товар по такой цене иполучать прибыль. Фирма же, утвердив таким образом свое монопольное положение,была бы вольна сократить свой выпуск, принуждая тем самым цену подняться.Сокращение производства стало бы реальностью, если бы фирма могла таким образомувеличить свои прибыли. Если бы опять новые фирмы попытались проникнуть нарынок, эта фирма могла бы вновь, как ранее, снизить цены.
Рис.1.Преимущества низких издержек производства естественной монополии
Фирма, которая может обеспечить весь рыночныйспрос на какой-либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые былибы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы точно такое же количествотовара, называется естественной монополией. Естественные монополии могутпреобладать для таких продуктов, как местное обеспечение электроэнергией,газом и местные услуги телефонной связи. Экономия затрат, происходящая из-закрупномасштабного производства (при увеличивающемся эффекте роста масштабовпроизводства), является причиной того, почему этим фирмам часто предоставляютсямонопольные права. Изменения в технологии могут изменить затратные условия. Например, дальняя телефонная связькогда-то считалась естественной монополией, но она больше не рассматриваетсякак таковая из-за изменений в технологии. Системы спутниковой связи и другиетехнологические новшества позволяют ряду фирм конкурировать и в отрасли дальнейсвязи, а более крупный продавец больше не обладает преимуществами более низкихсредних издержек производства.
СПРОСНА ПРОДУКТ МОНОПОЛИСТА
Криваяспроса на выпуск продукции монопольной фирмы является наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, которыйпродает монополия. Распространенная ошибка тех, кто критикует монополию,заключается в том, что они предполагают, что спрос на ее продукт является совершенно не эластичным. Потребителивсегда отвечают на повышение ценыуменьшением потребных им количеств товара. Например, если местная электрическая монополия повысит цены,потребители могут сократить использование электричества. Они могут меньшеиспользовать свои кондиционеры, или могут меньше жечь свет, когда их нет в комнате. Если бы встране был только один продавец автомобилей, люди все равнопродолжали бы реагировать так, что покупали бы больше машин, когда монопольный продавец снизит цены, и меньше,когда цены возрастали.
Управляющие монополией считаются с реакцией потребителей на изменение цены, когда они принимают решение по ценам. Онизнают, что количество товара, которое они продадут, зависит от цены, которую они установят. И наоборот, они знают,что цена, которую они могут получить засвой товар, зависит от его количества, которое они предлагают на продажу залюбой период времени.
Монополист может установить либо цену своеготовара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой данный периодвремени. Раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определяется кривой рыночного спроса. Например,местная телефонная монополия могла бырешить увеличить свою цену, чтобы увеличить свои прибыли. Если увеличение цены будет одобрено регулирующимиорганами, то компания столкнется с сокращением количества находящих спрос услуг. Таким же образом, еслимонополия выберет в качествеустанавливаемого ею главного параметра поставляемое на рынок количество товара,то цена, которую покупатели заплатят за это количество, также будет зависеть от кривой спроса на продукт.Например, предположим, что какой-то производительавтомобилей обладает монополией. В результате прироста переменных издержек производства он решает, что долженпроизводить и продавать меньше автомобилей каждый месяц, чтобы удержать прибыль на максимуме.Он, следовательно, сократит поставку машин своим дилерам. Сокращение поставок сделает автомобили болеедефицитным то варом для соперничающих покупателей. В результате сокращенияимеющихся в наличии машин конкуренциямежду покупателями за уменьшенное число автомобилей, находящихся у дилеров,окажет повышающее воздействие на цену.
Предложение продукции чистой монополией является рыночнымпредложением. Спрос на товар монополистатакже является рыночным спросом. Теперь легко увидеть, почему монополия не являетсяфирмой, принимающей цену как данное. По мере роста выпуска цена должна упасть, потому что спроснаправлен вниз. Сопоставим спрос при монополии с тем, с которым сталкиваетсяконкурентная фирма. Конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочетпо рыночной цене. Не имеет значения, сколько производит конкурентная фирма, онане может ни повысить, ни понизить своими действиями рыночную цену.
Предельный доход монополиста
У конкурентной фирмы предельный доход является повеличине таким же, как и цена. Конкурентная фирма по выпуску стульев, котораярассматривалась в качестве примера в предыдущих главах, получает150долларов дополнительного дохода каждый раз, когда она продает еще одинстул по цене150долларов. Монополист должен снизить цену товара, чтобы продать больше. Это следует из тогофакта, что кривая спроса на продукт монополиста наклонена вниз. Предельныйдоход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.
ТАБЛИЦА 1.Спроси предельный доход для монополии
Числовой пример сделает это понятным. Предположим,что вы-популярный исполнитель. Вы являетесь единственнымпродавцом концертов, причем вы являетесь и главным действующим лицом. Ваши поклонники не видятблизких заменител