Предприятие-это субъект предпринимательскойдеятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельнуюдеятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользованияимуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и которыйзарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. Предприятиесамостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью,остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
Для осуществления своей деятельностипредприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему на правесобственности либо полного хозяйственного владения. Источниками имущества предприятия являются:
*Денежные и материальные взносы учредителейпредприятия.
*Доходы от реализации продукции, работ иуслуг.
*Ценные бумаги и доходы от ценных бумаг.
*Капитальные вложения и дотации от бюджетовразличного уровня.
*Безвозмездные или благотворительные взносы.
*Пожертвования организаций, предприятий играждан.
Выкуп имущества государственных предприятийпутём конкурса, аукциона, тендера.
*Выкуп имущества государственного предприятияпутём акционирования.
*Иные источники, не запрещённыезаконодательством.
Механизмфункционирования предприятия.
Социально-экономическая рольпредприятия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идёт по целомуряду направлений:
1. Основное требование, которое рыноквыдвигает предприятию,-работать так, чтобырезультатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но иполучение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, ичем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
2. На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции,поскольку социальная экономика перманентно находится в условиях дефицита потому или иному ассортименту продукции, приходит требование — не толькопроизвести продукцию, но и сбыть её, реализовать. Дальнейшее наращиваниеобъёмов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.
3. На смену существовавшим ограничениям состороны вышестоящих организаций приходит самостоятельность предприятий помногим направлениям его деятельности, но как плата за эту самостоятельность –опасность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведеноза рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынкаи вынуждено покинуть его.
Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствованиявидоизменяется, и это изменение касаетсямногих аспектов деятельности предприятия.
Любоепредприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности,отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг являетсяоткрытой экономической системой.
1блок-предприятие, основная задачакоторого-преобразование ресурсов.
2блок-ресурсы на входе-трудовые,материальные, финансовые
3блок-ресурсы на выходе, т.е.преобразованные ресурсы-готовая продукция, отходыпроизводства, прибыль, денежные средства
4блок-социальная среда, с которой взаимодействуетпредприятие-государство, муниципальные органы, законодательство.
5блок-природная среда-потребление природныхресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды.
6блок-взаимосвязь с рынком, маркетинг, причём этот блок взаимодействуеткак на входе ресурсов, так и на выходе.
7блок-соотношение ресурсов на входе сресурсами на выходе образовывает экономическую работу на предприятии, экономикупредприятия.
Как уже отмечалось выше, в условияхрынка предприятие решает две задачи – произвести и реализовать продукцию. Взависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станетнесостоятельным. Для того чтобы знать что необходимо производить – какойассортимент, в каком количестве, предприятие должно изучить рынок, т.е.заняться маркетингом, прежде чем оно начнёт расходовать ресурсы дляизготовления конкретной продукции. Причём, маркетингом
необходимо заниматься постоянно – какдо запуска продукции в производство, так и после в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме рынок дан доначала производства и его окончания.
Для принятия решений необходимо собратьи проанализировать достоверность информации, которая включает:
*Характеристикутоваров: являются ли они товарами конечногопотребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами,необходима служба сервиса ли нет, приемлема ли цена потребителем, как цены уконкурентов.
*Каналыраспространения товаров: наличие посредников между производителем ипотребителем, их количество.
*Конкретноесостояние рынка: существует ли законодательные ограничения, которые могутпомешать маркетинговой деятельности.
*Общуюхарактеристику рынка: большое или малое числопотребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам,условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов.
*Законодательныеограничения: существуют ли законодательныеограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности
*Уровниуправленческой деятельности в области маркетинга: долговременныецели фирмы(на 10-15 лет), Учитывающие ситуацию на внутреннем и внешнем рынках итенденции её развития.
*Финансовыематериалы и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
*Перспективные(до5 лет)цели фирмы, возникающие при этом и обеспеченность их необходимымиресурсами.
*Оперативные,текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюктурой рынка, не противоречащие долговременнымстратегическим целям.
В производстве продукта и осуществлениимаркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке,который состоит из ряда стадий:
*Внедрение,требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило,убыточна.
*Росткак результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса нанего. При росте объёма продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходына рекламу.
*Зрелостьхарактерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпыроста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинаетснижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговыемероприятия.
*Насыщение:в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается.Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов напроизводство.
*Спадпредставляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
Предприятие на входе потребляет ресурсыопределённого вида, чтобы потом в результате производственного процесса навыходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительскойстоимости.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляетсодержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятиябезразличны в известной мере производимый продукт, избранная технологияпроизводства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что её интересует,- это соотношение в использовании ресурсов,которое предполагает превышение доходной части над расходной(рентабельнаяработа предприятия), превышение расходной части над доходной(убыточная работапредприятия)и, наконец, равенство доходной и расходной частей(работапредприятия в условиях самоокупаемости).
Предприятие потребляет
Сырьё и материалы Земельные ресурсы Приборы, инструмент, оснастку
Комплектующие детали Оборудование Хозяйственный инвентарь
Топливо и энергию Транспортные средства Денежные средства
Оборудование Вычислительные средства Передающие устройства
На выходе предприятие выпускает ресурсы в виде
Готовой продукции в конкретной номенклатуре, ассортименте, количестве, ценовой форме
Отходов производства
Прибыли
Издержек производства
Платежей разного вида
Денежных средств
Содержание ресурсов на входе и на выходе
Как работает предприятие-прибыльно,убыточно или в рамках самоокупаемости, в существенной мере зависит от приёмов иметодов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом какчастных, так и общих показателей эффективности:
-общийобъём валовой или чистой продукции.
-средняячисленность работников.
-среднегодоваястоимость основных производственных фондов.
-текущиематериальные затраты на производство продукции.
-себестоимостьпродукции
Для того чтобы осуществлялось преобразованиересурсов, предприятие должно иметь определённую структуру, на нём должныпроисходить определённые процессы, оно должно осуществлять определённые функциипо управлению и организации производства.
Структура предприятия
Подразделения основного производства
Подразделения вспомогательного производства
Подразделения, обслуживающие побочные и подсобные
Управленческие службы и подразделения
Процессы, осуществляемые на предприятии
Научные исследования Транспортировка
Проектирование, конструирование Утилизация
Изготовление Восстановление
Ремонт и модернизация Консервация и упаковка
Контроль и профилактика брака Очистка и обезвреживание
Обслуживание Профилактика безопасности
Хранение Управление
Функции управления на предприятии
Учёт, статистика Мотивация
Анализ Контроль исполнения
Планирование Регулирование
Принятие решений и их реализация
Функции организации на предприятии
Нормирование Ресурсообеспечение
Координация во времени и пространстве Маршрутиризация предметов труда
Оперативное планирование Планирование рабочих мест
Диспетчеризация Создание благоприятных условий
Труда
Исполнение функций управления Реализация готовой продукции
Разделение и кооперирование труда Выявление резервов и рационали-
зация производства
Процесс преобразования ресурсов напредприятии
Важным элементом производственного процесса напредприятии является выбранный вариант технологии. Именно избранная технологияопределяет состав и требуемое количество ресурсов на выходе в производственнуюсистему. Изменение технологии ведёт к изменению профессионального иквалификационного состава необходимых для производства кадров, технологическогооборудования, транспортных средств, инструмента вплоть до изменения используемыхвидов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Предприятие взависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у неговозможностей инвестирования, выбирает ту или иную технологию. Избраннаятехнология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценойвыпускаемой продукции и уровнем её качества. Одновременно эти два фактораформируют и конкурентоспособность продукции, чаще предпочтение отдаётся второмупоказателю. Немного подробнее об этих показателях.
В условиях планового ведения хозяйства предприятиюпланировался уровень цен, издержек и норматив рентабельности. В рыночныхусловиях эти величины свободно устанавливаются предприятием.
В рыночных условиях цена служит существеннымрегулятором производства и оказывает непосредственное и опосредованное влияниена величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы.Цена на выпускаемую продукцию для предприятия есть договорная цена между ним ипотребителем. Существует несколько вариантов договорных цен(Цд):
1-й вариант: Цд = Себестоимость + Прибыль
2-й вариант: Цд = Спрос – Предложение
3-йвариант: Цена конкурентаi>Цд
Первый вариант установления договорной ценыполностью определяется условиями производства и сосредотачивается в рамкахпредприятия. Однако в условиях рынка это скорее исключение, чем правило,поскольку на рынке обычно не один производитель. Этот вариант применим в томслучае, когда фирма-производитель товара является ведущей на данном рынке икогда результаты финансовой деятельности удовлетворяют руководство. Этотвариант позволяет достаточно справедливо распределить прибыль междупроизводителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, длякоторого цена не является решающим фактором при покупке. Второй и третийварианты приближены к реальной действительности.
При втором варианте установления цены за основупринимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятияставится так: цена за единицу товара предварительно определена и необходимоустановить, при каком количестве проданных товаров предприятие начнёт получатьреальную прибыль. Возможна и обратная задача: известно приблизительноеколичество изделий, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить,при какой цене этот объём продажи не приведёт к убыткам.
Третий вариант формирования цены учитывает уровеньконкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучаетдинамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичныйтовар основное внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличенияприбыли.
Рассмотрение трёх вариантов показывает, что вусловиях рыночной экономики цена – фактор обеспечения конкурентоспособностипродукции. Другим не менее важным, а может быть и белее важным факторомкачество выпускаемой продукции.
Качество-это совокупность свойств продукции,призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции.Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надёжность,эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность.Качество продукции — результат качества: труда, предметов труда, средств труда,технологии, управления, производственной среды в целом.
В последние годы передовыми фирмами мира последовательновнедряется новая стратегия управления качеством продукции.
+Обеспечение качества понимается не как техническаяфункция, реализуемая каким-то подразделением, а как систематический процесс,пронизывающий всю организационную структуру фирмы.
+Новому понятию качества должна отвечатьсоответствующая структура предприятия.
+Повышение качества требует применения новойтехнологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончаяавтоматизированными измерениями контроля качества.
Всё это осуществимо только тогда, когда действуетчётко организованная система управления качеством, направленная на интересыпотребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всегоперсонала.
Предпринимательская деятельность представляет собойинициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений,направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – этонепосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может тольков том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются,т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей –удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: нельзяполучить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт,который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, которыйудовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила быплатёжеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае,когда предприятие выдерживает определённый уровень издержек, когда все затратыпотребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль –непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно – эторезультат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такогоповедения и не получает прибыли, то оно вынуждено уйти из экономической сферы,признать себя банкротом.
Внешнеэкономическая деятельность –это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лицв области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных,финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Выбор вида ВЭД зависит от конкретной специализациипредприятия, его финансового положения, механизма государственногорегулирования, форм собственности
В настоящее время основной формой ВЭД предприятийРоссии является внешнеторговая деятельность, которая заключается в обменетоварами и услугами между различными странами. По действующему законодательствув России практически любое предприятие или организация имеют правосамостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятиедолжно само решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделкис зарубежным партнёром.
Сначала решается вопрос, какие товары или услугипредприятие может предложить на внешний рынок Особое внимание здесь уделяетсяисследованию перспектив сбыта данной продукции на внешнем рынке. Затемвыбирается партнёр по сделке. При выборе партнёра очень важно получить изнезависимых источников информацию о его добросовестности при исполненииобязательств, о том, какое положение он занимает на данном рынке(является ли онпосредником или самостоятельным производителем-потребителем), насколько прочноего финансовое положение. На следующем этапе сделки предполагается установлениеделового контакта с выбранным партнёром – переговоры. В процессе переговоровдолжны быть решены и согласованы все вопросы, касающиеся будущей сделки.Результатом переговоров между сторонами сделки внешнеторговый контракт.
Списокиспользованной литературы:
В.Я.Горфинкель, Г.П. Поляк, В.А. Швандер.«Предпринимательство». 2000г.
Л.В.Прыкина. «Экономический анализ предприятия». 2001г.
О.И.Волков, В.П. Скляренко. «Экономика предприятия» 2001г.
Псковский Политехнический Институт-филиалСПБГТУ
ФЭМ группа 11-02
Студент Александров Артём.
Псков 2001 год.