ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕРФ
Кафедра«Экономика и антикризисное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
натему
«Малыепредприятия как форма предпринимательской деятельности:
проблемыстановления и развития в России».
Студента группы №1
«Банковскоедело»
СандаковаА.Е.
Научный руководитель
доцент
Данилова О.В.
Москва,2007
Содержание
TOC o «1-2» h z u Введение. PAGEREF _Toc184630369 h 3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательскойдеятельности. PAGEREF _Toc184630370 h 5
1.1. Критерии определениямалых предприятий и их характерные особенности PAGEREF _Toc184630371 h 5
1.2. Преимуществаи недостатки малого предпринимательства. PAGEREF _Toc184630372 h 10
Глава II. Проблемыстановления и развития малых предприятий в России. PAGEREF _Toc184630373 h 13
2.1.Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России PAGEREF _Toc184630374 h 13
2.2.Структура малого предпринимательства в современной России. PAGEREF _Toc184630375 h 14
2.3.Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления. PAGEREF _Toc184630376 h 19
Заключение. PAGEREF _Toc184630377 h 23
Список использованнойлитературы… PAGEREF _Toc184630378 h 25
Введение
Становлениеи развитие малого предпринимательства в России является одной из основныхпроблем экономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру икачество валового национального продукта. В развитых странах на долю малогобизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП.
Малоепредпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вноситмалый бизнес в формирование конкурентной среды, что длявысокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именнов среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные кусловиям совершенной конкуренции.
Современнаяструктура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10 — 12 миллионовмалых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как ихфактически насчитывается 300 — 400 тысяч. Это означает, что малоепредпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался,а значит, фактически не используется его потенциал.
Разработканового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственнойподдержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Цельюкурсовойработы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательскойдеятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательствав России.
Поставленнаяцель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия малого предприятия
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектовк малым предприятиям,
- изучение характерных особенностей малых предприятий,
- анализ проблем становления малогопредпринимательства в России,
- поиск методов дальнейшего совершенствования мергосударственной поддержки малого предпринимательства.
Объектомизучения являются состояние итенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметомвыступаютмеханизмы государственной поддержки малого предпринимательства.
Глава I. Малые предприятия как формапредпринимательской деятельности1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерныеособенности
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ,необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательскаядеятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных,установленных законами, государственными органами или другими представительнымиорганизациями критериях.
Общеечисло показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится ксубъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей.Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя численность занятыхна предприятии работников,
- ежегодный оборот, полученныйпредприятием (как правило, за один год),
- величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критериемотнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численностьработающих человек.
В российской практике существование малогопредпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малыхотнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятыхне превышало 100 чел.
В соответствии сдействующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г.№ 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческиеорганизации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняячисленность работников за отчетный период не превышает следующих предельныхуровней (малые предприятия):
- в промышленности —100человек;
- в строительстве —100 человек;
- на транспорте —100 человек;
- в сельском хозяйстве —60 человек;
- в научно-технической сфере —60 человек;
- в оптовой торговле —50 человек;
- в розничной торговле и бытовомобслуживании населения — 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлениидругих видов деятельности — 50 человек[1].
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федеральномузакону Российской Федерации «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетныйпериод численность работников малого предприятия определяется с учетом всех егоработников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характераи по совместительству с учетом реально отработанного времени, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица. В случае превышения малым предприятиемустановленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишаетсяльгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течениекоторого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Федеральный законРоссийской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства вроссийской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ,вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесениясубъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
— для юридических лиц —суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридическихлиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерныхинвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;
— средняя численность работников запредшествующий календарный год не должна превышать следующие предельныезначения средней численности работников для каждой категории субъектов малого исреднего предпринимательства:
а)от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б)до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятийвыделяются микропредприятия — до 15 человек;
— выручка от реализации товаров (работ,услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов(остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) запредшествующий календарный год не должна превышать предельные значения,установленные Правительством Российской Федерации для каждой категориисубъектов малого и среднего предпринимательства[2].
Таким образом, новыйЗакон вводит понятие средних предприятий, численность персонала которых недолжна превышать 250 человек, тогда как численность малых предприятийограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости от сферыдеятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых недолжна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручкуорганизации и балансовую стоимость активов.
Таким образом, приопределении размеров организаций и отнесении их к субъектам малогопредпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состояниюорганизации, а не численности персонала.
Характерные особенности малых предприятий.
Помимо критериев,обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существуютхарактерные особенности данной группы организаций (малых предприятий).
Во-первых, это гибкостьи быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малогопредприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка,определяя хозяйственную политику.
Во-вторых, малые размерыпредприятия позволяют легко контролировать производственный процесс,переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка,хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция наизменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно вмалом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализациипроизводственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности вконкурентной борьбе.
В-третьих, простыекоммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации,ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения всамом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хорошийпредпринимательский эффект.
В-четвертых, личныесвязи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействиякрупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне,составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только междуработниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существеннопродвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условияхдаже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не толькоиспользовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательстваПреимуществамалого предпринимательства.
1. Сравнительно более низкие издержкиуправления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и,соответственно, высокая гибкостьиоперативность решенийвуправлении малыми предприятиями, чтоповышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численностьработников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибкореагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала припереключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большиеразмеры повышают степень формализации организации и понижают способность корганизационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими иоперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются кизменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале испособность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ натребования местных рынков.
4. Малые предприятия лучше знают уровеньспроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно нарегиональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений,обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокаяоборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньшекапиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, имбыстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства,достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательстваимеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможностиреализовать свои идеи, проявить свои способности
8. Малое предпринимательство даетсредства к существованию большему количеству людей, чем крупное. Оно обладает значительным потенциалом в сферетрудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы,которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за еготехнологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки,инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времениради получения дополнительных легальных доходов.
9. Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуетсязначительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доходзависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимулвести дела эффективно.
10. Острая ценовая и неценовая конкуренция,ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получаетпродукцию и услуги высокого качества.
Недостатки малогопредпринимательства
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можновыделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотряна усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов РоссийскойФедерации.
1. Сложная экономическая обстановка, царящая встране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины,высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
2. Низкий уровеньорганизационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствиеделовой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и вгосударственном секторе.
3. Негативное отношение определенной частинаселения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством,куплей-продажей.
4. Неотработанность организационных иправовых основ регулирования развития предпринимательства на региональномуровне.
5. Слабость действия механизмагосударственной поддержки малого предпринимательства.
6. По сравнению с крупными предприятиямималые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно,высокой степенью неустойчивости на рынке.
7. Малые предприятия зависимы от крупныхкомпаний.
8. Повышенная чувствительность кизменениям условий хозяйствования.
9. Малое предпринимательство связано сбольшими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств иполучении кредитов.
10. Малыепредприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
11. Несмотряна повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства кизменениям не велики.
12. Малоепредпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-занедостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Различные трудности,связанных с функционированием малых предприятий, обуславливают множествопроблем, связанных со становлением малого предпринимательства в России. Данныепроблемы и возможности развития малых предприятий в России будут рассмотрены вследующей главе.
Глава II. Проблемыстановления и развития малых предприятий в России2.1. Историческиеаспекты становления малого предпринимательства в России
Исторический процессразвития малого предпринимательства связан с неоднозначностью отношениягосударства к данному проявлению экономической жизни общества. Постоянныеколебания от усиленной поддержки малого бизнеса к его угнетению обуславливаютнестабильность развития данных субъектов экономики (малых предприятий).
Первым негативным поотношению к малому предпринимательству этапом в XX веке стал период НЭПа. Данный периодхарактеризовался привлечением частного капитала в промышленность и торговлю навторостепенных по важности для народного хозяйства позициях, при сохранениипервенства государственных структур: практически полное лишение частныхпредпринимателей политических прав, ограничение и отчасти регламентация ихвладельческих прав.
Издание ряда декретов(«Об обмене», «О кустарной и мелкой промышленности») позволило гражданам Россиисвободно заниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать вгосударственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленноепроизводство.
Поводом к началу кампаниипо открытой ликвидации частного капитала стали трудности в проведениихлебозаготовок в 1927—1928хозяйственного года. Аресты частных предпринимателей и их семей, конфискацияимущества и прочие репрессии были официально санкционированы законом «О мерахборьбы с сокрытием доходов». Подобные действия привели фактически к полномусвертыванию легальной частнопредпринимательской деятельности, ее уничтожениюили переходу частного капитала на нелегальное положение. Таким образом, былаокончательно свернута новая экономическая политика, а вместе с ней и остаткипредпринимательства в России.
Конституция СССР 1977года подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности. В конце80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в рядепроизводственных областей и сфере услуг.
Переход к рыночнымотношениям сопровождался резким ростом числа малых предприятий. Так, 1992 годхарактеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числамалых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Либерализация цен ивведение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малогопредпринимательства. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССРи снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятныеусловия для любой торговой деятельности.
В 1995 году получилразвитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малыепредприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. На кардинальноезамедление прироста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершениеперерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР.Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новыеорганизационные формы, а прекратившие свою работу — просто ликвидировались. Посколькувеличина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малыхпредприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенныйвклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России. 2.2. Структура малогопредпринимательства в современной России
Согласно статистическойсправке в последние несколько лет происходят колебания в количествезарегистрированных малых предприятий на территории Российской Федерации. Нестабильнаяситуация, проявляющаяся в 2004 году, характеризующая уменьшение числа малыхпредприятий, сменилась их постепенным ростом. Число малых предприятий в Россиина начало 2007 года превысило один миллион, увеличившись за год на пять споловиной процентов[3]. На графике 1 представлена динамика числа малых исредних предприятий 2002—2005гг.
График 1.Динамика числа малых и средних предприятий в разрезе федеральных округов, тыс.,2002-2005гг.
Источник:Анализ роли и места малых и средних предприятий РоссииСтатистическая справка. /2002 – 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru
Согласно исследованию вшести регионах: Ростове-на-Дону и Ростовской области; Курске и Курской области;Москве; Екатеринбурге и Свердловской области; Новосибирске и Новосибирскойобласти; Нижнем Новгороде и Нижегородской области, проведенному автономнойнекоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр«Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малогопредпринимательства можно выявить специфическую особенность развития сферымалых предприятий в России. Данной особенностью является сосредоточение мелкихфирм в области торгово-посреднических услуг — в ней функционирует до 48 % мелкиххозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядитследующим образом: на услуги приходится 21% малых предприятий, на промышленность — 12%, на строительство — 13 %, сельское хозяйство — 2%, прочее — 4% (Диаграмма 1).
Торговля и общепит 48% SHAPE * MERGEFORMAT
Другое 4%
Сельское хозяйство 2%
Услуги 21%
Промышленность 12%
Строительство 13%
Диаграмма 1.Распределение респондентов по основным видам деятельности
Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В.,Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России(на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru
Следует отметитьнеравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса натерритории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено вЦентральном экономическом районе – 36%, причем только в однойМоскве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург,Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь. Согласно данным с 1999 по 2004 гг.наибольший рост числа малых предприятий наблюдался в Курской области,Краснодарском крае и Чукотском автономном округе[4].
Поддержка роста иразвития малых предприятий представляется весьма перспективной при рассмотренииобъема выручки малых предприятий в России в 2002-2005гг., в млрд. руб. и в % отобщего объема выручки (Диаграмма 2).
Диаграмма 2.Объем выручки малых предприятий в России в 2002-2005гг., в млрд. руб. и в % отобщего объема выручки. Внешний круг – 2005г., внутренний – 2002г.
Источник:Анализ роли и места малых и средних предприятий РоссииСтатистическая справка. /2002 – 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru
Несмотря на достаточно высокую долю объема выручкималых предприятий, сами предприниматели оценивают финансовое положение какне очень прибыльное (Диаграмма 3).
SHAPE * MERGEFORMAT
Не очень
прибыльное
56,8%
Прибыльное
34,4%
Убыточное
5,1%
Затрудняюсь
ответить
3,2%
Диаграмма 3. Распределение респондентов по ответам на вопрос офинансово-экономическом состоянии предприятия
Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В.,Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России(на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru
Интересным представляетсямнение самих предпринимателей о системе федеральной поддержки малогопредпринимательства. За период с 1994 года по 2001 было разработано четырефедеральных программы развития предпринимательства.
Цель Федеральной программы1994-95 года — «создание на федеральном уровне экономических,правовых и организационных условий для формирования в России развитойинфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективныйрост». Цель Федеральной программы 1996—97 года — «обеспечение устойчивогоразвития малого предпринимательства в производственной, инновационной и другихсферах как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направлениясоздания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований».Целью программы 1998—99 года является «создание благоприятных условий для устойчивойдеятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовойбазы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмовфинансовой поддержки малого предпринимательства». Что касается программы 2000—2001 года, то ее целью стало«обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства наоснове повышения качества и эффективности мер государственной поддержки нафедеральном уровне».
Мнение самихпредпринимателей касательно данных федеральных программ представлено на графике 2.
График 2. Оценка предпринимателями степени влиянияФедеральных программ поддержки на условия деятельности субъектов малого бизнесав регионе
Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В.,Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России(на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru
Таким образом, существующеезаконодательное регулирование деятельности малых предприятий и разрабатываемыепрограммы по улучшению условий деятельности субъектов малого бизнеса не оказываютдолжного воздействия на эффективность деятельности малых предприятий, что подтверждает необходимость вступления всилу нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства вроссийской федерации».2.3. Проблемы малогопредпринимательства в современной России и пути их преодоления
Малые предприятия России в своейдеятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основнаяпроблема малых предприятий — это та законодательная база, на которую сейчас можетопираться малое предпринимательство. Пока она несовершенно, а во многих оченьсущественных положениях вообще отсутствует. Важноепротиворечие сегодняшней политики — попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методамисверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономикитребует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночнойинфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.)обслуживающей и реализующей этот интерес.
Ещеодна важная проблема — кадры. Ведь предприниматель должен не только обладатьопределенным складом характера, но и получить должное образование.
Третийнедостаток реформы — практическаяликвидация источников формирования первоначального капитала. Получение кредитазатруднительно для малого предпринимательства высоким процентом за кредит инежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большогориска и отсутствия гарантий.
Четвертыйфундаментальный недостаток — отсутствиесистем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большимзапозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлениюи развитию малого бизнеса — Комитетподдержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Практика также показывает, чтопровозглашаемые проекты, направленные на развитие малого предпринимательства,как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствиемединой стратегии в направленииреализации данных проектов.
Направления поддержки малого предпринимательства.
Как показывает мировая иотечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая егохарактерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороныорганов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередьнеобходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малогопредпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативныхактов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъектымалого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формойпредпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц.Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства иобъединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системеподдержки малого предпринимательства особое место занимают проблемыфинансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения другихактуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малогопредпринимательства. В соответствии с законодательством финансово-кредитнаяподдержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондомподдержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальнымифондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечениефондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счетбюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходов от собственнойдеятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в томчисле иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также попроцентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектаммалого предпринимательства.
НаМинистерство экономического развития и торговли РФ возложена разработкаполитики государственной поддержки малого предпринимательства, а такжекоординация деятельности центральных органов федеральной исполнительной властии формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитиемалого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственнойподдержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «Омерах по устранению административных барьеров при развитиипредпринимательства».
Наряд министерств и ведомств возлагается обязанность по внесению изменений иразработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования,научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбытапродукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а такжеустановление дополнительных налоговых льгот для субъектов малогопредпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередныхмер по развитию малого предпринимательства в РФ:
— нормативно-правовое;
— финансово-кредитное;
— информационно-техническое;
— организационное;
— кадровое и консультационноеобеспечение;
— внешнеэкономическая деятельность.
Дляуспешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработкаэффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономическойструктуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующихнаправлениях:
- формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственнойвласти;
- внесение в установленном порядке предложений о налоговыхльготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующихбюджетов на осуществление государственной поддержки;
- передача малым предприятиям результатов НИОКР иинн