--PAGE_BREAK--В теории и практике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянные длительное время не уделялось должного внимания. Между тем, в западных странах с развитой рыночной экономикой, это деление положено в основу современных систем управления затратами.
Деление затрат по их связи с объемом производства на постоянные и переменные имеет важное практическое значение для выбора системы учета и калькулирования себестоимости (с полным распределение затрат или учет и калькулирование себестоимости только по переменным расходам); для анализа безубыточного производства; обоснование альтернативного решения; осуществление контроля и регулирование затрат; составление смет и т.п.
По роли в процессе производства затраты бывают производственные и непроизводственные. К производственным относятся расходы, которые связаны с изготовлением продукции и в сумме составляют её производственную себестоимость. Под непроизводственными понимаются расходы на реализацию изготовленной продукции. Их присоединения к производственным расходам дает полную себестоимость выпущенной продукции.
По составу статей расходы могут быть как одноэлементные, так и комплексные, состоящие из разнородных элементов затрат. Различают также затраты входящие и истекшие. Входящие затраты – это приобретенные или имеющиеся в наличии ресурсы, использование которых должно принести расходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти ресурсы израсходованы для получения доходов, то они переходят в разряд истекших затрат, что отражается на счете прибылей и убытков текущего и отчетного периода.
По периодичности возникновения различают текущие, инкрементные и маргинальные затраты. Текущие – это затраты отчетного периода, вытекающие из характера хозяйственной деятельности. Инкрементные (приростные, дополнительные) затраты и доходы появляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении или продаже группы единиц какой – то продукции. Такими дополнительными затратами (сверх обычных, текущих) могут быть как переменные, так и постоянные расходы. Их прирост – результат увеличения объема производства определенного вида продукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете на единицу продукта, принято называть маргинальными (предельными) расходами в отличии от инкрементных затрат и доходов для целой группы единиц продукта.
При классификации затрат для принятия решения и планировании целесообразно их разграничение и изучение по следующим направлениям: принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; безвозвратные затраты или затраты истекшего периода, временные затраты в результате принятого альтернативного решения.
Таким образом, целевая классификация затрат позволит рационально организовать систему контроля и управления расходами.
1.3 Инструментарий анализа затрат предприятия Для снижения затрат большое значение имеет бухгалтерский учет и анализ по центрам затрат и по центрам ответственности. Центр затрат — это объект отнесения затрат, где аккумулируются затраты, связанные с одной или несколькими функциями и определенными видами деятельности.
Центр ответственности — организационное подразделение, возглавляемое управляющим, ответственным за величину затрат.
Анализ отчетных данных по центрам затрат позволяет сделать заключение о том, на сколько и в каком центре ответственности высоки издержки и чем это вызвано.
Анализ по системе отклонений от нормативных издержек дает возможность увидеть причины и факторы, вызвавшие изменения ускорить принятие правильных решений.
Управление затратами осуществляется с помощью прямой и обратной связи. Система управления с обратной связью состоит в сравнении фактических показателей со сметными для выявления отклонений и осуществления корректирующих действий с целью согласования будущих результатов со сметными показателями.
При управлении с прямой связью даются оценки будущих результатов и ставится цель установить контроль до того, как возникнут отклонения от требуемых результатов.
На предприятиях серийного и массового производства нормативной базой центра формирования затрат могут быть нормативные калькуляции, которые разрабатываются на каждое без исключения изделие, на все его детали, по всему потоку производства. На основе этих калькуляций определяются и устанавливаются размеры затрат по центрам ответственности (по цехам, участкам и др.).
Калькуляции уточняются, как правило, не реже одного раза в квартал, коррективы вносятся по мере изменения трудовых и материальных нормативов.
Для контроля производственных затрат используются сметы — гибкие или жесткие. Гибкая сметаиспользуется в случае пересчета установленных сметных затрат на фактический объем производства при нормальной работе путем использования коэффициента корректирования. Жесткая сметакорректированию не подлежит. Такая смета устанавливается большинству вспомогательных цехов, занятых обслуживанием основного производства, затраты, за небольшим исключением (в случае изготовления продукции на сторону), относятся на себестоимость основных цехов.
Учет и анализ затрат по центрам ответственности осуществляются на основе признания зон индивидуальной ответственности, как это зафиксировано в организационной структуре предприятия. Очевидно, что центры затрат каждого уровня должны включать только те издержки, которые относятся непосредственно к данному уровню управления и на которые может воздействовать руководитель.
Система управления затратами с этой точки зрения включает в себя многочисленные задачи, начиная с расчета норм, составления и доведения смет расходов, организации учета по центрам затрат и центрам ответственности.
Отклонения, как разница между фактическими издержками и сметными, являются важной информацией для управления затратами на производство.
Управление затратами по центрам ответственности предполагает включать в смету те затраты, по которым обеспечивается нормирование, планирование и учет затрат.
Выделение центра затрат по отдельным подразделениям может происходить по разным признакам: организационной структуре, оборудованию, выполняемым операциям и функциям.
При этом выделение центров затрат является, с одной стороны, средством детализации аналитического учета затрат, а с другой стороны, способом выделения локальных участков по местам возникновения затрат. Конечной целью будет закрепление ответственности за тем или иным руководителем.
Самой сложной проблемой является проблема взаимоотношений между подразделениями и линейными управляющими. Вопрос заключается в том, могут ли быть центрами ответственности подразделения и службы? Они должны активно участвовать в разработке планируемых показателей и в оценке результатов их выполнения. Однако центрами ответственности могут быть лишь участки, цеха, возглавляемые линейными руководителями (начальник цеха, мастер и др.).
Существует настоятельная необходимость наряду с центрами ответственности по затратам использовать и центры прибыли. В этом случае каждый цех, участок, возглавляемый управляющим, отвечает не только за производственные затраты, но и за массу полученной прибыли. Использование концепции центра прибыли служит одним из важнейших инструментов, дающих возможность децентрализовать в больших компаниях ответственность за прибыль.
Управление издержками производства по центрам затрат и центрам ответственности предусматривает осуществление следующих мер: закрепление всех элементов затрат за производственными подразделениями; наличие системы санкций к виновникам неблагоприятных отклонений; система управления затратами по каждому подразделению должна обеспечивать заинтересованность в том, чтобы не быть виновником отклонений.
Создание оптимальной системы управления затратами требует решения ряда процедурных вопросов. Отметим, что процедура рассматривает организационную сторону выполнения учетных и аналитических работ по схеме:
— кто выполняет данную работу (конкретный исполнитель, подразделение предприятия); — на основании чего (исходный документ);
— с использованием каких руководящих учетных и аналитических документов (инструкций, методик, положений, рекомендаций);
— куда передается документ и для каких целей {для оценки выполнения смет по центрам ответственности, определения размеров премий и т.д.);
— как учитывается выполнение работы.
Для внедрения и улучшения учета и анализа издержек производства по центрам затрат и центрам ответственности необходимо провести работу по пяти основным направлениям:
— совершенствование планирования и учета производственно-хозяйственной деятельности цехов, участков и других структурных подразделений предприятия;
— разработка технически и экономически обоснованных норм и нормативов издержек производства для контроля эффективности предприятия по центрам ответственности;
— организация оперативного анализа и контроля за выполнением смет доходов и расходов;
— создание системы материального стимулирования за достижение высоких показателей работы;
- применение внутрипроизводственных претензий (санкций) как меры материальной ответственности [9].
Существующие методы учета затрат можно классифицировать по различным признакам (см. приложение). Стрелки показывают возможные сочетания признаков.
1.4 Методы исследования затрат предприятия Затраты можно рассматривать в двух точек зрения. С одной стороны, в центре внимания находится определение и закрепление расходов за их источниками, что характерно для традиционного учета расходов. С другой стороны, расходы являются предметом организационных мероприятий. Меры по воздействию на расходы объединяются понятием «управление затратами».
Традиционный учет и управление затратами не являются независимыми, а напротив, оказывают воздействие друг на друга. Управление расходами предусматривает регистрацию и отражение издержек, т.е. исходные величины учета затрат.
Объектами управления затратами служат их уровень, формирование и структура. Цель управления уровнем расходов обычно состоит в его снижении. Управление уровнем издержек распространяется как на переменные, так и на постоянные расходы. В центре управления динамикой затрат находится зависимость величины расходов от воздействующих факторов, главным из которых является количество выпускаемой продукции [15].
Постоянные расходы при определенной производственной мощности не реагируют на изменение количества выпускаемой продукции. С точки зрения управления динамикой затрат, нужно заботиться о наибольшем выпуске, чтобы максимально использовать дигрессию постоянных расходов и избежать непроизводительных затрат. Этому способствует сокращение простоев оборудования путем загрузки машин или лучшего использования фонда рабочего времени, например, переход от односменного к многосменному производству.
Существует два направления воздействия на затраты:
1. Преобразование постоянных расходов в переменные. В результате модифицируется лишь структура расходов, а величина их остается неизменной. Только сокращение выпуска продукции ведет к более низким по сравнению с первоначальным размером накладным расходам. Мерами по преобразованию постоянных расходов являются лизинг, закупка вместо изготовления на собственном предприятии, сдельная заработная плата вместо повременной и т.д.
2. Перемещение постоянных расходов, когда потенциальные факторы, обуславливающие их, «переносятся» в ту производственную сферу, в которой гарантировано полное использование потенциала.
Уровень постоянных расходов предприятия остается при этом неизменным, тем не менее, в производственных сферах с дополнительной потребностью в мощностях удается избежать дополнительных постоянных расходов благодаря использованию потенциальных факторов. Важной предпосылкой «переноса» постоянных расходов является гибкость потенциальных факторов, особенно оборудования и рабочей силы.
В соответствии с объектами деятельности различают методы управления затратами, относящимися к тому или иному продукту или сфере.
Методы, относящиеся к продукту, включают: управление целевыми расходами, анализ свойств продукта, стратегический расчет расходов и управление производственными процессами.
Методы, относящиеся к сфере, включают:
1) анализ накладных расходов;
2) планирование на нулевом базисе;
3) управление расходами на качество и производственными процессами.
Остановимся на двух методах: управление целевыми расходами и планирование на нулевом базисе.
Метод управления целевыми расходами является относительно новым методом, позволяющим ориентировать расходы не на самодовлеющие масштабы самого предприятия, а на целевые расходы, которые выводятся их конкурентоспособных рыночных цен.
Чтобы определить целевые расходы, нужно знать свойства продукта, решающие для его покупки потребителем, так как лишь при знании этих факторов расходы на продукт могут быть так сформированы, что соотношение между полезностью для потребителя и расходами на продукт будет наиболее благоприятным.
Целевые расходы рассчитывают, вычитая из запланированной или ожидаемой целевой продажной цены сумму целевой прибыли. Эти целевые расходы сопоставляют с так называемыми стандартными расходами, которые потенциально могут возникнуть на предприятии. Как правило, целевые расходы ниже, чем стандартные.
Планирование на нулевом базисе является инструментом воздействия на расходы сферы управления предприятием. Основная идея заключается в исследовании всех процессов этой сферы и их новом, как бы на пустом месте планировании. В то время как традиционное составление сметы предприятия часто основывается на чем-то уже существующем, как, например, на смете предшествующего года, и новую смету выводят из нее путем процентной надбавки, планирование на нулевом базисе абстрагируется от старых данных и пытается по-новому достичь целей предприятия.
Планирование на нулевом базисе требует тщательного анализа фактического положения и всесторонних работ по-новому оформлении, так что этот метод применяют лишь раз в четыре года или пять лет.
Основные цели планирования на нулевом базисе:
1) снижение затрат путем устранения или сокращения излишних работ, например, дублирующих, пересекающихся и ставших ненужными статистических данных и расходов;
2) уплотнение хода работ и улучшение подсистем, например, электронной обработки данных.
Таким образом, управление затратами понимается как совокупность мер по воздействию на них. Его объектами являются уровень, формирование и структура затрат. Отдельные методы управления затратами выдвигают различные основные задачи, они не исключают друг друга, а могут быть во многом параллельно или взаимодополняюще реализованы.
Для целей анализа и управления затратами используются группировки, предусматривающие выделение постоянных и переменных затрат, а также различные методы сопоставления затрат с выпуском продукции. Функционирование предприятия зависит от его способности приносить достаточный уровень прибыли. Возможности организации всегда ограничиваются издержками производства. Практика калькулирования, определения и учета себестоимости продукции должна быть научно-обоснованной. В связи с этим особый интерес для отечественной теории и практики представляет опыт организации учета затрат в странах с развитой рыночной экономикой.
Одной из систем производственного учета, которая достаточно широко используется на Западе, является система «директ-костинг». В основу организации производственного учета по этой системе легла классификация затрат по их отношению к объему производства на постоянные и переменные.
К переменным (производственным) расходам предлагается относить прямые материальные затраты, зарплату производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов. К постоянным рекомендуется относить административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы. Следует указать на определенную условность такой классификации, поскольку одна и та же статья расходов в различных условиях может быть зависимой или независимой от объема реализации. По отдельным статьям, отнесенным к постоянным, может наблюдаться их изменение от одного периода к другому вне зависимости от колебания объема выпуска продукции (к примеру, рост арендной платы, увеличение расходов по складированию, хранению материалов и т.д.).
продолжение
--PAGE_BREAK--Главной особенностью этой системы является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные затраты собираются на отдельном счете и периодически списываются на дебет счета финансовых результатов.
Все рассмотренные выше методы учёта затрат в отечественной практике используют при распределении накладных расходов метод полного распределения или полного поглощения затрат, который в зарубежной практике известен как абзорпшен-костинг.
Директ-костинг — при этом методе прямые затраты (то есть расходы на сырье, материалы, рабочую силу) относятся на стоимость продукции по факту их потребления, то есть переменные издержки распределяются по носителям затрат. Суммируя стоимость всех потреблённых материалов и человеко-часов, затраченных на производство, можно получить стоимость единицы продукции. При использовании этой системы накладные расходы трактуются как периодические и соответственно не включаются в себестоимость. Они отражаются в бухгалтерском учёте на отдельном счёте и в конце конца отчётного периода (как затраты периода) списывают на финансовые результаты, то есть учитывают при расчёте прибылей и убытков за отчётный период.
Использование директ-костинга кардинально не меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учёту и расчёту финансовых результатов.
Директ-костинг нередко рассматривается в связи с маргинальным подходом, основанным на разделении затрат на условно-переменные (зависящие от объёмов производства) и условно-постоянные (не зависящие от объёмов производства). При этом только условно-переменные затраты относятся на себестоимость продукции. Поскольку с известной долей точности прямые затраты совпадают с условно-переменными, то директ-костинг может в определенных случаях считаться хорошим приближением маргинального подхода. На практике эта подмена может быть оправдана, так как прямые затраты намного легче индентифицировать, чем условно-переменные.
Применяемая в рамках этого метода схема построения отчёта о доходах содержит два финансовых показателя: маргинальный доход и прибыль.
Маргинальный доход — это разница между выручкой от реализации продукции и переменной себестоимостью, рассчитанной в системе директ- костинг.
Таблица 2. Схемы финансовой отчётности
Отчёт по методу директ-костинг
Традиционный отчёт
1. выручка от реализации продукции
1. выручка от реализации продукции
2. переменные затраты
2. затраты на производство и реализацию продукции
3. маргинальный доход
3. коммерческие и управленческие расходы
4. постоянные расходы
4. прибыль от реализации
5. прибыль (убыток)
5. прочие доходы и расходы
6. чистая прибыль (убыток)
Значительным преимуществом метода деления затрат на постоянные и переменные является возможность проведения анализа зависимости основных показателей деятельности от затрат. Сравнение схем традиционного отчёта о финансовых результатах и отчёта о доходах, составляемые по методике директ-костинг можно проследить поведение размера прибыли вследствие изменения: переменных расходов, цен реализации продукции, структуры выпускаемой продукции.
Преимущества директ-костинга в основном сводятся к следующим положениям. Он даёт возможность рассчитывать себестоимость предельной единицы продукции (равной условно-переменным затратам) и на основе этого определять точку безубыточности, т.е. такой уровень производства, при достижении которого выручка от реализации продукции покрывает общие расходы предприятия. Он является экономичным методом ведения учёта на предприятии, так как задача распределения накладных расходов не стоит.
Однако есть ряд трудностей по организации учёта по этой методике. Обычно возникают трудности в классификации расходов на постоянные и переменные. В зарубежной практике для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложен ряд методов: метод высшей и низшей точки объёма производства за период, метод высшей и низшей точки объёма производства за период, метод статистического построения сметного значения, географический метод и др.
Важной особенностью системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью. Наглядно эту взаимосвязь можно продемонстрировать с помощью графика (рис. 1).
На графике изображены три главные линии, показывающие зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка К, характеризующая объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна полной ее себестоимости называется точкой критического объема производства. Этот график и его многочисленные модификации используются при анализе и принятии различных решений по управлению предприятием.
Таким образом, система «директ-костинг», как и любая другая система, имеет свои достоинства и недостатки. Задача состоит в том, чтобы, максимально используя достоинства и преимущества системы, нейтрализовать ее негативные особенности.
Использование данного метода для анализа затрат ОАО «Санчурский маслозавод» является целесообразным и не будет носить ограниченный характер, поскольку переменными издержками согласно отраслевой инструкции расчёта себестоимости считаются затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др., так как доля постоянных затрат велика, более 30%, то их также нельзя оставлять без внимания.
2. Анализ себестоимости ОАО «Санчурский маслозавод» 2.1 Общая характеристика ОАО «Санчурский маслозавод» Предприятие «Санчурский маслозавод» было основано в 1962 году.
Открытое акционерное общество «Санчурский маслозавод» создано на базе государственного предприятия «Санчурский маслозавод», зарегистрированного Постановлением Главы администрации Санчурского района №194 от 25.02.96 г. Устав предприятия утвержден общим собранием акционеров, протокол от 23.02.96 г.
Общество учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества от 1.07.92 г. №721.
Основной целью Общества является получение прибыли.
Сокращенное наименование: ОАО «СМЗ».
Учредителем предприятия является СХПК и частное лицо.
Юридический адрес предприятия: Кировская область, Санчурский район, п. Санчурск, улица Космонавтов-14.
Основными видами деятельности являются:
— производство товаров народного потребления и продукции народно -технического назначения, на базе переработки молока и других видов сельскохозяйственной продукции;
— оптово-розничная торговля;
— торгово-закупочная деятельность товаров народного потребления и продукции производственно — технического назначения;
— инвестиционная, посредническая торговля;
— рекламная деятельность;
— складские услуги;
— услуги по ликвидации дебиторской задолженности.
Предприятие является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников Общества по отношению к Обществу. Уставный капитал составляет 130000 руб. и складывается из размещенных акций общества. Все акции общества являются именными и имеют одинаковую номинальную стоимость 1 руб.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором и правлением акционерного Общества. Генеральный директор осуществляет функции председателя правления. Правление избирается в составе 5 человек.
В состав предприятия входят вспомогательный цех и 2 основные производственные цеха. В приемно-аппаратном цехе (вспомогательном) осуществляется приемка и предварительная обработка молока, принятого от хозяйств района. Предприятие ОАО «Санчурский маслозавод» занимается только выпуском сгущенного молока. Ежесуточно изготавливается 3-4 тонны этого продукта. Предприятие ОАО «СМЗ» работает не только на местном рынке. Оно продает свою продукцию в Казань, Москву, Иваново, Нижний Новгород, Ульяновск.
Основные показатели деятельности ОАО «Санчурский маслозавод» представлены в табл. 3.
Из таблицы видно, что объем производства в 2002 году значительно снизился по сравнению с прошлым, а в 2003 году повысился почти в 2 раза. Снижение объема производства в 2002 году связано с сокращением потребления сгущенного молока населением. Наибольшая выручка от реализации продукции была в 2003 году, наименьшая — в 2002 году. Себестоимость в 2002 году превышает величину выручки от реализации, поэтому предприятие в этот период терпит убытки. В остальные же годы выручка от реализации превышает себестоимость, следовательно предприятие в 2000 году и в 2003 году имело прибыль.
Таблица 3. Основные показатели работы ОАО «Санчурский маслозавод» Показатель
2001 год
2002 год
2003 год
Молоко сгущенное
Объем производства, тыс. кг
1100
750
1140
Выручка от реализации,
тыс. р.
22473
15382
27314
Себестоимость, тыс. р.
22241
15799
26920
Средний тариф, 1 кг, р.
20,43
20,51
23,96
Прибыль от реализации,
тыс. р.
232
-417
397
Рентабельность продаж, %
1,03
-2,71
145
Средний тариф ежегодно растет. Рентабельность продаж была отрицательной лишь в 2002 году (-2, 71%). В 2001 году она составляла 1,03%, в 2003 году — 1,45%. Следовательно, предприятие является рентабельным.
Положение предприятия можно назвать стабильным. На продолжении всего периода исследования (3 года) ОАО «Санчурский маслозавод» терпит убытки лишь в 2002 году. В остальные годы предприятие имеет прибыль.
2.2 Анализ себестоимости производимой продукциипредприятия по статьям и элементам затрат Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом вида расходов – по статьям калькуляции и элементам затрат.
Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на данном предприятии.
В отличие от статей калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по общепринятым элементам.
При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда. В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Оценим структуру затрат при учете по статьям калькуляционных затрат, проанализируем их динамику (таблица 4).
Таблица 4. Структура затрат
Статьи расходов
2001 год
2002 год
2003 год
Сумма тыс.р.
Удельн. вес, %
Сумма тыс.р.
Удельн. вес, %
Сумма тыс.р.
Удельн. вес, %
Материалы
17997,9
80,9
12447,5
78,8
22939,0
85,21
Э/энергия
190,5
0,85
204,8
1,29
257,4
0,95
Амортизация
230,8
1,03
233,7
1,48
308,2
1,14
ЗП персонала
1100
4,94
865,4
5,48
750
2,8
Отчислен. от ЗП
448,8
2,01
357,4
2,26
273,75
1,01
Общеэксплуатац. расходы
2273
10,21
1600,2
10,7
2391,6
8,88
Итого расходов
22241,0
100
15799
100
26920
100
Наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют материальные затраты. Причем в 2003 году они возросли на 84% по сравнению с прошлым и были наибольшими среди анализируемых периодов. Это связано с тем, что увеличился объем производства продукции почти в 2 раза.
Далее в структуре себестоимости идут общеэксплуатационные расходы. Наименьший удельный вес этих затрат был в 2003 году, наибольший — в 2002 году. В 2002 году доля общеэксплуатационных расходов велика из — за большого веса в них таких расходов, как содержание помещений, аренда оборудования, налога на землю, содержание охраны.
Большой темп роста имеют затраты на электроэнергию, так как в эти годы наблюдается резкое увеличение цен на неё. Заработная плата ежегодно уменьшается. Это связано с ежегодным уменьшением численности работников. Следовательно снижается и отчисления от заработной платы. Амортизация ежегодно растет. Это является хорошим показателем.
Определим уровень затрат предприятия на 1 рубль товарной продукции (таблица 5).
Таблица 5. Уровень затрат на рубль товарной продукции
Показатели
2001 год
2002 год
2003 год
Материальные затраты
0,805
0,808
0,843
Амортизация
0,01
0,015
0,011
Затраты на оплату труда
0,05
0,06
0,03
Отчисления на социальные нужды
0,02
0,02
0,01
Прочие затраты
0,11
0,2
0,10
Всего
0,989
1,027
0,985
Из таблицы 5 следует, что затраты на 1 рубль товарной продукции очень велики. Окупаемость затрат произошла в 2001 и 2003 годы, но все равно доля затрат была слишком велика: на 1 рубль товарной продукции пришлось 99 копеек затрат. В 2002 году уровень затрат превышал уровень товарной продукции. Наибольшие суммы по всем элементам затрат наблюдались в 2000 году.
К 2003 году предприятию удалось немного снизить уровень затрат. Материальные затраты ежегодно увеличиваются, амортизация к 2002 году повышается, а затем немного снижается. Наибольшую долю в составе расходов имеют материальные затраты и прочие издержки. Но в целом производство является рентабельным, лишь в 2002 году затраты перекрывают выручку от реализации. Но чтобы производство было еще более рентабельным, нужно любыми способами снижать себестоимость продукции, а так же было бы целесообразно повысить цену на сгущенное молоко.
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства.
Таблица 6. Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема производства
Год
Объем произ-ва тыс. кг
Себестоимость всего выпуска, тыс. р.
Себестоимость 1 кг продукции, руб.
Прост. Затраты
Перемен, затраты
Всего
Прост, затр.
Перем. затраты
Всего
2001
1100
1357
20884
22241
1,23
18,98
20,21
2002
750
938
14861
15799
1,25
19,81
21,06
2003
1140
770
26150
26920
0,67
22,93
23,61
Из таблицы 6 видно, что постоянные затраты ежегодно снижаются. Переменные же к 2002 году уменьшаются, а затем резко возрастают. Себестоимость 1 кг сгущенного молока увеличивается с каждым годом. Это связано с ростом цен.
продолжение
--PAGE_BREAK--Оценим структуру затрат при учете по экономическим элементам, проанализируем их динамику (таблица 7).
Таблица 7. Затраты на производство продукции
Элемент затрат
Сумма затрат тыс. р.
Структура затрат%
План
Факт
Откл.
План
Факт
Откл.
1
2
3
4
5
6
7
2001 год
Материальные затраты
19114,5
17997,9
-1116,6
78,38
80,92
2,54
Затраты на оплату труда
1630
1100
-530
6,68
4,94
-1,74
Отчисления на соц.нужды
668,3
448,8
-213,5
2,74
2,01
-0,73
Амортизация
251,7
230,8
-20,9
1,032
1,034
— 0,005
Прочие прямые расходы
2720
2464
-25,6
11,15
11,07
-0,08
Полная себестоимость,
в т.ч.
24384
22241,0
-2143
100
100.
-переменные расходы
22799
20884
-1915
93,49
93,89
0,4
-постоянные расходы
1585
1357
-228
6,5
6,10
-0,4
2002 год
Материальные затраты
12359,8
124447,5
87,7
80,22
78,78
-1,44
Затраты на оплату труда
836,7
865,4
28,7
5,43
5,47
0,04
Отчисления на соц. нужды
384,8
357,4
27,4
2,49
2,26
-0,23
Амортизация
257,4
233,7
41,7
1,78
1,47
-0,31
Прочие прямые расходы
1688,5
1895
206,5
10,9
11,9
1
Полная себестоимость, в т.ч.
15407
15799
392
100
100
—
-переменные расходы
14482
14861
379
93,39
94,06
0,07
-постоянные расходы
925
938
13
6,00
5,93
-0,07
2003 год
Материальные затраты
25167
22939,0
— 1114
87,9
85,21
-2,69
Затраты на оплату труда
927
750
— 177
3,23
2,86
-0,37
Отчисления на соц.нужды
365,1
273,75
-39,8
1,26
1,01
-0,25
Амортизация
326,43
708,2
-18,23
1,20
1,14
-0,06
Прочие прямые расходы
2965
2650
-915
10,35
9,84
-0,51
Полная себестоимость,
в т.ч.
28632
26920
— 1712
100
100
—
-переменные расходы
27706
26150
-1556
96,76
97,13
0,37
-постоянные расходы
926
— 770
— 156
3,23
2,86
-0,37
Из таблицы 7 видно, что фактические затраты ниже плановых за все анализируемые периоды, кроме затрат в 2002 году. Перерасход в 2002 году наблюдается особенно по прочим прямым расходам, по материальным затратам и амортизации. В 2001 и 2003 г фактические переменные расходы гораздо выше плановых, чем фактические постоянные.
В 2002 году плановые переменные издержки намного ниже фактических, чем плановые постоянные. Отклонение в структуре затрат при деление их на постоянные и переменные колеблется в пределах от 0,07 до 0,4% (в пользу переменных).
Общая сумма затрат может изменяться из — за объёма производства продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу и суммы постоянных расходов.
Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 8.
Таким образом, из таблицы 8 видно, что:
1) за счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрате 2001 году увеличилась на 37,96 тыс.р., в 2002 году увеличилась на 21 тыс.р., в 2003 году уменьшилась на 28 тыс.р.;
2) за счет снижения уровня удельных переменных затрат сумма затрат: в 2001 г. уменьшилась на 43 тыс.р., в 2003 г. уменьшилась на 26 тыс.р… Из — за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил в 2002 г. 168 тыс.р.
Таблица 8. Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции
Затраты
Факторы изменения затрат
Сумма, тыс. р.
Объем
Структура
Переменные затрат.
Постоянные затраты
2001 год
2002 год
2003 год
1. по плану на плановый выпуск продукции
П
П
П
П
24384
15407
28632
2. По плану,
пересчитанному на фактический
объем продукции
Ф
П
П
П
22549,96
15597
27130
З. По плановому уровню на факт, выпуск продукции
Ф
Ф
П
П
22512
15618
27102
4. Фактическ. при плановом
уровне постоянных затрат
Ф
Ф
Ф
П
22480
15786
27076
5. Фактические
Ф
Ф
Ф
Ф
22241
15799
26920
3) постоянные расходы снизились по сравнению с планом на: в 2001 г.- 228 тыс.р. в 2003 г. — 156 тыс.р. В 2002 году постоянные затраты возросли на 13 тыс.р.;
4) из — за недовыполнения плана сумма затрат снизилась на:
в 2001 году — 1834 тыс.р.
в 2003 году — 1502 тыс.р.
В 2002 году в связи с перевыполнением плана сумма затрат возросла на 190 тыс.р.
Таким образом, общая сумма затрат в 2001 году ниже плановой на 2143 тыс.р., в том числе за счет снижения себестоимости продукции она уменьшилась на 260 тыс.р., за счет недовыполнения плана по объему производства и изменением его структуры — на 1872 тыс.р.
Общая сумма затрат в 2002 году превышает плановую на 392 тыс.р., в том числе за счет роста себестоимости на 181 тыс.р., а за счет перевыполнения плана по объему производства и изменением его структуры — на 211 тыс.р.
Общая сумма затрат в 2003 году ниже плановой на 1712 тыс.р., в том числе за счет снижения себестоимости продукции она уменьшилась на 182 тыс.р., а из-за недовыполнения плана по объему производства и изменением его структуры — на 1530 тыс.р.
2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во — вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных поставок по данным таблицы 9 и по данным о выпуске товарной продукции.
Таблица 9. Данные для анализа затрат на рубль товарной продукции
Товарная продукция (тыс.р.)
2001 год
2002 год
2003 год
По плану
24492
15429,3
28716
Фактически при план, структуре и плановых ценах
22551
15426
27340
Фактически по ценам плана
22451
15427
27280
Фактически по фактическим ценам
22473
15382
27314
Рассчитаем влияние факторов на изменение суммы затрат на 1 рубль товарной продукции (таблица 10).
Таблица 10. Расчет влияния факторов
Затраты на 1 рубль товарной прод., коп.
Фактор
Расчет
Объем
Структура
Удельн. перем. затрат
Сумма пост, затрат
Цены
2001 год
2002 год
2003 год
План
П
П
П
П
П
99,55
99,85
99,71
Усл. 1.
Ф
П
П
П
П
99,9
101,1
99,23
Усл. 2.
Ф
Ф
П
П
П
100,2
101,2
99,34
Усл.З.
Ф
Ф
Ф
П
П
100,12
102,3
99,25
Усл. 4.
Ф
Ф
Ф
Ф
П
99,06
102,4
98,68
Факт.
Ф
Ф
Ф
Ф
П
98,96
102,7
98,55
Общ.
-0,59
2,86
-1,16
Аналитические расчеты показывают, что в 2001 году предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции на 0,59 копеек,
в том числе:
1) за счет уровня удельных переменных затрат на единицу продукции на 0,08 копеек;
2) за счет уменьшения суммы постоянных расходов на 1,06 копеек;
3) за счет повышения уровня оптовых цен на продукцию — на 0,1 коп.;
4) остальные факторы (уменьшение объема производства, изменение структуры производства) вызвали повышение этого показателя соответственно на 0,4 и 0,3 копейки.
В 2002 году предприятие увеличило затраты на 1 рубль товарной продукции на 2,86 коп., в том числе:
1) за счет изменения объема производства продукции на 1,25 коп;
2) за счет изменения структуры производства на 0,1 коп.;
3) за счет понижения средних цен на продукцию на 0,3 коп.;
4) остальные факторы (уровень переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение затрат на 1 рубль товарной продукции соответственно на 1,2 и 0,1.
В 2003 году предприятие снизило затраты на рубль товарной продукции на 1,2 коп., в том числе:
1) за счет изменения объема производства продукции на 0,48;
2) за счет уровня удельных переменных затрат на 0,09;
3) за счет повышения средних цен на продукцию на 0,13;
4) за счет уменьшения суммы постоянных расходов на 0,57 копеек;
5) за счет изменения структуры производства затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 0,11 копеек.
Таблица 11. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
Фактор
Изменение суммы прибыли, тыс.р.
2001 год
2002 год
2003 год
Объем выпуска товарной
продукции
— 97,96
-193
137,8
Структура товарной
продукции
— 73,47
-15,4
-31,6
Изменение уровня отпускных цен
24,4
— 46,28
37,34
Уровень переменных затрат
на единицу продукции
19,59
-185
25,84
Увеличение суммы постоянных
затрат
259,6
-15,4
163
Итого
132,16
-717,16
332,3
Таким образом, из приведенных данных видно, что увеличению прибыли в 2001 году способствовали уровень переменных затрат на единицу продукции, рост уровня отпускных цен и уменьшение суммы постоянных затрат. Отрицательное влияние на прибыль оказали такие факторы, как объем выпуска товарной продукции и изменение её структуры.
В 2002 году наибольшее влияние на уменьшение суммы прибыли оказали объем выпуска товарной продукции и уровень переменных затрат на единицу продукции. В 2003 году увеличению прибыли способствовали такие факторы, как уровень переменных затрат на единицу продукции, объем выпуска товарной продукции, повышение уровня отпускных цен, уменьшение суммы постоянных затрат. Отрицательное влияние на прибыль оказала структура товарной продукции.
2.5 Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения.
Проанализируем уровень себестоимости основной продукции предприятия – сгущенного молока (табл. 12).
Фактическая себестоимость выпускаемой продукции превышает плановую лишь в 2002 году примерно на 3%. Средний тариф ниже запланированного опять же в 2002 году.
В остальные периоды средний тариф 1 кг сгущенного молока по факту был выше запланированного. Как видим производство сгущенного молока является низкорентабельным, слишком большие затраты на сырье и электроэнергию.
Таблица 12. Уровень себестоимости
Показатели
Молоко сгущенное
План
Факт
Отклонение
2001 год
Себестоимость 1 кг, р.
20,32
20,21
-0,11
Себестоимость всего тыс. р.
14384
12241
-2143
Средний тариф 1 кг, р.
20,41
20,43
0,02
2002 год
Себестоимость 1 кг, р.
20,54
21,06
0,52
Себестоимость всего тыс. р.
15407
15799
392
Средний тариф 1 кг, р.
20,57
20,51
-0,06
2003 год
Себестоимость 1 кг, р.
23,86
23,61
— 0,25
Себестоимость всего тыс. р.
18632
16920
-1712
Средний тариф 1 кг. р.
23,93
23,96
0,03
продолжение
--PAGE_BREAK--