МосковскийГосударственный Лингвистический Университет
РЕФЕРАТ
по теме
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАРОВО»
Автор: Кочетов А.А.
ГПН, 3 курс Дата:20.10.98
Я хотел бы показать историю развития одного из современныхпромышленных районов Москвы, называющегося Карачарово. Карачарово расположенона Юго-Востоке Москвы, берет свое происхождение от одноименного села,находившемуся на этом месте до середины 30-х годов XX века. Сейчас Карачарово не имеет четко очерченных границ — совсех сторон его окружают другие промышленные районы. Карачарово — это частьгигантского промышленного комплекса Востока и Юго-Востока Москвы, в которыйвходит до 40% всех промышленных предприятий города. Жилые дома встречаютсяредко и в основном расположены небольшими группами на месте бывшего села.Основную территорию занимают заводы и складские помещения различных торговых ипроизводственных организаций. Это такие заводы, как «Карачаровский Механический Завод»,«Центральный Ремонтно-механический Завод», «Станкоагрегат»,деревообрабатывающий комбинат — ДОК-3. Это склады магазинов «ГУМ»,«Детский мир»; автобазы, плодоовощные базы и т.д.
Административно Карачарово входит в Нижегородскиймуниципальный округ ЮВАО г. Москвы.Основные транспортные артерии, имеющие большое значение для района — Рязанскийпроспект, Перовское шоссе и шоссе Энтузиастов. Рязанский проспект получил своеназвание в 1964 году в результате объединения улицы Карачарово и Рязанскогошоссе. Эта дорога, ведущая из Москвы на Юго-Восток, связывает Москву сКоломной, Рязанью. Именно эта дорога, проходившая непосредственно через бывшеесело, сыграла основную роль в развитии и специализации этого района.
Перовское Шоссе, полностью входящее сейчас в черту города,связывает центр Москвы с районом Перово. Перово, которое до 60-х годов развивалось самостоятельно, имеетдавнюю промышленную специализацию. Уже в 80-х годах XIX века там появились вагонные мастерские; с этого времени вПерове один за другим появляются новые заводы и фабрики. В 1938г.разрастающееся Перово поглотило Карачарово, а в 60-е годы Перово вошло в составМосквы в качестве одного из районов. Шоссе Энтузиастов непосредственно черезКарачарово не проходит. Но этот оживленный торговый путь, появившийся только в18 веке, связывает Москву с третьим по величине городом России — НижнимНовгородом. Наличие дороги, особенно в индустриальный период развития,безусловно способствовало развитию Карачарова.
Район Карачарово сильно насыщен железными дорогами. Здесьперекрещиваются Горьковская, Казанская, Курская ж/д и московская кольцевая ж/д. Дороги были построены задолго до революции — все онифункционировали уже в середине XIX века.Наличие такого количества железных дорог, ведущих на Восток и Юг России,конечно же, создавало серьезную предпосылку для развития промышленности вКарачарове.
Карачарово — это древнее село, известное с 16 века.Упоминание о Карачарове относятся к 1571 г. 400 лет назад оно принадлежалобоярину Стрешневу, пострадавшему во время опричнины: царевы слуги разорилинепокорного боярина, и Карачарово перешло во владение царя Ивана Грозного, азатем с середины 16 до середины 18 вв. являлось владением Андрониковамонастыря. С 1764 г. село перешло во владение государства.
Первоначально селоКарачарово раскинулось поблизости от нынешней железнодорожной станции«Новая» Казанской железнойдороги, на высоком бугре у пруда Ключики, который славился прозрачнойродниковой водой. Здесь проходила старая Коломенская дорога, а неподалекунаходился большой лесной массив.
Жизнь карачаровцев была не очень спокойной. Окрестный леспостепенно стал убежищем разбойничьих шаек, грабивших на коломенской дороге;число их быстро увеличивалось. Из-за грабежей едущие в столицу стали сторонитсяэтой дороги. Деловые люди и крестьяне, едущие в столицу, стали предпочитатьновую Коломенскую дорогу (ныне — Рязанское шоссе), которая была проложена надругом, открытом месте. Постепенно перебрались на новое место и жители селаКарачарова, которые с упадком значения старого торгового пути лишались немалойчасти доходов от проезжающих, и по обе стороны вновь проложенного трактавыросло большое село, сохранившее прежнее название — Карачарово.
Любопытны предания о происхождении названия села. По одной изних название Карачарово произошло от выселок, первое население которыхсоставили жители Москвы, высланные сюда из-за приверженности к занятиямколдовством и знахарству («кара за чары»). В других сказаниях,дошедших до наших дней, утверждается, что наименование дали выселкам, гдепроживали люди с чрезмерным пристрастием к «зеленому змию»(«кара за чару»), т.е. за чарку. Хотя сомнительно, чтобы во времена,когда царские указы запрещали даже гнать «питухов» (пьяниц) изкабаков, кого-то могли выслать за пьянство из Москвы. Третья версия говорит, что название Карачарово- нерусского происхождения, произошло от двух татарских слов «кара» и«чара», что по-русски означает «черный ручей». Значительнуючасть населения, действительно, составляли татары; правда, большинство всегдабыло русским. Это следует из того, что мечети в селе не было, а церковьсохранилась и до наших дней.
В те времена Карачарово представляло собой скорее всегобольшой постоялый двор. Торговая дорога предполагала наличие кабаков, ямщицкихстанций, ночлежек. Деловые люди немало способствовали процветанию села, в своюочередь, извлекая пользу и для себя: здесь узнавали последние столичныеновости, цены на рынках, чтобы можно было иметь представление о том, как веститорговые дела. С годами Карачарово росло, чему опять-таки способствовали егорасположение на оживленном пути и близость к Москве.
Крестьянская община интенсивно развивала огородничество: восновном, сажали картофель, а также специализировались на некоторых кустарныхпромыслах. Такая двойственность в экономике села объяснялась прежде всего тем, чтодо Октябрьской революции распределение земли по крестьянским домампроизводилось по количеству душ в семье, а наличие душ женского пола при этомгосударством не принималось во внимание. Поэтому крестьянский двор спреобладающим мужским населением получал земли несравненно больше, чем семья,где было больше женщин. Такое неравноправие в распределении земли неизбежнопривело к тому, что часть жителей села, получившая достаточно земли, заняласьогородничеством, а при наличии лошади — и извозом. Малоземельные же дворыпотянулись к кустарным ремеслам. Они вили шнуры и веревки, вязали сетки длядетских кроваток и гамаков. Наиболее искусные оплетали шнуры разноцветнымишелками и делали мужские пояса с цветастыми кистями. Вся эта продукция находиласбыт на московских рынках. Крестьяне платили оброк Андроникову монастырю, атакже отрабатывали барщину на покосных землях монастыря.
В конце XIX векаПерово, Кусково, Вешняки и прилегающие к ним села интенсивно застраиваютсядачами. Особенно широкое строительство велось в районе Перово, Чухлинки (вместе- более 300 дач к началу XX века), но ив районе Карачарова имелось немало дач. Живописные ландшафты этой местностибыли очень притягательны для москвичей; из-за близости к Москве и Перово к дачам уже в 1870-х был подведенводопровод, электричество. Дачные поселки были очень ухоженные,благоустроенные; понятно, что купить дачу в этом районе могли лишь обеспеченныелюди. Тем не менее, строительство дач не прекращалось и было прервано толькоОктябрьской революцией. К сожалению, ни одной дачи сейчас ни в Карачарово, ни вПерово не осталось — за время гражданской войны часть их была разобрана надрова, а во время индустриализации все дачи были окончательно снесены, и сейчасуже ничто в районе не напоминает об этом времени.
После Великой Октябрьской революции, как и в других селахРоссии, согласно Декрету о земле был произведен передел земли с расчетом накаждого едока. Одновременно происходила ликвидация помещичьих угодий и разделих между крестьянами.
11 июня 1918 г. ВЦИК принял Декрет, на основании которогоповсеместно были созданы волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды). Онистали опорными пунктами диктатуры пролетариата в деревне, сплотили массыбедноты, середняков и тем упрочили позиции Советской власти в деревне. Однако ив первые годы после Октября экономика села Карачарово мало изменилась.По-прежнему владельцы огородов выращивали овощи и картофель, сбывая их нарынках Москвы, а кустари занимались своим промыслом. (чему затем немалоспособствовала новая экономическая политика). Свои же земельные наделы онисдавали в аренду огородникам.
Казалось, что Карачарово ожидает судьба многих подмосковныхдеревень, «оседлавших» дороги в столицу. К тому же, Рязанская дорогаоставалась одной из самых оживленных. С конца весны и до первого снега, срассвета и до темноты по ней грохотали крестьянские телеги на кованных колесах.В Москву везли овес, сено, а из более южных районов — овощи, ягоды, яблоки. Вгороде закупались преимущественно удобрения для полей, предметы быта. Не уменьшалсягрузопоток и зимой — столицу снабжали рыбой (нередко с самого Каспия), другойснедью из дальних деревень, которую хотели продать подороже. Большим спросом умосковских дворников пользовались метлы.
Но летом 1918 г., с началом гражданской войны, положение встране резко изменилось. Тяготы и лишения не обошли и подмосковные села. Москваиспытывала острую нужду в продовольствии и топливе. Поэтому Московский совет иМосковский комитет партии постановили формировать из рабочих «лесныедружины» для рубки дров и доставки их в Москву. Одним из таких отрядов былвырублен большой Карачаровский Баулин лес, еще оставшийся от огромного лесногомассива. По всей видимости, часть дач была разобрана одним из таких отрядов.
После гражданской войны и послевоенной разрухи советскимправительством был принят курс наколлективизацию и индустриализацию. Первая пятилетка и коллективизациясельского хозяйства в корне изменила жизнь карачаровцев. В конце 1929 г. в селевозник колхоз «Красная Победа». Правда, просуществовать ему удалосьлишь до 1931 г. Связано это было с внедрением программы индустриализации. Длястроительства заводов и фабрик понадобились земли, рабочие руки. И земельныеугодья колхоза «Красная Победа» отводятся под строительствопромышленных объектов пятилетки. Первыми в Карачарове начал строится завод«Фрезер», специализирующийся на производстве металлорежущих станков, затем завод «Стальмост»(ныне завод «Станкоагрегат»). Земля отводилась не только под заводы,но и под заводские жилые дома, помещения для строителей; многочисленные складыи базы также занимали много места. В результате прежнее Карачарово практическиисчезло. Там, где раньше рос картофель, овощи, стояли деревенские дома, теперьпоявились производственные корпуса, каменные дома...
На месте когда-то живописного пруда Ключики рядом с новымизданиями разбили большой сквер. Память о бывшем селе Карачарово сохраниласьлишь в названиях некоторых улиц. Естественно, резко изменилась и социальнаяструктура населения Карачарова. Работоспособные сельчане, в основном молодежь,шли на стройки, на ходу осваивая новые строительные специальности, а затем,также на ходу, переквалифицировались в заводских рабочих. С исчезновениемизвоза большая часть тех, кто им раньше занимался, стали водителями — в этомим помогало хорошее знание московских улиц.
Судьба Карачарово во многом повторяет судьбу всей страны. Вовремя войны много мужчин ушло на войну. После войны стране нужны былиматериальные, финансовые, трудовые резервы; осуществлялось восстановлениехозяйства страны. Тем не менее Карачарово продолжало развиваться — в 1948 г.было принято решение о создании в Карачарове мастерских, поставляющихметаллоконструкции для строящегося высотного здания МГУ. Впоследствии, в 1950г. мастерские получили название Карачаровский Механический Завод; сейчас этопредприятие является самым большим в Карачарове. Площадь завода — более 20 Га.Оно специализируется на создании промышленных подъемных сооружений и лифтов;сохранилось и производство различных металлоконструкций (так, факел в Лужникахк Олимпиаде-80 был создан именно КМЗ).
Карачарово сохранялосвою промышленную направленность и после преодоления разрухи. Оно продолжалонеуклонно развиваться вплоть до конца 80-х годов. Только в характере застройкипроизошли некоторые изменения: в 50-е и 60-е годы в районе Карачарова строилипреимущественно предприятия, а в 70-80 годы — в основном склады и базы. Всередине 60-х был построен деревообрабатывающий комбинат — ДОК-3, выпускающийдоски, ДСП и другие строительные материалы. А за 1970-1985 годы были построены:ТЭЦ, новые склады, районная плодоовощная база, аварийная база Мосводоканала имногое другое. Был также построен Станко-Инструментальный институт — Станкин.Многие выпускники этого института впоследствии работали на заводах в Карачарове.С 1955 по 1965 годы была произведена кардинальная замена устаревшего жилогофонда — вместо бараков строились пятиэтажки, а затем и более высотные дома.
Уже к концу 50-х все окрестности Карачарово, все пространствовокруг бывшего города Перово, сел Чухлинка и Вешняков было полностью застроено предприятиями тяжелой промышленности.Границы бурно растущей Москвы быстро приближались к Карачарову. Но территория между Карачарово и прежней границей Москвы застраиваласьпреимущественно жилыми домами. И сейчас это резкое изменение в характерезастройки заметно любому, кто поедет по Рязанскому проспекту. С другой стороны,даже визуально Карачарово сливалось с обширным промышленным районом, центромкоторого был подмосковный город Перово. Это сходство судеб Карачарово и Перовоотразилось в новом административном делении Москвы конца 30-х годов. С 1938 г.Карачарово административно входит в черту Перово. С 1960 года и Карачарово иПерово входят в черту Москвы в качестве района Перово. С 1978 года в результатеновой административной реорганизации вплоть до начала 90-х годов Карачарововходит в Волгоградский район, а затем — в ЮВАО города Москвы.
С кризисом, а затем и концом советской власти пришли тяжелыевремена и для Карачарово. Общий упадок промышленности больно сказался на районе- заводы Фрезер и Станкоагрегат на данный момент не функционируют. Большаячасть помещений сдана под склады и оптовые магазины. Однако предприятия,связанные с производством непосредственно товаров, а не средств производства,остаются на плаву. Работает и Карачаровский Механический завод, идеревообрабатывающий комбинат. Общая специализация района в данный момент непромышленно-складская, а скорее складская, и уж затем промышленная. Тем неменее перспективы Карачарово остаются неясными. Такая насыщенностьпромышленными предприятиями делает район особенно уязвимым перед лицом кризиса.Район ждет либо реконструкция с внедрение новых производств на охваченныхкризисом заводах, либо изменение его специализации с созданием на месте частизаводов оборудованных складских помешений или других перспективных и нужныхобъектов.
Одним из признаков такой новой специализации района являетсясоздание на базе одного из складских комплексов торговой фирмы "Octopus". Акционерами этой фирмыявляется немецкий концерн "Varioline" инекоторые другие компании из Великобритании и США.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сытин, Петр Васильевич, «Вокруг Москвы по окружнойжелезной дороге» — М., 1930
2. Молева, Нина Михайловна, «Древняя быль новыхкварталов» — М.: Моск. Рабочий, 1982
3. «Карачаровскийнаш завод» — М.: Товарищество «Моск. Журналист», 1989
4. Колодный, Лев Ефимович, «Края Москвы» — М.: Моск.Рабочий, 1985