НОУНИЖЕГОРОДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ
Курсовая работа подисциплине
«Организация итехнология коммерческой деятельности»
на тему:
«Ситуационный анализ коммерческой деятельностипредприятия « ЧП Масалев»и предложения по оптимизации торговых процессов»
Выполнил:
Масалев М.М.
Проверил:
Бочаров В.А.
2004
Содержание задания
1. Введение.
1.1.Современное состояние развития бизнеса в выбранной сфере.
1.2.Отличительные особенности организации бизнеса в выбранной сфере.
2. Ситуационный анализкоммерческой деятельности предприятия.
2.1.Организации системы товароснабжения.
2.2. Составосновных поставщиков товаров. Определение партнера.
2.3. Составосновных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментоврынка. Оценка местонахождения предприятия.
2.4. анализконкурентов и конкурентной среды.
2.5. Анализтоварного ассортимента.
2.6. Политикапродвижения.
2.7.Определение конкурентных преимуществ предприятия.
3. Предложения пооптимизации торговых процессов.
3.1.Предложения по организации системы товароснабжения.
3.2.Предложения по дальнейшей работе с поставщиками.
3.3. Выборвыгодных сегментов рынка.
3.4.Разработка направлений ассортиментной и сбытовой политики.
3.5.Стратегия ФОССТИС.
4. Заключение.
Список использованнойлитературы.
Приложения.
1. Введение
В процессе коммерциализации российскойэкономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.Розничная торговля — это завершающая формапродажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины,павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи врозничных торговых предприятиях в отличииот оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяясвои, специфические способы и методырозничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населенияпредполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений,приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора иформирования торгового ассортимента ивозможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учетапотребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждомуконкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждаетсяв создании специальных служб по изучениюи прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимальногоассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методоврозничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительнойподдержке государственных и муниципальных органов власти в целяхконтроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Правильная организация коммерческой работыв рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.Среди новых методов продажи, включающихсовокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступаютсамообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкойи по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесскупли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, котороеосуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета.Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономикипредставляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Торговая сеть обеспечивает возможностьбыстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товарыи услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном инужном количестве.
В своей курсовой работе я хочу рассмотретьпринципы и методы анализа работы розничного предприятия на примере «ЧП Масалев».
Для более объективной информации и анализадеятельности данного предприятия, я предлагаю кратко ознакомиться с ним.
ЧП«Масалев» Россия, Нижегородская область г. Бор, улица Профсоюзная, дом 6, контактный телефон 2-17-59.Кодгорода(83159)
К основным торговым функциям предприятиярозничной торговли следует относить:
¨ Рекламированиетоваров и услуг;
¨ Оказаниеторговых услуг покупателям;
¨ Составлениезаявок на завоз товаров;
¨ Формированиеассортимента товаров;
¨ Изучениепокупательского спроса на товары;
К основной деятельности предприятияможно отнести осуществление розничной торговли на основе лицензии на право торговли и ряда другой документации.
ЧП «Масалев»является розничным предприятием по продаже продуктов питания. И основные отделымагазина таковы:
· Хлеб
· Бакалея
· Гастрономия
· Вино-водочная продукция
Общая площадь магазин составляет 154 квадратныхметра, из них 92 — это площадь торгового зала, остальное пространство занимаютскладские и подсобные помещения.
2. Ситуационный анализ коммерческойдеятельности предприятия.
2.1. Организация системы товароснабжения
Процесс товароснабжениярозничной торговой сети заключается в организации, доведения товаров отпроизводителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте,соответствующих спросу населения.
Для детальногорассмотрения процесса товароснабжения необходимо выделить предприятие «ЧП Масалев» в общей схеме товароснабжения.
Предприятие-производитель
Оптовое торговое звено
Розничное торговое предприятие
Потребитель
Рис.1. «Схематовароснабжения»
Процесс товароснабженияможно подразделить на следующие основные этапы:
- организациязакупки товаров;
- распределениепо торговым предприятиям;
- организациязавоза;
- приемкаи хранение товаров.
Закупочная деятельностьторговых организаций должна быть планомерно организована и экономическиобоснована. Для этого необходимо, чтобы торговые организации велисистематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое изучениеторговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяютсвоевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственныевозможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это даетвозможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношенииколичества, качества, ассортимента товаров.
Завоз товара в магазин взависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Завоз товаровнепосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные складыоптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формойтовародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых ирозничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков,выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверкакачества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничнуюторговую сеть.
Выбор той или иной формытовародвижения требует учета конкретных условий и зависит от спецификиассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощностимагазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей),транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формызавоза.
Транзитный завоз товаровв магазине снижает расходы по загрузке-выгрузке, ускоряет продвижение товаров врозничную сеть, содействует улучшению сохранности товаров.
В большинстве случаевтранзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий,расположенных в одном городе.
При снабжении магазиновтоварами применяют две формы доставки:
1. централизованная
2. децентрализованная (самовывоз)
Централизованная — доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют притранзитной и складской форме товародвижения.
При более глубокомрассмотрении централизованного метода можно выделить два способа доставкитоваров:
1. Линейный
2. Кольцевой
Предприятие розничной торговли №1 Предприятие розничной торговли №2
Оптовое предприятие
Предприятие розничной торговли №3
Рис.2. «Линейный (маятниковый)
маршрут доставки товара»
Предприятие розничной торговли №1
Предприятие оптового звена
Предприятие розничной торговли №2
Предприятие розничной торговли №3
Рис.3. «Кольцевой маршрут доставки товаров»
Поступление товаров отпоставщиков производится на основании заключенных между поставщиками ипокупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых междупоставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров,коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров,сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон заненадлежащее исполнение договора.
Каждая хозяйственнаяоперация, том числе поступление товаров,должна быть оформлена документально. В соответствии с пунктом 7 Положения «Обухгалтерском учете и отчетности» любой документ должен иметь следующие основныереквизиты:
- наименованиедокумента (форма);
- кодфирмы;
- датасоставления;
- содержаниехозяйственной операции;
- измерители(в количественном и стоимостном выражении);
- наименованиедолжностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции иправильность ее оформления;
- личныеподписи и их расшифровка.
Также могут быть включены дополнительныереквизиты. Документы составляются в момент совершения операции, а если этоневозможно, то непосредственно после окончания операции.
Для получения товаров итары от поставщиков представителю предприятия (экспедитору) выдаетсядоверенность (форма №2).
Все доверенностирегистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписываетсятолько бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия инаименованием ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходимаподпись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера ируководителя с наложением оттиска предприятия. По доверенности представительпредприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпискойодновременно отгрузочных документов.
Основными документами,на основании которых поступают товары, являются счета-фактуры,товарно-транспортная накладная и торгово-закупочные акты. Товарно-транспортныенакладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, востальных случаях выписываются счета-фактуры. Счета-фактуры регистрируются вкниге продаж и в книге покупок.
Счета-фактурысоставляются предприятием-поставщиком на имя предприятия-покупателя в двух экземплярах,первый из которых не позднее десяти дней с момента отгрузки товаров илипредоплаты (аванса) предоставляется поставщиком покупателю и дает право назачет (возмещение) сумм по налогу на добавленную стоимость. Второй экземплярсчета-фактуры (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж.
В счете-фактуре должныбыть указаны:
- порядковыйномер счета-фактуры;
- наименованиеи регистрационный номер поставщика товаров;
- наименованиеполучателя товаров;
- стоимость(цена) товаров;
- суммаНДС;
- датапредоставления счета-фактуры.
В счете-фактуре недопускаются подчистки и помарки. Исправления заверяют подписью руководителя ипечатью предприятия-поставщика с указанием даты исправления.
Получаемые и выдаваемыесчета-фактуры хранятся раздельно в журнале учета счетов-фактур в течение полныхпяти лет с даты их получения. Они должны быть подшиты и пронумерованы.
Покупатели товаров ведутжурнал учета полученных от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок. Книгапокупок предназначена для регистрации счетов-фактур в целях определения суммналога на добавленную стоимость. Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками,подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты иоприходования приобретенных товаров. Книга покупокдолжна быть прошнурована, ее страницы пронумеровывают и скрепляют печатью.Контроль над правильностью ведения книги осуществляется руководителемпредприятия или уполномоченным лицом.
Книга покупок хранится упокупателя в течение полных пяти лет с даты последней записи.
За нарушение условийдоговоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность ввиде неустойки, штрафование за невыполнение договорных условий, за задержкуоплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
При продвижении товаровот поставщиков до покупателей возникают транспортные расходы и проблемы ихоплаты.
Транспортные расходымогут оплачиваться:
- поставщиком;
- покупателем;
- частично поставщиком,частично покупателем.
В зависимости отдоговора поставки товары могут оплачиваться после или до их полученияпокупателями.
Бухгалтерия торговогопредприятия должна контролировать полноту и своевременность оприходованиятоваров и правильность их оплаты.
Контроль долженначинаться с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше с моментаих фактического поступления.
Сущность контролязаключается в сопоставлении двух показателей:
X-сумма, уплаченная поставщику за товары;
Y-стоимость по покупной цене товаров и тары, получаемой от поставщиков и оприходоваемой материально ответственным лицом.
Х определяется наосновании документов, приложения к выписке банка из расчетного счета или отчетакассира, а Y на основании сопроводительных документов, приложенных котчету материально ответственного лица. Это сопоставление может предусматриватьпять ситуаций:
1. Товары получены иполностью оплачены.
2. Переплата денег.
3. Недоплата денег.
4. Товары поступили, но неоплачены.
5. Товары оплачены, но неполучены.
Если Х=Y,то партия товаров оплачена и оприходована по одинаковой стоимости, то естьправильно.
Если XY, то разница между ними при:
X>Yсвидетельствует о переплате денег поставщику;
XYсвидетельствует о недоплате денег поставщику.
Необходимо выяснитьпричины этих расхождений. Ими могут быть доставка товаров в большем или меньшемколичестве по сравнению с количеством, указанным в документах поставщика,неполное оприходование товаров, ошибки в ценах,таксировке и т.д.
Если есть X, анет Y, то это значит, что деньги поставщику перечислены, нотовары еще не оприходованы. Обратная ситуация означает, что товары оприходованы,но не оплачены. Сопоставление X и Yосуществляется по каждой партии поступающих товаров в отдельности.
На практике в условияхручного ведения учета применяются в основном два способа бухгалтерскогоконтроля над полнотой и своевременностью оприходованиятоваров, а также за правильностью их оплаты:
1 способ — ведениепозиционного учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками».
2 способ — безрегистрационный.
Для анализатовароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такойметодик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагаетвычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.
Рассчитаем показатели,характеризующие общую ситуацию с поставками на предприятии .
табл.1
Оценкаритмичности поставки на примере кондитерских изделий.
декада
Плановые объемы поставки, V план.
(кг.)
Фактические объемы поставки, V факт. (кг.)
Отклонения фактических объемов поставки от плановых, Р (кг.)
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
100
155
190
200
145
100
150
190
200
140
0
-5
0
0
-5
2
100
155
190
200
145
90
160
190
190
150
-10
5
0
-10
5
3
100
155
190
200
145
110
155
180
200
150
10
0
-10
0
5
4
100
155
190
200
145
70
155
200
210
140
-30
0
10
10
-5
5
100
155
190
200
145
100
140
210
200
145
0
-15
20
0
0
6
100
155
190
200
145
130
170
170
200
145
30
15
-20
0
0
· Группа №1 – Печенье «Оризе»
· Группа №2 – Печенье«Лунный камень»
· Группа №3 – Печенье«Ракушка»
· Группа №4 — Печенье«Млечный путь»
· Группа №5 – Печенье «Кокосанка»
Произведемоценку ритмичности поставок по следующим коэффициентам:
1. Коэффициентритмичности
2. Коэффициентвариации( вариантности)
3. Коэффициентаритмичности
табл.2
Результатыоценки ритмичности поставки
Коэффициенты
Значения коэффициентов
Оценка ритмичности
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Вариации, Квар
0,074
0,024
0,029
0,011
0,011
Не ритм
Не ритм
Не ритм
Не ритм
Не ритм
Ритмичности, Критм
0,93
0,97
0.97
0,99
0,98
Аритмичности, Каритм
0,13
0,04
0,05
0,02
0,02
Выводы:
При анализе основных показателей можно сделатьзаключение о том что предприятие не эффективно проводит политику товароснабжения.Товар на предприятие заводиться не регулярно и часто не довозиться. Из за этогопредприятие терпит убытки, связанные с потерей выгод, которые можно было быполучить при продаже данного товара.
Перебои с поставкой товара вызваны прежде всегоне организованной работой фирмы поставщика.
Так как организационную структуру предприятияпоставщика мы поменять не може