Введение .
Любая нация гордится плодамидеятельности своих предпринимателей. Но любаянация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью квоплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных формпроявления общественных отношений способствует не только повышениюматериального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятнуюпочву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, нои ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальнойгордости.
К сожалению, в России ситуация всееще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развитиявсегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа вобществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки(особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах оттрадиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы вомногом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что,оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, чтомало принять какие-то законы, способствующие этому… Удивительное дело— разрешение получено, а«предпринимательского бума» не наблюдается! Почему? Разве странабедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способныхосуществлять значительные предпринимательские проекты?
Всеобщее неприятие предпринимательствапостепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. Запредпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массынеизбежно приведет к «предпринимательскому буму». Поэтому на данномэтапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы в последствиине допускать ошибок, сделанных ранее.Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве , о егосущности, видах, субъектах, развитии, гос. поддержке .
Глава I Предпринимательство: сущность, виды, субъекты.
На сегодняшний день в мирене существует общепринятого определения предпринимательства. Американскийученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство какпроцесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя— как человека, который затрачивает на это всенеобходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический исоциальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым[1]*.В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений,характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической,политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.
Английский профессор АланХоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо,которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несетличную ответственность за обеспечение необходимымисредствами, самостоятельнопринимает решения. Его вознаграждением является полученная в результатепредпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое ониспытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим ондолжен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия[2]*.
Ни за рубежом, ни у нас покаеще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотяпотребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Триволны» развития теории предпринимательской функции— так условно можно охарактеризовать развитие процесса научногоосмысления практики предпринимательства.
«Первая волна»,которая возникла еще вXVIII в., была связанас концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Втораяволна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделениеминновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна»отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествахпредпринимателя (способность реагировать на изменения экономической иобщественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличиеуправленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующегоначала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развитиятеории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне»,появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект ванализе действий предпринимателя, а следовательно— с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблемпредпринимательства.
В настоящее время втеоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательствукак способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству,или интрапренерству. Термин«интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г.Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого,— «интракапитал».
Появление интрапренерствасвязано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходятна предпринимательскую форму организации производства. Посколькупредпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, топодразделения целостных производственных структур получают право на свободудействий, что подразумевает и наличие и нт р а к а п и т а л а— капитала, необходимого для реализации идей,лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства[3].
Предпринимательство— это особый вид экономической активности(под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную наизвлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе,ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активностьпредставляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способполучения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого ичленов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производствеявляется одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когдаон выступает в качестве:
•собственника каких-либообъектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированныйдоход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
•наемного работника,продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
•индивидуальногопроизводителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализациисвоих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси иживущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
•государственного илимуниципального служащего;
•менеджера (управляющийчужим предприятием);
•пенсионера (пассивная формаучастия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
•учащегося или студента (какподготовительный этап к участию в будущем общественном производстве вкакой-либо конкретной форме);
•безработного (каквынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественномпроизводстве);
•занятого оборонно-охраннойдеятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
•вовлеченного в экономическипреступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательствовыступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальныйэтап связан, как правило, лишь с идеей—результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающейматериализованную форму.
Предпринимательствохарактеризуется обязательным наличием инновационного момента—будь то производство нового товара, смена профилядеятельности или основание нового предприятия. Новая система управленияпроизводством, качеством, внедрение новых методов организации производстваили новых технологий— это тожеинновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступаетпредприниматель.Однако предприниматель— неединственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным егоконтрагентом, а также с государством,которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника илипротивника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектовпредпринимательской активности, как и наемныйработник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнерыпо бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связейхарактера) (рис.1).
Государство
Партнер
Предприниматель
Потребитель
Наемный работник (работники)
Рисунок SEQ Рисунок *ARABIC 1 Субъектыпредпринимательской деятельности
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предпринимательотносится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна преждевсего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикаторапредпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельностипредпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной(положительной) экспертной оценкипотребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовностьпоследнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель,при планировании и организации своей деятельности никоим образом не можетигнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
У предпринимателя в условияхрыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кромекак действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе неозначает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствиис уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формироватьспрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто изпотребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще непроизводился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводитсяположение о двух способах организации предпринимательской активности: на основевыявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» емунового товара.
Таким образом,целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать' потребителя,создать круг собственных потребителей.
Основными средствамивоздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
•новизна товара и егосоответствие интересу потребителя;
•качество;
•цена, доступность товара;
•степень универсальноститовара;
•внешний вид и упаковка;
•позитивные отличительныехарактеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителяознакомиться с такими отличиями;
•возможность воспользоватьсяуслугами послепродажного сервиса;
•соответствие общепринятымили государственным стандартам;
•престижность ипривлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бысделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественногопроизводства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то сточки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективностиактивную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этотфакт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может бытьразличной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся всфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимостиот конкретной ситуации государство может быть:
•тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайненеблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещаетего;
•посторонним наблюдателем, когда государство прямо непротиводействует развитию предпринимательства, но в то же время и неспособствует этому развитию;
•ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведетпостоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процессновых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельностьгосударства вызывает „взрыв“ предпринимательской активности иприводит к „буму“ предпринимательства).
Каковы жефункции государства как ускорителя предпринимательского процесса?
Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т. е.функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.При этом во вниманиепринимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности всовременной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайнеймере трех основных элементов и их эффективного использования в практическойдеятельности:
а) общеэкономической теории;
б) конкретных экономических(предпринимательских) знаний;
в) количественных методов впредпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчетыприменительно к любой планируемой сделке или операции, а также уменияпредусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании иосуществлении какой-либо сделки.
Во-вторых,государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших иливступающих в сферу деловой активности предпринимателей.Обычно с этой цельюгосударством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей,в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготыпредоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательскихпроектов.
В-третьих,государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателейтребуемой предпринимательской инфраструктуры,т. е. всех тех вспомогательных (с точкизрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которыемогли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализациипроектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всегомаркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных,научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением ихрезультатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государствотакже стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающихдеятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовкекадров нужной квалификации для предпринимательских структур.
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится кгруппе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависитэффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждомуэкономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касаетсяпредпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем вышеприбыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярнопротивоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплатетруда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-тои составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательскогопроцесса.
В рамках такихвзаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы всвоей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом.Какие же это проблемы?
Прежде всего, подбор кадров нужной специализации итребуемого у ровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможнымипутями:
•подготовка таких кадров насобственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективенпо понятным причинам);
•привлечение кадров, занятыхв других предпринимательских или производственных структурах, для чеготребуется создание для работников лучших, более привлекательных .
Другой проблемой выступаетнеобходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательскойструктуры. При этом различают две формы:
•вовлечение наемногоработника в производственный интерес предпринимательской структуры;
•вовлечение наемногоработника в коммерческий интерес фирмы.
Первая форма свойственнаевропейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точнознает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.
Вторая форма характерна дляяпоно-американской системы организации труда, когда каждый наемный работникзаинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций,но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры.Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнениюс первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так ис точки зрения общества.
Форма вовлечения наемногоработника в интерес предпринимательской структуры зависит от используемойпредпринимателем системы оплаты труда. На сегодняшний различают следующие:
·Твердая гарантированная заработная плата.
·Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальнойили ежегодной) премией,
·Сдельная заработная плата.
·С использованиемкоэффициента эффективности.
·Сдельно-премиальная заработная плата.
·Тарифная заработная плата.
·Почасовая заработная плата.
Правда, все эти формы оплатытруда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не вкоммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное— выполнить надлежащим образом своиобязанности а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия,коллектива, для него не так важно.
Для вовлечения работника вкоммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работникодновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатахколлективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулироватьтолько одним-единственным средством—установлением приемлемого уровня заработной платы.
В современных условиях хозяйствования каждый предпринимательфункционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства,возникшей на основе разделения труда.
Любой предпринимательнуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он можетэффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостногопроизводственного процесса. Идеальной является ситуация, когда всепредприниматели образуют относительно изолированную от общего экономическогопроцесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесспроизводства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которыхфокусируется в конкретной деятельности предпринимателя (рис.2).
Рисунок 2 Структура производственного процесса:
1 —добыча и заготовка сырья;2 — производство машин и оборудования для добычи изаготовки сырья;3 — переработка сырья и изготовление полуфабрикатов;4 —производство машин и оборудования для переработки сырья и изготовленияполуфабрикатов; 5 — производство машин иоборудования для производства готовых к потреблению товаров;6 — производство готовых к потреблениютоваров;7 — реализация готовых кпотреблению товаров; 8 — производство оборудования для предприятийпо реализации готовых к потреблению товаров
В условиях рынка отпредпринимателя требуется умение— и дажепредрасположенность— действовать в союзес другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективныхпартнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляетпереориентацию своей деятельности.
Партнерские связи (реальныеи потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предпринимательпри планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательноучитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру,если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно,обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно(и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое дляорганизации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование,машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательскойдеятельности.
Выбор партнерских связейзависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицироватьследующим образом.
1.Долговременные (или постоянные).
2.Кратковременные (или на определенный срок).
3.Случайные.
Таким образом, при планировании своей деятельности предпринимательрассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса,от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности егодеятельности.
Целью предпринимательскойактивности является производство и предложение рынку такого товара, на которыйимеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль— это излишек доходовнад расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательскогорешения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которогопредпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако получение прибылисвойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловойактивности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такойэкономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы отинновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организациипроизводства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всегодополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателемблагодаря его природным качествам или особому умению анализировать ипо-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыльпредпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не обобычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
•обычная прибыль делового человека;
•излишек над обычнойприбылью делового человека.
Второй элемент и выступает вкачестве предпринимательского дохода(прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленныйинновационный подход, новаторство в производстве.
Всякий предприниматель,таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловойчеловек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет одействительном феномене предпринимателя.
Развитие предпринимательствавозможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Этисубъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как этовидится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумеваетналичие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическаяи социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательскийбум».
Осуществлениепредпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом,возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации— предпринимательскойсреды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная системаотношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личнаянезависимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое,с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимальноприбыльным.
Предпринимательство какособая форма экономической активности может осуществляться как вгосударственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этимразличают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательствочастное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществленияэкономической активности от имени предприятия, учрежденного: а)государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии сдействующим законодательством) управлять государственным имуществом(государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления(муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть формаобособления части государственногоили муниципального имущества, части бюджетныхсредств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступаетто обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в ихсобственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами неотвечают по обязательствам государства).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономическойактивности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового)или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочейсилы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Конечно, каждый из этихвидов— государственное и частноепредпринимательство— имеет своиотличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают.И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагаетинициативность, ответственность, инновационный подход, стремление кмаксимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленнойна извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
1)осуществление непосредственных производительных функций, т. е.производство товара (продукта) или оказание услуги (например,машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма иликонструкторское бюро);
2)осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанныхс продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественноприемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.
Общественное пониманиепроблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеетпервый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство(как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависитот состояния дел именно в сфере материального производства, научно-техническихи сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типупредпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера— общество способствует развитию и второготипа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Преждевсего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого членаобщества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посредническойсферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаровна дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и кпотребителям товаров производственного назначения.
Но такое общественноевосприятие посреднической деятельности не является единственной и основнойпричиной. Главное заключается в другом—посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение доразумных пределов ведет:
1)к увеличениюпроизводительности труда непосредственных производителей товаров на основеуглубления специализации;
2)к ускорению темповоборачиваемости (кругооборота) капитала;
3)к насыщению товарных рынковдо объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителейв соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредникспециализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказеили приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой онуже выявил; любую продукцию, производимую непосредственнымтоваропроизводителем, он приобретать не будет).
Предпринимательскаядеятельность, связанная с непосредственным производством товаров, можетносить:
1)традиционалистский характер{традиционалистское предпринимательство),
2)инновационный характер(инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).
Предпринимательство в сференепосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироватьсяна производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров.Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себяинновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательскойдеятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рыноктрадиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новыхметодов или приемов, связанных с организацией производства, техническимиэлементами производства или изменениями качественных характеристик производимоготовара.
Рынок, как известно,представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических(хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствоватьили сами производитель и потребитель, или же их представители.
Лица(юридические или физические), представляющие интересы производителя илипотребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиесятаковыми, называются посредниками.
Предпринимательскаяактивность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые срокиэкономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точкизрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего,поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самомпроизводстве, передавая посреднику функции по продвижению товара кпотребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителеми потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит,повышает прибыльность производства.
Предпринимательскаядеятельность в посредничестве осуществляется всегда в какой-то конкретнойформе. Самой распространенной формой посредничества является агентирование, т.е. такой тип отношений, вкоторых агент выступает посредником между производителем и потребителем.
Агент—лицо, действующее от имени и в интересах производителятовара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент,называется принципалом. Принципаломможет быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так ипотребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.
Таким образом,посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трехсубъектов (рис.3).
Агент
Покупатель
Принципал
Рисунок 3 Схема отношений производителя ипотребителя с участием агента.
Типы агентов
Различают несколько типов агентов:
1)агенты производителей;
2)полномочные агенты по сбыту;
3)агенты по закупкам.
Агенты производителей(представители производителей)— представляют интересы двух или несколькихпроизводителей дополняющих друг друга товаров.
Полномочные агентыпо сбыту получают право на сбыт всей продукции и представляют собойкак бы отдел сбыта, но не входят в структуру фирмы-производителя, авзаимодействуют с ней на договорных условиях.
Агенты по закупкамчаще всего занимаются подбором нужного товарного ассортимента(например, для мелких розничных торговцев).
Брокерство
Брокер—посредник при заключениисделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, действуетпо поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение.Относится к категории профессиональных деловых посредников.
Комиссия
Иногда агент выступает вкачестве оптовика-комиссионера,который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию.Комиссионер действует на основе договора комиссии, заключаемого междукомиссионером (агентом) и принципалом, который в таком случае выступает в видек