Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ деятельности ОАО ТД ТЦ Поволжье

1. Основные цели, задачи и виды деятельности предприятия

Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий.
Появилось многообразие видов организационно-правовых форм предприятий.
Я проходила практику на одном из крупных предприятий торговли ОАО ТД «ТЦ — Поволжье». Как хозяйствующий субъект, занимающийся тем или иным видом деятельности, оно имеет определённую систему организации коллектива работников, свою структуру и технологию управления. Предприятие имеет обособленное имущество, которым самостоятельно распоряжается и использует по своему усмотрению, а также несёт имущественную ответственность за свои действия и обязательства.
Основным видом деятельности «ТЦ – Поволжье» является розничная торговля, то есть основными задачами являются:
— удовлетворение спроса населения как по ассортименту, так и по качеству товаров;
— организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет большое количество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.
Целью деятельности предприятия является получение прибыли путём удовлетворения потребностей покупателей и улучшение качества жизни населения.
ОАО ТД «ТЦ – Поволжье» — крупнейший торговый комплекс Поволжского региона. На территории более 20 гектаров находятся 10 специализированных торговых павильонов. «ТЦ» не похож ни на один другой большой магазин. Его история началась в 1962 году, когда на месте ВДНХ регионального масштаба было принято решение организовать торговый комплекс, где были бы представлены все группы товаров.
Сегодня на благоустроенной территории с парком, прудом с фонтаном располагаются торговые павильоны, ресторан «Изба», кафе, автостоянки, автозаправка, фитнес-клуб, бильярдный клуб «Партия», жилой комплекс «Черёмушки». Здесь в одном месте, сразу, не отвлекаясь на поиски, можно купить все необходимые товары. В «ТЦ» любят приходить всей семьёй. Этому способствует и корпоративная политика, позиционирующая образ «ТЦ», как друга семьи, куда можно прийти с детьми, отдохнуть, хорошо провести время и купить всё необходимое. «ТЦ» находится вблизи центральных остановок общественного транспорта на кольце развилки главной дороги на все направления.
В «ТЦ» всегда большая проходимость людского потока, большие торговые площади, позволяющие при эффективных продажах делать достаточный объём оборотных средств.
С 1995 года «ТЦ» входит в АРУ (Ассоциацию Российских Универмагов), постоянно имеет деловые контакты с представителями других регионов, что позволяет применить в своей работе самые современные технологии и методы продаж, успешно опробованных в торговых домах других регионов.
«ТЦ – Поволжье» является открытым акционерным обществом. Акционерным обществом признаётся общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций; участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.1
ОАО – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс и т.д.
Учредительным документом является устав, утверждённый учредителями (см. Приложение А). В уставе определяется наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, условия выпуска акций, их номинальная стоимость и размер уставного капитала. Высшим органом управления является общее собрание акционеров.
Занимаемая мною должность непосредственно относится к торговому комплексу (ТК) «Успех», в котором представлен широкий ассортимент женской и мужской одежды, молодёжной одежды известных брендов, обуви от известных европейских производителей, а также аксессуары.
Данный торговый комплекс ориентирован на обслуживание покупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров. Это магазин с ассортиментом высококачественных, престижных, брендовых, дорогостоящих товаров и высоким уровнем обслуживания.
Персонал всего «ТЦ» и в частности ТК «Успех» проходит различные программы обучения, конкурсы, психологические тренинги для повышения уровня обслуживания. Обучение сотрудников проводят психологи компании во главе с руководителем Департамента по управлению персоналом. Суть программы обучения, которая носит название «Психология успешных продаж», заключается в усвоении новыми сотрудниками правил и технику обслуживания покупателей на высшем уровне. По окончании обучения персонал сдает 2 экзамена – теорию и практику по обслуживанию клиента, после чего ему присваивается категория, соответствующая количеству набранных балов по итогам экзаменов. Ежегодно работники проходят аттестацию на повышение квалификации. С 2009 года введена новая система оценки персонала – QPI. Впервые эта система появилась в Европе, затем в Москве, и вот теперь внедряется на нашем предприятии. Данная программа оценки позволяет выявить лучших работников, повысить мотивацию труда путём премирования сотрудников, которые внесли больший вклад в деятельность предприятия. Иными словами, «ТЦ» постепенно выходит на новый уровень работы, т.е. по европейским стандартам.
Основными поставщиками в нашем магазине являются московские торговые дома, которые являются посредниками между европейскими производителями товаров и торговым комплексом. Это такие поставщики, как ТД «Нексит», «Эс би Компании», ТД «Кенгару», «Бареттес», «Велес», ОАО «Левел» и т.д.
Поставки товара осуществляются как собственным транспортом компании, так и транспортом поставщика.
Деятельность предприятия не стоит на месте и руководство каждый раз придумывает всё новые и новые идеи.

2. Основные технико-экономические показатели торгового предприятия

Персонал или кадры — это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего своей численностью, которая определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью рабочих процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.
Все показатели, относящиеся к персоналу, отражаются в таких документах, как штатное расписание и табель.
Эти факторы задают нормативную численность работников, которую на практике почти никогда не удается обеспечить, поэтому кадровый потенциал более объективно характеризуется списочной численностью, то есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный момент. К списочной численности относятся все категории работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на пять дней. Так как не все работники по тем или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность. Персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других.
Состав персонала любой организации неоднороден, так как люди различаются по естественным и приобретенным признакам — полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности.
В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии торговли ОАО ТД «ТЦ – Поволжье» применяется классификация работников по следующим основным признакам:
1. По категориям. В составе персонала выделяют три категории работников:
а) Персонал управления. Сюда относятся работники, выполняющие функции управления: руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д.
б) Торгово-оперативный персонал. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети.
в) Вспомогательный персонал. К нему относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением, — фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.
2. По должностям и профессиям. В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов, служащих и рабочих.
3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров, планировщиков и т.п.
4. По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий – 1, 2 и 3 категории.
5. По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятии выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше 55 лет.
6. По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.
7. По отношению к собственности. В зависимости от этого признака выделяют работников — собственников его имущества и наемных работников.
8. По характеру трудовых отношений. По этому признаку работники подразделяются на постоянных и временных.
Проанализировать профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров на предприятии ОАО ТД «ТЦ – Поволжье», непосредственно в павильоне ТК «Успех», можно с помощью вышеперечисленных критериев. Данные анализа представлены в таблице (см. Табл. 1).
Планирование потребности в рабочих базируется на данных об имеющихся рабочих местах, а также об их численности и структуре в будущем периоде с учётом развития предприятия и внедрения плана организационно-технических мероприятий, а численность служащих, специалистов и руководителей – на основе действующей структуры управления и работы по её совершенствованию, штатного расписания, плана замены вакантных должностей. Определение потребности в рабочей силе представляет собой начальный этап кадрового планирования.
Торговый комплекс «Успех» по типу предприятий розничной торговли является универмагом — предприятие розничной торговли, в котором представлено на продажу большое разнообразие товарных групп, каждая из которых продается в специализированном отделе.

Таблица 1 – Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия
Показатель
В том числе по категориям

Персонал управления
Оперативно-торговый
Вспомогательный

чел.
%
чел.
%
чел.
%
Персонал предприятия, всего
1
100
41
100
10
100
Структура персонала по полу:
Мужчины
Женщины

1

100

41

100

1
9

10,0
90,0
Возрастной состав персонала
До 18 лет
18-25
26-36
37-50
Старше 50 лет

1

100

13
25
3

31,7
60,9
7,4

1
1
6
2

10,0
10,0
60,0
20,0
Распределение персонала по стажу работы
До 1 года
1-2
2-5
5 и более

1

100

9
17
15

21,9
41,5
36,6

3
1
6

30,0
10,0
60,0
Квалификационный состав работников
1
2
3

1

100

16
8
17

39,0
19,5
41,5

1
9

10,0
90,0
Всего:
52

Финансы торговли это система экономических отношений, посредством которых осуществляются формирование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений, что обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая с движением денежных средств.
Финансовые ресурсы предприятий торговли предназначены для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат и экономического стимулирования персонала.
По экономическому назначению различают финансовые ресурсы, обеспечивающие следующие направления деятельности предприятия: основную хозяйственную деятельность, воспроизводство основных фондов, материальное поощрение персонала, социальное развитие предприятия.
Так как предприятие торговли находится в сфере обращения, то характерная черта финансов – зависимость их показателей от скорости оборота средств (от длительности реализации товаров покупателю).
Планирование является одним из трёх опорных элементов системы управления предприятием, к которым относятся также организация управления и контроль. Не имея четкого плана, мы не будем знать, что должно быть сделано, когда, кем и как.
Составляющими системы планирования являются два взаимосвязанных вида планирования: программно-целевое (стратегическое) и текущее.
Основными задачами стратегического планирования являются:
определение цели функционирования предприятия;
анализ альтернативных стратегий ее достижения и выбор предпочтительной с точки зрения эффективности использования имеющихся ресурсов и времени реализации;
разработка блока целевых программ, направленных на достижение установленных целей;
составление текущих планов – этапов движения к стратегической цели в конкретных конъюнктурных условиях рынка.
Назначение текущего планирования – установление краткосрочных целей торговой компании и определение тактики их достижения. Текущие планы – инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Разрабатываются планы с учетом целей развития фирмы.
Процесс контроля – неотъемлемый инструмент реализации целевых программ и текущих планов. Система контроля позволяет:
определять фактические результаты работы фирмы;
своевременно корректировать содержание мероприятий по выполнению плановых заданий;
выявлять слабые стороны коммерческой деятельности;
оценивать альтернативы развития;
устанавливать степень достижения целей.
Бизнес-план – это описание исходного состояния экономической системы и направлений ее изменения для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности и этапов реализации.
Целью разработки бизнес-плана является план хозяйственной деятельности на кратко- и среднесрочную перспективу, отвечающей потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов. Кроме того, этот документ необходим для получения финансовых ресурсов от инвесторов или кредиторов.
Бизнес-план помогает предпринимателю ясно представить свой бизнес, поскольку для его составления потребуется:
описать вид и тип предприятия;
определить конкретные направления деятельности (специализацию предприятия, рыночную нишу, возможное место на данном сегменте рынка);
рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата;
уточнить направления использования денежных средств;
определиться с потребностью в кадрах, их количестве, квалификации и оплате труда;
оценить конкурентное окружение;
изучить рынок;
разработать программу продвижения товаров на рынок;
определить ценовую политику и др.
Основными налогами, уплачиваемыми ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» являются налог на прибыль, налог на имущество организаций и страховые взносы во внебюджетные фонды.
Налог на прибыль. Объектом обложения налогом является прибыль организации. Прибыль в самом общем виде можно определить как сумму, составляющую разницу, на которую доход превышает затраты, связанные с получением этого дохода. Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составляла 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).
Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Максимальная ставка налога на имущество установлена в размере 2,2%. Расчет суммы налога производится плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества.
Страховые взносы во внебюджетные фонды. С 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог. Вместо него компания платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Они рассчитываются по тому же принципу, что и ЕСН.
Объектом налогообложения для работодателей являются:
выплаты по трудовым договорам;
вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования), 2,9 % — в фонд социального страхования РФ и 3,1 % — в фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.2
Проводя анализ, следует установить, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние. 3
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота секции «Кожгалантерея» торгового комплекса «Успех», составив таблицу (см. Табл. 2).
--PAGE_BREAK--
Таблица 2 — Ритмичность развития розничного товарооборота ОАО ТД «ТЦ — Поволжье» ТК «Успех» в действующих ценах, млн р.
Месяц и квартал
Фактически за прошлый год
Отчётный год
Отклонение
В % к прошлому году


план
фактически
% выполнения плана
от плана
от прошлого года

Январь
2617
2966
3131
105,6
+165
+514
119,6
Февраль
2620
2847
2804
98,5
-43
+184
107,0
Март
2820
3182
3322
104,4
+140
+502
117,8
Итого за? квартал
8057
8995
9257
102,9
+262
+1200
114,9
Апрель
2791
3090
2957
95,7
-133
+166
105,9
Май
2814
3118
3183
102,1
+65
+369
113,1
Июнь
2888
3210
2996
93,3
-214
+108
103,7
Итого за? квартал
8493
9418
9136
97,0
-282
+643
107,6
Итого за? полугодие
16550
18413
18393
99,9
-20
+1843
111,1
Июль
2901
3106
3149
101,4
+43
+248
108,5
Август
2916
3402
3561
104,7
+159
+645
122,1
Сентябрь
3075
3353
3496
104,3
+143
+421
113,7
Итого за? квартал
8892
9861
10206
103,5
+345
+1314
114,8
Итого за 9 месяцев
25442
28274
28599
101,1
+325
+3157
112,4
Октябрь
3604
3989
4184
104,9
+195
+580
116,1
Ноябрь
3429
3736
4050
108,4
+314
+621
118,1
Декабрь
3820
4251
4544
106,9
+293
+724
119,0
Итого за? квартал
10853
11976
12778
106,7
+802
+1925
117,7
Итого за? полугодие
19745
21837
22984
105,3
+1147
+3239
166,4
Всего за год
36295
40250
41377
102,8
+1127
+5082
114,0

Торговое предприятие успешно выполнило план розничного товарооборота во всех месяцах отчётного года, кроме февраля, апреля и июня. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцы составили 390 млн р. (43+133+214), что составляет 1,0% к плановому годовому его объёму (390/40250*100). План розничной реализации товаров выполнен в трёх кварталах, перевыполнение плана в этих кварталах составило 1409 млн р. (262+345+802). В связи с недовыполнением плана во втором квартале потери товарооборота составили 282 млн р. Основными причинами недовыполнения плана являются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли, рекламы, других аспектах маркетинга и менеджмента.
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, иначе говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом. Необходимость формирования товарных запасов для предприятия, в основном, продиктована тем, что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозами товаров.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели выражаются в стоимостных (денежных) и натуральных показателях. Более широкое распространение получили относительные показатели.
Первым относительным показателем является показатель величины товарных запасов в днях товарооборота, который характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли хватит имеющихся запасов. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

У т.з. = ТЗ/ОРТ, где (1)

У т.з. – товарные запасы в днях товарооборота;
ТЗ — размер товарных запасов на определенную дату;
ОРТ – объем товарооборота за период.
Вторым важнейшим показателем является товарооборачиваемость, которая позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота рассчитывается по следующей формуле:

Об дн = ТЗ ср/ОРТ, где (2)

ОБ дн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ ср – средняя величина товарных запасов;
Р одн – однодневный товарооборот.
Товарооборачиваемость в числе оборотов, или скорость товарного обращения, рассчитывается по следующей формуле:

Об р = Р/ТЗ ср, где (3)

Об р – товарооборачиваемость в числе оборотов;
Р – товарооборот за период;
ТЗ ср – средняя величина товарных запасов.
Произведем вычисление вышеуказанных показателей по формулам на основе данных, представленных в таблице (см. Табл. 3).
Определим однодневный фактический товарооборот за год путем деления фактического товарооборота на количество дней периода:
ОРТ (2007) = 25 051/365 = 68,6 тыс. руб.;
ОРТ (2008) = 30 301/365 = 83,0 тыс. руб.;
ОРТ (2009) = 32 534,2/365 = 89,1 тыс. руб.
Определим время обращения запасов:
Об дн (2007) = 2 969,5/68,6 = 43,3 дня;
Об дн (2008) = 2 479,9/83,0 = 29,9 дня;
Об дн (2009) = 2 349,7/89,1 = 26,4 дня.
Определим скорость обращения:
Об р (2007) = 25 051/2969,5 = 8,4 оборотов;
Об р (2008) = 30 301/2479,9 = 12,2 оборотов;
Об р (2009) = 32 534,2/2349,7 = 13,8 оборотов.

Таблица 3 – Показатели оборачиваемости товарных запасов ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» ТК «Успех» за 2007-2009 гг.
Показатели
2007
2008
2009
Средние товарные запасы
2969,5
2479,9
2349,7
Однодневный товарооборот
68,6
83,0
89,1
Средний товарооборот
25 051
30 301
32 534,2
Время обращения
43,3
29,9
26,4
Скорость обращения
8,4
12,2
13,8

Как показали расчеты, розничный товарооборот имеет тенденцию к увеличению, а средние товарные запасы к сокращению. Таким образом, скорость товарного обращения с каждым годом увеличивается, а время обращения уменьшается, что свидетельствует о благоприятном финансовом состоянии предприятия.
Одной из наиболее важных задач торговых предприятий является правильное определение потребности в товарных ресурсах.
Расчёт нормы товарных запасов представляет собой процесс нормирования товарных запасов. При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней. Вводятся условные обозначения товарного запаса в днях (К1, К2,… ., Кпл), которые соответствуют значениям периодов (годам). Расчёт производится в несколько шагов: первый, второй и третий шаги заключаются в расчёте средних коэффициентах К1ср, К2ср,… ., Кnср по формуле средней арифметической путём сглаживания:

К1ср = (К1 + К2) / 2 (4)

К2ср = (К2 + К3) / 2

Кnср = (К…ср + Кn-1ср) / 2.

Четвертый шаг – расчёт среднегодового изменения товарного запаса (?) за весь анализируемый период:

? = ( Кnср – К1ср ) / ( n – 1 ) (5)

Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год:

Кпл = Котч +? (6)

Сумма планируемых товарных запасов будет рассчитываться как произведение планируемого однодневного товарооборота на планируемый коэффициент, то есть:

ТЗпл = ОРТ * К пл, где (7)

ТЗ пл – планируемые товарные запасы;
ОРТ – планируемый однодневный товарооборот;
К пл – планируемый коэффициент.
Произведем расчет норматива товарного запаса, используя экономико-статистический метод с помощью скользящей средней. Но для начала необходимо рассчитать плановую сумму товарооборота на 2009 год. Будем пользоваться этим же методом. Составим таблицу для расчета (см. Табл. 4).
Найдем К пл и ОРТ, используя формулы 4-7.
К1ср = (42,4 + 13,6) / 2 = 28,0
К2ср = (13,6 – 19,5) / 2 = -2,95
К3ср = (-19,5 + 21,0) / 2 = 0,75
Д = (0,75 – 28,0) / (3 – 1) = -13,63%
Кпл = 21,0 + (-13,63) = +7,37%
РТОпл = 30 301,0 * (7,37 + 100) / 100 = 32 534,2 тыс. руб.

Таблица 4 – Расчет плановой суммы товарооборота ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» ТК «Успех», тыс. руб.
Годы
товарооборот фактический, тыс. руб.
темп прироста, %
условные обозначения
А
1
2
3
2005
27 032,9
42,4
К1
2006
30 720,5
13,6
К2
2007
25 051,9
-19,5
К3
2008
30 301,0
21,0
К4
2009 пл
32 534,2
7,37
Кпл

Таким образом, плановый объём товарооборота на 2009 год составил 32 534,2 тыс. руб.
Рассчитаем норматив товарных запасов на 2009 год. Для этого составим таблицу (см. Табл. 5).

Таблица 5 – Расчет норматива товарного запаса на 2009 год экономико-статистическим методом
Годы
товарооборот, тыс. руб.
товарные запасы
условные обозначения


тыс. руб.
дни

А
1
2
3
4
2006
30 720,5
2 973,6
35
К1
2007
25 051,9
2 969,5
43
К2
2008
30 301,0
2 479,9
29
К3
2009пл
32 534,2
2 349,7
26
Кпл

К1ср = (35 + 43) / 2 = 39
К2ср = (43 + 29) / 2 = 36
Д = (36 — 39) / (2 – 1) = -3%
Кпл = 29 + (-3) = +26%
Норма товарных запасов на планируемый год составила 26 дней, что на 3 дня меньше отчетного 2008 года. Это говорит о том, что, если товарооборот увеличится, то товарооборачиваемость ускорится в 2009 году на 3 дня.
Рассчитаем плановую сумму товарных запасов на 2009 год, используя формулу:

ТЗ пл = ОРТ пл * Н тз пл, где (8)

ТЗ пл – плановая сумма товарных запасов;
ОРТ пл – планируемый однодневный товарооборот;
Н тз пл – норма товарных запасов в днях.
ТЗпл = 32 534,2 / 360 * 26 = 2 349,7 тыс. руб.
Итак, исходя из данных по ТК «Успех», плановая сумма товарных запасов составляет 2 349,7 тыс. руб.
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения — один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Режим экономии издержек обращения способствует росту производительности труда и повышению уровня рентабельности.
Анализ издержек обращения торгового предприятия направлен на выявление возможностей повышения его работы за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
Разница между фактической суммой издержек обращения и суммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Если абсолютное отклонение имеет положительное значение, то в этом случае говорят о перерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то в данном случае говорят об экономии. Данный показатель рассчитывается по формуле:

? И = И1- И2, где (9)

? И — абсолютная экономия (перерасход);
И1 — сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;
И2 — сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.
Однако оценка издержек в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности, так как и ростом товарооборота растет и сумма издержек обращения. Поэтому следует оценивать издержки обращения не только по сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту, который можно рассчитать по следующей формуле:

У = И/ТО х 100, где (10)

У — уровень издержек обращения,
ТО — товарооборот, руб.
Отклонение по уровню называется размером снижения (повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного и рассчитывается следующим образом:

? У=У1-У2, где (11)

? У- отклонение по уровню.
У1 — уровень издержек обращения в отчетном году, %.
У2 — уровень издержек обращения в базисном (прошлом) году, %.
По размеру изменения уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и деление полученного результата на 100. Можно рассчитать данный показатель, использую следующую формулу:

Оэ(п) = (У1 – У0) х ТО1/100, где (12)

Оэ(п) — относительная экономия (перерасход), руб.
ТО1 — товарооборот в отчетном году, руб.
Относительная экономия имеет место, если получен отрицательный результат. Если же полученный результат имеет положительное значение, то говорят об относительном перерасходе.
Для анализа издержек обращения торгового предприятия ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» необходимо составить таблицу, в которой имеются все необходимые данные для анализа (см. Табл. 6).

Таблица 6 – Система показателей, необходимых для анализа издержек обращения ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»
Показатели
2007
2008
2009
Розничный товарооборот, тыс.руб.
630 800
728 230
984 200
Издержки обращения, тыс.руб.
90 664
110 557
153 301
Уровень издержек обращения, %
14,37
15,18
15,58
Отклонение по уровню, %
-
+0,81
+0,4
Сумма относительной экономии (перерасхода), тыс.руб.
-
5 898,7
3 936,8

В результате анализа издержек обращения по магазину «Успех» ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» за 2007-2009 годы были получены следующие данные. Издержки обращения в 2008 году увеличились по сравнению с прошлым и составили 110 557 тыс. руб., а в 2009 году составили 153 301 тыс. руб. Средний уровень издержек обращения увеличился в 2008 году по сравнению с прошлым годом на 0,81 % и составил 14,37 % обороту, а в 2009 году средний уровень издержек обращения увеличился на 0,4 % и составил 15,58 % к обороту. Это явилось результатом того, что темп роста издержек обращения превысил темп роста товарооборота. Увеличение среднего уровня издержек обращения привело и к относительному перерасходу — в 2008 году на 5 898,7 тыс. руб., а в 2009 году на 3 936,8 тыс.руб. Итак, из таблицы видно, что за последние два года на предприятии сложилась устойчивая тенденция к увеличению издержек обращения как в сумме, так и по уровню в % к обороту. Это связано, прежде всего, с увеличением товарооборота, с повышением тарифов на транспортировку товаров, с повышением заработной платы сотрудникам и рядом других факторов.
Цена в современной экономике – это не только индикатор соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего – важнейший элемент маркетинга фирмы.
Торговый Центр, как стабильная организация, прочно закрепившаяся на рынке Поволжья, использует такую ценовую стратегию, как «стратегия рыночных цен». Данная стратегия характерна для товара, находящегося на стадии «зрелости», когда уровень конкурентной борьбы стабилизировался и цены конкурирующих фирм отличаются незначительно, также как и товары не имеют существенных отличий. Цены на товар устанавливаются также с учетом торговой надбавки, которая рассчитывается плановым отделом ежемесячно.
Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое положение.
Валовой доход торгового предприятия – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Определяют его как выручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на их приобретение за определенный период времени.
Прибыль является основным результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
На объем прибыли оказывает влияние значительное количество внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся политическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, темпы инфляции, ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся объем валового дохода, размер расходов на ведение торговой деятельности, производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования собственных оборотных фондов.
Материалами для анализа прибыли являются годовой бухгалтерский баланс (см. Приложения Б, В, Г) и отчёт по форме № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» (см. Приложения Д, Е, Ж).
Рассмотрим факторный анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» (см. Табл. 7).
Из таблицы видно, что прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 11 025 тыс. руб., а в 2009 году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 16 075 тыс. руб. Этому способствовали, прежде всего, увеличение товарооборота в 2008 году на 97 430 тыс. руб. и в 2009 году на 255 970 тыс. руб. А так же увеличение суммы валового дохода в 2008 году на 30 918 тыс. руб., а в 2009 году на 58 819 тыс. руб.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 7 – Факторный анализ прибыли ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»
Показатель
2007
2008
2009
Отклонение (+,-)




2008
2009
Товарооборот (тыс.руб.)
630800
728230
984200
+97430
+255970
Сумма валового дохода (тыс.руб.)
94623
125541
184360
+30918
+58819
Сумма издержек обращения (тыс.руб.)
90664
110557
153301
+19893
+42744
Прибыль от продаж (тыс.руб.)
3959
14984
31059
+11025
+16075
Уровень валового дохода (%)
15,0
17,36
18,73
+2,36
+1,37
Уровень издержек обращения (%)
14,37
15,18
15,58
+0,81
+0,4
Уровень рентабельности продаж (%)
0,63
2,06
3,16
+1,43
+1,1

На основании этих данных можно сделать вывод, что увеличение прибыли произошло в основном за счёт повышения среднего уровня валового дохода.
К основным направлениям использования прибыли относят: выполнение обязательств перед бюджетами; расчёты с банками, предприятиями, организациями; инвестиции в развитие предприятия; выплата дивидендов по акциям.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, аккумулируется в нескольких фондах: накопления, потребления, резервном. Резервный фонд используется в основном для покрытия убытка за отчётный год.

3. Анализ обеспечения качества товаров и услуг

Качество продукции (товаров) – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие показатели: показатели назначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентно-правовые показатели, экологические показатели, показатели безопасности и другие показатели.
Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три – это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод.
Дифференциальный метод оценки уровня качества товара (продукции) – это метод оценки качества продукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества. Уровень качества товаров (продукции) оценивается сопоставлением совокупностей относительных показателей качества базового и оцениваемого образцов товара, при этом уровень качества оцениваемого образца считается ниже базового, если хотя бы один из них ниже единицы.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции – это метод оценки уровня качества товара, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов товара При этом количество рассматриваемых единичных показателей устанавливается требованиями нормативных документов – стандартами номенклатуры показателей качества. Оценка уровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием в качестве коэффициентов весомости: технико-экономических показателей; средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним относятся такие, которые зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
На торговом предприятии ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» управлением качеством продукции занимается специальный отдел – Департамент качества. В функции сотрудников данного отдела входит анализ сертификатов, которые присылают поставщики вместе с товаром (см. Приложение З); решение споров, возникающих с потребителями по вопросам качества товара; рассмотрение претензий; составление актов на отправку недоброкачественного товара поставщику; составление актов списания бракованного товара.
Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя.
Задачи анализа:
оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

4. Основные аспекты менеджмента на торговом предприятии

Под функцией управления понимается специфический вид управленческой деятельности, объективно необходимой для выполнения задач системы управления. Функции управления делят на общие и специфические. Общие функции включают те виды деятельности, состав которых не зависит от специфики предприятия и его структуры, т.е. они обязательны на любом предприятии. К ним относятся планирование, организация, мотивация, контроль. Состав специфических функций зависит от хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся управление персоналом, управление финансами, управление материальными и трудовыми ресурсами и т.д.
Планирование формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля.
Организация предпринимательской деятельности включает в себя ряд видов работ: формирование предпринимательской идеи, технико-экономическое обоснование создания предприятия и составление его бизнес-плана, выбор организационно-правовой формы предприятия и т.д.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Необходимость мотивации обусловлена тем, что менеджерам приходится работать с людьми и среди людей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направлять их действия в русло, желательное для организации.
В составе персонала выделяют три категории работников:
а) Персонал управления. Сюда относятся работники, выполняющие функции управления: руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д.
б) Торгово-оперативный персонал. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети.
в) Вспомогательный персонал. К нему относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением, — фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.
Определение потребности в рабочей силе представляет собой начальный этап кадрового планирования.
При найме на работу устанавливаются трудовые отношения между собственником рабочей силы и её покупателем. Однако наём – это не просто процедура зачисления. Изданию приказа предшествует большая работа по отбору наиболее подходящего претендента из желающих занять данное рабочее место.
Профессиональный подбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов связан с проведением комплексного обследования, сравнительного анализ личных качеств данного человека с неким эталоном требований, предъявляемых профессией.
Вначале идёт поиск нескольких претендентов, из них в результате отбирается 2-5 человек, которые представляются руководству предприятия для окончательного решения.
Отбор является многоступенчатым, включая предварительное собеседование, оценку анкетных данных, интервью, тестирование, оценку состояния здоровья, испытательный срок и окончательное решение о найме.
Выбор претендента закрепляется контрактом о приёме на работу, но этому предшествует стажировка (испытательный срок) до 3 месяцев. При положительной оценке деятельности работника, которую даёт руководитель, принимается окончательное решение о заключении контракта и его особых условиях.
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется непосредственно на предприятии. При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные группы и выполняют работу согласно учебной программе под руководством психологов.
В отличие от подготовки новых работников, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, переподготовка означает освоение рабочими новой профессии. Переподготовка также осуществляется непосредственно на предприятии. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутрифирменная текучесть работников.
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Повышение квалификации осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Организацию работы курсов осуществляет Департамент управления персоналом, в частности психологи и отдел кадров.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые отражают суть отношений по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Изучив документы и материалы на предприятии ОАО ТД «ТЦ – Поволжье», мною был сделан вывод, что для этого предприятия характерна линейно-штабная организационная структура управления (см. Приложение И). При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, департаментов и т.п.).
В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (департаменты и отделы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно — штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими — либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.
Достоинства линейно — штабной структуры:
более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
некоторая разгрузка высших руководителей;
возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки линейно — штабной структуры:
недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
тенденции к чрезмерной централизации управления;
Вывод: линейно — штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
Методом управления называется совокупность способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
К экономическим методам управления на ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» относятся: планирование, экономическое стимулирование, технико-экономический анализ, материальные санкции (за опоздание на рабочее место, за несоответствие стандартам по рабочей форме, за отсутствие на рабочем месте в неположенное время, за неграмотное обслуживание покупателей и т.д.), нормирование, ценообразование, финансирование, экономический контроль.
Организационно-распорядительные методы подразделяются на две группы:
Организационного воздействия. Организационное регламентирование – осуществляется при помощи административных актов: устава предприятия, должностных инструкций работников (см. Приложение К), правил внутреннего распорядка. Организационное нормирование – сюда относится установление норм и нормативов товарных потерь, расхода топлива и электроэнергии, численности работников, сроки предоставления отчетов.
Распорядительного воздействия – сюда относятся приказы, распоряжения, указания.
К социально-психологическим методам управления относят: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, проведение конкурсов, торжественных собраний, презентаций, стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, передача подчиненным отдельных прав руководителя, новаторство.
Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются связующим процессом.
Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми и более. Коммуникации подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями.
К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранной, обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды.
В качестве коммуникаций для организации используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и рекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуется письменное оформление документов. Изучение рынка ведется при помощи специальных организаций, т.е. существует множество способов коммуникаций.
Ко второй группе относятся межуровневые коммуникации, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель – подчиненный», коммуникации между руководителем и рабочей группой, неформальные коммуникации.
В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей.
Не менее важными являются коммуникации и по восходящей линии. Предприятие не может функционировать без информации о ходе производственного процесса. По восходящей передается информация о загрузке оборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции и т.д.
Для координации задач и действий подразделений организации требуется обмен информацией между ними, поэтому устанавливаются потоки информации между подразделениями по горизонтали. Таким образом координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределением ресурсами, сбытом продукции. Руководители различных подразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники.
Две трети всей деятельности на предприятии – это деятельность, основанная на коммуникациях «руководитель – подчиненный». Они относятся к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, так как оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, способностях работников, проблемах, изменениях, результатах, усовершенствованиях и т.д.
Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия, называется организационными документами. Организационные документы представлены уставами, положениями, в том числе о структурных подразделениях, инструкциями, в том числе должностными, правилами.
Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. К ним относятся приказы, распоряжения, указания, решения, постановления.
К документам по личному составу относятся документы, которые составляются службой персонала организации и регламентируют отношения работодателя и сотрудников организации. В настоящий комплект образцов включены следующие документы:
трудовой договор (контракт);
приказ по личному составу;
анкета;
резюме;
характеристика с места работы;
командировочное удостоверение;
Процесс управления представляет собой совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.
Принятие управленческих решений в ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур или этапов:
Стадия 1. Признание необходимости решения: восприятие и признание проблемы, интерпретация и формулирование проблемы, определение критериев успешного решения.
Стадия 2. Выработка решения: разработка альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернатив.
Стадия 3. Выполнение решения: организация и выполнение решения, анализ и контроль исполнения, обратная связь и корректировка.
Стиль руководства – устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в целях оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей организации.
Стиль может быть автократичным и либеральным.
Автократичный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти, возникающие вопросы обычно не обсуждаются, руководитель не терпит своей критики и часто прибегает к критике своих подчиненных.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к коллегиальности в решении всех важных вопросов деятельности предприятия. Директору торгового комплекса «Успех» ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» характерен именно такой стиль управления. Руководитель-демократ поощряет активность своих подчиненных, информирует своих подчиненных о положении дел в коллективе.
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый — принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
В любом коллективе могут возникать спорные ситуации, влекущие за собой начало конфликта. Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Началом конфликта является инцидент, который может возникнуть случайно или преднамеренно.
Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов: внутриличностные – когда интересы организации не совпадают с интересами личности; межличностные – психологическое столкновение людей с разными взглядами, темпераментом, ценностями; конфликт между личностью и группой; межгрупповые конфликты.
Существует множество способов разрешения конфликтов: уклонение, доминирование, капитуляция.
Методы и способы разрешения конфликтов различны – от бесед, просьб, убеждений, до силового разрешения (подавление, перевод, приказ, решение суда).
Главная задача руководителя в том, чтобы вникнуть в конфликт и разрешить его, используя различные методы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
5. Особенноститорговой деятельностипредприятия

Организацияхозяйственныхсвязей с поставщикамитоваров занимаетособое местосреди инструментовкоммерческойдеятельноститорговогопредприятия, так как этасистема представляетсовокупностьформ, методови рычаговвзаимодействияпредприятияс потребителямипродукции, выраженнаяв основнойдеятельностипо формированиюассортиментатоваров.
Итак, при осуществлениисделок на поставкутоваров торговомупредприятиюот поставщиковосновным документомявляется договор, регламентирующийотношенияпартнеров.
Договорвыполняетследующиефункции:
закрепляетюридическиотношения междупартнерами;
устанавливаетпорядок и способывыполненияобязательств;
предусматриваетспособы защитыобеспеченияобязательств.
Основнымипоставщикамиторговогокомплекса«Успех» являютсяследующие: ОАОТД «Нексит», ТД «Кенгару»,«Бенефис», ИП«Ялгушев», ТД«Де Риве», ТД«Арханг», «ИнкоБагаж»и др., которыеявляются посредникамимежду производителемпродукции ипредприятиемрозничнойторговли, скоторыми уторговогопредприятияположены рациональныехозяйственныесвязи на стабильнойдолговременнойоснове. Договорас этими поставщикамизаключаютсяна год. Кромеэтого, в течениегода возникаюткраткосрочныесвязи с различнымипоставщиками-посредниками, с которымизаключаютсядоговора поставкина небольшойсрок, или наразовую поставкутоваров. Вхозяйственнойпрактике договорявляется основойделовых отношенийдвух и многосторонних, обличенныхв письменнуюформу, с соответствующимиправилами (см.ПриложениеЛ).
Доставкатовара в магазиносуществляетсякак собственнымтранспортомкомпании, таки машинамитранспортныхкомпаний.Сопроводительнымидокументамиявляются транспортныенакладные, товарные накладные(см. ПриложениеМ) и счета-фактуры(см. ПриложениеН).
Номенклатура, или товарныйассортимент,- это вся совокупностьизделий, реализуемыхпредприятием.Она включаетразличные видытоваров. Видтовара делитсяна ассортиментныегруппы (типы)в соответствиис функциональнымиособенностями, качеством, ценой. Каждаягруппа состоитиз ассортиментныхпозиций (разновидностейили марок), которыеобразуют низшуюступень классификации.
Чтокасается товарнойноменклатуры, то это переченьгрупп товаров, предлагаемыхконкретнымпродавцом: женская и мужскаяодежда, женскаяи мужская обувь, женские и мужскиеаксессуары.
Ассортиментпродукциибуквальноозначает подборпредметов, совокупностьих наименованийпо каким-либопризнакам. Сэтой точкизрения ассортиментможет бытьпростым илисложным, узкимили широким.
Видовойассортименттоваров отражаетналичие в группетоваров рядавидов. Например, обувь включаеттакие понятиякак сапоги, ботинки, туфли, босоножки; аксессуарывключают такиепонятия какплатки, кошельки, обложки, ключницы, сумки, клатчии т.д.
Поднормированиемтруда понимаютпроцесс установлениянаучно-обоснованныхнорм затраттруда на выполнениеработ.
Нормойтруда называетсяустановленныйдля работникаобъем работыв час, день (смену), неделю, месяц, год, которыйон обязан выполнитьпри нормальныхусловиях работы.Различаютследующие видынорм труда: нормы выработки; нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности.
Нормавыработки — этоустановленныйв единицахрабочих операцийобъем работы, который работникдолжен выполнитьв час, день (смену), месяц, рабочийгод.
Нормавремени — этоколичестворабочего времени(в часах, минутах)для рабочейоперации, служитдля расчета, определениянорм выработкии других нормтруда.
Нормыобслуживания- это установленныйна одного работникаобъем обслуживанияплощадей.
Нормачисленностиработников- установленноеколичестворабочего персоналаопределеннойпрофессии, квалификациидля выполненияработ на данномучастке отдела, предприятия, учреждения, организации.
Информационноеобеспечениеявляется однойиз наиболееактуальныхи сложных проблем, стоящих передруководителямипредприятия, работающегов условияхрыночной ориентации.Использованиена предприятиикомпьютернойтехники позволяетулучшить иускорить процессорганизациирабочего времени.Учёт поступленияи движениятоваров осуществляетсяпутем сканированияштрих-кода, нанесенногона упаковкиили этикеткикаждого товара.Наиболее интереснойдля потребителяявляется информацияо месте производстваи стране происхождениятовара, котораяшифруетсяштриховымкодом.
Штриховойлинейный кодпредставляетсобой чередованиештриховки ипромежутковразной ширины.Такими штрихамизакодированалибо цифровая, либо буквеннаяинформация.Для расшифровкиштриховых кодовпользуютсяспециальнымсчитывающимприспособлением– сканером.
Всеобщеераспространениеполучил кодЕвропейскойсистемы кодирования, состоящий из13 цифр. Первые2 цифры показываютстрану происхождениятовара. Следующие5 цифр показываютпредприятие, изготовившееданный товар, очередные 5цифр – наименованиетовара, егопотребительскиесвойства. Последняяцифра используетсядля проверкиправильностисчитыванияштрихов сканером.
Чтокасается методовобслуживанияпокупателей, то в ТК «Успех»применяетсяметод продажитоваров с открытойвыкладкой исвободнымдоступом покупателя.
Припродаже товаровс открытойвыкладкой исвободнымдоступом покупателиимеют возможностьсамостоятельноознакомитьсяи отобратьвыложенныена рабочемместе продавцатовары. Ихвыкладываютна прилавках, стендах, в горках, вывешиваютна вешалкахи т. д. Функциипродавца приэтом методепродажи сводятсяк консультированиюпокупателей, помощи в отборетоваров, взвешиванию, упаковке иотпуску отобранныхими товаров.Расчетныеоперации могутосуществлятьсяв кассах, установленныхв торговом залеили на рабочемместе продавца.
Продажатоваров с открытойвыкладкой болееудобна по сравнениюс традиционнымиметодами, таккак многиепокупателиимеют возможностьодновременнознакомитьсяс выложеннымиобразцамитоваров, неотвлекая приэтом продавцовна выполнениефункций, связанныхс показом товарови информациейоб их ассортименте.Применениеэтого методапозволяетускорить операциипо продажетоваров, увеличитьпропускнуюспособностьмагазина иповыситьпроизводительностьтруда продавцов.Как правило, этот методприменяетсяпри продажетех товаров, реализациякоторых в магазинахсамообслуживанияосуществляетсячерез прилавкиобслуживания.Покупателиимеют возможностьсамостоятельноили с помощьюпродавца-консультантаознакомитьсяс моделями, размерами, цветом, проконсультироватьсяс продавцом-консультантоми сделатьокончательныйвыбор.
Сервиснымобслуживаниемв ТЦ-Поволжьеявляется бесплатнаядоставка мебели, бесплатныйи несложныйподгон одежды, раскрой одеждыпо журналу.

6. Маркетинг

Маркетинг— это философиясовременногобизнеса, определяющаястратегию итактику фирмыв условияхконкуренции.Она представляетсобой ориентированнуюна потребителяпроизводственно-сбытовуюдеятельность, обеспечивающуюфирме долгосрочнуюмаксимальнуюприбыль отреализацииее продукции.
Управлениемаркетингом— важнейшаяфункциональнаячасть общейсистемы управленияпредприятием, направленнаяна достижениесогласованностивнутреннихвозможностейпредприятияс требованиямивнешней средыдля обеспеченияприбыли. Внутренниевозможностипредприятия— это его материальныйи интеллектуальныйпотенциал.Внешняя среда— это рыночныеусловия, потребительскийспрос, действияконкурентов, а также регулируемыегосударствомэкономические, социальные, политическиеи тому подобныеусловия развития.
Службамаркетингав ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»являетсясамостоятельнымструктурнымподразделениемпредприятия, подчиняетсянепосредственнозаместителюгенеральногодиректора постратегическомупланированиюи руководствуетсяв своей деятельностидействующимзаконодательством, указаниямии приказами, утвержденнымипланами работ.
Работаслужбы ориентированана гибкоеприспособлениевсей хозяйственнойдеятельностипредприятияк изменениямэкономическойситуации вРоссии, учетатребованийпотребителейи сочетает всебе комплексныеработы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового иисследовательскогохарактера.
Основнойзадачей, стоящейперед службоймаркетингаявляется фактическийанализ реализациипродукциипредприятияи его основныхконкурентовв групповоми развернутомассортименте, включая:
анализуровня и тенденцийспроса, % обеспеченностипотребителейв разных отрасляхнашей продукцией, размеровнеудовлетворенногоспроса, в целомпо России и поотраслям (регионам)в отдельности;
анализценовой, сбытовой, рекламнойстратегий иметодов стимулированиясбыта, используемыхосновнымиконкурентамив целом по Россиии в конкретныхотраслях ирегионах, выявлениеих сильных ислабых сторон;
определениесегментов рынкадля основныхгрупп продукции, их доли и позицийна каждом сегментерынка;
анализпричин неудовлетворенногоспроса на продукциюпредприятияи разработкапредложенийпо снижениюего размеров;
разработкапредложенийпо освоениюновых рынков/сегментоврынка и предложенийпо диверсификации;
разработкапредложенийпо концепцииценовой стратегии, включая: системускидок в рамкахпрограмм постимулированиюсбыта.
Маркетинговаясреда фирмы- это совокупностьактивных субъектови сил, действующихза пределамифирмы и влияющихна возможностируководстваслужбой маркетингаустанавливатьи поддерживатьс целевымиклиентамиотношенияуспешногосотрудничества.
Маркетинговаясреда слагаетсяиз микросредыи макросреды.
Микросредапредставленасилами, имеющиминепосредственноеотношение ксамой фирмеи ее возможностямпо обслуживаниюклиентуры, т.е.поставщиками, маркетинговымипосредниками, клиентами, конкурентамии контактнымиаудиториями.
ТК«Успех» работаетнепосредственнос московскимипоставщиками, которые в своюочередь являютсяпосредникамимежду «Торговымцентром» ифирмой-производителем.Клиентамиданного магазинаявляются покупателисо среднем ивыше среднегоуровнем достатка, проживающиекак на территорииЛенинскогорайона, так иприбывающиеиз центральныхрайонов города.Конкурентамиявляются торговыекомплексы, находящиесяв центре города.Однако, преимуществомданного комплексаявляются болеенизкие ценына аналогичныетовары – около10-15% и наличие натерритории«ТорговогоЦентра» разноассортиментныхпавильонов, что очень удобнодля покупателей.
Макросредапредставленасилами болееширокого социальногоплана, которыеоказываютвлияние намикросредутакими, какфакторы демографического, экономического, технического, политического, культурногохарактера.
Информационноеобеспечениемаркетингаосуществляетсяна основе разработкимаркетинговойинформационнойсистемы (МИС), т.е. совокупностиприемов, методов, организационныхи техническихсредств сбора, накопленияи обработкиданных, необходимыхдля осуществлениямаркетингана предприятии.МИС складываетсяиз трех частей:
внутренняяотчетная информация, создаваемаяна самом предприятии;
внешняяинформация, публикуемаяв печати;
исследовательскаяинформация, формируемаяна основемаркетинговыхисследованийсилами самогопредприятияили специализированнымиорганизациями.
Важнымоснованиемдля управленияразвитиемтовара являетсяконцепция«жизненногоцикла товара».Такой циклимеет несколькостадий. Перваястадия зарождениеи внедрение— период появлениятовара на рынке.Вторая стадия— развитие ирост — периодпризнания ираспространениятовара на рынке.
Третьястадия — зрелость— период наибольшейстабильностиреализациитовара, насыщениярынка. Четвертаястадия — старение, отмирание —период сниженияпродаж, исчезновенияспроса.
Привыведениинового товарана рынок маркетинговыерешения направленына повышениеинформированностипотенциальныхпотребителей.Используютсяметоды стимулирования(бесплатныеобразцы, публичнаядемонстрация, получениеотзывов и др.).Проводитсяреклама, формируютсянадежные каналыраспределения, производитсяокончательнаямодификациятоваров и т.п.
Настадии развитияи роста маркетинговыерешения связаныс максимальнымуровнем охватарынка в условияхрасширяемогоспроса. Дальнейшеепроникновениена рынок связанос улучшениемкачества ирасширениемассортиментатоваров, интенсификациейсбыта, усилениемконтроля выполнениязаказов.
Маркетинговыерешения настадии зрелостинаправленына сохранениепозиций товарана рынке, егорыночной доли, конкурентныхпреимуществ.Осуществляетсядифференциациятовара, происходитактивный поискновых рыночныхниш, развиваетсяценовое продвижениетоваров. Большоезначение придаетсяанализу прибыльностиассортиментныхгрупп, сокращениюиздержек.
Настадии спадарешения направленына поддержаниепозиций наостаточномрынке или науход с рынка.Происходятснятие с реализациинерентабельнойпродукции исокращениемаркетинговыхзатрат.
Развитиетоварногоассортиментаявляется важнейшейфункцией маркетингана предприятии.Решения поразвитию товарногоассортимента(продуктовогомикса) принимаютсяна основе:
производственныхресурсов предприятия, его финансовыхвозможностей, системы сбыта, квалификациикадров и др.;
потребностейрынка, ожиданийпотребителейв приобретенииполезных свойствтоваров, ихмотивации иповедения нарынке и др.;
нахождениявозможностейсоздания прибыльныхдля предприятияпродуктовыхлиний, соответствующихв то же времятребованиямрынка и динамикеразвития спроса.
Предприятиеможет управлятьпродуктовыммиксом путемувеличениячисла товарныхединиц в рамкахрасширенияассортиментногоряда, модернизациитоваров, а такжесокращенияих числа.
Каналыраспределенияхарактеризуютсясвоей длинойи шириной. Длинаканала распределенияявляется основнымпоказателеми определяетсячислом звеньев.Ширина каналаобусловливаетсячислом участниковв каждом звенеканала распределения.При этом производительтовара являетсяначальным, апотребителиконечным звеньямиканала. В ОАОТД «ТЦ-Поволжье»используетсяодноуровневыйканал распределения– от производителятовар попадаетв торговый залчерез посредников.
Торговыепосредникииграют важнуюроль в продвижениитоваров предприятияна рынок. Отправильногоих выбора вомногом зависитуспешная продажатоваров.
Торговыепосредникиподразделяютсяна простыхпосредникови торговцев.Торговцы — этоорганизации, предприятияи лица, осуществляющиеперепродажуили продажутоваров и услугпромежуточными (или) конечнымпотребителям.Торговые посредникиприобретаюттовар в собственность, становятсяего владельцамии действуютот своего имении за свой счет.Доходы торговцевобразуютсякак разницамежду ценойпокупки и ценойпродажи (торговаямаржа). У «ТорговогоЦентра» такимипосредникамиявляются различныеТорговые дома, ОАО, ООО, оптовыесклады, которыепроизводятотправку товаралибо личнымтранспортом, либо транспортомкомпании.
Существуютразличныекритерии, спомощью которыхможно оценитьи выбрать торговогопосредника:
финансоваянадежность: источникифинансирования, платежеспособность, опыт ведениябизнеса;
маркетинговаяполитика: стратегическиерешения, конкурентныепреимущества, товарная, ценовая, коммуникативнаяполитика;
состояниесбытовой сети: материально-техническаябаза, динамикапродаж, товарныезапасы, охватрынка;
известностьи репутация: имидж и торговаямарка, профессиональнаяподготовкаперсонала, членство вассоциацияхи объединениях.
Припродвижениитоваров нарынке предприятиеиспользует2 вида контактовс потребителями– безличные(реклама) и личные(персональныепродажи). Определяющимимоментамивыбора безличныхконтактов, вчастностирекламы, являются:
привлекательность: одновременныйохват целевойаудитории; доступностьсообщений длямассовогопотребителя; низкие затратына каждое«предъявление»информации;
ограничения: небольшое числоаргументов; безличноеобщение; сложностьоценки эффективности.
Выборличных контактов, в частностиперсональныхпродаж, определяются:
привлекательность: интерактивныйобмен информацией; возможностьадаптации кконкретнымтребованиямпотребителя; условия длябыстрого принятиярешения;
ограничения: высокая стоимостькаждого «предъявления»информации; незначительныйохват потенциальныхпокупателей; неконтролируемаяформа контактов.
Основноймаркетинговойстратегиейрекламы в ОАОТД «ТЦ-Поволжье»является стратегия«образа» — ориентированнаяна закрепленииположительногоотношения, верности торговомупредприятию.Используетсядля усиленияпозитивногоимиджа. И также используетсястратегия«новости», которая содержитв себе информациюо новинках напредприятии– о поступленииновых коллекцийтовара, скидках, акциях и т.д.
Существуютразные методыстимулированиясбыта. Они могутбыть ориентированына различнуюцелевую аудиторию: на покупателей, на персонали на саму торговлю.Все методыстимулированиясбыта имеютодну общую цель– увеличениепродаж. В ТЦ«Поволжье»инструментамистимулированиясбыта, ориентированнымина потребителя, являются: приобретениенакопительныхдисконтныхкарт от 4 до 10 %, различныескидки и бонуснаясистема, рассчитаннаядля владельцев10 % дисконтныхкарт (постоянныхпокупателей).Суть этой системысостоит в накоплениибонусов – скаждых 15 000 руб.от покупок надисконт начисляютсябонусы в размере500 рублей, изкоторых можнопомимо дисконтаоплатить еще20 % от стоимоститовара. Даженебольшоеснижение ценызаставляетпотребителейпокупать товар, потому что онидумают, что темсамым экономятденьги. А проведениеразличных акцийи сезонныхраспродажзаставляетпокупателейвозвращатьсявновь и вновьв данный магазин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :