Титульный лист
Дипломная работа на квалификацию специалиста (5 курс)
Сдавалась: Крымская Академия природоохранного икурортного строительства – 1 раз 2000 год
Институт экономики и управления /г. Симферополь/ – 2раз 2001 год
СодержаниеВведение 4Глава 1.Общие положения о предприятии.1.1. Характеристика предприятия 61.2. Перспективные планы предприятия. 91.3.Потребителии конкуренты ОАО «Крымпродмаш» 111.4.Производственно-организационнаяструктура предприятия. 14
Выводы к главе 1. 15Глава 2. Анализ хозяйственнойдеятельности
2.1. Анализ производства и реализации продукции. 16
2.1.1. Анализ динамики товарнойпродукции. 17
2.1.2. Анализ выполнения плана повыпуску и ассортименту продукции. 21
2.1.3. Анализ качества произведеннойпродукции. 24
2.2. Анализ организационно-технологического уровня предприятия. 25
2.2.1. Анализ состава и структурыосновных производственных фондов. 26
2.2.2. Анализ показателейобеспеченности и уровня использования – фондоотдача, фондоемкость, рентабельность. 29
2.3. Анализ себестоимости промышленной продукции.
2.3.1. Анализ структурных затрат всебестоимости продукции. 34
2.4. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия.
2.4.1. Анализ обеспеченностипредприятия трудовыми ресурсами. 38
2.4.2. Анализ производительноститруда. 41
2.4.3. Анализ фонда заработной платы. 43
2.5. Анализ обеспеченности и использования материальных ресурсов.
2.5.1. Анализ обеспеченностиматериальных ресурсов. 46
2.5.2. Анализ использованияматериальных ресурсов. 47
2.6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
2.6.1. Анализ балансовой прибылипредприятия. 49
2.6.2. Анализ рентабельностидеятельности предприятия 53
Выводы по главе 2. 57Глава 3. Разработка элементовэкономической стратегии предприятия.
3.1. Анализ финансового состояния предприятия.
3.1.1. Анализ пассивов предприятия. 61
3.1.2. Анализ активов предприятия. 63
3.1.3. Анализ эффективностииспользования капитала. 65
3.1.4. Анализ платежеспособности иликвидности предприятия. 68
3.2. Разработка элементов экономической стратегии. 70
3.2.1. Технологическиеусовершенствования.
3.2.1.1. Модернизация однорядногопресс-автомата для производствакрышки СКО. 73
3.2.1.2. Механизация ручного трудаупаковки крышки. 75
Выводы по главе 3. 76Заключение 77Список использованной литературы 81Приложения 83
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям анализ хозяйственной деятельностиприобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексноизучить работу предприятия с целью объективной оценки результатов и выявлениявозможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Достигнутыерезультаты оцениваются с точки зрения их соответствия требованиям объективныхзаконов рыночной экономики, а также хозяйственным задачам, стоящим передизучаемым объектом в анализируемый период. Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурныхподразделений, так как эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики.
В ходе экономического анализа изучаются хозяйственные процессыпредприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовыерезультаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных исубъективных факторов, получающие отражения через систему экономическойинформации. Необходимо выделить изучение влияние объективных внешних факторов.Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают, как правило,действие экономических законов. Влиянию на хозяйственную деятельностьсубъективных факторов необходимо уделить особое внимание в ходе анализахозяйственной деятельности. Так как субъективные факторы связаны с конкретнойдеятельностью человека и полностью зависят от него. Успешное хозяйствование,ритмичное и полное бизнес-планов определяется умелым руководством тем или инымпроизводственным коллективом, правильной организацией производства, экономики,финансов; глубоким знанием дела конкретным исполнителем; его экономической иорганизационной подготовленностью.
Значением, содержанием и предметом экономическогоанализа определяются и стоящие перед ними задачи. К числу важнейших из нихследует отнести:
- повышение научно-экономическойобоснованности разработанных планов и нормативов;
- объективное и всестороннееисследование выполнения поставленных задач;
- определение экономическойэффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов(отдельно и в совокупности);
- контроль над осуществлениемтребований коммерческого расчета;
- испытание оптимальностиуправленческих решений.
Общий подход к изучению предмета экономического анализаопирается на диалектический и исторический материализм – основу научногомышления во всех областях экономической науки.
Методом анализа называется способ системногокомплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов навыполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития,осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана, учета,отчетности и других источников информации.
Метод анализа реализуется через его научный аппарат,представляющий собой совокупность приемов исследования, из которых многиеприменяются не только в анализе, но и в других науках. Основными приемамиявляются следующие: прием сравнения, группировка, выделение «узких мест» иведущих звеньев, прием цепных подстановок. При использовании этих приемов ибудет проведен анализ хозяйственной деятельности ОАО «Крымпродмаш».
Глава 1.Общие положения о предприятии.1.1. Характеристика предприятия
ОАО «Крымпродмаш», в дальнейшем предприятие, являетсяоткрытым акционерным обществом, созданным согласно Законов Украины «Опредприятиях», «О предпринимательстве» и «О хозяйственных обществах», на основеколлективной формы собственности с правом найма рабочей силы. ОАО «Крымпродмаш»расположено по адресу: г. Симферополь, Евпаторийское шоссе,8. В составобъединения входят – конструкторское бюро, серийный завод и испытательныйцентр. Предприятие имеет собственный баланс, расчетный и другие счета в банках.
Завод стал крупнейшим в отрасли производителем технологического оборудованиядля перерабатывающего пищевого машиностроения. В отличие от технологии,приготовления, дозировки и укупорки пищевых продуктов, технология изготовленияпродукции совершенствуется постоянно. Для развития этой отрасли возможно лишьвнедрение технических приспособлений для снижения доли ручного труда (станки сЧПУ, ЭВМ).
Целью деятельности Общества является осуществление рыночных взаимоотношений иполучение прибыли на основе удовлетворения потребностей граждан,предприятий, учреждений и организаций в производимойпродукции и товарах, оказываемых услугах и выполняемых работах в сферахопределяемых предметом деятельности.
Основной целью деятельности предприятия являетсяпроизводство комплексов, линий, машин и оборудования для изготовленияметаллических сборных и цельных консервных банок и крышек, в т.ч. крышек длябанок типа «Твист офф», также производятся дозировочные, дозировочно-закаточныеи укупорочные машины для всех видов консервных банок в т.ч. крышек для баноктипа «Твист офф», оборудование для первичного виноделия и производства соков:дробилки, стекатели, прессы. Предприятие оказывает и услуги по производствунаучно-технической продукции в области технологий, машин, оборудования дляперерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. Возможно выполнениеработ и оказание сервисных услуг по предоставлению информации, монтажу,наладке, пуску, эксплуатации и ремонту всех видов технологическогооборудования.
Правильное ведение хозяйства и рост объемовпроизводства приведет к росту необходимого количества рабочей силы иследовательно, будет выполнена одна из основных задач деятельности ОАО«Крымпродмаш» — организация новых рабочих мест.
В соответствии с уставными целями предприятиеосуществляет следующие виды деятельности:
- производство и реализацияпродукции производственно — технологического назначения, главным образом технологического оборудования дляперерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и запасных частей к нему;
- производство и реализациянаучно-технической продукции (работ и услуг), выполнение проектных и тому подобных работ, главным образом вобласти технологий, машин, оборудования и производства для перерабатывающихотраслей агропромышленного комплекса;
- производство и реализациятоваров бытового назначения и другой продукции народного потребления;
- выполнение работ и оказаниесервисных услуг по предоставлению информации, монтажу, наладке, пуску,эксплуатации и ремонту всех видов технологическогооборудования;
- выполнение различного родастроительных, монтажных, транспортных и других тому подобных работ и услуг по заявкам (заказам) юридических и физических лиц;
- предоставление посредническихуслуг по реализации продукции (работ и услуг) как собственного так и не собственногопроизводства;
- осуществление с производимой продукцией бартерных,таможенных, торгово-закупочных и тому подобных операций, в том числе на иностранную валюту в порядке, установленном действующим законодательством;
- предоставление гражданам услуг социально-бытового характера,в том числе в сфере организации досуга и отдыха;
- осуществление других видов работ и услуг, не запрещенных действующим законодательством Украины иРеспублики Крым.
- выполнение работ, составляющихгосударственную тайну Украины, а по отдельным темам в перспективе;
- обеспечение режима секретностипри выполнении работ составляющих государственную тайну.
1.2. Перспективные планыпредприятия.
Для получения желаемых результатов деятельности на каждомпредприятии должна быть разработана стратегия развития предприятия хотя бы наближайшие пять лет. ОАО «Крымпродмаш» за этот период планирует освоить новыерынки сбыта за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции.
До сих пор деятельность завода была ограничена выпускомоборудования для консервной и пищевой промышленности. В связи с тем, что небыли удовлетворены основные потребности населения в продуктах питания, проблемыупаковки товара на предприятиях Украины отходили на второй план, и производствокачественной упаковки не осваивалось. По мере насыщения рынка товарами ивозникновения конкурентной среды, появилась необходимость в применениикачественной упаковки различных типов. Предприятие может предложитьпокупателям не только конечный продукт –оборудование, но и промежуточные – различные услуги и работы Наряду с развитиемдеятельности по выпуску продукции основного производства (продовольственноемашиностроение), планируется также и выпуск товаров народного потребления,расширение ассортимента продуктов питания, производство жестяно-баночнойпродукции.
Для динамичного развития предприятия произведено включение в составОАО «Крымпродмаш» сельскохозяйственного предприятия.
В текущем году планируется стабилизироватьпроизводство, исходя из реальных мощностей, в результате чего, будут выделенысредства на расширение производства.
Для выполнения данных мероприятий необходимо:
1. наладить снабжение предприятиясырьем как для программы основного производства, так и для вспомогательныхпроизводств (это планируется сделать за счет сельскохозяйственногопредприятия);
2. улучшить материально-техническуюбазу предприятия за счет капитального ремонта и модернизации оборудования,введение в действие нового оборудования, капитальных зданий и сооружений;
3. обеспечить рациональноеиспользование трудовых ресурсов путем внедрения прогрессивных систем управленияперсоналом, оплаты труда и использования компьютерных технологий припланировании и контроле производственной деятельности.
Доход предприятия образуется от реализации продукции,предоставления услуг, выполнения работ и внереализационных поступлений. Полученнаяприбыль используется для создания специальных фондов предприятия, расчетов сбюджетом и на др. цели. Предприятие образует следующие фонды:
- резервный – не менее 10%уставного капитала;
- фонд развития производства –5%.
1.3. Потребители и конкуренты ОАО«Крымпродмаш»
ОАО «Крымпродмаш» функционирует на рынке достаточнодолгое время, и за это время продукция, выпускаемая предприятием,зарекомендовала себя с наилучшей стороны. В частности качество ее лучше, чем уконкурентов, что объясняется узкой специализацией производства. За времяхозяйствования предприятия (а это более чем 100 лет) накоплен богатейший опыт,подобран персонал соответствующей квалификации, имеется необходимоепроизводственное оборудование. Привлекательность продукции также объясняется и темфактом, что все оборудование производится с применением цветного металла(высококачественной «пищевой» нержавеющей стали, бронзы и т.д.), новыхсовременных синтетических материалов. Этот факт, конечно, не удешевляетпродукцию, однако гарантирует ее качество и соответствие не толькогосударственным, но и зарубежным стандартам.
В Крыму фирм-производителей оборудованияпродовольственного машиностроения нет, однако есть конкуренты в сфере услуг поразработке такого рода продукции и производства пуско-наладочных работ. Этофирма «Консервные машиностроительные системы», образованная бывшими работникамиконструкторского бюро ОАО «Крымпродмаш». Она действует как самостоятельноеконструкторское бюро.
Все промышленные предприятия продовольственногомашиностроения состоят в Ассоциации продовольственного машиностроения «Прома».Члены Ассоциации являются конкурентами и партнерами одновременно.
Основные Украинские конкуренты-производители:
- Бартский машиностроительныйзавод (Винницкая область);
- Одесский машиностроительныйзавод;
- Черкасский заводпродовольственного машиностроения.
Эти предприятия специализируются соответственно на закаточныхмашинах, дозировочного и этикетировочного оборудования, оборудования дляизготовления жестяно-баночной продукции, и работают на сегменте рынка небольшихи недорогих аппаратов.
К преимуществам этих предприятий можно причислитьследующее: довольно низкие цены на продукцию, организацию обратной связи спотребителем (выезд на место специалистов, работа по индивидуальным заказам),быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры (это связано снезначительными объемами производства), низкий уровень накладных расходов,активное проведение рекламных компаний.
Однако у них есть и свои недостатки: они не могутпозволить себе производить ассортимент всего оборудования, производимоеоборудование не обладает большой производительностью и не подходит крупнымпредприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также ощутимаянехватка оборотных средств.
В связи с этим ОАО «Крымпродмаш» концентрирует усилияна освоении и удержании доли рынка мощного оборудования, мероприятиях поснижению себестоимости выпускаемой продукции, организации на предприятии службымаркетинга для проведения рекламных кампаний и участия в отраслевых выставках.
Покупателями продукции предприятия являются какотечественные так и зарубежные предприятия. Доля экспорта во всем объеме продажсоставляет около 60%. Это объясняется финансовыми трудностями в отечественномсельском хозяйстве и отсутствием необходимого объема сырья.
Для успешной реализации своей продукции ОАО«Крымпродмаш» использует систему сбыта, которая состоит из:
- реализации на местеизготовления продукции;
- работа с посредниками.
В перспективе, после увеличения объемов выпускапродукции планируется открытие собственных торговых представительств,тяготеющих к основным рынкам сбыта, а также заключению долгосрочных договоров стакими организациями как рыбоперерабатывающими заводами, рыболовецкимифлотилиями, мясокомбинатами и т.д.
Сырьем для производства продукции является широкийспектр материалов как отечественного, так и зарубежного производства. ОАО«Крымпродмаш» тесно сотрудничает почти со всеми предприятиями металлургической,химической, электротехнической, нефтеперерабатывающей промышленности и т.д.
1.4. Производственно-организационнаяструктура предприятия.
Управление предприятием в соответствии с Уставомосуществляет общее собрание Правление, состоящее не только из акционеровпредприятия.
Текущее руководство деятельностью предприятияосуществляет председатель правления – генеральный директор. Он избирается общимсобранием акционеров.
Контроль над деятельностью предприятия осуществляетсяревизионной комиссией, избираемой общим собранием.
Предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждаетцелевую программу и планы производственно-хозяйственной деятельности.
Схема управления персоналом ОАО «Крымпродмаш»достаточно велика (см. приложение 1).
Существуют производственные подразделениянепосредственно подчиненные генеральному директору: коммерческий отдел, отделмаркетинга и PR, юридический отдел, специальная часть, отдел кадров,канцелярия, транспортный участок, отдел эксплуатации оборудования, отдел порежиму и контролю работы предприятия.
У генерального директора есть заместители, отвечающиеза специфические стороны управления предприятием: заместитель по экономике, попроизводству, по капитальному строительству.
Для осуществления вспомогательных, обеспечивающихфункций есть главный инженер и главный бухгалтер, оперативно решающие вопросы.
Начальники отделов, цехов и подразделенийсамостоятельно определяют пути и методы достижения целей, поставленныхруководством ОАО «Крымпродмаш»
Выводы по главе 1.
Как видно из приведенного выше материала и схемы – ОАО«Крымпродмаш» является предприятием производственной сферы, обладающей достаточным потенциалом длярасширения производства. Для того чтобы выявить все имеющиеся источники расширения, а также устранитьнедостатки, необходимо провести анализ хозяйственной деятельности по разнымнаправлениям.
Глава 2.Анализ хозяйственной деятельности
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышенияэффективности производства, конкуренциипродукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управленияпроизводством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства,инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этих целей отводитсяанализу хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатываютсястратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения,осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективностипроизводства, оцениваются результаты деятельности предприятия, егоподразделений и работников.
Анализ хозяйственной деятельности проводится по нескольким направлениям и, поскольку темпы роста объема производства продукции, повышение ее качестванепосредственно зависит от величины издержек, прибыли и рентабельностипроизводства, анализ работы промышленныхпредприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.
2.1. Анализ производства иреализации продукции.
Объектами такого анализа являются:
- объем производства и реализациипродукции в целом по предприятию и по подразделениям;
- анализ влияния ассортимента иструктуры продукции на объемы товарной продукции;
- анализ качества продукции.
Анализ объема производства начинается с изучения динамикипродукции, расчета базисных и ценных темпов роста.
2.1.1. Анализ динамики товарнойпродукции ОАО «Крымпродмаш».
Таблица 2.1.1. Динамика товарнойпродукции
ОАО «Крымпродмаш» за 1997 год.
Период
Товарная продукция в сопоставимых ценах (тыс. грн.)
Темпы роста, %
Базисные
Ценные
I квартал 1999 года
2150,2
100
100
II квартал 1999 года
2387,6
111
111
III квартал 1999 года
2190,9
101,9
91,8
IV квартал 1999 года
2750,5
127,9
125,5
Среднеквартальный темп роста рассчитывается по формуле:
Твн = n-1√Т1*Т2*Т3*Т4
Тпр = 3√1*1,11*1,019*1,279 = 3√ 1,44 = 1,28 = 112,8%
Для большей наглядности динамику товарной продукцииможно представить на диаграмме:
Вывод к диаграмме 1.
Как видно из расчетов, приведенных в таблице 2.1.1. идиаграмме 1, фактический выпуск товарной продукции колеблется по месяцам. Однимиз основных причин такой нестабильности является неплатежеспособностьзаказчиков. Не оплатив вовремя за заказанную продукцию, заказчик лишаетвозможности завод оплачивать расходы на производимую продукцию.
Таблица 2.1.2.Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 1999 год ОАО «Крымпродмаш».
Продукция
План на 1999 год
тыс. грн.
Факт на 1999 год
тыс. грн.
Отклонения от плана
+/-
%
Технологическое оборудование и запасные части для пищевой промышленности
12809,1
9212,3
-3596,8
-28,1
В т.ч. запасные части
800
544,9
-255,1
-31,9
Товары народного потребления
580
81,5
-498,5
85,5
Работы промышленного характера
120
185,4
65,4
+54,5
Итого товарная продукция:
13509,1
9479,2
-4029,9
-29,8
В таблице 2.1.2. приведены данные по выпуску продукции в 1999 годус расшифровкой по структуре выпускаемой продукции. План ОАО «Крымпродмаш» восновном в настоящее время формируется на базе заключенных договоров напоставку продукции и частично план устанавливает само предприятие с учетомвозможностей и знания конъюнктуры рынка. Но как видно из таблицы, план восновном не выполнен. Причина одна – нет средств оплачивать расходы: поставкуматериалов, электроэнергию. Выполнен план по пункту «работы промышленногохарактера» (услуги населению). Но удельный вес этих работ в общем объемевыпуска продукции невелик – 2%, и выполнению из имеющихся на складахзалежавшихся материалов или отходов производства.
Таблица 2.1.3. Анализ выполнения плана по выпуску продукции
за IV квартал 1999года ОАО «Крымпродмаш».
Вид продукции
Объем производства продукции
Отклонение планового выпуска от прошлого квартала
Отклонение фактического выпуска продукции
III квартал
IV квартал
Тыс. грн.
%
От планового
От прошлого квартала
План
Факт
Технологичное оборудование и запасные части к нему
2123,4
3459,7
2668,7
+1336,3
+62,9
+791,4
+544,9
В т.ч. запасные части
155,7
180
69
+24,3
+15,6
-111
-86,7
Товары народного потребления
52
165
3,8
+113
+217,3
-161,2
-48,2
Работы промышленного характера
15,5
30
78,4
+14,5
+93,5
+48,4
+62,9
Итого товарной продукции:
2190,9
3654,7
2750,5
+1463,8
+66,8
-904,2
+559,6
Так как ОАО «Крымпродмаш» ориентировано на обеспечениетехнологическим оборудованием перерабатывающих отраслей промышленного комплекса(консервной промышленности), то сезонность выпуска сельскохозяйственнойпродукции, хоть и косвенно, но сказывается на выпуске продукции предприятия.Так из таблицы 2.1.3. видно, что в IV квартале 1999 года предприятиепланировало увеличить объем выпускаемой (чтобы консервные предприятия успелиподготовиться к сезонному выпуску своей продукции), однако фактически, план невыполнен, но имеет место увеличение выпуска продукции по отношению к IIIкварталу (на 25%).
2.1.2.Анализ выполнения плана повыпуску и ассортименту продукции.
ОАО «Крымпродмаш» выпускает широкий ассортиментпродукции, что затрудняет проведение анализа выполнения плана по ассортименту вразрезе всех видов производимой продукции.
Так, в 1999 году планировали выпуск технологическогооборудования по 33 наименованиям, фактически план выполнен по 28 наименованиямили на 85% (28/33 *100).
Таблица 2.1.4. Выполнение плана поструктуре ОАО «Крымпр